Достопримечательности Владимирской области
Владимирская область располагает громадным потенциалом для привлечения туристов. На огромной территории области среди нетронутой природы разбросано множество уникальных памятников архитектуры. В основном это бывшие дворянские усадьбы, православные соборы и монастыри, исторические и краеведческие музеи, а также уютные древние городки, каждый со своей индивидуальностью. Без знакомства с достопримечательностями Владимирской области не обходится ни один маршрут Золотого кольца России. Интересно, что сама идея организовать этот знаменитый ныне маршрут зародилась именно во Владимирской области, в Суздале.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ВЛАДИМИРСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Главный туристический центр области — древний город Владимир, о богатом историческом прошлом которого свидетельствуют прекрасные памятники, большинство из них — настоящие шедевры. Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор, Рождественский монастырь, Никитская церковь, Николо-Кремлевская церковь, дом Мещерягина, костел, церковь Архангела Михаила, губернское реальное училище, больница общества «Красный Крест», тюрьма «Владимирский централ» — и это далёко не всё. Согласитесь, количество достопримечательностей Владимира впечатлит даже много повидавшего путешественника.
Без знакомства с достопримечательностями Владимирской области не обходится ни один маршрут Золотого кольца России.
Не отстает от Владимира по популярности среди туристов и его не менее древний сосед — славный Суздаль. Ежегодно он принимает до миллиона гостей. Когда-то Суздаль был столицей большого княжества, сегодня же это тихий провинциальный городок с колоритной центральной площадью, украшенной памятниками церковной архитектуры.
Своеобразной гастрономической изюминкой Суздаля стал его коронный напиток, изобретение местных кулинаров — суздальская медовуха.
Город Муром с тысячелетней историей — родина легендарного богатыря Ильи Муромца, столица праздника семьи, любви и верности, центр притяжения молодожёнов, мечтающих о счастливой семейной жизни. А ещё здесь настоящая сказка для любителей церковной архитектуры: для 120-тысячного города в Муроме сохранилось поразительно много древних храмов и монастырей.
Туристическая привлекательность города с поэтичным названием Гусь-Хрустальный связана со знаменитым гусевским хрусталем, который, правда, сейчас стал большой редкостью. Несмотря на то, что город пребывает не в лучшей своей форме, для туристов он всё ещё остаётся обольстительным. Прогуляйтесь по живописной набережной, загляните в Музей хрусталя, насладитесь отдыхом на Городском озере, полюбуйтесь старинными зданиями и историческими постройками, и вы не останетесь разочарованными!
Еще одна жемчужина Владимирской области — небольшой провинциальный, но очень атмосферный городок Юрьев-Польский. Он может похвастаться столь же многовековой историей, как и его прославленные соседи, при этом заметно уступая им в размерах. Михайло-Архангельский монастырь и Георгиевский собор входят в золотой фонд древнерусской архитектуры.
Юрьев-Польский украшает множество других прекрасных церквей и монастырей, а прогулки по тихим улочкам пробудят в вас самые трогательные чувства.
Другие заметные в культурном плане населённые пункты Владимирской области — Гороховец, Покров, Петушки, Александров, Киржач, Ковров. В каждом из этих самобытных городов сохранилась удивительная атмосфера старины, пленяющая каждого приезжего.
Влади́мир — город в России, административный центр Владимирской области и городского округа «Муниципальное образование город Владимир». Древняя столица Северо-Восточной Руси. Один из крупнейших туристических центров европейской части России. Входит в Золотое кольцо России.
Расположен преимущественно на левом берегу реки Клязьмы, в 176 км к востоку от Москвы. Транспортный узел на автомобильной (М7 «Волга») и железнодорожной (новое направление Транссиба) магистралях.
Площадь города — 124,59 км².
Население — 352 681 чел. (2015).
О названии города
В древней форме (употребительной в устной речи и по сей день) — Володимѣрь — княжеское имя Володимѣръ сочетается с притяжательным суффиксом -јь-, то есть «город Владимира». Топонимы на -јь- — это наиболее древние типы, характерные для названий славянских городов. С течением времени название города сначала по звучанию, а затем и по написанию совпало с личным именем Владимир.
В прошлом употреблялись также варианты Владимир-на-Клязьме и Владимир-Залесский, что было связано с существованием одноимённого города в Юго-Западной Руси — это Владимир-Волынский на современной Украине, в Волынской области. (Первое упоминание о юго-западном городе в летописи относится к 988 году; основателем считается Владимир Святославич. В отличие от Владимира-на-Клязьме, второй компонент названия Владимир-Волынский закрепился официально.)
Основные даты
990 г. — первые упоминания () о Владимире в связи с миссионерскими походами Владимира Святославича.
1108 г. — строительство новой крепости Владимиром Мономахом ().
1157 г. — переезд Андрея Боголюбского из Вышгорода и превращение Владимира в столицу Северо-Восточной Руси.
1176—1212 гг. — княжение Всеволода Большое Гнездо — исторический расцвет Владимира.
1238 г. — взятие и разорение города монголо-татарами.
1299 г. — перенос кафедры митрополита из Киева во Владимир.
1395 г. — перенос Владимирской иконы Божьей Матери в Москву.
1491 г. — строительство новых городских укреплений на городских валах.
1609—1614 гг. — набеги на Владимир войск польско-литовских интервентов.
1719 г. — образование Владимирской провинции.
1778 г. — образование Владимирской губернии и наместничества.
1861 г. — строительство железнодорожного вокзала во Владимире.
1929 г. — Владимир входит в состав Ивановской промышленной области.
1944 г. — город становится центром Владимирской области.
1960 г. — строительство постоянного моста через Клязьму.
1973 г. — в городе образованы районы: Ленинский, Октябрьский, Фрунзенский.
1980 г. — численность населения достигает 300 тысяч человек.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Успенский собор (Владимир)
Церковь Покрова на Нерли (Боголюбово)
Дмитриевский собор (Владимир)
Золотые Ворота (Владимир)
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (Суздаль)
Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)
Спасо-Преображенский монастырь (Муром)
Памятник князю Владимиру и святителю Федору (Владимир)
Памятник князю Владимиру и святителю Федору
Памятник Петру и Февронии, муромским святым (Муром)
Вантовый мост через Оку (Муром)
Преподобенская колокольня (Суздаль)
Георгиевский собор (Юрьев-Польский)
Торговые ряды (Суздаль)
Памятник Илье Муромцу (Муром)
Дмитриевский собор (Владимир)
Смотровые площадки (Владимир)
Успенская церковь (Суздаль)
Большая Московская улица (Владимир)
Большая Московская улица
Благовещенский монастырь (Муром)
Ризоположенский монастырь (Суздаль)
Свято-Боголюбский женский монастырь (Боголюбово)
Свято-Боголюбский женский монастырь
Римско-католическая церковь/ Приход Пресвятой Девы Марии Святого Розария (Владимир)
Памятник Андрею Рублеву (Владимир)
Васильевский монастырь (Суздаль)
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)
Село Карачарово (Муром) (Муром)
Николо-Набережная церковь (Муром)
Спасо-Преображенский собор (Суздаль)
Воскресенская и Казанская церкви (Суздаль)
Усадьба графа Храповицкого (Муромцево)
Ильинская церковь (Суздаль)
Памятник Паравоз (Владимир)
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь (Владимир)
Соборная площадь (Владимир)
Воскресенский монастырь (Муром)
Скульптура Аптекарь (Владимир)
Свято-Боголюбский женский монастырь (Дворец Андрея Боголюбского) (Боголюбово)
Александровский монастырь (Суздаль)
Рождественский мужской монастырь (Владимир)
Борисоглебская церковь (Суздаль)
Церковь Михаила Архангела в Ивановском (Суздаль)
Церковь Михаила Архангела в Ивановском
Былинный камень (Муром)
Памятник "Бронепоезд Илья Муромец" (Муром)
Свято-Троице Никольский монастырь (Гороховец)
Свято-Троице Никольский монастырь
Дом Съемок Фильма "Женитьба Бальзаминова" (Суздаль)
Лазаревская и Антипиевская церкви (Суздаль)
Памятник Алексею Лебедеву (Суздаль)
Михали (Суздаль)
Храм Георгия Победоносца (Владимир)
Троицкая церковь (Владимир)
Троицкая церковь
Муромская Водонапорная башня (Муром)
Собор Рождества Христова (Александров)
Космодемьянская церковь (Муром)
Никольская церковь (Суздаль)
Никитская церковь (Владимир)
Смоленская и Симеоновская церкви (Суздаль)
Спасо-Преображенский приход Никольской церкви (Владимир)
Козьмодемьянская церковь (Суздаль)
Храм Рождества Христова (Суздаль)
Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви (Суздаль)
Петропавловская и Никольская церкви (Суздаль)
Скульптура Художник (Владимир)
Скульптура Художник
Дом купца Агапова (Суздаль)
Колесо Обозрения НЕБО 33 (Владимир)
Владимирский централ (Владимир)
Знаменская и Ризположенская церкви (Суздаль)
Церковь зачатия праведной Анной пресвятой богородицы (Суздаль)
Памятник Юрию Долгорукому (Юрьев-Польский)
Цареконстантиновская церковь (Суздаль)
Спасо-Преображенский Собор (Ковров)
Свято-Благовещенский монастырь (Киржач)
Памятник владимирской вишне (Владимир)
Храм Святого великомученика Георгия Победоносца (Владимир)
Успенский собор Княгинина монастыря (Владимир)
Богоявленская церковь и Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Суздаль)
Церковь Спаса Преображения (с. Горицы)
Церковь Николая Чудотворца (Суздаль)
Храм во имя Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия (Владимир)
Завод Гусевской Хрусталь (Гусь-Хрустальный)
Храм Архангела Михаила (Владимир)
Посадский Дом (Суздаль)
Памятник Д.М. Пожарскому (Суздаль)
Георгиевская улица (Владимир)
Петропавловский монастырь (Юрьев-Польский)
Мемориал на месте гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серёгина (Новоселово)
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Владимир)
Памятник Александру Невскому (Владимир)
Храм Живоначальной Троицы (Муром)
Свято-Вознесенский кафедральный собор (Муром)
Николо-Галейская церковь (Николы Мокрого) (Владимир)
Горохове́ц — город в России, административный центр Гороховецкого муниципального района Владимирской области.
Население — 13 105 чел. (2016).
Гороховец расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу реки Клязьмы, в 12 км от железнодорожной станции Гороховец (д. Великово) на автомобильной дороге М-7 «Волга», в 157 км к востоку от Владимира.
Земли вокруг Гороховца уже в XI веке были заселены славянами. Город основан как укреплённый пограничный пункт на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества великим князем Андреем Боголюбским в 1168 году во времена походов русских войск на Волжскую Булгарию.
Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе. Высота его земляных валов, сооружённых в XII веке, достигала 5 м.
Впервые Гороховец как «град Святой Богородицы» упоминается в Лаврентьевской летописи под 1239 годом, когда его впервые сожгли татаро-монголы, после чего жизнь в городе надолго замерла.
В конце XIV — начале XV века при князе Василии I Гороховец вошёл в состав Московского княжества. В это время юго-восточная пограничная засечная черта Руси проходила по реке Оке и называлась не иначе как «Поясом Пресвятой Богородицы». Естественным продолжением этого пояса был и «град Святой Богородицы Гороховец», прикрывавший границу с востока.
В 1539 году волость пережила набег казанских татар и была разорена. Согласно легенде, когда враги осаждали Гороховец, над горой в лучах заходящего солнца появился образ огромного воина с мечом в руках. Враги в панике отступили, а место с той поры называется Пужаловой горой. Это возвышенность, отделённая от древнего детинца глубоким оврагом.
Никольский монастырь
В 1563 году Иван Грозный передал Гороховец своему шурину, кабардинскому князю Михаилу Темрюковичу.В начале XVII века, в Смутное время, город снова стоял на защите Родины. С Гороховецкого уезда, из своей вотчины князь Пожарский отправился в Нижний Новгород, чтобы возглавить второе ополчение в 1612 году. Гороховец в числе первых городов присоединился к народному движению.
В 1619 году город пережил своё последнее разорение и с тех пор утратил функцию оборонительной крепости.
В середине XVII века расцвела торговля, и местные купцы, владевшие винокуренными заводами и кожевенным производством, взамен деревянных палат возводили себе каменные дворцы. В это же время здесь были построены каменные ансамбли трёх монастырей: Знаменского, Никольского, Сретенского, а также комплексы приходской церкви Воскресения Христова и главного городского Благовещенского собора.
УСАДЬБА ХРАПОВИЦКОГО, МУРОМЦЕВО
Дворцово-парковый комплекс усадьбы В.С. Храповицкого (1884-1910-е гг.) – редкая для средней полосы России по своему архитектурному решению дворянская усадьба. Она представляла собой ансамбль, состоящий из эклектического замка, многочисленных построек (72 объекта) и садово-парковой зоны, созданных на основе романтического прочтения европейского средневековья, на территории площадью 40 га.
Сельцо Муромцево в Судогодском уезде Владимирской губернии с XVII в. принадлежало роду Хоненевых, который позднее, в начале XIX в., соединился с родом Храповицких после венчания Екатерины Хоненевой и Ивана Храповицкого, тайного советника, Нижегородского (1827-1829) и Санкт-Петербургского (1829-1835) губернатора. От него село перешло к его сыну, Семену Храповицкому, полковнику лейб-гвардии Гусарского полка.
После его смерти и раздела наследства, в 1884 году владельцем земель Муромцева с усадьбой становится его сын, Владимир Семенович Храповицкий (1858-1922), с чьим именем связан расцвет имения. В.С. Храповицкий – полковник лейб-гвардии Гусарского полка, как и его отец, последний предводитель дворянства Владимирской губернии в 1909-1917 гг., крупный русский лесопромышленник.
Запущенность унаследованного хозяйства и богатейшие окружающие леса (21 тысяча десятин земли) наводят Храповицкого на мысль заняться лесопромышленной разработкой и продажей леса, лесоматериалов и дров. Начинаются поставки строевой древесины для нужд железной дороги и дров в Москву, а также в безлесные районы.
Проявив талант предпринимателя, Храповицкий добился уже в первые два года по 90 тыс. рублей чистого дохода от продажи леса. Это позволило ему вместе с супругой Елизаветой Ивановной начать коренное переустройство имения Муромцево, которое унаследовал от отца ценой размолвки с семьей (матерью и сестрами).
Храповицкий решает перестроить усадьбу по своему вкусу и по последней моде. По легенде, замок в Муромцеве был построен «на спор». Храповицкий во время путешествия по Франции заключил пари, что выстроит в России замок, который ни в чем не будет уступать европейским аналогам.
Проектирование усадьбы он заказывает популярному в высших кругах талантливому архитектору П.С. Бойцову, который специализировался на усадебном строительстве с использованием мотивов неоготики и был эклектиком по убеждению и творческому методу.
В июне 1884 г. было начато строительство главного дома-дворца в духе средневековых европейских замков с каскадом прудов. В строительных работах использовался кирпич с небольшого местного завода, принадлежавшего Храповицкому. В стенах некоторых строений и сегодня можно увидеть кирпичи с клеймом «ВХ».
В период 1884-1889 гг. Бойцов строит также выдержанные в едином стиле другие усадебные постройки и подсобные помещения: храм Святой царицы Александры, охотничий павильон на р. Судогде, дом управляющего, летний театр, конный двор, скотный двор, каретный двор, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню. Особым украшением Муромцева был огромный парк, устроенный с использованием элементов европейского паркостроения и сложной системой гидротехнических сооружений.
Усадьба «Муромцево» из заурядного помещичьего гнезда превратилась в процветающее имение и была настолько огромна и роскошна, что современники называли ее «царской». В дни приезда сюда хозяина над домом поднимался флаг Храповицких.
Главный господский дом (дворец) был расположен в центре усадьбы и представлял собой асимметричную архитектурную композицию, состоящую из двух отличных друг от друга формообразующих и разновременных построек. Юго-западную двухэтажную часть здания (1884-1887 гг.) П. Бойцов спроектировал в романском стиле, по образу и подобию замков французских королей и аристократии в долине реки Луары в эпоху позднего средневековья и Ренессанса. К зданию примыкала трехъярусная круглая башня. В 1906 г. ансамбль дома завершился возведением северо-восточного крыла в виде мощной четырехэтажной крепостной башни с круглым донжоном, зубцами и навесными башенками (имя архитектора до сих пор неизвестно). В его облике усматривается влияние архитектуры средневековых замков Шотландии. Поистине, «мой дом – моя крепость».
Данный водоем является проточным. В озеро впадает единый ручей под названием Юхарец с протяженностью около 15 километров. Течет он с северной стороны и впадает на северо-востоке. При впадении ширина составляет примерно два метра с глубиной около одного метра.
Данный водоем овальной формы, дно ровное, на всем дне имеются отложения ила.
Вода слабо-желтоватого цвета, немного мутная.
Водная реакция слабощелочная. На территории водоема произрастают тростник, черная ольха и рогоз. Встречаются также рдест, телорез, элодеи и роголистники. В некоторых местах можно увидеть кубышки и кувшинки.
Зарастает озеро от берегов вглубь примерно на сорок метров.
Из млекопитающих здесь обитают бобры и выхухоль, из пресмыкающихся – уж, ящерицы прыткие, из земноводных – озерный, прудовые, травяные и остромордые лягушки, из птиц – сверчки речные, камышовки-барсучки, овсянки тростниковые, сизые чайки, озерные, черные и белые качки, чомга и орлан.
Если говорить о рыбе, в озере водятся щуки, плотва, лини и ротаны. Планктоны представлены циклопами и дафниями, бентос – водяным осликом, хуком-гребляком, пиявками, клещами географическими, трубочниками и ручейниками. озеро Великое
ОЗЕРО ВЕЛИКОЕ – ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вели́кое — озеро в Вязниковском районе Владимирской области.
Расположено в пойме реки Клязьмы на её левом берегу, в восточной части Вязниковского района Владимирской области. Находится на территории Клязьминско-Лухского заказника в муниципальном образовании «Город Вязники», в 6 км (по прямой) северо-восточнее районного центра — города Вязники и 700 м южнее деревни Ново.
В 2007 году исполнилось 850 лет одной из старейших обителей России - Свято-Боголюбского монастыря, находящегося на территории древней Владимирской земли.
Этот юбилей - особо значимое для нас событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда - из Боголюбова града, Боголюбова монастыря.
В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери - в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города - Владимирскою и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.
Эта икона - первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля.
Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был первым после св. равноапостольного великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое дивное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Её иконы, выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей. Князь обладал и полководческим даром - он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 (14 по н.ст.) августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек - Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 1 (14 по н.ст.) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. (Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.)
ПОЧИТАЕМЫЕ И САКРАЛЬНЫЕ КАМНИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
КАМЕНЬ НЕЁЛОВО
Неёловский камень типичный камень-чашечник. У самой вершины камня есть довольно крупное углубление где застаивается вода.
С такими камнями часто связаны предания о лечебной (живой) воде.
Камень с.Неёлово 1
Село Неёлово располагается в 100 км на Север от Москвы, в Александровском районе Владимирской области, на классической территории летописной Мери, близ урочища Касьянки, рядом со старым заброшенным кладбищем. Урочище узнаваемо по дубам, растущим вдоль оврага. Камень находится на вершине холма, в примерно 200-ах метрах от Касьянок. Вокруг камня куртина из кустов, расположенная посреди поля, что дает возможность точно определить его местоположение. Далее за Камнем начинается лес, идущий до границы с Московской обл., до д. Малинники, где находится дача Министерства СХ с искуственным водоёмом.
Камень с.Неёлово 2
Село Неёлово располагается в 100 км на Северо-Восток от Москвы, в Александровском районе Владимирской области, на классической территории летописной Мери, близ урочища Касьянки, рядом со старым заброшенным кладбищем. Урочище узнаваемо по дубам, растущим вдоль оврага.
Камень находится недалеко от камня с.Неёлово 1. Этот валун также имеет значительное углубление где скапливается вода. По всей видимости, этот камень связан с первым камнем, возможно они относились к единому комплексу - древнему святилищу.
В настоящее время эти камни утратили былую славу, в большей степени это связано с тем, что коренное население деревень по большей части разъехалось кто куда, большую часть жителей составляют московские дачники которые ничего не знают о культе камней, и вообще глухи к вере предков.
МЕГАЛИТЫ
Кривандинские мегалиты
Мегалитическая культура древней Мещеры
Сердцевиной Мещеры, срединной или центральной её частью, является бассейн рек Поль-Бужа с системой Великих Мещерских (Клепиковских) озёр, из которых вытекает и несёт в Оку свои воды воспетая К.Г. Паустовским знаменитая Пра. Именно здесь располагаются Национальные природные парки «Мещера» с центром в посёлке Уршельский Гусь-Хрустального района Владимирской области и «Мещерский» – с центром в городе Спас-Клепики Рязанской области. В Центральной Мещере следует выделить три части: верхнюю, расположенную в междуречье рек Поль и Поля, срединную – район Великих Мещерских озёр, а также нижнюю – бассейн реки Пра, включая район Приокского заповедника.
Вся эта территория сформировалась в эпоху мезозойской эры, когда в Центральной Мещере образовались «субмеридиональные крупные доюрские долины, начинающиеся южнее Рязани и идущие на север – одна к Шатуре и Собинке Владимирской области, а другая – вдоль полосы Клепиковских озёр – соответственно Шатурская и Центральная ложбины стока» (Рязанская энциклопедия, том VI , 1992 г, с. 616). Реки Шатурской ложбины Сеньга, Ушма и Поля стекают в Клязьму, а реки Центральной ложбины – Поль и Бужа несут свои воды на юг, в Свято-озеро – самое верхнее в системе Великих Мещерских озёр. Здесь следует обратить внимание на возникшую в 20-х годах прошлого века путаницу в географических наименованиях рек Бужа и Поль. Дело в том, что на современных региональных картах и атласах указанно, что река Поль является левым притоком реки Бужа, хотя в действительности Поль является протяженнее (от места слияния) и более полноводной, чем Бужа. На древних картах (Владимирская губерния – межевание, 1778 год; атлас Менде, 1850 год) всё обстоит «с точностью до наоборот» – р. Бужа является правым притоком р. Поля (именно так она обозначена картографами XVIII – XIX вв.). Жители деревень Мокрое, Тюрьвищи и села Палищи, расположенных ниже слияния Бужи и Поль, до сих пор называют её рекой Полей.
В академическом труде «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией В.П. Семёнова (С.-Петербург, 1902 г.) упоминается: «Самоя р. Пра со своим притоком р. Полей замечательна тем, что служит стоком целой цепи озёр, расположенных вдоль границы Рязанского и Егорьевского уездов» (с. 309).
Столь подробное изложение географии Центральной Мещеры необходимо для более полного восприятия необычности и уникальности объектов экспедиционных поисков, обнаруженных и исследованных группой краеведов под руководством автора. Основной целью поисков являлось определение местонахождения загадочной каменной полусферы в таинственной зоне «Шушмор» (см. «Притяжение Мещеры» Дмитрий Барсков, Валентин Барсков, Транзит-Икс, Владимир, 2007). В период сбора материалов для этой книги в 2005-2006 гг. её авторам приходилось неоднократно сталкиваться с мнением о том, что в Мещере – в этом краю обширных болот, непролазных лесных дебрей не может быть «по определению» никаких каменных сооружений, подобных тому, о котором когда-то поведал шатурскому краеведу Н.Н. Акимову местный старожил.
До недавнего времени сохранилось устойчивое мнение о том, что на территории Мещерского края отсутствуют мегалитические сооружения. Имелись лишь отрывочные сведения об отдельных камнях или ландшафтных скоплениях валунов. Весьма важным признаком расположения почитаемых или священных (получивших такой статус в последнее время) камней являет нахождение рядом с ними культовых деревьев, природных родников, целебных источников и даже православных церквей или часовен.
Следует обратить внимание на утвердившееся среди ученых мнение, что в древности культовые камни располагались на пересечении дорог и водных путей. При этом необходимо учитывать своеобразие ландшафтов Мещеры, в которых складывались вековые традиции почитания культовых камней и происходило формирование мегалитической культуры данного географического района. Несомненно, что для составления наиболее объективного представления о священных камнях в первую очередь следует обратиться к изучению особенностей Мещерского края, а также культов аналогичных объектов, расположенных в соседних регионах.
Образ священного камня, расположенного на перекрёстке дорог с надписью: «Направо пойдешь…» из картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», наполнен определённой торжественностью выбора. Здесь перекрёсток дорог – место, откуда можно попасть в иной мир, лежащий за гранью выбора... «В мифологическом сознании переход в Иной Мир может быть произведен только через Центр Мира, где сходятся все дороги и где лежит начальный священный камень» (А.В. Платов).
Таким образом, феномен священных камней в дохристианской традиционной культуре заключается в увязывании прямой связи почитания таких камней с языческой мифологией и традиционными магическими представлениями. Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намёка, переименования по созвучию или внутренней близкой сущности и т.д.). В конце концов, народное (изначально языческое) мировоззрение, этика растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское Православие. А на местах нахождения языческих капищ, мегалитических святилищ и ритуальных камней-валунов возникли православные церкви и монастыри. Но, на территории Мещерского края ещё в течение нескольких столетий существовало двоеверие и сохранились «отголоски язычества», в том числе и в форме поклонения священным камням. Наследием эпохи двоеверия, т.е. одновременного сосуществования христианства и язычества (на Руси – X-XVI вв.), стало то, что многие священные камни, являющиеся местом поклонения языческим божествам, в дальнейшем приняли христианские имена: камни Велеса стали Власиевыми камнями, камни Макоши – камнями Параскевы Пятницы, камни Перуна – камнями Ильи-Пророка и т.д.
ЗМЕИНЫЙ КАМЕНЬ
Змеиный камень – культовое место в исследованиях Шушмора. Он находится вблизи села Шатур. Как и всё в Шушморе, Змеиный камень овеян легендами, предположениями, его много раз искали, иногда находили и вновь теряли.
Причины этому вполне прозаические: драматические исторические события, труднодоступность мест вокруг села Шатур и расположение самого камня. Учитывая, что Змеиный камень находится в болотистой низине и заливается водой, его, то находят, то снова теряют. Тем не менее, Змеиный камень реально существует, и мы вам его сейчас покажем.
Труднодоступность здешних мест обеспечивала местным жителям защищенность от вторжения нежеланных гостей. Вот почему люди в районе ныне заброшенного села (погоста) Шатур селились с древнейших времен. Пусть некомфортно среди болот, зато спокойно.
По предположениям историков и краеведов, люди здесь жили задолго до крещения Руси. Естественно, они были язычниками и поклонялись самым разным богам. В числе прочих, на торфяных болотах в глухих лесах особо почитался Змеиный бог.
Над быстрой Окой, на высоких прибрежных холмах стоит древний Муром, легендарный город, чье название вошло в русские былины наравне со стольным Киевом и Великим Новгородом. По народным преданиям, "из славна города из Мурома, из того ль села из Карачарова начиналася поездка богатырская" - крестьянский сын Илья Муромец отправился на подвиги великие, чтобы сберечь Землю русскую от недругов...
В летописях Муром впервые упоминается под 862 годом как поселение племени "мурома". Уже в те давние времена Муром, крупный центр Поочья, вел оживленную торговлю с волжскими булгарами, к нему проложили пути и предприимчивые купцы из черноморской Тавриды, и степенные смуглолицые "гости" с далекого Востока. Археологи находили на муромской земле арабские монеты (самые ранние из них датируются VIII веком нашей эры) и изделия греческих мастеров.
Му́ром — город (с 862) в России, административный центр Городского округа Муром и центральный город Муромского района (в состав района не входит) Владимирской области.
Расположен на левом берегу реки Оки, в 137 км от Владимира, на границе с Нижегородской областью.
Население города — 111 474 чел. (2014). Муром является третьим по численности населения городом Владимирской области после Владимира (350 087) и Коврова (140 981).
Крупный железнодорожный узел Горьковской железной дороги на линии Москва — Казань.
Считается, что название города происходит от финно-угорского племени мурома́, которое впервые упоминается в Повести временных лет в недатированной части летописи до призвания варягов. Не исключена и обратная зависимость. Этимология слова мурома неизвестна. В этом регионе много аналогичной гидронимии: р. Муромка, оз. Муромское, Муромская Лука, р. Муромец, Мурма и др.
По одной из версий, слово мурома происходит от черемисского (марийского) глагола мурам — пою (муромо — песня), в связи с чем мурома — место пения, веселья.
На стыке трех областей России – Московской, Владимирской и Рязанской лежит прекрасный край изумрудных болот и озер, тихих и неторопливых рек с бобровыми поселениями, янтарных сосняков, наполненных токованием глухарей, светлых березняков и осинников с бурыми тенями неторопливых лосей – это Национальный парк «Мещера».
Идея создания национального парка появилась в начале 80-х годов, когда стала очевидной необходимость сохранения нетронутых уголков Мещерской низменности.
НП создан постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 года № 234 «О создании национального природного парка «Мещера» во Владимирской области». Свидетельство о государственной регистрации №403 от 18.01.2002 года.
На прилегающих к территории НП землях во Владимирской и Рязанской областях выделена буферная зона, общей площадью 46713 га. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России № 150 от 4.11.1995 г. переименовано название «Национальный природный парк «Мещера» на «Национальный парк «Мещера».
Общая площадь парка составляет 118,758 тыс. га. Территория парка расположена в юго-западной части Владимирской области, и занимает 27,4% территории Гусь-Хрустального района. Географические координаты НП 55017I-55049Ic.ш., 39057I-40038Iв.д.
ЧТО ТАКОЕ МЕЩЁРА
Название Национального парка не случайно. Его территория расположена в границах Мещерской низменности, в так называемой Владимирской, или восточной Мещере.
Слово «мещера» имеет несколько аспектов. С одной стороны, это географическое понятие, обозначающее Мещерскую низменность, которая находится в междуречье Оки и Клязьмы. С другой стороны, «мещера» - финно-угорское племя, соседи муромы и мордвы, жившее в 1-ом тысячелетии н.э. по среднему течению Оки.
Самые первые упоминания о мещере можно встретить у римского историка Корнелия Тацита в его произведении «Германия» (98 г.н.э.). Тацит говорит о соседствующих с венедами (славянами) финнах, которые жили издревле в полунощной Европе, «не имея ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами, одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетенными ветвями».
«Повесть временных лет» перечисляет народы, которые отдавали дань Руси, а Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Эти и другие племена поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, шла культурно-бытовая мирная ассимиляция.
Основным занятием мещеры были охота, рыболовство и бортничество.
Термин «мещера» переводится Тацитом как «лесные люди». У финнов "metsa" обозначает лес, чаща, “ mesi”- мед, нектар, на мордовском диалекте «мешт» обозначает пчела.
Таким ообразом, мещера — племена лесных людей, охотников, бортников, рыбаков, имеющих небольшое хозяйство, маленькие участки земли, домашний скот, умели ткать и изготавливать бронзовые украшения.
В 13 веке мещера упомянута в «Толковой Палее» и других русских летописях.
Археологически существование мещеры подтверждено находками в Егорьевском р-не Московской области(находки с 1870 г., датированные 11-12 веками), в грунтовых могильниках близ Судогды.
Со временем мещера ославянивалась, растворялась в мордве и татарах. Но некоторая ее часть сохранила свою самобытность.
К сожалению, к 17 веку мещерский язык исчез, на рубеже 19-20 веков отличить русских от мещеряков было трудно.
Исконное население мещёрского края было представлено волго-финским этносом. По утверждению Карамзина Н.М., эти народы были в подчинении готов. Селились они на возвышенных местах вблизи рек и озёр, среди глухих лесов и почти непроходимых болот. В Х в. эти племена подверглись колонизации славянскими народами. По утверждению Ключевского В.О., колонизация происходила постепенно и мирно. Коренные жители растворялись в среде пришельцев, принимая их обычаи, язык, веру.
В бурную эпоху Петра I в России начала развиваться промышленность – металлургия, полотняное производство, стеклоделие. Изобилие лесов, превосходное качество и дешевизна местного сырья (кварцевый песок и доломит), наличие рабочей силы – способствовали быстрому развитию стекольной промышленности в мещёрском крае.
В середине XIX века территория, включённая в состав Национальный парк karta_arefino.jpg«Мещёра», находилась в административном подчинении Ягодинской волости Владимирской губернии, Касимовского и Егорьевского уездов Рязанской губернии. Культовыми и культурными центрами волости в конце XIX столетия становятся с. Палищи и Эрлекский погост.
выпь
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Национальный парк «Мещёра» был создан в 1992 году на территории Владимирской области для сохранения природного комплекса Мещёрской низменности. Национальный парк расположен на юго-западе области. На западе парк граничит с Московской областью, к южной стороне парка примыкает Национальный парк «Мещёрский» Рязанской области. Национальный парк занимает 118 900 га земель, из них 61 % предоставлены парку, а 39 % отведены под хозяйственную деятельность различным собственникам.
Сформированный в древности ландшафт парка представляет собой заболоченную, покрытую сосново-берёзовыми лесами равнину. Мещёрская низменность расположена в южной части Московской синеклизы, прогибе кристаллического фундамента Русской платформы, сложенного породами архея и протерозоя.
На формирование рельефа Мещёры большое влияние оказало положение в зоне Шиловско-Владимирского прогиба, к которому приурочена наиболее пониженная центральная часть Мещёрской низменности, в пределах которой расположен национальный парк «Мещёра». Максимальное колебание рельефа в границах парка составляет 36 м (112—148 м над уровнем моря). Ландшафты национального парка представляют собой типичные природные комплексы полесского типа (моренно-водноледниковые равнины, зандры и др.), среди которых встречаются участки эоловых бугристых песков.
КЛИМАТ
Климат парка, в целом, умеренно-континентальный, характеризуется хорошо выраженными сезонами. Проникающие с циклонами влажные воздушные массы с Атлантики зимой вызывают ослабление морозов и снегопады, летом — снижение температуры и дожди. Арктические массы вызывают зимой резкое похолодание, а летом сильное прогревание поверхности. Среднегодовая температура в городе Гусь-Хрустальном составляет +3,7 °C, среднегодовое количество осадков 571 мм. Около 70 % осадков приходится на тёплый период (апрель—октябрь).
Продолжительность периода с температурой выше +10 °C составляет 130—145 дней. Среднемесячные положительные температуры приходятся на период с апреля по октябрь: заморозки прекращаются в среднем 10—12 мая. Устойчивый снежный покров устанавливается в конце ноября, разрушается в первой декаде апреля. Средняя высота снега 41 см. Количество дней со снеговым покровом 140—145. Средняя температура января −11 °C, минимальная −44 °C.
Весной прогревание воздуха идёт довольно быстро, с середины марта начинается снеготаяние, в первых числах мая начинается активная вегетация растений. Летом преобладает западный перенос воздушных масс. Самый тёплый месяц — июль (+18,4 °C), максимальная температура +37 °C.
Тёплая погода держится до конца сентября. В октябре начинается значительное похолодание. Заморозки начинаются в двадцатых числах сентября. К началу ноября среднесуточная температура переходит через 0 градусов.
Водоёмы
Территория парка целиком относится к бассейну реки Оки. Основные реки — Бужа (около 80 км в пределах парка) и её левый приток Поль (45 км). Густота речной сети 0,22 км/кв. км. Средний модуль стока колеблется от 0,7 до 3,5 л/сек. кв. км.
Подземный сток оценивается в 2—2,5 л/сек. кв. км. Тип питания смешанный. Реки Бужа и Поль в среднем течении сильно меандрируют, их средняя ширина русла 10—15 м, в нижнем 15—20 м, глубина 1—1,5 м, часто встречаются старичные озёра.
В юго-западной части парка Бужа впадает в озеро Святое, самое северное из системы Клепиковских озёр в верховьях Пры. Площадь озера 500 га, из которых 200 га входят в границы парка.
Озеро Святое мелководное (1—1,5 м), водно-ледникового происхождения, сильно заросшее, с песчаными, местами оторфоваными берегами. Другие озера небольшие по площади, мелководны, водно-ледникового происхождения и старичные в долинах рек. В полукилометре на восток от Святого находится небольшое термокарстовое озеро Глухое с глубиной более 15 м. Общая площадь озёр в парке достигает 600 га.
В Бужу также впадают реки Таса и Караслица (протекающая через озеро Спуднинское), к бассейну Пры также относится Посерда (Сорока). Юго-восток парка относится к бассейну реки Гусь, здесь находятся верховья рек Шуровка, Пынсур и других.
В питании рек значительную роль играют болота. Реки, как правило, текут в слабо выраженных долинах, берега часто заболочены и оторфованы. Многие реки канализированы мелиоративными канавами.
Режим рек характеризуется весенним половодьем, летней меженью, подъёмом уровня после ливневых дождей, повышением стока осенью и низкой зимней меженью. Половодье растянуто во времени: конец марта — конец апреля, подъёмы уровня воды до 3 м. Ледостав в среднем начинается 15—20 ноября, средняя продолжительность ледостава 100—150 дней, максимальная — 175 дней. Толщина льда колеблется от 20 до 60 см.
Суздаль стал городом-музеем, городом-заповедником, сокровищницей национальной культуры. По обилию архитектурных памятников и целостности своего облика, он не знает себе равных. Автодороги и автотрассы связывают его теперь с Владимиром, Ивановом, Москвой. Экскурсанты и туристы со всех концов страны, а также из зарубежных стран, потоком устремились в этот город.
Суздаль ожил в своей первозданной красоте и прочно занял подобающее ему место среди достопримечательных городов страны.
Туристический бум в древнем Суздале начался в 70-х годах прошлого столетия. И сегодня город-памятник не перестает быть звездой мирового туризма.
За прошедшие 10-15 лет стараниями властей, музейщиков и предпринимателей Суздаль обрел еще одно притягательное свойство — стал городом-праздником. На веселые рождественские и масленичные гулянья, гусиные бои, праздник народных ремесел на Троицу, праздники огурца, лаптя, Бабье лето, фестиваль мультфильмов сюда едут люди со всей страны и из-за рубежа.
Город Суздаль — место уникальное в России. Посетив его однажды, люди приезжают сюда снова и снова, чтобы помолиться в суздальских храмах, окунуться в тишину звенящего утра, увидеть бескрайние просторы, принять участие в возрождаемых праздниках, вдохнуть полной грудью чистого воздуха. Здесь всегда рады гостям. Их принимают с особым русским гостеприимством — с медовухой, блинами и, конечно же, со знаменитыми суздальскими огурцами, известными на всю Россию. Так что приезжайте в Суздаль, не пожалеете. Город-музей, город-праздник ждет вас.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО СУЗДАЛЬ
Су́здаль — город в России, административный центр Суздальского района Владимирской области. Расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли, в 26 км к северу от Владимира. Суздаль — город-заповедник, входит в Золотое кольцо России.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1974) за сохранение культурного наследия и развитие туризма.
Население — 10 061[1] чел. (2014).
В Повести временных лет упоминается в 1024 году под именем Суждаль, причём название Суждаль было женского рода:
Въсташа волсъви в Суждали
По мнению О. Н. Трубачёва, название города происходит от старославянского глагола съзьдати, одно из значений которого было «слепить из глины».
По мнению В. П. Нерознака, название Суздаль возникло от формы зижду (строю) как существительное, обозначающее результат действия глагола.
БОГОЛЮБОВО – УСТЬЕ РЕКИ НЕРЛЬ
Боголю́бово — посёлок в России, в Суздальском районе Владимирской области. Центр Боголюбовского сельского поселения.
Посёлок входит в перечень исторических городов России.
Боголюбово расположено в устье реки Нерли (при впадении Нерли в Клязьму), в 2 км к северу-востоку от Владимира.
река Нерль - Боголюбово
Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в этом месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь.
В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар в феврале 1238 года были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось значительное монастырское строительство.
После Октябрьской революции 1917 монастырь был закрыт. В 1992 монастырь был возрожден. С 1997 в Боголюбове действуют два монастыря — мужской и женский.
С 1945 по 1965 год Боголюбово являлось центром Владимирского района, с 1965 года — в составе Суздальского района. В 1960 году получил статус посёлка городского типа[]; с 1 января 2006 года — административный центр Боголюбовского сельского поселения.
До настоящего времени частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений, остатки замка: переход на полуциркульных арках и квадратная в плане белокаменная башня с винтовой лестницей, а также цокольная часть храма Рождества Богородицы (1158—65), на которой возведена ярусная церковь (1751, барокко). Надвратная Успенская церковь-колокольня и кельи построены в XIX в. Собор Боголюбовской иконы Богоматери в византийско-русском стиле построен в 1866 по проекту архитектора К. А. Тона. В 1,5 км от Боголюбова — церковь Покрова на Нерли. Архитектурные памятники Боголюбова — в ведении Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника.
В озере очень прозрачная вода. В водоеме водится такая рыба, как ерши, плотва, окуни, щуки, налимы, толстолобики, ельцы, язи, уклейки, лини, пескари и золотые караси.
На дне водоема имеются норы раков. На территории прибрежной полосы произрастает редкое растение – озерный полушник.
На берегах водоема нет ни одного населенного пункта.
Нужно сказать еще об одном. С данным озером связана одна легенда об «острове плавучем», которая перекликается с известным сказанием про град Китеж. В соответствии с данным преданием, на берегу водоема стояло село вместе с церковью, которое во время приближения врагов опустилось под воду, а в память о местных непокорившихся жителях по озеру начал двигаться остров. Лесистый небольшой остров в тумане утра реально производит уникальное впечатления движущегося. Мотив острова плавучего использовался в 1990 г. режиссером А.Ростоцким при съемках картины по роману одноименному Ф.Купера. Кщара
ОЗЕРО КЩАРА (где находится, как доехать)
Озеро Кщара – самый глубокий водоем во Владимирской области РФ. Находится на территории Вязниковского района. Город Вязники (районный центр) отдален приблизительно на 20 км от водоема.
На карте Кщару можно найти по следующим координатам:
56°24′55″ северной широты и 42°17′22″ восточной долготы.
Озеро расположено на севере Клязьминско-Лухского заказника (охраняемый природный комплекс регионального значения).
На берегах водоема нет населенных пунктов. Это дает возможность сохранять первозданную природу.
Озеро Кщара (Владимирская область) – водоем карстового происхождения. Образовался он на месте разлома земной коры. Ему характерны крутые обрывистые берега, воронкообразное дно, очень большая глубина. Площадь водной поверхности – 1,32 кв. км.
Протяженность побережья – 8 км. По официальным данным, глубина в Кщаре составляет 65-75 м, однако местные рыбаки провели самостоятельные замеры, предоставив цифры в половину меньше заявленных.
Это может свидетельствовать о том, что в озере очень много ям и воронок. Береговая линия извилистая, есть отдельные плесы. Вода кристально чистая, прозрачность составляет до 4 м. Побережье слабо развито, ему характерен резкий склон.
На берегах растет густой сосновый бор. По мнению местных жителей, вода в Кщаре обладает целебными свойствами и хорошо минерализована, однако официального подтверждения данной информации нет.
ВЛАДИМИРСКОЕ ЗАЛЕСЬЕ И ЯРОПОЛОЧЬЕ
Есть легенда, приводимая в «Ярилиной книге», что ранее Владимир назывался Китежем Залесским. И асградские волхвы далее следовали на ладьях вниз по Клязьме от Китежа Залесского к граду Большой Китеж, что на Волге. Имя реки Клязьмы, что протекает через Владимир, можно истолковать как «Коло-Аза Мать». Коло-Аз был рождён богинею Окою (Лакомой) и богом любви Камой. Ока - река, на которой стоит древний Муром. Древняя богиня любви, берегиня этой реки, носила имя Лакома (она же индийская богиня Лакшми), потом это имя видоизменилось в Оку-мать или Оку.
Здесь есть и ещё река с ведическим именем: Тара. Это приток Клязьмы в Вязниковском районе. Она носит имя, данное в честь солнечного бога Тарха Дажьбога, а также богини бьярмов (финно-угорский народ) Тарусы.
Вязниковское урочище
Далее, спускаясь вниз по Клязьме, волхвы миновали Вязниковское урочище. Оно находилось на месте современного города Вязники. Здесь была священная роща вязов, посвящённых Сварогу и Матери Сва. Рядом урочище Пирово-Городищи с могильниками VII в. до н.э. там же в XII в. стоял город Ярополч.
Ярополча находятся в селе Пировы Городищи, в нескольких километрах от Вязников. См. Основание города Ярополч-Залесский.
Затем ладьи волхвов сплавлялись мимо Перуньей горы в деревне Перово под Гороховцом. На её вершине - храм, славный тем, что притягивает на себя молнии в любую грозу. И так ладьи двигались до урочища Гора-ховец (гора-могила). Это урочище было на месте современного города Гороховец.
Само урочище располагалось на Гробенской (Ярилиной) горе. Согласно мистерии, Ярила лежит всю зиму в гробу в сей горе, а весною возрождается к жизни и выходит на свет (как раз в Ярилины дни). Здесь же тает вместе со снегом и уходит с зимою его первая супруга Зимцерла, также и Снегурочка, дочь Велеса.
На вершине сей горы ныне стоит - Никольский монастырь. Напротив Гребенской горы с Никольским храмом высится Пужалова гора. На вершине Пужаловой горы - древняя сосновая роща, а на восточных склонах - вишнёвый сад. Согласно местной легенде, она названа Пужаловой потому, что на ней явился Огненный Всадник во время осады города татарским мурзой Аманаком. Этот Огненный Всадник вынудил татар обратиться в бегство, тогда же погиб и Аманак.
Известно также, что в подклете храма Николы Угодника на Гребенской горе под средней аркой (южная стена подвала под западным предхрамием) находится замурованный вход в подземелье. Подземный ход идёт от Николького храма и далее под Клязьмой к Знаменскому монастырю на другом берегу реки. Согласно местным легендам, в сём обширном подземелье хранится библиотека Иоанна Грозного. Её оберегали хранители, служившие в храме Николы. Во времена царя Михаила Михайловича в этом храме была основана община, «корабль духовный», где почиталась «богиня», «Мать Сыра Земля», уроженица сёл Верхний и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Она была обретённою «богородицею», супругою «стародубского мессии» Ивана Суслова. Подземный ход под храмом стал открыт со времени упразднения общины в 30-х гг. ХХ в., тогда же часть монастыря была взорвана, монахи репрессированы. Многое они успели спрятать в подземельях, откуда храмовые сокровища и реликвии местные жители доставали последующие полвека. Асградские волхвы появлялись у Ярилиной горы-могилы 13 купальня (3 июня), в день Семаргла Огнебога. Согласно древней мистерии, Семаргл Огнебог сын Сварожич в сей день обретает Книгу Вед. По преданию, образ (список) этой Книги с тех пор хранится в подземельях Горы-ховца. В «Сказании о Битве цветов» об этом также есть свидетельство. «И многие века потом служил тот ход хранителям веры. И скрывал он великие сокровища и тайны... И говорят, были сокрыты в нём лари с книгами старой веры. И ещё недавно пользовались теми книгами посвящённые. И в одной из тех книг сохранилось сказание об Асгасте, Дулебе и Асуице. И ведающие поныне знают, где есть начало того подземного хода... Хоть и завалено оно в подвале храма на Гробенской горе и заложено оно камнями, да и сам ход под горою давно обветшал и кое-где обвалился... Забыт и оставлен в небрежении, как оставлена была и сама старая вера... Но теперь пришло время для того, чтобы вспомнить всё. Ведь ещё и сейчас поют у той Горы-ховца в дни Ярилы и в дни Купалы последние из тех хранителей веры, кто ещё не забыл, что славяне и русы - суть внуки Солнца...» Далее ладьи волхвов шли вниз по Клязьме, «охваченной буйством вошедшей в силу весны, ибо настала последняя русальная неделя пред наступлением лета и пред Купалою», как говорится в «Сказании о Битве цветов». Волхвы шли от Гороховца до Волги, к Дятловым горам, которые ответвляются от Пановых гор. Пановы горы - это современные Пановы горы близ Городца (Малого Китежа) на Волге. К Пановым горам в старину относили также и все Дятловы горы, на коих расположен Нижний Новгород. Легенды о Дятловых горах хранили общины, «корабли», основанные «кормчим», «богом обретённым», Прокофием Лупкиным в XVIII в. Они передавались среди людей графов Строгановых, водивших торговые суда с солью по Волге. В общины были вовлечены и сами Строгановы. Торговый дом Строгановых с «хлыстовской церковью» был на Нижнем Базаре в Нижнем Новгороде, стоял там с XVI в. по ХХ в. Он был на месте древнего урочища птицелюдей Могулей.
Перунья гора
Перунья гора — гора в деревне Перово;
... все эти топонимы указывают в первую очередь на то, что эти возвышенности не искусственно созданные курганы в следствии захоронений, а урочища, священные места для поклонений и ритуальным действам. Возведенные на них православные храмы – тому доказательства.. Церкви никогда не ставили на могилах, но всегда на древних священных местах язычников. Один из первых русских летописных документов , собственно, с этого и начинается :
«Великъ бо есть промыслъ Божий, еже яви въ посл'Ьдьняя времена!
Куда же древле погани жьряху бЪсомъ на горахъ, туда же нынЬ святыя цьркъви стоять златовьрхыя, каменозьданыя, и манастыреве велици поставлени быша».
(вступительная часть Начального свода Повести Временных Лет)
Во вторых они имеют явно славянскую этимологию.
Лысая – довольно частое название подобных гор.. лысина – плешь .. очень напоминает мне гору под названием Ярилина Плешь за озером Неро (Переяславль Залесский) – духовным центром мери. Археологические находки и этимология свидетельствует об очень древнем в этих местах совместном проживании словенских и финно-угорских этнических групп
Владимирская область » Вязниковский район » Акиньшино
Акиншино находится в пяти километрах от Мстеры.
Добраться к Свято-Казанскому источнику в Акиншино можно так: шоссе Москва - Казань, после поворота на Ковров проехать село Симонцево, через три километра после Симонцева повернуть на станцию Мстёра, где на развилке принимаем левее.
От станции Мстера двигаемся в направлении поселка Мстеры через Жары до села Раменье. После знака "Раменье", но до первых домов села, влево уходит грунтовка движемся по ней. Далее будет развилка прямо на село Черноморье, вправо - дорога на скит, смотрите справа должен стоять указатель, далее дорога идет сначала по кромке леса, а затем через поле в лес. На выезде из леса на опушке стоит синий указатель "Скит".
Существует еще одна дорога по которой на простой машине ездить не рекомендуется - северная дорога: через Мстёру в направлении на Шустово и затем поворот налево на скит. В скиту сказали, что эта дорога мало езжая, и для нормальных машин не рекомендуется.
Купальня мужская и женская. Дверь справа - мужская половина, слева - для женщин. В купальне один общий бассейн, достаточно глубокий, разделенный перегородкой надвое, так что погружающиеся разного пола друг друга не видят.
Очень уютно спокойно и душевно, есть путь отличающийся от предшествующего описания и дорога получше и проще искать. Двигаться нужно до поселка Мстера, далее по поселку по центральной улице мимо мужского Свято-Богоявленского монастыря, который непременно советую посетить, далее прямо до указателя "Ковров (прямо) Шустово (влево)", поворачиваем влево на щебенку и порядка 3-5 км до указателя на Скит.
КАРАБАНОВО – ПОГАННАЯ ЛОХАНЬ
В Александровском районе Владимирской области, всего в 120 км от Москвы, есть такой маленький городишко – Карабаново. В настоящее время город переживает не лучшие свои времена. До недавнего времени основным предприятием города был основанный еще в 1846 году династией купцов Барановых хлопчатобумажный комбинат. В настоящее время не действует. Город превратился в очередной спальный район Москвы. Работающего населений в городе почти нет. Посаженные в 60-х годах молоденькие березки на центральной улице Мира превратились в дремучий лес. Чуть дальше от центра – жуткая грязища и разбитая дорога.
И, казалось бы, нет в этом городе ничего примечательного.
Но! Первонаселенцами Карабановского края были племена первобытных охотников чуть больше 10 тысяч лет! В окрестностях города Карабаново найдено более 40 разновремённых памятников археологии.
Один из удивительных памятника природы - «Поганая Лохань». Среди равнинного ландшафта вдруг обнаруживается довольно-таки глубокая и почти идеально круглая впадина-воронка, на дне которой расположилось болотце. Старожилы помнят, что в 50-х годах XX века здесь было озеро, вода которого то исчезала, то появлялась.
Много легенд связано с этим местом. И что это место падения метеорита, и здесь Иван Грозный убивал своих врагов.
На самом деле, с геологической точки зрения, это карстовая воронка – довольно редкое явление для средней полосы Русской равнины. Провал связан с размывом грунтовыми водами насыщенных солями залежей известняков. Фильтруемая вода по подземному коридору в толще известняка попадает в речку Печкуру, протекающую в километре от Поганой Лохани.
Сезонная пульсация воды в воронке была замечена человеком ещё в древние времена. В эпоху ранней бронзы, то есть на рубеже III-II тысячелетий до н.э., фатьяновцы со своими тотемными религиозными представлениями могли совершать культовые обряды у этого места. Неподалёку от озерка ими был устроен могильник своих сородичей. Установить это удалось, когда во время карьерной добычи глины для местного кирпичного завода было обнаружено захоронения фатьяновца с диоритовым топором.
Постановлением главы администрации Владимирской области от 19.08.1999 N 532 образован Ландшафтный природный заказник в целях сохранения карстового озера Поганая Лохань вместе с ихтиофауной и флорой и охранной зоной вокруг него, окружающих его природно-исторических ландшафтов в естественном состоянии, ценных в экологическом, эстетическом и рекреационном отношениях.
Владимирская область » Гусь-Хрустальный
Святой источник и храм-часовня святой Варвары-Великомученицы расположен на окраине города Гусь Хрустальный. С юга, в притворе часовни находится колодезь со святой водой, основной вход в храм с северной стороны. Храм часовня стоит в низине неподалёку от речки Варварки, которая выше по течению забрана в бетонную трубу коллектора, но после пересечения дороги по ул. 2-Никольская выходит на поверхность, образуя проточное озерко перед самой часовней. В 2006 году на месте явления иконы святой Варвары Великомученицы рядом с храмом, на берегу пруда, установлен деревянный поклонный крест.
История источника такова.
По преданию, в 1765 году, тогда еще за окраиной рабочего поселка Гусь, при стекольной фабрике Акима Мальцова, у ключа, на берегу лесной безымянной речки была явлена икона святой великомученицы Варвары. Великомученица была казнена за веру около 306 года, в правление императора Максимилиана. Благодарные верующие в месте обретения иконы возвели деревянную часовенку, в которую торжественно внесли явившуюся икону, а небольшая речушка с той поры стала именоваться Варваркой.
Начиная с 1817 года, от Иоакимоанской церкви, из поселка, к часовне на Духов день стали проходить крестные ходы. А в 1882 году вместо деревянной часовни началось строительство каменной. Часовня строилась изящной архитектуры и к 1885 году все работы были завершены, а почитаемый святой источник заключенный в белокаменный восьмигранный колодец находился в отдельном южном портике здания.
Через дорогу напротив у бьющих из недр земли ключей, возвели еще одну небольшую часовенку в честь Святой Троицы, которая получила название «Три ключика». Вода здесь была исключительно чистой и живо использовалась местными жителями. Но эту часовню в годы антирелигиозного дурмана постигла печальная участь. В 50-х годах прошлого века Свято-Троицкую часовню разрушили.
МУРОМСКИЙ РАЙОН – озеро Виша
Странные явления происходят в небе Муромского района Владимирской области. Специалисты по аномальным явлениям окрестили их ХЛО.
Семья Лазоревых уже третий год проводит свой отпуск на озере Виша. Места очень красивые и названия у них какие-то сказочные: Шумилиха, Чудь, Боровицы. Вот и в этом году приехали на. Вишу. Палатку установили там, где и раньше - у старого кострища. Набрали хворосту, разожгли огонь. Вдруг с запада потянуло прохладой. Глава семьи Олег Евгеньевич вышел к берегу, осмотрелся. Из-за леса выплывала тяжелая дождевая туча. Когда она покрыла и лагерь, и озеро, и далекий, поросший ельником холм, Лазорев задраил окна в своей старенькой "четверке". Его жена и семилетний сынишка Максим спешно занесли в палатку нехитрый туристский скарб - ждали, что вот-вот разразится сильная гроза. Но то, что произошло дальше, Лазоревы запомнили на всю оставшуюся жизнь.
После яркой вспышки с неба вдруг посыпались ослепительно белые шары. Петляя и кружась, они медленно приближались к земле и беззвучно лопались на уровне макушек деревьев. Вот как описывает увиденное Олег Евгеньевич:
- Я сам бывший военный. Не один год проработал за полярным кругом. Видел и северное сияние, и метеоритные дожди во всей их красе. Но о таком чуде никогда не слыхал. Шары были похожи на гигантских светлячков. Некоторые опускались совсем низко. До них можно было даже дотянуться рукой. Но мы сидели, как парализованные, боясь шелохнуться, не смея вымолвить ни слова. Потом произошло вообще нечто невероятное. Прямо посреди озера, метрах в трех от поверхности, завис огромный красный шар с черными прожилками - точь-в-точь как у грецкого ореха. Секунд через десять он с треском раскололся надвое, и две его половинки, извиваясь и оставляя после себя трассирующий след, разлетелись в стороны. Это было потрясающе. Максимка потом полгода только эти шары и рисовал. А жена в церковь ходить стала, говорит, это ей знамение было.
Подобных знамений за всю историю человечества было множество. Известно, что древние греки и римляне неоднократно описывали "пылающие колесницы", сходящие с грозовых туч. Японцы восторгались кораблями-призраками со светящимися огнями, которые нет-нет, да и проплывут по небесному океану. Упоминания о подобных явлениях можно найти и в хрониках царствования египетского фараона Тутмоса III: "В шесть часов дня на небе появился светящийся шар, который двигался на юг, наводя ужас на всех, кто его видел". Ну и, конечно, не могли оставить без внимания такие чудеса библейские пророки. У Иезекнила находим: "...и вот бурный ветер шел с севера, и великое облако, и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его - как бы свет пламени".
Ученые в чудеса и знамения не верят, а потому дали всем этим странным шарам и сияниям чисто научное название: хеминимолюминесцирующие образования. Ничего себе названьице! Но для "чайников" вроде нас можно просто: ХЛО. Такие летающие "хлопушки" могут свободно плавать в воздухе, приближаться к поверхности Земли, причудливо менять траекторию и яркость, взрываться. Однако дальше описания этих образований дело пока не идет.
ИСТОЧНИК СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, ГОРОХОВЕЦ
Владимирская область » Гороховецкий район » Гороховец
У подножия горы, на которой стоит древнейший, XVII века, Свято-Троице-Никольский монастырь в Гороховце, благоустроен святой источник. Без малого 100 метров над уровнем реки – не так уж и мало! Это по другую сторону Николиной или Пужаловой горы оборудованы подъемники и спуски - там самая известная горнолыжная трасса в области.
К святому источнику пока ведет крутая лестница и скромная дорога. Раньше к источнику было и вовсе – не подступиться. Овраг облагородили и установили сруб - с купелями для мужчин и женщин.
Когда появился родник – точно не знает никто. Но верующие говорят: может быть, во времена нашествия татаро-монголов. По преданию, чужеземцев отпугнул неожиданно возникший на горе воин - Архистратиг Михаил. Нашествие Гороховец минуло.
о. АЛЕКСАНДР (СТЕПАНОВ), НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ: "Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий благословил источник именовать в честь Троицы животворящей как новоначальный из всех гороховецких источников. Источник этот появился не вновь. На этом источнике испокон веков крестили, совершали молебны".
У ребят из клуба "Воскрест" большая радость: они с удовольствием ездят по святым источникам других городов. А теперь не хуже есть и дома.
Пужаловой горой на которой расположен святой источник теперь гостей все больше не пугают, а привлекают. И ждут паломников.
УРОЧИЩЕ ШУШМОР
урочище «Шушмор» или тайны Шушмора
Во второй половине 90-х годов прошлого столетия и в начале века нынешнего по страницам доброго десятка газетных изданий прошла целая серия статей о таинственном урочище Шушмор. Учёными - геофизиками в зоне расположения Шушмора была обнаружена аномалия, связанная с колебаниями напряжённости магнитного поля Земли. Эпицентром загадочных явлений, сопровождаемых атмосферными свечениями, каждый раз становилась мощная геоэнергетическая зона. По суммарному эффекту факторов воздействия этой аномальной зоны на людей Шушмор получил зловещее название: «Бермудский треугольник Мещёры».
Это таинственное место характеризуется здешними старожилами наличием непонятных явлений в виде оптических аномалий атмосферы и отличается гигантизмом растений, «уродством» деревьев, периодическими появлениями змей (или ужей), громадных для этих широт размеров...
Редкие очевидцы, которым довелось побывать в самом сердце таинственного урочища, рассказывали о Шушморе совершенно невероятный факт нахождения среди непроходимых лесных дебрей и гиблых болот загадочного сооружения, напоминающего капище языческим богам... По словам одного из местных охотников, на небольшой поляне возвышалась аккуратно сложенная из камней полусфера радиусом до 3-х метров. Вокруг этого полушария равномерно располагались остатки каменных столбов с высеченными таинственными знаками... Авторы некоторых публикаций прямо связывают с Шушмором многочисленные факты исчезновения людей вблизи урочища, получившего в связи с этим зловещую известность в округе. «Проклятое место», «Там, где исчезают люди» - таковы броские заголовки сенсационных газетных репортажей.
С конца XIX века по нынешнее время были зафиксированы неспровоцированные трагическими обстоятельствами исчезновения не только групп людей, но и целых обозов... Бесследные исчезновения в этих местах продолжаются до сих пор, а количество пропавших людей давно перевалило за несколько десятков...
Шушмора, капище языческих богов
ГДЕ НАХОДИТСЯ ШУШМОР?
Таинственное урочище Шушмор нельзя отыскать даже на самой подробной географической карте или атласе Подмосковья, а в прилагаемых к ним каталогах это название совершенно отсутствует. Короткая заметка о Шушморе была помещена в «Энциклопедии загадочных мест России» (В. Чернобров, 2006г.), но точнее местонахождение этого урочища автором «Первого в мире путеводителя по аномальным зонам, таинственным и удивительным местам» не определено. Районом местонахождения Шушмора по известным публикациям можно обозначить весьма обширную пограничную зону Московской и Владимирской областей заклязьминского правобережья. Шушмор находится в междуречье Поли, которая несёт свои воды в Клязьму, и Бужи, которая течёт в южном направлении. Места эти территориально прилегают к «Государственному природному национальному парку Мещёра». Сюда не дотянулись промышленные разработки обширных Бакшеевских торфяников и объекты мелиорации Нечернозёмной зоны России. Миновали эту зону линии электропередач от первенца электрофикации - Шатурской ГРЭС, а туристские тропы и маршруты пролегли в стороне... Здесь отсутствую наезженные просёлочные дороги и только лесные тропы ведут к местам водопоя кабанов, лосей и другого зверья - чистым безымянным ручьям и речкам: Дмитриевке, Вьюнице, Шушморе... Где-то севернее села Пустоша расположено урочище Шушморские болота. Наименование этого урочища также не отыщешь на карте местности, но старожилы о нём знают... Правда следует отметить, что необходимости посещать эти места с каждым годом становится всё меньше. Раньше сюда на короткое время «вторгались» краеведы-поисковики, которые вели раскопки на месте существовавшего в XIX веке стеклянного завода братьев Бибиковых. В последнее время энтузиастов-поисковиков отпугивают «страшилки» известных публикаций.
Сейчас местоположение урочища Шушмор обозначено весьма приближёнными координатами - это квадрат со стороной 10-15 км к северу от села Пустоша, что находится строго на востоке от районного центра Шатура почти на границе с Владимирской областью. Так, члены Московской общественно-научной организации «Экология непознанного» пришли к выводу о том, что северо-восточная зона Подмосковья, примыкающая к правобережью Клязьмы, стоит на мощном геологическом разломе. Именно в таких аномальных зонах населявшие Мещёрский край славянские племена устраивали селища, городища и капища - места поклонения своим языческим богам. Здесь закладывались ритуальные камни или даже каменные сооружения.
Одно из местных преданий гласит: «...Есть в таинственном урочище место, где виден небольшой, сложенный из камней, холм. Время скрыло холм травой и кустарником, но местная легенда гласит о том, что покоится под ним один из полководцев самого Бату-хана. Вёл он отряд на град Владимир, но завязли они в Шатурских болотах. Много воинов утонуло, погиб и хан. На месте его гибели и сложили из камней этот холм. С тех пор гневается дух его. Зарождаются над Шушмором грозы и тогда можно наблюдать, что когда идёт дождь, самые яркие молнии, самая черная туча - над тем местом, где течёт речка Шушмора» (В. Большаков «Быль о легенде»).
Владимирская область » Гусь-Хрустальный район » село Черсево
Святой источник в селе Черсево расположен за рекой Черсевкой. В этом месте выбиваю из недр земли несколько родников. Раньше, по всей видимости, их было семь, отчего иногда можно услышать название этого святого места - "Семь живительных ключей", но со временем их осталось только пять и поэтому иногда место называется, как святой источник "Пять ключей".
Цифры на фото, от 1 до 5, соответствуют местоположению родников. Вырывающиеся потоки кристально чистой и вкусной воды сливаются в один прозрачный ручей.
Чуть ниже по течению, в 20 метрах, открытая бетонная купель. Температура воды и зимой, и летом, всегда постоянна +4 градуса.
Святой источник облагорожен, поставлена деревянная часовня в которой множество икон. Издавна люди заметили целебные свойства источника и поэтому к нему стекаются многочисленные паломники. Люди приезжают с надеждой получить исцеление от болезней или облегчение от недугов, не только со всей округи, но даже из соседних областей. Купаются в купели, и набирают с собой живоносной водички.
Родниковая вода долго хранится и не портится и считается молодильной. Знающие люди говорят, что сюда можно приезжать «за молодостью», что вода действует на организм человека гораздо лучше дорогостоящих процедур в SPA-салонах и различных косметических средств. Нужно только хотя бы раз в год искупаться в ручье, а затем умываться по вечерам запасенной водой.
Как добраться, где находится:
по трассе М7, Москва - Нижний Новгород до Владимира, затем по указателю на Гусь-Хрустальный по Р73, около 69 км.
Далее по указателям в сторону Курлова и поселка Аксеново до села Черсево. Святой источник бьет по левую сторону дороги на выезде из села.
От источника Пять ключей берет начало речка Черсевка.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕК ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Река Большой Киржач
Река Бужа
Река Воймига
Река Гусь
Река Дубна
Река Ирмес
Река Каменка
Река Киржач
Река Клязьма (Владимирская область)
Река Колокша
Река Колпь
Река Лух
Река Малый Киржач
Река Нерль
Река Ока (Владимирская область)
Река Пекша
Река Пичкура
Река Поль
Река Селекша
Река Серая
Река Суворощь
Река Судогда
Река Уводь
Река Ушна
Река Шередарь
Река Шерна
География реки Ока
Река берёт начало из родника в селе Александровке Глазуновского района Орловской области, проходит по Среднерусской возвышенности, в верховьях имеет глубоко врезанную, преимущественно узкую речную долину со значительными уклонами.
Сначала течёт в северном направлении и в Орле сливается с Орликом, в Тульской области сливается с Упой, возле Калуги при слиянии с Угрой делает резкий поворот на восток и после протекания через Алексин и Тарусу снова поворачивает на север, а затем около города Протвино опять поворачивает на восток.
На участке от Серпухова до Ступина примерно вдоль Оки проходит граница Московской и Тульской областей. Возле города Коломны сливается с Москвой-рекой и далее, делая излучину, течёт на юг.
В Рязанской области из-за холмистых местностей у Оки наблюдается заметная извилистость. Возле слияния с рекой Проней Ока, делая излучину, поворачивает направо, а после слияния с рекой Парой опять течёт на север, и, делая возле Касимова заметную большую излучину, продолжает течь на север, где на территории Ермишинского района в неё впадает река Мокша.
Далее с заметными излучинами течёт, разделяя Владимирскую и Нижегородскую области, где протекает также через Муром, Павлово (в Павловском районе в неё впадает Клязьма), Дзержинск. В конце своего течения Ока доходит до Нижнего Новгорода, где впадает в Волгу.
Максимальная ширина поймы — в среднем течении, в месте впадения Пры, около 2,5 км.
Река Ока является самым большим и многоводным из правых притоков Волги.
Обе великие реки соединяют свои воды у Нижнего Новгорода.
Длина Оки -1480 км, из которых 176 км она протекает по территории Московской области. Площадь бассейна Оки – 245 тыс. кв. км.
Исток находится на Среднерусской возвышенности на границе Орловской и Курской областей вблизи высоты «274».
До Калуги долина Оки довольно узкая, берега высокие, течение быстрое. У Калуги она поворачивает на восток, долина ее постепенно расширяется, река становится полноводной, принимая в основном притоки слева – Угру, Тарусу, Протву, Нару, Лопасню и, наконец, Москву-реку.
На границе Московской области, у Серпухова, ширина Оки 220 м, глубина в среднем 2 м, на фарватере – до 6 м. По берегам реки часто встречаются песчаные косы. Ока течет в поименных берегах, однако сухих, не болотистых. Почти на всем протяжении берега заросли кустарником, но не сплошным, а на террасах раскинулись великолепные сосновые боры.
Долина Оки очень живописна. Склоны ее волнистые, уходящие далеко вверх к водоразделам, на которых видны редкие щеточки березняков. Течение реки довольно сильное – 0,5 м/с. Мощный поток воды устремляется то к одному, то к другому берегу, подмывая уступы пойменной террасы и обрушивая в воду огромные глыбы глины.
Долина Оки образовалась задолго до ледникового периода. Река глубоко врезалась в коренные породы – известняки. На участке от Серпухова до Каширы и далее до Коломны долина Оки асимметричная: ее северный борг более пологий, террасированный, правый же гораздо круче и выше. Река как бы соскальзывает к югу, оставляя песчаные наносы на своем северном берегу. Под речными песками террас местами обнаруживаются ледниковые отложения морена.
В настоящее время Ока является важным физико-географическим рубежом – по ее долине проходит граница между лесной и лесостепной зонами. На высоком правом берегу Оки почти нет леса, лишь кое-где сохранились остатки дубрав и березовые колки. Здесь много оврагов, прорезанных бурными весенними талыми водами и паводковыми потоками. На левом борту долины порой видна целая серия песчаных террас. Они обычно покрыты сосновыми борами, нередко с примесью липы и клена.
Пойма Оки сегментная, развитая то слева, то справа от русла. На пойме много стариц, валов, ложбин, маленьких болотцев. Мелкие притоки зачастую не доносят своих вод до Оки, а теряются на пойме. Известны случаи, когда их воды уходят в карстовые полости, Участок поймы, прилегающей к террасе или коренному склону, наиболее увлажнен, здесь больше болотцев, иногда протекают речки. В этой части поймы обычно растут ольха, ива и такие влаголюбивые растения, как осока, щучка, калужница, раковая шейка. Самая высокая часть поймы – прирусловая, где река нагромождает основную массу переносимых наносов. Древесная растительность здесь представлена ивой, осокорем, травостой высокий – порезник, зопник, василистник, подмаренник, луговой василек.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Достопримечательности Владимирской области
Колбовский Е.Ю., Морозова В.В. Ландшафтное планирование и формирование сетей охраняемых природных территорий.: М-Я, 2001.
Памятники Владимирской области: учебное пособие для уч-ся 8-9 кл./ Колбовский Е.Ю., Рохмистров В.Л., Щенёв В.А..- Я: Верхнее – Волжское кн.изд., 1996.
Памятники природы Владимирской области.
Храмы и монастыри Владимирской области.
Святые места Владимирской области.
- Россия:
- Тэги:
- 7432 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий