Клады на Уржумском (Алатском) тракте

На нашем сайте уже было много статей про древние тракты и спрятанные около них клады. Так, были истории про Старый Казанский тракт, про Екатерининский тракт, про Сибирский тракт. 
Также через республику Марий Эл в древности проходила Алатская дорога, а позже она получила название Уржумский тракт (или Вятцкая дорога).  

 

СТАТЬЯ ПРО АЛАТСКИЙ (УРЖУМСКИЙ) ТРАКТ - ТУТ! 

СТАТЬЯ ПРО УРОЧИЩЕ АШНАК - ТУТ!

ИСТОРИЯ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ЦАРСКОГО ЗОЛОТА - ТУТ!

ИСТОРИЯ СЕЛА БУЙСКОЕ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД УРЖУМ - ТУТ!

 
 
Этот тракт соединял Казань и Вятку, тракт шел по маршруту: Казань - село Алаты – Атня – Шоруньжа – село Илеть – Параньга – Косолапово – Буйское – город Уржум. Далее торговая дорога шла вдоль реки Вятки в столицу Вятской губернии. Ну, и как полагается, любой такой древний тракт сопровождали местные легенды про разбойников, и про спрятанные в окрестных лесах награбленные сокровища.
Надо отметить, что местные власти тоже не дремали, и с помощью полиции и солдат ловили разбойников и творили свой суд. Поэтому «лихие люди» прятали свои логова в стороне от больших трактов, в лесных урочищах, среди болот и непроходимых чащ.

                                                                  свежий коп на Уржумском тракте                     


Одно такое разбойничье логово находилось в урочище Ашнак (граница Куженерского и Моркинского районов). Примерно по этим местам проходила дорога, которая соединяла Алатский и Царевококшайский тракты (Галицкая дорога). Эта дорога проходила через Морки, и была очень оживленным торговым путем. По архивным данным за день по ней могло проходить до двух сотен подвод – это достаточно много для того времени. Своё название урочище получило от разбойника Ашнака, он якобы был из беглых крепостных крестьян, который бежал в глухие марийские леса. Собрал здесь свою ватагу и промышлял на Алатском (Уржумском) тракте. Он держал в страхе все местное население, и по легендам после него остались в лесном краю тайные места, где скрыты награбленные сокровища. По слухам эти клады искали еще до революции, ищут их и сейчас, так как во многих местах около древних дорог встречаются свежие копы. По имеющейся информации рядом с деревней Семисола еще в советское время после раскорчевки леса был найден чугунок с царскими медными и серебряными монетами. Про другие клады ничего не известно, оно и понятно, вряд ли кто-то будет рассказывать о находках.
                                                                       легендарное урочище Ашнак                                        
Урочище Ашнак – Вятский увал

Еще одно опасное место находилось на Уржумской дороге, между селениями Шоруньжа и Параньга. Тут всегда были глухие лесные урочища, вокруг болота и буреломы, на пути встречается только село Илеть. Торговые караваны всегда ждали друг друга и проходили эти края большими обозами, чтобы избежать нападения разбойничьих ватаг. По рассказам местных жителей, на этом участке в одном укромном месте стоял постоялый двор. Путники добирались до него и останавливались на ночь, чтобы на утро снова отправиться в путь. А этот постоялый двор держали настоящие душегубцы. Они ласково встречали своих гостей, сажали их за стол, кормили и поили досыта, а потом просто перерезали им горло, а трупы выбрасывали в окрестные болота. Имущество несчастных людей разбойники делили между собой. Дело кончилось тем, что один конюх почувствовал неладное, и смог сбежать из проклятого приюта. Он смог добраться до волостного центра и сообщить властям о разбойничьем логове. Когда полиция добралась до постоялого двора, то от него остались одни головешки, а разбойников след простыл. Но ходят слухи, что в спешке разбойники не успели забрать с собой припрятанное по лесам добро. И эти клады до сих пор таятся где-нибудь в таежной глуши, недалеко от этой дороги.

                                               Уржумский (Алатский) тракт пересекает реку Илеть                             


По архивным данным разбойники промышляли на этой дороге совсем недавно. После Первой мировой и Гражданской войны в этих лесах прятались беглые солдаты и дезертиры. Жили они в обычных землянках, и по слухам даже общались с местными жителями. Но временами нападали на торговые обозы, которые в те времена еще перемещались по древним дорогам.
 

                                         Золотая кладовая казанского банка                                                                       

Тайна исчезновения царского золота

На Уржумский тракт выводят следы одного из самых крупных кладов прошлого века. Про эту историю много писалось в прессе – это история пропавшего золота из Государственного банка в городе Казань. История эта произошла во время Гражданской войны, так как именно в Казани хранилась часть золотого запаса Российской империи. По историческим документам тогда могло быть вывезено и спрятано от двух до семнадцати тонн золотых слитков (издательство "Вече" в 2011 году выпустило книгу "Царское золото" по следам этой истории). Доподлинно известно, что золото вывозили на грузовиках из Казани по Алатской или по Галицкой дороге (в северном направлении). По одной из версий, золотой запас России может до наших дней находиться на территории Моркинского района РМЭ. По словам свидетелей: грузовики были замечены примерно около границы нынешних республик (РТ и РМЭ).

