Святые места Владимирской области
Владимир в древней Руси был не только политический, но и религиозный (духовный) центр страны. Этот славный град стал возвышаться в середине 12 века, особенно процесс ускорился, когда блг. князь Андрей (Боголюбский) перенес во Владимир столицу. Также князь заложил во Владимире огромный Успенский собор, где хранилась величайшая святыня Руси - Владимирская икона Богородицы. Вслед за благоверным князем сюда перемещались и духовные власти, началось активное церковное строительство.
Отдельная Владимирская епархия была организована только в 13-м веке, при разделении древнего Ростовского княжества, пришло время к появлению новой церковной единицы управления. В то время митрополит Матфей по просьбе князя Юрия назначил Владимиру (и Суздалю) своего епископа - им стал святой прп. Симон.После этого началось активное развитие православия на Владимирской земле, строились храмы и монастыри, возникали христианские общины, привозились православные святыни.
Александровской район
Святые мощи преподобного старца Алексия почивают в Смоленско-Зосимовой пустыни, что в Александровском районе. В самом же городе в Успенском женском монастыре хранятся мощи преподобного Корнилия Александровского.
А в Струнино - недалеко от Александрова - в Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни есть мощи преподобного Лукиана Александровского.
Владимир
В Успенском соборе города Владимира находятся мощи святителя Максима, благоверного князя Георгия (Ю́рия) Всеволодовича и его семьи, благоверного князя Глеба, святителя Митрофана Владимирского, а также мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского.
Киржач
Святые мощи преподобного Романа Киржачского, ученика основателя монастыря преподобного Сергия, - в Свято-Благовещенском женском монастыре города Киржача.
Муром
Святые мощи благоверного князя Константина, его сыновей Михаила и Феодора (XI-XII), и супруги Ирины находятся в Благовещенском монастыре города Мурома. Святые князья жили в XI-XII веках и немало потрудились в распространении Православия среди язычников.
Святые мощи праведной Иулиании Лазаревской покоятся в Николонабережной церкви города Мурома. Подвиг жизни святой праведной Иулиании - подвиг любви. В голодные годы (1601-1602) при царе Борисе святая распродала всё имущество и отпустила на волю своих крестьян.
Некоторые из самых верных остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых та пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих.
Святые мощи святых Благоверных князей Петра (в иночестве Дави́д) и Февро́нии (в иночестве Евфроси́ния) Муромских, которые прославились благочестием и милосердием, почивают в Троицком монастыре города Мурома.
Суздаль
Святые мощи святителя Иоанна, первого епископа Суздальского и Нижегородского, почивают в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаля. Кстати, у его гроба засвидетельствованы многочисленные исцеления.
Святые мощи преподобного Евфимия Суздальского почивают в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря города Суздаля. Святые мощи преподобной Евфросинии Суздальской в Ризоположенском женском монастыре.
В Свято-Покровском Суздальском женском монастыре - святые мощи преподобной Софии Суздальской, в миру - великой княгини Соломонии Сабуровой, жены великого князя Василия III.
Юрьев-Польский район
В Свято-Успенском Космином мужском монастыре находятся мощи преподобного Космы Яхромского, а в Покровском храме - мощи благоверного князя Гавриила.
В 2007 году исполнилось 850 лет одной из старейших обителей России - Свято-Боголюбского монастыря, находящегося на территории древней Владимирской земли.
Этот юбилей - особо значимое для нас событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда - из Боголюбова града, Боголюбова монастыря.
В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери - в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города - Владимирскою и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.
Эта икона - первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля.
Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был первым после св. равноапостольного великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое дивное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Её иконы, выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей. Князь обладал и полководческим даром - он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 (14 по н.ст.) августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек - Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 1 (14 по н.ст.) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. (Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.).
Успенский Александровский монастырь
Во многих древнерусских городах была своя крепость, по-другому: кремль. Эти крепости носили оборонительную и административную функцию. Такой кремль был в Александровской слободе, которая относилась к городу Александров, что на Владимирской земле. Культурным и духовным центром слободы являлся и является Успенский Александровский монастырь.
