Кидекша, церковь Бориса и Глеба
Ки́декша — село в Суздальском районе Владимирской области России, в составе Селецкого сельского поселения.
Расположено при впадении реки Каменки в реку Нерль, в 4 км к востоку от Суздаля.
Слово «Кидекша», вероятно, имеет финно-угорское происхождение. Завершающий элемент «-кша» принято считать словом неизвестного финно-угорского происхождения со значением «вода», «река», что подтверждается наличием в регионе нескольких малых рек с названиями на «-кша», «-кса».
Некоторые ученые считают начальное «ки-» мерянским словом со значением «камень» (как не вспонить, что с марийского камень – кю, ку, а кса - протока). Таким образом, слово Кидекша может означать то же, что нынешнее Каменка — «каменистая река».
РЕКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
УНИКАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Кидекша, церковь Бориса и Глеба
Вместе с тем, в путеводителях можно встретить и иное объяснение названия, связанное с русским словом «кидать», «покидать», и поясняемое тем, что Юрий Долгорукий забросил это место, на котором намеревался построить крепость. Другие авторы относят эту версию к народной этимологии.
Кидекша как укреплённое поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 году построил здесь церковь Бориса и Глеба.
По легенде, здесь когда-то располагалось становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых.
Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укреплённым княжеским городком. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в неё реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.
В конце XII — начале XIII века город Кидекша уже был большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км. Примерно такой же длины (около 1 км) валы были в Дмитрове и ненамного длиннее — около 1,4 км — в Суздале.
В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами, и город вскоре потерял свой статус. В XIV веке на этом месте располагался монастырь.
Население
1859 1926
408 603
Численность населения
2010
137
Достопримечательности
В Кидекше сохранился архитектурный ансамбль XII—XVIII веков, включающий ранний памятник владимиро-суздальского зодчества, первую белокаменную постройку Северо-Восточной Руси — церковь Бориса и Глеба (1152 год, сильно перестроена в XVIII веке, фрески XII века), кубический одноглавый трёхапсидный храм, монументальный крепостной облик которого ещё близок сооружениям Новгорода и Пскова.
Позднее к нему добавились памятники, характерные для суздальского зодчества: Святые ворота (конец XVII—начало XVIII веков), которые вели к спуску на реку, тёплая церковь Святого Стефана (1780), шатровая колокольня (XVIII век).
Церковь Бориса и Глеба с 1992 года является составной частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Помимо этого, сохранились остатки древних оборонительных валов.
Центральная улица в Кидекше является частью древнего пути из Суздаля в Городец. Дороге более 850 лет. В настоящее время она частично заасфальтирована.
ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА
Кидекша – древнее село, история которого неразрывно связана с историей Суздаля. Село это было основано еще в дославянские времена, и в переводе с угро-финского его название означает «Каменка». Кидекша стоит в самом устье реки Каменки, на впадении ее в Нерль.
По преданию, на этом месте встретились два брата – князья Борис Ростовский и Глеб Муромский , которые ехали на встречу со своим отцом, князем Владимиром Красное Солнышко. Эти князья позднее были убиты Святополком Окаянным и канонизированы русской церковью как святые мученики. Старейшая церковь Суздальской земли в Кидекше поставлена в честь них.
Собор Бориса и Глеба в Кидекше Церковь Бориса и Глеба (1152) – древнейший белокаменный храм владимиро-суздальской земли, один из заложенных Юрием Долгоруким и уцелевших соборов. Храм был построен, когда князь решил заложить здесь укрепленную резиденцию из соображений прекрасного расположения села – на выходе Каменки и на возвышенности. В те времена Каменка была значительно глубже и шире и служила одной из важных судоходных артерий суздальского края.
К 1152г. большой артелью галицких мастеров была выстроена небольшая крепость, окруженная валами с деревянными стенами. В резиденции князя были построены каменный храм и дворец, поставлены рубленые палаты для челяди. Княжеская резиденция перенесла нашествие татар, после которого церковь в 1239г. пришлось ремонтировать по приказу ростовского епископа Кирилла. После этого Кидекша долго оставалась в запустении: заброшенный храм лишился главы, своды обрушились и увлекли за собой часть стен. С XVI века Кидекша принадлежала небогатому Нижегородскому Печерскому монастырю, который с трудом мог содержать ее в порядке. Только к концу XVI – началу XVII веков его начали приводить в порядок, используя для реставрации старый белый камень, оставшийся после обрушения. Реставрация сильно изменила облик верхней части храма: вместо прежней мощной главы и сводчатой кровли его увенчали простейшей четырехскатной крышей с маленькой главкой. В XIX веке пристроили сохранившуюся доныне паперть.
Изначально храм Бориса и Глеба был сходен по своей архитектуре с Дмитриевским собором во Владимире и храмом Покрова на Нерли, поэтому, вспомнив эти сохранившиеся здания, можно представить, каким был и дворцовый храм князя в Кидекше.
Но этот храм был проще и по убранству, и по резному декору: крупные массивные апсиды, простые, ничем не украшенные порталы, тонкий резной поясок в верхней части апсид, барабана и поребрик на уровне хор.
В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XII века, которые нетрудно разглядеть при скудном свете, проникающем в здание сквозь узкие окна.
фрески в храме Бориса и Глеба
Стефаниевская церковь в Кидекше Кроме древнего храма Бориса и Глеба, в Кидекше осталась теплая Стефаниевская церковь (1780), построенная в полном соответствии с суздальской традицией постройки церквей такого типа. Она состоит из двух объемов разной высоты и увенчана одной небольшой главкой на тонком барабане. Огромная апсида, по размеру вполне сравнимая с прочими частями здания, украшена резным пояском по верхней части стены. Окно апсиды украшено более пышным наличником, чем остальные.
Святые ворота в Кидекше К рубежу XVII-XVIII веков относятся Святые ворота с очень интересным фигурным верхом и резным декором. Они были построены одновременно с каменной невысокой оградой.
Колокольня в Кидекше В то же время была сооружена и шатровая колокольня с проездной аркой. Ее шатер несколько отличается от привычных суздальских вогнутых шатров – он прямой, с широкой «полицей». До ХХ века на ней висел колокол, датированный 1552 годом – подарок Ивана Грозного по случаю взятия Казани.
Вид на Нерль от Кидекши (Суздаль) Лучше всего Кидекша видна целиком с берега Нерли или с моста через реку, откуда открывается панорама не только древнего села, но и всех окрестностей устья Каменки.
СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ
СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ-СТРАСТОТЕРПЦЫ БОРИС И ГЛЕБ
Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб
Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.
Нерль — река в Ярославской, Ивановской и Владимирской областях России, левый приток реки Клязьмы (бассейна Волги).
При впадении в Клязьму на берегу Нерли расположена бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского Боголюбово, а также шедевр древнерусского зодчества — храм Покрова Богородицы на Нерли (XII в.).
Этимология названия реки Нерль восходит к древнему финно-угорскому озерно-речному корню «нер», от которого происходит также и название озера Неро. В России это не единственная река с таким названием. В древности на берегах реки жило племя меря.
Длина — 284 км, площадь бассейна 6780 км².
Питание смешанное, с преобладанием снегового.
Среднегодовой расход воды — в 102 км от устья 25,7 м³/сек.
Замерзает в ноябре — декабре, вскрывается в апреле.
В верховьях река протекает среди высоких холмистых берегов, поросших хвойными и смешанными лесами. В среднем течении лесов меньше, а ближе к устью берега открытые, луговые, лесов почти нет.
Притоки слева — Рюмжа, Пошма, Шиха, Ухтома, Зименка, Названка, Крапивновка, Синюха, Подыкса и Печуга. Притока справа — Тошма, Шоса, Селекша, Желтуха, Чёрная, Ирмес, Уловка и Поколяйка.
На реке имеется несколько плотин.
Несудоходная.
При впадении реки Каменки в Нерль (4 км к востоку от Суздаля) на берегу Нерли расположено древнее село Кидекша и архитектурный ансамбль XII—XVIII веков, включающий ранний памятник владимиро-суздальского зодчества, первую белокаменную постройку северо-восточной Руси — церковь Бориса и Глеба
На реке Нерли находятся посёлок Петровский и деревни Лучки, Мирславль и др.
В Суздальском районе на правом берегу Нерли у села Мордыш находится средневековое селище «Мордыш 1», входящее в состав Васильковского археологического комплекса.
Притоки
В скобках указаны км от устья:
14 км: река Поколяйка
16 км: река Уловка
32 км: река Печуга
62 км: река Каменка
74 км: река Ирмес
76 км: река Подыкса (Раек)
81 км: река Курка
82 км: река Синюха (Булгаковка) (левый)
река Жуковка (левый)
109 км: река Крапивновка (Устье) (левый)
112 км: река Койка (левый)
118 км: река Незванка (левый)
река безымянная (правый)
река Чёрная (правый)
река безымянная (левый)
130 км: река Туга (левый)
137 км: река Сойба (правый)
138 км: река Зименка (левый)
142 км: река Желтуха (Печегда) (правый)
река Козлиха (приток Нерли) (левый)
148 км: река Ухтома (левый)
154 км: река Чёрная Речка
158 км: река Пиклия
159 км: река Селекша
169 км: река Шиха
179 км: река Пашма (Пошма)
192 км: река Шоса
207 км: река Шаха
235 км: река Каменка (Суяга)
236 км: река Тошма.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Попов А. И. Топонимика древних мерянских и муромских областей. //Географическая среда и географические названия — Л., 1974
Г. П. Смолицкая. Топонимический словарь Центральной России. // Русская речь, №2, 1996
Надежда Ионина. Суздаль. История. Легенды. Предания — М.: Вече, 2004
М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский. По городам и весям «Золотого кольца» — М.: Мысль, 1983
Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года.
Владимирский округ Ивановской промышленной области и его районы : (с 11 картами районов и 1 окружной). - Владимир : Изд. Орг. комис. Владокруга, 1929.
Старая улица в Кидекше
Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1974. (Архитектурно-художественные памятники городов СССР).
Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М., 2008.
Приказ Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 418/339 г. Москва «Об утверждении перечня исторических поселений»
Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь / Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры. — Владимир, 2002. — 524 с.
Официальный сайт администрации муниципального образования Владимирской области
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Владимирская область. Часть 1. М., 2004
Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь / Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры. — Владимир, 2002. 536 с.: ил.
Достопримечательности Владимирской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Кидекша, церковь Бориса и Глеба | 43.23 КБ |
Кидекша, церковь Бориса и Глеба | 234.18 КБ |
Кидекша, церковь Бориса и Глеба | 866.18 КБ |
Кидекша, церковь Бориса и Глеба | 673.4 КБ |
Кидекша, церковь Бориса и Глеба | 858.99 КБ |
kideksha12 (5).jpg | 138.32 КБ |
kideksha12 (6).jpg | 978.92 КБ |
kideksha12 (7).jpg | 126.66 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 3588 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий