Путешествие на «Пуп Земли» - часть третья


31.07.2013 г. День седьмой. 
Пеший поход на водопад Учар.
Андрей давно мечтавший посмотреть на водопад, и уже совершивший неудачную попытку попасть на него в июне этого года (из за разлива рек смыло все переправы), основательно подготовился к мероприятию. Им были закуплены сухие пайки для военных на всех членов команды, также он проследил чтобы все путешественники были соответственно обуты и одеты.

 

                поляна на устье реки Чульча (р. Чулышман) - старт на Учар

                                            поход к водопаду Учар - долина Чульчи

                                          водопад Учар, Чульчинский водопад

Идем по ущелью, крутим головами во все стороны. А погода постоянно меняется. Вот солнце светит, вот тучки заходят. Одна из таких тучек очень красиво легла на гору в виде богатыря, указывающего нам дальнейший путь рукой (как раз в ту сторону, куда мы шли). Естественно, мы сочли это хорошим знаком, а как не нахвататься суеверий в такой странной земле… 
Навстречу попадались вышедшие раньше нас. Мой вопрос: Оно того стоит? О конечно….
Описывать сие чудо природы нет смысла. На него надо смотреть долго и зачарованно….


Нагруженные впечатлениями теперь уже выше всяких крыш, мы двинулись обратно.
С высоты пройденного в дальнейшем, я всё-таки прихожу к выводу, что, несмотря на выпавшие на нас в этот день испытания, они не прошли даром, что там потертости на ногах, увидеть ЭТО хотя бы раз в жизни….

 

                                        долина реки Чулышман

1.08.2013 г. День восьмой 
Старт в 9.00 (МСК) финиш 20.00 (МСК) Пройдено 300 км. Общий пробег 3780 км.
Собираемся возвращаться назад. И начинается вторая часть экстрима под названием «подъем на Кату-Ярык». С богом, также включаем нужные передачи, и начинаем карабкаться вверх. Уже не так жутко, как спуск вниз, но все равно…
Есть там один участок метрах в 500 от начала подъема, где переднеприводные машины задирают вверх морду и колеса вращаются на месте, но машина не едет. Они медленно скатываются задним ходом. Еще раз с разгона! Нет, опять машина зависает в ловушке-подъеме и не может подняться. После десятка попыток приходит отчаяние.
А в это время внизу уже собралось несколько экипажей других туристов и делают ставки на каждого, кто начинает подъем. Когда мы бодро проскочили мимо них и рванули вверх, я успел заметить их кислые лица. На нас ставки делать было не интересно. А что же с теми, у кого хватило ума спуститься в ущелье на Ладах Калинах, Короллах и тп.? Какова их судьба. Неужели вороны доклевывают их белые кости на местных скалах? Нет, конечно. А для чего же Вы думали внизу у начала подъема местные алтайцы поставили домики и живут там? Для чего у них под окнами стоит «Беларус»? А как раз для того, чтобы туристов выручать.
Аттракцион "А ну-ка поднимись на тросе" стоит 1000 руб. первый участок и 3000 руб. весь путь наверх. Для туристов не разорительное спасение из беды. А для местных часть заработка в туристический сезон.
Команда растянулась. Уазик кипит. Навстречу попались несколько машин – а как же! Помахали друг другу руками. Неспешно, но уверенно вскарабкались наверх, остановились перекурить. Двигатель нисколько не нагрелся, все в порядке, Джим молодец! Наверху встретили еще одну команду из трех машин, собиравшихся спуститься вниз. 
Дорога обратно до Акташа не заняла много времени.
Получили пропуска и Алга… 
Нас ждет Бугузун (если перевести с тюркского: Очень длинный). Далее любовались Чуйской долиной и красотами Чуйского тракта. И вот мы в Кош-Агаче. Население в Кош-Агаче состоит наполовину из алтайцев, наполовину из казахов. Мусульманские мечети в этом краю не редкость. Дорога от Кош-Агача до Кокоря пустынна и безлюдна, селения видны только вдалеке у гор, возле дороги встречаются только последствия землетрясений и мусульманские кладбища. Долина по которой идет дорога - долина рек Ортолык, Юстыт (Байзин), Кызылшин (Коштал) .

                                                      Кокоря

Проехав Кош-Агач, взяли направление на Кокоря – последнюю деревню Республики Алтай на нашем пути. Далее были 30-40 километров степной дороги в межгорной котловине. Темнота наступала неотвратимо..
Выехав за Кокоря попадаем на хорошую степную дорогу идущую вдоль реки Бугузун. Первый брод через реку Бугузун, представляющий собой, скорее всего самую большую опасность для путешественника, находится ниже впадения реки Карагай, где река уже достаточно полноводна, высота воды может превышать 70 сантиметров..
Нам повезло. Ночное форсирование реки не принесло никаких неприятностей. Все прошли нормально. Уровень воды 30 – 40 см. Сложность представляет только первая переправа, остальные идут уже выше впадения реки Карагай и трудностей в преодолении не представляют. Ищем место для ночлега.

                                               утро в долине Бугузуна

2.08.2013 г. День девятый 
Старт в 7.00 (МСК) финиш 15.00 (МСК) Пройдено 70 км. Общий пробег 3850 км.
Как оказалось утром, мы ночевали практически перед второй переправой, гораздо более мелкой, но с крутым подъемом после. Высота над уровнем моря зашкалила за 2000 м., вокруг нас возвышались безлесные горы, за которыми – крутые снежные пики Сайлюгема и Тапдуаира. Позавтракав двинулась на покорение бугузунских высот. Нам предстояло подняться на вершину перевала (2600 м. по GPS) и спуститься уже в Туву.

 


Погода радовала, настроение было оптимистическим, начали продвижение. Переправа была пройдена без особых проблем, дальше колонна двинулась по постепенно сужающейся межгорной котловине, долине Бугузуна. Через некоторое время дорога перешла практически в речное русло.
Примерно посередине всего этого «каменного» пути, в общем составлявшего 2-3 км., стоит некое подобие погранзаставы. Домик и рядом с ним другой «домик» - туалет с каменными стенами и без крыши почему-то. Эти сооружения были построены алтайцами в качестве контрольного пункта, в попытке оградить себя от краж скота со стороны тувинцев. Что поделаешь, у жителей Тувы почему-то считается не зазорным украсть скот у соседей.

                                            впереди Саяны

 

Не знаю, действенна ли сия мера, но мы в момент проезда не видели на «заставе» ни души. Во всей Тыве мы тоже не встретили ни одного пограничника и ни одного действующего пограничного поста - все ворота с грозными надписями были раскрыты, КПП пусты, а ведь дорога как будет рассказано далее проходит по самой линии границы, в нескольких местах только лень может помешать вам перейти границу, чтобы сфотографироваться на сопредельной территории.
После неё еще некоторое время дорога шла по руслу с огромными булыжниками, а затем резко пошла в гору, на вершину перевала, к границе двух республик, Тувы и Алтая, и, одновременно, двух горных систем – Алтая и Саян. В этом месте хребта Чихачева, который и является границей горных систем, наиболее удобное и одно из немногих возможных мест проезда на автомобильном транспорте.


Дорога через перевал Бугузун единственная, соединяющая Горный Алтай и Тыву. Высота перевала 2600 метров. Пройти этот перевал – мечта многих путешественников по Алтаю. Интересна дорога до перевала, сам перевал, а главное то, что за ним. После перевала попадаем на Чулышманское нагорье, с великолепными озерами: легкодоступным Ак-Коль, трудно доступным Хиндиктиг-Коль и очень труднодоступным Джулуколь. Отсюда уже видно самую высокую гору Тувы Мугун-Тайгу. Здесь летом температура может быть +40, а зимой -50.Здесь почти нет растительности, зато есть бесконечные просторы.Отсюда рукой подать до Монголии, а до неба и того ближе...

                                                    позади остался Алтай

Снежные вершины вокруг напоминают - мы приближаемся к перевалу высотой 2600 метров. Через 4 км. после указателя начнется участок плохой дороги продолжительностью полтора километра. Дорога идет то по дну реки , то пересекает ее , броды неглубокие, главное препятствие - здоровые камни и валуны.
Итак, 2 августа, мы наконец достигли первой контрольной точки нашей экспедиции – перевала Бугузун! Высота по GPS 2600 м. (на карте указано 2608). Перевал был взят всеми экипажами, начавшими штурм.
На вершине мы выстроили своих «коней» в ряд и устроили большую фото и видео сессию. Позади нас – Алтай, впереди – неизведанные и диковатые Саяны. Вид их был достаточно суров. Внизу расстилалась высокогорная холодная степь, недалеко виднелись снежники, чуть поодаль – озеро Груша, находившееся в заповедной территории, части государственной охраняемой территории – «Убсунурская котловина». Далеко справа виднелась белая вершина высочайшего пика Саян - Монгун-Тайги, 3970 м. Пика труднодоступного и малопосещаемого в силу отсутствия нормальных подъездов к нему.


Чем еще интересна вершина перевала.?
Вы наверное знаете, что в Тыве основная религия, исповедуемая жителями – буддизм. И вот тут то и установлена самая близкая к Другой Планете Буддистская ступа. Внешне, на неискушенный взгляд — это такие же Обо какие во множестве можно встретить на Алтае. Только вместо белых ленточек на ветру развиваются молитвенные флаги.


Ветер считывает молитвы с голубых, белых, желтых и красных флажков. В соседней Монголии есть так же похожие сооружения , но там цвет флажков однообразен – небесно-синего цвета
Спуск с перевала короткий и быстрый. Теперь наше путешествие проходит по территории Республики Тыва.
После перевала попадаем на Чулышманское нагорье, где-то здесь берет свое начало другая знаменитая алтайская река Чулышман на которой мы уже побывали..
Высота над уровнем моря около 2 200 м.
Возле озера Ак-Холь находятся могильники.

Интересно, что они отличаются от алтайских. Могильный холм окружен кругом камней, и соединен с этим кругом четырьмя каменными мостиками, ориентированными по сторонам света. Дальнейшая дорога идет через небольшой перевальчик, после которого начинается спуск в долину реки Моген-Бурен. В этом месте расположен еще один отлично сохранившийся интересный могильник.

Наша цель - большое высокогорное озеро Хиндиктиг-Коль.
Дорога к нему представляет из себя вереницу перевалов.
Растительности никакой, расстояния определить глазом невозможно, слишком масштабно. Вообще, с названиями мелких водоемов и речушек в этих местах особо не заморачиваются. Ак-Холь, Кара-Холь, Ак-Суу, Кара-Суу. Всё сплошь черно-белое. Кстати, был даже ручей Ак-Кара-Суу. Перед озером Ак-Холь было, правда, совсем уж маленькое с названием Как-Холь. Не знаю, как оно там переводится, но вода была грязно-коричневого цвета, в отличие от прозрачной и чистой в остальных озерах. В Хакасии разнообразие было еще меньше – сплошные Безымянные речушки и ручьи.

                                         озеро Ак-Холь

Некоторые из нас, в том числе и я, честно говоря, ожидали увидеть большую почти плоскую межгорную степь. Она, конечно, была похожа на степь, в окружении белых вершин, но перевалы в этой «степи» оказались весьма нехилыми. Подъехав к Ак-Холь и объехав его слева, мы попали на развилку. Направо, за мост через Шингылдырак шла известная по описаниям дорога на Кызыл-Хая. Налево – один из вариантов проезда на Хиндиктиг-Холь и туда же – совсем уж суровая дорога на Джулукуль. Мы проехали буквально метров 500 и уперлись в болотистое место, переходящее в каменистый подъем с боковым уклоном явно не для высоких джипов.

Там же стоял один из многочисленных знаков, обещавших всяческие кары за проезд в заповедную зону одного из участков заповедника «Убсунурская котловина». Странный какой-то заповедник, не сплошной, а участками по всей Туве. Поскольку по карте была еще одна дорога на Хиндиктиг-Холь, к которому мы стремились, решили повернуть туда. Все дальнейшие события дня крутились вокруг одного вопроса – как попасть на озеро? Следующий ориентир, который был впереди – речка с веселым названием Моген-Бурен. Вдоль неё, собственно, и шла дорога на Кызыл-Хая, с ответвлением на озеро Хиндиктиг-Холь.
С ревом и шумом все постепенно забрались на самый верх. После еще одного спуска и подъема перед нами открылась величественная панорама немаленького высокогорного озера. Начав постепенный спуск к озеру, мы попали на быструю перемену погоды. Только что сияло солнце и было достаточно тепло, даже жарковато. И в один миг налетели огромные грозовые тучи. Озеро, бывшее до этого гладким и ровным, вначале покрылось легкой рябью, а затем стало видно, как поднимаются нехилые волны.

                                      последний перевал перед озером

Вот впереди показывается озеро и почти четырехкилометровая стена Шапшальского хребта.
Озеро громадное по местным меркам - 15 км в длину. Само озеро находится на высоте 2306 метров над уровнем моря. Со всех сторон оно обрамлено величественными снежными вершинами. Посередине озера находятся два острова, маленький и большой(2 458 м). Последний и дал местным жителям идею названия: «Хиндиктиг» означает по-тувински «Пуп Земли». Ну а холь – озеро, как куль, коль, кёль на других вариантах тюркских языков. Ветер, прохлада, кочковатая земля не очень вдохновляли. Но мы были искренне рады тому, что добрались до второй важной точки путешествия – малодоступного озера Хиндиктиг-Холь.
Наконец отдых.

Ночью было не жарко, как-никак высота около 2300. Окружающие пейзажи сильно отличались от алтайских. И сам рельеф другой, и суровость ощущалась большая. Белая шапка Монгун-Тайги, которая будет сопровождать нас три дня, также не похожа ни на один из алтайских белкОв. Это высочайшая гора Восточной Сибири, 3970 м. Цвет гор в этих краях повсюду какой-то рыжеватый.

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА – ТУТ!

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА  - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО АЛТАЙ – ТУТ!

АВТОР ФОТО И МАТЕРИАЛА НАИЛЬ ХУЗЯШЕВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТЧЕТА СЛЕДУЕТ!

 

ВложениеРазмер
0UcharV.JPG112.26 КБ
0UcharV (1).JPG95.43 КБ
0UcharV (2).JPG65.93 КБ
0UcharV (3).JPG100.79 КБ
0UcharV (4).JPG122.72 КБ
1.Kokorya.JPG72.14 КБ
2 DolBuguzuna.JPG99.62 КБ
2 DolBuguzuna (1).JPG73.98 КБ
2 DolBuguzuna (2).JPG138.62 КБ
2 DolBuguzuna (3).JPG90.99 КБ
2 DolBuguzuna (4).JPG117.81 КБ
3 SayanyV.JPG56.64 КБ
3 SayanyV (1).JPG59.96 КБ
4 AltaiZ.JPG62.72 КБ
5 SayanG.JPG122.77 КБ
6 AkHol.JPG64.11 КБ
6 AkHol2.JPG71 КБ
8Mogiln.JPG102.68 КБ
9 PerevalN.JPG119.54 КБ
9 PerevalN2.JPG101.49 КБ
7 brodZ.JPG79.94 КБ

Комментарии

привет из 2009г.

в 2009 году Кочующие тоже побывали на Учаре, на Чулышмане и Телецком озере!

Учар тут - водопад и Чульча!

 

Где третья часть?

Где наша третья часть похода?

У Наиля уже четвертая и пятая готова)))

так это ведь....

то уже готовое прислано,

а наше ведь ещё делать надо!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.