Малахайское поселение

Малахайское поселение – средневековое городище, датируемое  эпохой раннего железа –  I  тыс. до н.э.
Раскопки проводились в 1970 г. II Марийским отрядом Чебоксарской археологической экспедиции под руководством  В.С.Патрушева.
Была исследована   почти вся пригодная для исследования площадка. Материал: постройка (12,4x2,4-3,4 м) c  выходом в южную сторону.  

 

При раскопках были обнаружены посуда лепная с примесью толченой раковины в формовочной массе, украшенная шнуровым и зубчатым оттисками в сочетании с ямками; фрагменты тиглей для плавки металла, наковальни, песты, терочные плиты, бронзовая пронизка. В верхнем слое найдены фрагменты  лепной толстостенной посуды с примесью шамота древнемарийского облика.
Анализируя раскопки археологов можно считать, что хозяйство у древних людей Малахайского поселения было комплексным. Помимо земледелия, о чем свидетельствуют археологические данные, существовало занятие животноводством, охотой, рыбной ловлей.
Разведение и содержание домашних селькохозяйственных животных, несомненно, имело большое экономическое значение, нежели занятие охотой, так как и число особей и число костей домашних млекопитающих значительно превышает подобные данные по диким охотничье-промысловым видам в исследованном материале Малахайского поселения. 
Основным объектом охоты были такие виды как медведь, бобр. В ходе археологических раскопок  были обнаружены кости домашних селькохозяйственных животных, в основном лошадей.
С незапамятных времен  лошадь занимала  самое видное место, как в питании, так и в хозяйственной жизни населения. 
Рядом с этим поселением растет удивительное  по форме чудо природы , около которого туристы смогут сфотографироваться.
   
 
Где находится, как доехать:
Марий Эл, Горномарийский район, 
расположена на правом берегу р.Волга,  
на расстоянии 6 км от с.Кузнецово
Координаты:
56.195099  46.797083
   
ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ МАЛАХАЙСКИЙ
Категория ООПТ:  памятник природы
Значение ООПТ:  Региональное
Местоположение ООПТ в структуре административно-территориального деления: 
Приволжский федеральный округ›Республика Марий Эл›Горномарийский район
Общая площадь ООПТ:  204,0 га
Площадь морской особо охраняемой акватории:  0,0 га
Нормативная правовая основа функционирования ООПТ:
 
Территориальная структура ООПТ
Географическое положение: 
На высоком берегу р. Волга восточнее д. Токари
 
Кластерность: 
Количество участков: 1
 
Природные особенности ООПТ
Природные особенности ООПТ: 
По крутым склонам к р. Волга в березово-сосновых лесах на глинистых и мергелистых отложениях обнаружено произрастание редких видов – венерина башмачка желтого, тайника яйцевидного, любки двулистной. Только в этом месте отмечен новый вид для РМЭ – стальник полевой. В непосредственной близости от проектируемого памятника природы по дороге к д. Токари обнаружено гнездо орлана белохвоста.
Историческая ценность объекта заключается в том, что на этом месте обнаружено мала-хайское поселение, датируемое I веком до нашей эры, относящее к эпохе раннего железа. В раскопках 1970 года обнаружены тигли для расплавки железа, притирочные плиты, останки жилищ размером 12,5 × 3,4 м. В большом количестве находили кости домашних и диких жи-вотных, а также орудия земледелия.

   
ЭПОХА РАННЕГО ЖЕЛЕЗА В МАРИЙ ЭЛ
Эпоха раннего железа в Марийском крае ( VII – VI вв. до н.э.)VII—VI вв. до н. э. в истории марийского края явились исключительно важным периодом в развитии экономики и общественных отношений местного населения. В это время начинается эпоха господства изделий из железа, важнейшего из всех видов сырья, игравших революционную роль в истории. Чрезвычайной сложностью отличаются этнические процессы этого времени.
Первые сведения о памятниках указанной территории относятся еще к дореволюционному времени. Это характеристики отдельных орудий из сборов или попытки их интерпретации в трудах русских) и финских исследователей.
В советское время в стране повышается интерес к памятникам древней культуры. В двадцатые годы проводились первые раскопки памятников эпохи раннего железа на территории нынешнего Горномарийского района Марийской. АССР. Их материалы в той или иной мере привлекались при теоретических обобщениях.

С организацией Марийской археологической экспедиции в 1956 г. исследования памятников марийского края принимают систематический и плановый характер. Для нас особый интерес представляют раскопки Акозинского могильника, близкого по ряду черт к открытому позднее Старшему Ахмыловскому могильнику. А. X. Халиковым могильник был отнесен к ананьинской культуре, однако им отмечены весьма яркие своеобразные черты, не характерные для ананьинского Прикамья. Ряд исследователей в определении принадлежности памятника на первый план выдвигали как раз своеобразные черты и относили его к Городецкой культуре (Смирнов А.П., Трубникова, Гуляев). Ценный материал для характеристики памятников марийского края получен раскопками ряда поселений — Сиухинского, Токаревского и Васильсурского. Неко­торые из них дали смешанную керамику — ананьинскую с приме­сью в тесте толченых раковин и псевдосетчатую с примесью песка.
Последняя ошибочно была отождествлена с городецкой керамикой. Указанное своеобразие наряду с особенностями погребального обряда и инвентаря позволило выделить средневолжскую группу населения эпохи раннего железа «в один из локальных вариантов ананьинской культурной общности». Средневолжские памятники автор относит в основном к ранней поре ананьинской эпохи (VII - VI вв. до н. э.). Своеобразие памятников марийского края проявляется в отсутствии выраженной монголоидной примеси на черепах из Акозинского могильника и их принадлежности к европеоидному типу.

В шестидесятые и семидесятые годы исследованы поселения эпохи раннего железа (Малахайское, Копаньское, Токаревское, Ардинское), также отличающиеся сочета­нием восточных и западных черт. Своеобразный характер памятников марийского края в эпоху раннего железа особенно ярко выступает в материалах исследова­ний Старшего Ахмыловского могильника - крупнейшего не только для ананьинской культуры, но и для всей лесной полосы Восточной Европы того времени. Его богатейшие комплексы вещей с разно­образным погребальным обрядом занимают исключительное место среди памятников Марийского Поволжья. По погребальному обряду и инвентарю Старший Ахмыловский могильник занимает промежуточное положение между восточной (ананьинской) и западной (с текстильной керамикой) финноязычными общностями.
Могильник ко времени его открытия археологами в 1960 году и до конца ис­следований занимал невысокую живописную террасу Ахмыловского озера на восточной окраине деревни Ахмылово Коротнинского сельсовета Горномарийского района Марийской АССР. Площадь распространения погребений составляет 11618 кв. м. Всего исследована площадь в 13836 кв. м, где вскрыто 944 погребения, 13 сложных сооружений - домов мертвых, 6 камер без остатков погребений (7 камер входит в число погре­бений).

Из погребений Старшего Ахмыловского могильника происходит почти пять тысяч изделий, из них 2575 бронзовых, 699 железных, 11 биметаллических, 12 серебряных и золотых, 221 каменное, 82 глиняных, 115 костяных, примерно 1180 пастовых и стек­лянных, 21 фрагмент кожи и ткани и 30 прочих тленов от раз­личных предметов. Весь этот обширный материал не только харак­теризует материальную культуру, но и позволяет решить важные проблемы этнической истории древнего населения.
Украшения Старшего Ахмыловского могильника позволяют представить этнографический облик населения, обитавшего в Марийском Поволжье 2700 - 2500 лет назад. Поскольку о более древ­них костюмах в крае нет данных, мы имеем возможность познако­миться с древними корнями финно-угорского костюма. Элементы костюма, являясь наиболее ярким этническим показателем, долго сохраняют традиционные признаки и живо передают новые этни­ческие веяния.

В VII – VI вв. до н.э. женские и мужские украшения между собой различались довольно слабо. Наиболее массовые находки – височные подвески, шейные гривны, нагрудные бляхи - встречены в обеих группах захоронений. Вместе с тем есть и отличия. Муж­ские погребения обычно содержат одинарные налобные бляхи и остатки поясов, а женские - составные налобные венчики, оже­релья, реже браслеты и кольца на руках.
Большинство исследователей наиболее распространенной об­щей финно-угорской формой одежды считают туникообразную ру­баху, слабо отличающуюся у мужчин и женщин. У финно-угорских народов близки и общие очертания верхней одежды типа марийских лет­них «шовыр» и зимних «мыжер».

Мужской костюм ахмыловца представлен на бронзовом идольчике из погребения 249. Резными линиями передана шапка-ушанка усеченно-конической формы. На шапке, возможно, имелись узоры в виде косых линий. Обтяги­вающая тело и ноги одежда, скорее всего, представляла собой соединенные вместе в виде комбинезона короткую куртку и шта­ны. Подобная одежда широко бытовала у воинственных племен причерноморских степей — киммерийцев, затем скифов.
Женский костюм гораздо богаче представлен украшениями. Но от самой одежды остались лишь жалкие остатки под бронзовыми вещами — тлен от ткани, кожи, иногда отпечатки ткани на глине или в земле.
Особого внимания к себе требуют бронзовые кельты, являю­щиеся одним из наиболее выразительных предметов культуры на­селения, представленного на Старшем Ахмыловском могильнике. На памятнике совместно бытуют плоские кельты с линзевидным, овальным или шестигранным сечением втулки ананьинского об­лика, характерные для районов Прикамья, и орудия с трубчатой втулкой акозинско-меларского типа (Патрушев, Халиков, 1967), представленные на памятниках от Средней Волги к западу вплоть до территории скандинавских стран.
Кинжалы. 
У ахмыловцев их было немного (17 экз ). Из них восемь—с железным клинком и бронзовыми или биметаллическими рукоятками (рис.40), десять—цельножелезных (рис. 41).
Наконечники копий составляют весьма значительную группу находок Старшего Ахмыловского могильника (102 экз.). Их фор­ма на обширной территории Прикамья и Среднего Поволжья вы­ступает как один из важнейших этнических показателей. При этом для районов Прикамья более характерны бронзовые экземпляры, а железные единичны; на поволжских же памятниках больше же­лезных наконечников и довольно много бронзовых.
Многочисленные находки частей конской узды можно сгруппи­ровать по их назначению. Это удила, псалии, бляшки-пронизи, кольца, накладки, бляшки от ремней и навершия.

По вещевым комплексам можно установить несколько направлений культурных связей населения Среднего Поволжья ахмыловского типа .
   

 

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
https://www.maavald.ee/
http://www.12rus.ru/
Памятники археологии Марий Эл.
СХЕМА РАЗВИТИЯ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ,  ГА Богданов, ЮП Демаков, АВ Исаев.

 

ВложениеРазмер
6265769.jpeg1.96 МБ
6265769.jpg172.29 КБ
аватар: Кэп

памятники археологии РМЭ

продолжается тема Памятники археологии Марий Эл - 

просим уважаемых читателей и гостей нашего сайта - 

если у кого есть инфа и фото по данной тематике,

а также инфа про памятники в соседних регионах - 

присылать нам - 

авторство обязательно укажем!

адрес:

Хафизов Ахат -

Hafizow@yandex.ru

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru