Марийский народный герой Чоткар-патыр – камень Чоткара

 Команда Кочующие - Чоткар

 

Чоткар — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в (Волжском районе Республики Марий Эл). Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь. Ежегодно недалеко от деревни Нурмучаш в начале июня проходят праздничные торжественные мероприятия в память Чоткара.

Помимо народных преданий о Чоткаре были созданы литературные произведения: стихотворение-легенда «Богатырь Чоткар» С. Г. Чавайна (1910—1912) и исторический роман «Чоткар» Л. Л. Яндакова (2000).

 

 

 

Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны  с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника. В частности, есть такая легенда.

 

 

 

ЛЕГЕНДА  О ЧОТКАР-ПАТЫРЕ (литературная обработка  Кима Васина)

На зеленом берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар.

Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его.

А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб. Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар-патыр. Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.

Это было давно. Русские еще не строили городов около нас по Волге, а воинствующие ханы жили в степях, где пасли свой скот, и часто нападали на марийские селения.

Узнал об этом Чоткар-патыр. Собрал людей своего лесного края и пошел на степняков войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь. Ханские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские. Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар-патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.

— Дорогие мои! — сказал Чоткар. — Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.

Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со славным богатырем Чоткаром. Но Чоткар успокаивал их:

«Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!» Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжелый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной.

Чоткар-патыр умер. Он лежал как живой среди лесных цветов. Его положили в дубовый гроб и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

 

                         (мостик  через речку Пез - за ней  поляна  Чоткара)               

 

С тех пор прошло много лет. Вокруг холма вырос густой лес. Каждую весну холм покрывался душистыми цветами, он был весь в узорах, как красивый дорогой ковер. Близко к холму никто не подходил. Все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что трудовые люди ведут себя непокорно. Поэтому богачи задумали черное дело. Они подкупили одного марийца по имени Эш-полдо, чтобы без нужды поднять Чоткара из могилы. И однажды он тёмной ночью, чтобы не видели люди, подкрался к могиле богатыря и трижды произнёс:

«Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!».

Задрожала мать-земля, раздвинула свои недра, и оттуда с мечом в руках и в боевых доспехах встал Чоткар-патыр.

Продажный Эш-полдо в страхе бежал от могилы героя. А Чоткар, не заметив вокруг никаких врагов, воскликнул в сердцах:

- Горе тебе, марийский народ, понапрасну поднял ты меня из могилы, вздумал пошутить надо мной! Не будет больше у тебя такого заступника! –  И на веки вечные лёг в могилу.

Напрасно потом народ мари звал на помощь Чоткара, когда на их землю нападали враги – герой их покоился вечным сном на берегах прекрасной Илети.

 

 

 

 

Вот что узнали исследователи кружка «Юный краевед» о родной местности, изучив историю всех деревень от их возникновения до нынешних дней.

Они установили, что первые жители в Карамасах появились еще в XII веке, во время правления Казанского ханства. Пезмучаш и Чодраял – самые древние деревни Волжского района. Первая была названа так в честь охотника Пезе, который поставил на этом месте первый дом. Вторая, Чодраял, прежде называлась Кораем. Окружающий ее со всех сторон лесной край дал ей современное название.

XIII век породил на свет марийского богатыря. То место, где сейчас стоит деревня Кабак-сола, и есть родина Чоткара. Как и в русских сказках, национальный герой обладал необыкновенной физической силой, добрым сердцем, мудростью и огромным патриотизмом. Даже спустя несколько веков жители деревень помнят Чоткар-патыра (чоткар – «сильный», «крепкий»). В народе складываются легенды о спасении «силачом» целого народа от гнета вражеских захватчиков. Согласно одной из них он так защищал марийцев, что те были освобождены от налога татарам. А однажды Чоткар со своим сыном Одаем поехал к Батыю. Растроганный пением юноши, татарский хан предложил остаться и начать служить ему. Но сын Чоткара отказался и остался верен своему народу, как и его отец.

 

 

Богатырь был похоронен на горе под молодым дубом, в том месте, где река Пез впадает в Илеть. Дерева сейчас уже нет. Оно упало в XIX веке, и из уважения к памяти героя, еще долго лежало на своем месте. Возможно, точное нахождение могилы Чоткара мы больше никогда не узнаем. Но на берегу реки Пез, где он любил когда-то отдыхать, поставлен камень памяти. На нем слова: «Душа Чоткара в сердце марийца». Уже третий год жители района и их соседи собрались вместе, чтобы почтить память национального героя. Они посвятили ему пьесу, в которой принимали участие не только работники культуры, но и учителя, школьники, колхозники. В следующем году это мероприятие планируется провести на республиканском уровне. Это, конечно, должно вызвать интерес у жителей республики, и ежегодный маленький праздник карамасцев постепенно превратится во всеобщую дружную традицию одного народа.

 

                                   (живописный холм - на нем  камень Чоткара)                      

 

 

Карамасская сторона – это чисто марийский край. При встрече здесь говорят «салам», что значит «здравствуйте». Интересно, что здесь живут и язычники, и православные. Праздники представителей двух религий, безусловно, отличаются друг от друга. Действа обоих из них всегда любопытно понаблюдать. Например, существует такой языческий праздник Сурем. В этот день все жители посещают бани, а затем, надев чистую рубаху, отправляются на моления в священную рощу. Там они приносят в жертву богам различные яства, в основном, это птица – гусь и баран. Удивительно то, что почти все жители деревни Нурмучаш – крещеные. Однако люди настолько тесно живут в связи с традициями своих предков, что обряды здесь и в наши дни исполняют языческие. Непосредственное обращение к Богу происходит во время праздника полевых работ – агавайрема. На место молитвы крестьяне приносят еду и просят богатый урожай и приплод скота. Во время июльского праздника Сурема собирается и молодежь, которая в будущем должна сохранить традиции народа и передать их своим детям.

Гордость за свою культуру, язык, за свой народ – это начало большой любви к своей маленькой родине. Воспитание глубоких чувств у молодого поколения – необходимый, но не навязчивый подвиг карамасцев, вносящих свой бесценный вклад в сохранение культуры всего марийского народа.

 

 

 

 

ЧОТКАР-ПАТЫР (СЕРГЕЙ ЧАВАЙН)

 

Кугу Корамас нур тӱрыштӧ,

Усола ден Нурмучаш ял коклаште,

Кугу шем кожла лоҥгаште,

Чоткар чоҥга уло Элнет еерьшгте.

Шукерте ожно марий патыр

Чоткар илен,

Марий калыкым тудо шуко тушман дечын арален:

Йот коштанымат тудо чактарен,

Осал ханымат лунчыртарен.

Суас тунам почым кушкыжын илен,

Рушат Юл вес веке чакнен каен.

Марий калык ласкан илаш тӱҥалын.

Тунам Чоткарын ӱмыржӧ шуалын.

Колмыж дечын ончыч Чоткар-патыр

Марий калыкым тыге туныктен ятыр:

«Эргым-шамыч! Ынде мый вашке колем;

Нигунамат ида мондо тиде оем:

Ушнен, ик ой дене мӱкш гае илыза,

Ушанракшым колыштса,

Иктыже-весыжлан полшыза.

Колымекем, мыйым Элнет сереш тойыза.

Осал-йот тушман толеш гын,

Илашда пеш йӧсӧ лиеш гын,

Мыйым миен кычкырыза:

Мый тыланда полшаш лектын шуам...»

Тыге марийым туныктен коден,

Чоткар-патыр колен колтен.

 

 

 

* * *

 

Ятыр жап эрта Чоткар колымылан.

Марийым шыгыремдыше уке иктат.

Сай илышлан куанен,

Таум ыштен, марий-шамыч илат.

Лачак ик ораде марий —

Ала, ушан гынат, чылдырий —

Чоткар-патырын мутшым шынаш шонен,

«Ала Чоткар шойыштын ойлен?»

Манын, Элнет серышке миен,

Чоткар-патырым луктын кычкырен:

«Чоткар-патыр! Илаш пеш йӧсӧ:

Тора тушманат, лишыл тушманат

Мемҥам пеш пызырат...

Кынел, нуным покташ полшо!»

Тыгай мутым Чоткар-патыр колеш,

Шӱгарыштыже тарвана,

Лектын шогалеш, йырваш ончалеш —

Чылдырий марий лӱдын чакна.

«Кушто тора тушманет?

Кушто лишыл тушманет?

Молан мыйым ондалеҥ кычкырышыч?

Молан мыйым яралан кынелтышыч?..

Тылеч вара ынде мые ом лек:

Тыге мыйым ондалымек,

Тыланет ӱшанаш 0к лий,

Ала вес ганат ондалет,

Оккӱллан мыйым кынелтет...

Мом ыштыметым,

Мом ужметым

Молылан ойло, мий!» —

Чоткар-патыр манеш,

Шӱгар вынемышкыже пурен возеш.

 

                                      (вид с  камня  Чоткара  на деревню Нурмучаш)                 

 

* * *

 

Ий гыч ийыш жап эрта...

Марийлан йӧсӧ илыш толеш:

Суас ханат тудым шыгыремда,

Руш тӧрат пызыраш тӱҥалеш.

Марий адакат Чоткарым кычкыраш мия,

Тӱрлыҥ-тӱрлын сӧрвала...

Чоткар ынде ок тарване, шып кия —

Марий йӱкым огеш кол, алят мала...

 

* * *

 

Чоткар-патыр!

Колышт мыйын йӱкем:

Кынел полшаш марийлан!

Мый чыным каласем,

Тыйым яралан

Ом кычкыре ондален.

Ынде марий калык, ушнен, чумырген,

Тыйын оет почеш шона илаш...

Чоткар-патыр!

Кынел марийлан полшаш!..

 

1912

 

 

ВОЗРАЖДЕНИЕ ПАМЯТНИКА ЧОТКАРУ-ПАТЫРУ

Поклониться памяти предков

Неописуемо живописная зеленая поляна. Вокруг – вековые ели и сосны, свидетели различных исторических событий. От речки Пез, на берегу которой, согласно легенде, любил отдыхать Чоткар, идет живительная прохлада. Неподалеку журчат чудодейственные целебные родники… Действительно, идеальное место для создания центра единения и согласия, сохранения и возрождения культуры и традиций марийского народа независимо от религиозных принадлежностей.

Главный сакральный центр расположен на небольшом холме. За год он заметно преобразился – у подножия установлены оригинальные скамеечки, деревянные щиты на цепях со стихами известных поэтов. Появилась лестница, перила которой выполнены из причудливых коряг и стволов деревьев. Как отметили мастера-строители, на них также должны быть небольшие щиты с содержательными и наполненными смыслом строчками из произведения основоположника марийской литературы Сергея Чавайна «Чоткар патыр». Полянка у гранитного знака тоже обнесена забором из незаурядных природных материалов, естественная фактура которых прекрасно сочетается и вписывается в архитектурный ансамбль.

— Первоначально задумали восстановить и обустроить лишь «поклонную часть». Сейчас планируем расширить ее границы до комплекса, состоящего из мемориального и молодежного центра свадебных обрядов и других торжеств. Мы зарегистрировали некоммерческую организацию – Фонд по сохранению и развитию культурно-исторического наследия марийского народа «Чоткар патыр». Все решения принимаются совместно Правлением и Попечительским советом, — говорит Игорь Кудрявцев, председатель Правления и идейный вдохновитель проекта.

На сегодня часть работ по обустройству места поклонения уже выполнена. Кроме имеющихся малых архитектурных форм планируется установить 4,5 метровую скульптуру самого героя, вырезанную из клееного бруса. Работает над ней известный в республике и за ее пределами мастер по дереву Владимир Антропов из Сернурского района. Уже в этом году она должна занять свою нишу. Но это еще не все! Так как по легенде Чоткар победил зло, олицетворяемое в марийской мифологии медведем, то за главным персонажем будет стоять грозный косолапый.

В планах – построить мост Мужества у входа на территорию мемориальной зоны. Здесь уже установлены три щита с четверостишьями поэтов о смелости, трудолюбии, самоотверженности народа мари. Границы площадки обозначит исторический музей.

 

Возрождая традиции

Множество идей и планов по поводу оформления центра молодежных обрядов и торжеств, расположенного с левой стороны при самом входе в комплекс. Здесь проложат аккуратную дорожку, ведущую к клумбе, в центре которой возвысятся скульптуры Салики и Эчука – героев пьесы «Салика» драматурга Сергея Николаева, ставших символами любви и верности.

— Весной начнем строительство нового моста Верности, — делится Игорь Михайлович. – Таким образом, между главным мостом Чоткара, где еще в прошлом году установили дубовую арку, и новым образуется некая плотина. Нынче очистим побережье от зарослей кустарника, а в следующем году за работу возьмется тяжелая техника. В результате должен получиться небольшой водоем с пологими берегами и аккуратным спуском. Рядом с поляной обязательно должна быть построена сторожевая башня.

Всевидящее око Чоткара…

Возвышается оно справа от сторожевой башни. Представлено в виде некоего незаурядного «произведения», автор которого – сама природа.

Дополнит его столб-маяк с указанием расстояний до столиц финно-угорского мира. Неподалеку появится указатель-приглашение в национальный комплекс. А рядом – пятитонный камень высотой около трех метров с высеченными марийскими символами.

 

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Википедия.

http://мари-книга.рф/s-g-chavajn/

http://gov.cap.ru/

 ФОТО  КОЧУЮЩИХ.

КАМЕНЬ ПОСЕЩЕН  КОМАНДОЙ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА ИЮНЬ-2011 ГОДА.

 

 

 
аватар: Гость

Это в нашей деревне. Я

Это в нашей деревне. Я горжусь этим! И горжусь нашей республикой

аватар: Михаил Желтухин

Посетил камень в эти

Посетил камень в эти выходные...До чего же прекрасные места,доброжелательные и гостеприимные люди!

аватар: Кэп

из легенд...

также упоминание про богатыря Чоткара есть в легенде
о богатыре Кокше (р. Кокшага),
по преданию именно Чоткар-патыр передал свою ловкость младенцу Кокше,
когда тот ещё лежал в люльке...

аватар: Кэп

марийский богатырь Маршан

Татарское детское издательство представило художественно-анимационное издание «Волжские богатыри» на столичном книжном фестивале «Красная площадь» в рамках татарстанского стенда. В сборнике есть и сказка о богатыре народа мари Маршан.

«Волжские богатыри» ‒ это первое книжное этнонациональное издание, созданное по мотивам сказок народов Поволжья в 17 языковых версиях: русском, татарском и языке оригинала. В книгу вошли сказки русского, татарского, чувашского, марийского, мордовского, удмуртского народов – «Камыр-батыр», «Вольга», «Иван-батыр», «Маршан», «Сабан», «Селта».

В создании художественно-анимационного издания «Волжские богатыри» приняли участие филологи, краеведы, этнографы из Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Мордовии и Марий Эл.

«Каждый народ гордится своим героическим прошлым и самобытной культурой. У каждого народа есть свой собирательный образ народного героя. К примеру, у мордвы – искусный лучник Сабан, у удмуртов – храбрый богатырь Селта, у марийцев – мастер на все руки Маршан.

Именно поэтому в книге единый духовный стержень народов Поволжья представлен в образе богатырей, которые сражаются во имя добра и справедливости, побеждают зло и защищают угнетенных», – отметила исполнительный директор Татарского детского издательства Алсу Марданова.

С целью повышения интереса детей к изучению национальной культуры и родного языка студией «Татармультфильм» создан анимационный сериал «Волжские богатыри», который прилагается к книге на диске. Мультперсонажи сериала разговаривают голосами носителей национальных языков. В озвучивании сериала «Волжские богатыри» приняли участие актеры национальных театров Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл и Татарстана.

Прочитать книгу «Волжские богатыри» онлайн и посмотреть анимационный сериал можно на сайте

волжскиебогатыри.рф.

аватар: Кэп

Возрождение памятника Чоткару

В статью добавлен материал про возрождение памятника Чоткару - 

смотри в конце статьи - 

***

Общее дело

Планов, конечно, громадье. Есть уверенность, что это благородное дело значимо и важно как для нашего настоящего, так и для будущих потомков. Но не секрет, что все это требует больших финансовых затрат и вложений.

Организаторы выражают огромную благодарность меценатам, которые вкладывают душу и средства в создание культурно-исторического комплекса. Это руководители племзавода «Семеновский» Александр Козырев, ООО «АРМ-50» Александр Макаров, «Агама-Строй» Станислав Генералов. Они не только успешные предприниматели, но и всей душой радеют за светлое будущее республики. Все строительные работы ведут мастера своего дела во главе с Валерианом Кузьминым, посильную помощь оказывает председатель депутатов местного поселения Аркадий Федоров и местные жители.

Члены Фонда обращаются к волжанам и жителям республики поддержать, помочь и внести посильный вклад в возведение комплекса. Важно участие каждого!

Кристина Васильева,  «Волжская првда»

Все, кто желает предложить свои идеи по технической и архитектурной планировке, помочь финансовыми средствами, могут написать на электронную почту: igor.kudr2018@mail.ru

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru