Путешествие на «Пуп Земли» - часть вторая

30.07.2013 г. День шестой.

Старт в 6.30 (МСК) финиш 17.00 (МСК). Пробег 130 км, общий пробег 3480 км.
Часть первая:
Утро нас встретило проливным дождем, облака висели прямо над нашими головами. Строгая пограничница нас встетила не очень дружелюбно, но вскоре лед растаял, и она пообещала подготовить пропуска дня через два. А по правилам их надо заказывать за месяц по факсу. Информация для последователей: с 2014 года погрануправление будет выдавать пропуска только в Горно Алтайске. Из Акташа и Кош Агача они съезжают. Хотя на всем протяжении маршрута никто пропусков не проверял, но закон есть закон. Кстати, они выдают пропуска только до перевала Бугузун, а дальше владения Тувинских пограничников, и они тут же на перевале нас «зарестуют» и оформят административное правонарушение. Так что по закону пропуска надо заказывать и в Тыве.

 

                             Красные ворота

Повернув с трассы, мы, наконец-то, въехали в горы. Дорога шла по красивым распадкам, на подъезде к Красным воротам пошли лесистые горы.
Посмотрели на «мертвое озеро» Чейбеккель – озеро как озеро, красивое. Но – мертвое, говорят, что там птицы не садятся на воду, и даже рыба не водится. Вся суть в том, что в горных породах содержится ртуть, и попадает в воду, поэтому там никто и не живет.

Доехали до Красных ворот –

действительно, горные породы красноватые, дорога зажата между двумя вертикальными скалами - течет речка рядом с дорогой, очень красиво, и нет никакого понимания, почему же ворота, и почему же красные. Устроили очередной экзамен нашим гаджетам. Окунали в реку. Весь процесс снимался на фото и видео.

 

                                          Улаганский тракт

Впереди нас ждет Кату Ярык… Дорога: то приличный грейдер, то асфальт, до пос. Улаган. Постоянные остановки на фотосессии.
На подъезде к Балыктуюлю случилась первая поломка. У «Шевика» из коробки вытекло все масло. Прокол сервисменов, которые «не докрутили» болты. От вибрации один срезало, и крышка разгерметизировалась. В Балыктуюле один шиномонтажник, и то пьяный. Принято решение о разделении группы. Паджерик на буксире тянет Шевик обратно в Улаган в сервис. Три машины продолжают путь до Чулышмана.

                                        озеро Узун-кель

В Балыктуюле свернули вправо – по направлению дороги на Кату-Ярык. В общем, в нескольких местах дорога как таковая прекращается и становится массой «направлений» в ту сторону.

Но постепенно все направления сходятся опять же, в дорогу, которая теперь уже окончательно грунтовая и местами узкая – однополосная, но разъехаться можно. Уже на подъезде к долине Чулышмана остановились на безымянном перевальчике, с которого великолепно видно одно из нескольких горных озер – красотища! Дорога начинает вилять по лесу, местами идет круто вниз, так, что на таком спуске уж точно очень сложно будет разъехаться со встречным. Тем не менее, они встречаются.

                                                  перевал Кату-Ярык

Так, постепенно мы добрались до верхушки перевала Кату-Ярык. Вид на долину Чулышмана, открывшийся нам – просто сумасшедший. Километры пространства – и это все – вот оно, все перед нами. Около получаса мы просто ходили по верху, фотографировались и любовались природой.
Что такое Кату Ярык, я представлял. В 1983 году мы пешком с него спускались. Дорога построена в 1988, а тогда была тропа горная. Так вот по ней мы и спускались почти полдня. Перепад высот 800 м. Когда мы к нему подъехали, то у всей мужской части экспедиции, (как пишет Алексей Т из Уфы), «сжались яйца».


Напоминаю, что это не цивилизованная дорога, где есть предохранительные столбики, отбойные камни. Эту тропу на свои небольшие деньги расковырял один из местных председателей совхозов. Расширили бульдозерами только-только, чтобы машины проходили. А на всякие отбойные камни средств не нашлось. Все, кто едут по этой дороге видят, что ничто не мешает машине вильнуть и ухнуть вниз. Что иногда и случается, о чем напоминает памятник на одном из поворотов.


Дорога имеет крутой спуск и всего одну колею. Поэтому можно испытать реальный страх самому и одновременно хорошенько напугать своих пассажиров, чтобы путешествие им запомнилось. Такой вид отдыха. Такие «Алтайские горки». В шутку туристы, слегка поседевшие от новых незабываемых впечатлений называют эту дорогу «Коту-кердык!»
И ходишь потом как второстепенная личность, если ты лично на Кату-Ярыке не был. И поэтому туда стремятся все, кто на чем может. Даже на городских седанах. Обрывают себе бамперы, картеры пробивают, но едут. И бесстрашно спускаются вниз.

А потом, когда наверх подниматься и оба-на! Машина не может вверх вытянуть.
Кто-то прыгает с парашюта и этим гордится. А кто-то в компании друзей небрежно бросает, что нынче на Кату-Ярыке отдыхал. Так уж устроены люди. На самом деле, если проехать один раз, потом уже совсем не страшно. И дорога кажется шире, и наклон спуска не такой уж крутой. А пейзажи, которые там открываются, несомненно стоят того, чтобы совершить героический бросок по лесовозным дорогам, где городским автомобилям в дождливую погоду лучше не появляться. Фотографам, там рай. Куда объектив ни поверни – везде «открытка»!

Увидев Горный Алтай, понимаешь, что у нас в России тоже есть места, где стоит побывать и есть на что посмотреть.


Ну что, делать нечего, включаем пониженную, 2-передачу, и поехали…..

Вообще-то сначала не страшно – видны все «пролеты» спуска, и если кто-то едет наверх, его спокойно можно пропустить в одном из карманов на поворотах. И вот уже на трети перевала начинаются места, где дорога вперед не просматривается, и здесь, как говорится – перекрестились, и поехали. Тем не менее, нам навстречу попался поднимающийся, пришлось сдавать задним ходом до ближайшего кармана, и чтобы при этом не свалиться в пропасть. Рация не умолкает с предупреждениями о встречке. Но, все в порядке. Еще несколько минут, и вот уже она – сама долина! Ура, мы спустились! Не так страшен черт, как его обозначают!
Далее спокойно доехали до базы «Чульча», часть команды поехали на Телецкое озеро через Балыкчу, в которой работает сотовая связь.

 

Часть вторая: «Ночные придурки»
А вот оправившиеся на ремонт члены команды не представляли что их ожидает.
Мы все были уверены что они заночуют в Улагане, а они…. ночью поперлись на перевал. Когда они в темноте под утро «нарисовались в лагере» в Чульче, их прозвали «Ночными придурками». Мы спокойно спим, а они в темноте рыскают, кричат в рацию, ищут лагерь… Не ведая что это за перевал, они в темноте спокойно спустились с него. Короче они стали местной легендой. И только послезавтра, когда настала очередь подниматься, вот только тогда, уже у них, «сжались я&&&»

 


Справка:
Чулышма́н — река в республике Алтай России. Вытекает из высокогорного озера озера Джулукуль 50°29′22″ с. ш. 89°42′22″ в. д. (G) на высоте 2200 м, и впадает в Телецкое озеро, являясь крупнейшим его притоком. Длина — 241 км. 
Ширина в среднем течении — 30-50 м, глубина около метра.
Протекает по малообитаемым местам. На Чулышмане расположены деревни Коо и Балыкча 51°17′04″ с. ш. 87°42′30″ в. д. (G). Вдоль реки, через эти деревни, проходит автомобильная дорога от устья Чулышмана до села Балыктуюль, и далее — в Улаган и Акташ, с выходом на автодорогу М-52 «Чуйский тракт».
Достопримечательность и одновременно самое трудное и опасное место этой дороги — перевал Кату-Ярык, подъём из долины реки Чулышман высотой более 800 метров.
Вода холодная, мутноватая, с голубым или зелёным оттенком.
Река богата рыбой. В верховьях водятся хариус, алтайский осман и сибирский голец; в среднем течении — хариус, сибирский голец и подкаменщики; в низовьях — таймень, ускуч, сиг, хариус, щука, елец, окунь, налим и другие породы.
Река используется туристами для сплавов, категория сложности V—VI. На реке Чулышман, вблизи перевала Кату-Ярык, располагается несколько туристических баз. В этом же районе — подвесной мост через Чулышман.

 

 

ПРЕДЫДУЩИЙ ОТЧЕТ - ЧАСТЬ 1 - ТУТ!!!

АВТОР ФОТО И МАТЕРИАЛА НАИЛЬ ХУЗЯШЕВ.

СТАТЬИ ПРО АЛТАЙ - ТУТ!!!

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТЧЕТА СЛЕДУЕТ!

 

ВложениеРазмер
32.KrasnVor.JPG116.75 КБ
33.KrasnVorota.JPG127.1 КБ
34. 698676766.JPG165.65 КБ
36.UlaganTrakt.JPG61.96 КБ
38.UzunKel.JPG57.5 КБ
49. BalykTy_yul.JPG72.75 КБ
50. KatuYaryk.JPG74.82 КБ
50. KatuYaryk2.JPG88.28 КБ
50. KatuYaryk3.JPG117.13 КБ
50. KatuYaryk4.JPG132.4 КБ
50. KatuYaryk5.JPG90.88 КБ
50. KatuYaryk6.JPG115.57 КБ
50. KatuYaryk7.JPG42.98 КБ
50. KatuYaryk8.JPG61.96 КБ
50. KatuYaryk9.JPG67.06 КБ
50. KatuYaryk10.JPG63.69 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru