Эрзянское священное урочище Кереметь

ЭРЗЯНСКОЕ СВЯЩЕННОЕ УРОЧИЩЕ КЕРЕМЕТЬ -  находится в 6 км к юго-западу от железнодорожной станции Саров, в 500 м к северо-востоку от Сысовского кордона, кв.58, выд. 14 горлесхоза г. Сарова.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: горлесхоз г. Сарова.

ПЛОЩАДЬ: 7,4 га.

 

Памятник представляет собою участок леса и круглую переувлажненную поляну диаметром 25 м. Лесной участок образован липово-березово-осиновым лесом с присутствием ели в юго-восточной части памятника (4ЛЗБ20с 1E).

1 -й ярус имеет высоту 18-22 м, в него входят липа сердцелистная 100-120 лет, толщина ствола 0,6-0,9 м, береза повислая возрастом 60-70 лет, осина обыкновенная 60-80 лет, ель возрастом 100-130 лет.

 

2-й ярус не выражен.

Подрост имеет высоту 10-12 м, представлен теми же видами.

Подлесок представлен рябиной обыкновенной, кленом платанолистным, дубом обыкновенным, ежевикой обыкновенной, черемухой обыкновенной.

Травостой включает полевицу тонкую, зверобой продырявленный, манжетку обыкновенную, землянику лесную, сныть обыкновенную, осоку пальчатую, хвощ лесной, горошек мышиный, тимофеевку луговую, орляк обыкновенный, лютик ползучий,

люцерну хмелевую без доминирования отдельных видов.

На поляне травостой представлен щавелем конским, гравилатом городским, гравилатом речным, крапивой двудомной, копытнем европейским, купальницей европейской, кочедыжником женским, поручейником широколиственным, белокрыльником болотным, чиной луговой, икотником серо-зеленым, вербейником обыкновенным.

В юго-западной части поляны находятся остатки старой земляной плотины, близ поляны имеется карстовый провал, частично заполненный водой.

По данным краеведа Н.В. Артемова, поляна называлась Кереметью, что указывает на ее культовое предназначение. Подобные поляны с аналогичным названием являлись на юге Нижегородской области местами языческих поклонений мордвы (эрзя) творческим силам природы, местом проведения языческих праздников.

Имеет водоохранное, научно-просветительное, культурное значение. Заслуживает охраны как одно из мест, где находилось древнее святилище мордвы (эрзя).

Что же означает слово «кереметь»?

Кереметями (или родственными словами) в Поволжье называют определенные объекты на местности или урочища.

Топонимы с такой основой нередки на территориях, где проживают не только эрзяне, но и марийцы, татары. 

Многочисленные рощи под названиями Кереметь, Келеметь, Кереметище, Келеметище встречаются в Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской области, где много марийских деревень. Все это - культовые объекты, места поклонений человека силам природы и жертвоприношений, используемые в этом качестве и поныне.

Сравнивая Керемети с другими священными урочищами, легко обнаружить, что, в отличие от последних, характерный для Кереметей культ носит локальный, семейный характер, это культ керемета. Никогда не называют Кереметями священные рощи с

общинными или межобщинным культом. Рощи, посвященные в области керемету (а их около 25), окружены не только страхом, но и любовью, восхищенным почитанием.

Сведения об отношении к рощам и об общем характере молений в них приводят к выводу о том, что керемет воспринимается как покровитель рода, воплощение предка.

  

Где находится, как доехать:

находится в 6 км к юго-западу от железнодорожной станции Саров, 

в 500 м к северо-востоку от Сысовского кордона, кв.58, выд. 14 горлесхоза г. Сарова.

Координаты:   54°53'6"N   43°16'2"E

   

 

ПАСПОРТ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ

Полное официальное наименование ООПТ: 

государственный памятник природы регионального (областного) значения "Эрзянское священное урочище Кереметь

Установочные сведения

Текущий статус ООПТ:  Действующий

Категория ООПТ:  памятник природы

Значение ООПТ:  Региональное

Дата создания:  09.03.1999

Местоположение ООПТ в структуре административно-территориального деления: 

Приволжский федеральный округ›Нижегородская область›г. Саров

Общая площадь ООПТ:  7,4 га

Площадь морской особо охраняемой акватории:  0,0 га

Площадь земельных участков, включенных в границы ООПТ без изъятия из хозяйственного использования:  7,4 га

Площадь охранной зоны:  0,0 га

Обоснование создания ООПТ и ее значимость: 

Имеет водоохранное, научно-просветительное, культурное значение. Заслуживает охраны как одно из мест, где находилось древнее святилище мордвы (эрзя).

 

Нормативная правовая основа функционирования ООПТ:

Название документа Датасортировать по иконкам Номер

Распоряжение администрации Нижегородской области от 09.03.1999 №330-р

Об объявлении природных объектов государственными памятниками природы регионального (областного) значения 09.03.1999 330-р

Распоряжение правительства Нижегородской области от 10.08.2006 №591-р

Об особо охраняемых природных территориях 10.08.2006 591-р

Распоряжение правительства Нижегородской области от 04.10.2007 №1537-р

О внесении изменений в распоряжение Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года N 591-р 04.10.2007 1537-р

Территориальная структура ООПТ

Географическое положение: 

Г. Саров, в 500 м к северо-востоку от Сысовского кордона, кв. 58, выд. 14 горлесхоза г. Сарова.

  

 Природные особенности ООПТ

Природные особенности ООПТ: 

Памятник представляет собою участок леса и круглую переувлажненную поляну диаметром 25 м.

Лесной участок образован липово-березово-осиновым лесом с присутствием ели в юго-восточной части памятника (4Л3Б2Ос1Е).

   

На территории памятника природы запрещаются: 
- передача земель другим юридическим и физическим лицам с изменением установленного режима использования земель; 
- продажа земель; 
- прокладка любых коммуникаций и дорог; 
- все виды рубок, химуход и подсочка деревьев, заготовка лыка и березового сока; 
- все виды мелиоративных работ, проводимых в радиусе 1 км от границ поляны; 
- разработка любых полезных ископаемых; 
- внесение минеральных удобрений в радиусе 50 м от границ памятника; 
- распашка земель; 
- прогон и выпас скота, сенокошение, въезд и стоянка транспорта; 
- стоянка туристов, разведение костров; 
- захламление территории; 
- строительство любых объектов. 
Рекомендована установка аншлага. 
Организация, на которую возложена охрана, - горлесхоз г.Сарова. 

 

СТАТЬЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ ПРО КЕРЕМЕТЬ И КЕРЕМЕТА (история происхождения названия):

  Кереметь, Керемет, Киремет - термин, обозначающий ряд связанных понятий у разных народов в период язычества.

  - духи Добра и Зла высшего разряда;

  - жертва богам и предкам всех категорий;

  - священная местность (гора или возвышенное место, родник и дерево, чаще всего старый дуб), символизирующая Первосушу-Первогору с Древом и Водой потопа.

  Членами экспедиций Росс. имп. Академии наук (XVIII в.), миссионерами, путешественниками Кереметь были названы "священными рощами", что и вошло в русскую литературу как термин. В период насильственной христианизации Керемети подверглись жестокому уничтожению, чаще всего путем сожжения.

  Классическая форма Керемети: по сторонам света располагалась прямоугольная ограда с воротами на запад, в ней - постройка-святилище. Внутри помещения, впереди, на восточной части находилось объемное изображение бога или богов, а посередине - длинный столб (ось мира) с кругом (Солнце) на верхнем конце. Кереметь, включающий в себя постройки, скульптуру, природное пространство со специально выбранным ландшафтом, представлял собой сложную структуру. В ней сосредоточивались произведения народного зодчества, скульптуры, их связь с окружающей средой, происходил процесс реализации формы мышления, многих сторон верований и религии. Вместе с участниками жертвоприношения, жрецом и его помощниками, по их представлениям, сходились сюда боги и посредники между ними - предки.

  Одно из направлений учения Заратуштры гласило, что земля, сама природа под сводом Неба - это и есть храм. Этому принципу подчинялись и выбор местности Кереметь с определенным ландшафтом и строительство святилища. По марийской и чувашской религии Кереметь являлся как церковь в православии или мечеть в магометанстве. Каждая деревня могла иметь по несколько священных мест. В то же время на одно священное место, отличающееся определенным образом, собирались из множества деревень, с разных мест.

  

  УСТРОЙСТВО:

  Кереметь обычно находилась на западе от деревни (запад мир мертвых). Есть на нем дерево или столб или куст Кереметь остается киреметью. Дело в том, что дерево символизировало некую ось мира и осуществляло связь между мирами. Это один из древнейших культов берущих начало еще в шаманизме. Столб также символизировал эту ось. Кереметь могла иметь один или три входа.

  Если в керемети было три входа, то с западного входа входили карты, старейшины деревни, мужчины и женщины; с северного входа в Кереметь вносили жертвенное животное (обычно баран или теленок); с южного входа в Кереметь заносили холодную воду. Вылив холодную воду на животное, смотрели: если животное стряхнуло с себя воду, это символизировало сытость богов, то животное отпускали, если же нет - его приносили в жертву. Животное убивали, надрезав аорту. Сварив в котле мясо, часть его съедали, часть оставляли в жертву богам, шкуру животного вешали на дерево.

  Керемет обычно находится на каком то возвышенном месте возле которого обязательно находится источник. Часто для этого выбирали защищенное со всех сторон место.

  

   Рассказы о Киремети

  Старые люди могут рассказать о киреметях много интересного. Вот что рассказал один: Во время войны, в сороковые годы, возле деревни Асхва Канашского района стали строить аэродром. Но по среди поля на керемет выране стояло дерево которое местные жители наотрез отказались сносить. Тогда для этих целей наняли татарина. Тот на бульдозере снес дерево, но его в этот момент парализовало. Он прожил около месяца, а потом умер.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

Описание из книги Бакка С.В. Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Н. Новгород, 2008.

Буклет экологического фонда. Авторы-составители: Л.Шляпугина, В.Лыков

Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове. Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2005. – 431 с. (рус.), (мокш.), (эрз.)

Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.

Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Мордовия:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.

 Все о мордве [Текст]: энциклопед.       справочник / сост. Е. М. Голубчик и др.     Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.

В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007

Шаронов А. М. Эрзя, мокша, русь в историографии России. — Саранск, 2013. — 259 с.

 «История Мордовского края» под редакцией профессора Г. Н. Белорыбкина, Пенза, 1996

 

ВложениеРазмер
250px-Урочище_Кереметь_Саров.jpg14.38 КБ
404px-ЭКО_поход_в_урочище_Кереметь.jpg105.26 КБ
_Саров.jpg42.57 КБ

Комментарии

аватар: Гость

Керемет и Юмо вместе

В верованиях народа мари Кереметь считается злым Духом. В противоположность ему, Ош Поро Кугу Юмо является Светлым Добрым Великим Богом. Но насколько добр Юмо, и злой Керемет? Что подразумевается под именами данных богов?

Слово “керемет” в тюркских языках имеет значение “чудо”, которое может быть связано с явлениями природы. Поистине чудесным, например, является снежный кристалл:
а) кыр – поле; кар – снег, кырау – изморозь; хар – колючка (тат.);
б) име – игла, колючка; хвоя (мар.).

“Колючей” часто бывает правда – та, что ослепляет глаза и оглушает уши:
а) кере, кир – правда (мар.);
карау – взгляд; кирәм – верёвочная лестница (чаще для лазанья на дерево) (тат.);
هور [hур] – солнце, счастье (перс.);
кыра – буйный, сильный, сокрушительный (о ветре, буре) (тат.);
“кар-р, кыр-р” – подражание крику ворона;
б) им – заклинание; ым – жест (тат.).

“Колючий” Керемет может быть связан с тёмным, как правило, хвойным (еловым) лесом, а Юмо – со светлыми рощами с лиственными деревьями (тат. “йом-йомры” – очень круглый). Вязовые рощи находятся во владении Керемета: кирәмәт – вяз мелколистый (один из редких видов вяза) (тат.). Добрым и великим поистине является дуб: имән (тат.), тумо (мар.) – дуб. Светлы берёзовые рощи: бер – один, единый; үсү – расти (тат.); поро – добрый; ош – светлый (мар.).

Божество Керемет, вероятно, связано с мужским началом: ир – мужчина (тат.); mies – мужчина (фин.); ата – отец; ядь – рука; сила, мощь (тат.). “Кәрим” по-татарски “щедрый”, “великодушный”.

Марийское слово "юмо" созвучно фин. Jumala, тат. Умай, монг. Омее.
1. Омее – название божества, помогающего роженицам и оберегающего детей (монг.).
2. Умай – дух-покровитель рода; (умай ана) легендарная прародительница всех тюркских народов. Өм – мать (тат.).
3. Ю – волшебство (мар.), у – река (коми). Маэ – вода (тат.); mаа – земля (фин.).

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru