Техника водного туризма, байдарка, надувные суда

Водный туризм - один из наиболее массовых видов самодеятельного туризма. Его особенность - разнообразие используемых плавсредств (лодки и байдарки в походах I-III категорий сложности, байдарки, надувные лодки, плоты и катамараны в походах всех остальных категорий). 
Разнообразие плавсредств расширяет круг вопросов, составляющих техническую подготовку туристов-водников, так как требует большего объема работы по подготовке плавсредств к походу. В водном туризме техническая подготовка включает освоение техники движения (техники гребли - различной для разных типов судов), преодоления препятствий, страховки и спасательных работ. 

 

 

Техника движения и преодоления препятствий в водных походах включает как элементы собственно движения на воде обходом препятствий, так и различные приемы обноса препятствий и проводки судов с берега. На маршрутах III-V категорий сложности включаются также элементы комбинации водного маршрута с пешим или горным (подходы, а также волоки с преодолением перевалов), где применяются элементы пешеходного и горного туризма. 
Участники массовых водных походов (в том числе походов выходного дня, многодневных некатегорийных походов и походов I категории сложности по спокойным рекам и озерам), совершаемых на лодках (прогулочных, шлюпках, ялах), до выхода на маршрут осваивают технику народной гребли и гребли на морских ялах. 

Наиболее распространенное плавсредство для спортивных походов I-III категорий сложности - туристская байдарка. Освоение основных приемов гребли и управления байдаркой - это тот фундамент технической подготовки туриста-водника, без которого невозможно дальнейшее совершенствование техники, необходимой в водных походах высших категорий сложности. Начальная техническая подготовка туриста-водника к спортивному походу на байдарке включает: посадку в байдарку с берега и с воды; отчаливание от берега с последующим разворотом судна на 180°; зачаливание при слабом (до 0,5 м/сек) течении с разворотом судна на 180°; преодоление естественных и искусственных препятствий. 
Следующий этап технической подготовки туриста-водника включает преодоление естественных препятствий, характерных для маршрутов II-III категорий сложности: ход против течения, проводка байдарки против течения на бечеве и "корабликом", преодоление каменистых перекатов, несложных порогов, стоячих волн; прохождение прижимов; преодоление улова. 
Освоение новичками основных приемов гребли и управления байдаркой начинается со знакомства с веслом: в отличие от народной гребли (на шлюпках, прогулочных лодках, ялах), с которой даже новички в водном туризме достаточно знакомы, весло для байдарочной гребли (как спортивной, так и туристской) имеет другой способ хвата. В походах I-III категорий применяется комплектное к стандартной байдарке весло, т. е. имеющее стандартную длину. В походах IV-V категорий сложности туристы нередко пользуются самодеятельными надувными каяками, а весла используют спортивные. Подбор длины весла производится в этом случае индивидуально, по тому же принципу, что и подбор длины лыж: при высоком росте весло можно взять несколько короче, при малом - длиннее (на 5-10 см). 

Лопасти весла для спортивной байдарки развернуты относительно друг друга на 90°. Точно так же должны быть развернуты при сборке лопасти весла, имеющегося в комплекте к стандартной туристской байдарке. 
При прямом, неразвернутом, весле происходит жесткий захват его двумя руками, и гребец, пытаясь сделать гребок, вынужден сгибать кисть верхней, толкающей, руки, что существенно снижает эффективность толчка. Кисти закрепощены, что приводит к быстрому утомлению мышц предплечья. 
Нормальная ширина хвата, т. е. расстояние между кистями рук на весле, должна быть равна чуть меньшему расстоянию между локтями разведенных в сторону рук. 
Посадка в байдарку с берега. Вначале в нее садится задний гребец, потом передний . Гребец № 1 придерживает байдарку за фальшборта, пока № 2 не сядет. Потом № 1 кладет весло таким образом, чтобы одна лопасть легла на фальшборт перед сиденьем гребца № 1, а другая - на берег. В это время Гребец № 2 придерживается за берег рукой или веслом. 
Посадка в байдарку с воды. Оба гребца кладут весла перед своими сиденьями поперек байдарки, на фальшборта. Посадка производится в той же последовательности. При посадке гребца № 1 гребец № 2 упирается веслом в дно. 
Отчаливание байдарки от берега с последующим разворотом на 180°. Перед посадкой гребцов байдарка всегда должна находиться носом против течения. 

Технически наиболее простой способ изменения курса байдарки (поворота) - дугообразный гребок, начинающийся от носа или кормы. Этот гребок тем эффективнее, чем дальше от байдарки движется лопасть. Дугообразный гребок от кормы аналогичен гребку от носа. 
Приведенный способ разворота байдарки особенно эффективен при невысокой скорости ее относительно воды. Когда скорость велика и судно сопротивлением воды стабилизировано на курсе, поворот его с помощью такой техники требует больших усилий. 
Техника гребли вперед в туристских байдарках принципиально не отличается от применяемой в спортивной гребле. Туловище должно быть прямым, ступни упираются в перекладины кильсона, колени - в фальшборта. Жесткость посадки проверяется легким открениванием судна движением бедер. 
Зачаливание на слабой (до 0,5 м/сек) струе с разворотом байдарки на 180°. Передний гребец короткими дугообразными гребками гребет, с одной стороны байдарки, задний табанит тыльной стороной весла с противоположной стороны. 

 

                                                 сплав на катамаране - скала Каландарашвили                    

ПРЕПЯТСТВИЯ
Препятствия на водном маршруте принято подразделять на естественные и искусственные. 
Основные естественные препятствия - мели, перекаты, быстрины, отдельные камни, топляки, береговые заросли, завалы. 
Песчаные мели и перекаты для байдарок, как правило, серьезной опасности не представляют. Их преодолевают по наиболее глубокому месту, которое можно определить по темному цвету воды, большей скорости течения, крупной и ровной волне при ветре. Расположение мелей в русле нередко меняется после паводков и половодий. 
Волны на открытых водоемах. 
При высоте волн до 0,5 м и наличии на байдарке фартука и средств непотопляемости начинающие туристы могут проходить их вблизи подветренного берега с интервалом между байдарками не более 15-20 м. При более сильной (высокой) волне начинающие туристы должны идти к берегу и зачаливаться. 

Быстрины удобны для движения на прямых участках рек без большого уклона. На поворотах они требуют осторожности. Во избежание навала байдарки на вогнутый берег следует заранее сходить с середины потока и прижиматься к выпуклым участкам берега. 

 

                                                река Кобожа - проводка байдарки                                      Река Кобожа

Заросли. 
Нависшие над водой кусты, подмытые деревья часто служат причиной переворота (оверкиля) байдарки. Поэтому на быстрых реках следует держаться подальше от навального (вогнутого) берега с нависающей растительностью и не пытаться затормаживать судно, ухватившись за неподвижные предметы. 

Завалы образуются там, где упавшие деревья перегораживают реку. В случае завала байдарку приходится обносить по берегу или расчищать небольшие проходы. При высокой скорости течения важно заранее пристать к берегу, чтобы не быть затянутыми под препятствие. 

К искусственным препятствиям относятся мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы, молевой сплав. 

Мосты на небольших реках проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Подходить к мосту надо на малой скорости. Следует опасаться старых устоев, топляков, свай, других препятствий. Особо осторожно надо проходить под мостами, пересекающими реки под острыми углами: вероятность навала на устой здесь наибольшая. 

Паромные переправы проходят в соответствии с положением парома: либо посередине реки над тросом, либо под тросом, прижавшись к высокому берегу. 

Плотины, шлюзы, наплавные мосты, запани (цепи бревен, связанных тросом), лесные заторы, молевой сплав туристы-водники должны обносить. Не подходя близко к препятствию, надо пристать к берегу и просмотреть путь волока. 
К типичным препятствиям на маршрутах II и III категорий сложности относятся ход против течения, каменистые перекаты, пороги, прижимы, волоки. 

Ход против течения. 
На спокойной реке (скорость течения на плесе не более 1 м/сек) идут на веслах. Отдельные мелководные быстрины при скорости течения свыше 2-3 м/сек и каменистые перекаты преодолевают с помощью проводки вброд. Туристы должны обязательно быть обуты. На длинных аналогичных участках, а также при низкой температуре воды применяют проводку байдарок бечевой. Приведем два способа проводки бечевой, наиболее часто применяемые. 

1. К носовой обвязке привязывается веревка длиной 10-15 м, за которую один турист ведет байдарку, а второй веслом направляет ее нос в нужную сторону. 
2. К носовой и кормовой обвязкам привязываются веревки длиной по 10-12 м, за которые байдарку ведут два туриста. Их задача - так выбрать длину веревки и дистанцию между собой, чтобы байдарка шла параллельно берегу и испытывала наименьшее сопротивление потока. Этим способом (он называется "кораблик") при невысокой скорости течения можно вести байдарку и в одиночку. 

Описанные способы целесообразны, если возможен свободный проход вдоль берега. Проводка байдарок на бечеве и вброд применима также при ходе вниз по течению. 
Каменистые перекаты проходятся на небольшой скорости; направление держать в центре треугольника, образованного сходящимися струями потока, где глубины обычно большие, а русло чище. 
Пороги. 
Порог - это участок реки с большим падением и скоростью воды, осложненный многочисленными камнями и стоячими валами от сходящихся струй. О приближении к порогу можно узнать по замедленному течению и шуму воды. Достаточно серьезные пороги встречаются и на маршрутах II и III категорий сложности, поэтому надо знать хотя бы общие правила их прохождения. 
Все пороги, линия движения в которых не просматривается с воды до конца или хотя и просматривается, но не вполне безопасна, необходимо разведать с берега. Несложные пороги с короткими чистыми сливами и невысокими валами проходят по основной струе. 
При прохождении порогов с большим количеством камней в русле приходится маневрировать между ними. Для этого надо заднему гребцу притабанивать со стороны препятствия, а переднему делать короткие дугообразные гребки с другой стороны, стремясь как бы обтечь камень корпусом байдарки, все время просматривая дальнейший путь. 
Длинные пороги (1-2 км и более) следует проходить отрезками по 200-300 м с промежуточными чалками, предварительно разведав и наметив места чалок и страховок. 

Стоячие валы в порогах нужно проходить по возможности носом, перпендикулярно или под углом, незначительно отличающимся от прямого. При этом крутые валы надо преодолевать на скорости, "прокалывая" их, а пологие - можно без скорости, взбираясь на них. Если есть возможность, линию стоячих валов лучше проходить по краю, где они ниже. При гребле в стоячих валах лопасть следует погружать в гребень вала, а не во впадину между ними. 
При прохождении прижимов надо держаться края струи, дальнего от прижима. 

Применяемые приемы: 
прохождение на положительной скорости по краю струи, дальнему от прижима, с последующим разворотом байдарки на 180°, а также прохождение по тому же краю струи на отрицательной скорости. В этом случае оба гребца табанят, строго следя, чтобы угол атаки между направлением струи и кормой байдарки всегда был острым (10-15°, в зависимости от ситуации). Тот же прием можно выполнять, развернув байдарку носом против течения. В этом случае гребцы гребут вперед, здесь угол атаки будет уже между носом байдарки и направлением струи. В обоих случаях поток сам отталкивает байдарку от прижима. 
Очень опасны прижимы с подсосом под скалу; прижимы с отбойной струей всегда позволяют избежать навала на скалу. 

Для пересечения быстротока применяется траверс. Его осуществление наиболее надежно, когда байдарка движется носом против течения. Скорость течения в быстротоке максимальная у середины реки и очень мала у берега, что необходимо учитывать, начиная траверс под минимальным углом к течению. 
При входе в улов важно как можно скорее втянуть байдарку в "уловную" воду. Только тогда снос будет невелик и маневр удастся даже при небольшом размере улова. Для этого необходимо заранее несколько развернуть байдарку на струе носом к улову и придать ей ускорение поперек струи. Как только нос врежется в "уловную" воду, носовой гребец зацепом страхует байдарку от переворота, а кормовой одним-двумя сильными гребками вгоняет ее в улов и обратным гребком завершает разворот. 

При выходе из улова на струю, напротив, не следует разгонять байдарку. Достаточно, чтобы струя подхватила нос. Тогда разворот произойдет за счет разницы скоростей воды в основной и "уловной", струях. Оба гребца при этом креном внутрь поворота и обратным гребком страхуют байдарку от переворота. 

К препятствиям на маршрутах IV-V категорий сложности относят шиверы и пороги, но значительно более мощные и сложные, каньоны, непроходимые участки реки с тяжелыми обносами, низкую температуру воды, зачастую длительные и тяжелые подходы к маршруту, ненаселенность района. Для успешного прохождения таких маршрутов к группам предъявляются повышенные требования в технике и тактике, подготовке к путешествию. Все участники должны иметь хорошую физическую подготовку, владеть основами водной слаломной техники. 
Для этой цели необходимо проводить предпоходные тренировки. За 2-4 месяца до основного похода желательно провести тренировочный поход средней категории сложности. В нем отрабатываются и проверяются отдельные технические приемы, тактика прохождения сложных участков, взаимодействие экипажей, организуются и проводятся страховочные работы, проходят испытания образцы нового снаряжения и многое другое. 
Отличной школой является участие в соревнованиях по технике водного туризма. Ведь хорошее владение техникой гребли и управления судами - один из решающих факторов успеха водного путешествия. 

 

                                                  сплав на рафте - Йоканга                                                 Сплав по рекам Йоканга и Пуйва

Надувные суда и их применение. 
В водном туризме наиболее широко используются следующие надувные суда: надувные лодки типа ЛАС, НДЛ, надувные плоты ПСН-6, ПСН-10, СП-10, СП-12, катамараны и каркасные плоты с надувными элементами. 
Для управления каркасными плотами применяются греби, расположенные на носу и корме плота. На надувных плотах, катамаранах гребут однолопастными веслами канойным способом. На них применяется та же техника гребли, те же приемы, что и в водном слаломе. 
Надувные суда позволяют проходить более сложные маршруты. Применение надувных судов целесообразно начинать с походов III категории сложности, имея байдарочный опыт этой категории сложности. 
В последние годы широкое распространение получили походы, в. которых используются разные классы судов в одной группе (например, 2-3 байдарки и 1-2 катамарана, или надувных плота, или каркасный плот и катамаран). 
Наряду с достаточно длинной пешей частью (комбинированный поход) это, на наш взгляд, наиболее интересное и перспективное направление в водном туризме. 

Обеспечение безопасности. 
Водный - один из наиболее опасных видов туризма. Первое условие обеспечения безопасности водника - наличие индивидуальных спасательных средств на каждого участника любого водного похода, независимо от сложности маршрута. Анализ несчастных случаев показывает, что в подавляющем большинстве они были вызваны отсутствием, неисправностью или неправильным использованием индивидуальных спассредств. 

Индивидуальное спассредство должно действовать без вмешательства спасаемого, обеспечивать плавучесть человека в воде, предохранять важные жизненные органы от ударов о камни. 
Туристы часто используют армейские спасжилеты, имеющие подъемную силу 15 кг, достаточную для большинства походов. В сложных походах по горным рекам с сильно вспененной водой необходимы жилеты с подъемной силой не менее 22-24 кг. Для увеличения подъемной силы жилета применяются дополнительные надувные (или с наполнением из пенопласта) элементы плавучести. 
Туристы, плавающие на надувных судах, часто применяют спасательные комплекты, защищающие ноги, колени и бедра от ударов о камни. Байдарочникам такие комплекты не рекомендуются, так как мешают быстро покинуть судно при перевороте. 
В период межсезонья и при сплаве по горным рекам каждому участнику необходим гидрокостюм, хорошо защищающий тело от переохлаждения.

СЛАЛОМНАЯ ТЕХНИКА  - ТЕХНИКА ГРЕБЛИ
при сплаве по горным рекам
Ныне спортивный сплав по горным рекам осуществляется на плотах и гребных судах. Плот управляется гребями спереди и сзади, что позволяет ему смещаться вдоль своей поперечной оси и поворачиваться вокруг вертикальной. Гребное судно управляется с помощью весел, которыми гребет каждый член экипажа. Оно имеет собственную скорость вдоль продольной оси, поворачивается вокруг вертикальной, может смещаться вдоль поперечной, а на одно-двухместных судах управляться поворотами продольной оси (креном).

ГРЕБНЫЕ СУДА различаются типом гребли. Так, на байдарках одиночках и двойках применяется байдарочная гребля, а в каноэ одиночках и двойках и в четырехместном катамаране - канойная. Использование в пределах одного судна только одного типа гребли необходимо, чтобы каждый член экипажа оказывал одинаковы, по динамической и временной характеристикам, воздействия на судно, поскольку такие воздействия наиболее эффективны.

Слаломная техника открывает особенно широкие перспективы при сплаве по горной реке именно на перечисленных типах судов.

Техника управления всеми пятью типами судов строится на одних и тех же принципах; в основе управления любым судном лежит лишь несколько первоначальных технических правил. Слаломная техника предполагает обязательную жесткую фиксированную посадку гребца в байдарке, в каноэ одиночке, двойке и четырехместном катамаране гребец стоит на коленях, охватываемых жесткими упорами, и одновременно сидит на сиденье (на катамаране в простейшем случае - мешок с вещами) высотой 18-24см.

Весло байдарки по длине выбирают в зависимости от роста гребца - по известному способу выбора длины лыж. В каноэ вертикально поставленное весло должно доставать подбородка стоящего гребца. В катамаране длина весла равна росту гребца. Ширина хвата (расстояние между кистями, державшими весло) чуть меньше расстояния между локтями разведенных в сторону рук - правило, одинаково для всех судов.
 

УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОГО ВОДНОГО ПОТОКА
I. Гребля. При спортивном сплаве на гребных судах она аналогична гребле на байдарках и каноэ на гладких дистанциях и описана в учебниках по гребному спорту. Но при спортивном сплаве возникают ситуации, когда необходим задний ход. Назад гребут в обратном порядке, по сравнению с греблей вперед, тыльной стороной весла (это, кстати, характерно для всех кормовых гребков).
а)     Для поворотов вокруг вертикальной оси судна применяются дугообразные гребки. В отличие от прямых, используемых для придания хода лодке и производимых ближе к борту, дугообразные гребки делаются по возможности более широкой дуге, дальше от борта. На одиночке такие гребки начинаются от самого носа (или кормы) (24) лодки и заканчиваются у кормы (носа). На двух - четырехместном (3,4) судне рабочем полем будет нос (корма) - уровень туловища гребца т.е. носовой гребец гребет от носа до своего уровня либо (в обратную сторону) от своего уровня до носа лодки, а кормовой для своего уровня или наоборот.
При дугообразном гребке от носа туловище наклонено в сторону лопасти и как бы следует за ней, поворачивая весло. Рука, тянущая весло (нижняя), выпрямлена и идет как можно дальше от туловища, а верхняя сильно согнута, кисть ее всегда на уровне носа гребца. При дугообразном гребке от кормы позвоночный столб гребца наклоняется к борту, но ни в коем случае не вперед и не назад; обе руки почти выпрямлены (чуть согнуты в локтевых суставах). В начальный момент весло горизонтально и лежит на воде, кисти обеих рук находятся на уровне воды. Когда же производится гребок, ни одна рука не должна быть согнута больше другой. Гребок как бы выполняется телом гребца, а руки служат передаточным звеном между основным двигателем - телом и опорой о воду - веслом. Дугообразные гребки выполняются тыльной стороной лопасти.

б)   ПРИТЯЖЕНИЯ. Предназначены для боковых смещений судна и поворотов, особенно при большой разности скоростей судна и воды. Чтобы свободно пользоваться многообразными вариантами притяжений, достаточно научиться двум элементарным упражнениям.
- Притяжение простейшего типа. (5). Лопасть весла погружается в воду на уровне туловища. Нижняя рука вытянута в сторону, верхняя, сильно согнутая, кистью касается носа гребца. Из этого исходного положения и осуществляется притяжение - подтягивание лопасти к борту. Работает в основном туловище, руки лишь способствуют этому: нижняя сгибается (как бы тянет за ручку дверь, открывая ее;, а верхняя толкает весло прямо от носа гребца в сторону. В общем, обычный гребок, только не вперед , а в бок. За счет такого притяжения судно будет смещаться вбок.
- Притяжение "восьмерками" (6). Весло опускается вертикально, лопасть образует некоторый угол атаки в направлении движения судна. Затем лопасть протягивается в перед к носу (угол атаки при этом выдерживается неизменным),разворачивается кистями и протягивается к корме. В результате постоянно повторяемого движения возникает сила, обслуживающая боковое параллельное смещение судна. При движении лопасти к носу нижняя рука должна постоянно с самого начала движения) опережать верхнюю. Обе руки на участке от локтя до весла составляют прямой угол с веслом. Верхняя кисть все время находится на уровне носа гребца, в поле его зрения. Мнение, что эта кисть может находиться над головой, а тем более за головой гребца, ошибочна.

в)   ЗАЦЕП - боковое притяжение носа (кормы) при движении судна вперед (назад)(7). Эта фаза сходна с фазой движения лопасти вперед в упражнении "восьмерка", только здесь лопасть вместе с руками гребца, гребцом и судном не протягиваются вперед, а неподвижны относительно друг друга и вода набегает спереди. В такой ситуации эффект "зацепа" аналогичен эффекту первой фазы "восьмерки" - происходит подтягивание носа (кормы) к лопасти.

Если весло в упражнении "восьмерка" ставить не вертикально, а как можно ближе к горизонтальному положению (нижняя рука вытянута, кисть верхней по- прежнему перед носом гребца)(8), возникает подъемная сила, используемая в качестве опоры на весло. Аналогичный эффект возникает и при дугообразных гребках как от носа, так и от кормы, если лопасти придать соответствующий угол атаки.

Отметим, что каноэ-одиночке (реже - двойке и катамаране, у передних гребцов) применяются гребля, притяжение, дугообразные гребки от носа до своего уровня, дугообразные гребки от своего уровня до носа со стороны, противоположной той, с которой гребет спортсмен, и без изменения хвата весла - на перехвате.

г)   ОТТАЛКИВАНИЕ. Выше описывались приемы, используемые при работе как байдарочным, так и канойным веслом. Однако техника каноэ имеет в своем распоряжении еще одну разновидность бокового смещения судна - отталкивание, овладеть которым необходимо.
В каноэ (одиночке, двойке, катамаране) гребец может смещать вбок судно на свою руку (т.е.в сторону, с которой он гребет) путем притяжений (9). На не "свою" руку он может делать это путем притяжения, осуществляемых на перехвате, и отталкиванием. Отталкивание основано на том, что гребец как бы отодвигает лодку вбок веслом, как рычагом подцепляя воду лопастью, а серединой упираясь в край судна.

Лопасть, параллельная продольной оси лодки, вертикально погружается в воду у самого борта (и даже заводится под судно). Нижняя рука прижимает гриф весла к борту, жестко фиксируя центр вращения рычага. Туловище развернуто и наклонено в сторону весла. Верхняя рука немного согнута, кисть перед носом гребца. Затем гребец разгибается, верхняя рука, помогая туловищу, резко тянет рукоятку весла в направлении, перпендикулярном к борту. При этом весло давит в борт и смещает лодку вбок. Движение можно повторить, для чего в заключительной фазе отталкивающего гребка лопасть повернуть на 90 градусов в исходное положение, затем произвести отталкивающий гребок.

Как и описанные выше типы притяжений, такое отталкивание редко применяется в чистом виде. Чаще всего оно используется в комбинации с другими управляющими гребками и имеет большое значение для корректировки курса судна

д)   Связующим элементом между различными движения служит так называемая безопорная проводка весла(111), являющаяся при маневрировании соединительным элементом между различными гребками, если они проводятся с одной стороны. Владение безопорной проводкой важно для слитности и быстроты действий при разворотах судна, когда рациональнее производить все необходимые движения, не вынимая весло из воды: это повышает остойчивость и мобильность судна. Наиболее употребительна безопорная проводка лопасти весла вдоль борта от уровня своего туловища ребром вперед и внутренней стороной к судну к точке начала нового гребка. При этом необходимо расслабить кисть нижней руки, ведущей весло, толкать веретено весла вперед ладонью (локоть расположен параллельно борту), лишь слегка схватывая его пальцами. Тогда лопасть занимает положение, при котором сопротивление воды ее движению минимально и не затрудняет управления веслом, а готовность гребца перейти к любому действию, максимальна. Часто весло проводят, несколько развернув лопасть внутренней стороной вперед, осуществляя при проводке лёгкое параллельное притяжение. При этом риск затягивания лопасти встречным потоком воды под судно минимален. Весло при проводке почти вертикально, что достигается позицией верхней руки у головы гребца, как при параллельном притяжении.

е)   КРЕН. Одно-двухместными байдарками и каноэ можно управлять путем поворотов вокруг продольной оси судна - крена. Крен осуществляется бедрами гребца, при этом нижняя часть туловища не должна зависеть от верхней, которая используется только с целью выполнения гребков, управляющих передвижением лодки. Со стороны это выглядит так: гребец почти все время сидит прямо, а лодка кренится то в одну, то в другую сторону, Многие начинающие гребцы плохо гнутся в поясничной области и для выполнения крена используют все туловище, что повышает вероятность переворота, мешает мобильности при изменении крена.
В зависимости от набегающего на судно потока крен может быть прямым и обратным (12). Крен от набегающего потока мы назовем прямым, а на набегающий поток - обратным. Так, при движении судна по гладкой воде носом вперед при повороте влево вода будет набегать на судно справа; значит, прямым в этой ситуации будет крен влево, а обратным - вправо. При повороте вправо прямым будет правый крен, а обратным - левый. Сейчас мы остановимся на обратном крене.
Крен в какую-нибудь сторону способствует повороту судна в противоположную сторону. Так, если при движении судна по гладкой воде носом вперед дать небольшой крен вправо (13) судно повернет влево и наоборот (14). Следовательно, крен, обратный повороту, может быть использован для поворотов судна в движении. Обратный крен должен быть небольшим (в отличие от прямого, который может доходить и до 90 градусов). Используется он для поворотов на небольшой угол и почти не сопровождается потерей скорости.

ж)   Предельный случай задания крена, (или, наоборот, несовладения с креном) - переворот судна. Чтобы выйти из этого положения, делается эскимосский переворот (15) представляющий собой сочетания рывка бедрами и опоры на весло. Существуют различные способы эскимосского переворота. Например, способ "винт" выполняется с помощью дугообразного гребка от носа, проводимого лопастью, сильно развернутой к поверхности воды. В результате является опора на весло, от которой можно оттолкнуться бедрами, что делается в момент прохода лопастью уровня гребца. Опора с рывком бедрами возможна и при дугообразном гребке от кормы (особенно в канойной гребле) и при боковых притяжениях (как простейшего вида, так и "восьмерок". В предельном случае эти комбинации дают эскимосский переворот. Однако в походных условиях их разумнее использовать как средство выправления судна от большого крена.

В случае полного переворота следует применять способ "рычаг" (16), как наиболее простой и надежный. Весло берется за конец (или за противоположную лопасть, если весло байдарочное; так, как берут в руки топор, чтобы расколоть полено. При этом лопасть весла перпендикулярна лезвию воображаемого топора. Затем гребец, сидя в лодке, разворачивает туловище и руки с занесенном для удара веслом - топором перпендикулярно к судну (нижняя рука должна быть правой, если переворот делается влево, и наоборот). Далее гребец переворачивается, выводит весло на поверхность воды (раскалывает полено";, одновременно производя рывок бедрами. За счет этого гребец должен встать - сделать эскимосский переворот. Основное здесь - рывок бедрами: На поверхность воды должна выходить сначала дека лодки, потом - поясница гребца, потом - спина и в последнюю очередь - голова. Распространенная ошибка: нарушение этого порядка, особенно когда гребец тянет сначала голову.
Мы рассматривали все движения, необходимые для управления судном. Любое, даже самое сложное, перемещение достигается комбинацией приведенных примеров.

 

                                            рафтинг по реке Чуя - Мажойский каскад                               Река Чуя, Мажойский каскад

УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ  ГРЕБЛИ
II. Приводим упражнения, которые следует проводить на гладкой воде (озеро, пруд, медленно текущая река). Освоив их, гребец в более сложных условиях должен использовать весь арсенал слаломных приемов соответственно ситуации.
1. Прямолинейная гребля вперед. На судах спортивного сплава, где лодка уходит то влево, то вправо, - упражнение не простое. Для изменения курса на байдарках следует применять гребки по дуге от носа и обратный крен. В идеале лодка идет прямо без подправляющих воздействий. На каноэ - одиночке невозможно плыть по прямой, не подправляя курса: судно все время будет поворачивать в сторону, противоположной той, с которой работает гребец. Для компенсации поворота используется отталкивание, производимое сразу в конце гребка, чуть сзади гребца. Выгоднее, чтобы таких отталкиваний было как можно меньше. Опытные гребцы отталкивают (или, как иногда говорят, отруливают) на 3-4-й гребок. На каноэ - двойке и катамаране возможно движение по прямой без отруливания.

На каноэ одиночке и двойке также следует применять гребки по дуге и обратный крен. Причем следуют в порядке возрастания их мощности: сначала крен, потом дугообразные гребки, потом отруливание, Исключение составляет отруливание на каноэ-одиночке, где без него не обойтись.
На катамаране нельзя задавать крен - там курс изменяется дугообразными гребками и отруливанием. Заметим, что на катамаране и каноэ - двойке для корректировки курса отруливают только задние гребцы. И еще очень важно, чтобы все гребки (в том числе и подправляющие) гребцы выполнили синхронно.

2.Прямолинейная гребля кормой вперед. Все сказанное по отношению к предыдущему упражнению остается в силе. Только отруливание у каноэ - одиночке делается не у кормы, а у носа; у двойки же и у катамарана отруливают передние гребцы.

3. Движение носом вперед и плавные повороты без использования притяжений. Упражнение сходно с первым, но ехать надо не по прямой, а по заданной криволинейной линии движения (окружность, «восьмерка» подходящих размеров), которую на гладкой воде можно предварительно разметить поплавками. При этом используются только крен, дугообразные гребки и отруливание.

4. Движение кормой и плавные повороты без использования прижяжений.

5. Повороты на месте. Каноэ - одиночка (весло справа) (6). Для поворота вправо: дугообразный гребок от кормы к носу - перехват - дугообразный гребок на перехвате от носа до уровня гребца. Для поворота влево: дугообразный гребок на перехвате от уровня гребца до носа судна - обычный дугообразный гребок от носа к корме.

Каноэ-двойка (7) (задний гребет справа, передний слева). Для поворота вправо гребцы синхронно делают дугообразные гребки: задний от кормы до своего уровня, передний - от носа до своего уровня. При этом передний производит гребки, не вынимая весла из воды, соединяя их проводкой и производя в конце последней (т.е. в начале следующего дугообразного гребка) отталкивание у самого носа. Для поворота влево гребцы выполняют притяжения типа "восьмерок", делая силовой акцент в момент приближения лопасти к концам лодки (т.е. задний - к корме, передний - к носу). Байдарка - одиночка (18) (самое простое в управлении судно). Повороты на месте выполняются поочередно дугообразными гребками от носа и кормы.

Байдарка - двойка (19) (симметричная лодка, у нее больший выбор, чем у каноэ-двойки, для достижения любого результата, что, правда, не всегда приближает ее к последнему). Повороты на месте разумно отрабатывать во всех возможных вариантах: передний гребец делает дугообразный гребок от носа, задний - с другой стороны от кормы (оба - до своего уровня); передний и задний гребцы делают притяжение простейшего типа или "восьмерками" с разных сторон.
Мы видим, что эти способы равносильны поворотам на каноэ-двойке: первый - при вращении каноэ на руку заднему, второй - не на руку. Отличие лишь в том, что в байдарке и задний и передний не делают проводки весла между гребками, а передний - отруливания у носа. Если гребцы в байдарке сидят близко друг к другу, ее можно поворачивать одновременными дугообразными гребками от носа и кормы,производимыми с одной стороны. Такая байдарка - двойка приближается к байдарке - одиночке.

Катамаран - уникальное судно с точки зрения техники гребного слалома. Поскольку гребцов здесь четверо, можно делать все вышеописанные элементы одновременно, что позволяет катамарану быстро поворачиваться и смещаться. Особенно это сказывается на бурной, мощной воде, где катамаран более маневрен, чем байдарки и каноэ, гребцы которых не могут в один и тот же момент поворачивать судно всеми способами сразу да к тому же следить за правильным креном.

Катамаран, как и байдарка - симметричное судно, поэтому повороты в обе стороны делаются одинаково, однако гребцы работают здесь как в каноэ - двойке. Так, каноэ - двойку образуют задний правый и передний левый гребцы, вторая каноэ - двойка - это задний левый и передний правый гребцы.

Таким образом, при повороте вправо (20) левый передний и правый задний делают дугообразные гребки, а правый передний и левый задний - притяжения. Из сказанного следует, что только задний правый вынимает весло из воды между гребками, остальные соединяют их проводкой.

Самое трудное на катамаране (не только при поворотах, но и при любых других перемещениях) достижение слаженности гребцов и синхронности передачи усилий на катамаране.

6. Боковое смещение (чисто автоматическое упражнение, которое необходимо делать на начальной стадии обучения).

Байдарка (21) - притяжение двух описанных типов со стороны борта, куда надо смещаться.

Каноэ - одиночка (22) - на свой борт - притяжения, не на свой борт - притяжения на перехвате и отталкивания.

Каноэ - двойка и катамаран (23) - гребцы "своей руки" делают притяжения, " чужой руки" - отталкивания.

7. Повороты в движении. Делаются с помощью "зацепа". Принцип поворота одинаков для всех лодок: ближайший (или единственный) к точке поворота гребец осуществляет "зацеп", в результате судно поворачивается вокруг весла этого гребца.

Байдарка - одиночка (24) и каноэ - одиночка - на свою руку. "Зацеп" в чистом виде и продолжение его - обычный гребок.

Каноэ - одиночка (25) - поворот не на свою руку. Здесь можно применить "зацеп" на перехвате или отталкивание со своего борта близко к носу. Такое отталкивание со своего борта стороны, противоположной повороту, тоже, что и "зацеп" с другой стороны.

Каноэ - двойка (26). Если поворот "на руку" переднему, он делает "зацеп" со своей стороны; если не "на руку", то либо зацеп на перехвате, либо отталкивание у носа. В общем, передний гребец ведет себя как в каноэ - одиночке. Разница возникает, если разнос гребцов в каноэ велик. Тогда перехваты у переднего гребца практически не применяются. Задний гребец в двойке может либо просто грести вперед, либо подкручивать судно подходящим способом (отруливание, дугообразный гребок от кормы, притяжение кормы), в зависимости от точной задачи поворота.
Байдарка - двойка (27) Передний гребец делает "зацеп" со стороны поворота, задний гребец может подкручивать лодку.

Катамаран (28). Передний гребец, вокруг которого производится поворот, делает "зацеп". Его функция в этом повороте - основная. Кроме отличного технического выполнения от него требуется большая физическая сила, чтобы удержать такую махину возле весла, не дать ей сползти в направлении движения. Помочь ему в этом должен весь экипаж. Противоположный повороту борт выполняет дугообразные гребки от носа, не вынимая, как правило, весел из воды. При этом задний дает силовой акцент на окончании гребка, а передний - на отруливание у носа катамарана (в момент наиболее резкого поворота он может только отруливать). Задний гребец стороны поворота гребет или подкручивает катамаран дугообразными гребками либо отталкиваниями.
8. 3адать произвольную линию движения и выполнить ее, используя умения, накопленные в упражнениях 1-7. Для байдарок и каноэ лучше всего подойдет трасса из ворот, как в соревнованиях по гребному слалому; для катамарана трассу можно разметить поплавками. По сути дела, это упражнение - логический итог всего изучения слаломной техники - обязывает применять все элементы управления судном.

 


ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СИТУАЦИИ НА БУРНОЙ ВОДЕ
На бурной воде судно управляется, как и на гладкой, добавляется только правило накренения судна (исключая катамаран). Судно нужно кренить от струи, подставляя потоку днище. Подчас лодка оказывается в месте, где на нее набегают сразу две или более струй (или даже невозможно разобраться в массах воды, стремящихся перевернуть лодку, - воронки, "бочки", сбои струй и т.п.). В таких случаях лодку нужно откренивать от более мощной струи. Так, при попадании в валы, "бочки" лодку необходимо кренить на вал, "бочку". Это правило, пожалуй, самое главное для плавания по бурной воде.

Приведем элементарные ситуации на бурной воде, которые, заметим, исчерпывают запас компонентов, необходимых для решения произвольной задачи по сплаву в пороге.
1. Выход из улова на струю и заход обратно в улов. Это упражнение на бурной воде подобно описанному выше повороту в движении с помощью "зацепа", добавляется лишь правило крена.
Судно разгоняется в улове и врезается в струю носом вверх против течения под некоторым углом (29). В момент, пока судно не приобрело скорость струи, делается крен от струи (прямой крен). Для разворота носом вниз по течению передней (или единственный) гребец делает "зацеп" или отталкивание носа со стороны струи, а задний подкручивает лодку веслом любым доступным ему способом. Отметим технически сложную работу в каноэ, когда выход не "под руку" гребцу, т.е. струя давит с той стороны, где он гребет, а крен нужен в другую сторону. Причем передний гребец, если ему не "под руку", производит отталкивание носа, а задний, если ему не "под руку" - притяжение кормы. Это случай, когда бедра дают крен в одну сторону, а чтобы было удобно работать, туловище вывешивается в другую.
Катамаран (30) не нуждается в крене, и поворот из улова на струю происходит, как и на гладкой воде. Отметим, что угол крена тем больше, чем больше разность струи и улова. Обратный заход в улов и струя меняются местами.

2.Траверсирование. Бывает необходимо, выйдя в струю, не разворачиваться вниз носом, а переехать от улова на струю дальше, возможно, переплыть на другой берег. Переплывание с одного края струи на другой с сохранением угла между продольной осью лодки и струей в определенных пределах называется т р а в е р с о м. Этот очень важный элемент нужно специально тренировать. У траверса есть характеристики (для катамарана - одна): 1) (31) угол между осью лодки и струей - угол траверса; 2) (32) крен лодки (от струи).
При увеличении скорости потока крен лодки необходимо увеличивать. Угол траверсирования уменьшается при возрастании и увеличивается при ослаблении скорости потока. Выбирать угол следует таким образом, чтобы совершить траверс за минимальное время и с минимальной потерей расстояния (т.е. чтобы расстояние по реке от начала до конца траверса было минимальным).

Для удержания и корректировки угла надо использовать все средства, однако предпочтение отдавать кренам и гребкам, меньше всего тормозящим судно. При этом в двухместных судах и катамаранах основная ответственность за выбор угла траверса ложится на заднего гребцы.
Что касается крена лодки, то он всегда должен быть несколько больше крена, необходимого для того, чтобы не перевернуться. Это повышает надежность сплава и дает дополнительную свободу при использовании "обратного" крена для корректировки угла траверса судна. Понятно, что прямой" и "обратный" крены представляют собой небольшие отклонения от "среднего" крена на траверсе.
Бывает, что траверсируют - "по валу" - когда судно находится во впадине между валами и появляется составляющая сила тяжести, из-за которой судно как бы соскальзывает с вала против течения. В этом случае и крен лодки и угол траверса делаются очень большими, тогда удается "проехать" по валу без гребли и совсем без потери расстояния.

3. Прохождение сливов. Общее правило прохождения сливов, для всех судов - входить в середину языка и держаться перпендикулярно гребню слива. Однако это правило трансформируется, в особенности для байдарок, в зависимости от высоты и крутизны слива. Чем выше и круче слив, тем выше поперечный вал, стоящий за сливом. В какой-то момент он приобретает обратный гребень. При большой крутизне, когда слив превращается в водопад, перед обратным валом возникает бочка. Широкие пологие водосливы не выше I м на байдарке можно преодолеть лагом, разворачивая судно на сливе, (телемарк). Судно нужно откренивать в сторону слива и поддерживать опорой на весло со стороны слива (З6).Также можно преодолевать более высокие пологие сливы, пересекая слив наискось и уходя вбок от нижнего вала при наличии, сбоку свободного пространства (37). Если свободного пространства нет, байдарка может проходить сливы до 2 м высотой напрямую, как и другие суда, разогнавшись для протыкания нижнего вала. Плоты, катамараны и длинные надувные суда (ПСН, НДЛ) достаточно хорошо проходят вал, стоящий под сливом, при достаточной скорости, запасе плавучести и приемлемой высоте слива. Реальная опасность переворота через корму возникает при прохождении вала под сливом более короткими и жесткими надувными судами типа ЛАС и СП. За счет набора скорости на сливе опорная поверхность дна при входе на вал уменьшается, и ударом обратного гребня лодка может быть опрокинута. Чтобы избежать переворота, при входе на вал рекомендуется уменьшить скорость, передним гребцам вывеситься вперед, чтобы проломить гребень вала. Необходимо также проходить вал строго перпендикулярно его гребню.

4. Прохождение водопадов. При прохождении водопадов нужно тщательно взвесить возможности судна и экипажа, мощь потока и бочки, тип слива - прямой, косой или винтовой, наличие препятствий ниже по течению. Суда должны проходить водопад, направляя нос строго перпендикулярно гребню слива. После прыжка суда сильно погружаются в пенную бочку и тормозятся в ней. Поэтому уже на заходе должен быть максимально облегчен нос и приобретена скорость. В бочке необходимо энергично грести вперед, глубоко погружая весла. Перед самым прыжком на плоту следует убрать носовую гребь. В бочке весьма вероятно смывание гребцов, поэтому перед прыжком всем необходимо застраховаться. При преодолении водопада на байдарке нос ее лучше направлять под небольшим (не более 30°) углом к гребню, иначе она может встать свечой. Байдарка разворачивается на нужный угол непосредственно перед прыжком. Сразу после прыжка делается первый гребок со стороны, нижней по течению, с целью удержаться о воду и вытащить судно из-под слива. В бочке очень важно правильно держать крен, сообразуясь с ее нестационарными струями. В момент прыжка и погружения в бочку гребцы должны отклониться назад, при выходе из бочки - вперед. Оценить возможность прохождения водопада можно только на основании опыта. Плоты проходят иногда водопады высотой до 4 м, байдарки - до 2 м, катамараны и надувные суда - 2,5-Зм.

5. Прохождение вала. Гребные суда и плоты могут преодолевать стоячие валы значительной высоты. Крутые валы преодолеваются перпендикулярно гребню вала, при этом гребные суда развивают скорость для протыкания гребня вала. Если есть возможность, лучше идти краем струи, где высота валов меньше. При преодолении крутых косых валов судно должно быть перпендикулярно гребню вала на самом гребне, между валами оно может быть под углом, доворот производится в последний момент. Плоты катамараны и надувные суда преодолевают крутые валы высотой немного меньшей, чем длина судна, байдарки - высотой до 1,5 м. Пологие валы можно проходить перпендикулярно гребню, не развивая скорости, гребные суда проходят пологие валы лагом, задавая крен к валу и опираясь на него лопастью весла, воткнутой в вал горизонтально. Так же байдарка может удерживаться от переворота в крутых валах, если вошла в них лагом. На гребне вала притяжениями обоих гребцов, выполняемыми в разные стороны, байдарку легко развернуть перпендикулярно гребню. Пологие валы преодолеваются без ограничения высоты. Короткие, более жесткие надувные суда типа ЛАС и СП при входе на крутой вал резко поднимают нос, а при переходе через гребень - корму, что может привести к выбрасыванию гребцов в воду. Более длинные надувные суда изгибаются, принимая форму вала.

6. Прохождение бочки. Это такое препятствие, которое лучше обойти, если для этого есть возможность. Если такой возможности нет, например, при прохождении водопадов, бочку следует проходить на скорости, перпендикулярно гребню того слива, за которым она образовалась. Грести в бочке нужно, глубоко погружая весла, чтобы достать до глубинного плотного слоя воды, текущего в направлении течения. В момент входа в бочку гребцам следует отклониться назад, в момент всплывания судна в пене бочки нужно наклониться вперед. Бочка может надолго задержать судно, а в случае попадания его параллельно гребню слива, образующего бочку, и перевернуть его.

7. Прохождение каменистых участков. На участках с большим количеством камней при движении сходу гребные суда прежде всего уменьшают скорость наплыва на препятствие. Для ухода от камней используются притяжения для разворотов и смещений используются "тени" больших камней. Катамаран может использовать траверс, а также наезды на небольшие камни одним из баллонов с целью торможения или разворотов. Небольшие камни можно пропускать между гондолами. Плот на таких участках движется по основной струе, где относительно меньше камней и также использует для смещения "тени" больших камней, забрасывая в них корму или нос (при движении с разворотами). Иногда приходится проходить ворота между мелко сидящими подводными или полуподводными камнями, ширина которых меньше ширины плота или катамарана. Такие ворота проходятся с   открениванием на один борт.

8. Прохождение прижима. Для прохождения неосложненных камнями прижимов производится смещение судна к внутреннему в повороте краю струи, например параллельным притяжением для надувных судов, кормовым траверсом для байдарок и катамаранов. Мощные прижимы на байдарках и надувных судах можно преодолевать, заранее развернув судно и сплавляясь кормой вперед, чтобы в нужный момент уйти от прижима. Катамаран можно поставить в струе кормой к прижиму "корабликом" (38). При выборе соответствующего угла к течению струя будет выталкивать катамаран к внутреннему берегу поворота за счет более сильного давления на корму, находящуюся в более сильной струе, чем нос. Экипаж должен поддерживать нужный угол. При прохождении прижима плотом плот смещается на внутренний край струи обеими гребями. Самое главное - поддерживать правильный угол, чтобы ось плота была параллельна струе, то есть плот нужно ориентировать не относительно прижима, а относительно струи.
Если прижим осложнен камнями у выпуклого берега, то гребные суда маневрируют от камня к камню, используя траверсы и "тени" камней. Для плота в этом случае остается мало места и времени и его нужно использовать наиболее эффективно. Плоты и надувные суда могут пройти прижим и по отбойному валу, если заранее уйти от него не удалось. Непосредственно у прижима судно нужно развернуть параллельно отбойному валу, а нос чуть отвернуть в струю. Наиболее опасны прижимы без отбойного вала, с подсосом воды под берег. Если есть сомнения в прохождении такого прижима, суда лучше провести или обнести.
 

ПРОХОЖДЕНИЕ ПОРОГОВ НА ГРЕБНЫХ СУДАХ
Описанная выше техники существенно повышает возможности экипажа в выборе и реализации линии движения. Какими же положениями необходимо пользоваться (руководствоваться) при прокладывании курса и движения по нему?
Основное преимущество рассматриваемых гребных судов - способность развивать большую положительную скорость. Максимальное использование этого свойства и есть основной принцип прохождения любых сложных участков. Чем выше скорость судна, тем легче им управлять, легче заходить в улов, траверсировать и пересекать струю, а главное, с повышением скорости судна повышаются возможности прохождения мощных «бочек», «пробивание» которых составляет, наверное, самую трудную проблему.
Итак, прохождение порога на гребном судне - это гребля на прямых участках, повороты, при необходимости, заходы в улов и выходы из него, снова гребля, причем на участках с наиболее мощной водой, "бочками" и сливами экипаж концентрирует свои усилия и достигает максимальной скорости.
В качестве иллюстрации принципа скорости разберем способы прохождения участка реки с искривленным руслом. Представим себе участок с поворотом русла вправо и с большим уклоном. У левого берега прижим, у противоположного - улов. Такое место удобно для тренировки в прохождении струй с искривлением. Подобных полигонов много, например, на реке Кодори ( в Грузии).

Способ 1 (31). Судно, чтобы избежать прижима, заходит в улов. Отдышавшись, гребцы выходят из улова на струю в удобном месте и продолжают сплав.

Способ 2 (32). Судно, развернувшись носом против течения до прижима, совершает траверс от прижима и постепенно сплывает вниз. Недостаток способа - скорость судна меньше скорости потока. На мощной воде этот номер не пройдет.

Способ 3 (34). От начала порога и до конца судно совершает кормовой траверс от левого берега к правому. Область применения этого способа более узкая, чем предыдущего: кормой траверс труднее, чем носом. Однако на слабой воде так делают часто, особенно при движении без просмотра.

Способ 4 (35) (основной). Годится для самых тяжелых ситуаций, проходимых на пределе возможностей экипажей, на самой высокой скорости. В отличие от предыдущих случаев весь экипаж поначалу входит в основную струю (под левый берег). Затем он как бы проводит прямую линию между точкой, где находится, и самым безопасным местом в основном сливе - напротив прижима (под правым, внутренним берегом) и делает учет на снос. Далее он развивает максимальную скорость по этой прямой и, если судно одно-двухместное, делает большой крен от струи (в данном случае влево). Финишем "прострела" служит улов - безопасное место. При желании в улове можно не разворачиваться, а "прострелить" и его, заложив предварительно или с ходу линию следующего «прострела». Если на участке реки только одно место, доступное судну по мощности воды, да и то только на скорости, способ "прострела" единственно возможный для передвижения.

Прохождение препятствий с искривленными струями (а на сложной реке все препятствия такие) представляет собой "прострелы" между относительными затишьями или заходами в улов.
Овладение слаломной техникой требует регулярной длительной тренировки. Только тогда можно добиться ощутимых результатов. Начать осваивать ее лучше всего на гладкой воде (пруду или озере), имея в наличии лодку, весла и место для их хранения. Освоив технику управления на гладкой воде, приступают к овладению лодкой на бурной воде. Лучше это делать на учебно-тренировочных сборах, продолжительностью 10-12 дней, но можно и в походе, в удобном месте (сильная струя с валами и уловами по краям). В конце тренировочного участка должен быть плес, на котором организуется страховка. Здесь следует изучать ситуации на бурной воде. Прекрасный полигон для таких тренировок - Лосевский порог (Ленинградская область). 
Двухдневные сборы на этом пороге при правильно организованном тренировочном процессе могут дать больше для роста техники, чем несколько походов категории сложности пятой. Последний этап освоения слаломной техники - прохождение в походных условиях порожистых участков, руководствуясь принципом скорости. При этом не следует желать суперсложных препятствий, которые не возможно пройти без применения описанных скоростных маневров. Для тренировок надо выбирать средние по сложности участки реки, наметить на них линии движения, включающие все способы прохождения струй с искривлениями, заходы в улова, траверсирование (носом и кормой), пересечение струи на "простреле". При этом точность и скорость в выполнении задуманного рисунка фактически означает прохождение более сложного порога (тем более сложного, чем выше точность и скорость прохождения в узловых его моментах).

В тренировках по технике байдарочного и канойного сплава, естественно, используются байдарки каноэ. Что касается сплава на катамаранах, наиболее сложном в управлении судне, требующем слаженных усилий четырех человек, то технику гребли и управляющих воздействий (дугообразные гребки, притяжения, отталкивания) на нем нет смысла отрабатывать; гребцы будут только мешать друг другу. Лучше это сделать на каноэ одиночке или двойке и после отработки этих элементов собирать экипаж катамарана. Для достижения взаимопонимания и слаженности на гладкой воде проводится несколько установочных занятий, когда гребцы, уже владеющие канойной техникой, овладевают всеми комбинациями применительно к катамарану (гребля вперед и назад, боковые смещения, поворот на месте и в движении). Учебно-тренировочные сборы на одном месте для катамарана менее эффективны, чем на байдарках и каноэ, и без них можно обойтись. Основным на бурной воде будут занятия последнего этапа, максимально приближенные к "боевым". На катамаране они дают самые лучшие результаты. Приступив к прохождению реки, следует сразу, используя даже самые слабые струи и улова, отрабатывать все приемы спортивного сплава, в особенности заходы в улова и скоростные "прострелы". Необходимо добиваться слаженности в работе, чтобы экипаж действовал "как один гребец".

 

___________________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Энциклопедия водного туризма
http://www.2828.ru/pro/splav-katamaran
http://www.patriotvrn.ru/stati/57-stati-o-turizme/153-slalomnaya-tehnika-pri-splave-po-gornym-rekam
Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование

 

Комментарии

аватар: Кэп

учите матчасть!

учите материальную часть и повторяйте теорию!

ибо весна не за горами, Товарищи туристы!

пройдет Новый год, а там и март, и снова пора собираться на сплавы!

аватар: Кэп

регистрация туристических маршрутов!

ВНИМАНИЕ!!!

Туристы будут обязаны сообщать о своих походах, если они связаны с риском для жизни и причинением вреда здоровью, территориальный орган МЧС.

Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Информацию о предстоящем походе в МЧС должны получать не позднее чем за 10 дней до начала путешествия.

Эта обязанность касается не только туристов, но и организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в туристическом бизнесе.

Как отмечается в документе, обязанность в информировании наступает, если туристический маршрут проходит по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам.

Постановление вступает в силу 21 марта 2017 года.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru