Путешествие на «Пуп Земли» - озеро Хиндиктиг-Коль


3.08.2013 г. День десятый 
Старт в 7.00 (МСК) финиш 16.30 (МСК) Пройдено 50 км. 
Общий пробег 3900 км.
Озеро Хиндиктиг-Коль – пуп Земли!
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ОЗЕРО
Хиндиктиг-Коль (Хиндиктик-Кель, Хиндиктиг-Холь) в переводе с древнетюркского языка «Хиндиктик» означает «пуп земли». Хиндиктиг-Коль – самое крупное озеро Тувы, находящееся в самом центре Азиатского континента на границе хребтов Алтая и западного Саяна.

 

 


Озеро расположено Туве в котловине на высоте 2300 метров над у.м. Длина озера 16 километров, ширина – 8,6. Озеро окружает довольно скучный пейзаж – никаких деревьев, полная высокогорная тундра. Всё затянуто карлушкой. Берега в некоторых местах подболочены. Хороших мест для стоянок очень мало, найти неподготовленному человеку место, чтобы удобно расположиться на берегу очень непросто.


На озере есть огромный остров. Находясь на берегу озера, кажется, что это противоположный берег. Однако, если прогуляться повыше в сторону массива Мунгун-Тайга, можно увидеть панораму озера и контуры острова – зрелище просто необыкновенное. В озеро впадает несколько мелких речек и множество ручьёв, вытекает одна река – Моген-Бурен. В юго-восточной части озера Хиндиктиг-Коль имеет естественную плотину мореного происхождения, возведённого древним ледником.  Это и послужило образованию озера.


Вода в озере чистая, прозрачная. Видимость до 30 метров. В этом смысле Хиндиктиг-Коль интересен с точки зрения дайвинга.

На начало 2010 года в интернете не было ни одного упоминания о погружении с аквалангом в это загадочное озеро. Возможно, самый континентальный водоём мира до сих пор не покорён аквалангистами. С точки зрения рыбалки, Хиндиктиг-Коль не столь интересен. Поймать что-то на удочку здесь почти нереально. Местные ловят только сетями.


Тур на Хиндиктиг-Коль будет очень интересен с точки зрения автотуризма. Дорога к озеру очень непростая и сама по себе представляет собой настоящее приключение. Со стороны Алтая к озеру ведёт одна дорога, которая соединяет Республику Алтай и Республику Тыва. Путь пролегает через перевал Бугузун (2608 м), далее по безжизненной долине озера Ак-Холь. Проехать здесь можно только на внедорожнике.

                                                       вечер на озере

 

 

 

 


Несмотря на высоту, ночью холодно не было. Стоило утром появиться солнцу, как быстро стало теплеть. День вновь с утра задался ясный и тихий, что довольно странно для степи. Быстренько соорудив завтрак и употребив его, мы вновь выстроились колонной. 


В путь…. 
Все пока еще мало представляли себе дальнейший путь. Спуск привел нас не просто на берег, он привел нас к дороге по самому краю воды, по песку. Ощущение очень интересное, когда едешь по берегу, а в машину, чуть ли не в порог, бьются довольно здоровые волны и видна необъятная гладь сурового озера. Там было два варианта – колея по воде, «укатанная» Уралами и «шишигами», глубиной с метр, а то и больше. И «дорога» по мягкой болотистой почве, «гуляющей» под ногами. Я, честно говоря, мало представлял себе, как по ней можно ехать не провалившись, зная, что в таких местах, если сорвал почву колесами – пиши пропало, зароешься в пять минут по самые мосты. 
Кто то предлагал просто протащить волоком маленькие машины по более прочной колее в воде, с заглушенными моторами, чтобы те не получили гидроудар. Хотя я сомневался, что даже УАЗ проскочит такие глубины.
Но у нас были траки, которые ехали с нами пол России. Вот тут то они и пригодились.

По одной машине подкладывая все 4 трака под колеса проводили до сухого места. И так три раза. УАЗик и Тойота прошли сами, без траков. Ну на 35 колесах и не удивительно достаточно бодро пройдя первый заболоченный участок. Потихоньку, в натяг, никто даже и не провалился, не забуксовал. 
Далее пошла довольно укатанная дорога, идущая всё выше и выше от озера. Подумалось уже, что всё, трудности позади. Тем более, что, согласно карте и GPS, вот-вот дорога должна начать и вовсе уходить от озера.


Вот тут и случился главный облом нашего путешествия. Той дороги, что обозначена на картах, нет и, главное, не было и не могло быть в природе! Почему – поясню дальше.
Как всегда, вперед на разведку уехал Джимник. Через несколько минут в эфире раздался слегка растерянный голос «Бабая»: «А дороги, вроде как, и нету». 
А что есть? Да болото сплошное есть. Не топи и не трясины, конечно, но очень топко. Для машин, прямо скажем, не самое лучшее место для езды.


Колеи шли по всему обозримому пространству высокого плато. Каждый проезжающий, видимо, пробивал себе новую колею, а, поскольку разбивалась она практически самим проезжающим, следующий ехал уже в другом месте.
Остановились мы приблизительно в том месте, где, по карте, дорога должна уходить резко вправо, от озера. Никаких признаков такого варианта не было замечено. Внимательно осмотрели окрестности в бинокли. Осмотр предполагаемого направления не дал ничего, даже признаков колеи нет. Впереди, по ходу «дороги» вдоль озера, очень вдалеке виднелась колея, судя по всему, обходившая всё озеро. Это уже радовало, по крайней мере, впереди что-то есть, какое-то направление, т.е. выход должен быть.


Олег и Женя вызвались прогуляться наверх, в сторону пути, указанного на картах, чтобы уж полностью убедиться в его отсутствии или наличии. Кто знает, может где-нибудь есть проезд? Остальные продолжили разведку вдоль озера. Самое интересное, по карте там не было дороги, вернее, они соединялись где-то выше, куда мы собрались прогуляться.


Выход с биноклем оказался весьма познавательным и интересным. Примерно минут сорок они продирались наверх, через кусты, камни, заболоченные места. Наверху открылся чудный вид каменно-болотистого мохового плато, вершина Монгун-Тайги и никаких, даже самых малейших, признаков дороги. 

                                                        гора   Монгун-Тайга

При этом в начале пути было видно, что не один пытался проехать как можно дальше именно вверх. Увы, каменные завалы, кусты и сырость не дали никому ни одного шанса. Всё, что они выяснили и к чему пришли – это то, что видимая вдалеке дорога вдоль озера должна, по идее, обязательно вывести наверх и далее в долину реки Каргы, ведущей к желанной цивилизации – поселку Мугур-Аксы. Ведь за весь предыдущий и за весь этот день мы не увидели ни одной машины, и ни одного человека.
Вернувшись обратно, застали экспедицию в том же состоянии, машины стояли вразнобой на заболоченных колеях. Пока, правда, никто не застрял, но никто, собственно, и не ехал. Однако времени зря никто не терял. Проведенная пешая разведка подтвердила нашу идею о единственном пути. Все колеи сходились к последнему спуску к озеру, после которого начинался подъем на перевал, ведущий, скорее всего, к обещанной долине реки Каргы.


Начали пробиваться. За время проезда двух обширных заболоченных участков и коварного начала подъема от озера застревали и Шевик и Джимник и УАЗ. Не заметя в густой траве булыган, помял защиту на Джимнике. Приходилось идти внатяг, остановишься - засосет по самое не хочу… 
Вытащил нас опять же УАЗ, благо лебедка была при нем. Себя он вытаскивал той же лебедкой зацепившись за Тойоту
Второй обширный заболоченный участок мы проходили уже научным методом, тщательно исследовав и запомнив путь, проходя его участками, от твердого к твердому, в несколько приемов.
Последним значительным препятствием был проезд по песчаной косе-пляжу и резкий подъем вверх, по весьма кочковатой колее. Первыми проскочили Джим и Мицубиши, затем Шевик. Последними были Тойота и УАЗ.
Пока все остальные проходили это препятствие, Мицубиши бодро полез наверх и отрапортовал, что буквально через пару километров колея соединяется с другой, ведущей с противоположного берега озера.
На вершине перевала, всё еще в виду озера устроили очередную фотосессию. Здесь же мы увидели табличку, стоящую к нам обратной стороной. С лицевой, т.е. с той, куда мы собирались ехать, были написаны строгие слова про заповедную зону. Странно, мы не заметили, как и где в неё въехали. Прикольно, не въехав, выезжать из заповедника...
Вперед, на Мугур-Аксы, к цивилизации! Немного больше 100 км. по проселку и щебенке. Дорога спускалась в долину речки Каргы по достаточно петляющему спуску. Но не было заболоченных участков, как не было и больших камней. Спустившись вниз и проехав небольшой лес, попали в большую межгорную колтовину-степь. Справа продолжали возвышаться белки Монгун-Тайги, где-то слева текла речка. В очередной раз возникла небольшая проблема с направлением движения, мы чуть не ушли левее, в сторону высокогорья. Дорога шла то по степи, то поднималась на очередной достаточно крутой перевал. Дорога привела нас к довольно глубокой переправе. Мы все благополучно её миновали под начавшимся вновь дождем.
В долине реки стало наблюдаться довольно оживленное движение. Уже не только пастухи, но и другие жители куда-то ехали на грузовиках, УАЗах и Газелях. Было заметно приближение какого-то достаточно большого по местным меркам населенного пункта.

В деревню въехали под дождем. Мугур-Аксы – районный центр Монгун-Тайгинского района. До недавнего времени дороги туда вовсе не было, даже из Кызыла. Сейчас она есть. Но, судя по тому, что в деревни мы наблюдали только УАЗы и немножечко Нив – дорога, видимо, оставляла желать лучшего. Магазин представляет из себя такое зрелище: дверь мощная, крепкая а в ней окошечко, ну прямо как в кассу где зарплату выдают. Стучишь. Окошечко открывается со словами: - Чего нада?»
- Да нам бы хлеба, ну и пиво если есть.
- А деньги есть?
- Да есть, есть…
- Покажи.
- Вот.
- Ну, давай сюда.
Диалог не выдуман. Нас тут сразу невзлюбили. 
Какой - то агрессивный народец. Грозились камнями закидать и стрелять в нас. Короче валить надо из этого поселка. 
Вернулись немного назад, и заночевали в долине реки. 
Гостей не было, была сотовая связь, до этого три дня ее не было. Пообщавшись с близкими и приняв по маленькой, а кто-то и побольше, улеглись спать. Трудности и болота позади.

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА – ТУТ!

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА  - ТУТ!

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА – ТУТ!

АВТОР ФОТО И МАТЕРИАЛА НАИЛЬ ХУЗЯШЕВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТЧЕТА СЛЕДУЕТ!

 

ВложениеРазмер
1 7698766822.JPG101.16 КБ
2 908709877876666556.JPG58.86 КБ
3 8788700568.JPG66.67 КБ
4 9879087877789.JPG96.16 КБ
5 876987698767879676.JPG113.81 КБ
6 098766777.JPG85.66 КБ
9 765876565333773.JPG71.69 КБ
1765436536.JPG104.16 КБ
6375653367.JPG121.7 КБ
29087767855.JPG34.5 КБ
176654400988.JPG93.16 КБ
39876986986776.JPG22.06 КБ
98667676346646.JPG82.24 КБ
458885888889403.JPG61.61 КБ
6987667676666666.JPG94.15 КБ
MongunTaiga.JPG53.19 КБ
OzeroSprava.JPG72.1 КБ
UtroOzeroH.JPG38.6 КБ
аватар: Кэп

ПУП ЗЕМЛИ!!!

вот он какой центр Евразии - нашего суперконтинента и части света!

а значить и пуп всей Земли!

Так что и Тува ничем не хуже Алтая!

аватар: andrejbushev

Тыва ничем не хуже, только

Тыва ничем не хуже, только поездки туда надо планировать основательно как и делал Наиль. Цитата из ЖЖ Алексея Тулупова:

Я ? В Тыву? В одну машину??! - НИКОГДА. Никогда больше я не поеду в Туву в ОДНУ машину. Это реально дикий край с такими же дикими людьми. Это безлюдная территория с полным отсутствием дорог, связи и какой либо элементарнейшей инфраструктуры. Здесь нет магазинов, нет заправок, нет указателей, нет ничего. Есть только исподлобья глядящие тувинцы, постояно спрашивающие закурить или выпить. Здесь реально жутко. Жутко от того, что если что то случится, взять помощи просто негде. Конечно, не все тувинцы плохие и злые, но проблема еще и в том, что их мало - за двое суток и 600 км пути мы встретили всего 6 автомобилей, два уазика и четыре буханки. Это полное отсутствие дорожного покрытия. Когда мы пробились в Кызыл-Хая, я надеялся, что до Чадана будет идти дорога. Но меня встретило лишь зубодроительное направление. 140 км я ехал вдоль государственной границы, считая пограничные столбы. И там не было никого - ни пограничников, ни тувинцев - только суслики, в неимоверных количествах.

 Очень хорошо что все действовали слаженно и был УАЗ! Самый лучший внедорожник:)

аватар: Кэп

мы наслышаны...

мы про это наслышаны,
но нам бы Алтай хорошенько посмотреть,
а Тува уж когда-нибудь в будущем...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.