Озеро Синара, река Синара
Сина́ра (от коми ключевая, родниковая река) — река в России,
протекает в основном в Челябинской области (небольшие участки реки расположены в Свердловской и Курганской областях).
Правый приток реки Исеть.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ МЕСТА УРАЛА - ТУТ!
КЛАДЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПЕЩЕРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГОРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
____________БАССЕЙН РЕКИ Синара
ГИДРОГРАФИЯ РЕКИ СИНАРА
Длина 148 км Площадь бассейна 6690 км²
Бассейн Карское море Бассейн рек Иртыш
Водоток
Исток озеро Синара • Высота 247 м • Координаты 56°05′30.01″ с. ш. 60°47′06.73″ в. д. / 56.091669° с. ш. 60.785203° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Устье Исеть • Местоположение 402 км по правому берегу • Высота 94 м • Координаты 56°16′51.06″ с. ш. 62°21′41.04″ в. д. / 56.28085° с. ш. 62.3614° в. д. (G).
Синара является самой северной рекой Челябинской области.Река берёт начало в озере Синара. Течёт на восток. Длина реки составляет 148 км. Устье реки находится в 402 км по правому берегу реки Исеть. Река извилистая, ширина русла 12—40 м. Скорость течения — 0,3 м/с. Средний уклон реки — 1,3 м/км. Расход воды на отметке ниже устья реки Багаряк составляет 6,8 м³/с. Длина реки составляет 148 км.
По берегам реки произрастают высокие травы и кустарники. Река Синара имеет 10 притоков, наиболее крупные Караболка, Багаряк, Топка, Исток, Марай. Вдоль течения реки расположены следующие населённые пункты Челябинской области: Воскресенское, Тюбук, Огневское, Юшково, Усть-Караболка, Карино, Усть-Багаряк; Свердловской области: Чайкина, Синарский, Новый Быт, Окулова, Потаскуева, Крайчикова; Курганской области: Зырянка, Борисова, Марай, Верхнеключевское.
По данным государственного водного реестра России относится к Иртышскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Исеть от города Екатеринбург до впадения реки Теча, речной подбассейн реки — Тобол. Речной бассейн реки — Иртыш.
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 14010500612111200002935 Код по гидрологической изученности (ГИ) — 111200293
Код бассейна — 14.01.05.006 Номер тома по ГИ — 11 Выпуск по ГИ — 2 ОЗЕРО СИНАРА
Расстояния от крупных городов: Екатеринбург - 100 км, Челябинск - 112 км, Курган - 380 км, Тюмень - 425 км, Уфа - 430 км, Пермь - 460 км
GPS-координаты: N 56° 07'58"; E 60° 44'52"
Заслуживает отдельной поездки Синара – достаточно большое озеро в Каслинском районе Челябинской области. Озеро вытянуто в длину с северо-запада на юго-восток на 8 километров, а в ширину достигает 4-6 километров. Наиболее широко оно в южной части, а к северу постепенно сужается. Его площадь - 24 квадратных километра. Средняя глубина – 6 метров, а максимальная доходит до 14,2 метров.
Вода в озере чистая и прозрачная (прозрачность воды достигает более 3 метров). Озеро проточное. Из него вытекает река Синара. На ней можно увидеть остатки старинной мельницы.
Дно озера покрыто камнями и песком. По берегам растет сосново-березовый лес. Озеро годится для любительской рыбалки. Здесь водятся окунь, плотва, ерш, щука, лещ, сиг, карась, линь. При этом, по советам рыбаков, рыбалка с лодки принесет куда больший результат, чем с берега. На южном берегу озера расположен закрытый город Снежинск, а на восточном – село Воздвиженка.
На озере Синара бывал известный уральский писатель Павел Петрович Бажов, посвятивший ему отдельный сказ – «Надпись на камне». В сказе рассказывается история трагической любви французского художника к русской девушке. Поделился Бажов и своими впечатлениями об озере: «Из года в год мы со своим школьным товарищем проводили начало летнего отпуска в деревне Воздвиженке. Как покончим с экзаменами, так сейчас же туда, чтобы успеть окунуться в прозрачную тишину горных озер вблизи Каслей, пока еще не налетели сюда шумливые люди с ружьями и суматошными собаками… Синарское озеро в своей строгой оправе камня и соснового бора все-таки кажется довольно однообразным. И там, где каменная рама дает трещины, образуя заливы, переходящие в долочки, — там лучшие места. Строгая красота сосновых колоннад здесь разнообразится кудрявой, шумливой зеленью ольховника, черемушника и прочей "кареньги", как зовут здесь этот вид чернолесья...».
Летом на берега озера Синара стремятся туристы и просто отдыхающие из Челябинска, Екатеринбурга, Снежинска и других городов. До берега можно доехать на машине, но проезд платный. Есть кафе. Из-за обилия отдыхающих с дровами на берегах озера непросто.
В центре села Воскресенское, мимо которого проходит путь к озеру, есть достаточно красивая церковь – во имя иконы Божией Матери «Знамение». Он был построен в 1819 г. (по другим сведениям, в 1828 г.) известным уральским архитектором М.П. Малаховым. По мнению специалистов, храм принадлежит к лучшим образцам классицизма на Южном Урале. Поблизости от Синары находится много других озер. Большинство из них куда менее популярны и меньше по своим размерам.
Примерно в 10 километрах к западу от Синары находится озеро Иткуль, которое можно посетить во время этой поездки. Как доехать до озера Синара? На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Челябинск, повернуть по указателю на Воскресенское.
Перед этим селом будет поворот направо на Воздвиженку. Эта дорога приведет на берег озера Синара.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РЕКИ СИНАРА
УСТЬ-БАГАРЯК Синарские излучины
С Синарой мне довелось познакомиться еще в юности, когда приехал учительствовать в небольшое село на севере области. Зимой эта речка – лишь небольшой ручеек, который после моста или переката сразу прячется под ледяную корку. Летом речка бежит, извиваясь и словно переключая скорости: то медленно по илистой равнине, то ускоряясь между камней. К ней не так просто подойти – часто берега заболочены, покрыты боярышником или густым тростником.
Поэтому «люди здесь редки и в одиночку». Вниз по течению берега становятся все круче, с множеством камней, скалистым выходом известняка. Река словно рисует узор, извивается змейкой – от излучины к излучине – и несет свои воды к Тоболу. На берегу у священной воды Тайну названия реки Синара вряд ли удастся разгадать (как и речки Санарка, что на триста километров южнее, в районе Пласта). Предполагают, что название финно-угорское и с языка коми переводится как «ключевая родниковая река». Река Синара Между тем, человечество знало о Синаре еще задолго до коми. В. Поздеев считает, что по этой реке проходил древнейший караванный путь с востока на запад.
С многоводной сибирской равнины, с Тобола по Синаре «волочили» грузы к водораздельному и невысокому хребту Теплые горы, что в районе современных Каслей и Снежинска. А затем, перевалив через него, спускались по Нязе и Уфе уже в бассейн реки Камы. Кстати, в XVIII веке заводские рудознатцы не раз натыкались на остатки древних городищ, уже разработанные рудники и даже остатки домен.
Багарякские городища Сразу после Великой Отечественной войны, в 1947 году, Владимир Павлович Бирюков открыл на реке Багаряк, левом притоке Синары, такое городище. В ходе раскопок были обнаружены остатки бревенчатого укрепленного жилища, обмазанные глиной. С трех сторон в скале были вырублены водоотводы, найдены следы древней керамики.
Позднее было открыто Дальнее Багарякское городище с полукруглым выступом, похожим на бастион – образчик древней фортификации. В культурном слое VI–V вв. до н. э. нашли обломки сосудов, «пряслицы», каменные отбойники, абразивы, грузила для сетей, штампы для орнаментов. Были «металлургические» находки: фрагменты тиглей, льячек, воздуходувных сопел, медных литников и форм для отливок. Тайный народ, «подземный», как о нем пишет Павел Бажов, получил название «иткульцев» (есть на севере области озеро Иткуль). Следы иткульской культуры будут повсюду: по Синаре и Багаряку, на озерах Сунгуль, Синара, Касли, Иртяш.
________________ПОДВЕСНОЙ МОСТ У П. ОКУЛИНО
Уральская Мещера
Здешние земли хранят не только тайну древних иткульцев. Совсем недавно, всего лишь век назад, здесь «потерялся» еще один народ. Междуречье Синары и Багаряка – самый настоящий, исконный мишарский куст. Единого мнения о происхождении мишарей нет, но самым распространенным является предположение, что они восходят к «отюреченному» финскому племени мещеряков, что жило в районе Оби, в Казанском ханстве, рядом с мордвой и чувашами. История Мещеры, удивительно красивого края, описанного К. Паустовским, драматична по-своему.
Во времена Ивана Грозного, взявшего Казань, началось их «крещение». «Мещеряки, что крестились, вошли в состав русского народа, - пишет краевед Александр Моисеев. - А оставшиеся мусульманами — в татарский, выделяясь среди казанцев как мишари». «При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, - свидетельствует И.Ф. Бларамберг, который в 1840-х годах служил в руководстве Оренбургского края. - Но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность…» Реконструкция быта Весь Багарякский куст вышел «не таким».
Как рассказывает А. Моисеев, по внешнему виду мишари похожи на казанских татар, хотя обычаями и характером ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере. Мишари рано оставили кочевой образ жизни, осели, обзавелись хозяйством. Мещеряцкие деревни, как правило, хорошо обустроены, они чище и удобнее. «Мещеряки — мусульмане, а потому многоженцы. Едят конину, но кумыс не пьют, предпочитая чай с медом. Похоронный обряд отличается от татарского и башкирского. Хоронят тоже в день смерти, но закапывают «в стоячем положении».
В могилу кладут прут, детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие…» Еще одним языческим отзвуком была и древняя сакрализация камня. Махади-Таш Самый известный на Южном Урале священный камень – Махади-Таш – находится всего в двух километрах от Усть-Багаряка, на излучине Синары, у большой поляны. Правда, чудес он совершает немного: например, в засушливые дни помогает с дождем.
Священный камень Махади-таш
О святом Махади говорят, что он происходил из татар-мишар, хотя и не знают: существовал ли он реально. Зато легенда красивая. В один из жарких солнечных дней Махади спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения. А на камне остались следы его босых ног и отпечаток кумгана – молитвенного кувшина с узким горлышком и длинным носом. Со временем следы на камне расплылись и потеряли форму, хотя и по-прежнему угадываются. Также по-прежнему, как рассказывают в Усть-Багаряке, святой камень приносит долгожданный дождь…
Село как село На реке Синаре Усть-Багаряк – самое крупное село. Оно словно обнимает петляющую реку, которая здесь становится широкой и даже расходится на рукава, по обоим берегам. Село обычное, с привычным крестьянским укладом; здесь нет чувства «оставленности», как в Новобурино или Береговом, подсобных хозяйствах закрытых городов. Хотя брошенные дома есть – как и везде: люди уезжают за лучшей жизнью. Раскрасить обыденную сельскую жизнь сложно, но можно.
В Усть-Багаряке, например, есть «вышитый дом», который не спутаешь ни с одним другим и о котором много говорили в новостях - дом Алсу Гатиатуллиной. Цветные панно в виде экзотических птиц и дельфинов на его стенах выполнены из… крышек от пластиковых бутылок, которые крепятся к фасаду маленькими гвоздиками.
Кстати, в селе знают, что крышки от «полторашек» выбрасывать никак нельзя – их нужно нести хозяйке вышитого дома. Школа в Нижней Сердцем любого села всегда была школа. Удивительное дело, но несмотря на трехсотлетнюю историю Усть-Багаряка, именно школы здесь не было очень долго. Первая школа появилась лишь в 1922 году, да и то по соседству – в деревне Нижняя. Ее организовал Жамалый Камалов, о котором усть-багарякцы вспоминают с теплом. Десять лет потребовалось директору, чтобы школа стала семилетней. Единственная во всей округе, она принимала детей из окрестных деревень.
Судьба основателя Нижнедеревенской школы затеряется в ворохе репрессий – в 1937 году Ж. Камалова арестовали, как врага народа. В самом Усть-Багаряке школу построят дважды. Первый раз – в начале 1950-х годов; второй – уже на излете советской эпохи, в 1983 году. Как говорится, с современным просторным трехэтажным зданием успели вовремя…
Мост Эльзы
В новостных лентах уральские села – нечастые гости. Современный Усть-Багаряк, к примеру, отличился тем, что здесь впервые стали устанавливать на вышках видеокамеры противопожарного наблюдения за лесами. Еще Усть-Багаряк отличился тем, что здесь, на границе трех областей, появилось свое «народное ополчение» - дружина, вооруженная в основном дубинками, - чтобы хоть как-то остановить кражи скота заезжими ворами. Но, пожалуй, главное, что удалось сделать за последние годы, - это выстроить новый мост через Синару. Его открывали под Новый 2010 год всем селом – с непременным Дедом Морозом, Снегурочкой, музыкой вперемежку со снегом, с горячим чаем и домашней выпечкой.
_________________СИНАРА НЕДАЛЕКО ОТ УСТЬЯ, РЕКА ИСЕТЬ
Мост в Усть-Багаряке
Новый мост сразу окрестили «мостом Эльзы» - по имени главы сельской администрации Эльзы Газизовой. Именно она вместе с ветеранами села «продавила» средства на строительство моста у губернатора области Петра Сумина, занималась с проектировщиками и подрядчиками. Эльзе Рахимовне уважения не занимать. Коренная усть-багарячка, она преподавала историю в школе, затем два десятилетия жизни посвятила обустройству родного села – например, привела в порядок зал бракосочетания, ввела премию, пусть и небольшую – в тысячу рублей – за рождение ребенка; объединила в общую сеть 11 сельских клубов и шесть библиотек; добилась выделения средств на ремонт межпоселковых дорог – а было время, когда приходилось запрещать по ним возить детей в школу. Да и непутевых земляков тоже воспитывать приходится – чуть ли не на правах муллы, заставляя давать обещание исправиться не просто так, а на Коране. Так что новый именной мост в Усть-Багаряке вполне оправдан…
ЗОТИНО
Красная река В междуречье Синары и Багаряка есть особая граница: здесь кончается Средний Урал и начинается Южный. Меняют свой образ леса: суровый северный колорит сменяется теплыми и просторными красками. Особенно хорошо это видно по трассе Екатеринбург – Челябинск.
Между двумя мостами даже температура отличается на несколько градусов. Багаряк – река удивительная, чисто уральская. Весной – шумная, полноводная, с перекатами и быстрым течением. К осени, обмелев, становится нежной, спокойной и позволяет перейти себя вброд. Вода у нее чистая, прозрачная, с красноватым оттенком и «привкусом» меди – почвы здесь такие.
Река Багаряк Медь у Багаряка в корне. Древнее слово «багар» встречалось и у славян, и у курдов, и у древних ариев – и обозначало «красную медь», «огонь, тлеющий в золе». Багаряк так и переводят – плавильная, рудная, медная река. Чем дальше вверх по течению, тем больше «металлургических» артефактов. Что ж, для древней рудознатной иткульской культуры это закономерно. Вверх по течению Между Усть-Багаряком и самим Багаряком, двумя крупными старинными селами, на берегу реки расположилось село Зотино, мало чем примечательное сегодня. Но исторически – это одно из первых русских поселений Багарякской слободы, которое появилось в самом начале XVIII века. Его основал государственный крестьянин по фамилии Зотин. А уже через столетие село насчитывало почти тысячу жителей.
Зотинская пещера
Зотин, кстати, поселился на месте, обжитом еще в глубокой древности. Рядом с селом на левом берегу реки под нависшей скалой была обнаружена пещера, состоящая из двух гротов. Она была обитаема еще в каменном веке – как минимум, здесь нашли каменные орудия, черепки, наконечники стрел. Попасть в Зотинскую пещеру не так просто, особенно летом.
С берега проход закрыт скалой, подобраться можно лишь на лодке или вплавь. Поэтому опытные спелеологи предпочитают бывать здесь зимой, в январе-феврале, когда лед крепок. Кстати, Зотинская пещера считается самой крупной пещерой в системе карстового района реки Багаряк. Вдобавок – одной из самых низкорасположенных на Урале: чуть больше 120 метров над уровнем моря.
КАМЕННЫЙ МОСТ У ПОС. ТЮБУК
Каменный старый двухарочный мост. Две арки. Летом его плохо видно из-за листвы со стороны челябинской дороги. Возводился он как часть дороги от станции Бажена до Маука и далее. Занятно, что построен мост не на реке, а на суше, в стороне от воды.
Потом уже, согласно плану, новое, рукотворное русло Синары подвели под него. ...
В центре села, по Первомайской улице, через реку Синара, построен арочный мост. Кто-то когда-то назвал его "Остров любви". Меткое название сохранялось даже после выселения села. Но строился он не для красоты и забавы гуляющей молодёжи. Не только для соединения двух берегов одной реки, но и как часть дороги, которую начали строить в 1897 году от станции Баженово Тюменской железнодорожной ветки до станции Маук на Челябинской железной дороге. Трактовая дорога, частично (очень мало) сохранённая до наших дней проходила через сёла Мамино, Гаёво, Багаряк, Юго-Конёво, Тюбук и Касли. Для того времени тракт Баженово - Маук имел большое экономическое значение, сединив две железные дороги и отдельные территории нескольких крупных регионов Урала и Зауралья.
По сведениям "Церковно-приходской летописи Вознесенской церкви Багарякского села", по летописным документам Конёвской Николаевской церкви, каменные арочные мосты через реки Багаряк и Синара начали строить вместе с трактом и к 1 сентября 1899 года закончили работы. Мосты оборудовали железными обережами в каменных столбах на продольных предохранительных брустверах из камня. Приходится лишь удивляться тому, как вручную, без необходимой техники, менее чем за два сезона построены такие важные и крупные сооружения, ососбенно пятиарочный Багарякский мост.
ри виде Конёвского моста для наблюдательного человека открывается одна маленькая хитринка технологии старинного мостостроения. Багарякский мост возводили от берега до берега - обычная схема строительства. Конёвский мост строился на правом берегу в котловане вблизи реки, но НЕ ЧЕРЕЗ РЕКУ. Когда мост был готов, конёвцы всем миром прокапывали каналы - от одного русла реки до моста по одной стороне, что ниже по руслу, и от моста до русла - по другой стороне. Затем убрали перемычки между руслом и каналом, а ненужную часть русла, между началом и концом канала, забутили камнем, завалили глиной с тальниковой чащей для связки. Образовалась своеобразная плотина от моста до левого берега, преградившая поток по родному руслу. Так люди "втиснули" реку в новое, рукотворное русло, пустив Синару под мост.
Но река не очень-то смирилась с насилием. Укротить капризы Синары удалось лишь на время - когда она блаженствует под крышей льда или купается в лучаз летнего солнца. Даже в слабенькие весенние паводки при затяжных вёснах вода не просто размывала плотину. Своим мощным напором непокорная уральская река перекидывала через плотину в родное русло огромные льдины, устраивала ледяные заторы. Диву давались люди, глядя на буйный норов реки, когда она переполнена водой.
Ближайшие города: Екатеринбург, Нижний Тагил, Тюмень Координаты: 56°7'15"N 61°16'7"E
ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ ЮЖНОГО УРАЛА (СИНАРА)
Муж и жена – одна сатана
Воспринимать Каслиозерье можно по-разному – но именно с разной степенью яркости и удивления, без какого-либо молчаливого равнодушия. Если кому-то доводилось лететь над этими озерными широтами, да еще в солнечный день – восторгу не было предела: казалось, что бескрайний зеленый ковер лесов усыпан зеркальными осколками. И два самых крупных: Иткуль и Синара.
Поэтических сравнений тоже было немало. Но очень точно поступил уральский краевед Александр Моисеев, назвав эти два озера мужем и женой, у которых дюжина детишек-озерышек: Окункуль, Карагуз, Черновское, Чиганы, Багаряй, Ташкуль, Татыш, Черкаскуль. Все это и составляет северную синарскую семью. Причем, все озера соединены постоянными или временными протоками. И с Иткуля в Синару бежит река Исток… Семейное предание Как и в любой семье, у двух озер есть своя легенда; причем, восходит она к Иткулю и связана со старыми башкирскими племенами: сальютов (терсяков) и сынрян.
Предание, естественно, о любви и с шекспировским размахом. «В племени сынрян была красивая девушка Синара, с лицом круглым, как луна, и с глазами, как звезды. А в племени сальют жил юноша Шихан - высокий, могучий в плечах, мог мечом дерево разрубить с одного размаха, и охотник прекрасный. Познакомились они и полюбили друг друга. Тем временем между племенами разгорелся спор из-за пастбищ, перешедший в настоящую вражду. Опечалились влюблённые, что пробежала чёрная кошка между племенами, а родители не велят им больше встречаться. О женитьбе и вовсе речи нет. Договорились сбежать, и в назначенный час выехали из своих кочевок навстречу друг другу. Это заметила мать Синары и всё поняла. Чтобы не накликать беду на всю семью за непослушание дочери, она ее прокляла – мол, пусть льет слезы и превратится в озеро, из которого речка бежит.
Шихан увидел, как летящая на скакуне ему навстречу Синара вдруг разлилась чистой озерной водой, и окаменел от этого. С тех пор стоит могучий Шихан в виде скалы неприступной…» Озеро Синара Общее древнее Родственные души двух озер будут подчеркнуты и глубокой древностью. Как и на Иткуле, на Синаре будет открыто древнее городище.
Произошло это случайно и просто. В 1998 году один из жителей Снежинска передал археологам находки, которые он сделал на мысе Небаском (в народе этот мыс называют Петушком). Археологическая экспедиция во главе с Г.В. Бельтиковой уже при первом осмотре обнаружили остатки двух городищ и 26 стоянок, нашли большое количество артефактов: от глиняных черепков до каменных орудий. Вскрытое Синарское городище показывало, что в этих местах времена и культуры перемежались слоями. Попадались артефакты раннего железного века, неолита, бронзового века – то есть люди селились здесь на протяжении, как минимум, шести тысяч лет. Самыми «поздними» оказались следы укрепленного поселения с остатками металлургической площадки.
Вне сомнения, это были таинственные древние иткульцы. Демидовская копанка От истока реки Синара в сторону озера Силач уходит ныне почти неприметная, поросшая кустарником и лесом канавка – все, что осталось от некогда серьезного гидротехнического проекта демидовских времен.
Демидовская канавка Основной проблемой Каслинского железоделательного завода была нехватка воды в заводском пруду – ее уровень постоянно колебался, что сказывалось на производстве. Еще во времена основателя завода Якова Коробкова эту проблему пытались решить с помощью канав, искусственных протоков, соединивших между собой каслинские озера. При Н.Н. Демидове в эту систему попытались включить и силу синарской воды. «Копанка» давалась нелегко. Ее пробивали в лесу, в каменистом грунте, вручную – топорами, ломами, кирками и лопатами, - подрывая здоровье и уворачиваясь от кнута приказчика. Когда «открывали» канаву, вода буквально ринулась по ней, прорвала в километре от села воскресенского земляной вал и вернулась в естественное русло реки Синара, снеся по пути воскресенские избенки, бани, тюбукскую плотину и мельницу. От идеи соединительной протоки отказались и копанку засыпали. Это и к лучшему – иначе нехватка воды аукнулась бы всем селам, лежащим вниз по течению Синары.
____________АГАТ, НАЙДЕННЫЙ НА БЕРЕГАХ СИНАРЫ
Чудские переселенцы
Экспериментировать с природой не всегда вредно. В 1911 году, на большом подъеме отечественного дореволюционного предпринимательства, местные арендаторы озер и работорговцы пошли на занятный опыт – и к знаменитому на всю округу крупному синарскому ершу решили добавить сига, ценную промысловую рыбу из семейства лососевых. Мальков сига и даже икру везли издалека – из-под самого Санкт-Петербурга: с Чудского озера и Ладоги. Озеро Синара стало первым на Урале водоемом, которое приняло «чудских переселенцев». Затем они появятся и в других озерах: например, в Тургояке. К слову, чудские сиги в уральских водах прижились, адаптировались и чувствовали себя превосходно.
Музыка над озером Современная жизнь озера Синары вполне соответствует городскому статусу – 50-тысячный Снежинск вносит в нее свои коррективы. На зеркальной глади Синары «цветут» пестрые паруса снежинского яхт-клуба, а над озером плывет музыка.
На берегах Синары «прописались» разные музыкальные фестивали: например, фестиваль авторской песни «Листопад» и рок-фестиваль городов «Росатома» - с неизменными мастер-классами и гала-концертом. Зимой наступает время восстановленной церкви Знамения Божьей Матери в селе Воскресенском – на крещение во льду Синары вырезаются купели-иордани и освящается вода…
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ РЕКИ СИНАРА
7.1. Участок реки от деревни Слободчиковой до урочища Соляный Брод. Именно этот отрезок реки Синары содержит наибольшее количество памятников древности от периода бронзы до раннего железного века. Вместе с тем, местонахождение памятников, найденных ещё до революции, обнаружить сегодня не так просто: нет ни старых карт местности, ни планов памятников.
Тем не менее, подъёмный материал в виде фрагментов керамики, костяных, каменных и металлических орудий из сборов В. Я. Толмачёва и Ю. П. Аргентовского указывает на перспективность археологического исследования реки Синары и её притоков — Караболки и Багаряка. В советское время археологических работ на Синаре почти не проводилось. Хотелось по весне, покачиваясь в лодочке, проплыть мимо исторических мест, взять на карандаш селища и городища.
Началом водного маршрута по Синаре в апреле 2007 года наметил деревню Слободчикову. Сплав по реке от моста, в точке пересечения Синары автомагистралью Екатеринбург-Челябинск, сразу отверг. В этом месте стояло крупное село Юго-Конёво, подвергшееся жуткому прессу печально известного восточно-уральского радиоактивного следа. Деревня Слободчикова оказалась «как бы» в стороне от ВУРСа. По прошествии полувека почти не тревожил пресловутый «полураспад». В верховье Синара оказалась быстрой речкой, с узким, извилистым руслом. Уровень воды в реке устанавливают плотины села Воскресенского и села Тюбук. Лето впереди, а воды в Синаре кот наплакал.
Воду, невыносимую для питья, создают стоки зловещего почтового ящика с ласковым названием — Снежинск. В 1957 году в одном таком «ящике» с кастрюли сорвало крышку, и часть уральского населения сыграла в ящик. По правому берегу тянется «красный бор» — красивый сосновый лес, по-весеннему нахохленный и в меру радиоактивный. На окраине Слободчиковой, напротив старинного административного здания бывшей Красноборской слободы, на изгибе Синары, находится древнее поселение, открытое в 1901 году В. Я. Толмачёвым. Площадь городища не более трёх тысяч квадратных метров.
Поселение заезжено машинами и тракторами, здесь брали для строительных нужд бутовый камень, изуродован вал городища, культурный слой поселения наполовину содран до материка. Видны столетней давности любительские раскопы — две ямы на восточной, возвышенной части городища и одна ямина — на юго-западной окраине поселения. При осмотре памятника сапогом вывернул вещицу, оказавшуюся железной крицей серповидной трёхгранной формы, тридцати пяти сантиметров длины, одиннадцати сантиметров ширины и трёх сантиметров толщины. Артефакт оказался тяжёлым, и я закопал его там, где нашёл. Вероятно, на городище занимались металлургией, как и на соседних каслинско-иртяшских поселениях. Кстати, найденная крица датирует городище серединой 1-го тыс. до н.э., и выплавка железной руды в это время характерна для иткульской археологической культуры…
Продолжаю плыть по Синаре, поглядывая на берега. Мельница Алыбина разрушена, русло реки поделено остатками плотины, вода с шумом устремляется в две протоки. Левый берег пологий, безлесный, удобный для выпаса скота. В прошлом вдоль реки тянулись пашенки. В 1913 году В. Толмачёв нашёл на одной пашне черепки, два жернова и кусок талька. Десятилетиями здесь никто не пашет, не перегоняет коровьи стада. Земля задернована, и что-либо найти не представляется возможным. На следующий день прохожу небольшое водохранилище.
На месте бывшей мельницы купца Чеснокова насыпная плотина. Она связывает оба берега реки полевой дорогой, идущей из села Огнёвского в деревню Большое Кызылово. На правом берегу, возле мельницы, было Чесноковское городище, но сейчас от городища остались ямы, из которых брали строительный камень. С утра начинается, не предусмотренный мною, водный слалом. Русло реки резко сузилось, убыстрилось течение, повороты под девяносто градусов следуют один за другим.
Если б не коварная частица «но» в русском языке, при наличии чистого русла, сплав получился бы замечательный, но вскоре я увидел и хатки бобров и запруды. По берегам Синары, заросших ивой, тополем, черёмухой, возвышаются колоссы на глиняных ногах — высоченные высохшие осины с комлем, подрезанным зубами бобров. Много деревьев давно упало, перегородив русло реки. Говорят, что бобры, при появлении опасности, оповещают друг друга свистом или хлопками, ударяя хвостом по воде. Видимо, трудолюбивые зверьки, приняли меня за собрата, бросили работу и замерли от удивления. Считается, что бобры не только редкие ценные животные, но и твари полезные, поскольку очень положительно влияют на экологическое состояние водных и приречных жизненных пространств.
Между тем, мне приходилось покидать лодку посреди реки, лазать через плотины бобров — завалы из брёвен-топляков, веток, коры деревьев и песка. Преодолевая запруду — тащил на себе и снаряжение и «Уфимку-22». На сплаве особенно неприятно нагибаться под нависающими над водой ветвями «плакучих» ив, готовых вас ухватить и выбросить из судёнышка. А уж шапочку с головы обязательно сбросят. Людей по берегам нет, лишь иногда мелькнёт пятно от старого рыбацкого костерка. Синара уткнулась в скалистый берег, ушла от него влево, сделав направо полукруг. Здесь, на повороте реки, памятник эпохи поздней бронзы — Каменногороское городище, найденное в 1897 году молодым археологом Владимиром Толмачёвым. Памятник разрушен полевыми работами, но остатки земляного вала говорят о былой мощи укреплений и большой площади поселения.
Среди находок, переданных В. Я. Толмачёвым в музей Уральского Общества Любителей Естествознания – каменных молотков, слитков красной меди, поделок из камня, кусков глиняной обмазки, значатся 710 фрагментов керамики. Жители городища лепили горшки, имеющие резко отогнутую шейку и выпуклые бока, украшали посуду крестово-струйчатым штамповым орнаментом. Такой тип орнамента учёным не был известен. В течение десятилетий длился процесс накопления материала, и в 1960 году Е. М. Берс на Среднем Урале выделила гамаюнскую культуру, а в 1961 году К. В. Сальников для Южного Зауралья предложил культуру каменногорскую.
Оба археолога считали, что эти культуры не имели местных корней, что «гамаюнцы» и «каменогорцы» — этнический изолят на фоне аборигенных культур. Фактически речь шла об одной этнокультурной общности. На полвека растянулась учёная полемика. Один из уральских археологов утверждал, что мастера на все руки — гамаюнцы, появились в Зауралье в конце 2-го тыс. до н.э. с юга, через южно-уральский «проход». Безродное племя занималось скотоводством, коневодством, металлургией, обработкой камня и даже, в память о себе, оставило наскальные изображения. Другой специалист доказывал, что гамаюнские племена — сибиряки, которые в эпоху бронзы мигрировали из Сургутского Приобья в Южное Зауралье.
Однако, керамика с крестово-струйчатым орнаментом, определившим колорит гамаюнской культуры в целом, встречается в двух с лишним сотнях памятников от Южного Урала до северной реки Печоры. Наличие огромного ареала с убедительным количеством открытых памятников, говорит не в пользу «сибирской» гипотезы. Мощность культурных отложений каменногорско-гамаюнских поселений не может подтверждать мимолётного пребывания «чужеродного» этнического элемента на уральской земле. «Гамаюн» втиснули в жёсткие рамки периодизации между межовской и иткульской культурой, дав ему смехотворное время на существование — от 7-го до 6-го века до н. э.
Думается, что «гамаюнцы» — южно-угорская этнокультурная общность «кореннее» всех коренных. Автохтоны имели длительный контакт со степняками. От савроматов угры-скотоводы освоили лошадиную езду, не спеша передвигались вдоль восточных склонов уральского хребта, отыскивая и разрабатывая полезные ископаемые, ведя торговлишку металлом, получая из таёжного Зауралья пушнину, спасавшую в зимний холод от болезни и вымирания… Гипотетически, каслинский, синарский, багарякский круг памятников, представленный небольшими по размерам городищами — как бы «семейного» типа поселениями, привязанными к местным месторождениям меди, олова и железа, указывает на основной вид занятий гамаюнской общности — горное дело и металлургию меди……
А мне надо поспешать. Погода стоит холодная, ветряная. Временами накрапывает дождь. Местонахождение «Чесноковская пашня» давно осталось позади: пристать к заросшим берегам при быстром течении не удаётся. В шестистах метрах от каменногорского городища, на пашне, в 1898 году, крестьяне нашли большой бронзовый наконечник копья 8–6 вв. до н.э., продали его В. Толмачёву. С неохотой, я проплыл мимо такого любопытного места. По-идее, надо бы по берегу прогуляться пешочком, но земля в округе давно не обрабатывается. Здесь, визуально, в траве, в кустах, кроме гнезда какой-нибудь трясогузки, ничего не найти. До устья правого притока Синары — реки Караболки остаётся километра два.
На каждом метре водной глади видны следы бурной деятельности бобров. Перед поворотом реки очередная звериная запруда. На выходе из затора, острый, как бритва, сучок топляка на двадцать сантиметров режет резину надувной лодки. Хлопок — и я по пояс в воде. Холода вешней воды не чувствую. Одна мысль — дотянуть до берега. Плыву на левом отсеке лодки, стараясь сохранить равновесие. Хватаю плакучую иву и, вместе с лодкой, пробкой вылетаю на пустынный берег.
Вынужденная ночёвка. На следующий день, не дожидаясь, когда подсохнет залатанный порез, со всем скарбом тащусь по бывшим колхозным полям к устью Караболки. Смотрю под ноги, в надежде увидеть глиняный черепок. Как правый, так и левый распаханный берег Синары, в рост человека зарос травой, скрывающей следы памятников. В районе слияния Караболки с Синарой Толмачёвым найден подъёмный материал у пашни «Двойная», на «старом мысу», у пашни «Низкая», «у ключа, против пашни Низкой». Сейчас с местной топонимикой не разобраться, где какая пашня была — никто понятия не имеет. Да и историю края приходится не выслушивать, а мне же местным старожилам и рассказывать. Видимость существования многих уральских деревень создают дачные участки горожан. Снова сижу в лодке. На левом берегу остаются не осмотренными курганы, которых я засёк на спутниковом снимке. Воды в реке прибавилось. Домиков работяг-бобров, к счастью, не видать. Синара раздвинула берега, делает километровую петлю. В излучине реки урочище Соляный Брод.
В старину через реку шла дорога, по которой по деревням возили соль. Здесь Толмачёв обнаружил городище и три стоянки — Солянобродскую, «у обрыва», «у третьей пашни». В 1913 году на левом берегу Синары, на пахоте, геолог М. О. Клер нашёл восемь черепков эпохи поздней бронзы и три зуба животных. Место, где находилось городище Солянобродское, я вычислил, но смотреть было нечего: вал и ров давно распахали, и трава по пояс. Подплываю к правому берегу, к пещере.
В известняковом массиве три отверстия сходятся в одну камеру. В дыры свободно может пролезть человек. Длина карстовой полости метров восемь. Солянобродская пещера напоминает так называемые «Три пещеры» у города Каменска-Уральского. Над пещерой, с вершины горы, красивый вид на долину реки Синары. Здесь позировал В. Я. Толмачёв. Он сфотографирован на фоне невысокого кургана в полувоенном обличье и неизменных яловых сапогах. На горе курган не единственный, я насчитал ещё семь малоприметных насыпей, в трещинах скальных обнажений нашёл черепки посуды гамаюнского типа. В 300-ах метрах от Солянобродской пещеры, ниже по правому берегу Синары, В. Толмачёвым отмечено городище Скалистое. На всхолмленном, заросшем сосняком и кустарником, скалистом участке берега, небольшой вал, покатая площадка, где, вероятно, жили люди.
Ближе к реке, по склону, ямы неизвестного происхождения. Посещением сих мест остался доволен, хоть лодку я проклеил не качественно, и пришлось до железной дороги добираться пешком. 7.2 Река Синара от Соляного Брода до урочища Белый Яр. Из деревни Усть-Караболка по правому берегу реки Синары, мимо Соляного Брода, издавна шла дорога в башкирскую деревню Карино. Дорогой давно не пользуются, она почти не просматривается через лесную поросль. По сведениям, здесь где-то должно быть городище. Синара уходит в сторону, влево. Когда-то, на левой стороне реки, стояла деревня Сигрян. На высоком правом берегу, в одном месте, нечто похожее на вал, но уверенности нет, то это следы поселения. Возле Карино, в старину, местные жители находили черепки «поливной» керамики и золотоордынские монеты. В одном километре ниже автомобильного моста, на правом, коренном берегу реки Синары, фиксируется четыре заплыва ям землянок и насыпь типа курганной, высотой 0,4 м и диаметром 18 м.
В этом же районе, напротив места впадения безымянного ручья в реку Синару, на правом берегу ручья, мною обнаружены три заплыва ям землянок. Ниже по течению Синары находится посёлок Усть-Багаряк, до советских времён состоявший из двух мещеряцких деревень — Новой и Нижней. Потомки прежних жителей совершенно отатарены. Название посёлка не совсем удачное, так как до устья реки Багаряк ещё добрых три километра. На левом берегу реки Синары, километром ниже посёлка, почти напротив устья ручья Яукурган, находится так называемый Махади-таш — «камень святого».
С виду — это четырёхметровой высоты трещиноватая известняковая скала среднего карбона, на которой выделяется отпечаток безобидного моллюска или раковины, величиною с добрый крестьянский лапоть. Кстати, в старое время, жители села Зотинского тоже чтили отпечаток «руки», на самом деле — обычную окаменелость на одной из скал реки Багаряк. Ниже по Синаре виднеются окопы времён Гражданской войны. Битв здесь не было, но стрельба, в том числе и орудийная, была. В локальной братоубийственной стычке жертв не миновали. Река делает несколько петель, правый берег труднопроходим, изрезан оврагами, зарос лесом, кустарником. Путь только по левой стороне реки.
Дорожка через сплошной березняк выводит к урочищу Карнаевская мельница. На правом берегу возвышаются сильно разрушенные временем известняковые скалы. На обоих берегах, на Старом и Шайтанском руднике, с 18-го века добывали железную руду. Добыча железа продолжалась и в годы первых советских пятилеток. В тенистую прохладу правого берега и ныне устремляются любители «кое-чего» более интересного, чем прозаическое железо. За полкилометра до устья реки Багаряк, в 150-и метрах от реки Синары, на левом берегу, имеется холм природного происхождения, высотой до пяти метров и диаметром метров семьдесят. На западной стороне бугра заметны остатки вала и рва, а на северной стороне — две округлые ямы. Вероятно, на холме было городище. На противоположном берегу Синары находятся заросшие травой ямы от специального поселения Шайтанка, где гнули спину «враги народа».
Ниже впадения реки Багаряк, возле окраины деревни Чайкино, на Синаре стояла мельница. Метрах в двухстах от этого места к реке примыкает лог, в котором чистый холодный родник. За мостом железной дороги Каменск-Уральский — Челябинск, на правом берегу Синары Камень Воротный с двумя пещерами. Здесь «пресмыкается» дружелюбное существо с двумя жёлтыми отметинами на голове — уж. На вершине скалы виднеется небольшой холм с ямой посредине.
Скалы левого берега Синары оказались в зоне известнякового карьера, взорваны. На одной из скал были древние рисунки. На опушке леса, возле начала дороги из села Окулово в деревню Иксанову, видны следы добычи железной руды. Добывали руду для Каменского завода. На землях деревни Потаскуевой был курганный могильник. На фотографии, случайно мною увиденной, виднелись едва различимые на пашне курганные насыпи. На фоне берёзового леса выделялись фигуры ребят-подростков. Как мне стало известно, на поле искали черепки древней посуды школьники из города Каменска-Уральского. Снимок был сделан в конце 50-х годов во время туристского похода юных следопытов. К сожалению, локализовать местонахождение памятника так и не удалось. За деревней Чернушкой, по правому берегу Синары, в берёзовом лесу, десятки ям. Любители минералогии, рискуя свернуть себе шею, спускаются в ямы за агатом.
Немногим дальше этого злачного места, берег Синары носит название Иванушковой горы. Напротив горы, левый берег реки является территорией громадного каменного карьера. Городище на Иванушковой горе я нашёл в 2012 году. Верхнюю часть горы опоясывает небольшой ров и вал с двумя выходами из городища. На территории поселения и за его пределами имеются заплывы ям землянок. Площадь городища около 8 тыс. кв. м. Подъёмный материал отсутствует.
Кстати, правый берег Синары от деревни Чернушки до Иванушковой горы с обнажениями кварцевого порфира, к которым приурочены редкие растения — вудсия альпийская, многоножка обыкновенная, гусиный лук жёлтый, чемерица Лобеля и др., объявлен 05.02.2001 г. памятником природы регионального значения. Здесь велено ходить на цыпочках. Перед Зыряновским, на высоте восемнадцати метров левого берега Синары, имелся небольшой одиночный курган.
Памятник в 1955 году нашёл челябинский археолог В. С. Стоколос. В 1958 году я, двенадцатилетний пацан, сидел рядом с безымянной могилой, размышляя своим скудным умишком о вечном и преходящем. Года два назад, на месте кургана я «зафиксировал» квадратную яму. Напротив села Зыряновского, по левому берегу реки Синары, тянутся заросшие травой окопы 1918 года. В окопах отлёживали бока «белые», а «красные» прятались по сельским гумнам. Кстати, в осыпях левого берега Синары, против церкви, ещё до братоубийственной войны, краевед В. П. Бирюков находил черепки лепной посуды.
Владимир Павлович Бирюков — историк, языковед, исследователь устного народного творчества Урала, вместе с В.Я.Т олмачёвым, в 1913- 1914 годах, копал на реке Миасс Бакланский детский могильник. Бирюков, иногда в одиночку, бродил по берегам Исети, Синары, Каменки в поисках стоянок доисторического человека. В Шадринске, Владимир Павлович имел фамильный дом. Сарай возле дома был забит ящиками с черепками древней посуды, старинными книгами, журналами, какими-то документами. Краевед собирал даже выброшенные на улице письма — живой отголосок времени, исторические свидетельства человеческих взаимоотношений… Зажиточная Зырянская волость выделялась удивительно красивой Введенской церковью, построенной в 1846 году, каменными постройками и торговой площадью, прочными деревянными мостками через реку Синару. Исстари было известно о «чудском городке» в одной версте от церкви.
Сельская молодёжь иногда прогуливалась возле городка, сидела на земляном валу, а одна девица обронила с руки серебряное колечко… Оставив своих спутников — Козлову и Миндубаева сторожить старую «полуторку», Стоколос без особого труда нашёл древнее городище.
В двух заложенных шурфах оказались косточки животных и черепки посуды раннего железного века, схожие с воробьёвско-иткульской керамикой. В 2001 году возле Зыряновского городища, при более тщательном осмотре, мною найдена керамика эпохи бронзы, пять курганов высотой до 0,4 м и диаметром 6 м и группу искусственных насыпей курганного типа. Даже при удачной разведке самонадеянно думать, что поиск исчерпан. Вниз по течению Синары справа темнеют ямы от изб деревни Горушки или иначе — Сергиной.
По левому берегу тянется, ощетинившись бурьяном и крапивой, жилая деревня Борисова, бывшая – Никитина… В Борисовой родился Филипп Голиков, в восемнадцать лет — уже коммунист, круглоголовый, мордастый боец Первого Крестьянского коммунистического полка, созданного в 1918 году в селе Катайском. Голиков, с сермяжной непосредственностью, жал на гашетку, метал пули в «белую» сволочь — по пять выстрелов в секунду, вышел в сталинские генералы. Будучи «главным разведчиком», в тревожные предвоенные месяцы 1941 года, преподносил Сталину лакейские заверения о якобы преувеличенной немецкой угрозе.
Голиков и во сне выкрикивал «агитки», типа «пролетарии всех стран, соединяйтесь!», вылез в крупные политработники, при Хрущёве получил маршальский мундир… У деревни Марай, на правом берегу речки Марай, стоял деревянный крест, и место называлось Крестик.
Ничего примечательного. От середняцкой Даньковой жалкие развалины: все соки из деревеньки выжаты коллективизацией. На противоположном берегу реки — Верхнеключевская, раньше состоявшая из двух деревень — Верхних и Нижних Ключиков. На реке стояла мельница.
Между бывшей деревней Булыгиной и деревней Ярки река Синара делает большую петлю. Весной, на булыгинской отмели валяются, вымытые водой из береговых круч, «бесхозные» мамонтовы кости. Деревня Ярки исчезла давно: в 1958 году я видел её развалины.
В обнажениях берега, можно найти черепки древней посуды. Неподалёку от устья Синары, правый берег сложен из мощного пласта белых глин, мыс Белый Яр заметен издалека. На мысу — городище, в научной литературе именуемое почему-то «Никитинским».
Первым здесь побывал, ещё до революции, краевед из Катайской волости П. Ф. Первушин, а в советское время группа товарищей решила, что здешняя керамика всё-таки иткульского (воробьёвского) типа. Почти в центре древнего поселения видна яма от хлебного амбара Петропавловского монастыря. Местонахождение монастыря пока не известно. Ищем.
_________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 11. Средний Урал и Приуралье. Вып. 2. Тобол/ Под ред. В. В. Николаенко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 240 с.
https://bushuew.ru/
https://zaural100.ru/
https://yuzhnyj-ural.ru/
сайт Википедия.
Автор фотографий - Людмила КУРЛОВА
https://nashural.ru/Mesta/
sinara.htm
https://lyutov70.livejournal.com/
По материалам книги Геннадия Базуева "Заложники", Челябинск, "Рифей", 1997. ISBN 5-88521-130-2
https://wikimapia.org/18526945/ru/Старый-каменный-мост-через-реку-Синара
https://upz74.ucoz.com/
фото Михаила Канова
https://www.isilgan.ru
- 26604 просмотра
Комментарии
красивая река!
красивая река на границе Челябинской и Свердловской области, на берегах которой компактно проживают уральские татары!
священный камень!
добавлено фото священного камня Махади-таш от Михаила Канова!
Не надо путать Снежинск и
Не надо путать Снежинск и Озерск! "Крышка от кастрюли" отлетела в Озерске в 1957 году! И насчет радиации... Уж очень заблуждается автор.
Батенька, да Вы близоруки!
Я на Снежинск пальцем не тыкал, найдите строчку: "В 1957 году в одном из ящиков" и далее по тексту. И еще: я не заблуждаюсь, а Вы заблудший, принимаете радиацию за солнечный зайчик.
Автор: Бушуев Виктор Владимирович
Спасибо автору за
Спасибо автору за интереснейший материал реки моего детства. В далекие шестидесятые и семидесятые будучи мальчишками мы мечтали сплавиться
по реке. Читал ваш материал и невольно представлял себя рядом. Спасибо за приятные минуты погружение в детские мечты и познавательный рассказ
истинного краеведа. Уроженец села Тюбук Челябинской области. Гусев Владислав.
благодарим!
и вам спасибо за внимание!
всегда рады гостям!
Отправить комментарий