Керебелякское нагорье – Агытан-курык (Петушиная гора)

 

Команда Кочующие - Катай-гора и Кугу Куп с крыши санатория

Наверняка, не многие читатели и туристы были на Керебелякских горах, разве что проезжали мимо по Моркинскому шоссе. Но многие имели возможность любоваться видом этих гор с соседней горы – Кленовогорья! Для этого достаточно дойти до смотровой площадки на Шунгалдане, что расположена в полукилометре от санатория Кленовая гора. И оттуда взору наблюдателя откроются:  бескрайние дали марийской тайги, излучины Илети и огромные холмы, стоящие на горизонте. Эти дальние залешенные горы – Керебелякское нагорье, о котором будет этот  сказ!

 

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

     (слева от березки Катай-гора,  а справа -  Петушиная гора = всё вместе Керебелякское нагорье!!!)    

Наблюдатель сразу заметит, что Нагорье состоит из двух горбов и межгорной седловины: западнее – Катай-гора (о которой мы уже писали), восточнее – Агытан-курык (Петушиная гора). Всё вместе – Керебелякское нагорье, хотя местные жители говорят, как хотят. Те, что живут западнее Юшута – всё называют Катай-гора (Катайка), а те, что живут восточнее (и на ней) – всё могут назвать Керебелякской горой, и лишь крутой спуск на Моркинском шоссе, что ведет от Керебеляка в сторону Октябрьского, называют Петушиной горой. В прессе и литературе обычно обе горы соединяют в Керебелякское нагорье, и никак не разделяют их, что отчасти справедливо, так как в некоторых местах их невозможно отличить. 

                       (вид  на  Керебелякское  нагорье  с  Кленовой  горы -  с  крыши  Санатория)      

Катай-гора и Кугу Куп с крыши санатория

Очень красивый вид на Керебелякское нагорье открывается с крыши санатория Кленовая гора, если кому посчастливится побывать в этом уникальном Санатории, то обязательно заберитесь на крышу и полюбуйтесь на одну из впечатляющих панорам Марийского края! С верхнего этажа Санатория есть выход на бывший Солярий, что расположен на крыше – а с него ведет лестница на верхнюю площадку, посетить стоит!

Я несколько часов провел на этой крыше, любуясь долинами Илети и Юшута, фотографируя окрестности, наблюдая закаты солнца и восход луны – вид на Керебелякские горы отсюда просто восхитительный! На западе в ясный день вполне можно различить заволжские берега! На востоке видны дальние отроги Сотнурского нагорья, а на северо-востоке – Юрдурская и Коркатовская гора! Можно только посоветовать администрации Санатория проводить прогулки отдыхающих на крышу собственного здания – это будет просто суперэкскурсионный тур, причем без особых затрат на время, транспорт и дорогу!

Мало того, с крыши Санатория отличный вид на саму Кленовую гору! А как вы сами знаете, уважаемый читатель, Кленовогорские края – это одни из самых красивых мест в Марий Эл!!!

 

На Петушиной горе (Агытан-курык) располагаются деревни Керебеляк, Дубровка и Филипп-сола. Расположено Керебелякское лесничество, часть горы входит в ГПНП Марий Чодра,  а восточные склоны горы около озер Шуть-ер и Куж-ер входят в заповедную зону Марий Чодры.

В отличие от Петушиной горы - Катай-гора не имеет населенных пунктов, и полностью покрыта лесом. На ней располагаются две пасеки, причем одна пасека стоит в очень живописном месте, где красивый склон горы, смешанный лес и родничок.

                (Катай-гора, д.Ошутьялы и долина  Юшута  -  западная  часть Керебелякского  нагорья)    

Катай-гора и деревня Ошутьялы - вид с западной стороны

С запада Керебелякское нагорье обтекает легендарная у туристов река Юшут, в которую в этих местах впадает речка Тюмша, а на живописном берегу Юшута расположилась деревня Ошутьялы, где из её центральной части дорога выводит на брод и пешеходный мост через Юшут. По ней дорога выводит на дремучие склоны Катай-горы, а также дальше – на Керебеляк. Перед мостом, почти в деревне, расположен красивый и крутой речной обрыв – яр, с которого осматривается панорама междуречья Илети и Юшута, а также видны склоны Кленовой и Катай-горы.

С севера Гору ограничивает Моркинское шоссе, идущее из Шелангера (а также речка Тюмша). С юга от Керебелякского нагорья расположилось урочище Кугу-куп, про которое мы уже писали, и которое снова зарастает лесом и заболачивается.

Тюмша является своеобразным географическим ограничителем  Керебелякского нагорья. Протекая мимо деревень Керебеляк и Филипп-Сола, речка с севера и с северо-запада огибает Керебелякское нагорье, сперва Петушиную гору (Агытан-Курык), а потом Катай-гору.

 

       (отроги  Петушиной и Катай гор,  межгорная седловина, слева виднеется Кленовая гора)  

отроги Катай-горы - вид с Керебелякской вышки на юго-запад

Катай-гора соединяется с Петушиной горой своеобразной седловиной, где расположен густой и разнообразный лес, также в этих местах лежат большие карстовые овраги, примерно тут проходит граница заповедника «Марий Чодра», а также тут из источников рождается речка Арбайка, которая протекает через систему озер Малый и Большой Тот-ер, где множество бобровых плотин,  пробирается через Кугу-куп, протекает мимо Татарской мельницы, и далее впадает в Илеть в районе Березовой гривы.

 

На востоке Керебелякское нагорье ограничивается крутыми склонами, что особенно просматривается, если едешь по шоссе от Керебеляка в сторону Октябрьского. У этих скатов расположены озера Ергеш-ер, Куж-ер, Шуть-ер. А на юго-восточных склонах Горы расположены озера Большой и Малый Тот-ер. Также естественным ограничителем Нагорья с восточной стороны является речка Уба, которая соединяется протоками с Куж-ером и Шуть-ером, и является правым притоком Илети (а также второй по чистоте после Вончи). Также следует добавить, что почти всё Нагорье находится в Звениговском районе, но его восточные склоны с указанными озерами относятся уже к Моркинскому району РМЭ. 

                            (подъем на Керебелякскую гору по дороге  Лашман-корно)          

По физико-геологическим характеристикам Керебелякское нагорье представляет из себя останцевую  возвышенность, расположенную на юге Марий Эл (Звениговский р-н),  в северной части национального парка «Марий Чодра».

Площадь около  8,5 тыс. га. Максимальная высота 154 метра (Катай-гора), и 152 метра (Петушина гора).

Керебелякское нагорье является южной частью Марийско-Вятского вала, расчленённого в этих краях на шарообразные возвышенности (Кленовая гора, Керебелякское нагорье, Карман-Курык, Сотнурское нагорье и др.). На ней и вокруг неё широко развиты карстовые формы рельефа (провальные воронки,  карстовые озера и болота, подземные источники и др.).

 Следует указать, что южная часть Вятского Увала  пересекает весь Марийский край. Марийско-Вятский Увал начинается в Кировской области, проходит в меридиональном направлении по РМЭ и заканчивается в Татарской республике. Наибольшее развитие он получил в Моркинском р-не (гора Чукша) - его длина здесь около 130 км, ширина до 40 км, наибольшая высота 284 м над ур. моря. Речные долины, прорезающие вал, глубоко врезаны и в некоторых местах напоминают горные ущелья.    В южном направлении Увал понижается и распадается на отдельные широкие возвышенности.

                           (вид со склона  Керебелякского нагорья на озеро  Шуть-ер)        

В геологическом отношении Керебелякское нагорье (и Марийско-Вятский Увал) входит в состав восточной части Русской платформы. Ее фундаментом служат кристаллические породы (граниты, гнейсы и др.), покрытые толщей осадочных отложений. Наиболее древние породы, выходящие на поверхность, принадлежат пермскому периоду и представлены уфимским, казанским и татарским ярусами. Выходы уфимского, самого древнего, яруса очень редки. Отложения казанского и перекрывающего его татарского ярусов встречаются на поверхности чаще.

Породы казанского яруса – известняки, доломиты, мергели, песчаники, серые глины и гипс – отличаются большей пористостью и стойкостью к процессам размыва, чем пласты татарского яруса. Поэтому казанский ярус создает более расчлененный рельеф, с крутыми склонами и карстовыми образованиями (провальные формы рельефа), что особенно типично для поднятий Марийско-Вятского вала: Каменной горы, Катай-горы, Петушиной горы, Б. и М. Карман-Курык, Кленовой горы и др. 

                           (разнообразный лес и участки  верхового  болота на  Нагорье)         

Название Нагорья произошло от деревни Керебеляк, которое, в свою очередь, было названо в честь первого поселенца в этих местах – Керея.   О происхождении села Керебеляк рассказывает следующая легенда. Три брата - Керей, Карай и Шигак - перешли реку Волгу. Затем, чтобы определить, где им жить, с завязанными глазами, трижды обернувшись вокруг себя, выстрелили из лука. И по направлению полета стрел выбрали удобные места для жительства. Карай стал жить ближе к городу Казани на территории нынешнего Волжского района республики.

         (деревня  Керебеляк,  дальше  Филипп-сола и Моркинское шоссе - вид с вышки)       

Шигак выбрал место по правую сторону реки Юшут. Он был высок ростом, его звали Кугу Шигак, от его имени появилось название деревни Большое Шигаково.

  А Керей перешел реку Юшут и стал жить в районе деревни Керебеляк. Об этом повествует в своем рассказе "Йыланда" основоположник марийской литературы Сергей Григорьевич Чавайн.

Керей поселился на опушке леса, где теперь расположена деревня Филиппсола. На замечание, что земля здесь песчаная, неплодородная, Керей отвечал, что он может жить и охотой, что стрелять сидящих на деревьях глухарей можно даже из окна дома.   Это лишний раз свидетельствует о том, какое место в жизни марийцев деревни Керебеляк занимала охота. Территорию нынешнего сельсовета в то время покрывал дремучий лес. В нем было много всякой мелкой и крупной дичи.

              (склон  Керебелякского нагорья на  Лашман-корно  -  вокруг расположен  орешник)       

  Род Керея разросся. Отсюда и происходит название поселения - деревня Керебеляк, по-марийски Керейвлак тукым. Керей-влак впоследствии преобразовалось в Керебеляк, то есть род Керея. От названия деревни пошло название Керебелякского нагорья!

  Постепенно люди начали в этих местах вырубать лес, корчевать пни, заниматься земледелием и скотоводством. Вместе с Кереем на территорию деревни Керебеляк пришли и другие марийцы. О них мы можем узнать по сохранившимся названиям полей, лугов и мест расположения отдельных дворов. Например, около деревни Памашсола (так называлось село Керебеляк до открытия церкви) сохранились названия полей и лугов: Яштык пече - жил Яштык, Кындыган олык - луга Кындыгана, Сенлан пече - жил Сенлан.  

                                     (озеро   Большой  Тот-ер около  Нагорья)        

А Петушиная гора (Агытан – с мар: петух) получила название по такой причине. Керебелякские земли находились в настоящих дремучих лесах, и соединялись с миром тремя лесными дорогами. На запад уходил большак в сторону Шигаково и Озёрок.  На юг (в сторону Казанского тракта) уходил Лашман корно – он выводил на Илеть, где раньше был Керебелякский мост, и соединялся с Казанским (Галицким) трактом около лесничества Сушинского (озеро Долгое). А на восток – по крутому склону Горы - дорога вела в Кужер (Красный стекловар), эта дорога (Кужер корно)  проходила мимо озера Ергеш-ер (Круглое), а потом вела через болота и лесные речки (Уба, Вонча, Малонмаш) в сторону Кужера. Эта восточная дорога – была самая труднопроходимая из всех дорог, мало того, весной или в дождливый период – эта дорога вообще была непроходима. Так вот, по этой дороге с большим трудом добирались до Керебеляка, по этой причине путники слушали: не раздастся ли в лесной тишине крик петуха?

