Могилы святых, Поле-Кугунур

Эта крохотная рощица среди полей за параньгинской деревней Поле-Кугунур Параньгинского района Марий Эл выглядит каким-то диссонансом – кажется, закрой глаза и она исчезнет как видение. Кругом паханая земля и вдруг несколько деревцев за металлической оградкой. 
Уверен, что многие случайные путники задаются вопросами: "Зачем? Почему?" Я-то уже знаю, что здесь похоронены люди, которые были преданы земле в нескольких сотнях метров от деревенского кладбища. 

 
 
МОГИЛЫ В ЧИСТОМ ПОЛЕ
Уже много лет это необычное захоронение вызывает немало вопросов: когда оно появилось, кто эти люди и почему погребены не на общем погосте? Есть версия, что это были случайные путники, которые преставились возле Поле-Кугунура. Хоронить незнакомых людей, да еще и, возможно, непонятно какого вероисповедания на общем кладбище (зирате) было делом предосудительным, поэтому их предали земле в стороне от того места, где покоился прах предков полекугунурцев.
Но откуда тогда взялось такое почтение у жителей всей округи к этим могилам? Ведь сюда и сегодня даже издалека приходят-приезжают мусульмане, и посещение этого захоронения рассматривается как зиярат – путешествие к святым местам.
 
И ВСЕ-ТАКИ СВЯТЫЕ
Искать ответы на эти вопросы мы с редактором районной газеты «Наша жизнь» и увлеченным краеведом Фанилем Мусиным отправляемся вместе с муллой мечети деревни Поле-Кугунур Нурисланом Файзрахмановым.

На месте нас встречают староста деревни Габдульфат Галиуллин и активист Нурфис Гилязов - именно по его инициативе необычное захоронение недавно обнесли красивым железным забором. Так погост никогда не потеряется, да и случайная скотина сюда не забредет.

Люди непосредственно причастные к благоустройству захоронений мулла Нурислан Фазрахманов, инициатор Нурфис Гилязов, краевед и журналист Фаниль Мусин, староста деревни Габдульфат Галиуллин                             

Снега еще немного, и мы без труда добираемся до самого места. Кусты, оградка, никаких надгробных камней, и даже холмики могил время сравняло с землей.

- По пришедшим из глубины веков преданиям, - рассказывает Нурислан Файзрахманов, - мы знаем, что здесь похоронены люди по имени Узен бабай и Субханкул, которых почитали как святых. Говорят, они могли творить чудеса, предсказывать судьбу. Перед смертью один из праведников сказал, что рядом с его могилой забьет родник, и действительно неподалеку появился ключ. Потом кто-то из местных жителей совершил там святотатственный поступок, и он исчез. Возможно, что и место захоронения старцы выбрали сами, а, может быть, так решили земляки – теперь остается только догадываться.
 
НОВАЯ ОГРАДА
Место захоронения святых, говорит Нурислан, всегда почиталось - из поколения в поколение, в радости и в горести мусульмане ходили сюда за поддержкой. За могилами следили, ухаживали, поддерживали их в чистоте, оставляли небольшие дары в виде монеток.
Долгое время здесь росли две огромные березы невероятной для этой породы толщины, скорее всего посаженные в память об усопших. Потом, состарившись, они рухнули. Местные мужчины распилили деревья и убрали.

Не тронули захоронения даже в годы атеизма, безверия, когда в погоне за дополнительными гектарами сельскохозяйственных угодий распахивали все подряд. 
В 80-х годах прошлого века Нурислан Файзрахманов огородил погост деревянным забором, а в прошлом году его заменили на металлический из профнастила. По словам старосты Габдульфата Галиуллина, народная тропа сюда не зарастает: откуда бы ни приехали земляки - обязательно заглянут.
 


ОДИНОЧНАЯ МОГИЛА
Кстати, есть возле Поле-Кугунура, ну необычная это деревня, еще одна одиночная могила. Она находится с восточной стороны населенного пункта. Об этом захоронении известно больше: в 1921 году здесь была похоронена женщина из Казани. Она была мусульманкой, но земле ее предали опять-таки вне общего кладбища.  
Мало того, что это было время большого голода в Поволжье, так еще и распространился тиф. Местные предполагают, что женщина тоже умерла от болезни, поэтому и похоронили ее отдельно. Место обозначено, есть оградка и памятник с надписью арабской вязью. Говорят, там указано имя усопшей, но нам разобрать то, что написано, оказалось не по силам.
 
ТРУДНОЕ ПРОШЛОЕ ПОЛЕ-КУГУНУРА
А путников в этих местах в старину было много, потому что через деревню проходил крупный торговый тракт, в Поле-Кугунуре имелся постоялый двор и даже кабак, мужики занимались ямской гоньбой. Деревня по сравнению с нынешней была в несколько раз больше - еще в 1981 году здесь насчитывалось 48 дворов. Сейчас их 25. Сказалась политика неперспективных деревень и страшный пожар 1964 года, когда огонь, как корова языком, слизнул сразу 11 дворов, а жители перебрались, кто в райцентр, а кто еще дальше.
Но, судя по всему, «деревня святых», как раньше звали Поле-Кугунур, будет жить: есть дорога, газ, молодежь строит себе жилье, люди восстановили мечеть. Когда-то она здесь была, но в тридцатые годы прошлого века, спилив минарет, ее приспособили под клуб. Теперь силами односельчан ей вновь вернули прежний статус, и люди с благодарностью называют имена тех, кто больше всех отдал этому благородному делу: Гаптельнур Ахматгалиев, Нурфис Гилязов, Зиннур Файзрахманов. 
  
 
деревня  ПОЛЕ-КУГУНУР
Тип: деревня
Статус: существующий н.п.
Деревня ПОЛЕ-КУГУНУР (ОЛЫКЫР, ИРЧАРМА ПОЛЕ-КУГУНУР)
 Деревня Поле-Кугунур расположена в одном км севернее центра сельсовета - д. Усола, на берегу речки Ирсерма. В XVIII в. она относилась к Параньгинской волости Уржумского уезда Вятской губернии. В XIX в. находилась в административном подчинении Ирмучашской и Турекской волостей Уржумского уезда. В 1920 г. в составе Турекской волости вошла в МАО. Была в Сернурском, Мари-Турекском кантонах. С образованием Параньгинского района включена в его состав, относилась в разные годы к Тоштояльскому, Усолинскому, Манкинерскому, Параньгинскому, Сабанурскому сельсоветам, а с 1973 г. включена в Усолинский сельсовет.
Старожилы считают, что в конце XVIII в. татары по имени Гайфулла, Сулиман, Ахмадша, стремясь избежать насильственной христианизации, бежали в леса. Облюбовав место около речки с чистой водой, стали строить жилища. Так появился починок Олыкыр.
 


Впервые Поле-Кугунур упоминается в 1782 г.: "В починке Ирчарма Поле-Кугунур 15 душ мужского пола "служилых татар". Татарское название поселения Олыкыр означает Большое поле.
В конце XVIII - начале XIX в. в починке Ичарма Поле (Кугунур) Параньгинской волости было 6 дворов, 15 душ мужского и 17 женского пола татар. В 1836 г. в д. Поле-Кугунур, состоявшей из 9 дворов, проживало 82 человека. Деревня росла и развивалась довольно быстро. К 1869 г. количество дворов достигло 25, жителей - 154 (79 м.п. и 75 ж.п.). Крестьяне держали 50 лошадей, 70 голов крупного рогатого скота, 89 овец, 20 коз.
В 1884 г. здесь насчитывался 41 крестьянский двор, в которых жили 127 человек мужского и 138 - женского пола. Закрепленная за сельчанами земля площадью 508 десятин, распределялась между 79 ревизскими душами. Кроме зерновых культур выращивали картофель. Овощами здесь не увлекались, сажали только лук.
С большой любовью в Поле-Кугунуре занимались скотоводством, держали лошадей, коров, другую живность, в том числе и птиц - кур, уток, гусей. По осени теребление гусей становилось праздником для молодежи.
В свободное от сельскохозяйственных занятий время мужчины уходили на заготовительные работы, рубили строевой лес, заготавливали мочало, из него вили веревки. Некоторые занимались изготовлением саней.
 


Деревня имела свою деревянную мечеть, которая играла немалую роль в воспитании молодежи в духе почитания старших. К 20-м годам XX в. д. Поле-Кугунур стала довольно крупным татарским селением, которое жило по канонам ислама, почитало мусульманские традиции.
В 1923 г. в деревне насчитывалось 88 дворов, в 1926 г. проживали 165 мужчин, 200 женщин, все татары, кроме 2 русских мужчин. В 1929 г. жители деревни объединились в колхоз "Кызыл йолдыз" ("Красная звезда"). Председателем колхоза избрали Газиза Аухадеева. В этот период в деревне было 99 бедняцко-середняцких хозяйств. Сначала вступили в колхоз 9 хозяйств: 1 батрак, 8 бедняков. В 1932 г. председателем стал Мухамадьян Батыршин, в 1933 г. - Файзрахман Закиров. К этому времени колхоз имел 343 га земли, 9 коров, 6 лошадей, 11 голов КРС, 21 овцу, 49 кур, а также 7 плугов, 4 бороны, 1 конную молотилку, 3 сеялки, 5 телег. Дворов в колхозе было 102.
В 1937 г. колхозом руководил Саллям Ялялиев. За хозяйством было закреплено 414 га земли, в том числе пашни - 367 га, сенокосов - 16 га. Члены колхоза - 215 человек жили в 171 дворе. Колхоз собрал 144,5 т овса (с 90 га), 200,5 т пшеницы (с 24,8 га), 4,9 т ячменя (с 3 га) и картофеля 61,5 т (с 11 га). Членам колхоза было выдано за труд 13,2 т зерна.
 
Работала в деревне начальная школа. В 1942 г. обучалось в ней 49 детей. В 1939 г. организован колхозный клуб, с 1940 г. он находился в специально выстроенном помещении, имел зрительный зал на 100 мест. Здесь работал ламповый радиоприемник. Танцы проводились под музыку патефона.
В годы Великой Отечественной войны руководили хозяйством Сафар Ахматьянов, Тимурхан Сафин. 71 человек из Поле-Кугунура ушел на фронт, 45 из них погибли на разных фронтах. В настоящее время проживает в деревне единственный участник Великой Отечественной войны Рафкат Файзрахманов.
После войны хозяйство поднимали всей деревней вместе с вернувшимися с фронта мужчинами. До 1950 г. полекугунурский колхоз развивался самостоятельно. С началом укрупнения колхозов он был присоединен к усолинскому колхозу "У пасу". Жители деревни впоследствии стали членами бригады колхоза им. Н.С. Хрущева, затем более крупного хозяйства- "За коммунизм".
Полекугунурцы отличались трудолюбием, Нурзия Галлямова, Фаузия Гилязова были удостоены за свой труд государственных наград. Механизатор Фирдаус Файзрахманов стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени.
В 1964 г. деревню постигло большое несчастье: сгорели 11 домов, жители которых вынуждены были уехать. Молодежь стремилась к знаниям, после окончания начальной школы в деревне продолжали учиться в Параньгинской средней школе или в Куянкове, некоторые - в педучилище.
Многие жители Поле-Кугунура устраивались на работу в Параньге, получали там жилье. В 1981 г. в деревне насчитывалось 48 домов, 56 мужчин, 95 женщин. В личном пользовании сельчане имели 16 велосипедов, 13 мотоциклов, 3 автомашины. Деревня была электрифицирована и радиофицирована. В 38 хозяйствах пользовались газом в баллонах. Питьевую воду брали из колодцев. Работали клуб на 100 мест, торговый ларек Параньгинского райпо. Школы не было. Дети учились в Усолинской начальной школе, где был открыт татарский класс.
 
В начале 2003 г. в деревне было 27 дворов, 73 человека. Из них 69 человек татар, 4 - других национальностей. Жители имели приусадебные участки по 0,6 га. В 19 домах держали коров, в одной - овец. Дома построены добротные, один покрыт железом, 25 - шифером, 1 - тесом. Асфальтирована одна из двух улиц. Полекугунурцы пользуются услугами магазина на дому.
Мечети в деревне нет с середины 30-х годов, после того как спилили ее минарет. Тем не менее сельчане придерживаются мусульманских обычаев и обрядов. Сохраняется традиция чтения молитв при закладке дома и во время новоселья. Считается, что на Поле-Кугунурском кладбище похоронены святые. Поклониться их могилам приходят и из других населенных пунктов. В окрестных деревнях пользовалась успехом местный лекарь Гайша Мухаметшина. К ней, как к святой, приходили за советом и лечением со всей округи.
Д. Поле-Кугунур с Усолой и Параньгой связывает асфальтированная дорога. От Усолы ездят рейсовые автобусы. В личном пользовании сельчан имеются 4 легковых автомобиля, 5 мотоциклов.
 
Полекугунурцы гордятся своими земляками Гулькабирой Тимурха-новой, Замзанией Самигуллиной - заслуженными учителями школы Марийской АССР. Достойные люди выросли в большой семье Каюма Файзрахманова: его сын Нурфис Каюмович Файзиев долгие годы руководил Параньгинским райпо, впоследствии стал министром торговли и бытового обслуживания Республики Марий Эл, а Альбирус Файзиевич вложил много труда по внедрению механизации на объектах животноводства, затем - в газификацию района, будучи руководителем участка "Марспецмонтаж". Прекрасными специалистами своего дела стали и сыновья Фирдауса Файзрахманова, работающие в этой организации. Главным ветеринарным врачом района стал Г. Халиуллин.

 

 

___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://www.12rus.ru/List/31/2328/
«Марийская правда» статья Дмитрия Шахтарина.
https://www.marpravda.ru/news/society/est-v-mariy-el-neobychnaya-derevnya-s-mogilami-svyatykh/
Архив сел и деревень Марий Эл

 

 

ВложениеРазмер
1524656556 (1).jpg34.52 КБ
1524656556 (2).jpg376.45 КБ
1524656556 (3).jpg212.73 КБ
1524656556 (4).jpg141.42 КБ
1524656556 (5).jpg144.62 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru