Река Паравани, озеро Паравани
Река Паравани берет начало в самом большом озере Грузии – Паравани!
Сама река Паравани протекает в горном районе - Самцхе-Джавахетия.
Это район с самым суровым климатом в Грузии, в мае здесь вполне возможен снег и настоящие метели!
Достопримечательности: красивая и древняя крепость Хертвиси на стрелке Паравани и Куры.
Сплавляться по реке можно с мая по август.
Сложность реки от 4 до 6 к.с. – зависит от уровня воды и участка сплава.
крепость Хертвиси на стрелке Паравани и Куры
Сплав по реке Паравани:
1 - Старт.
2 - Финиш на слиянии с Курой
Сезонность: май – август.
Put in: Стартовать можно от железнодорожного вагона, который выполняет роль моста через реку. Мы стартовали на 500 метров выше стройки плотины непосредственно над началом прорыва.
Take out: Финиш: Мост перед впадением в Куру возле крепости Хертвиси
Класс сложности в августе: IV
Протяженность участка: около 15 км
Время: 3.5 — 4 часа
Уклон: общее падение участка 405 метров, средний уклон 27 м/км
Расход в августе: 15-18 кубов
вагон-мост, начало сплава по Паравани
Описание:
Вдоль всего сплавного участка реки по правому берегу идет дорога. В первой половине — непосредственно по берегу, во второй — в приличном отдалении и на высоте метров в 50 над рекой. Стройка плотины на левом берегу — ориентир сложного участка. В августовскую воду назвать его прорывом не поворачивается язык. Это примерно километр слалома между камнями на очень приличном уклоне. Рекомендуется просматривать кусками метров по 100-200 и ехать, Далее уклон становится меньше, но расслабляться нельзя. Все 15 км участка — шивера нон-стоп с локальными усложнениями. Если не видите улова за порогом — идите смотреть. Проходимы и пригодны для просмотров и обносов оба берега. Усложнения представляют собой замусоренные камнями горки различных конфигураций. Есть одно место с двумя отвесными сливами 1.5 и 2 метра. Иногда могут попадаться бревна.
Tips: После финиша обязательно посмотрите древнюю крепость
Tips 2: Судя по фотографиям и описаниям туристических групп, в начале мая, в пик таяния снегов, Паравани - совсем другая река класса V
Ну а теперь о грустном. В самом начале сложного участка строится плотина. Насколько мы поняли из разговоров с местными, она должна была быть построена еще этим летом (2011 год). Строительство идет ударными темпами. После окончания работ о прорыве вблизи города Ахалкалаки можно будет забыть
Как мы ехали:
Прошли реку за три с половиной часа, включая затупу, алексовы обносы и спасение ваниной лодки. Первый километр проехал только я, остальное — все вместе. Ближе к концу вылез и з лодки и слился на берег Ванечка. Смотрели пару мест. Было очень интересно. Наряду с Хевшурской Арагви Паравани оставила самые лучшие впечатления
Потенциал региона.
Еще плавать можно по Куре (Mtkvari). Стартовать надо выше деревни Вардзи (там, где пещерный город), заезжайте так высоко, как позволит техника – и вперед. Финиш – на слиянии с Паравани. Река течет в живописнейшем каньоне. С дороги просматриваются пороги класса III. Воды в реке даже в августе много. Иностранные описания указывают на сифон в одном из порогов. Будьте внимательны. Ниже слияния с Паравани рядом с городом Боржоми проводится коммерческий рафтинг. Про этот участок больше ничего сказать не можем.
река Паравани со стен древней крепости
ОЗЕРО ПАРАВАНИ
Паравани (груз. ფარავნის ტბა — паравнис тба (фаравнис тба), арм. Փարվանա լիճ — Парвана лич) — озеро в крае (мхаре) Самцхе-Джавахети на юге Грузии, расположенно на территории Ниноцминдского муниципалитета, между Джавахетским и Самсарским хребтами.
Является самым крупным озером страны.
Озеро находится на высоте 2073 м над уровнем моря и имеет площадь равную 37,5 км². Его максимальная и средняя глубина составляют 3,3 и 2,2 м соответственно. Объём озера составляет 91 млн кубометров воды. Уровень воды самый высокий в октябре и ноябре, а самый низкий — в мае и июне. Зимой озеро замерзает и толщина ледяного покрова может достигать 73 см.
Питается с помощью рек Шаори, Сабадосцкали и Родионовскисцкали, а также с помощью подземных вод.
Из озера вытекает река Паравани — правый приток реки Куры.
ОЗЕРО ПАРАВАНИ, АЛЬПИЙСКИЕ ЛУГА
И самое больше грузинское озеро – Паравани. Грузины ласково называют это чудо природы Паравнис тба или Фаравнис тба. Расположено озеро в крае Самцхе-Джавахети на юге Грузии. Край Самцхе-Джавахети граничит с двумя другими государствами – это Армения и Турция. И именно по этой причине озеро Паравани известно и этим двум странам.
Паравани находится на высоте 2073 метров над уровнем моря и имеет довольно большую площадь – 37,5 квадратных километров. Его максимальная глубина составляет 3 метра 30 сантиметров, а вот средняя глубина – 2 метра 20 сантиметров. Объём воды в озере 91 миллион кубометров воды. Самый высокий уровень воды – в октябре и ноябре, а вот самый низкий уровень – в мае и июне. В зимний период озеро полностью замерзает, и толщина льда составляет 73 сантиметра.
Казалось бы – озеро как озеро. Но на самом деле, на дне Паравани хранится самая настоящая тайна, неразгаданная и такая непонятная. Однако добраться до тайны, которая хранится в озере, очень сложно – несмотря на то, что Паравани не такое уж и глубокое озеро, вода в нём невероятно мутная ниже 4 сантиметров уже вообще ничего не видно.
К тому же на территории Паравани очень и очень суровый климат – с самого начала осени и до самого конца весны здесь свирепствуют морозы, и, как говорилось выше, озеро полностью покрыто льдом.
И только опытные водолазы могут достигнуть самого дна озера, где Паравани скрывает свою тайну. А тайна эта состоит в том, что здесь, на самом дне, находится странная конструкция, которой очень сильно заинтересовались археологи.
И на самом деле, первая же геофизическая разведка обнаружила на самом дне озера нечто такое, что до этого было никому неведомо. И общая площадь этого странного сооружения 900 квадратных метров.
Однако при дальнейшем изучении оказалось, что для изучения этого странного объекта одних знаний археологов просто недостаточно. И именно для того, чтобы хорошо изучить этот объект, были привлечены гидрологи, геоморфологи, климатологи и многие другие специалисты. И, конечно, водолазы.
И эти совместные усилия многих учёных были объединены в единый научный проект, который получил название «Озеро Паравани». К тому же была создана и специальная экспедиция при Тбилисском государственном университете имени И. Джавахишвили. Руководителем этого необычного и такого захватывающего проекта стал профессор этого университета Вахтанг Личели.
И, наконец, после многочисленных исследований был сделан чертёж этого необычного и загадочного объекта. И этот чертёж подтвердил, что на дне озеро расположено курганное погребение бронзовой эпохи. По мере исследования это загадочное сооружение постепенно стало открывать свои тайны. И со дна озера было поднято на поверхность много кухонной утвари, самых разных сосудов, предметов обихода. И все эти предметы после тщательного изучения были датированы IV веком до нашей эры, то есть периодом античности.
Окаймленное горами озеро Паравани находится на высоте 2200 метров над уровнем моря.И, казалось бы, на этом можно было и закончить изучение этого загадочного местечка на дне озера Паравани. Но уже в самую последнюю экспедицию было обнаружено отверстие – коридор, который вёл в самое сердце этого кургана. И после обнаружение этого прохода исследования снова были начаты и теперь уже с большим энтузиазмом.
И вокруг этого вновь открытого коридора было найдено огромное количество самых разнообразных предметов. Это и фрагменты самых разных сосудов, и хозяйственная керамика, и красивые расписные пиалы, которые нисколько не пострадали, а глазурь, которой они были покрыты, говорит о том, что мастер выполнявший эти росписи, владел своим мастерством на высоком уровне.
И все эти находки говорят о том, что тут жили люди довольно высокой культуры. И учёные ожидают найти здесь, под мутной водой, ещё немало тайн, которые позволят всё же ответить на вопрос о том, кто именно жил в этих местах в те далёкие времена.
Вот что говорит Вахтанг Личели, археолог: «На дне озера Паравани была обнаружена каменная конструкция, которая представляет собой курганное погребение, скорее всего 2 тыс. до н.э. Мы раскопали только его часть. Неподалеку были обнаружены культурные наслоения разных периодов. Наиболее ранние из них датируются 4 веком до н.э.».
озеро Сагамо
А ещё учёным просто не терпится добраться до самого сердца этого кургана – захоронения. И именно там, в самом сердце, они мечтают найти древнее захоронение бронзового периода. И именно это захоронение ответит на такой важный вопрос – для кого строился курган. Но разгадать эти тайны очень и очень сложно.
Конструкция, которая находится под водой, сооружена из больших, базальтовых неотёсанных глыб. И каждый камень со дна озера был поднят на берег и тщательно изучен и измерен. Однако главный вопрос так и остается нерешённым – почему это каменное сооружение, которое было несомненно на суше, оказалось под водой? И когда именно здесь появилось озеро? Предполагается, что озеро Паравани в связи с каким-то катаклизменным событием просто расширилось и покрыло водой сушу, а точнее, свои берега. Именно так этот курган и оказался под водой. Произошло это событие примерно в ХIII веке.
Да, действительно, загадок здесь очень и очень много. И вполне возможно, что когда озеро откроет нам свои тайны, учёным придётся пересмотреть некоторые исторические факты и события, которые происходили на этой территории.
Но есть и легенда о том, как же на дне озера Паравани оказалось это загадочное сооружение. А в каждой легенде есть доля истины…
…Между двумя горами Абул и Мтин существовала когда-то страна Парвана. И жил в этой стране в богатом замке царь – правитель Парвана. И была у царя прекрасная дочь – царевна. Царь невероятно любил свою девочку, и она росла не зная горя и отказов, купаясь в золоте и серебре.
И вот наконец, пришло время выдать молодую царевну замуж. Царь по всему свету разослал гонцов, которые несли только одну весть – прекрасная царевна страны Парвана ищет себе жениха.
И вот, наконец, на площади перед дворцом собралась целая толпа претендентов на руку и сердце девушки. Грянули фанфары и прекрасная царевна вместе со своим отцом появилась на балконе своего величественного замка. Царь предложил собравшимся претендентам сразиться друг с другом на глазах царевны, чтобы она смогла определить самого достойного.
Но царевна была против такого кровопролития – бессмысленного и беспощадного. Она очень переживала, что более сильные воины в таком неравном бою просто убьют более слабых претендентов. Не хотелось ей, чтобы ради неё был убит хотя бы один из этих прекрасных юношей.
И тогда отец спросил у своей прекрасной дочери, как же она будет выбирать себе жениха. И прекрасная принцесса сказала, что выйдет замуж за того, кто принесет ей неугасимый огонь. Прекрасные витязи помчались выполнять просьбу принцесс…
Прошло много лет, но ни один из тех прекрасных юношей к принцессе так и не вернулся. Никто не принёс ей неугасимого огня, хотя девушка днями и ночами ждала этого смелого храбреца. И отчаявшись ждать того, кто подарит её этот огонь и женится на ней, престарелая уже принцесса начала горько рыдать. И своими слезами бедная и несчастная женщина затопила весь царский дворец и всё царство Парвана.
Вот такая вот грустная, и в то же самое время очень поучительная легенда, которая витает над озером и над затопленным дворцом, в котором и умерла принцесса, так и не выйдя замуж…
Но не только своей легендой и подводным строением притягивает к себе озеро. В первую очередь сюда едут для того, чтобы полюбоваться на бескрайние альпийские луга и вдохнуть свежий аромат трав, который по окрестностям разносит ветер.
Альпийские луговые травы – это ещё одно сокровище этого края. Трудно представить себе ещё более красочное место, особенно весной, когда здесь происходит самое настоящее буйство красок. Синие васильки и красные маки, белый мятлик и желтенькие крошечные цветочки с труднопроизносимым названием буквально застилают всё вокруг. И так хочется забыть о всех своих земных делах и проблемах, и босиком пробежаться по этому волшебному великолепию. А в конце пути, перед самой водой озера, упасть посреди луговых цветущих трав и долго-долго смотреть в небо, в бескрайние дали и думать о том, как же хорошо всё таки жить на этом свете!
Лёгкий, едва заметный ветерок, белые облака в небе, которые постоянно принимают самые причудливые формы и цветы, цветы, цветы…Вот такое вот оно окружение озера Паравани.
Здесь не растут деревья. Почему? На территории озера, да и на территории самого района очень суровая и холодная, длительная зима. Ни одно дерево не способно выжить в этих условиях. Однако совсем недавно было решено превратить зону озера Паравани в зону экологического туризма. А для большей привлекательности этого волшебного места здесь посадят много-много кавказских сосен. Именно это дерево способно не только выжить в этих суровых условиях, но и превосходно расти и развиваться. Всего планируется посадить 5 тысяч таких сосен. А это значит, что в скором времени здесь на бескрайних лугах озера Паравани вырастет самый настоящий сосновый лес.
Озеро Паравани питается водой трёх рек – это река Шаори, река Сабадосткали и река Родионовскис Тскали. К тому же вода в него поступает и из подземных источников. А вот вытекает из озера всего лишь одна река с одноимённым название – Паравани. Река Паравани – это правый приток знаменитой грузинской реки Куры.
А на территории этого озера и самого района когда-то жили духоборы.
(Духоборы - секта в рамках течения "духовных христиан". Название "духоборы" или "духоборцы" появилось в 1785 г. Оно было дано секте екатеринославским архиепископом Амвросием, говорившим, что учение секты противоречит Св. Духу. Сами сектанты истолковали это название по-своему, заявив, что отрицая религиозную обрядность, они являются поборниками духа, "борцами за дух").
Сегодня их численность здесь не достигает и тысячи человек, а ведь когда-то именно эти приверженцы секты строили здесь настоящие деревни – Гореловка, Ждановка, Спасовка и даже сам город Ниноцминда, который когда-то носил название Богдановка, тоже был основан именно духоборами.
Появились духоборы в Грузии ещё во времена Николая I. А вновь созданное ими село Гореловка стала настоящей Меккой и пристанищем для многочисленных людей, которые называли себя именно духоборами.
С каждым годом на территории Ниноцминдского района духоборов становится всё меньше и меньше. Всё реже и реже здесь можно встретить русских женщин в белых платочках, а покинутые дома всё больше и больше подвергаются разрушению.
Но не смогли ужиться мирные духоборцы с грозными горцами. И вот в 1990 году большая часть населения этих сёл переехала жить в Россию и даже в Канаду. А ведь в Канаде сегодня насчитывается примерно 30 тысяч приверженцев этой веры.
Есть и ещё одна версия того, почему именно эти люди стали уезжать с насиженного места – это отсутствие работы. Когда-то здесь были большие и богатые колхозы и совхозы. Но потом в один миг всё развалилось. И молодёжи просто некуда было податься. И тогда вся община духоборов приняла решение уехать из Грузии.
Сегодня в самом развитом центре духоборства – селе Гореловка – проживает всего 150 человек-духоборов. И, несмотря на такое небольшое количество, эти люди по-прежнему чтят свою веру и очень надеются на то, что когда-нибудь их община непременно возродится…
Сёла, основанные духоборами, самые обычные. В них нет ничего примечательного или удивительного. Беленькие простые домики, заборчики, огородик – это всё, чем жили и чем живут эти люди сегодня. Однако для тех, кто никогда не видел и не слышал о существовании этих людей, будет просто интересно побродить по их поселениям, побывать в гостях и поговорить с этими людьми.
Вот такие вот необычные тайны скрывает в себе само озеро Паравани и его окрестности. Красота и яркость природы напрямую связаны здесь с судьбами людей. И очень хочется верить, что люди, которые жили здесь когда-то, непременно вернутся сюда для того, чтобы посмотреть на своё любимое озеро Паравани, снова вдохнуть аромат альпийских трав и посмотреть в небо, такое далёкое и такое загадочное для нас.
село Хертвиси, слияние рек Паравани и Куры
ОТЧЕТ О СПЛАВЕ ПО РЕКЕ ПАРАВАНИ
Отчет о водном туристском путешествии VI к.с. по Грузии: Москва - Ереван - оз. Сагамо- сплав по р. Паравани до устья р. Баралети - сплав по р. Баралети- заезд вверх по р. Кура до Вардзиа- сплав по р. Кура до г. Боржоми - Ереван - Москва
Дата: 28 апреля - 9 мая 2007 г.
Руководитель: Цветкова С.В. (Московская обл., г. Химки)
Справочные сведения о путешествии
1. Основная нитка маршрута Москва - Ереван - оз. Сагамо- сплав по р. Паравани до устья р. Баралети - сплав по р. Баралети- заезд вверх по р. Кура до Вардзиа- сплав по р. Кура до г. Боржоми - Ереван - Москва
2. Протяженность сплава -190 км. (Уровень воды - высокий)
3. Продолжительность: общая - 11 дней, активной части - 9 дней;
4. Тип судов: 2-х местный катамаран- 4 штуки; пластиковый каяк- 1 штука
5. Сроки проведения: с 28 апреля по 9 мая 2007.
6. Количество человек - 9;
Организация путешествия
Я давно уже поняла для себя, что наибольшее удовольствие мне доставляет планирование новых маршрутов или давно забытых, по которым приходится идти в режиме первопрохождения. Очень интересно сравнивать ощущения - каким казался маршрут по той информации, что мне удалось собрать, и что там оказалось на самом деле. Всю зиму я пристально рассматривала снимки со спутника, изучала топографические карты, искала в Интернете информацию об этом районе и политической обстановке в Грузии, рассылала своей команде спутниковые картинки Паравани с нагромождениями камней, где должны быть сложные пороги, подогревая интерес к этому маршруту. К весне никто из моих ребят уже не сомневался, что нам нужно на Паравани.
Лоция Паравани, которой мы пытались руководствоваться, заканчивалась Ахалкалакским прорывом. Правда, выяснилось, что река сильно изменилась с тех времен, были построены многочисленные гидротехнические сооружения. Всю реку пришлось идти в режиме первопрохождения. Что представляет из себя нижняя часть Паравани, каков характер реки - было неизвестно. Руководствоваться мы могли только снимками со спутника (в какую воду были сделаны - непонятно). Снимки сделаны с очень хорошим разрешением, видны даже отдельные камни в реке и машины на дороге. По снимкам, естественно, судить о мощности препятствий было невозможно. (На самом деле, то, что мы увидели на нижней Паравани, превзошло по сложности все наши ожидания. Хотя все выглядело достаточно прозаично - большой уклон, невысокие осыпные берега, узкая река, хаотически разбросанные бочки и валы, особого слалома между камней не требуется. Только такой участок тянется 15 км практически без чалок и возможности поставить уверенную страховку. А жесткая вода, как выяснилось, не прощает ошибок.)
Мной были заранее, по спутниковым снимкам и топографической карте, присмотрены два притока Паравани и один приток Куры для возможного прохождения. Один из них, Баралети, оказался достаточно интересным для сплава. Его мы и прошли. При подготовке к походу я заявила эту возможность в маршрутной книжке.
Маршрут проходит по "Грузинской Армении". Население - в основном, армяне. В городе Ахалкалаки была Российская военная база. Ее недавно вывели. В прессе были публикации, что местные жители протестовали против вывода войск - с закрытием базы они теряли работу. К нам подходили несколько российских военных, которые еще по каким-то причинам не уехали. Отношение к нам местного населения было все время самым наилучшим, приветливым.
Район, в котором протекает река Паравани, отличается суровым климатом. Местные жители сказали нам, что это "Грузинская Сибирь". Сплав начинается от оз. Сагамо, расположенного на высоте 2000м. (Когда мы приехали, озеро было подо льдом). В начале мая очень холодно. По берегам - снег. Судя по отчетам группы Борца, два года подряд, когда они ходили на Паравани, у них шел снег. Снег шел и у нас.
Растительность по берегам встречается нечасто. В основном, безлесная местность. Поэтому мы заранее просили водителя купить для нас газовые баллоны. На них готовили. Рамы для катамаранов, естественно, везли с собой.
Совсем другой климат в районе Куры. Там начинается настоящая солнечная Грузия. Цветущие сады. Местное население выращивает виноград, делает вино.
Очень хотелось сходить в поход тем же составом, что был в прошлом весеннем походе. Но - увы - так почти не бывает. Новосибирцы с нами в этот раз не пошли, появился еще один московский экипаж наших друзей, которые уже с нами ходили.
При подготовке к походу выяснилось, что части народа нужно будет скорее вернуться в Москву, и они готовы пройти только Паравани, а на более слабую часть - сплав по Куре - они остаться не смогут.
Практически везде на этом маршруте есть сотовая связь. Я связывалась по мобильному телефону с МКК, сообщала о нашем продвижении по маршруту, о том, что мы, как и планировалось при благоприятном раскладе, пошли на прохождение притока, и о том, что часть группы, как и было заявлено, уехала и оставила нам каяк.