В Керебеляке было много гусей, уток и петухов (куриц), поэтому петушиный крик слышался далеко от деревни. И если путники, шедшие по этой дороге, наконец-то слышали петушиное пение, то они точно знали, что скоро окончание пути, и, как правило, после этого подходили к склону Горы, на которой стоял Керебеляк. По этой примете и назвали эту гору – Петушиной, мол, подход к ней всегда предвещается петушиным криком!

Следует добавить, что Кужерская дорога активно использовалась до 70-х годов прошлого века, когда в этих местах велись активные лесозаготовки (её засыпали щебёнкой и оборудовали мосты). Даже после строительства шоссе Шелангер-Морки (конец 60-х) местные жители предпочитали ездить по ней в сторону Кужера. Сейчас дорога проходит по территории заповедника Марий Чодра и используется  только для нужд лесничества.

                          (Кужерская  дорога  -  участок  рядом с  озером  Ергеш-ер)          

Что интересно, у подножья Петушиной горы есть своя аномальная зона, так называемое у местных: «проклятое место»! Оно находится в конце спуска по Моркинскому шоссе с самой горы, в этом месте очень часто бывают аварии, часто с трагическим исходом. И, действительно, почти каждый год в этом месте что-нибудь происходит: разбиваются мотоциклисты, переворачиваются машины, глохнут двигатели, что совсем неудивительно. В этом месте крутой спуск с горы сочетается с поворотом, причем тот, кто начинает движение сверху – не видит окончания спуска! И если добавить к этому мокрую дорогу, туман или гололёд, то становится понятным опасность этого места. Только на моей памяти здесь было несколько крупных аварий, так, в 1987 году тут разбился грузовик (водитель погиб), в 1991 году мотоцикл попал под КАМАЗ (все трое погибли), в 90-х годах каким-то образом здесь перевернулся даже трактор. Таких случаев здесь было множество, но, скорее всего, винить нужно не «проклятое место», а особое стечение обстоятельств на шоссе и беспечность людей!

 

Про название Катай-горы мы уже писали, но повторюсь, так как это относится и ко всему Керебелякскому нагорью, это название отчасти связано с лесозаготовками на Катай-горе (и на всём Нагорье), надо сказать, что велись они ещё  с екатерининских времен (а по некоторым архивным данным с петровских времен, когда под Казанью было открыто Адмиралтейство на берегу Волги).

Лес рубили в основном в зимнее время, в это время было удобно транспортировать тяжелые бревна, не было комаров, замерзали болота, и крестьяне не были заняты на сельхозработах. Вся Катайка (Керебелякское нагорье) была покрыта девственными дремучими борами, особо ценились стройные и высокие сосны, ели и пихты. Есть исторические свидетельства, что там встречались пихты высотой до 50 метров. А в Лесной Энциклопедии я как-то прочитал, что на территории России встречались пихты и до 70 метров!

Так вот, поскольку техники в те времена не было, то срубленные бревна скатывали по западному склону Катай-горы к берегам Юшута. Для этого зимой делались широкие просеки, укатывался снег, и уже по накату бревно толкали вниз. Далее бревна волокли с помощью тягловой силы (что также удобно было делать только в зимнее время, ибо этому способствовал снег), складывали в штабели у Юшута и ждали весны. Весной же лес сплавляли по полой воде в Илеть, а затем в Волгу.

От слова «катать» и произошло название Катай-горы, мол, с неё катают лес.

При скудности и малости земельных участков – лесозаготовки и продажа леса была очень важным подспорьем в жизни керебелякских крестьян. Таких работников называли тут лашманами (то есть работники лесозаготовки). От Керебеляка к Илети (к Старому Керебелякскому мосту) ведет  торная дорога, по которой также возили лес – она до сих пор зовется у мари: Лашман-корно (Лашманская дорога). Как мы уже указывали, на Илети был мост, по которой дорога уходила к Казанскому тракту, а за мостом была яма – Чёрный омут. В этом омуте накапливали, сортировали и гнали древесину дальше по Илети. Для этой цели там создавали молевые запруды, даже в настоящее время остатки молевых запруд и древесных завалов встречаются на Илети в районе Марий Чодры. Водные туристы, скорее всего, не раз видели их остатки на Илети между Кужером и Кленовой горой.

Отметим, что Чёрный омут очень популярен у местных рыбаков, так как там водилось много рыбы. Особенно на блесну брали щука и окунь! 

          (Петушиная гора - восточная часть Нагорья и долина Илети - -  вид с Сотнурского нагорья)   

По историческим свидетельствам - для кораблестроения в районе марийской деревни Керебеляк рубили также дуб и вывозили его хлыстами по дороге на Озёрки.  Большие дубравы были в районе деревни Дубовка, что западнее Керебеляка (отчего она и получила такое название). Также могучие дубравы росли в пойме речки Тюмши, и якобы, от этого слова и произошло название речушки. По одной версии Тюмша называлась раньше Тумша, а это слово произошло от «тумо» - дуб.

Так как дуб нельзя было сплавлять по воде, его вывозили к Волге по суше - через деревни Ошутьялы и Озерки, Кужмару и село Красный Яр (эту дорогу также иногда называли Лашман корно). Для перевозки деревьев у лашманов имелись особые большие, прочные и специально устроенные сани - дровни, в которые лошади впрягались парами. Для транспортировки леса отбирались самые сильные и выносливые крестьяне. Срубая могучий дуб и запрягая в него до 25 лошадей, лашманы тянули дерево по дороге на берег реки Юшут. А потом  через Озёрки везли дерево к волжским берегам (кстати, по этой дороге отступал к Волге и Пугачев со своим отрядом). Но так делали только с огромными дубами. А дубы среднего размера привозили от Озёрок к Устью Юшута, где был Лушморский мост и специальные штабеля. Именно в этом месте начинался боновый (плотовой) сплав леса по Илети, так как река после Слития становилась широкой и глубокой, и во время весеннего половодья по ней можно было гнать плоты до Волги.

Привезенные дубы связывались в боны вместе с «легкими» деревьями, обычно с сосной, как правило: один дуб на один плот, поэтому, хотя дуб и тяжелее воды, но при такой технике удавалось сплавлять и дубовый лес, так как везти его на лошадях до Волги было очень дорого! 

                       (эталонное  дерево - высокобонитетная  корабельная  сосна)                 

Но вернемся с Илети на Керебелякское нагорье – его особой гордостью и красотой являются леса, озера, ягодные и грибные места! В этой местности было много болот – там росли клюква, брусника, в лесу - черника, малина, орехи и грибы. С самых давних времен люди в свободное время собирали дары леса, часть для себя, а часть увозили на продажу в город Казань. Природные богатства создавали условия для проживания на этой земле.  

                            (живописные склоны  и обрывы  Нагорья  на  озере  Шуть-ер)      

Особой красотой выделяются озера Шуть-ер и Куж-ер – это настоящие таёжные озера, нахождение их в заповедной зоне только подчеркивает их красоту и уникальность. Рядом с ними также много  ягодников и грибных мест, вокруг растут разнообразные и уникальные леса, по берегам этих озер проложена Экологическая тропа: от лесничества до озер Тот-ер. В нескольких местах выделены огороженные участки эталонного и опытного леса. В этих местах охраняются растения-краснокнижники!

Особый интерес представляют растущие в этих краях деревья-великаны, так, недалеко от  озера Куж-ер растет огромная сосна! В толщину она – три человеческих обхвата (как Дуб Пугачева), а высотой намного больше Дуба, примерно, 40 метров! Это настоящий памятник Природы, который следует охранять! 

                                             (склоны  Нагорья -  озеро  Куж-ер)            

А вот расположенному рядом озеру Ергеш-ер не повезло. По рассказам это озеро раньше было чистым и прозрачным, в нём било много ключей, и из него выходил ручей. Но потом оно заболотилось и стало не пригодным длшя питья и купанья.

 Про это есть легенда:

    Так вот, мать мне рассказывала, что раньше это было очень чистое и незаросшее озеро, даже после войны - вода там была пригодна для купания и питья, озеро было проточное - там водилась рыба. А история эта произошла очень давно. Тогда молодежь из деревни ходила гулять на это озеро, так как Ергеж-Ер лежал близко к Керебеляку, и однажды одна девушка из чувства неразделенной любви ночью утопилась в этом озере. Было неизвестно - нашли или нет её тело, но якобы после этого утопленница стала выходить по ночам из озера, и пыталась отыскать своего возлюбленного, мол, она хотела и его также заманить в пучину вод. И якобы после этого несчастного случая - озеро и стало зарастать и заболачиваться, а купаться сейчас в нем уже никто не рискует. 

  Похожую историю рассказывал и знакомый отца - Борис, родом из Керебеляка, потом переехал жить в Красногорский. По его версии в озере утопилась девушка, которая тайно забеременела, но была отвергнута парнем, поэтому она, боясь общего позора, бросилась в озеро. Мимо озера раньше проходила дорога, ведущая из Керебеляка в Красный Стекловар, и оттуда в Казань (Кужер-Корно). Моркинского шоссе еще не было, поэтому движение по старой дороге было активное. По этой же дороге ходили керебелякцы работать на лесозаготовки. Так вот, якобы в ночное время эта утопленница стояла возле озера с ребенком на рукам и кого-то звала.

                                                             (озеро  Ергеш-ер  -  Круглое)                

Есть и клюква в маленьких провальных озерах и болотцах, что цепочкой стоят у подножья Нагорья (с юга и с запада). Например,  это карстовые заболоченные озера  Сосновое (Якте-ер) и Зеленое (Ужаргер) – фото по ним можно посмотреть на нашем сайте. Ягодники есть и около озера Малый Тот-ер.

На вырубках раньше было очень много малинников и малины, но там частенько встречались местные жители с хозяином леса – медведем.

 

                             (речка  Арбайка  -  бобриные  плотины - около озер  Тот-ер)              

 

 []

Предметом особых рассказов про Катай-гору является обитание на ней настоящих диких пчёл. Наличие на вырубках и в пойме Юшута таких медоносов, как тальник, верба, липа, орешник – позволяли собирать здесь мед в больших количествах. Также известно, что в момент «цветения» сосны и ели дикие пчелы также собирают эту пыльцу и производят особый таёжный мёд! Мёд этот горьковат, но обладает очень полезными свойствами для здоровья. Именно по этой причине в России всегда ценился по качеству башкирский мед, собранный в уральской тайге, он считался очень целебным и живительным!

                                (дорога  на  Кугу куп по Катай-горе,  вдали  Кленовая  гора)           

К Катай-горе также относятся последние упоминания про бортничество в наших местах! Я помню, что в Красногорской школе в 70-х годах еще сохранялись выцветшие черно-белые фото довоенной поры, где двое мари вскрывают такую борть, окуривая её гнилушкой. Позднее бортничество переросло в пчеловодство, но многие пчеловоды всегда держали в своём хозяйстве две-три семьи диких пчел! Они, хотя и приносили меньше мёда, чем домашние пчёлы, но именно их мёд был настоящим «природным» эликсиром здоровья! По своим целебным качествам он намного превосходил мёд домашних пчёл и, как правило, не продавался на сторону, а использовался в своей семье. А если и продавался, то по очень дорогой цене. Соответственно, высоко ценились прополис, воск и перга диких пчел. Также дикие пчёлы реже болели, легко переносили морозные зимы и капризы природы. Многие пасечники скрещивали домашних и диких пчёл, пытаясь вывести породу, которая сочетала бы в себе полезные свойства обоих видов.

 На самом Керебелякском нагорье расположено озеро Ожгар-ер, что лежит в деревне Керебеляк.   Предположительно, название произошло от слова доспехи, вероятно, там раньше стояла кузница, где ковались подобные изделия. По второй версии, что более вероятно, название озера произошло от вымачиваемой овчинной (козьей) шкуры, скорее всего, тут выделывали шкуры домашнего скота.

 

Историческую справку по селу Керебеляк можно посмотреть тут!

Следует добавить, что в начале прошлого века деревня Керебеляк была самым крупным населенным пунктом в Большешигаковской волости, здесь насчитывалось 109 дворов (проживало 618 человек). А ещё в 1899 году здесь построили церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

  

  

ФОТО  КОЧУЮЩИХ.

Источник информации:

https://www.12rus.ru/

 

 

ВложениеРазмер
Керебелякское нагорье - Марий Чодра329.8 КБ
Керебелякское нагорье - Марий Чодра287.15 КБ
Керебелякское нагорье - Марий Чодра247.32 КБ
Керебелякское нагорье - Марий Чодра290.39 КБ
Керебелякское нагорье - Марий Чодра154.66 КБ
Керебелякское нагорье - Марий Чодра277.16 КБ
Керебелякское нагорье - Марий Чодра123.16 КБ
гора229.26 КБ
Марий Чодра198.54 КБ
Марий Чодра224.88 КБ
Озеро Ергеж-Ер185.66 КБ
Озеро Куж-Ер207.02 КБ
санаторий154.77 КБ
Марий Эл128.13 КБ

Комментарии

 д. Керебеляк и оз. Ергеж=Ер,

 д. Керебеляк и оз. Ергеж=Ер, июль 2012: /foto.mail.ru/mail/oooforpost/241

случай на Петушиной горе

БЛУДНОЕ МЕСТО НА ПЕТУШИНОЙ ГОРЕ

Этот случай мне рассказала теща, Нина Ивановна Петрова. Дело было в конце 1960х годов. Ее отец, Иван Федорович Петров, по осени отправился в лес на охоту. Место, которое он выбрал, называется Петушиная гора - она находится на границе Звениговского и Моркинского районов республики Марий Эл. 
Название объясняет бытующая среди местного населения легенда: однажды хозяин потерял здесь своего петуха. Искал его, но так и не нашел. С тех пор люди в этом месте часто слышат, как кричит петух, но не могут его увидеть. 
Иван Федорович был опытным охотником. В наших краях существует традиция: кто подстрелит зверя, тот из него потом и похлебку готовит. Чаще всего среди друзей приготовлением занимался Иван Федорович, и остальные охотники обедали у него в гостях. 
Но, несмотря на опыт и знание леса, Иван Федорович вдруг заплутал. Куда бы он ни шел, все время выходил на одно и то же место. Лес казался просто заколдованным. 
Над головой охотника пролетели утки. Иван Федорович вскинул ружье и несколько раз выстрелил - но не в одну не смог попасть. А ведь он был очень метким стрелком! 
Иван Федорович стал вспоминать народные приметы. Припомнил, что если развести костер и затем перепрыгнуть через него три раза, то можно выйти из леса, когда человек заблудился. Он так и сделал. Потом потушил костер - и, пройдя чуть в сторону, уверенно вышел на знакомое место. Неужто и в самом деле помог этот незамысловатый обряд? Но почему меткий стрелок и опытный охотник не смог подстрелить низко летящих уток? Вот такое странное и загадочное место - Петушиная гора. 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.