                                                         древний Алатский тракт - село Алаты                                             

Алатский тракт, Уржумская дорога

Много «лихих людей» промышляло на Уржумском тракте и в районе современной Кировской области. В тех краях эта дорога называлась Казанский тракт. Она шла от города Уржума в сторону Кукарки (нынче город Советск). Около старинного села Вершинята правая ветка пути уходила на Буйский перевоз, а потом за Вятку, а левая ветка тракта вела в сторону села Лебяжье и дальше на Кукарку. В этих краях действовала ватага из местных мужиков, которые по бедности земли не нашли себе другого промысла, кроме как заниматься разбоем. По местным легендам разбойники «дневали» каждый день по разным деревням и селам. Установленным образом, они передавали через посыльного весточку тому или иному хозяину. Тот готовил «гостям» еду и постель, а сам с семьей уходил на целый день из своего дома. При этом никто не смел войти в эту избу. Разбойники приходили в этот дом, ели, пили и отдыхали, а уходя, оставляли хозяину хорошую плату за постой. Все стороны были довольны, разбойники никогда своих не трогали, а местные крестьяне не выдавали «лихих людей», а порой даже предупреждали об опасности.
В этих краях также много легенд и преданий про клады на Казанском тракте.
 
Еще одна легенда про скрытый клад существует в Куженерском районе около речки Ировка (приток Илети). Еще до революции на этой ветке Алатского тракта в селе Русские Шои жил довольно зажиточный купец Дмитрий Милютин. Он разбогател на хлебной торговле, держал на местных речушках мельницы, имел ткацкое производство, основал маслобойный заводик. В селе Сернур у него был двухэтажный каменный дом, несколько лавок, также дома и лавки у него были в других селах на Уржумском тракте (например, в деревне Шойдум). 

                                               бывший купеческий дом Милютина (перенесен в Русские Шои)


Все шло хорошо, пока не грянула Революция и Гражданская война. Опасаясь грабежа и реквизиции, он решил бежать из этих мест, где многие знали его очень хорошо. В 1918 году, когда город Казань захватили войска Каппеля и белочехи (кстати, тут пересечение с историей царского золота), Милютин вместе с сыновьями глухой ночью бежал по Уржумскому тракту в Казань. С собой он взял только немного денег, так как опасался грабежей в дороге, основную часть своего состояния, которое он перевел в царские золотые червонцы, Милютин решил спрятать в знакомых местах. Такое укромное место он присмотрел около своей мельницы на берегу речки Ировка. Свои золотые червонцы он сложил в большой ведерный самовар, а потом в ночное время закопал их в условленном месте. По слухам, самовар с золотом видел один из его работников, но этот работник не знал, где будут закапывать эти сокровища. Поскольку Милютин уехал с сыновьями спешно и «налегке», то можно предположить, что золото было схоронено где-то рядом. Дмитрий Милютин, конечно, планировал вернуться в родные края за своим добром, но так и сгинул в круговерти Гражданской войны, больше его из земляков никто здесь не видел. 
По информации местного краеведа Валерия Иванова, местные старики рассказывали, что один из шойдумцев встретил на фронте сына Дмитрия Ивановича – он был боевым летчиком во время Великой Отечественной войны. 
Легенда же про купеческое золото оказалась очень живучей, клад этот до сих пор ищут, так как вдоль тракта и на берегах речки Ировки то и дело появляются свежие копы «черных кладоискателей». Нашли это золото или нет – до сих пор не известно.

  

Уже в Вятской земле на Уржумском тракте стоит село Буйское, где раполагалось имение помещика Мосолова. У него были свои заводы, и был он очень богат. По местным преданиям часть денег было спрятано либо в старом имении, либо на местной горе Алмак. 

       Гора  Алмак (внизу лог Алмак) около бывшей барской усадьбы - около неё много легенд 


 Гора Алмак была окружена местными легендами и преданиями. Якобы здесь были спрятаны некоторые богатства Мосолова. Эти клады много раз искали, и сюда даже приезжали кладоискатели из  города Кирова (их фотографии есть на сайте села), но богатства так никто и не нашел. По преданиям нужно знать какой-то тайный нагоров (вещьбу) - раньше без такого тайного слова никто клад не зарывал! По преданиям этот наговор Мосолов унёс с собой в могилу.

Часто копают также по обоим сторонам Алатской дороги в окрестностях села Буйское.

 
   
________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
«История сел и деревень Республики Марий Эл». Куженерский район. 2006 г.
книга "Царское золото".  Автор: Валерий Курносов,
http://veche.ru/books/show/3178/
статьи газеты «Вечерняя Казань»
Публикации журнала «Реальное Время».
Фото и материалы: Дмитрия Шахтарина и Валерия Иванова.      
Газета «Марийская правда».
Группа села Русские Шои Вконтакте.
Фотографии Виктора Кельмакова.

«История сел и деревень Республики Марий Эл». Моркинский район. 2004 г.

http://buiskoe.ucoz.ru/publ/

http://urzhum.clan.su/

 

 

ВложениеРазмер
6254657891 (1).jpg220.64 КБ
6254657891 (2).jpg191.28 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.