Сплав по рекам Йоканга и Пуйва
Йоканьга — река на Кольском полуострове в Мурманской области России.
Длина 202 км. Третья по протяжённости на полуострове.
Площадь бассейна 6 020 км².
Вероятно слово «Йоканьга» может происходить от двух саамских корней «йок» — «река» и «аньг» — «пологий склон возвышенности» и дословно его можно перевести как «река на склоне возвышенности».
Исток расположен на севере возвышенности Кейвы на выходе из Алозера, устье на Мурманском берегу Баренцева моря в Йокангскую губу Святоносского залива. Проходит через несколько озёр.
Крупнейшие притоки: Сухая, Рова и Пулонга.
Всего в реку впадает 778 рек и ручьев, общей протяжённостью 2693 км, а на площади её водосбора насчитано 7221 озеро общей площадью 313 км².
В 137 км от устья, по левому берегу реки впадает река Чумскйок.
В 168 км от устья, по левому берегу реки впадает река Тичка. В 26 км от устья, по правому берегу реки впадает река Лыльйок. В 44 км от устья, по левому берегу реки впадает река Тидейок.
В 45 км от устья, по левому берегу реки впадает река Акимана-Эийа. В 5,1 км от устья, по правому берегу реки впадает река Пулоньга. В 52 км от устья, по левому берегу реки впадает река Поккруэй. В 63 км от устья, по правому берегу реки впадает река Адийок. В 72 км от устья, по правому берегу реки впадает река Пуйва. В 96 км от устья, по правому берегу реки впадает река Сесъю.
Берега в верхнем течении низкие, в нижнем каньонообразные. Порожиста, образует водопады. Питание в основном снеговое и дождевое. Средний расход воды 74,5 м³/с. Сплавная.
Вблизи устья расположен город Островной.
На реке планируется строительство Иокангских ГЭС общей мощностью 386 МВт и выработкой 680 млн.кВт•ч.
АЛОЗЕРО
А́лозеро (А́ло-я́рви) — российское озеро в северной части Республики Карелия.
Озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток.
На озере 10 островов общей площадью 0,12 км².
Основной приток осуществляется из озера Верхнее Куйто через проток Ельмане и из озера Юлиярви через Алозерский пролив. Сток через протоку Еноншуу в озеро Среднее Куйто. Высокая проточность придаёт озеру речной режим.
Имеются заросли высшей водной растительности.
В озере обитают ряпушка, щука, окунь, сиг, плотва, ёрш, налим.
РЕКА ПУЙВА
Пуйва (Айтэй) — река в России, протекает в Мурманской области. Устье реки находится в 72 км по правому берегу реки Иоканьга.
Длина реки составляет 44 км, площадь водосборного бассейна 291 км². В 25 км от устья, по правому берегу реки впадает река Кувчвэй.
По данным государственного водного реестра России относится к Баренцево-Беломорскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — реки бассейна Баренцева моря от восточной границы бассейна реки Воронья до западной границы бассейна реки Иоканга (мыс Святой Нос), речной подбассейн реки — подбассейн отсутствует. Речной бассейн реки — бассейны рек Кольского полуострова, впадает в Баренцево море.
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[2]:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 02010000912101000005242
Код по гидрологической изученности (ГИ) — 101000524
Код бассейна — 02.01.00.009
Номер тома по ГИ — 01
Выпуск по ГИ — 0
река Йоканга, порог Большой
Варианты подъезда и отъезда - ЙОКАНГА
Маршрут начинаетcя от поселка Ловозеро Мурманской области Ловозерского района. Этот поселок, хотя и не является самым крупным в районе, является его центром.Здесь есть магазины и даже своя хлебопекарня, в которой пекут отличный хлеб. У нас он сохранялся в течении четырех дней. Остальные продукты немного подороже, чем в Москве, но купить их можно. Снабжение хорошее.
Добраться до поселка Ловозеро можно от города Оленегорск на рейсовом автобусе через поселок Ревда. То есть, сначала на одном автобусе доехать до Ревды, а потом на другом из Ревды в Ловозеро. Прямой рейс до Ловозеро официально не ходит, но при счастливой случайности возможно по расписанию доехать до Ловозеро на одном автобусе.В Ревде конечная остановка маршрутов совпадает, обслуживает их местный автобусный парк. Расписание автобусов в городе Оленегорске можно узнать только внутри автобусной кассы, которая открывается в 7-30. Автобус до Ревды ходил по ПН, ВТ, ПТ в 10-25 и СР, ЧТ, СБ в 18-20. Еще кроме автобуса с 1 июля дополнительно пускают РАФик по СР,ЧТ,СБ в 10-25. Время отправления хорошо состыковывается с московскими поездами. Стоимость проезда в рейсовом автобусе 29 рублей плюс багаж, а в РАФике 50 рублей плюс багаж. Также на вокзале в городе Оленегорск Вам обязательно предложит свои услуги частный извоз. Пока мы ждали автобуса с четырех утра, нас с рюкзаками обсмотрели около десятка водителей. Стоимость проезда одной легковой машины до Ловозеро 400 рублей, а до Ревды 300 рублей с багажом. Автобусная касса находится на площади перед вокзалом, частники стоят тут же.
Наша группа приехала на вокзал в среду и подсчитав, что проезд на РАФике обойдется не меньше чем на частной машине, да еще можно потерять половину дня при пересадке в Ревде, воспользовались пос ледней. На дорогу до Ловозеро лучше не выходить, так как пока мы ехали по ней, машин видели очень мало.
До города Оленегорск можно доехать на любом поезде, который идет до Мурманска. Мы доехали на поезде N 134 Москва-Мурманск.
Снятие с этого маршрута самое сложное дело всего похода, и наверное поэтому маршрут не пользуется популярностью. Но нас это не испугало. При подготовке к походу мы разрабатывали несколько вариантов снятия. Первый вариант, который нам показался самым надежным и дешевым это сняться с мыса Корабельный на пароходе и уйти в Мурманск или Архангельск.
Вторым возможным вариантом нам показалась возможность улететь в Ловозеро с аэродрома поселка Поной на самолете или вертолете. Позвонив в справочную города Мурманска по телефону 8-815-9-909111, узнали телефоны справочной аэропорта 8-8152-583331 и морского порта 8-8152-522616. Потом позвонили в справочную морского порта, где узнали, что на реке Поной делает остановку пароход "Клавдия Иванская" по определенным числам. В справочной аэропорта нам ответили, что на Поной рейсовые самолеты не летают. Рейсовый самолет летает только в Каневку и Сосновку по заказу местной администрации из Ловозера при наличии пассажиров, требовании продуктов и т.д. Правда, как добраться до Каневки, можно было только предполагать. Это возможно на машине или вездеходе по зимнику, или своим ходом за пять дней. Имея первый вариант основным, а второй запасным, мы отправились в дорогу.
На самом деле оказалось не все так просто. Самым неожиданным для нас явилось то,что непосредственно южнее, перед устьем Поноя от реки Даниловка, начинается пограничная зона - десятикилометровая полоса вдоль берега. То есть, для того, чтобы сесть на теплоход нужно иметь на руках разрешение на въезд в пог раничную зону, а его у нас не было. В добавление к этому, в прошлом году расформировали часть ПВО, базировавшуюся на мысу. С этой частью сняли и устройство, которое вызывало проходящие пароходы на стоянку при наличии пассажиров. Поселок Поной нежилой, в нем живет только одна старушка. То есть встречи с пограничниками не избежать. Поэтому пришлось воспользоваться запасным вариантом.
Здесь нам помогла встреча с рыбнадзором. Весь Ловозерский район в советские времена был заказником, но скорее всего не из-за сохранения нетронутого уголка природы, а из-за большого количества баз ПВО и других секретных военных объектов. Сейчас же существует только закон местных властей о запрещении сплава и тем более, лова рыбы на семгушных реках без специального разрешения. Река Поной, Иоканга и их притоки входят в список этих рек.Специальное разрешение на сплав и лицензию на лов рыбы можно приобрести только в "Мурманскрыбводе" по адресу : город Мурманск, улица Комсомольская, дом номер 2. Когда к нам подошел на берегу инспектор рыбнадзора,оказалось что инспектора рыбнадзора ходят по реке на лодках Мурманской фирмы "Серебро Поноя" и при встрече с нами, директор этой фирмы также стоял рядом с ними.От них мы и узнали основную информацию.
На реке уже существует много туристических баз, как для русских туристов, так и для иностранцев. В частности, возле притоков Паче, Ачерйок, Рябога, где есть площадки для посадки вертолетов. И вертолет сюда летает гораздо чаще, чем рейсовый или продуктовый. Так что оказывается сняться с марш рута можно, договорившись с этой фирмой. Вертолет тут может приземлиться почти везде, главное точно знать где.
Когда испектор рыбнадзора, директор фирмы и водитель лодки узнали, что мы находимся в походе уже двадцать три дня и при нас нет ни одного разрешения, ни рыбы (кроме консервов), ни даже спининга, очень удивились. Инспектор нехотя составил протокол об административном правонарушении, а мы в это время напросились на поездку в Каневку, но только на следующий день, и лодка отвезла нас в местную цивилизацию всего за большое спасибо. Правда, стоит отметить,что нам повезло. Маршрут мы уже прошли и были недалеко от начала пограничной зоны, рыбнадзор не нашел нас раньше (наверно потому, что мы поднимались высоко на берег из-за плохих мест для стоянок), да еще и транспорт подоспел вовремя.
В аэропорту Каневки нам подтвердили, что рейсовый самолет уже был вчера, а два дня назад прилетал продуктовый самолет, и улететь теперь мы сможем не раньше, чем через одну неделю. Хотя в плане у начальника аэропорта стоит ежедневно посадка пожарного вертолета, и еще возможен прилет санитарного вертолета. Но потом, после нашей встречи с председателем сельсовета мы узнали, что на следующий день прилетит с Мурманска вертолет на туристско-рыболовную базу для иностранцев на Рябоге с продуктами, заберет американцев и улетит обратно в Мурманск. После чего прилетит и привезет следующую партию американцев-рыболовов, а назад полетит с мусором с по садкой на берегу реки Поной возле базы рядом с Ачерйоком, где заберет работника фирмы и сестру с детьми председателя сельсовета.
Вернувшись в третий раз к устью Ачерйока, мы договорились с летчиками, улетели в Ловозеро, правда по двойной стоимости билета на рейсовый самолет.
Для информации, директора фирмы "Серебро Поноя" зовут Шамышев Владимир Геннадьевич и его рабочий телефон 8-8152-565944 и 8-8152-561618. Телефон "Мурманрыбвода" 8-8152-458678.
Из всего высказанного, можно рекомендовать следующие варианты выброски:
1. Сняться на теплоходе, но при этом - получить в своем отделении милиции по месту прописки разрешение на въезд в пограничную зону; узнать конкретные числа расписания движения парохода и стоимость проезда; для вызова теплохода придется обратиться к пограничникам (сколько это будет стоить можно узнать только на месте). Можно отработать этот вариант с директором фирмы "Серебро Поноя".
2. Сняться на вертолете фирмы "Серебро Поноя", предварительно позвонив директору по вышеуказанным телефонам и договорившись о сроках, месте посадки и цене. (Один летный час вертолета МИ-8 стоит 600 долларов, а от Каневки до Ловозера лететь 1 ч 10 мин).
3. Сняться на рейсовом самолете из Каневки, при этом позвоните из Москвы в аэропорт Ловозеро по телефону 8-815-38-31505 и узнайте примерное расписание самолетов на Каневку и Сосновку; приехав в Ловозеро заедьте в аэропорт и проверьте расписание самолетов на Каневку и Сосновку; подойдя к устью Ачерйока, остановиться на стоянку и сходить в Каневку по берегу (туда и обратно 5 часов) договориться с местными забрать Вас на моторке ниже по Поною. Проверьте расписание прилета самолета в аэропорту и у председателя сельсовета. Второй вариант самый предпочтительный, но и самый дорогой.
Аварийные выходы с маршрута
Несмотря на большую протяженность маршрута, аварийный сход с маршрута возможен только в трех местах. Это начало маршрута - поселок Ловозеро и конец - село Каневка или базы на реке Поной. Промежуточным местом аварийного схода можно считать лагерь для иностранных туристов на реке Иоканга около правого притока после большого притока Пиккаруэя.В нем есть врач и вертолетное сообщение с Мурманском.
Исходя из этих мест маршрут следует разделить на три участка, которые разделяют волоки. До конца первого волока при аварии лучше вернуться назад, делая по возможности пешеходки до Ефимозера и после него до озера Ловозеро(это сократит путь на два дня).От первого волока до начала второго лучше идти в турлагерь на Иоканге, а после волока лучше идти до села Каневка или ближайшей турбазы на реке Поной. Небольшую помощь можно получить на двух оленеводческих базах, в начале реки Иоканга и перед входом в озеро Музкъявр. На прохо дящих мимо туристов рассчитывать не получится. Здесь их мало.
Потенциально опасные участки
К потенциально опасным участкам можно отнести все определяющие препятствия маршрута. При подъеме по рекам против течения опасность представляют большие скользкие камни, которые покрыты водорослями или грязью. Здесь не помогают даже шиповки. Основной пластырь из аптечки у нас ушел на этих участках. При проводке катамарана на руках нужно смотреть под ноги не только себе, но и рядом идущему.
Первый волок приходится на шестой и седьмой дни похода, поэтому придется нести очень тяжелые рюкзаки, и не лишним будет напомнить, что при надевании рюкзака надо пользоваться посторонней помощью, особенно в конце ходового дня. Второй волок гораздо легче, но последний болотистый участок у нас отнял много сил. На первом волоке обязательна разведка участка до перевала, а на втором последнего болотистого участка. Если группа идет волок челноком за две ходки, то ночевать придется в его середине. На первом волоке дрова еще можно найти, но если пойдет ливень, с ними будут проблемы. На втором волоке после подъема до геодезического знака и до конца их просто нет.
Самым существенным отличием рек Кольского полуострова от рек Карелии и средней полосы является их глубина. Даже на середине озер можно разглядеть дно. Поэтому пороги мелкие и длинные, до полутора километров. Только из-за большого уровня воды большинство порогов были проходимыми. Наверное в августе половину порогов придется минимум проводить. Перед порогами Иоканги и Поноя река имеет ширину от 100 до 200 м, потом появляется длинная шивера, на выходе которой река сужается и образуются сливы с бочками или стремнина с большими камнями в русле. Начальная шивера читается с воды без проблем (для нашего уровня воды), а выход надо осмотреть. Полного осмотра требуют пороги Большой на Иоканге и Бревенный на Поное. На реке Рова пороги короткие и читаются с воды. Особенно следует отметить несколько порогов со сливом около полутора метров на камни. Их лучше осмотреть, причем один из них - стопроцентный обнос. Остальные пороги мелкие, иногда требуется проводка. На реке Ачерйок до горы Манюк по правому берегу пороги представляют собой навал огромных валунов, среди которых течет вода, а на выходе обязательная мель, которую максимум удается провести. Об интересном прохождении этих порогов стоит только мечтать. Только после горы Манюк спрыгивать с катамарана почти не приходилось, река здесь уже глубокая, средняя глубина около полуметра, но мели встречаются до самого устья. На реке Поной, при нашем уровне воды, пороги залиты водой, расстояние между обливниками большое и поэтому основная струя хорошо читается с воды. Главным препятствием для нас стало то, что при ясной погоде, пороги сильно залиты солнцем и надо быть очень внимательными. Все камни на порогах имеют очень острые кромки, и встреча с ними не сулит ничего хорошего. Мы из-за небольшой усталости при проводке по реке Пуйва продрали дырку по шву около 1 м.
Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов и занятий на маршруте
Маршрут проходит по безлюдным просторам Кольского полуострова, который весь можно отнести к интересному природному объекту. То количество лебедей, уток, гусей с выводками, ондатры, оленей и просто кишащей рыбы, можно увидеть наверное только за Уралом. Просто ощущаешь себя частью этой нетронутой природы с ее неторопливым ритмом жизни. Пробегающие по биваку олени, сопровождающий на пороге по берегу медведь, выпрыгивающая из воды рядом с катамараном рыба, размером с локоть и многое другое оставляет незабываемые впечатления.
На всем протяжении маршрута на реках очень результативная рыбалка. Если оформить документы, то на спининг или нахлыст можно наловить хариуса, семгу или кумжу. Только северный ветер может нарушить клев.
Красиво смотрятся горы на волоках и реке Рова. На реке Ачерйок и Поной пороги со скальными обрывами и почти вертикальными стенами.
По рассказам местных за пять литров водки у лопарей (местная народность) можно купить шкуру медведя, оленя, песцов и др., ну а рога вам предложат обязательно. У нас водки и денег на это не было, поэтому сами мы не пробовали договариваться, но ненужные шкуры оленя на реке Иоканга ниже оленеводческой базы находили.
В селе Каневка Вы обязательно посетите местный аэродром с грунтовой взлетной полосой, по которой бегают олени. А на почте можно по спутниковой связи с 11-00 до 23-00 позвонить в любую точку России.
ОТЧЕТ СПЛАВ ПО РЕКАМ ЙОКАНГА И ПУЙВА
Река Иоканга (на некоторых картах Йоканьга) - самая длинная река северной части Кольского п-ова. К сожалению, пройти её всю в настоящее время непросто из-за сложного выезда с её устья, поэтому мы ограничились участком до впадения р. Пуйвы.
Весь путь можно разбить на два условных участка с разделением на оз. Иокъявр. Именно здесь Иоканга меняется, становясь наиболее интересной в спортивном плане.
Часть 1
Озеро Кальмозеро - озеро Иокъявр
Длина 64 км, общее падение 11 м, ширина в истоке 40 м, глубина 1,5 м. К озеру Иокъявр ширина увеличивается до 80-100 м, а глубина уменьшается до 1 м. Долина плоская, широкая и в основном заболоченная. Берега крутые, поросшие узкой полосой нормального берёзового леса. Лишь на последней четверти пути к Иоканге вплотную подступают невысокие сопки, а прибрежный лес заметно редеет, местами исчезая вовсе. Основные препятствия этого участка - пороги, наиболее интересные сосредоточены после впадения ручья Чумскийок. Часть порогов требует просмотра. При сплаве на байдарках потребуется страховка. Средняя скорость сплава 4-5 км/час.
Пройдя своеобразное и по-своему живописное Кальмозеро, попадаем в Иокангу. Исток реки хорошо заметен, и надо лишь придерживаться левого по ходу берега озера. В истоке берега крутые, сплошь покрытые ивняком и хорошим берёзовым лесом. В русле водоросли, течение быстрое. В 5-ти км, на крутом правом берегу нежилая изба, а в километре ниже первое препятствие - короткий перекат с множеством камней. Проходить лучше под левым берегом, ориентировка с воды. Далее на реке большой остров, который мы обогнули по левой протоке, т.к. начало у него гораздо шире. В районе этого острова короткий шумный порог, после которого русло сужается до 15 метров, а течение заметно убыстряется. Заканчивается протока ещё одним порогом с перепадом 0,8 м. Советуем осмотреть его, т.к. слив сильно забит камнями и с воды сложно увидеть единственный проход между ними. 700 м спокойной воды - и на реке порожек с двумя сливами, первый требует точного захода между валунами. Через 300 м после него на правом берегу первое жилое место на маршруте - оленеводческая база №1. Это несколько домиков, моторных лодок, на реке поставлены сети. Показанный на карте двумя километрами ниже порог отсутствует, вместо него две каменные гряды, не представляющие интереса. После них река немного успокаивается, встречаются только отдельные камни да небольшие быстрины, иногда на поворотах наблюдаются скопления камней. Однако не расслабиться, т.к. часты подводные валуны, плохо читаемые с воды. Крутые травянистые берега однообразны. Иногда на горизонте проглядывает цепочка невысоких сопок, которые отделяет от реки широкая заболоченная равнина.
Следующая реперная точка маршрута - устье Чумскийока. Пропустить его сложно, т.к. расположенный рядом большой песчаный мыс виден издалека. Здесь, на высокой террасе, удобно устроить днёвку с баней (много сухого можжевельника). Пренебрегать этим местом не стоит, потому что дальше Иоканга, мало изменяясь, течёт во всё таких же заросших берегах. Показанный на карте в 6-ти км выше Чумскийока порог не существует, вместо него на реке еле видная гряда камней, мало нарушающая спокойное течение. Через 7,5 км на реке небольшой перекат (показан на карте). Далее идёт остров, протоки которого основательно забиты камнями, в конце них короткие пороги с падением на сливах 0,8 м. Через 300 м, при повороте реки влево, сужение и чистая струя со стоячими валами 0,6 м. Далее встретится остров, за ним огромные валуны, вслед за которыми начинается серьёзное препятствие – порог «Большой».
Пор. «Большой» - два мощных каскада общей длиной около 800 м. Первый - шивера со сливом на выходе 0,5 м и стоячими валами до 1 м. Второй - более мощный, слив короткий, водопадный и основательно забит камнями. Этот порог требует просмотра и точных манёвров на втором каскаде.
Следующий, показанный на карте порог, отсутствует, вместо него узкая полоска камней у правого берега. В 2,5 км от этого места на реке небольшой остров, в двух протоках которого мелководные перекаты (левая протока короче). 3 км чистой воды - и на реке двухступенчатый порог с большими стоячими валами, требует маневрирования в пределах основной струи, длина 150 м. Ещё 500 м - и река делится на протоки, образуя трёхкаскадный порог с чистыми проходами, длиной 300 м.
Далее река окончательно успокаивается, появляются тундровые участки, берега стискивают невысокие безлесные сопки. В русле часты водоросли, отдельные камни - других препятствий нет. Иоканга постепенно расширяется, образуя перед озером множество островов, идти следует в наиболее широкие и полноводные протоки, но даже здесь не исключена возможность сесть на мель. Перед впадением в озеро, на левом берегу видны дома второго и последнего населённого пункта - ещё одной базы оленеводов. Ещё немного - и попадаем в озеро Музнаркъявр, из которого по мелким каменистым протокам необходимо перейти в полноводное и живописное озеро Иокъявр (оз. Юпечкесты). При переходе через протоки необходимо постоянно ориентироваться по карте, т.к. из-за множества заливов можно запросто сбиться с курса.
Оз. Иокъявр со всех сторон окружено красивыми сопками и вполне подходит для отдыха. Некоторые неудобства доставляет отсутствие нормальных дров, но эта проблема вполне решаема (расущие повсеместно ленты можжевельника отмирают целыми колонниями и вполне годятся для костра).
При подходе ко второй части Иоканги издалека слышен шум мощного порога.
Часть 2
Озеро Иокъявр - устье реки Пуйва
Длина участка 42 км, общее падение 35 м. На этом участке Иоканга носит ступенчатый характер, и ширина её колеблется от 200 м на плёсах, до 5 м на порогах. Глубина в основном около 1 м, но встречаются и более глубокие места. Долина неширокая, сухая, нижний её ярус порос берёзовым лесом. В этом участке Иоканги сосредоточились наиболее интересные и технически сложные пороги маршрута, подавляющее большинство из которых требует разведки, страховки и спецснаряжения - спасжилетов, касок. Средняя скорость сплава с учётом разведки порогов - 4 км\ч.
Пороги второй части Иоканги в основнм расположены до характерного излома реки. Примерно 32 км река течёт на юго-восток, а в районе впадения р. Сухая резко отклоняется на север и немного успокаивается. Основное внимание в этом разделе - порогам, т.к. каких-либо других достопримечательностей на реке нет.
Начало порогов, как правило, мелкое, забитое многочисленными подводными камнями, и требует искусной лавировки. Струя формируется в средней части, зачастую оканчиваясь мощными сливами до 1,5-2 метров. На выходе из порогов опять мели и много камней. Пороги многоступенчатые и затяжные. Ориентировка с воды в солнечную погоду затруднена из-за находящегося впереди солнца, что требует дополнительных затрат времени на осмотр. Страховку в связи с большой протяжённостью и обилием сложных участков также сложно организовать. Правда потребоваться она может в основном при байдарочном походе или при сплаве на катамаранах в большую воду.
Далее представлен перечень препятствий с нумерацией от оз. Иокъявр и краткой их характеристикой. В связи с тем, что при другом уровне воды обстановка на порогах может сильно измениться, мы стараемся не намечать каких-либо конкретных линий движения. Так же мы не можем точно классифицировать пороги по категориям сложности, не имея для этого достаточного опыта, однако, на наш взгляд, их сложность не ниже 3-й категории, а при увеличении уровня воды возможно усложнение местами до 4-й к.с. Там, где это возможно, дана привязка к карте–двухкилометровке.
Порог №1. Находится в начале описываемой части (показан на карте). Состоит из 3-х ступеней от 50 до 150 метров, разделённых стометровыми плёсами. 1 ступень 50 м - слив чистый, мощные косые валы около 1 м требуют незначительных манёвров. 2 ступень - стоячие валы до 0,6 м, отдельные камни, длина 100 м. 3 ступень - наиболее сложная в этом пороге. Слив забит камнями, для прохода оставлены лишь узкие места между большими обливниками.
Порог №2. Через 600 м. Три каскада, на выходе из последнего слив 1 м со стоячими валами до 1 м. Все части порога разделены небольшими мелководными плёсами.
Порог №3. В 3,5 км от озера. Начало очень мелкое, затем, постепенно нарастая, мощная струя (часто меняя своё направление) проходит под правым берегом, образованным огромными валунами. Встречаются сплошные скальные выходы, через которые прорывается река. Порог очень сложный, многокаскадный. Примерно 1\3 порога отделена небольшим (10 м) плёсом от первой, основной части. Требует множества точных манёвров, просмотра и страховки перед плёсом. Первая часть заканчивается пологим полутораметровым сливом и метровыми стоячими валами.
Порог №4. Находится в 100 метрах ниже порога №3. Длина 60 м. Струя в нём часто меняет направление, что заставляет чётко управлять судном. На выходе небольшой (50 м) слив.
Порог №5. 5-й км (см. карту). Начало порога мелкое, много больших валунов высотой до 7-8 метров. Далее глубина увеличивается, сложные сливы забиты камнями, основной спад воды происходит на последнем этапе, где река сужается до 5-ти метров, а вода сбрасывается почти с 2-метровой высоты. На выходе из слива валы до 1,2 м и скрытый под водой валун, требующий обхода справа. Конец порога представляет собой небольшой перекат. Этот порог требует тщательной разведки и страховки, ориентировка с воды затруднена.
Порог №6. Длина 30 м, на выходе стояки 1,2 м.
Порог №7. Расположен в р-не острова. Проход правым берегом с переходом в середину русла. Мелко, встречаются отдельные камни.
Порог №8. Три каскада, общая длина 300 м. Сложные мелкие сливы загромождены камнями, между которыми узкие проходы. Требует просмотра и точных манёвров.
Порог №9. В 12 км от озера (см. карту). Расположен в районе острова. Три каскада. Длина 2-х каскадов, следующих друг за другом -150 м, а третий обособлен и отделён плёсом в 70 м от основной части. 1 каскад мелкий и несложный, 2 каскад вносит определённую изюминку - он заканчивается сливом 1,2 м на камни, причём с воды этот слив не просматривается. 3 каскад имеет тот же плохо читаемый слив 0,8 м, но он уже значительно чище. В 6,5 км ниже расположен перекат.
Порог №10. В 500 метрах от предыдущего. Длина 200 м. Трёхступенчатый, с достаточно чистыми сливами.
Порог №11. Порог показан на карте, длина 150 м. Состоит из двух ступеней с типично мелким началом. Обе ступени довольно мощные, струя часто переходит с берега на берег. Перед этим порогом, если оглянуться назад (против течения), хорошо просматривается г. Поккурайв, величаво возвышающаяся над Иокангой.
Порог №12 (см. карту). Многокаскадный, общая длина 1 км. Первая часть состоит из 4-х каскадов. Струя три раза переходит от берега к берегу. Мелко, заходы в сливы сложны. Небольшой плёс отделяет ещё три ступени аналогичного характера, ориентировка с воды тяжела, требуется предварительный просмотр и проход по частям.
Порог №13. Через 500 м. Состоит из 5-ти ступеней, из которых 1- несложная, представляет собой мелководный перекат, 2- самая мощная с валами до 1 м, 3 – сложная в прохождении шивера, струя в ней дважды переходит от берега к берегу (предварительный осмотр). 4 - простая, небольшой слив. 5 - короткий слив 1 м, забитый камнями (просмотр).
Порог №14. Расположен перед впадением реки Сухая (см. карту). Общая длина 2 км. Разделён плёсом на две неравные части. Первая часть - 1,5 км. При прохождении требует точных манёвров, в середине есть слив 1,2 м со сложным заходом. Струя формируется в середине порога, разрывы между ступенями короткие, ориентировка затруднена.
Вторая часть отделена 100-метровым плёсом, длина 500 м. Состоит из одного длинного слива с 1,5-метровым сбросом воды на выходе. При выходе из порога камни в струе и стоячие валы до 1,2 м. Весь порог требует просмотра и страховки.
Дальше Иоканга слегка успокаивается, справа живописным бурлящим потоком впадает река Сухая. Напротив неё в русле большой лесистый остров, глубина возле него превышает 2 м. По берегам сопки, течение быстрое.
Порог №15. Находится перед впадением р. Пуйва. Общая длина этого трёхступенчатого порога около 150 метров. Струя мечется от берега к берегу, сложен заход в последний (третий) слив, после него стоячие валы около 1 м. Желателен просмотр.
Через 300 метров после порога, справа под прямым углом впадает река Пуйва. На глаз виден сильный спад воды в заваленном камнями русле. Здесь заканчивается основной этап похода, и предстоит переход в бассейн другой крупнейшей реки Кольского – р. Поной.
Река Пуйва
Р. Пуйва - длина с учётом озёр 34 км, падение 32 м, ширина в устье около 10 м. К верховью она уменьшается до 2-х метров, разливаясь местами в среднем течении до 20-25 метров. Глубина повсеместно больше метра. Долина реки широкая, угнетённый лес подступает к реке небольшими участками, в основном вдоль берегов ивняк. Основные препятствия - затяжные мелководные порожистые участки, требующие обноса. Скорость подъёма не более 2,5 км\ч. Способы прохождения: перекаты на руках, пороги - обнос по берегу, плёсы на вёслах.
Устье Пуйвы настраивает на пессимистический лад - если бы река была вся такой, то волок можно было начинать прямо отсюда. Если говорить более конкретно, то это 1,5 км сплошных камней с ревущей между ними водой. Подъём бечевой или проводка на руках невозможна. Единственный способ - обнос по правому берегу. В 500-х метрах от устья на высоком скальном обрыве левого берега удобное место для стоянки. За этим порогом 500-метровый спокойный плёс, где можно грести вёслами. Сразу оговоримся: Пуйва представляет собой довольно удобную для подъёма речку, спад воды происходит на сконцентрированных в нескольких местах затяжных порогах, а между ними течение очень даже незначительное, и подниматься на вёслах удобно. Пороги лучше всего обносить, благо удобные тундровые берега позволяют это сделать.
После плёса идёт следующий каскад порогов, и хотя они слабее, обнос всё же гораздо выгоднее проводки. Ещё 500 метров затишья - и третий порожистый участок, разделённый на 4 ступени небольшими плёсами. Преодолев их, можно немного передохнуть на длинном 6-километровом участке спокойной воды. Лишь кое-где отдельные камни мешают продвижению. Далее встретится короткий, проходимый на руках порог и двухкилометровый плёс, заканчивающийся километровым порогом с уже привычным обносом по правому берегу.
И опять спокойная Пуйва 4 км тихо струится среди тундры. Следующее препятствие - 400-метровый каскад порогов, его части разделены короткими плёсами - обнос по левому берегу. Вновь можно грести вёслами почти 2 км. Затем короткий 200-метровый плёс и ещё один километровый порожистый участок с обносом по правому берегу. За ним небольшое затишье и, наконец, на самом входе в оз. Нижний Ворнаявр последний короткий порог, позволяющий пройти его на руках.
Озеро окружено небольшими безлесными сопками. Есть пляжи с нормальным подходом к воде. Проходя озеро, нужно придерживаться левого берега, чтобы по ошибке не уйти в длинный узкий залив, вытянутый вдоль Пуйвы, которая теперь носит название Кувчвэй и уже считается ручьём.
При подъёме по Кувчвэю нужно соблюдать правило - идти по правой протоке, даже если левая шире. Вход в ручей виден уже с середины озера, ширина в начале 20-25 м, течение слабое. Постепенно ручей входит в заболоченную долину, ширина уменьшается до 3-4 метров, а местами до 2 м. Сильно петляя среди сплошных зарослей ивы в рост человека, он меняет своё название на Айтэй, и через 2 часа упорной работы вёслами приводит в оз. Верхний Ворнаявр. Надо сказать, что при сужении течение заметно увеличивается, а озеро не видно из-за кустарника до самого истока ручья. Озеро Верхний Ворнаявр похоже на предыдущее, но пляжей гораздо больше, а перед берегом очень мелко, и много торчащих из воды камней.
Подъём заканчивается у подножья возвышенности 273 м, на её вершине есть различимый в бинокль триангуляционный знак. Теперь предстоит разборка судна и переход через водораздел на Ачерйок, а пока тундровый пейзаж оживляют пробегающие мимо стоянки олени.
Дополнительные сведения
1. Выход с маршрута
Выход с маршрута является, наверное, самым сложным в организационном плане, т.к. в летнее время на «большую землю» можно выбраться только одним способом - по воздуху. Есть официальное расписание (состояние на 2001 год): каждый вторник сюда должен прилетать АН-2, делая по очереди грузовой и (в следующую неделю) пассажирский рейсы в Ловозеро. Однако этого расписания мало придерживаются. Но даже если самолёт и прилетит, никто не даст гарантию вылета. Дело в том, что рейс выполняется на два посёлка – сначала самолёт летит в пос. Сосновку, на побережье Белого Моря, а затем в Каневку, возможно уже забитый пассажирами. Поэтому, чтобы не остаться обживать окрестности аэродрома, как это делали мы на протяжении 2-х недель, предлагаем два варианта организации вылета:
Созвонившись заблаговременно с Ловозерской администрацией, попытаться забронировать места на конкретное число, обговорив условия брони. Телефон в Ловозере 8-8152-58331 (состояние на 2001 год). Это существенно облегчит проблему.
Если позволяют средства, можно заказать спецрейс, стоимость можно узнать по тому же телефону. Шансы вылететь вовремя при этом варианте повышаются, а фрахт самолёта на 12 человек достаточно приемлем (остаётся лишь набрать соответствующую группу).
Есть ещё слабая надежда на попутный рейс как-нибудь геологов или рыбаков, но всерьёз рассчитывать на него не стоит. Также возможно выбраться через Сосновку, но для этого надо знать расписание теплоходов, идущих из Сосновки в Умбу. Попасть из Каневки в Сосновку можно на вездеходе, иногда курсирующем между этими посёлками по своим делам.
______________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
автор отчета о сплаве - Сергей Соловьев.
https://www.turizmvnn.ru/
https://www.skitalets.ru/water/
https://lib.ru/TURIZM/
Данные государственного водного реестра
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 1. Кольский полуостров/ Под ред. Ю. А. Елшина. — Л.: Гидрометеоиздат, 1969. — 134 с.
Сайт Википедия
https://album.foto.ru/
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 10382 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий