Родники и источники Татарстана
Богата Татарстанская земля родниками, ключами и источниками, много на ней святых и почитаемых родников, многие источники овеяны легендами и преданиями, есть освященные купели.
Много ключей благоустроены и украшены с большим вкусом, существуют даже шедевры родникового искусства!
Есть родники, которые почитаются русскими, татарами, марийцами, чувашами, мордвой и другими народами, проживающими в республике Татарстан.
Про самые интересные родники будет рассказано в нашей статье.
СТАТЬЯ ПРО ТРАДИЦИИ ТАТАР - ТУТ!
РАЗДЕЛ САЙТА - РОДНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
Продолжаются работы по обустройству и содержанию родников с целью обеспечения архитектурно-композиционных, эстетических и санитарно-гигиенических требований, сохранению ландшафтов, организации на их основе новых мест отдыха населения.
Работы по описанию, картографированию, составлению кадастров, оценке рекреационного и бальнеологического значения родников проводятся с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, совершенствованию государственного регулирования режима общего водопользования, охраны водных ресурсов, источников нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
По состоянию на 01.01.2011 г. в Республике Татарстан учтено 3702 родника. Увеличение количества зарегистрированных родников в совокупности до 28 ед. отмечено в Азнакаевском, Верхнеуслонском, Сармановском районах. Информация о количестве родников по районам Республики Татарстан, их санитарном состоянии, использовании для питьевых нужд и другие характеристики представлены в табл.
Общие сведения о родниках Республики Татарстан
Муниципальный район | Количество родников | Родники, имеющие известный дебит |
Известный суммарный дебит родников |
Имеет легенду историческое значение и т.д. |
Техническое состояние, удовлетворительное |
Используется для питьевых нужд |
|||||
количество | % | л/сек | количество | % | количество | % | да | нет | неизвестно | ||
Агрызский | 29 | 19 | 66 | 32,0 | 5 | 17 | 21 | 72 | 28 | 1 | 0 |
Азнакаевский | 130 | 19 | 15 | 73,2 | 1 | 1 | 121 | 93 | 125 | 3 | 2 |
Аксубаевский | 131 | 130 | 99 | 116,7 | 56 | 43 | 88 | 67 | 105 | 26 | 0 |
Актанышский | 93 | 91 | 98 | 81,2 | 22 | 24 | 58 | 62 | 74 | 16 | 3 |
Алексеевский | 13 | 13 | 100 | 3,6 | 6 | 46 | 11 | 85 | 12 | 1 | 0 |
Алькеевский | 28 | 28 | 100 | 9,7 | 3 | 11 | 13 | 46 | 25 | 3 | 0 |
Альметьевский | 236 | 85 | 36 | 82,9 | 4 | 2 | 175 | 74 | 214 | 22 | 0 |
Апастовский | 152 | 61 | 40 | 70,1 | 23 | 15 | 87 | 57 | 152 | 0 | 0 |
Арский | 135 | 134 | 99 | 454,5 | 8 | 6 | 85 | 63 | 123 | 12 | 0 |
Атнинский | 104 | 23 | 22 | 15,6 | 21 | 20 | 80 | 77 | 51 | 53 | 0 |
Бавлинский | 126 | 12 | 10 | 99,6 | 25 | 20 | 76 | 60 | 118 | 0 | 8 |
Балтасинекий | 99 | 44 | 44 | 104,7 | 10 | 10 | 83 | 84 | 89 | 10 | 0 |
Бугульминский | 38 | 19 | 50 | 94,0 | 20 | 53 | 20 | 53 | 36 | 2 | 0 |
Буинский | 65 | 26 | 40 | 37,3 | 6 | 9 | 34 | 52 | 65 | 0 | 0 |
Верхнеуслонский | 165 | 144 | 87 | 32,3 | 72 | 44 | 103 | 62 | 55 | 1 | 109 |
Высокогорский | 94 | 73 | 78 | 1200,8 | 28 | 30 | 79 | 84 | 53 | 4 | 37 |
Дрожжановский | 30 | 29 | 97 | 55,8 | 7 | 23 | 18 | 60 | 30 | 0 | 0 |
Елабужский | 45 | 30 | 67 | 29,7 | 14 | 31 | 27 | 60 | 39 | 6 | 0 |
Заинский | 49 | 3 | 6 | 8,1 | 0 | 0 | 39 | 80 | 43 | 1 | 5 |
Зеленодольский | 38 | 18 | 47 | 13,7 | 14 | 37 | 32 | 84 | 3 | 0 | 35 |
Кайбицкий | 101 | 22 | 22 | 59,8 | 12 | 12 | 90 | 89 | 101 | 0 | 0 |
Кукморский | 104 | 33 | 32 | 80,9 | 26 | 25 | 90 | 87 | 92 | 12 | 0 |
Камско-Устьинский | 102 | 5 | 5 | 24,5 | 9 | 9 | 80 | 78 | 102 | 0 | 0 |
Лаишевский | 18 | 1 | 6 | 14,3 | 6 | 33 | 11 | 61 | 3 | 10 | 5 |
Ленинофский | 263 | 119 | 45 | 1064,8 | 54 | 21 | 135 | 51 | 233 | 30 | 0 |
Мамадышский | 98 | 23 | 23 | 38,4 | 3 | 3 | 50 | 51 | 86 | 12 | 0 |
Менделеевский | 25 | 20 | 80 | 28,9 | 16 | 64 | 16 | 64 | 23 | 2 | 0 |
Мензелинский | 91 | 88 | 97 | 50,1 | 21 | 23 | 49 | 54 | 64 | 24 | 3 |
Муслюмовский | 2 | 2 | 100 | 0,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
Нижнекамский | 36 | 26 | 72 | 32,0 | 4 | 11 | 29 | 81 | 36 | 0 | 0 |
Новошешминский | 27 | 26 | 96 | 43,1 | 8 | 30 | 24 | 89 | 25 | 2 | 0 |
Нурлатский | 36 | 4 | 11 | 27,0 | 4 | 11 | 27 | 75 | 28 | 8 | 0 |
Пестречинский | 146 | 53 | 36 | 112,0 | 7 | 5 | 65 | 45 | 46 | 6 | 94 |
Рыбно-Слободский | 126 | 65 | 52 | 188,1 | 37 | 29 | 100 | 79 | 53 | 3 | 70 |
Сабинский | 172 | 161 | 94 | 251,5 | 42 | 24 | 108 | 63 | 144 | 28 | 0 |
Сармановский | 41 | 28 | 68 | 44,3 | 2 | 5 | 24 | 59 | 24 | 14 | 3 |
Спасский | 6 | 6 | 100 | 1,8 | 3 | 50 | 3 | 50 | 6 | 0 | 0 |
Тетюшский | 178 | 61 | 34 | 94,1 | 29 | 16 | 130 | 73 | 178 | 0 | 0 |
Тукаевский | 49 | 41 | 84 | 95,5 | 8 | 16 | 24 | 49 | 22 | 27 | 0 |
Тюлячинский | 105 | 76 | 72 | 447,5 | 12 | 11 | 79 | 75 | 95 | 10 | 0 |
Черемшанский | 84 | 16 | 19 | 48,2 | 27 | 32 | 47 | 56 | 83 | 1 | 0 |
Чистопольский | 53 | 53 | 100 | 95,8 | 6 | 11 | 31 | 58 | 36 | 13 | 4 |
Ютазинский | 23 | 16 | 70 | 10,8 | 3 | 13 | 7 | 30 | 22 | 0 | 1 |
г. Наб. Челны | 11 | 11 | 100 | 100,0 | 2 | 18 | 8 | 73 | 5 | 3 | 3 |
г. Казань | 5 | 4 | 80 | 522,0 | 1 | 20 | 2 | 40 | 3 | 1 | 1 |
итого | 3702 | 1961 | 53 | 6091,6 | 687 | 19 | 2479 | 67 | 2952 | 367 | 383 |
РОДНИКИ ЛЕНИНОГОРСКОГО РАЙОНА РТ
Лениногорский р-н является рекордсменом по количеству родников!
Наша земля богата лечебной грязью, лечебной водой.
Именно здесь расположен знаменитый курорт Бакирово.
Лениногорский район - рекордсмен по количеству родников в Татарстане!
Берегите родную природу! Природа - это слово вызывает только приятные ассоциации и воспоминания. Общаясь с живой природой, человек отдыхает душой. Сама природа учит нас ценить красоту и искусство, а главное — беречь их. Но не всегда мы можем защитить прекрасное. Чаще всего по нашей вине гибнут леса, реки, животные, птицы. Губя природу, человек не осознаёт, что гибнет сам. Ведь его здоровье и благополучие зависят от окружающей среды. Поэтому каждый из нас должен всегда помнить об этом, уметь быть благодарным. Давайте будем беречь природу — каждый в меру своих сил и возможностей. Мы должны заботиться о будущем нового поколения.
В республике Татарстан насчитывается более чем 3 000 источников не централизованного водоснабжения. Родники всегда являлись основными источниками чистой пресной питьевой воды и играли огромную роль в жизни человека.
Лениногорский район занимает первое место по количеству родников в республике - по состоянию на 1 января 2006 г. на территории района насчитывалось 263 родника, из них в 64 ключах постоянно контролируется качество воды. Каждый такой природный источник имеет свое название: «Лесная прохлада», «Легенда», «Петушок», «Прохладный», «Раздолье», «Старая мельница», «Муртаза» у деревни Зай-Каратай, «Тёплый ключ» у деревни Старая Письмянка, родник на базе отдыха «Ландыш», «Сернистый источник» у села Каркали и многие другие.
Глава района осмотрел состояние родников Лениногорского района
Родник Лесная фантазия
В рамках республиканской акции «Чистые леса Татарстана» глава района Рягат Хусаинов в сопровождении главного лесника Салиха Фазлирахманова и других осмотрел территорию родников и мест отдыха Лениногорского района.
С наступлением лета лениногорцы всё чаще выбираются отдохнуть от городской суеты на природу, но не каждый умеет отдыхать культурно. Зачастую некоторые оставляют за собой горы мусора. Посещая излюбленные места отдыха, вместо живописной природы можно увидеть мусор: стеклянная и пластиковая тара, пакеты, окурки.
К счастью, не все родники находятся в бесхозном состоянии. В числе осмотренных родников есть и такие, которые являются примером для подражания. На территории таких мест отдыха установлены беседки, контейнеры для сбора мусора, а предприятия, за которыми закреплены родники, обеспечивают его своевременный вывоз.
Нужно понимать, что закрепить каждый родник за тем или иным предприятием невозможно, да и не в закреплении дело. В первую очередь, необходимо воспитывать культуру поведения наших горожан. Больно и грустно смотреть, во что превращается живописная природа и плодородные земли нашего края. Ведь сколько в нашем районе замечательных родников, и сколько их засоряют люди!
Уважаемые горожане, активная молодёжь, руководители предприятий! Призываем вас поучаствовать в уборке родников и очистить живописные окрестности нашего города. Давайте вместе сделаем наш мир чуточку чище!
родник Ромашка
Молодые лениногорцы своими силами очищают родники
30 Июнь 2014, 15:08 | Актуально
Несколько молодых лениногорцев решили своими силами навести порядок на территории родников города и призывают делать это остальных. Первым в списке очищенных стал источник “Здоровье”, где добровольцы побывали вчера, 29 июня.
Несмотря на дождливую и пасмурную погоду, активисты дружно и, судя по улыбкам на их лицах, весело собрали несколько пакетов мусора на прилегающей к роднику территории. Сегодня они должны были побывать на роднике в Геофизике. И так, один за другим, они хотят привести в порядок все городские источники.
И похоже, что ребята не собираются ограничиваться только родниками. Вот что сами они пишут в одном из сообществ в социальной сети “ВКонтакте”: “Мы с друзьями решили привести в порядок наш город, и начали мы с родников, так как это то, чем мы должны гордиться”.
В последующем волонтёры хотели бы собрать команду единомышленников и проводить такие полезные мероприятия, заодно попивая вкусный чай с пряниками и приятно общаясь. Эта инициатива вызвала немалый интерес у интернет-аудитории Лениногорска. Нашлись и те, кто уже готов к ним присоединиться.
Что ж, хочется верить, что это начинание найдёт поддержку у наших жителей. Ведь, к сожалению, не каждая такая инициатива живёт долго. В этой связи вспоминается другое подобное экологическое движение – “Мусора больше нет”, которое зародилось в нашем городе в 2011 году, однако просуществовало недолго. (“Лениногорский Журнал” писал тогда об их акциях здесь и здесь.) Но не будем о грустном. Желаем ребятам неиссякаемого энтузиазма и таких же активных помощников.
Родник “Старая мельница” получил вторую жизнь
21 Ноябрь 2013, 19:53 | Актуально
Красивейшая природа – вот главная особенность Лениногорска. Тут вам и лес, и горы, и озёра, и многочисленные родники. Считается, что родниковая вода обладает целебными свойствами, и поэтому в народе предпочтение отдаётся именно ей – чистой, природной родниковой воде, которая дарит энергию тем, кто её пьёт.
«Старая мельница» – так называется источник, который расположен на пути к птицефабрике. Совсем недавно тут были закончены ремонтные работы, организованные службой охраны окружающей среды УК ООО «ТМС групп». До реконструкции прилегающая к роднику площадка была сильно запущена, в основном «благодаря» некультурно отдыхающим гражданам, складирующим здесь свой мусор.
Благоустройство родника порадовало жителей Лениногорска не только новым декоративным решением (покраска всех объектов и малых архитектурных форм, обновленная зона отдыха, площадки, вымощенные плиткой, разбивка газонов и клумб), но также чистотой и порядком на всей территории источника, что преобразовало захламлённое и заросшее бурьяном пространство в милый уютный уголок.
Теперь «Старая мельница» превратилась в красивое место, которое не только обеспечивает население чистой родниковой водой, но и радует глаз окружающим ландшафтом.
Родник «Макар латко» («Макаров овраг»)
Во время крепостного права один человек по имени Макар сбежал от своего хозяина и забрел в этот лес, который находился около села Спиридоновка. В это время он был глухим, и люди редко бывали тут.
Макар облюбовал родник и холмы вокруг него, покрытые густым лесом. На холме он выстроил землянку, баню, амбар. Вместо бревен он использовал каменные плиты. Все это сохранилось до наших дней. Здесь он стал жить. Со временем завел скотину, которую водил на водопой к роднику. Тропа его до сих пор видна и по ней люди взбираются на холм. Жил он отшельником.
Жители села обнаружили его жилище и объявили святым. Стали ходить к нему за советом. Макар был человеком добрым, образованным и принимал всех, кто приходил к нему за помощью.
В это время в лесах скрывались разбойники, они тоже навещали Макара. Узнав об этом, кто-то сообщил властям, Макара арестовали и сослали из этих мест. Но люди села помнили о нем и в его честь назвали родник «Макар латко» («Макаров овраг»).
Нефтяники ЦДНиГ-4 НГДУ «Лениногорскнефть» обустроили родник. На поляне сделали место для отдыха. Поставили две беседки. На этой поляне люди празднуют большой праздник «Троицу» и водят хороводы с Медведем. Кроме этого, сюда приходят отдохнуть в выходные дни.
Родник «Баба-каль» («Бабушка-ивушка») - мордовский источник
В давние времена около родника была построена небольшая часовня, и люди туда ходили молиться. Вокруг часовни росли ивы. Так как молиться в основном, ходили женщины, особенно пожилого возраста, то и родник назвали «Бабушка». Со временем и ивы, растущие, вокруг родника постарели, то и родник стали называть «Баба-каль», что в переводе с мордовского означает «Бабушка-ивушка».
Когда нефтяники по району стали обустраивать родники, то и этот родник обустроили работники УПНП и КРС. Поставили беседку, рядом столик со скамейками, а сам родник укрыли и нарисовали бабушку с ведрами и коромыслом.
Родник «Легенда»
Родник «Легенда», обустроенный НГДУ «Лениногорскнефть» в 90-е годы, находится в любимом всеми городском лесопарке вблизи многочисленных спортивных сооружений. Этот уголок имеет своё особое очарование, и каждый здесь может найти себе занятие по душе. Созданный с любовью руками первых нефтяников в 50-е годы ХХ века, он в разные годы дополнялся новыми объектами.
Родник «Старая мельница»
«Старая мельница» – так называется источник, который расположен на пути к птицефабрике.
Родник «Баба – каль»
«Баба – каль» святой источник для мордвы. Люди, добираясь сюда из далека, умываются водой, обливаются, увозят с собой воду. Бросают в родник монеты, к веткам старой ивы, растущей возле ключа привязывают лоскутки.
Родник «Сернистый источник»
Между деревнями Новые Каркали и Сугушлы находится родник с высокоминерализованной водой. Местные жители используют ее для лечения. После обустройства родник стал экскурсионным местом не только для жителей близлежащих деревень, но и для города Лениногорска.
Родник - символом связи поколений, будет способствовать формированию у населения, особенно у молодёжи, чувства патриотизма и любви к малой родине, высокого уровня культуры поведения, бережного отношения к природе и творениям рук человеческих
Наша земля богата лечебной грязью, лечебной водой. Именно здесь расположен знаменитый курорт Бакирово.
Берегите родную природу! Природа - это слово вызывает только приятные ассоциации и воспоминания. Общаясь с живой природой, человек отдыхает душой. Сама природа учит нас ценить красоту и искусство, а главное — беречь их. Но не всегда мы можем защитить прекрасное. Чаще всего по нашей вине гибнут леса, реки, животные, птицы. Губя природу, человек не осознаёт, что гибнет сам. Ведь его здоровье и благополучие зависят от окружающей среды. Поэтому каждый из нас должен всегда помнить об этом, уметь быть благодарным. Давайте будем беречь природу — каждый в меру своих сил и возможностей. Мы должны заботиться о будущем нового поколения.
«Каркалинский родник»
Актуальность. Основная идея проекта.
В нашей местности очень много родников: больше 70 больших и малых источников. Это наша гордость и история. Родники Лениногорского района особенные, в том числе и Каркалинский.
Почему же мы остановили свой выбор именно на этом источнике? Это обусловлено тем, что испокон веков жители окружающих деревень пользовались лечебными свойствами этого родника.
Каркалинская вода исцеляла людей от многих недугов, болезней. Употребление такой воды в наше время, в связи с загрязнением окружающей среды, когда остро встает вопрос о здоровье людей, особенно значимо.
Познакомить детей с такой достопримечательностью нашего края, как сероводородный источник, его целебными свойствами поможет проект «Каркалинский родник!». Основное направление данного проекта реализуется в процессе поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности.
РОДНИКИ НИЖНЕКАМСКОГО РАЙОНА РТ
В книге «Родники земли Татарстана» было указано о родниках в Нижнекамском районе, в том числе, был упомянут родник – Красный ключ, которые по праву считается самым красивым родником Татарстана!
Места эти очень живописны, у подножья горы бьёт не один родник, а несколько источников, эти родники впадают в Каму!
Из родников воду берут местные жители и проезжающие люди.
Известен по всей республике и святой ключ Иоанна Предтечи около села Шереметьевка!
Знаменитый Святой Ключ – водные ворота города Нижнекамска — ведет свою историю с 1666 года.
С древних времен бытует сказ о том, как мусульманин Магомет обнаружил здесь икону Святителя Николая Чудотворца. С этого времени родник, названный Святым, стал местом поклонения для мусульман и православных. По мусульманскому преданию здесь же находилась могила булгарского имама, проживавшего в святости. Над могилой был камень с арабской вязью, но он, к сожалению, исчез, а сама могила постепенно забылась. На склоне горы имам вырыл пещеру, в которую можно было проникнуть ползком, рядом выдолбил бассейн для принятия целебных ванн, в который пустил прозрачную воду из источника. Над пещерой соорудил часовню, хорошо видную с реки.
Христиане же верят, что на Святом месте нашли Икону Святителя Николая Чудотворца. Итогом стало то, что люди сошлись в едином мнении насчет святости так называемого Красного Ключа.
Родник этот действительно живописен и красив!!!
Своим потоком образует он целый каскад настоящих водопадов на склоне горы!
Любоваться этим потоком можно зимой и летом, и особенно осенью!
С этого места открывается красивый вид на реку Кама!
1. Около Нижнекамска, родник, расположенный в лесном массиве, почти на берегу Камы, если быть более точным, то по дороге с улицы Лесной спускаемся вниз и движемся в сторону базы Шинников.
2. Второй источник у базы Шинников. Город Нижнекамск.
3. Этот, на углу, ул.Гагарина-Лесная более благоустроенный, да и люди за водой ходят...
Спускаемся вниз.
5. Родник - на выезде из Нижнекаска, за постом ДПС в сторону Н.Челнов. По окончанию лесного массива слева от дороги, сворачиваем и проезжаем около 300 метров.
6. Родник Бигашево (около аэропорта Бегишево).
8. Родник в Кашаево
9. Святой ключ – Шереметьевка. Источник Иоанна Предтечи.
Святой ключ. С ним связана шереметьевская легенда о чудотворной иконе.
В начале XIX века в шереметьевские угодья приехали люди графа. Пошли на охоту и заблудились. Вывел их местный лесник. В благодарность они пообещали построить в селе церковь. И действительно, через какое-то время приехали строители и стали собирать по дворам куриные яйца (раньше кладку делали на яичном белке). Церковь строилась десять лет и в 1820 году была завершена. Но сельчане, многие из которых придерживались старой веры, в новую церковь не ходили. Тогда церковный староста Михаил Ныров по настоянию местного священника августовской ночью снял икону с иконостаса и погрузил ее в источник, возле которого крестьяне обедали в страдную пору.
Родник, где была найдена чудотворная икона, назвали Святым ключом. Чтобы набрать его хрустальной воды, люди и сейчас приезжают с разных концов нашей страны.
10. Родник у ТЛ «Заря»
11. Родник у деревни Клятли – есть очередь:
12. На Красном Ключе не далеко от дома Чикина (зятя купца Стахеева) – Источник
13. Родник - Этот тоже на Красном Ключе, не далеко от святого ключа и места где находился дом (летняя резиденция, был выделенен союзом писателей СССР, из под дома, кстати то же бил родник, В начале 80-х, во времена массового строительства дачных домиков, дом разграбили и сожгли, но место где находился дом, очень хорошо заметно и не совсем заросло) русского писателя Ф.И.Панфёрова.
14. Родник и часовня – Нариман.
Часовня. Действует.
Год постройки: между приблизительно 2005 и приблизительно 2010.
Адрес: Республика Татарстан, Нижнекамский район, с. Нариман.
Координаты: 55.38447, 51.46838
Проезд: По автодороге Нижнекамск - Чистополь, по объездной вокруг поселка Камские Поляны, со стороны Нижнекамска - на перекрестке у села Шереметьевка прямо, через 3 км - налево по указателю "Нариман", со стороны Чистополя - на направо на перекрестке с круговым движением у Камских Полян, потом направо через 7,5 км. Далее ехать по асфальтовой дороге в село Нариман, повторив поворот налево-направо на въезде в село. Часовня и родник будут прямо, через 200 метров после окончания застройки.
РОДНИКИ БУГУЛЬМИНСКОГО РАЙОНА РТ
Бугульминский район расположен прямо в центре Бугульминской возвышенности, где из-под земли бьют множество родников и источников.
Большая часть родников имеет собственные названия, порой даже на двух или трех языках (русский, татарский, чувашский), а один родник расположен у удмуртской деревни, и имеет удмуртское название.
Некоторые села хранят и обустраивают по 5-6 родников, чем так щедро одарила их природа!
Несколько родников есть и в самой Бугульме!
родник 9-ый км. или Бэхэтле (Счастливый) у села Кудашево
родник - Солдатская Письмянка
РОДНИК БОЛЬШОЙ КЛЮЧ
С просьбой помочь облагородить территорию возле родника «Большой ключ» по ул. Заречная в Исполнительный комитет местного отделения партии «Единая Россия» обратился Бугульминский меценат Владимир Миняев. Ранее на территории Родника уже проводились работы по его благоустройству, но проект ещё не достиг своего завершения. Для продолжения работ требовалось, очисть прилегающий к роднику склон от кустов, травы и мусора. Такая цель была поставлена перед штабом Бугульминского местного отделения ВОО «Молодая Гвардия».
родник в Бугульме
Трудовой десант молодогвардейцев на роднике высадился в пятницу 4 октября. Более чем за 2 часа ребята обкосили склон, вырубили ненужные кусты, убрали спиленные ранее ветки деревьев, строительный мусор, листву и частично очистили берега р. Бугульминки.
«Мы с радостью откликнулись на просьбу Владимира Ивановича», - рассказывает начальник штаба Бугульминского местного отделения ВОО «Молодая Гвардия» Алексей Мухалёв. - К сожалению, долгое время мы не могли приступить к работе из-за неблагоприятных погодных условий, и как только погода стала стабильной, мы сразу же приступили к работе, ведь для неё уже давно все было готово. По мере необходимости работы будут продолжены».
СВЯТОЙ КЛЮЧ
Родник Святой Ключ, который находится в селе Новое Сумароково Бугульминского района, получил своё второе рождение. На днях его торжественно освятили.
Жители села Новое Сумароково слов благодарности не жалеют. Нефтяники уделяют особое внимание обустройству родников. Сельчане в 2006 году обратились к ним с просьбой помочь обустроить природный источник. Через три месяца у маленького ручейка появилась облагороженная территория, а сам он вскоре получил название родник «Святой ключ».
Неподалеку от этого родника бьет и другой. Местные жители называют его «Барский ключ». Но выглядит он как-то не по-барски. Сельчане с нетерпением ждут, когда же родник будет вровень своему названию. Нефтяники обещали – сделаем.
Отец Евгений в наставлении сельчанам попросил их беречь родник и не оставлять без присмотра это место. А может быть и найдется тот, кто захочет неподалеку построить небольшую часовню. Тогда еще не одно поколение сможет приобщиться к природе, вспомнить своих предков и отблагодарить Бога за тишину и покой. Ведь ничто не угодно Богу, так как благодарность.
источник около Бугульмы
НАРАТЛИНСКИЕ РОДНИКИ ЖИЗНИ
(Работу выполнила ученица 10 класса Гайнетдинова А.)
О красоте нашего края много писали С.Т.Аксаков, П.И.Рычков. Край наш не только красив, но и богат родниками. Вода родника – живая вода, журчание родника, словно голос родной земли.
Визитной карточкой нашего села является родник «Наратлы», расположенный на самом въезде в нашу деревню.
Приветливо встречает он своих гостей тихой гладью пруда, на берегу которого возвышаются фигурные башенки сказочного замка. Ласково журчит прозрачная вода, падая на колесо вращающегося барабана, и кажется, что жизнь вечна. Вечерами это любимое место молодежи села. Порой оттуда доносится их звонкий и озорной смех, а порой – тихий и ласковый шепот.
Родник «Наратлы» был благоустроен по инициативе председателя Совета местного самоуправления Яковлевой К.А. силами шефов села, нефтяниками НГДУ «Бавлы нефть»; в 2000 году в честь празднования 55-летия великой Победы. Учащиеся Наратлинской средней школы принимали активное участие в посадке сосен и елей.
Нарспи
В 2002 году также силами нефтяников НГДУ «Бавлы нефть» на улице В.И. Чапаева был благоустроен еще один родник, получивший имя чувашской красавицы Нарспи.
Яркие краски самовара, из крана которого течет вкусная родниковая вода, неустанно приглашают путников остановиться, испить прохладной водицы и отдохнуть в тени расписного навеса. Вечерами здесь хорошо охотно собираются кумушки – соседки обсудить новости минувшего дня.
Родник за клубом
У этого красивейшего родника нет названия, его просто называют «Родник за клубом». Но он до сих пор хранит тепло рук Петрова Петра, сделавшего его доступным для забора воды. До проведения центрального водоснабжения вся улица брала воду именно там. И сегодня девушки приходят к нему за водой и поют песни, а родник, тихо журча, слушает их. В 1997 году родник был освящен.
Родник трех берез
Родник трех берез. (Виçĕ хурǎнçǎлĕ). Название подтверждает о существовании берез возле родника. Сам ключ также бил на склоне холма, снабжая близлежащие крестьянские хозяйства питьевой водой. Но случилось несчастье. В середине 60-х годов на вершине холма пробурили исследовательскую скважину и, видимо, нарушили подземный сток. Родник иссяк и началось заболачивание местности. Вскоре улица стала непригодной для проезда автотранспорта, начали оседать фундаменты домов, а массивные столбы ворот начали «играть». Во время трескучих морозов с вспучившимся грунтом поднимались, а весной проваливались.
Уçка çǎлĕ
В памяти жителей улицы Ворошилова бережно хранится имя Беспалова Осипа Ивановича. Человека уже давно нет, а его имя сохранилось в названии родника «Уска çǎлĕ», который он сделал удобным для пользования людям.
Вода его также шумно и с силой вырывается из подземного плена, как и много лет назад, радуя своим неповторимым вкусом вот уже несколько поколений людей.
Чанка çǎлĕ
(Родник галок)
Никто уже не помнит, откуда взялось название этого родника «Чанка çǎлĕ» на улице В.И. Чапаева.
«Чанка» в переводе с чувашского означает «галка». Быть может, когда – то очень давно именно эти умные птицы облюбовали данный родник и стаями слетались к нему, чтобы напиться. Своими шумными голосами они призывали человека: «Не проходи мимо, попробуй живительную воду, посмотри, каким чудом наградила тебя природа!»
Элек çǎлĕ
Название родника «Элекçǎлĕ» до сих пор вызывает горячие споры жителей деревни Наратлы. Одни утверждают, что оно произошло от татарского слова, обозначающего ягоду. Первые татары, поселившиеся в этих благодатных местах, пользовались родником, который брал свое начало из – под горы, густо усыпанной ягодами. Другие – сторонники того, что слово «элек» в переводе с чувашского означает «старинный, древний». Быть может, этот родник самым первым забил на поверхности земли, а возможно он был первым родником, которым стали использовать люди, облюбовавшие эти края.
Исчезающий родник
Исчезающий родник – Типекен çǎл – вытекает из под горы, течет 1,5 км и просачиваясь уходит в землю. Находится на северо-восточной стороне деревни.
Но не надо пугаться того, что родник исчезнет. Назвали его так потому, что показавшись на поверхности земли, он снова исчезает в ее недрах.
Çарǎк çырми
Çарǎк сырми. Дословно Çарǎк – репа. Çырма – речка, речушка. Местность, где возделывали репу. Из истории известно, что данный корнеплод использовался в пищу вместо картошки, Местные крестьяне целыми обозами везли овощи на продажу в ближайшие базары, обменивали на зерно. Шли годы, и местность преобразилась. Исчез родник, выкорчевали, вспахали кустарники. Нынче здесь посевной клин коллективного хозяйства в одном километре от села вблизи Ключевской дороги.
40 ключей
40 ключей (Хĕрĕх çǎл) – находится юго-западнее села за зернотоком, так названо из-за большого количества родников. Никто не считал их количество, может 40, а может и больше. Поистине – чудо природы!
Аюга çǎлĕ
Аюга çǎлĕ – Медвежий родник. В названии этого родника кроется еще одно доказательство родства чувашей с татарами. Аю – по по-татарски обозначает и переводится как – медведь. Чувашам не чужды устоявшиеся татарские слова. Медвежий родник расположен в 1,5 км юго-восточнее села и берет свое начало из-под холма в Чук варĕ.
Живи, родник, живи,
Родник моей любви,
Любви к земле одной,
Земле навек родной.
РОДНИКИ - СТАРОЕ ИСАКОВО
МАРКОВА О.В. - воспитатель 2 квалификационной категории Староисаковского МДОУ «Ёлочка» Бугульминского района РТ
Стоит деревня наша на горке некрутой:
Родник с водой студеной от нас подать рукой
Мне все кругом отрадно,
Мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в деревне Старое Исаково Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Старожилы рассказывают о происхождении нашей деревни так: основана в первой половине 18 века, на реке Купчиме, у дороги Бугульма- Оренбург, в 20 километрах от Бугульмы. В то время она имела название Лисьи Горы.
Лампишин ключ - Малая Бугульма
родник Ханифа – про него есть свои легенды, которые уходят корнями в седую древность.
Легенда эта связана с появлением у родника водяной – су анасы, которая показалась одному парню, заснувшему у родника.
Дальнейший рассказ предоставим первоисточнику.
РОДНИКИ АЗНАКАЕВСКОГО РАЙОНА РТ
Азнакаевская земля, как известно, это родниковый край.
Многочисленные источники бьют из недр на радость людям, насыщая влагой почву, давая силы представителям животного мира, обитающим на территории района.
Поэтому каждый человек, кем бы он ни был и чем бы ни занимался, должен помнить: не причиняй вреда окружающей природе водным источникам, более того, содействуй их благоустройству, содержи в надлежащем порядке и чистоте. Ведь мы в ответе за их состояние перед будущими поколениями.
Исходя из этих принципов, работает и коллектив цеха №2 НГДУ «Азнакаевскнефть».
Чонгыл чишмэ
Обслуживаемая цехом территория небольшая – 40-50 километров в длину и километров 20 в ширину. Но местечко очень живописное - высокие холмы, лесной массив, речушки и, конечно, много журчащих родников. Сохранять и преумножать это природное богатство - такую задачу поставило руководство нефтегазодобывающего цеха №2. Родник под названием «Анютина часовня», что бьет из-под земли у подножия высокого холма близ деревни Старое Сумароково и вливается в ручей Дырдыгыз, цех периодически обустраивает с 1995 года.
Территория родника обнесена монолитной каменной стеной, специально высеченной из большой глыбы горной породы. Установлены чурбаны вместо стульев, из этого природного материала изготовлен стол. Летом вдоль тропинки, по которой к воде спускаются гуси, высаживаем цветы. Этот родник стал излюбленным местом отдыха молодежи и нефтяников.
(родник Меллябаш - исток реки Мелля)
Пройдя 3-4 километра, выходишь к источнику под названием «Черный ключ», который снова ожил благодаря стараниям работников ЦДНГ №2. Водица его ледяная, словно из горного источника…
За многие десятилетия азнакаевские нефтяники научились видеть, любоваться и дорожить этой природной красотой. Как известно, чистота родниковых вод, речушек и окружающей природы в целом во многом зависит от чистоты на нефтяных скважинах. Поэтому нефтяники внедряют все новые технологии, передовые методы ведения производства, исключающие причинение вреда природе. Территории скважин благоухают ароматами цветов, здесь буйство зелени и ни одного пятнышка, словно хозяйская рука каждый день вытирает пыль, убирает мусор! Действительно, это результат кропотливого труда мастеров и операторов по добыче нефти и газа.
На северо-западе территории есть еще одно дивное местечко – родник «Шомыртлык»... Аккуратные ступеньки с одной стороны ведут к маленькому озерку, с другой буйно растут раскидистые ивы, стройные березы. Жители соседней деревни здесь, у нефтедобывающего объекта, косят травы на сено. Мы, дети природы, стараемся быть как можно ближе к ней…
РОДНИКИ ЧАТЫР-ТАУ
Край богат целительными родниками. По народному поверью, благодаря скрытому в недрах горы царю-магниту и серебру вода родников Чатыр-Тау целебная. Один из них, бьющий на косогоре, в 1950–1960-е годы почитали как святой источник.
Ниже бьет другой, более мощный, но с железным привкусом. Возможно, этой воде присущи такие же целебные свойства, как и на бальнеологическом северокавказском курорте Железноводск. Район украшают живописные берега рек Ик и Стярле, протяженность которых составляет 780 км.
ПРО РОДНИКИ АЗНАКАЕВО
Самым лучшим родником жители Азнакаева считают родник "Расиха чишмэсе". Да и по данным СЭС вода этого родника самая оптимальная по показателям и химическому составу. Расположен под горой в 3 км от города, в деревне Манауз. У кого есть транспорт, едут сюда за водой с флягами, бидонами.
Этот родник имеет особое для меня значение. Это родник моего детства. Воду из него пили еще мои дедушка и бабушка ,возле родника выросли их дети: моя мама со своими 4 братьями и сестрами. Я сама с раннего детства проводила всё лето в Манаузе у бабушки (дедушку помню мало, он рано умер).С девчонками играли здесь у воды под горой Ташурта, полоскали белье,даже тащили посуду и отмывали тут с песком. Вода течет из длинной трубы. Она подведена примерно на 100-150 м от самого источника .Нам было любопытно увидеть где же начинается родник. Ходили к этому месту, к песчаному обнажению под горой-вода бурлит из под земли подобно кипящей кастрюле. Дебет,как сейчас говорят ,очень большой. И не думает уменьшаться. Родник этот никогда не пересыхает, не было еще такого даже в самые засушливые годы. Видимо очень глубоко расположен водоносный слой. Вода ледяная и кристально чистая.
Я всегда удивляюсь, какие мудрые были наши предки. Эти места были заселены в начале прошлого века, в 20е годы примерно. Переселенцы нашли это живописное место, богатое природными ресурсами, и основали деревню Манауз. Мой дед и бабушка, тогда еще молодожены, тоже обосновались здесь.
Построили крепкое хозяйство. Их усадьба находится в метрах 200 от родника, по переулку.
С коромыслом на плечах таскали воду из родника, использовали её как драгоценность только для питья и для кухни. А еще пару ходков делали для бани-для мытья волос. Для хозяйственных нужд использовали воду из колодца, который находился прямо во дворе. Вода из него считалась невкусной и непригодной для питья, она была жесткой.
Это другой родник,называется "Бэллур чишмэ".
Он тоже в Манаузе. По сути берет начало там же, что и родник "Расиха чишмэсе".
"Мачаклы чишмэсе"-возле д. Мачаклы. Здесь мы часто брали воду, когда ездили на свое картофельное поле. Потом поле забросили, не сажаем. И у родника уже давно не были.
"Чонгыл чишмэ" (недалеко от моего дома, через дорогу от хлебзавода под горой, там начинаются сады-огороды). Конструкция имеет странную форму с шаром наверху. Как то плохо вписывается в ландшафт. Родник периодически засоряется. Струя воды очень слабенькая.
"Илхам чишмэсе" (возле дер.Урняк):
СЕЛО УРМАНАЕВО – РОДНИК КОЕЛЫ БАЙ
В районе продолжается славная традиция обустройства родников. На минувшей неделе состоялось открытие родника в селе Урманаево.
Все началось с того, что несколько лет назад прежний руководитель сельского поселения Ильгиз Шакирзянов предложил обустроить территорию природного источника воды. Жители села поддержали его инициативу. Большую помощь в этом благородном деле оказали депутат Данис Валеев, начальник ЗАО «Геология» Марат Шарафиев, начальник ООО «Азнакаевская ПМК» Марсель Самигуллин.
Торжественное мероприятие началось с чтения молитвы. С радостным событием урманаевцев поздравил заместитель главы района Назят Нагимов, отметив их большое трудолюбие и старание, вручил будущим первоклассникам первый для них учебник «Азбука». После церемонии перерезания алой ленты путь к роднику был открыт.
Издавна территории родников считались одними из красивейших мест села. С этим связано и много традиций. Невестам в первый день их замужества готовили испытание походом за ключевой водой и по тому, как она несла ведро, не оступилась ли, не расплескала ли воду, судили об ее умении и терпении. Вот и сегодня чистой студеной водой односельчан угощали молодожены Лейсан и Ильнур. А вода из ведра молодой невестки казалась всем еще вкуснее.
Набирая воду из родника, принято загадывать желание, и это тоже не зря, существует поверье, что родник «запоминает слова». Поэтому в этот день здесь прозвучали самые добрые, искренние пожелания.
Девушки в национальной одежде угостили всех чак-чаком и пригласили к накрытому возле родника столу.
Затем праздник продолжился у сельского клуба. Гости и односельчане с удовольствием участвовали в играх и соревнованиях по беге, прыжкам, распиливанию бревна, разбиванию горшка… Умелые хозяюшки Зайтуна и Наиля готовили ароматный плов и пекли оладьи. Тут же проходили футбольные матчи между местной и сборной командами, веселилась ребятня. Урманаево богато своими дарованиями и талантливыми организаторами, подумала я с чувством гордости за свой родной край.
– Мы, урманаевцы, живем дружно, в согласии, на одной волне: вместе радуемся результатам труда, вместе отдыхаем. Пусть так будет и в дальнейшем, – сказал в благодарность сельчанам глава сельского поселения Айдар Закиров.
А родник «Коелы бай» журчал, продолжая свою песню. Ему, свидетелю многих исторических событий, предстоит еще донести добрые традиции и до следующих поколений.
родник в Агирово
РОДНИК ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК - Б.ЯМАШИ
Село Ямаш (Ближние Ямаши).
Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник".
Республика Татарстан / Альметьевский район /
Альметьевская и Бугульминская епархия / Благочиние Альметьевского района
Часовня. Действует.
Освящена в честь: "Живоносный Источник" иконы Божией Матери
Год постройки:
между приблизительно 2012 и приблизительно 2012.
Адрес:
Республика Татарстан, Альметьевский район, 0,5 км к востоку от села Ямаш.
Координаты:
55.04301, 52.20415
Проезд:
По автодороге Альметьвск - Заинск.
Со стороны Альметьевска - повернуть направо на Джалиль, Сарманово, немного не доезжая села Русский Акташ. Проехать все повороты налево в село Ямаш, через 2 км после последнего поворота повернуть налево по указателю "Святой ключ".
Через 2,3 км повернуть направо на Т-образном перекрестке, еще через 250 метров будет стоянка для машин. К роднику и часовне ведет лестница длиной около 70 метров.
ОСВЯЩЕНИЕ ИСТОЧНИКА
В селе Ближние Ямаши Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил родник «Святая головка».
(Казань, 21 октября, "Татар-информ"). Сегодня в селе Ближние Ямаши Альметьевского муниципального района РТ состоялось освящение родника «Святая головка».
Родник считается чудотворным с 1729 года. Этот родник является истоком, или головой, речки Ямашки, и поэтому он назван «Святая головка».
Иске-Казанский музей-заповедник – это точка отсчета истории современного Татарстана, это священные места поклонения мусульман, это холмы, не одно столетие манящие к себе археологов, это земли, хранящие в себе ответы на многие вопросы, это камни, умеющие говорить. И задача человечества расслышать их шепот, раскрыть загадку, скрытую в земле, поросшую травой…
Все в мире имеет свое начало, и Казань, город с тысячелетним прошлым, когда-то была небольшим населенным пунктом. До сих пор существуют белые пятна в ее истории. В частности, по-прежнему спорным остается вопрос о связи «Старой» (Иске) и «Новой» Казани.
Средневековая Иске Казан (Старая Казань), о существовании которой свидетельствуют два древних городища, расположенные у деревень Камаево, Русский Урмат, Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан, по преданиям была основана булгарскими царевичами. Семилетний Алтын-бек и девятилетний Алим-бек, чудом уцелевшие при взятии Булгар воинственным Тамерланом, построили город в верховьях реки Казанки, там, где течением образована огромная подковообразная «излучина», а особенности ландшафта тем самым напоминают обширный полукотел (полуказан).
Территория Иске-Казанского музея-заповедника, расположенного всего в 40 км от столицы Татарстана города Казани, составляет 137,2 га. Охранная зона ИКГМЗ представляет собой комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов:
- Камаевское (Иске-Казанское) городище XIII – XVI вв.;
- Русско-Урматское селище ХII – ХVI вв.;
- Иске-Казанское кладбище XIII – XVI вв.;
- Русско-Урматское кладбище ХII – ХVI вв.;
- Природный ландшафт (река Казанка, ее приток река Урмат, склоны подпойменной террасы р. Казанка);
- Историко-этнографический музей в д. Камаево с площадью 6 га.
- Святые места: могила Гайши-бике, Иске-Казанское кладбище, родник «Святого Муллы-Хаджи», «Ханский» родник, родник «Самовар».
родник святого Муллы-Хаджи
В селе Камаево Высокогорского района республики Татарстан есть несколько достопримечательностей особенного интереса заслуживают - территория музея-заповедника - луга, старое русло реки Казанка, русло реки Урматка, река Казанка, место где было городище Иске-Казан, его кладбище и почитаемые родники.
Особенно привлекают паломников находящиеся здесь источники.
В советские времена во время богоборчества- поклонения аллаху, богу, безбожники старались уничтожить все святые места, кладбище уничтожали бульдозером а все три источника залили бетоном, но ключи пробились вновь.
У мусульман источник «Изге Мулла-Хаджи чишмэсе» («Родник святого Муллы-Хаджи») считается святым.
Родники, ключи, святые источники Иске-Казани
Координаты:
N 56° 2' 35.49"
E 49° 38' 51.38"
источник Самовар
Родник Самовар расположен ниже по склону горы «Родника святого Муллы-Хаджи».
К нему можно спуститься по лестнице. Выход воды из красивого импровизированного самовара.
Родники, ключи, святые источники Иске-Казани
Координаты:
N 56° 2' 32.23"
49° 38' 49.47"
На территории городища построена беседка для отдыха около «Ханского родника».
Источник «Хан чишмэсе» («Ханский родник») также почитается как святой и его воды также считаются целебными.
Родники, ключи, святые источники Иске-Казани
Координаты:
N 56° 2' 32.45"
E 49° 37' 45.55"
Телефон музея +7 (843) 657-02-78
Как добраться: общественным транспортом - электропоездом Казань-Арск до остановки "Камаево".
Личным транспортом по трассе Р-242 - 45 км от Казани.
Ханский источник
ИСТОЧНИК ФАХРЕТДИНА, И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ КИЧУЧАТОВО
Прибрежный родник, Яр чишмя
«Деревня Кичучатово была основана 1747-52 годах шестым прадедом Р.Фахретдинова, Юлдашем Ишкаевым, выходцем из села Шырдан, Зеленодольского района. Он приехал на семи повозках и остановился на пересечении двух речек, откуда начинается река Кичуй. И именно с этим событием связано название села Кичуй-Кичу, перекресток — чат» .
В любой деревне есть такие особые места — это леса и поляны, источники и реки...
В деревне Кичучатово есть 6-7 родников (имена родников: Тагир, Яшь чишма, Оч кое, Холодный, Путника, Святых...).
Народ любил собираться у источника. Татарские праздники Сабантуй, Карга боткасы, Каз омэсе, вечерние игры проходили рядом с источником.
Мы совершим небольшую прогулку по тропинке к роднику «Фахретдина». Дорогие гости, если бы Вы знали, «сколько счастливых пар соединила тропинка к роднику, сколько секретов могут поведать цветы, растущие у родника, сколько соловьёв замолкало, услышав задушевные мотивы любовных песен парней, сколько горячих признаний скрыл от чужих ушей шум листьев, сколько слёз унесло течением...» ( Татарстан чишмэлэре. Родники земли Татарстана. 2-е изд. - К.:Заман, 1992, С. 141)
Под горою, под крутою,
Серебрясь, бежит родник.
Я спускаюсь за водою -
Возвращаюсь в единый миг.
Заглянул Фазыл в глаза мне.
Душу взгляд прожёг насквозь!
Не вода лилась на камни, -
Пламя сердца полилось.
(«Родник Фазыла» С.Хаким)
Целебные силы родниковой воды знали ещё давние времена. Люди обожествляли их. «Говорят, только в наших краях бьют родники, в составе которых удивительно сбалансированное содержание золота, серебра, железа, меди, селена, фтора и других ценных микроэлементов».
Дорогие гости, мы с вами любовались родником, утоляли жажду. В прежние времена путники бросали в родник серебряную монетку, для благополучного возвращения.
Откуда берёт начало эта речка? С каскадов родников «Тегермэн шарлавыгы» («Мельничный водопад»). Является одним из самых любимых родников жителей Альметьевского района. Недалеко от родников - деревня Миннибаево.
Миннибаево богато знаменитыми людьми. Здесь родились Фатих Карими, учёный , писатель, журналист, издатель, педагог-просветитель, переводчик, общественный деятель, Шамиль Бикчурин, видный татарский писатель.
КОМПЛЕКС РОДНИКОВ
Красивых родников на юго-востоке Татарстана немало. «Тегермэн шарлавыгы» – это уникальный комплекс, чистый, прозрачный родник звенит, стекая по каменной стенке, и устремляется в реку Кичуй. Чуть дальше и выше бежит с горы еще один ключ, рядом с речкой – чудесный пруд, все здесь красиво и в гармонии с природой.
Обустроенный каскад родников «Тегермэн шарлавыгы» («Мельничный водопад») является самым любимым родником жителей Альместьевска и окресностей. Он уже более десятка лет служит своего рода летним кафе и местом отдыха.
Здесь установлен действующий макет водяной мельницы на которой можно даже смолоть муку. Лопасти вращаются под бурными струями родника.
село Миннибаево
На территории деятельности НГДУ(НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ) 147 родников, 78 из них уже обустроено. Показательными образцами деятельности нефтяников можно назвать каскад родников «Тегермэн шарлавыгы» («Мельничный водопад»), «Святой ключ», «Шамсынур», «Уразмет» и другие уникальные объекты ландшафтного дизайна.
Можно вспомнить про родники "Светлый" и "Форель".
РОДНИКИ МУСЛЮМОВСКОГО РАЙОНА РТ
Муслюмовский район расположен на восточной части Республики Татарстан, вблизи самой длинной реки Татарии - реки Ик.
На территории Муслюмовского района в окрестностях многих деревень насчитывается несколько десятков источников. На его территории насчитывается 22 пруда, больше 20 крупных рек, 24 озер и больше 60 родников. Все эти родники используются некоторыми жителями село как источники питьевой воды, так как многие считают, что любая родниковая вода самая чистая и полезная.
Около 30 родников и источников имеют собственные названия, почти все эти родники благоустроены и поддерживаются в чистоте местными жителями.
Несколько источников имеют свой паспорт, о чем будет рассказано ниже.
Про некоторые источники и родники сохранились предания и легенды.
родник Лесхоза, Усинское лесничество
Родник Лесхоза
Святой родник у деревни Баюково
Изге чишмя, Святой родник, село Баюково
родник Бачуг, село Новые Усы
родник Дружбы
В целом местность, где раскинулась деревня Тюгеевка, очень интересная: низина, кругом родники, леса и холмы. В юго-западной части деревни пробивают несколько серебристо-чистых родников и именуются удивительными названиями - «Глазной родник», «Семёнов родник», или «Чамай чишмясе».
Особенно большой популярностью пользуется в народе «Глазной родник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) водой родника пользовались жители окрестных деревень, расположенных далеко от Тюгеевки.: Гулькино, Ерсубайкино, Чувашское Сиренькино. Воду этого скромного родника, серебристо -чистую и очень холодную, возили зимой и летом на лошадях в бочках и использовали только для промывания глаз, для лечения трахомы. Видимо, из-за лечебных свойств этот родник и назвали «Глазным» наши далекие предки.
Глазной источник
Умываться и напиваться этой водой - это одно наслаждение. Не проходите мимо этого родника.
Это великое создание Природы.
Местность, где сегодня раскинулась деревня, 250 лет тому назад (середина XVIII века) была покрыта непроходимым лесом.
Елабужане переселились сюда примерно в середине XVIII века. Как в Елабужском районе, так и Тюгеевке встречаются такие фамилии как:Гудошниковы, Плешковы, Черяшовы, Журавлевы и т.д.
Деревня многонациональная: дружно сосуществуют кряшены, русские, татары
Все кряшены чисто разговаривают на русском языке, все русские так же владеют татарским - кряшенским языком свободно и без акцента.
целебный источник
РОДНИКИ ЧЕРЕМШАНСКОГО РАЙОНА РТ
В Черемшанском районе очень активно восстанавливаются и обустраиваются родники, с целью обеспечения архитектурно-композиционных, эстетических и санитарно-гигиенических требований, сохранению ландшафтов, организации на их основе новых мест отдыха населения.
Работы по описанию, картографированию, составлению кадастров, оценке рекреационного и бальнеологического значения родников проводятся с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, совершенствованию государственного регулирования режима общего водопользования, охраны водных ресурсов, источников нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
________________родник у пгт. Черемшан
В настоящее время в районе известно около 84 источников, имеющих общий дебет около 50 литров в секунду, при этом около 27 родников имеют собственные легенды или предания, так как известны с незапамятных времен!
В селе Нижний Чегодай недавно обустроен уже второй родник, находящийся неподалеку от известкового карьера (на снимке). Эта работа проведена силами НГДУ «Ямашнефть».
-За последние девять лет мы подарили вторую жизнь девяти родникам на территории Черемшанского района, — говорит заместитель главного инженера предприятия Анатолий Торкаев. — Затраты на приведение в порядок последнего источника составили около 280 тысяч рублей.
Если раньше на этом месте было болото, то после того, как за работу взялись нефтяники, родник преобразился. Заканчивается благоустройство его территории. У ключа необходимо еще проложить тропинки, установить калитку в ограждении и щит с надписью. Затем «Ямашнефть» передаст этот пока еще безымянный источник Нижнечегодайскому сельскому поселению. Но главное — он уже служит людям.
До этого предприятие «Ямашнефть» обустроило родники в селах Верхняя Каменка, Ивашкино, Лашманка, Черемшан, Нижняя Кармалка. За последние годы нефтяники республики вдохнули жизнь в 42 родника района, но работа еще предстоит немалая — всего здесь насчитывается 120 источников чистейшей питьевой воды.
__________________родник Нижняя Кармалка
Село Щербень Аксубаевского района считают одним из самых древних в Татарстане. Достаточно сказать, что оно почти на целый век старше самой Казани - в 1996 году его жители отметили 1100 лет со дня основания села.
Хотя, по мнению историков, подкрепленному многочисленными находками археологов, люди здесь жили и раньше.
_________________родник Бану в селе Щербень
________________у подножья легендарной горы
У подножия скалы-крепости
Правда, тогда поселение, основанное на берегу небольшой извилистой лесной речушки, называлось Кала-Тау, что значит «крепость-гора». Укрепленное городище на возвышенности являлось важным пунктом в составе мощной оборонительной линии поселений Волжской Булгарии и, очевидно, было основано еще в IX веке.
Кто были первые здешние поселенцы? Чем они занимались? Судя по артефактам, обнаруженным историками на раскопках в окрестностях села Щербень, это были воины, охотники, хлебопашцы и ремесленники. Многочисленные осколки керамики с характерной для булгарского периода лощеной поверхностью говорят о том, что здесь жили умелые гончары. А позеленевшие от времени женские украшения, инкрустированные полудрагоценными камнями, позволяют нам представить наряд местной красавицы.
Родник, с подведенной асфальтированной дорогой, оборудованный беседками и т.д. (В переводе с татарского Святой ключ)
Расположен на окраине п. Аксубаево.
Координаты: 55°13'58"N 53°35'38"E.
Про Святой ключ в народе сохранились древние легенды, связанные с историей булгарского народа.
________________на святом роднике в Аксубаево
Возрождение истоков
Святой ключ в Аксубаево
(журнал Республика Татарстан)
Одно из впечатлений, которое я увез из Аксубаева, стало, как это ни покажется странным, - убранство администрации поселка. Все там предельно просто и аккуратно, совсем не помпезно и "евроремонтно", как это можно наблюдать во многих райцентрах. Даже привычного милиционера на входе не было. Видимо, роскошный вид главного административного здания района для аксубаевцев не главное - другие у них приоритеты. Например, природные источники, которыми эта земля не обделена.
Святой ключ Хальфы бабая (Хальфа – преподаватель в медресе).
Находится в 40 км от села Рыбная Слобода (районный центр) в д. Тябердино Челны - рядом с могилой целителя, философа, предсказателя Идриса-Хальфы (в народе Хальфа бабай), XVII-XVIII вв.
__________Святой ключ Хальфы бабая
____________родник в деревне Андреевка
_______________родник Иглай Бабая
_____________родник у села Кизляу
____________мечеть в селе Кизляу
РОДНИКИ В ДОЛИНЕ КИНДЕРКА - КАЗАНЬ
Веломаршрут начинается с поселка Нагорный, доезжаем до деревни Аки, где останавливаемся у родника с часовней. Данный источник очень популярен среди местных жителей, так как около него проходит асфальтированная дорога, которая ведет среди дачных участков. Вдоль этой дороги и протекает речка Киндерка. Вода источника используется в питьевых целях.
Кстати, название Киндерка – река получила от татарского слова: киндер – конопля, то есть около этой речки выращивали эту полезную культуру, либо коноплю вымачивали в этой речке. Вероятно, что и то, и другое.
один из ручьёв, который впадает в речку Киндерку от многочисленных родников
Далее маршрут идёт вдоль реки Киндерка до деревни Белянкино, а потом до Чебаксинского озера. Озеро Чебакса возникло при строительстве ж/д магистрали Казань – Бугульма в начале 40-х годов. На речушке Ключи была построена плотина под ж/д насыпь, из-за чего образовался водоём, плотина с гидросооружениями сохранилась до наших дней.
После озера Чебакса мы поднялись в гору и выехали на объездную казанскую дорогу, по которой добрались до села Чебакса.
ПО ДАННЫМ ИНТЕРНЕТ САЙТОВ ДО ПОХОДА НАМ УДАЛОСЬ УЗНАТЬ:
В селе Чебакса сохранилась редкая для Татарстана деревянная Покровская церковь, данная церковь считается одной из самых старых из сохранившихся в Республике. Однако когда мы добрались до села, то местные жители нам сообщили, что указанную деревянную церковь уже лет 8 как разобрали и продали в качестве строительного материала в село Константиновку (а там был пожар – и построенный из этих бревен дом сгорел!).
Единственное, что осталось как память о покровской церкви – это деревенский родник, освященный в честь Покрова Богородицы. Родник расположен на речушке Ключи, что протекает через село. Эта речушка впадает в Киндерку буквально на окраине села.
Родник расположен на склоне живописной горы, вода выводится в металлическую трубу, а потом льётся в железную ёмкость.
Оттуда набирают хрустальную воду, или полоскают бельё. При желании в этой ванне можно и окунуться! Около неё деревянная ёмкость, и оттуда вода вытекает в ручей.
Вода в роднике очень вкусная! Особенно после долгой дороги.
Едем снова вдоль Киндерки. Пойма речки поросла практически на всем пути тальником, ольхой, ивой, березой, вербой, тополями. Весной тут творится что-то необычное! Здесь настоящее певчее царство прилетных птиц. Здесь я фотографировал скворцов, варакушку, певчих дроздов, иволгу, соловья, камышовку, славку и других пернатых! Где ещё в Казани можно послушать настоящее природное звучание самых чудесных голосов!
Известный, уникальный и популярный серебряный ключ (недалеко от деревни Белянкино) также расположен рядом с Киндеркой, вода в источнике очень вкусная и прозрачная.
Дорогу на Ближние источники покажут в монастыре – туда достаточно легко можно доехать на велосипеде.
На правом берегу Солонки преимущественно лиственный, а ближе к речке пойменный лес со множеством липы, осины, ветлы и ольхи. А левый берег Солонки порос могучими соснами, елями и березами.
На этих склонах в сезон много земляники!
По дороге к Ближнему святому ключу - в 1 км от обители, - попадаются сосны и тополя какой-то необыкновенной высоты и ширины. Тополя, еще сохранившиеся чудом в отдельных старых уголках Казани - просто карлики по сравнению с ними: ниже их раза в два...
Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.
Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: "Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня..." Жертвоприношения с тех пор прекратились.
Сам святой ключ расположен в овраге с извилистой быстрой речкой на дне. Над потоком стеной возвышается живописный склон - не глинистый, а белый известняковый... очень похожий на крутые волжские обрывы. Из этой кручи, примерно с середины его высоты, и бьет из трещин вода.
По специальному наклонному желобу над речкой - "римскому акведуху" в миниатюре, - она стекает в часовню (до революции на месте часовенки стоял каменный Скорбященский Богородицкий храм 1884 года). Чистейшая ледяная вода по вкусовым качествам даже превосходит раифскую.
Она содержит повышенное количество серебра и обладает целебными свойствами, даже с точки зрения беспристрастной науки. По благодати же Божьей, чудесные исцеления здесь не прерывались веками. К источнику постоянно ездили люди даже в советское время, когда сам монастырь был закрыт и разрушен.
ИСТОЧНИК СВЯТОГО АВРААМИЯ БОЛГАРСКОГО
История древних булгар была известна принятием ислама в далёком 944 году, но мало кто знает, что среди булгарского народа (да и среди казанских татар) просияла и христианская вера. А также были свои святые, мученики и преподобные, были древние храмы и монастыри, были чудеса и святые христианские места, являлись чудотворные иконы.
Увы, отношения мусульман и христиан не всегда были мирными, но также отметим и то, что были периоды, когда разные народы нашей страны объединялись вместе для защиты нашего Отечества от внешнего врага.
И чаще случалось так, что объединяло нас гораздо больше, чем разъединяло, поэтому надеемся на то, что имя святого Авраамия будет памятно всем народам Поволжья.
Авраа́мий Бо́лгарский (ум. 1 апреля 1229, город Болгар, Волжская Булгария) — православный святой, мученик, Владимирский чудотворец.
Память совершается (по юлианскому календарю): 1 апреля — в день кончины, 9 марта — в день первого перенесения мощей, в четвёртую неделю по Пасхе («Неделю о расслабленном») — в день второго перенесения мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Казанских святых.
Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском, — Лаврентьевская летопись (XIV в.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 452—453). св. АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ
ИЗ ИСТОРИИ
14 апреля – день памяти святого Авраамия Болгарского, пострадавшего за христианскую веру. Это произошло в 1229 году в Волжской Булгарии, у того самого святого колодца, вода которого не утратила своей целебной силы по сей день.
Сейчас на месте святого источника мученика Авраамия Болгарского находится архитектурный ансамбль в стиле построек Волжской Булгарии с колодцем внутри. Отсюда открывается вид на Волгу, и можно полюбоваться её простором. В ветреную погоду река с барашками волн даже несколько похожа на море.
На этом месте когда-то находился Ага-Базар (большой базар). Здесь можно было купить всё, что душе угодно: сибирскую пушнину, восточные пряности, ткани, украшения и т.д. А у источника, под прохладой деревьев, отдыхали и утоляли жажду местные жители и приезжие купцы. Один из них впоследствии на многие века прославил это место, освятив его своей мученической кровью.
Из древних летописей следует, что купец этот – булгарин, милостивый, добродетельный и сострадательный человек. Он принял крещение с именем Авраамий и был казнён за это.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК
Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, — Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения). По Крещении святой евангельским словом, а — главное — христианским образом жизни несёт апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31).
Летопись свидетельствует о том, что Авраамий Болгарский прибыл по торговым делам в город Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство.
Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии — Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК
Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, Авраамия Болгарского арестовали и долго увещевали. Видя непреклонность Авраамиям Болгарского, его истязали и повесили вниз головой. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую». 1 апреля 1229 г. он был усечён мечом (четвертован) у берега Волги.
________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Ссылки на сайты и ресурсы указаны в каждых статьях, в которых рассказывается про данный объект (см. ссылку).
Авторы и источники фото также указаны в соответствующих статьях.
Книга-альбом "Родники земли Татарстана"
- Татарстан:
- Тэги:
- Ютазинский район,
- Чистопольский район,
- Черемшанский район,
- Тюлячинский район,
- Тукаевский район,
- Тетюшский район,
- Татарстан,
- Спасский район,
- Сармановский район,
- Сабинский район,
- Рыбно-Слободский район,
- родник,
- Пестречинский район,
- памятник природы,
- Нурлатский район,
- Новошешминский район,
- Нижнекамский район,
- Муслюмовский район,
- Мензелинский район,
- Менделеевский район,
- Мамадышский район,
- Лениногорский район,
- Лаишевский район,
- Кукморский район,
- Камско-Устьинский район,
- Кайбицкий район,
- Казань,
- Зеленодольский район,
- Заинский район,
- Елабужский район,
- Дрожжановский район,
- Высокогорский район,
- Верхнеуслонский район,
- Буинский район,
- Бугульминский район,
- Балтасинский район,
- Бавлинский район,
- Атнинский район,
- Арский район,
- Апастовский район,
- Альметьевский район,
- Алькеевский район,
- Алексеевский район,
- Актанышский район,
- Аксубаевский район,
- Азнакаевский район,
- Агрызский район
- 34450 просмотров
Комментарии
РОДНИКИ ТАТАРСТАНА
так как на сайте у нас более 100 родников нашей республике -
то нет возможности обо всех рассказать в одной статье,
поэтому ещё раз напомню, что все родники можно посмотреть
в разделе РОДНИКИ РТ по данной ссылке!!!
Отправить комментарий