Успенский Александровский монастырь – это женская обитель Владимирской митрополии РПЦ (Александровская епрх.). Монастырь является памятником архитектуры и известным духовным центром благодаря уникальным святыням этой обители.
Александровская слобода лежит на реке Серая (приток Шерны - подбассейн реки Клязьмы - бассейн реки Ока).
Сама Александровская слобода известна еще с 15-го века, и была резиденцией различных князей и царей. В самом начале 16-го века тут началось строительство кремля для князя Василия III. Во времена царя Ивана Грозного (середина 16-го века) – тут располагался центр опричнины, то есть исполнительный орган Русского царства (тут действовали различные приказы и даже Боярская дума). Именно из Александровской слободы Иван Грозный совершил известный поход на Великий Новгород.
На территории слободы находились царские конюшни с различными породами лошадей.
Во времена царя Петра Великого тут размещалась Потешная Слобода, где царь проводил с потешными полками репетиции будущих сражений.
Лихолетья не раз случались на русской земле, и вот, в начале 17-го века пришли на Русь польские захватчики. Отряды поляков за короткое время дважды захватывали, грабили и разрушали слободу.
После окончания смуты городские купцы из Александрова обратились к местному игумену, чтобы составить просьбу к царю Алексею Михайловичу о строительстве нового монастыря.
Когда было получено высочайшее разрешение, то строители и зодчие приступили к созданию святой обители.
Дополнительно к этому, указом царя Алексея 15 апреля 1650 года будущему монастырю предают бывшую домовую церковь Александровского царского дворца, выстроенную Василием III, и примыкающую к ней с севера Каменную палату.
Строительство святой обители продолжалось почти 30 лет, и после этого также не прекращалось. Были созданы братские кельи, разные хозяйственные постройки, примерно в 1674 году возведен Троицкий собор.
Многие знатные роды и даже представители царской династии делали вклады в фонд монастыря и посылали сюда дорогие подарки. Часто в дар присылали древние иконы или ценные оклады для икон. Так, царь Феодор Алексеевич вместе с женой Агафьей Семёновной Грушецкой, поставили в иконостас Александровского Успенского монастыря икону святого Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. Также царь Феодор оказал помощь в строительстве надвратного храма в честь своего небесного покровителя святого Фёдора Стратилата (вторая половина 17-го века). Также царь Феодор подарил обители три мельницы, и личным приказом установил пенсион многим монахиням.
Знаменский Красногривский монастырь
В городах Золотого кольца России много интересных, красивых и старинных храмов и монастырей. Но достояние Владимирской области не ограничивается только Владимиром и Суздалем, много древних обителей и в других городах этого края, например, в Гороховце, в Муроме, в Александрове. В этой статье расскажем вам про Знаменский Красногривский монастырь.
В 10-м веке святая евангельская весть от стольного града Киева стала распространяться по всей Руси, прошли века, пока не были крещены восточные земли в Волжско-Окском междуречье.
Еще в 5-6 веках на Гороховецких землях по данным археологов находилось одно из поселений финно-угорских племен. Владимирский край был стыком славян, племен эрзя и мокша (мордва), а также народов мурома и меря. Все эти племена были языческие и совершали свои моления в священных рощах, в капищах, у огромных каменных валунов и деревьев.
Постепенно славяне продвигались на запад, а финские племена либо ассимилировались, либо как марийцы уходили глубже на восток – в сторону Волги и в Заволжье.
Изначально славянские племена также исповедовали язычество, причем в достаточно ярой форме, ку них практиковались даже человеческие жертвоприношения (конечно, в особых случаях). На месте будущего города Гороховец располагался Ярилин холм (или Гробенская гора), где и было подобное святилище на берегу реки Клязьма.
В прошлых статьях про Владимирскую область мы уже рассказывали о племенах и народностях вдоль реки Клязьма и на Оке. Следует только отметить, что Гороховец стал на восточной границе Владимирского княжества с землями мордовских племен (эрзя и мокша), а сейчас Гороховец располагается рядом с границей Нижегородской области.
Множество различных топонимов и гидронимов (например, название реки Клязьма) доказывают факт обитания в этих землях более тысячи лет назад финно-угров.
Таким образом, строительство храмов и монастырей на Владимирской земле – была насущной задачей укрепления и становления Русского государства.
Знаменский Красногривский монастырь был основан в конце 16-го века на левом (полойном, то есть низком) берегу реки Клязьма. Когда его проектировали, то учитывая большие разливы реки, выбрали возвышенность – Красная грива, где и была основана обитель.
От имени этого холма – монастырь получил прибавку в названии: Красногривский монастырь, что потом было закреплено в официальных документах. Этот монастырь стал основой и опорой православия в междуречье Волги и Оки.
Самое интересное то, что все жители города Гороховец считают, что монастырь относится к городу, и все путеводители и туристические справочники приписывают монастырь также к Гороховцу, однако сама обитель никогда не входила в городскую черту.
Фактически Знаменский Красногривский монастырь располагается напротив города – на другом берегу Клязьмы, а в архивных документах начала 18-го века так и указывается, что монастырь расположен в селе Знаменка близь города Гороховца.
Изначально все строительство храмов и братских келий шло из местного леса – все строения были деревянные, и только в 1670-1673 годах был возведен храм в честь иконы Божьей Матери Знамение. В те времена тут были глухие места, вдали от дорог и торговых трактов, поэтому паломников в обитель приходило мало, да и братия обители была малочисленной.
В начале 18-го века указом царя Петра Великого Знаменский Красногривский монастырь был передан Флорищевой пустыни (и долгое время был подворьем Флорищева монастыря – ныне Нижегородская область, село Флорище на реке Лух).
Тем не менее, монастырь строился и разрастался: к 1740 году к храму Знамения Божьей Матери была добавлена высокая четырехъярусная каменная колокольня, а потом через несколько лет был возведен храм апостола, брата Христа и евангелиста святого Иоанна Богослова.
Во второй половине на деньги местных купцов и меценатов вокруг монастыря были построены высокие каменные стены, по углам они были усилены высокими каменными башнями и крепостными переходами.
Благовещенский Киржачский монастырь
Киржачский монастырь один из древнейших монастырей России во времена Владимирско-Суздальского княжества.
Эту обитель в 14-м веке основал преподобный Сергий Радонежский.
В настоящее время это женский монастырь в городе Киржач (на реке Киржач) во Владимирской области.
Следует указать, что Троицкий монастырь (будущая Троице-Сергиева лавра) дал начало многим обителям и монастырям святой Руси. Многие монастыри в самых глухих уголках страны были основаны насельниками Троицкого монастыря. Часть монастырской братии искала уединения и, принимая схиму, уходили в дальние скиты. Так и великий подвижник русской земли преподобный Сергий в 1358 году покинул свою обитель и отправился на восток, чтобы найти место для нового монастыря.
В дороге он встретился с игуменом Стефаном и с монахом Симоном, вместе они добрались до глухой реки – Киржач, на землях которого в те времена обитало племя меря. Тут, в глухом лесу, решили они основать обитель. В помощь преподобному Сергию из его монастыря на новое место прибыли ученики святого, они помогли выкорчевать лес и построить первые строения будущего монастыря: храм Благовещенья Пресвятой Богородицы, келья и надворные постройки.
С северной стороны монастыря преподобный Сергий собственноручно выкопал кладезь (колодец) для питьевой воды – в настоящее время тут сооружена часовня в честь святого.
Преподобный Сергий прожил в новом монастыре несколько лет, и потом вернулся Троицкую лавру, а в Киржачском монастыре настоятелем остался иеромонах Роман (в будущем прославленный как преподобный). Преподобный Роман далее занимался строительством Киржачского монастыря до своего преставления к Господу – он считается первым настоятелем обители (1392г.).
Вплоть до 17-го века Киржачский монастырь был под началом Троице-Сергиевой лавры, между обителями были духовные и экономические связи. В 1640-45 гг. в обители возвели каменную Благовещенскую церковь, а позднее был построен храм в честь преподобного Сергия (это была трапезная церковь). В это время вокруг монастыря были построены каменные стены с большими воротами
Во второй половине 17-го века в монастыре была построена Спасская церковь, где впоследствии была организована усыпальница некоторых боярских родов.
Во второй половине 18-го века во время Екатерининских реформ обитель была переведена в Троице-Сергиеву лавру, а на её месте был образован обычный приход в Благовещенском храме.
В 19-м веке на месте бывшей обители на средства местных купцов Соловьёвых была построена церковь во имя всех святых Богу угодивших с высокой и красивой колокольней.
Покровский монастырь в Суздале
Покровский монастырь в г. Суздаль лежит на берегу реки Каменка в северной части города.
Обитель была основана во второй половине 14-го века при князе Дмитрии, однако позднее монастырь достраивался и улучшался. Современный вид монастырского комплекса сложился гораздо позднее – в 15-16 веках. У монастыря очень знаменитая история, в первую очередь, тем, что сюда ссылали женщин из знатных семей.
Покровский монастырь в г. Суздаль в период своего расцвета (16-17 век) был одним из крупнейших монастырей России.
Изначально храмы, пределы, монастырские кельи и ограждения – всё было деревянное. По этой причине обитель часто страдала от пожаров, и от её деревянных построек на нынешний день ничего не осталось.
В своё время князь Василий III (в 16-м веке) пожертвовал монастырю большую сумму денег, которая была направлена на каменное строительство храмов и келий. Тогда и были возведены Покровский собор, его пределы, Святые врата и стены обители.
Потом территория монастыря многократно увеличивалась.
Причина такого богатого вклада известна историкам – первой ссыльной в этот монастырь была одна из жен князя Василия – по имени Соломония (пострижена в монахини в 1525г. с именем София).
Дело в том, что канонами православной церкви развод между венчанными супругами был строжайше запрещен. Поэтому среди знатных родов, чтобы избежать скандального развода, практиковалось насильственное пострижение в монашеский чин. К тому же у Соломонии якобы было бесплодие – она не могла родить ребенка князю, что тоже могло быть причиной ссылки в монастырь и вечного заточения в нем (уже при царе Феодоре старицу Софию почитали как святую и праведную, в 17-м веке она была канонизирована православной церковью).
Существовало даже предание, что Соломония во время пострижения в монахини уже была беременна, а потом тайно в Покровском монастыре родила князя Георгия. Через верных людей мальчика удалось вывезти из монастыря, и его якобы воспитывали в дальнем селении и под чужим именем. Впоследствии по легенде из юноши вырос легендарный разбойник Кудеяр, который промышлял на Волге и на Дону со своей ватагой. До сих пор на волжских берегах ходят легенды о кудеяровых кладах.
Легенды только усилились, когда прошли слухи о том, что в 1934 году при осмотре монастыря реставратором А. Д. Варгановым была вскрыта гробница предполагаемого сына Соломонии, в которой, он, по его словам, обнаружил лишь детскую рубашку. Однако многие историки на основании архивных данных считают, что никакой гробницы сына княгини в обители быть не могло, так как фундамент монастыря представляет сплошной монолит, где не могли никого похоронить. Обычно монахинь, послушников и трудников всегда хоронили на монастырском кладбище.
По другим легендам Соломония специально инициировала смерть ребенка, чтобы приезжие из столицы дьяки не смогли доложить о родившемся наследнике.
В настоящее время имена и фамилии знаменитых узниц монастыря существуют в большой усыпальнице под Покровским собором. В частности, это дочь Ивана III княгиня Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого – княгиня Евдокия Нагая, княгиня Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же была заключена вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская. Скорее всего, все они были насильно пострижены в монахини, и всю жизнь должны были провести в посте и молитве.
Следует указать, что по канонам православной церкви, как насильственное крещение, так и насильственный постриг – не являются совершенными таинствами, то есть они не имеют силы перед Богом. Только по добровольному согласию самого человека эти святые таинства имеют силу и совершаются. В настоящее время неизвестно, кто из этих знаменитых насельниц добровольно приняли монашество.
Свято-Введенская Островная пустынь
Монастыри для мирского человека во все времена были образцом духовной жизни, примером тому, что праведная жизнь возможна и существует. Иоанн Богослов назвал монастыри «островами Любви к Господу».
В буквальном смысле это сравнение относится к расположенной на лесном озерном острове Свято-Введенской островной пустыни. В 2008 г. обители исполнилось 300 лет. По преданию, островной монастырь на Вятском озере в начале XVIII в. основали монахи Сергий и Тимофей, которые подвизались прежде в Антониевой пустыни – монастырской слободе хорошо известного в XV–XVI вв. мужского Покровского Антониева монастыря.
Введенская островная пустынь располагается у западной окраины Владимирской области. Здесь в окружении сосновых лесов, скрытое от людских глаз, лежит живописное Вятское озеро. Поселившись на его острове, иноки Сергий и Тимофей прежде всего искали уединения и большого строительства не затевали, они поставили себе лишь небольшую деревянную часовню и келью. Но вскоре о монахах прошел слух, другие люди стали приходить на берег озера и просить принять их в число насельников.
Сергий и Тимофей не отвергали паломников, братия стала множиться, и тогда решили просить благословение на возведение на острове небольшого храма. В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского преосвященного Стефана Яворского, в которой благословлялось монахам «…на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте… построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а верх на той церкви делать против прочих деревянных церквей, а не шатром, и алтарь круглый, а по левую сторону Царских дверей меж северных поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину».
Спустя год был построен первый монастырский храм. Постепенно за озером закрепилось новое название – Введенское. Сам же монастырь стали называть Введенской островской пустынью. Озеро и окрестные земли в то время принадлежали князьям Голицыным. С образованием Пустыни они безвозмездно передали озеро и остров в собственность монастыря. Вскоре после освящения храма монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем Пустыни. По традиции игумены новообразованного монастыря назывались строителями.
Братия Пустыни тогда была очень немногочисленна (всего около 20 насельников), средств на ее существование постоянно не хватало. В те времена правительство Петра I проводило частичную секуляризацию, то есть обращало часть церковной собственности в светскую. Монастыри были обязаны отдавать долю своих доходов в казну.
В начале 1720-х гг., вероятно, при церковных реформах, появилось предписание бедные и малобратские монастыри приписывать к более богатым. И в 1722 г. Введенская пустынь была приписана к Иоанно-Богословской обители Московского уезда. К тому времени настоятель Введенской пустыни Сергий отошел к Господу, а вместо него из Москвы был прислан новый настоятель – монах Нектарий.
Троицкий монастырь в Муроме
Свято-Троицкий монастырь в Муроме был основан в первой половине 17-го века, но окончательно его строительство длилось до конца 17-го века, а также продолжалось в 18-ом веке. Обитель (как и многие храмы на Руси) пережила взлеты и падения на своём пути. После революции храмы сохранились, но в них не проводились богослужения, а размещались склады и подсобные помещения.
К счастью, в середине 90-х годов монастырь стали восстанавливать, весь архитектурный комплекс обители попал под охрану государства как памятник архитектуры города Муром.
Уже через несколько лет храмы и пределы монастыря радовали паломников и звали на церковную службу пением колоколов.
Главная и самая известная во всей России святыня монастыря – это мощи святых и праведных Петра и Февронии, эти святые покровительствуют семье и браку, помогают в воспитании детей, также им можно молиться об исцелении различных заболеваний (например, от бесплодия).
Свято-Троицкий монастырь в настоящее время относится к Муромской епархии РПЦ, является женским монастырем. В стародавние времена на этом месте в городе Муром располагалось старое городище, где по преданиям, была построена одна из самых древних церквей Мурома. Храм этот был построен в 12-ом веке благоверным князем Константином, который и начал крестить жителей Мурома и окрестных земель.
Крещение Руси, которое произошло в Киеве в 988 году св. князем Владимиром, не сразу распространилось по всей русской земле. В 10-м и 11-м веках в Муромском краю еще было много язычников, как славян, так и местных финно-угорских народов. К ним относились племена меря, мурома и мордва. Язычники достаточно упорно держались за старые традиции и почитали своих богов. Но с начала деятельности князя Константина свет Христовой веры распространился и на эту землю.
В Муроме была построена в 12-м веке церковь в честь святых князей Бориса и Глеба (Старое Вышнее городище), и потом, уже через много лет – в 1643 году местным купцом Тарасием Цветновым на этом же священном месте был построен Свято-Троицкий каменный собор, который сохранился до наших времен, и является духовным центром монастыря.
Троицкий собор очень благолепно украшен и является одной из главных и известных достопримечательностей былинного града Мурома. Маковки куполов собора украшены золоченными крестами, эти кресты были выкованы муромскими кузнецами 17-го века специально для этого храма, и больше таких крестов нет нигде.
Также Троицкий собор украшают поливные изразцы 17-го века с разнообразными рисунками и орнаментами, делали их из глины и обжигали в специальных печах, потом наносили глазурь и различные узоры. Кстати, одна из версий происхождения названия города Муром – от старославянского: мурома, мурава, муравить, муравленый, то есть покрытый муравой, глазурью или блеском. Не зря говорят: трава-мурова. Вероятно, что слава муромских мастеров по изготовлению изразцов была известна всей древней Руси.
Сам Троицкий собор был построен в особом архитектурном стиле, который называется «русское узорочье».
В 1652-53 годах на одном фундаменте с Троицким собором была возведена красивая многоярусная колокольня, где было установлено около семи колоколов с различным звоном. А также была воздвигнута шатровая церковь в честь иконы Казанской Богородицы (в честь явления этой чудотворной иконы в граде Казани).
Монастырь веками был местом духовной жизни города Мурома и Муромской епархии, поклониться святым мощам приезжали с разных уголков святой Руси.
Владимирская область » Вязниковский район » Акиньшино
Акиншино находится в пяти километрах от Мстеры.
Добраться к Свято-Казанскому источнику в Акиншино можно так: шоссе Москва - Казань, после поворота на Ковров проехать село Симонцево, через три километра после Симонцева повернуть на станцию Мстёра, где на развилке принимаем левее.
От станции Мстера двигаемся в направлении поселка Мстеры через Жары до села Раменье. После знака "Раменье", но до первых домов села, влево уходит грунтовка движемся по ней. Далее будет развилка прямо на село Черноморье, вправо - дорога на скит, смотрите справа должен стоять указатель, далее дорога идет сначала по кромке леса, а затем через поле в лес. На выезде из леса на опушке стоит синий указатель "Скит".
Существует еще одна дорога по которой на простой машине ездить не рекомендуется - северная дорога: через Мстёру в направлении на Шустово и затем поворот налево на скит. В скиту сказали, что эта дорога мало езжая, и для нормальных машин не рекомендуется.
Купальня мужская и женская. Дверь справа - мужская половина, слева - для женщин. В купальне один общий бассейн, достаточно глубокий, разделенный перегородкой надвое, так что погружающиеся разного пола друг друга не видят.
Очень уютно спокойно и душевно, есть путь отличающийся от предшествующего описания и дорога получше и проще искать. Двигаться нужно до поселка Мстера, далее по поселку по центральной улице мимо мужского Свято-Богоявленского монастыря, который непременно советую посетить, далее прямо до указателя "Ковров (прямо) Шустово (влево)", поворачиваем влево на щебенку и порядка 3-5 км до указателя на Скит.
Владимирская область » Гусь-Хрустальный
Святой источник и храм-часовня святой Варвары-Великомученицы расположен на окраине города Гусь Хрустальный. С юга, в притворе часовни находится колодезь со святой водой, основной вход в храм с северной стороны. Храм часовня стоит в низине неподалёку от речки Варварки, которая выше по течению забрана в бетонную трубу коллектора, но после пересечения дороги по ул. 2-Никольская выходит на поверхность, образуя проточное озерко перед самой часовней. В 2006 году на месте явления иконы святой Варвары Великомученицы рядом с храмом, на берегу пруда, установлен деревянный поклонный крест.
История источника такова.
По преданию, в 1765 году, тогда еще за окраиной рабочего поселка Гусь, при стекольной фабрике Акима Мальцова, у ключа, на берегу лесной безымянной речки была явлена икона святой великомученицы Варвары. Великомученица была казнена за веру около 306 года, в правление императора Максимилиана. Благодарные верующие в месте обретения иконы возвели деревянную часовенку, в которую торжественно внесли явившуюся икону, а небольшая речушка с той поры стала именоваться Варваркой.