Итого - активными способами передвижения (сплав) 190 км. (Часть группы прошла 47 км)
Транспортные возможности района. Получение визы.
Подъезд и отъезд с маршрута.
В настоящее время попасть из Москвы в Грузию реальнее всего через Армению. Экзотические варианты вроде заброски из Москвы на автомобиле не рассматриваются - есть вероятность заплатить на погранпостах и постах ГАИ денег больше, чем стоит авиаперелет. Авиасообщение с Грузией так и не было возобновлено.
В Армению российские граждане въезжают без визы.
В настоящее время российских граждан пропускают через все грузинские погранпосты без проблем и, более того, на этих погранпостах можно получить визу (35 долларов). Визу также можно получить в посольстве Грузии в Москве (10 долларов) - это может сэкономить деньги и время на границе.
Для получения визы нужно:
1. Заполнить анкету (она плохонькая и кривенькая, но в консульстве такую дают), расписаться на ней.
2. Приклеить к ней любую свою фотографию
3. Взять свой загранпаспорт
4. Взять деньги
И отвезти все это добро в Грузинское консульство на Остоженку 26/1, м. Кропоткинская, (тел. 2031478, 6375993, дозвониться трудно).
Ереван связан регулярным авиасообщением с различными городами мира, в том числе и с Москвой. Туда летают самолеты нескольких авиакомпаний. Нами была выбрана компания "Аэрофлот", у которой рейсы самые удобные. Однако на мое письмо с просьбой разрешить бесплатный провоз 40 кг багажа на человека, мне ответили отказом. Чтобы не платить большие деньги жадной авиакомпании, пришлось договариваться на стойке регистрации о скидках с сотрудниками аэропорта.
В аэропорту Еревана существует сбор за регистрацию. Не во всех авиакомпаниях этот сбор входит в стоимость обратного билета.
Все перемещения по Грузии и Армении для нас организовывала компания "Дила Плюс", находящаяся в Тбилиси. (https://www.dilaplus.ge)
г. Тбилиси, 0108, ул. Ахвледиани 7 (бывшая Перовская). Тел: (+995 32) 454 244 Грузия, г. Тбилиси, 0160, ул. Шартава 18a. Мобильный: (+995 99) 540 079, (+995 99) 743 138 (англ. яз.) Эл. почта: info@dilaplus.ge dilaplus@dilaplus.ge )
Сотрудники ее хорошо себя зарекомендовали в прошлом году, организовав транспорт для нашего похода по Цхенисцкали. В этом году нас возила все время одна и та же машина, микроавтобус с верхним багажником. (Группа Айбатулина заказывала машину там же). Она встретила нас в аэропорту в Ереване, возила наши вещи весь поход, отвезла в Ереван ребят, которые уезжали раньше, вернулась к нам и возила до конца похода. Затем отвезла нас в аэропорт в Ереван. Деньги мы заранее перевели на счет компании "Дила плюс". Сотрудники компании также поставили в известность местные власти о том, что мы собираемся посетить их территорию, и представители Грузинской полиции неоднократно приезжали к нам, интересовались, все ли у нас в порядке, оставляли номера телефонов для экстренной связи. На самом деле, очень приятно было чувствовать заботу местных властей.
От Еревана до границы с Грузией и далее вдоль Параван и Куры до Боржоми идет асфальтовая дорога, не везде хорошая, но проехать на микроавтобусе - без проблем.
Сплав по р. Паравани
Сплав начинается от оз. Сагамо (у нас оно было частично подо льдом) Фото 1.
Участок до Ахалкалакского прорыва - шиверы-пороги 4-5 к.с. (наиболее сложные пороги отмечены в тексте лоции). Ахалкалакский порыв - несомненно, 6 к.с. Ниже Ахалкалакского прорыва, до начала мощных шивер нижней Паравани, можно выделить порог "Слив" - 6 к.с. Фоновый сплав - 5 к.с. Нужно быть внимательным - много гидротехнических сооружений и низеньких мостиков, поэтому реку нужно идти с частичным просмотром (от чалки до чалки).
1. Порог № 1 Расположен в 100 м от оз. Сагамо. Длина около 1,5 км. Порог имеет форму двойного зигзага и состоят из двух ступеней. Порог простой. Проходы видны с воды. Линия движения требует постоянного маневра. Фото 2.
2. Порог № 2 "Знайка" представляет собой сужение русла, резкий поворот вправо, а затем влево. Небольшие валы, в русле много камней.
3. Порог № 3 После № 2 небольшой быстроток и за правым поворотом порог " Зигзаг". Порог 2-х ступенчатый, длиной около 100 м. На входе подводная плита. На выходе - сужение и "зуб", который обходится слева.
4. Порог № 4 Расположен в 100 м после № 3. На входе в порог на правом берегу русло сухого ручья и красные камни. Порог начинается сужением русла и сливом 0,7 м. Затем остров, который обходится любой протокой. До № 5 около 200 м, быстротока с камнями.
Участок идем сходу, снег слепит глаза. Под снегом плыли примерно полчаса, руки совсем замерзли. Река имеет довольно забавный характер: на поворотах встречаются стенки из камней, перегораживающие почти всю реку.
5. Порог № 5 "Каунас". На правом берегу скалы с многочисленными дырами и нишами. На левом берегу крупнокаменистая осыпь. Длина порога около 100 м. В пороге много подводных и надводных камней, Перепад воды 3,5-4 м. Сливы шириной 3-4 м . Прошли сходу.
6. Порог № 6 Расположен через 300-400 м от № 5. Начинается двумя островками, затем мощный поток уходит под крутой левый берег. Камней в русле мало. Длина порога 300-350 м. Порог простой. До д. Арагял слабые шиверы.
7. Порог № 7 Расположен вод деревянным мостом в д .Арагял. За мостом через всю реку (наискось) - запруда из камней. В малую и среднюю воду суда приходится перетаскивать по камням. Катамараны обносили, каяк прошел в узкую дырочку.
8. Порог № 8 Расположен после короткого быстротока за № 7.Основная струя под правым берегом. За порогом низкий мост. (Обнос по левому берегу)
9. Порог № 9 Расположен в д. Ороджаралар. Под мостом шивера, переходящая в порог, который состоит из 2-х частей. После 1-й части необходимо пристать к левому или правому берегу для просмотра второй части. Длина второй части около 100 и. В пороге сливы, пенные ямы. В конце порога, на "зигзаге" - слалом среди мелкосидящих камней. 10. Порог № 10 "Лютик" Расположен за с. Каурне. В этом пороге - каменистый выступ, а с другого берега - пара крупных камней. Струя бьет в левый берег. Группа валов.
10.1. Простая шивера с грядой камней поперек реки. За шиверой плёс. Чалка лучше к левому берегу.
10.2. Короткий бурный порог на левом повороте с крупными глыбами в русле. За поворотом мощная струя уходит под левый берег, где можно зачалиться перед 10.3.
10.3. Третья ступень напоминает вторую, только поток более мощный, падение воды более крутое. Мощные валы и пенные ямы заканчиваются перед сужением, образованным бетонными обломками. Порог осматривали с правого берега. Снимали на фото. Порог проходили по очереди, страховали с воды (первый экипаж шел без старховки - здесь не сложно)
11. Порог №11 Начинается после короткого быстротока за № 10. На правом берегу заброшенный сад. Длина порога свыше 1 км. Проходили сходу
12. Порог № 12 Расположен после шиверы перед д. Джиграшен. Начинается грядой камней поперек раки. Затем большие камни образуют 1,5 м слив с пенной ямой. Проходили сходу.
В конце дня опять пошел снег. Подул сильный встречный ветер. Катамараны сносит назад - начался плесовый участок.
13. Порог № 13 "Литва". Начинается за д. Хоренья. Это шивера средней мощности, с хаотически разбросанными камнями. Линия движения видна с воды. Заканчивается порог перед насосной станцией. (Фото 5-8) Зачаливаемся за входной шиверой, идем, смотрим порог. Ставили береговую страховку для первого экипажа, для следующих -страховка с воды. Мы с Петром не стали чалиться после 2-й ступени, прошли сходу 3-ю, перепрыгнув через груду камней слева.
14. Порог № 14 "Водозаборник". (5 к.с.) Возле насосной станции река, зажатая бетонными берегами, "падает" водопадным сливом высотой более 2 м. Из бетонных стенок торчит арматура. Володя с Митей прыгнули туда без просмотра, хотя знали, что впереди порог. Все остальные зачалились к правому берегу, но просмотреть оттуда слив - проблематично - правая протока мелкая. ()
Мы с Петром переправились на левый берег, посмотрели. Все экипажи прошли без проблем, ближе к левому берегу. (Экипаж Равиля походил этот порог позже нас, его долго в бочке держало, но не кильнуло ().
15. Порог № 15 "Километровый". Начинается через 100-150 метров после "Водозаборника" разгонной шиверой. Порог длиной более километра состоит из 3-х ступеней. ()
15.1. Разгонная шивера постепенно переходит и порог с крутым падением и мощным потоком. Первая ступень заканчивается за правым поворотом.
15.2. "Калитка". Расположена на прямом участке реки. Мощный поток в центре ступени делится камнями на протоки. Наиболее мощная и широкая (около 3 м), расположенная ближе к правому берегу, через 10 м "наваливается" на большой обливной камень с "петухом" над ним.
15.3. Начинается перед правым поворотам. В центре русла - камни. Удобный проход под правым берегом.
Зачалились для просмотра. Ступень "Калитка" самая сложная. Заходная шивера длинная, несколько камней, ближе к правому берегу. Проход между камнями. Над камнем стоит "петух", прыгали мимо него. Далее - быстроток с наличием камней и валов, река делает правый поворот - за ним валы, бочки. Это выходной участок. Чалились к левому берегу.
До г. Ахалкалаки течение спокойное. Перед городом - два моста. За мостом река, обходя невысокую гору, уходит от города. Здесь начинаются самые сложные пороги верхнего участка р. Паравани. После 2-го моста зачалились к левому берегу.
16. "Ахалкалакский прорыв" (6 к.с.) (Фото 16 - 21) Перед каньоном спокойный плёс, подпор воды. Берега каньона высотой до 25-30 м. Внимание! Ахалкалакский прорыв полностью изменился! Здесь построены плотины, образовался очень сложный новый порог!
Новый порог образовался в 1995-м году в ходе строительства мини- ГЭС. Перед порогом нужно чалиться заранее. Есть подсос в трубу, через решетки.
16.1. Река перегорожена дамбой. Проход справа шириной метров 5. Заход вдоль правого берега. Правый берег- стенка неглубокого каньона. Два слива: первый слив- вода бьется в обливник, над которым стоит большой "петух". За петухом из воды торчит камень, на него валит вода с "петуха". Общий перепад входного участка - метров 15. Вид этого всего достаточно страшный. Струя делится на две части обливником в отношении 1:3. Меньшая часть струи уходит направо, большая - налево. Далее в левой струе: ступенька с бочкой внушительных размеров. Около обливника слив водопадного типа, далее - более простой. Слева много камней. Заходить в нашу воду можно единственным способом - между "петухом" и обливными камнями у левого берега. После этого большая часть струи смещается к левому берегу, там - бочка. При этом ближе к центру реки бочка мягкая и проносная.
После этого места струя движется вдоль левого берега, ряд валов, бочек и камней. Спасконцы ставили в конце этого участка. Два катамарана обнесли в конец порога. Страховку организовывали совместно с подошедшей группой Айбатулина. Поставили 4 морковки и 2-х человек на острове, в конце порога, перед низкой трубой над сужением водозаборника (это место нужно однозначно обносить), напротив здания электростанции. Остров каменный, предпочтительнее идти левой протокой - правая протока выводит прямо под низкую трубу над водозаборником. Порог проходили по очереди. Заходили ближе к правому берегу, затем угребались влево, проходя по краю "петуха". Далее катамараны месило в бочках. Все прошли благополучно. Наш экипаж с "петуха" сбросило на торчащий за ним камень, но мы съехали с него, не кильнулись. Каяк лег во второй бочке, но встал и финишировал нормально.
Далее - низкий мостик, за ним - слив и еще - слив 3,5 - 4м. Но этот участок не идется из-за низкой трубы на заходе. С левой стороны струя заканчивается подпором плотины 2-го водозаборника с решетками.
16.2. После слива 2-й плотины вода прорывается через хаотически разбросанные камни с общим свалом воды ближе к левому берегу.
После того, как вся вода собирается у левого берега, идет быстроток, прерываемый хаотическими валами и бочками. () Правый берег- отвесная стенка с "карманами". Через 250м - с правого берега - скальный выступ. Основная масса воды от левого берега сваливается к правому берегу через гребенку камней, перед ней - бочка, которая всех тормозит. (Каяк проходил слева, катамараны - справа). За бочкой камень, а дальше - гряда камней, через которую проходит вся струя. Она сливается со струей, приходящей слева, далее - валы. Струя несется вдоль скалы, стоит отбойный вал. Далее - бочка через всю реку (тормозило всех). У левого берега бочка более жесткая, слив 1,5м. У правого берега слив более пологий. После бочки - валы, обливники с большими "подушками". Далее - быстроток. Страховку ставили с берега в середине и в конце участка. Шли по струе, лавируя между камнями. Уходили под правый берег, шли вдоль скалы по бочкам.
Слева - насосная станция (ГЭС), далее - низкий мостик (вдоль правого берега можно пройти). Катамараны на ночь оставили на ГЭС.
Порог заканчивается возле тополиной рощи на левом берегу. Здесь же рядом - футбольное поле.
Ниже ГЭС - низкий мостик. (Обнос.) Далее на реке нет никакой корреляции с лоцией, которой мы руководствовались. Привожу свое описание:
17. Порог. Горка с бочкой. Шли с ходу. Река делает правый поворот, течение спокойное до следующего моста.
Перед мостом - разбои. Река делится на протоки. Мост с арматурой. Левый проход загроможден арматурой, правый - чистый.
Далее - плес, который заканчивается дамбой.
18. Порог "Дамба". (6.к.с.) Осмотр необходим! Мощный слив через гряду камней. Высота метра 3 (пологий) и загроможден камнями. Экипаж из команды Равиля вчера пошел в этот порог, налетел на камень в сливе и сломал поперечину. Мы порог обнесли. ()
19. Мощная шивера длиной метров 200. Проходили сходу.
20. В пос. Хулгумо - электростанция и низкий пешеходный мостик. () Участок - мощная шивера с камнями. Перед мостиком можно с трудом зачалиться на шивере к правому берегу. Обнос всего участка (за мостик), шиверу шел только один экипаж. Страховали и ставили чальщиков - перед мостиком чалка проблематична, течение сильное. Катамаран, попавший под низкий мостик, прижмет к нему и перевернет или разломает. Из группы Равиля шиверу прошел тоже один экипаж.
Далее шивера продолжается еще метров 150-200. Река делает правый поворот, удобные чалки по обоим берегам.
21. Порог "Слив". (5 к.с.) Мост, под которым запруда из камней. Слив высотой примерно 1м, через всю реку, градусов под 45 к течению. Прыгали все, стараясь попасть в "язык", удачно. ()
22. Метров через 100 - еще один мост. Шли в правый пролет. Под мостом - порог с валами и бочками. Шли тандемами. Часть народу просматривала. На левом берегу - развалины крепости. Город Ахалкалаки примерно здесь заканчивается.
Далее - прогонный участок. Шиверы. Река неширокая, по берегам - пирамидальные тополя. Очень похоже на автостраду.
Левый приток. После него - низкая труба (обносили). Над рекой - старый железнодорожный вагон! () Краями он стоит на берегах. Говорят, раньше там был ресторан.
23. Участок очень мощных шивер-порогов. (6 к.с.) Характер реки кардинально меняется - она имеет характер "трубы": узкая река шириной метров 10, хаотические валы, временами - бочки. Это порог, который тянется практически без плесов до устья реки Паравани. Валы большие. Чалились несколько раз, чтобы посмотреть, что там дальше, на реке, и перевести дух. Очень жестко, чалки затруднены. Уклон реки явно увеличился. Прошли километра 3, далее - порог. Про этот порог мы знали (он есть на снимках из космоса), зачалились заранее. Чалились к левому берегу, чалка жесткая.
Так как лоция, по которой мы шли, закончилась на Ахалкалакском прорыве, у меня нет сведений, кто и когда проходил этот порог (наверное, Лагода, но он ничего не записывал), то мы взяли на себя смелость назвать этот порог: "Извращенец".
24. Порог "Извращенец". (6 к.с.) () На входе в порог - большой камень, перегораживающий половину реки. Камень делит струю в соотношении 1/3 к 2/3. В левом проходе - на 3-5 метров ниже большого камня - полуобливной камень, в который бьет струя и уходит направо (частично переливается через скалу и частично уходит направо под углом 70 градусов к общему течению реки.)
Правый проход: чистый слив. Справа струя падает в восходящие струи, образованные объединением левой и правой струи. После подпора, образованного сливающимися струями, основная масса воды уходит налево, частично вода переливается через камни, образуется подпор; небольшая струя идет вдоль правого берега, большая струя - по центру реки. За камнем трек, образуемый левой струей, соединяется с отвалом, образуемым правой струей и, объединяясь, наваливается на камень, который находится ниже по течению, являясь стеной подпора. Навал частично переваливается через камень, но, в основном, обходит его с левой стороны. При этом образуется навал на левый берег. У правого берега проход запирает торчащая из воды скала.
Далее - шивера с чередой бочек и валов.
Здесь мы опять встретились с группой Равиля. Порог идти все боялись. Наконец, поставили страховку морковками с левого берега, обнесли на страховку катамараны.
Страховали - 2 ката снизу.
Проходили: Леня и Андрей - первыми. Заходили у правого берега, попадали в сбой струй, резко гребли налево, перпендикулярно берегу, и уходили в левую "дырку". Затем прошли каты из команды Айбатулина, наш каякер, потом еще один наш кат. Остальные обнесли. Проходили все одинаково, единственно возможным в нашу воду путем - заход у правого берега, резкий уход налево по пенному котлу из сбоя струй, перпендикулярно берегу, затем - проход слева в узкий слив. Каяк заходил по центру, кильнулся, в конце порога встал.
25. Участок очень мощных шивер-порогов. (6 к.с.) Дальше сплавились метров 200 до правого притока, Баралети. Та же картина - бочки + валы. Жесткие чалки. На этом участке мы с Петром порвали катамаран. ()
Далее - сплошной порог без плесов и чалок. Месиво из валов и бочек. Тянется более километра, у форелевого хозяйства - небольшой кусок быстротока, метров 100 (с валами). Если человек попадет в воду - с большой вероятностью не выловишь. Очень опасно. Расход реки мы оценили кубов в 50-60. ()
Равиль пошел участок ниже, но далеко не ушел (метров 800-900). При прохождении этого участка один кат кильнулся. Он шел тандемом с Равилевым катом. Равиль контролировал положение перевернувшегося экипажа, но особо ничем помочь кильнувшимся не мог - шел рядом и боролся со стихией сам из последних сил. Ребята вылезли на кат, потом выбросились на камни. Еще один кат не смог зачалиться рядом со всеми, зачалился метров на 300 ниже.
Участок ниже устья р. Баралети наша команда не пошла, обвезла на машине. Причины: очень большой риск при прохождении. Холодная погода, шел снег. Участок до устья Паравани (километров 15) - сплошной порог 6 к.с. со значительным уклоном - хаотически разбросанные валы и бочки, обливные камни, практически без возможности зачалиться и страховать. На этом участке можно выделить, по крайней мере, два сильных препятствия с большими камнями - пороги, перед которыми нет чалок. Опыт параллельной группы, попытавшейся пройти этот участок, также повлиял на наше решение. ()
Особенности снаряжения
При подготовке к походу мы рассчитывали на то, что у нас будет все время машина сопровождения, которая повезет наши вещи. С собой на сплав мы брали только перекус (да и то не всегда, машина все время была рядом), аптечку и ремнабор. Продукты были закуплены на весь поход в Богдановке. У местного населения покупали вино и поросенка (на Куре) и форель (на Паравани). Рамы для катамаранов брали дюралевые, с лесом на маршруте проблема - в основном, сады, да и то уже на Куре. Река Паравани выше Ахалкалаки течет по безлесной местности. Для нас водитель заранее покупал газовые баллоны. С дровами на Паравани - проблема, но местами лес есть.
Рекомендуем брать с собой термосы (для перекуса). В нашей группе не было, были они в группе Айбатулина.
Также рекомендуем одеваться теплее - в мае очень холодно, часто идет снег.
устье реки Паравани, река Кура
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Автор отчета Цветкова С.В.
https://www.skitalets.ru/water/2008/georgia07_tsvetkova/
Автор статьи: Антон Свешников
https://www.ticket2ride.ru/
Паравани — статья из Большой советской энциклопедии
Паравани, река на Кавказе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Словарь современных географических названий / Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
https://www.tamartour.ru/georgian-interesting-places/types-of-georgian-interesting-places/nature/paravani
Сайт Википедия.
https://www.svirsky.ru/photo/
https://kat2.ru/
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 11026 просмотров
Комментарии
крепость Хертвиси!
ещё один примечательный приток Куры!
и на устье уникальная крепость Хертвиси!
(про неё инфа в статьях крепости Грузии)
Довод в пользу того, что лучше выбрать Куру для экспедиции!
Отправить комментарий