Музей под открытым небом, Козьмодемьянск

Козьмодемьянск

Расположен Козьмодемьянск в очень живописном месте, на высоком правом берегу Волги  Республики Марий Эл. Более четырехсот лет назад облюбовал этот берег царь Иван Грозный. В 1583г. повелел он поставить город и назвать его именем святых, братьев-врачевателей Козьмы и Дамиана.
В городе функционирует целый музейный комплекс, объединяющий на данный момент 4 музея, каждый из которых, по-своему, уникален. 
 

ПРАЗДНИК БЕНДЕРИАДА В КОЗЬМОДЕМЬЯНСКЕ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО КОЗЬМОДЕМЬЯНСК - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ГОРНОМАРИЙСКИЙ РАЙОН РИЭ - ТУТ!

 


Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева – "Малая Третьяковка на Волге" – одна из старейших картинных галерей на Волге, основанная в 1919 г. Музей купеческого быта – это памятник купечеству, которое в 19 в. сыграло важную роль в развитии Козьмодемьянска и превращении его в один из крупных центров лесной торговли в России. Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова – небольшая "деревенька", где полностью воссоздана жизнь и быт горных мари. Музей сатиры и юмора им. О. Бендера популяризует роман И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев", в котором г. Козьмодемьянск явился прообразом г. Васюки.

Город привлекает внимание гостей не только своими музеями. В любую погоду приятно пройтись по узким улочкам старого города. Радует глаз множество купеческих домов, которые сохранились и до наших дней и через столько лет очаровывают своими кружевными нарядами – великолепной ажурной, накладной и пропильной резьбой.

На самой высокой точке города Козьмодемьянска расположился Этнографический музей марийского народа. Основная экспозиция музея, состоящая из деревянных изб, бань, мельницы, колодца, кузницы и других строений, находится под открытым небом в живописном месте с видом на реку Волгу.

Созданный из построек марийского народа музей был перевезён из зоны затопления Чебоксарской ГЭС в начале 1980-х годов и обрёл этнографическую направленность. На первый взгляд музей напоминает обычную русскую деревеньку, но если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что резьба, украшающая усадьбу и часовню, торчащие из стен декоративные ветки и традиционные атрибуты искусства марийцев придают каждому строению свой уникальный, неповторимый вид.

Визитная карточка Марийского Этнографического музея – действующая деревянная мельница, внутри которой можно осмотреть механизмы, приводящиеся в действия вращающимися крыльями мельницы в ветренную погоду. Туристический интерес вызывают уже забытые в современном мире объекты быта: колодец-журавль, летний шалаш, плетеные заборы, высокие качели и телега с деревянными колёсами. Музей украшает усадьба зажиточного крестьянина с экспозицией национальной одежды и обуви, а также кузница, баня, овины, риги с полностью воссозданным интерьером каждой постройки.

Этнографический музей в Козьмодемьянске является единственным музеем, знакомящим с историей марийского народа, и один из двух в европейской части России, целиком посвящённый этнографии малых народов.
   


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Марийский этнографический музей им. В. И. Романова — музейный комплекс под открытым небом. Музей располагается в городе Козьмодемьянск, входит в состав Козьмодемьянского музейного комплекса.
В целях сохранения для последующих поколений образцов старинных орудий труда и быта, применявшихся в дореволюционном и довоенном крестьянском хозяйстве Марийского Поволжья, собрание уполномоченных районного совета колхозов 2 сентября 1977 года постановило создать силами и средствами колхозов, совхозов и предприятий города и Горномарийского района в г. Козьмодемьянске районный музей земледельца. 27 февраля 1979 года решением исполнительного комитета Горномарийского районного Совета народных депутатов началось строительство этнографического музея под открытым небом в Козьмодемьянске, при поддержке первого секретаря райкома КПСС В. И. Романова. 
Музей был открыт летом 1983 года, это событие приурочили к 400-летию Козьмодемьянска. Музей стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей горномарийской стороны. Создатели музея стремились воссоздать оригинальные детали архитектуры и быта горномарийского населения.
Площадь музея составляет более 5 гектаров. 
На его территории построено более 60 различных строений и объектов, собрано свыше 7000 экспонатов старины, предметов труда и быта горных мари.


  
КОЗЬМОДЕМЬЯНСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС
Козьмодемьянский музейный комплекс — культурно-образовательное и научно-исследовательское учреждение Республики Марий Эл. Музейный комплекс расположен в городе Козьмодемьянск.
Музейный комплекс создан в целях: собирания и хранения музейных предметов и музейных коллекций; выявления музейных предметов и музейных коллекций; изучения музейных предметов и музейных коллекций; публикации музейных предметов и музейных коллекций; осуществления просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности.


В Козьмодемьянском культурно-историческом музейном комплексе состоит на учёте 55 873 предмета основного фонда (на 01.01.2012):
Произведения живописи — 1203 ед.
Графические работы — 1970 ед.
Скульптуры — 89 ед.
Произведения прикладного искусства, быта и этнографии — 3572 ед.
Предметы археологии — 5382 ед.
Нумизматика — 4625 ед.
Редкие книги — 8425 ед.
Оружие — 113 ед.
Документы — 30 286 ед.
Предметы естественно-научной коллекции — 2 ед.
Прочие предметы — 206 ед.
Предметы научно-вспомогательного фонда — 10 479 ед.
 
Структура
Художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева — своего рода «Малая Третьяковка на Волге» — одна из старейших картинных галерей на Волге, основанная в 1919 году.
Музей купеческого быта — это памятник купечеству, которое в XIX веке сыграло важную роль в развитии Козьмодемьянска и превращении его в один из крупных центров лесной торговли в России.
Этнографический музей под открытым небом им. В. И. Романова — небольшая «деревенька», где полностью воссоздана жизнь и быт горных мари.
Музей сатиры и юмора им. О. Бендера, популяризирующий роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев», в котором г. Козьмодемьянск явился прообразом г. Васюки.
Гостиничное хозяйство «Лада».
Музей «Дом морёного дуба», работает постоянная экспозиция «Сокровище реки», под сокровищем реки понимается морёный дуб. Экспозиция является единственной в России.
В мае 2013 г. на сайте музейного комплекса был запущен виртуальный тур.
 
   
Домашние промыслы марийских женщин
Тонышы первиш кид пӓшӓвлӓ
 
Значительное место в жизни марийцев занимал домашний промысел. В нем особо можно выделить обработку растительного волокна для изготовления одежды. С этой целью в крае сеяли лен и коноплю. Вся работа по выращиванию и обработке волокон ложилась на женские плечи. Чтобы волокна отделить от стеблей, пучки держали 3-4 недели в пруду или на озере. Затем сушили, сначала во дворе или под навесом, а потом на печке либо в бане. Высушенные пучки мяли на мялках, толкли пестами в ступе, размягченное волокно трепали деревянными ланцетовидными трепалами, чесали щетками, и получалась кудель. Щетки эти изготовлялись из свиной щетины, скрепленные смолой или сапожным варом, а также нередко из шкуры ежа. Чесаную кудель свертывали в пучки и привязывали к прялке для прядения. С первого начеса получается третьесортная нитка, холст из нее грубый и темный, его использовали для портянок и для шитья мешков. Со второго начеса получается второсортная нитка, из такого холста шьют повседневную и рабочую одежду. С третьего начеса получается первосортная нитка, ее используют для изготовления холста для праздничной одежды.

Ближе к весне начинали ткать холсты. Девушки готовили холсты себе в приданое, женщины – на обнову ребятишкам. Да и сколько-нибудь хотелось продать. В ткацком деле марийки были весьма искусны. На одном и том же станке они могли соткать до 12 видов холста.

Демисезонную одежду шили из самотканого сукна. Для этого обрабатывали овечью шерсть. Первоначально шерсть били, разбитую шерсть пряли. Из пряжи ткали шерстяную ткань, сукно. Тканье домашнего сукна производилось на обычном ткацком станке. Из сукна шили мужские брюки, кафтаны, готовили портянки. Битую шерсть также использовали для изготовления валенок.

Высокая художественная одаренность марийских женщин проявилась в народной вышивке. Вышивка применялась для отделки народного костюма. Она шла узкой полоской на концах рукавов. На груди - была более широкой. Наплечная вышивка с мелким орнаментом выполнялась из черных ниток. Мелкой вышивкой с изумительным рисунком и техникой исполнения, представляющей собой узкую полоску холста, покрывали шарпаны. Их носили замужние женщины. Рассматривая вышитые изделия, удивляешься тонкому мастерству, умелому применению цветовой гаммы.

Домашние промыслы марийских женщин были очень развиты. Учениям мастериц прошлого нам, современным женщинам, можно только позавидовать.
 
 
Нырыштыш дӓ тонышы кид пӓшӓвлӓ, марынвлӓн ӹлӹмаштӹ сек керӓл вӓрӹм йӓшнен. Кырык марышты кӹневичеш кӹнем да ныреш шоэнрӓк итӹнӹм ӱденӹт . Поспейӹмӹкӹжӹ, шукыжок   погымашты, ӹдӹрамашвлӓ веле пӓшӓленӹт.   Кӹнем, кок гӓнӓ погаш вӓрештӹн. Пӹтари, кӓнгӹж ӹрдӹн кӹне вӹлецӹн потяшым кӹрӹнӹт, а вара шӹжӹ тӹнгӓлмӹ анзыцын   постареныт. Погенӹт дӓ кӹне сарымым (кӹлте ганьок, но вӹцкӹжрӓк ) ӹштенӹт. Шатёрым шӓренӹт дӓ тангата вӹлӓн пиштен шинӹт, нӱшмӱжӹм айыренӹт. Кӹнежӹ прейӹжӹ дӓ айырлыжы манын, сарым гӹц шалвлӓм ӹштенӹт дӓ вӹдӹш йарӹшкӹ ӓль шпорыш оптенӹт. Шпор, тидӹ вӓкш доныш пӱӓ. Шалым, кӹне сарымвлӓ гӹцӹн ӹштенӹт. Пу вӓрӓвлӓ вӹлӓн сарымвлам шӓренӹт, пӹзӹренӹт дӓ вӹлецшӹ тенгеок пу вӓрӓвлӓм оптенӹт дӓ ни керем доно ялштенӹт. Кӹне шалым вӹд нӓлжӹ манын, вӹкӹжӹ кӱэрым ӓль рокым оптенӹт.   Вӹдӹштӹ 3 ӓль 4 ӓрня киктӹмӹла, вара пагыр доно лыктыныт. Сарым кӹнегӹц когорак вӹдшӹ йогыжы манын,   вӹд тӹрешок араленӹт. А итӹн сарымвлам, лыпшеш шӓрен пиштен нӧртенӹт. Сарымвлӓм   тепенӓэш ӓль момоцаэш коштенӹт. Тепенӓ, тидӹ кого ям, кыды йӹр кого равывлӓм оптенӹт дӓ сарымвлӓм вӹкӹжӹ кошташ шӓренӹт. А тоны, чӹдӹрӓк сарымжым камака вӹлӓн ӓль камака кӧргеш коштенӹт дӓ шокшынек тулеш тодыныт ӓль туленӹт, тенгелӓ яжон айырлен. Тулым паштек шуэрванды дон шуэреш шинӹт. Тулым дӓ шимӹ паштек седок   сӱкшӹм ӹрзенӹт. Пакыла шандашеш шандашат дӓ лиӓлтӹн муш. Шандашыжым, шӱлӹ кавашты гӹцӹн ӹштенӹт. Шандашеш шандашым паштек, кым йиш статян муш лӓктӹн. Пӹтӓри шандашым паштек, роалтыш муш лӓктӹн, кокшы – лоиш, кымшы – кӹляш.

Шӹдӹрӹм паштек, роалтыш шӹртӹ   гӹц, лактӹн роалтыш мӹнер. Техень мӹнер гӹцӹн шӹнгалӹпӹм, мешӓквлӓм ыргенӹт дӓ савыцӹштӹрӹм ӹштенӹт. Лоиш мӹнер гӹцӹн   пуэргӹ дӓ тетя кӹдӓло выргемӹм, ялашвлӓм, шавырым ыргенӹт. Кӹляш мӹнер гӹцӹн   айо выргемӹм, савыцвлӓм ыргеныт. Тенгеок ӓрвӓтӹ армары родылан чиктӹшӓшлык выргемвлӓм кӹляш ӓль вуйге-пачге мӹнер гӹцӹн ырген. Эчежы первирӓк, нужерым кычылтыныт ылын. Кӹце кӹнем пышкыдемденӹт, тенгеок нужерӹм туленӹт, шинӹт, шандашенӹт. Нужер мӹнергӹцӹн арватӹлан суӓн левашӹм дӓ кудыло выргемвлӓм ӹштенӹт ылын.

Шокшы выргемӹм ӹшташ манын, шарык мижӹм шӹдӹренӹт дӓ носкивлӓм пидӹнӹт, мижгемӹм йоренӹт, миж шӹртӹ гыц штрашӹм коэнӹт, кыды гӹц мыжӓрвлӓм ыргенӹт дӓ савыцӹштӹрӹм ӹштенӹт.

Шӹртӹм кок йишлӓ шӹдӹренӹт ылын, кынцалванды доно дӓ шӹдӹрӹм стан доно. Мӹнерӹм, мынер комы стандоно коэнӹт. Тенгеок ӹштӹ комы стан ылын, кыштакен ӹштӹвлӓм коэнӹт.   Кӹненӹм, мижӹнӹм дӓ парсын шӹртӹвлӓм ӹштӹвлӓм коаш кычылтыныт.

Марынвлӓ тӹрлӹмаштӹ пиш мастарвлӓ ылыныт. Тӹрленӹт савыцвлӓм, тыгырвлӓм, шокш мычашвлӓм, запонвлӓм да шарпанвлӓм, тенгеок шӹргӹсавыцвлӓм тӹрленӹт. Тӹрлӓшӹжат пиш косирӹн пеледӹшвлӓм, кушкышвлӓм, кеквлӓм тӹрленӹт, сакой йиш цӹрем кычылтыныт. Алыкмарынвлӓ доно тӓнгӓшӓш гӹнь, кырык марынвлӓ пиш тыгыдын, пӹрцӹн тӹрлецвлӓм тӹрленӹт. Тидӹм цилӓ шарпан тӹрлецӹштӹ ужаш лиэш.

Шарпаным мӹнер гыц кок метр утла кытан шӹргӹмсавыц ганьым ӹштеныт, ошалгы сарика цӹреан чиа доно чиалтенӹт. Тенге шарпан ош тыгыр вӹлны утларак пӓлдӹрнен. Тӹдӹм кок монгыржымат иканьок тӹрленӹт, чиӓлтӹмӹ лентӓвлӓм, плетонвлӓм ыргенӹт, йӹлгӹжшӹ цолзолым пышкыныт. Шарпан вуйжым таманяр рядӓн тыгыды тӹр доно сарастаренӹт. Тӹдӹн кок монгыржат иканьок тӹрӓн, кӹпшдӹмӹ ылын. Шарпан тӹр тыгыр тӹр гӹц айыртемӓлтӹн, тӹдӹ шукы цӹреӓн ылын: ыжаргат, ӹнгӹж вӹд цӹреӓнӓт, изимӧр цӹреӓнӓт, кловоят, сарат, якшаргат. Каждый пасна тӹрлецӹн шке лӹмжӹ ылын вӓк: йакыр тӹр, цӹгӓк пач, коти лапа, кугилӓн когогорны, туаткал, кож укш, лым пӹрцӹк, церкӹ пичӹ, ӓнгӹр какляка дӓ молат.

Шарпаным чимаштӹ, тӹдӹм пынзат ылын. Марлан кешӹ ватӹвлӓ веле шарпаным пынзенӹт . Марлан кемы годым, суӓн овуца семӹнь, айыртемӹнок шарпаным пынзат ылын. Шарпан - тидӹ кырык марывлӓн айыртемӓлтшы культурышты ӹдӹрӓмӓшвлӓн выргемӹштӹн вуеш чимӹ сек керӓл хӓдӹржӹ. Тидӹ ӹдӹрӓмӓшӹн марлан кемӹжӹм, Кырык сирӹштӹ ӹлӹшӹ марывлӓ дорц ылмыжым анжыктен.
 
 
Знаменательные дни в Музее

26 июля Этнографический Музей под открытым небом им. В.И. Романова посетили 18 семей. Было ощущение, будто   кем-то объявлен «День семьи в Музее». Гости с большим удовольствием общались с сотрудниками. Дети с гордостью говорили о своих семьях, о впечатлениях по увиденным красивым просторам Волги и. конечно, в целом об экспозиции нашего музея.

Семья Андриановых, например, из Оренбурга узнали о существовании нашего Этнографического музея в интернете. Сёстры Марина и Лариса, родом из Республики Башкоркостан, чувствовали себя как бы в прошлой жизни, в гостях у своей бабушки и дедушки.

А Марина со слезами отметила, как в крестьянской избе, увидев русскую печь, вспомнила даже запах пирогов любимой бабушки.

Старшая сестра Лариса удивлялась, как же женщины справлялись по хозяйству, ведь столько хлопот и нелёгкого труда следовало нести на женских плечах.

Будущий юрист Игорь впервые увидел красоты и богатства Среднего Поволжья и Республики Марий Эл и явно был доволен своим пребыванием. В будущем он мечтает иметь свой дом и обязательно деревянный. Его невеста Ксения, студентка Оренбургского Университета, восхищалась баней по-чёрному. Она счастлива рядом с любимыми близкими людьми.

Гости от души поблагодарили сотрудников музея за сохранение предметов и построек старины и за тёплое гостеприимство.

Тут же подъехала семья Тельновых из г. Пензы и впервые очутились, как они подчеркнули, в столь прекрасном музее.

В этот солнечный день Ерохина Галина Александровна из Козьмодемьянска привела своих детей и внуков в музей в очередной раз и отметила, что лучше место погулять в городе не знает.

Ближе к обеду у нас появились три обаятельные женщины из Чебоксар. Оказалось, мама Мочалова Галина Александровна, экономист по образованию, вместе с двумя дочерьми не раз слышали о нашем Музее от друзей, соседей и не могли не посетить его в свой отпуск. Как говорила мама, Наташа и Ирина, воспитательницы в Чебоксарских дошкольных учреждениях, всегда отличались от сверстников редкой любознательностью, активностью и довольно счастливы в своей профессии. Они дружно говорили, какой богатый и содержательный наш Музей.

Семья бухгалтера Новиковой Ольги Владимировны в этот день единогласно решила побывать в Музее под открытым небом. Одна из дочерей, студентка МГУ, призналась, что никак нельзя оставаться равнодушной к данному прекрасному по природной среде месту, где каждый человек может почувствовать гордость за свою Малую Родину. А её сестрёнка, ученица Козьмодемьянской школы №3, многократно принимала участие на музейных мероприятиях, чем радует родных и, конечно, в первую очередь свою маму. У любопытного малыша из детской коляски так и бегали по сторонам глаза.

И каждый раз нам, сотрудникам Этнографического музея, вспоминаются комментарии наших посетителей «Как же вам везёт! Вы работаете прямо в райских просторах».

Да, так оно есть! Мы желаем всем гостям музея больше позитива, радости и счастья в семьях. Приходите к нам чаще, радуйте ближних и друзей. Здесь вы обязательно найдёте сильный жизненный заряд. А мы всегда ждём новых встреч и знакомств.
  
 
________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
http://www.kmkmuzey.ru/
Достопримечательности Марий Эл
Фото Льва Киндулова
http://www.12rus.ru/
статья А.Леонтьева
Козьмодемьянский Музейный Комплекс Вконтакте.

ВложениеРазмер
YoRGU (1).jpg410.67 КБ
YoRGU (2).jpg176.26 КБ
YoRGU (3).jpg111.57 КБ
YoRGU (4).jpg169.37 КБ
YoRGU (5).jpg318.83 КБ
YoRGU (6).jpg357.37 КБ
YoRGU (7).jpg337.89 КБ
YoRGU (8).jpg388.07 КБ
YoRGU (9).jpg157.88 КБ
YoRGU (10).jpg194.44 КБ
YoRGU (11).jpg428.27 КБ

Комментарии

аватар: Гость

про музей

очень понравился музей, там были в 2014 году, красивое место, много предметов быта собрано, старые постройки, мельница, экскурсия классная, недалеко можно поесть вкусно и недорого, и сам город красивый, и берега Волги живописные!

аватар: Кэп

Ночь музеев в Козьмодемьянске

Министр культуры, печати и по делам национальностей республики Константин Иванов, говоря о «Ночи музеев», заметил, что в этом году музейные работники вышли на несколько новый формат и объединились между собой, чтобы сделать акцию еще интереснее.  

Для юбилейной акции подготовлены программы, которые порадуют и детей, и взрослых.

Козьмодемьянск

В Художественно-историческом музее имени А.В. Григорьева посетителей объединят в несколько групп. Для одних проведут музейные квесты, для других – классические обзорные экскурсии. Желающие смогут самостоятельно побродить по залам музея, изучая его экспонаты. Организаторы планируют представить картины, которые экспонировались в музее сто лет назад, в 1918 году, когда сам музей только зарождался.

В Музее купеческого быта пройдет увлекательная игра «Тайны купеческого дома», участники которой смогут прикоснуться к старинным предметам: мороженице, стиральной машинке, духовому аппарату и другим вещам, о которых сегодня многие, возможно, даже не слышали.

В Музее сатиры и юмора имени Остапа Бендера пройдет экскурсия «По следам Остапа». Посетители примут участие в викторине «Аукцион 12 стульев». Изюминкой акции станет уникальный для музея предмет – галстук советского писателя, драматурга и сценариста Ильи Ильфа, одного из авторов романа «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Этнографический музей под открытым небом имени В.И. Романова ждет гостей для участия в финно-угорских играх и квесте «В поисках музейных невидимок».

Примечательно, что акция «Ночь музеев» в Козьмодемьянске будет проходить 18 мая. Но вечером 19 мая двери музеев также будут открыты.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.