Начиная с 1817 года, от Иоакимоанской церкви, из поселка, к часовне на Духов день стали проходить крестные ходы. А в 1882 году вместо деревянной часовни началось строительство каменной. Часовня строилась изящной архитектуры и к 1885 году все работы были завершены, а почитаемый святой источник заключенный в белокаменный восьмигранный колодец находился в отдельном южном портике здания.
Через дорогу напротив у бьющих из недр земли ключей, возвели еще одну небольшую часовенку в честь Святой Троицы, которая получила название «Три ключика». Вода здесь была исключительно чистой и живо использовалась местными жителями. Но эту часовню в годы антирелигиозного дурмана постигла печальная участь. В 50-х годах прошлого века Свято-Троицкую часовню разрушили.
ИСТОЧНИК СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, ГОРОХОВЕЦ
Владимирская область » Гороховецкий район » Гороховец
У подножия горы, на которой стоит древнейший, XVII века, Свято-Троице-Никольский монастырь в Гороховце, благоустроен святой источник. Без малого 100 метров над уровнем реки – не так уж и мало! Это по другую сторону Николиной или Пужаловой горы оборудованы подъемники и спуски - там самая известная горнолыжная трасса в области.
К святому источнику пока ведет крутая лестница и скромная дорога. Раньше к источнику было и вовсе – не подступиться. Овраг облагородили и установили сруб - с купелями для мужчин и женщин.
Когда появился родник – точно не знает никто. Но верующие говорят: может быть, во времена нашествия татаро-монголов. По преданию, чужеземцев отпугнул неожиданно возникший на горе воин - Архистратиг Михаил. Нашествие Гороховец минуло.
о. АЛЕКСАНДР (СТЕПАНОВ), НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ: "Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий благословил источник именовать в честь Троицы животворящей как новоначальный из всех гороховецких источников. Источник этот появился не вновь. На этом источнике испокон веков крестили, совершали молебны".
У ребят из клуба "Воскрест" большая радость: они с удовольствием ездят по святым источникам других городов. А теперь не хуже есть и дома.
Пужаловой горой на которой расположен святой источник теперь гостей все больше не пугают, а привлекают. И ждут паломников.
Владимирская область » Гусь-Хрустальный район » село Черсево
Святой источник в селе Черсево расположен за рекой Черсевкой. В этом месте выбиваю из недр земли несколько родников. Раньше, по всей видимости, их было семь, отчего иногда можно услышать название этого святого места - "Семь живительных ключей", но со временем их осталось только пять и поэтому иногда место называется, как святой источник "Пять ключей".
Цифры на фото, от 1 до 5, соответствуют местоположению родников. Вырывающиеся потоки кристально чистой и вкусной воды сливаются в один прозрачный ручей.
Чуть ниже по течению, в 20 метрах, открытая бетонная купель. Температура воды и зимой, и летом, всегда постоянна +4 градуса.
Святой источник облагорожен, поставлена деревянная часовня в которой множество икон. Издавна люди заметили целебные свойства источника и поэтому к нему стекаются многочисленные паломники. Люди приезжают с надеждой получить исцеление от болезней или облегчение от недугов, не только со всей округи, но даже из соседних областей. Купаются в купели, и набирают с собой живоносной водички.
Родниковая вода долго хранится и не портится и считается молодильной. Знающие люди говорят, что сюда можно приезжать «за молодостью», что вода действует на организм человека гораздо лучше дорогостоящих процедур в SPA-салонах и различных косметических средств. Нужно только хотя бы раз в год искупаться в ручье, а затем умываться по вечерам запасенной водой.
Как добраться, где находится:
по трассе М7, Москва - Нижний Новгород до Владимира, затем по указателю на Гусь-Хрустальный по Р73, около 69 км.
Далее по указателям в сторону Курлова и поселка Аксеново до села Черсево. Святой источник бьет по левую сторону дороги на выезде из села.
От источника Пять ключей берет начало речка Черсевка.
БОГОЛЮБОВО – УСТЬЕ РЕКИ НЕРЛЬ
Боголю́бово — посёлок в России, в Суздальском районе Владимирской области. Центр Боголюбовского сельского поселения. Посёлок входит в перечень исторических городов России.
Боголюбово расположено в устье реки Нерли (при впадении Нерли в Клязьму), в 2 км к северу-востоку от Владимира.
река Нерль - Боголюбово
Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в этом месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь.
В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар в феврале 1238 года были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось значительное монастырское строительство.
После Октябрьской революции 1917 монастырь был закрыт. В 1992 монастырь был возрожден. С 1997 в Боголюбове действуют два монастыря — мужской и женский.
С 1945 по 1965 год Боголюбово являлось центром Владимирского района, с 1965 года — в составе Суздальского района. В 1960 году получил статус посёлка городского типа; с 1 января 2006 года — административный центр Боголюбовского сельского поселения.
До настоящего времени частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений, остатки замка: переход на полуциркульных арках и квадратная в плане белокаменная башня с винтовой лестницей, а также цокольная часть храма Рождества Богородицы (1158—65), на которой возведена ярусная церковь (1751, барокко). Надвратная Успенская церковь-колокольня и кельи построены в XIX в. Собор Боголюбовской иконы Богоматери в византийско-русском стиле построен в 1866 по проекту архитектора К. А. Тона. В 1,5 км от Боголюбова — церковь Покрова на Нерли. Архитектурные памятники Боголюбова — в ведении Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника.
Кидекша, церковь Бориса и Глеба
Ки́декша — село в Суздальском районе Владимирской области России, в составе Селецкого сельского поселения.
Расположено при впадении реки Каменки в реку Нерль, в 4 км к востоку от Суздаля.
Слово «Кидекша», вероятно, имеет финно-угорское происхождение. Завершающий элемент «-кша» принято считать словом неизвестного финно-угорского происхождения со значением «вода», «река», что подтверждается наличием в регионе нескольких малых рек с названиями на «-кша», «-кса».
Некоторые ученые считают начальное «ки-» мерянским словом со значением «камень» (как не вспонить, что с марийского камень – кю, ку, а кса - протока). Таким образом, слово Кидекша может означать то же, что нынешнее Каменка — «каменистая река».
Вместе с тем, в путеводителях можно встретить и иное объяснение названия, связанное с русским словом «кидать», «покидать», и поясняемое тем, что Юрий Долгорукий забросил это место, на котором намеревался построить крепость. Другие авторы относят эту версию к народной этимологии.
Кидекша как укреплённое поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 году построил здесь церковь Бориса и Глеба.
По легенде, здесь когда-то располагалось становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых.
Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укреплённым княжеским городком. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в неё реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.
РЕКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
УНИКАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
- Свято-Троицкий женский монастырь в г. Муроме // журнал «Монастырский вестник».
- Издание «Посох»: Опора святых и монархов.
- А. В. Маштафаров. // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 465-471. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- Святые места Владимирской области.
- По святым местам России. Энциклопедия. Москва 2009г.
- С.И. Фудель. Воспоминания // Новый мир, 1991, № 4, стр. 192-193.
- Архив Владимирской Епархии. Фонд еп. Афанасия (Сахарова): письмо еп. Афанасия к прот. И.А. Потапову от 24.06.1995. – оп. V/1, д. 3, № 33.
- Монгайт А. Л. Муром. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1947. — 34 с. + 28 л. вкл. — (Сокровища русского зодчества).
- Владимир: Памятники архитектуры и искусства: Альбом / Автор-составитель Н. Беспалов. — М.: Советская Россия, 1990. — 272 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-268-00414-X.. (в пер.)
- Епанчин А. А. Топонимика Владимирской области. 2-е изд. — Муром: ООО Дизайн-центр «РеКоМ», 2001. — 80 с. (1-е издание — 2000).
- Чернышёв В. Я. Муром: Краткий путеводитель. — Владимир: Новые технологии, 2004. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-94464-069-3..
- Россия:
- Тэги:
- 4843 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий