Река Кама (Чулман)

 Команда Кочующие - Кама

 

Ка́ма (удм. Кам, тат. Чулман) — река в европейской части России, левый и самый крупный приток реки Волги.

Происхождение названия

Название реки является древним, финно-угорским по происхождению. Современная форма является удмуртской, удм. кам значит «река, большая река» (ср. удм. Ватка́ кам «река Вятка»). Современными удмуртами Кама нередко называется Кам-шур, что, видимо, является калькой с рус. Кам-река, Кама-река. От названия реки Кама произошёл этноним коми (коми-морт «люди с Камы»).

География

 Берёт начало в центральной части Верхнекамской возвышенности из четырёх ключей у бывшей деревни Карпушата, ныне вошедшей в состав села Кулига, Кезский район Удмуртской Республики. Течёт в основном между возвышенностями Высокого Заволжья по широкой, местами сужающейся долине. В верховьях (от истоков до устья реки Пильвы) русло неустойчиво и извилисто, на пойме старицы.

После впадения реки Вишеры становится многоводной рекой; берега меняются: правый остаётся низменным и носит преимущественно луговой характер, левый почти везде становится возвышенным и местами обрывистым. На этом участке много островов, встречаются мели и перекаты. Ниже впадения реки Белой у Камы высоким становится правый берег и низким левый. В низовьях Кама течёт в широкой (до 15 км) долине, ширина русла 450—1200 м; разбивается на рукава. Ниже устья Вятки река впадает в Камский залив Куйбышевского водохранилища.

 

Исток

В краю староверов, в кезском селе Кулига берет начало уральская красавица Кама. Неутомимо и задорно журчит хрустальный родник в истоке Камы, образуя небольшую лужицу-озерко, по-местному - лыву.

 

Здесь можно стоять одновременно на двух берегах великой уральской реки, правда, великой и мощной она станет, пробежав многие десятки километров. Из Удмуртии река уходит в Кировскую область, течет по ее территории 500 километров, затем её путь лежит к Перми.

В XVII веке, скрываясь от гонений официальной церкви, охваченной реформами патриарха Никона, жители Нижегородской губернии с реки Керженец (отсюда название - кержаки) бежали в глухие заволжские леса. Большинство их продвинулось дальше на восток, но часть осела в северных районах современной Удмуртии (Кулига, Карсовай). Старообрядцы жили очень замкнуто, сторонясь общения с местным населением, с официальными властями. Наверное, поэтому им удалось сохранить древнюю самобытность, культуру.

Здешние жители - беспоповцы. Каждый раз они проводят молебны в разных домах, при этом хозяин приглашает земляков пройти в избу поясным поклоном. Службы совершаются при свечах, так как электричество по мнению староверов - плод дьявольской выдумки. Назначенное общиной духовное лицо (духовник) читает на общих сборах древние дониконианские книги. Молятся в старинной одежде - в сшитых своими руками дубасах-сарафанах. Кулигинские староверы делятся на «мирских» и «соборных». В собор (так называется объединение молящихся) не так-то просто вступить. При вступлении в собор каждый из них получает свою ложку и чашу размером с пиалу, из которой питается всю последующую жизнь. И никто, кроме него, не имеет права прикасаться к ним.

У староверов - старинные металлические иконы, особые нательные крестики - отдельные для мужчин, женщин и детей. Кулигинцы по-прежнему уверены, что все современное - греховно. Одна здешняя бабулька даже отказалась от пенсии. Есть люди, которые никогда не смотрели телевизор, не выпили ни одной рюмки водки и не съели ни одной картошки - все это появилось вместе с "новой верой". Алкоголь не употребляют, если не считать томлёнки - бражки, сделанной без дрожжей и сахара. Здесь запросто можно встретить людей, носящих ныне редкие имена: Фотиния или Прокл, Ефросиния или Евлампий. 

Впервые починок казенный Кулигинский упоминается в «Ведомостях о селениях Вятской губернии» в 1802г. Он состоял из четырех дворов, в которых жили всего пятьдесят человек. 

Слово "кулига" означает невысокую гору, возвышенную местность, а так как село находится на высокой горе, то отсюда и происходит его название. С удмуртского же языка название переводится как "выжженная среди леса поляна, расчищенная для вспашки".

 

 Устье

В месте впадения Камы в Волгу расход воды в Каме — 4300 м³/сек, а расход воды в Волге в этом же месте — 3100 м³/сек, тем самым, Кама является более полноводной рекой, чем Волга (до слияния с Камой). Однако длина Камы меньше, чем длина Волги от истока до устья Камы, поэтому Кама считается притоком Волги, а не наоборот.

 

                                      КАМСКОЕ  УСТЬЕ     -     РЕКА  ВОЛГА                                        

 

                                                                        РЕКА КАМА                                                                

 

Притоки

В бассейне Камы 73 718 рек, из них 94,5 % составляют мелкие реки длиной менее 10 км.

Основные притоки слева — Южная Кельтма, Вишера с Колвой, Чусовая с Сылвой, Белая с Уфой, Ик, Зай, Шешма, Мензеля; справа — Коса, Обва, Вятка, Тойма, Мёша.

Все правые притоки Камы (Коса, Уролка, Кондас, Иньва, Лысьва, Обва) и часть левых (Весляна, Лунья, Леман, Южная Кельтма) — это равнинные реки, текущие с севера.

Горные, холодные и стремительные реки берут начало в Уральских горах и впадают в Каму слева (Вишера, Яйва, Косьва, Чусовая и ряд их притоков).

 

                                             УСТЬЕ  РЕКИ  БЕЛОЙ   - АГИДЕЛЬ                           

 

Гидрология

Питание преимущественно снеговое, а также подземное и дождевое; за весеннее половодье (март—июнь) проходит более 62,6 % годового стока, летом и осенью — 28,3 %, зимой — 9,1 %. Размах колебаний уровня до 8 м в верховьях и 7 м в низовьях. Средний расход у Камской ГЭС 1630 м³/сек, у Воткинской ГЭС около 1750 м³/сек, в устье около 3500 м³/сек, наибольший около 27 500 м³/сек.

Замерзание сопровождается обильным образованием внутриводного льда и ледоходом от 10 до 20 суток. Ледостав с начала ноября в верховьях и конца ноября в низовьях до апреля. Весенний ледоход от 2—3 до 10—15 суток.

 

 Хозяйственное использование

Линия железной дороги вдоль Камы в ПермиНа реке создано 3 водохранилища и ГЭС: от устья реки Уролка (996 км от устья Камы) начинается Камское водохранилище (Камская ГЭС), непосредственно ниже его — Воткинское водохранилище (Воткинская ГЭС), за ним — Нижнекамское водохранилище (Нижнекамская ГЭС).

 

                                          НАБЕРЕЖНЫЕ  ЧЕЛНЫ  - ПРИСТАНЬ И  МЕЧЕТЬ                 

 

Спорт

На Каме проводится крупнейшее в Пермском крае соревнование по парусному спорту — регата «Кубок Камы».

 

 Судоходство

Создание водохранилищ улучшило судоходные условия. Кама судоходна до посёлка Керчевский (966 км) — крупнейшего сплоточного рейда, а в высокую воду — ещё на 600 км. Судоходные глубины на нижней Каме поддерживаются дноуглубительными работами. Основные порты и пристани: Соликамск, Березники, Лёвшино, Пермь, Краснокамск, Чайковский, Сарапул, Камбарка, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь. От Перми регулярные пассажирские рейсы до Москвы, Нижнего Новгорода, Астрахани и Уфы. Живописные берега Камы привлекают большое количество туристов.

 

 Природа

В реке обитают стерлядь, осётр, лещ, сазан, карась, жерех, густера, язь, голавль, уклея, судак, окунь, ёрш, щука, налим, сом и др. В верховьях (и местами в притоках) встречаются таймень и хариус. Водная растительность развита неплохо, особенно в многочисленных заливах и затонах.

ОКОЛО ГОРОДА ЕЛАБУГА В ПОЙМЕ РЕКИ КАМА РАСПОЛОЖЕН НАЦ ПАРК  "НИЖНЯЯ КАМА".      

 

                                       ПРИСТАНЬ  В ПОСЕЛКЕ  БЕРСУТ                                                 

ВОЛГА  ИЛИ  КАМА?

Какая из рек является главной: Волга или Кама? Существует несколько научных правил выделения главной реки и ее притоков. Учитывают обычно признаки в месте слияния: водность, площадь бассейна, особенность строения речной системы, высотное положение истока и долины, ее геологический возраст и другие. По водности Волга и Кама почти равны между собой. По площади водосбора Волга несколько больше, однако на этой площади она объединяет меньшее количество рек. Средняя и абсолютная высоты Волжского бассейна меньше, так как в бассейне Камы находятся Уральские горы. Древняя долина Камы старше долины Волги. В первую половину четвертичного периода, до эпохи максимального оледенения, Волги в современном ее виде не было. Существовала Кама, которая, объединяясь с Вишерой, непосредственно впадала в Каспийское море. Оледенение привело к тому, что Верхняя Волга, отдававшая раньше воду Дону, стала впадать в Каму, причем почти под прямым углом. Нижняя Волга и сегодня служит как бы естественным продолжением Камской, а не Волжской долины.

По приведенным важнейшим показателям ясно, что Кама является главной рекой, а Волга - ее притоком. Однако, учитывая важный исторический фактор - объединяющую роль великой реки в создании Русского государства, а также ее современное хозяйственное значение, надо признать, что Волга была, есть и будет главной рекой и символом России. И это далеко не единственный случай. Аналогичных примеров много: Миссисипи и Миссури, Енисей и Ангара, Обь и Иртыш, Волга и Ока, Кама и Вишера. Кама - древняя река. Бассейн Камы и Белой значительно древнее, чем бассейн Верхней Волги, ибо Кама уже существовала, а край, где Волга берет начало, был покрыт льдом. В те далекие времена Кама несла свои воды в Ледовитый океан. Русло древней Камы, которую ученые называют палео-Камой, и сегодня поражает воображение. Его глубина достигала 110-120 метров, ширина по дну - 700 метров, по верху - от 1650 до 3500 метров! Берега возвышались над водой на 200-850 метров. Существовало и другое русло, в котором текла пра-Кама. Позднее эти русла оказались погребенными, а Кама, уже в послеледниковый период, принялась за устройство современной долины. Кама - крупнейший левый приток Волги, главная река Западного Урала и Пермского края, голубая дорога Прикамья. От истока в Удмуртии до впадения в Волгу в Татарстане - почти 2000 км. Некоторые ученые считают, что ее название произошло от удмуртского слова «кема» - «долгий» (то есть «долгая, длинная река»). Действительно, Кама велика по длине, по площади водосбора, по своему значению для природы и человека.

 

                                             САНАТОРИЙ  ИЖЕВСКИЙ  ИСТОЧНИК  

 

Естественная протяженность Камы была 2032 км. Была, потому что с созданием водохранилищ - Камского, Боткинского и Нижнекамского на Каме и Куйбышевского на Волге - в низовьях река спрямилась и уменьшилась. В справочных изданиях ее длина 1805 км. По длине Кама занимает 7-е место в Европе (после Волги, Дуная, Урала, Днепра, Дона и Печоры). Делится река на две главные части: в естественном и зарегулированном состоянии. При этом выделяются Верховья Камы (от истока до устья Весляны), Верхняя Кама (до подпора Камского водохранилища, а фактически - до устья Вишеры), Средняя Кама (Камское и Боткинское водохранилища), Нижняя Кама (Нижнекамское водохранилище) и Камский залив Куйбышевского водохранилища. От истока до устья Камы по прямой 445 км, а она, подчиняясь уклону земной поверхности и рельефу, проходит почти 2000 км, образуя знаменитую Камскую дугу, похожую на гигантский вопросительный знак. Есть на Каме и такие места (в районе города Нытвы), которые удалены от истока менее чем на 100 км, если считать по прямой. А она выбирает путь в 12 раз длиннее, собирая при этом воды многих притоков. Таких «возвратных» рек в природе немного. В верховьях Кама протекает в основном по территории Кировской области. Сначала она бежит в северо-западном направлении, огибая естественную преграду - Верхнекамскую возвышенность, затем круто, почти под прямым углом, поворачивает на северо-восток. Путь ее проходит по лесистой местности с низкими берегами. Лишь через 320 км от истока появляются небольшие возвышенности на левом берегу, которые километров через полтораста переходят на правый берег. Около 500 км вьется голубая лента Камы по территории Удмуртии и Кировской области. В пределах Пермской области Кама проходит половину своего пути - 910 км, течет через 15 районов и территории, подчиненные трем городам.

                                                               Река Кама              

 

История названия Камы

Самое популярное толкование названия Камы связано с его индийским происхождением. Действительно, в пантеоне индийских богов есть Кама (божество любви, ср. «Кама-Сутра»). В переводе с индийского «Кама» означает любовь, желание. Вопрос лишь в том, как это название могло попасть на территорию современного Урала. Возможно, это название дали реке местные племена, которые имели индийские корни либо очень тесно контактировали с выходцами из Индии. В древние времена Кама имела несколько названий, в том числе ее называли Иделем (как и одноименный город на ее берегах). У разных народов бытовали и такие топонимы: Буджим-кам (удмурты), что значит «белая река», Шур Атал (чуваши), Чолман-вис (черемисы и татары). Надо отметить, что в некоторых языках (в том числе и в древнеиндийском) корень «кам» или «кама» переводился просто как «река» или «вода». Сравните с тем же Буджим-кам у удмуртов. Этот корень попал к местным племенам в середине 2-го тысячелетия до нашей эры, когда в бассейн междуречья Волги и Камы проникли индо-иранские племена. Есть версия происхождения названия Камы от имени мифологического персонажа — богатыря Кама (иногда Кома). По легенде, бытовавшей среди местных племен, он спас человечество от потопа, прорыв в земле канал. Интересен сам способ, с помощью которого он это сделал: на веревке протащил огромный камень, который оставил после себя глубокую борозду, и по ней вода и ушла.

Попытки соединить Каму с северными реками

При разговоре про Каму нельзя умолчать об одной вещи. А именно о какой-то навязчивой идее русских властей всех формаций (и царской России, и Советской и даже периода РФ) соединить воды Камы с водами рек северного бассейна (Печоры, Вычегды). Впервые эта идея родилась в голове Василия Татищева в 1721 году. Тогда был разработан проект канала, соединяющего Северную и Южную Кельтму с Камой. В последующем (1789 год), адмирал Рибас предложил соединить Каму с Печорой через Колву. В результате, обе эти идеи были воплощены в виде Северо-Екатерининского канала, который строился на протяжении 35-ти лет и был закончен в 1822 году. Но прослужил он очень недолго, всего 16 лет. Причина проста и банальна — канал обмелел. Он до сих пор существует в заброшенном виде и доступен для туристов энтузиастов, но пройти по нему можно только на сплав-средствах с маленькой осадкой (катамараны и байдарки). Значительно позже, перед революцией 17-года и уже во времена Советской власти, к вопросу объединения бассейнов рек Камы и Печоры возвращались неоднократно. Главная причина — нехватка воды в бассейне Камы и Волги (особенно после строительства водохранилищ, с площади которых только испаряется более 11 кубических километров воды). В период СССР вопрос переброски северных рек в южном направлении попытались решить даже с помощью ядерных взрывов (недалеко от Чусовского озера). Кроме того, была идея создания еще одного, четвертого по счету, водохранилища в устье реки Колвы. Слава Богу, все попытки соединить Печору и Каму заканчивались, по сути, провалом. Иначе трудно представить, к каким бы экологическим последствиям это могло бы привести.

                                                 ЛЕДОХОД  НА  КАМЕ    

Туризм на Каме

В силу своих больших размеров Кама дарит много возможностей для хорошего отдыха. Конечно, для активного отдыха и сплава более интересны верховья реки. На берегах реки Камы стоит большое количество баз отдыха, рыболовных хозяйство и даже профилакториев. Кама полноводна практически на всем своем протяжении, и вверх по течению можно подниматься на моторных лодках, катерах и водометах. Кроме этого, отдых на Каме отличается тем, что есть возможность посетить очень много значимых исторических мест. История освоения Камы — это есть история освоения Руси и на ее берегах произошло огромное количество знаменательных событий. Каждая деревня и город на Каме отмечен былой славой и имеет место в исторической памяти русского народа.

 

                                                                    Река Кама

 

 География  реки  Кама

Повернув на восток, Верхняя Кама пересекает границу нашей области около устья реки Сейвы. Левый берег ее здесь большей частью низкий, заболоченный, с обилием озер в пойме. В Гайнском районе по берегам раскинулись боры-беломошники, тянутся к солнцу сосны-великаны. Левые притоки неторопливо текут от Северных Увалов. По широкому коридору между Верхнекамской возвышенностью и Северными Увалами несет свои воды Кама на севере области в восточном направлении почти 300 км. Ниже устья реки Пильвы, у села Бондюг, она наталкивается на предгорья Урала и круто поворачивает на юг.

 

В среднем течении, ниже устья Вишеры, Кама сохраняет общее южное направление вдоль западных отрогов Уральских гор и течет по широкой долине, находящейся в центре предуральского тектонического прогиба, на стыке Русской платформы и Уральской горной страны. Ныне эта долина заполнена водами водохранилищ. Плотину Боткинской ГЭС и ее шлюзы в районе города Чайковского часто образно называют «южными воротами Пермского края». Однако еще на протяжении почти 12 км ниже этих «ворот» Кама течет по территории Пермского края - Чайковскому району - и лишь затем покидает пределы края.

Годовой объем стока Камы у Перми составляет около 52 км3! В целом ресурсы речного стока Пермской области составляют за средний по водности год 56 км3, то есть столько же, сколько в Свердловской, Челябинской, Оренбургской и Курганской областях, вместе взятых. Если взять сток Камы только на выходе из нашей области (а это лишь около 45% ее общих ресурсов), то и здесь она превосходит по водности такие реки Европы, как Рона, По, Днепр. По общим водным ресурсам Кама уступает в Европе лишь Дунаю и Печоре.

 

                                 КАМА   ОКОЛО  УСТЬЯ  ВИШЕРЫ - ПЕРМСКИЙ КРАЙ    

Основной вклад в пополнение водности Камы в пределах нашей области вносят Вишера и Чусовая, заметна роль и таких рек, как Сылва, Яйва, Косьва, Весляна, Коса. В большей степени Каму пополняют левые притоки, текущие со склонов Западного Урала. Основные источники питания рек Западного Урала: талые воды - более 57% годового стока, подземные - 25% и дождевые воды. Самое большое количество осадков, достигающее в год 700-900 мм, выпадает на западном склоне Урала в верховьях рек Вишеры и Косьвы. В бассейне Камы проживает свыше 10 млн. человек, только на берегах расположены более 60 городов и рабочих поселков, сотни сел и деревень. Областной центр - город Пермь - вытянулся более чем на 60 км вдоль Камы и ее крупнейшего притока - Чусовой, там, где ее незримо пересекает 58-я параллель. Пермь занимает второе место по протяженности после Волгограда.

До создания Камского водохранилища наибольшая амплитуда многолетних колебаний уровня воды была в Каме у Перми и достигала 12,6 м. Самым высоким половодьем на Каме отличался 1914 год. Самыми маловодными были 1936-1938 годы, очень маловодным был и 1975 год. Интересно и такое сравнение: протяженность Нила 6671 км - это самая длинная река мира, она длиннее Камы в 3,4 раза. Водосбор Нила превышает камский в 5,5 раза, но по главному показателю - водным ресурсам (а именно - по среднегодовому расходу воды) - Кама превосходит самую длинную из рек.

 

                       НАД  УСТЬЯМИ РЕК  КОСЬВА  И ИНЬВА  - ПЕРМСКИЙ  КРАЙ     

История реки  Кама

По Каме, принадлежащей к бассейну Каспийского моря, еще во времена доисторические Предуралье вело торговлю с далеким азиатским югом. Об этом свидетельствуют археологические находки предметов арабского, индусского и древнеперсидского искусства и монет. Ценные клады, найденные в Прикамье, в виде золотых украшений, серебряных блюд, сосудов дошли сюда из Персии, вероятно, через Каспийское море, Волгой и Камой. В VIII веке по Волге пролегал великий торговый путь, соединявший Среднюю Азию через Хвалынское (Каспийское) море с Восточной Европой, вплоть до Балтийского моря. Азиатская и арабская торговля шла на север, через страну хазар в устье Волги (с главным городом Иделем), вверх по этой реке, через землю буртасов (мордва), к нынешней Казани, в Приволжскую Булгарию. Устье Камы уже тогда было бойким торгово-промышленным районом, из которого арабские и еврейские купцы вывозили преимущественно меха, продукты рыболовства, медь, воск, хлеб, а также разные металлы и рабов. С собой восточные купцы привозили дорогие ткани, атлас, парчу, ковры, затем оружие, сирийские стеклянные товары, предметы туалета, ювелирные изделия, морские раковины и вино.    

 

    НИЖНЕКАМСКОЕ  ВОДОХРАНИЛИЩЕ -  РЯДОМ  С УСТЬЕМ  РЕКИ  ИК  (ВЫШЕ  НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ)

Природа  камского речного бассейна (путешествие  вверх по Каме)

Разнообразна природа Камского бассейна. Здесь и склоны Уральского хребта, и древние плоскогорья, и низменные равнины. Хвойные леса, схожие с сибирской тайгой, обступают берега Камы в верховьях; в нижнем течении в ее водах отражаются дубовые рощи и пышная зелень липы.

Когда плывешь на теплоходе, то на первый взгляд ничего примечательного вокруг. Берега камского рукава низменные, лишенные ярких красок. Тянутся отмели, однообразные луга с кустарником.

Судовой ход извилист, и гора Лобач, синеющая над Волгой, видна то сзади, то сбоку.

Первую возвышенность, приподнятую над поймой слева, занимает рабочий поселок Лаишев. Он построен на месте русского укрепления, существовавшего в XVI веке; с его стен хорошо просматривалась и река, и пойменный луг перед ней. У этого луга, в 2-х километрах от города, там, где теперь стоит дебаркадер (плавучая пристань), в конце прошлого столетия сходилось на "железную ярмарку" до пятисот барок, груженных металлом.

 

                                               КАМА  ОКОЛО  ЛАИШЕВА        

С реки особенно хорошо виден Чистополь - после того, как судно, продолжая путь, выйдет на середину Камы. Пристанские здания, дебаркадеры, сады, силуэт минарета, каменные дома центральной части и, наконец, поселок речников возле судоремонтного завода на окраине - все это проплывает перед нами, и

долго еще будет виднеться над пойменным лугом.

За Чистополем Кама далеко еще не сразу приобретает тот облик, который снискал ей славу одной из красивейших рек страны. Однако пассажиру уже видны перемены. Вот крутым косогором взметнулся правый берег. Шумит на нем вековой сосновый бор. Вода под кручей отливает в тени вороненой сталью и необычный этот цвет еще более подчеркивается светлой желтизной песчаных отмелей.

 

                                         ПАНОРАМА  РЕКИ  КАМА  ОКОЛО ЧИСТОПОЛЯ       

 

Вятка - самый длинный из правых притоков Камы, связывающий ряд районов Кировской области, Удмуртии и Татарстана. Длина Вятки - 1367 километров. Казалось бы, что, пересекая край, изобилующий осадками, эта река должна быть особенно полноводной и удобной для судоходства. Но вятские капитаны расскажут вам, что на их родной реке один перекат приходится в среднем на каждые три километра. Объясняют это тем, что Вятка течет по равнине, сложенной из легко размываемых песков, которые вода переносит с места на место. Хотя путейцы трудятся на Вятке много и упорно, судоходство тут еще сильно зависит от погоды. Весной пароходы могут подниматься вверх по реке почти на 900 километров. Летом засушливого года плёс, доступный пассажирским пароходам, сокращается втрое...

                            КАМА  -  УСТЬЕ  ВЯТКИ  - ДЕРЕВНЯ СОКОЛКИ    

 

На правом берегу реки Кама, в 210 км на восток от г. Казани, расположен город Елабуга.

 Трудно представить себе человека, который не имел бы представления о такой шишкинской картине, как "Утро в сосновом лесу", который не знал бы шишкинскую "Рожь" или "Корабельную рощу". На ряде своих полотен живописец запечатлел и окрестности родной Елабуги. На небольшей остановке зайдите в местный музей. В музее имеются экспозиции краеведческого характера и стенд, посвященный героине Отечественной

войны 1812 года Надежде Дуровой. Необыкновенная судьба  "девицы-кавалериста" привлекала в разное время писателей и драматургов. Выйдя в отставку, Дурова поселилась в Елабуге и написала здесь свои

воспоминания, которые высоко оценил Пушкин. Могила Дуровой находится на старом городском кладбище.

 

Река Белая приходит к Каме между низменных берегов поймы, и возможно, с парохода устье притока было бы плохо различимым, если бы не цвет воды. Тут разница в окраске особенно резка и заметна. Воды реки Белой врезаются в камские и теснят их своим широким потоком, над которым кружатся чайки. Длина Белой, главного притока Камы, - 1420 километров. Начинаясь в горах Южного Урала, Белая устремляется затем на равнины Башкирии, связывая с Камой ряд городов этой автономной республики и ее центр Уфу. По существу в бассейне Белой находится почти вся равнинная часть Башкирии. По реке перевозится много леса, хлеба, нефти.

Пароход идет под мост казанской железной дороги, и почти тотчас же можно заметить еще далекий Сарапул. Невысокий остров сначала закрывает часть города, расположенную в низине. Но вот остров кончается, и Сарапул виден весь. Это один из наиболее привлекательно расположенных городов Прикамья. На фоне зеленого густого бора белеют кварталы, занявшие склоны долины речки Сарапулки, пересекающей город. Центральная часть Сарапула застроена каменными домами, среди которых особенно выделяются здания горсовета и ремесленного училища, обращенные к нам фасадами. Над всем этим господствует гора с крутыми склонами, оканчивающаяся резко очерченным мысом. Сарапул возник еще в конце XVI века. Приречная часть города в наибольшей степени сохранила черты далекого прошлого.

 

 

Здесь можно увидеть следы древнего городища, старинные монастырские стены. Кстати, само название города на языке стародавних обитателей Прикамья означало "желтая рыба", т. е. стерлядь, которая, очевидно, водилась тут в изобилии. При прогулке по городу следует обратить внимание на деревянные резные украшения оконных наличников, ворот и даже стен домов: резьбой по дереву сарапульские умельцы особенно славились.

Через два часа пароход завершит рейс у Молотовского речного вокзала, но близость большого города явственно чувствуется.

 

Вот слева пристань Закамск. Это уже заречный Кировский район Молотова. Вдоль берегового яра далеко уходит сосновый бор. Но присмотритесь: сосны остались только у самого берега, а дальше, вглубь, все занято кварталами жилых домов, цехами предприятий. Кое-где сосны гуще, под ними расположены либо дома дачного типа, либо легкие постройки пионерских лагерей. Вот над Камой отчетливо вырисовались пролеты

железнодорожного моста, построенного более полувека назад. И до него, и сразу после него справа от нас берег занят причалами промышленных предприятий. Дым фабричных труб стелется над рекой. Утесом вздыбился элеватор. Опять видны краны - это один из участков старого Молотовского порта.

В этом районе еще много неказистых домов и складов, построенных камскими пароходчиками. Но вот начались молотовские причалы пригородного сообщения. Видна башня картинной галереи и стоящее у

самого края откоса высокое здание с колоннами - управление Молотовлеса. Город Молотов, самый крупный промышленный и культурный центр Прикамья, значительно моложе многих уральских городов.

Шлюзовой мир реки Кама. Судно идет к шлюзу. Он не похож ни на одно из сооружений, которые

встречаются по пути из столицы. Дело в том, что Кама - первая в стране шлюзованная река с огромным сплавом леса. Шлюз обычной конструкции никогда не смог бы пропустить за навигацию те 10-12 миллионов

кубометров древесины, которые идут через "лестницу" Камского гидроузла. Правая по течению, или, как ее называют, "Западная нитка" шлюза предназначена исключительно для спуска плотов по Восточной, или левой; пропускают - в зависимости от надобности - и суда, и плоты. Все сооружения шлюза растянулись в длину на 2,5 километра. Наше судно направляется к левой "нитке".

 

                                НИЖНЕКАМСК  -  ПРИСТАНЬ  - КРАСНЫЙ  КЛЮЧ          

ПРЕДАНИЯ  О  РЕКЕ  КАМА

Это было в те далекие времена, когда на пространстве от Белого моря до Уральских гор и от Уральских гор до Черного моря жили древние Ведические Боги. Они рождались ,обустраивали землю ,просвещали людей, сменяли друг друга. И то, что совершалось на небе, обязательно оставляло следы на Земле. Настало время , когда у рожденной от лучей Золотистых звезд Златы Майи и Бога Вышня родился сын Крышень. Во лбу у него сияла, а в руках у него Звездная книга Вед. Много знаний он открыл Богам и много совершил добрых дел на небе. У богини Вод Водыни и Бога солнца Ра выросла красивая дочь Рада. Встретились Крышень и Рада и полюбили друг друга. Как родился у них сын Кама – вся природа ликовала, цветы расцветали, соловьи распевали, было на небесах пирование великое. Как – то ехал Кама по полюшку - видит в поле наездница Ока, конь играет, шлем сверкает, на руке соловушка. Стали они пускать друг в друга любовные стрелы. И в любовном поединке оба погибли. Там, где протекла кровь Камы – протекает река Кама, где кровь Оки – река Ока. На небе Бог Кама стал Богом любви. Звездную книгу Вед восприняли Волхвы и передали ее людям. Крышень появляется на небе легким, золотистым облачком, Рада обернулась и приносит людям радость. Река Кама стала источником и символом чистой, дарующей силу и наслаждение воды. В старину на Руси шаман именовался Кам. Камлание – обрядовое действо шамана. Сейчас среди учёных идёт спор, где действительно начинается Кама. Одни утверждают, что в соседней деревне Жерноково, другие выяснили, что первый правый приток Камы – Камка полноводнее и длиннее. Но в Кулиге самый бурный родник (колодец 6 м наполняется и вытекает ручейком).

 

                                            УСТЬЕ  РЕКИ  ЗАЙ  - ТАТАРСТАН   

Мифы и предания славян  -  Ра, Ока, Кама и Алатырка

Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою - той, что Явь и Навь разделяет».

И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении - Белой Воложкой, в нижнем - Доном (в древности Волга и Дон сходились близ Волге-Донского канала).

На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Черный Ворон украл Каму и понес его над морем, а потом сбросил с высоты.

Бога Каму проглотил кит, но Кама попросил помощи у Всевышнего и был услышан. Всевышний повелел, и кит изверг бога Каму на Землю. И Кама пошел в Ирий. Там его приветствовали все боги.

 

Лук и стремы дал ему Крышень,

привела коня ему Рада,

я Сварог дал Каме колечко.

Лада-матушка - розу алую.

Если Кама выстрелит в сердце -

вспыхнет сердце любовной страстью.

Коль наденет кольцо на палец -

значит, вскоре сыграют свадьбу.

Коль подарит он розу алую -

будет вечно цвести любовь!

«Книга Коляды», 11 е

 

Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу.

На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать Друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.

А река Алатырка образовалась так. Как-то раз Крышень на Белогривом коне поехал к Алатырской горе. Вдруг он увидел, что на Алатыре сидит Черный Ворон. Крышень вынул золотую стрелу и натянул лук. Но Ворон ему сказал:

 

- Ты не бей в меня, не стреляй в меня! А послушай-ка весть мою! Призывает тебя Всевышний! Истекла вода из крыницы - и окончилось время Крышня! Наступает иное время! Колесо небес повернулось.

Крышень не послушал и пустил стрелу, но стрела обернулась и попала в сердце Крышня. Кровь, текущая из сердца Крыш- ня, стала рекой Алатыркой.

А когда к Алатырской горе пришли Рада и Майя, они увидели, как Крышень поднимается по склону горы к трону Всевышнего.

Ра - древнее славянское имя Бога Солнца, а также название Ра-реки (Волги) в «Книге Велеса», Ведах Индии (Раса) и Авесте (Ранха), в трудах античных греков и римлян (Ра, Рос).

Наиболее полно миф о боге Ра, о его сыне Хорсе сохранила египетская мифология («Книга Коровы»), что говорит об едином для славян и египтян истоке этого мифа, лежащем в Атлантиде. Ра был женат на Амелфе, когда тек в Черное море, потом потек в Каспийское (Хвалынское) и стал женат на Волыни. О Свадьбе Ра и Волыни (Вялкани) рассказано в «Веде славянъ» (I т.)

Кама и Ока - реки, втекающие в Волгу. Текст о Каме и Оке восстановлен по различным изложениям былин о Дунае (вариант - Доне) и его жене. Заметим, что Дон в древности часто также назывался Ра- рекой, ибо было время, когда Ра-река впадала не в Каспий, а в Черное море. Значит, былина о Доне-Дунае имеет отношение и к Волге, и к Каме (старое имя - Белая Воложка), и к Оке. Истоком Ра-реки (Волги) в древности считали не источник близ озера Селигер, а Урал. То есть Кама тогда именовалась Волгой (в Авесте река Ранха стекает с горы Хукарья, то есть с Урала), а Камой тогда называли реку, вытекающую из источника близ Селигера.

В Индии Каму почитают богом любви. Ока - подобна индийской Лакшми (на Клязьме, впадающей в Оку, сегодня существует город Лакинск).

 

                                                 УСТЬЕ  РЕКИ  ИЖ         Река Кама

 

ИСТОРИЯ СУДОХОДСТВА НА КАМЕ

Человек с древнейших времен обживал ее берега, использовал в качестве выгодного и удобного транспортного пути, ну и, наконец, слагал о Каме легенды и предания. Путеводители  по Каме известных пароходных товариществ не только приглашали милостивых господ отправиться в путешествие по одной из красивейших рек Восточно-Европейской равнины, но рассказывали об истории прикамских городов, больших сел и небольших поселков. В этих путеводителях и называли Каму рекой былых легенд, грозной соперницей Волги…

   «Кама долго с Волгой спорила – не хотела в нее течь. Сначала воду ее хотела отбить, отбила половину, а дальше не смогла. Поднялась Кама на хитрость. Сговорилась с коршуном: «Ты, коршун, крикни, когда я на той стороне буду, чтобы я слышала, а я под Волгу подроюсь и выйду в другом месте». – «Ладно», - отвечает коршун. Вот Кама и начала рыться под Волгу. Рылась, рылась, а тем временем коршуна беркут заметил и погнался за ним. Тот испугался и закричал как раз над серединой Волги. Кама услышала этот крик, думала, что она уже на том берегу, выскочила из-под земли и прямо в Волгу угодила». Вот так  и несет Кама свои воды вдаль, к Волге, как и сотни лет назад.

 

                            ПЛОТ  НА  КАМЕ

   Заселение края, освоение его богатств, - все это неразрывно связано с рекой. Старинные летописи упоминают о том, что еще четырнадцать веков назад торговые караваны с Ближнего Востока плыли по Каме в Пермь Великую и Пермь Вычегодскую. Хотя кто сейчас может с уверенностью сказать, что именно это и стало началом судоходства на Каме. Ибо сама река гораздо древнее.

   В арабских  источниках обычно называлась Кама  - Аги-дель. Можно встретить  утверждение и о том, что в старину Кама носила название - Идель, и при том едва ли на том протяжении, какое ей дается ныне, то есть до встречи с Волгой, а до самого конца, до впадения ее в Каспийское море, где был знаменитый город того же имени.

 

   По Каме с севера пришли в лесной край новгородские и московские люди. В русских летописях впервые название «Кама» упоминается в 1220 году, когда «Василько Константинович из Ростова полк посла, а другим с Устюга на верх Камы». Но самыми древними поселенцами в верхнем и среднем течении реки были финно-угорские племена, а в нижнем течении Камы – булгары.

 

                                    &nnbsp;bsp; РЕКА  КАМА  ОКОЛО  ВЕЛИКИХ  БУЛГАР         []

 

 []

   Благодаря Каме Урал, начиная с XIV века, поставлял Русскому государству пушнину, а позднее соль. С падением же Казанского ханства  в 1552 году был открыт сквозной путь по Каме. Это способствовало расширению торговых связей между Уралом и другими русскими землями.  И со второй половины XVI века берега Камы начинают активно заселяться русским населением, во многом благодаря Строгановым, основавшим здесь свои солеварни. В верхнем течении Камы появлялись «городки» и «острожки», а наряду с ними и монастыри (Пыскарский Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте старого строгановского монастыря  в г. Кангорь). К этому же времени относится и основание нескольких монастырей в среднем и нижнем течении реки. Так, в XVII веке был основан Успенский, бывший Лихотин, монастырь  в с. Яромаска.

 

   Однако плавание в XVI веке по Каме было сопряжено с очень большими опасностями.  Грабеж был тогда обычным явлением, как видно из «Жития Святого Трифона», написанного в XVII веке: «По реке Каме грабят суда и торговых людей всяких чинов убивают…» Плавание Святого Трифона совершалось на струге в 1572 году вверх по течению реки в Пыскор. Да и суда, использовавшиеся тогда, главным образом, для перевозки грузов, были не самоходными. Получили распространение уже упоминавшиеся струги, ладьи, дощаники, беляны. И строились они здесь же, на Чусовой и  на Каме.

 

                                       СТРЕЛКА НА СЛИЯНИИ РЕК  КАМА И ЧУСОВАЯ    

 

   Сама река определяла характер сплавных судов: краткий период навигации -  лишь шесть месяцев в году, и мелководье большинства притоков Камы. Наиболее совершенным для своего времени стал тип грузового судна, хорошо приспособленный к плаванию по Каме и Волге, причем, как по течению, так и против него, и получивший название расшивы.  Расшива была вместительной, и доставляла от восьми до двадцати пяти тысяч пудов груза.

Вниз по течению суда шли под парусом, на веслах,  вверх их уже тянули бечевой бурлаки. Бурлачеством занимались прибрежные жители  Волги и ее притоков. В крупных городах, таких как Пермь, Чистополь и других, существовало даже что-то вроде бурлацких базаров. Обыкновенно хозяин судна брал бурлаков, исходя из общего веса груза. И на каждую тысячу пудов приходилось от двух до шести бурлаков в зависимости от условий сплава. А в том случае, если судно было большим, то численность артели бурлаков доходила до 60 – 100 человек. Наибольшего развития бурлачество получило в первой половине XIX века, в особенности перед введением пароходства.

                                        УСТЬЕ  РЕКИ  ШЕШМА -  ТАТАРСТАН    

 

   Возникновение и развитие в XVII – XVIII вв. крупных заводов и промыслов, отсутствие других видов перевозки грузов, – все это заставляло искать талантливых инженеров и механиков способ механизировать движение судов. Так, еще в 1804 году И.П. Кулибин предложил идею «водоходного судна», движущей силой для которого стала бы сила течения реки. Однако эта идея не нашла практического применения.

В это же время мастер Огурдинского лесопильного завода на Каме А.И. Дурбажев сконструировал и построил «коноводную машину». В народе эта «коноводная машина» получила название «коноводки».

«Коноводка» состояла из плоскодонного судна, на середине которого устанавливался в вертикальном положении ворот. На уровне нижней палубы от вала ворота отходили в радиальном направлении рычаги, в каждый из которых впрягалось по нескольку лошадей. Беспрерывно двигаясь по кругу, лошади вращали вал, на верхний конец которого наматывался канат. Коноводка подтягивалась за канат к якорю, а в это время завозили второй якорь. Именно таким образом судно шло вверх по течению практически беспрерывно. «Коноводки» зачастую вели за собой караван судов, а количество лошадей, в них находившихся, доходило до двух сотен.

   Изобретение «коноводок» приписывали и французскому инженеру Поуодебару, служившему при заводах Всеволожского. Так, в «Летописи губернского города Перми» составленной Ф.А. Прядильниковым, говорилось, что в 1816 году «во время сплава соляных караванов показались впервые коноводные машины».

Однако вскоре коноводки были заменены кабестанами, в которых паровые (сорокасильные) ворота заменили конную тягу. Скорость движения кабестанов против течения составляла 2,5-3 версты в час, что было лишь немногим более скорости «коноводки» (в среднем около 2 верст в час).  Применение кабестанов также не решило проблем судоходства и оказалось непродолжительным.

 

   Первая половина XIX века ознаменовалась значительным развитием судоходного дела. В 1815 году  на Неве появился первый в России пароход, построенный в Петербурге на заводе Берда. В 1817 г. был построен и первый пароход в Волго-Камском бассейне на Пожевском заводе В.А. Всеволожского.  Весной 1819 г. жители г. Перми были удивлены появлением на Каме двух пароходов г. Всеволожского. Именно В.А. Всеволожский стал первым строителем и пароходовладельцем на Каме и Пожве. Это событие перевернуло весь существовавший до этого строй и ознаменовало начало нового этапа в истории судоходного дела.

 

   Первый пожевский пароход имел узкий деревянный корпус. Мощность машины составляла всего 24 лошадиные силы. Применение паровых судов доказало преимущество перед  «коноводками» и кабестанами. Вскоре были построены еще два парохода в 36 и 6 лошадиных сил.

   Первый рейс этих пароходов («паровых ботов» или «стимботов», как их тогда называли), однако, оказался неудачным. В августе 1817 г. они отправились в рейс на Волгу.  Подразумевалось, что они дойдут до Нижнего Новгорода и проследуют далее, в Москву. Но рано начавшаяся зима заставила суда вернуться на Каму, где они и зазимовали. А весной 1818 г. были срезаны ледоходом.

 

                                        СОРОЧЬИ  ГОРЫ - САМЫЙ ДЛИННЫЙ В ТАТАРСТАНЕ  МОСТ     

 

   Часто зачинателем пароходного дела становилось купечество. Купцы, владельцы заводов стремились иметь суда для обеспечения собственных грузоперевозок. Так, в 1839 г. один из пароходов купца Киселева с грузом товаров поднялся с Волги на Каму до г. Перми, и ушел обратно на Волгу. Купец А.В. Татаринов в 1841 г. на своем пароходе «Опыт» возил хлеб. Вместе с Татариновым вошел в компанию его родственник, сарапульский купец И.С. Колчин. И уже совместно ими был построен пароход «Вера». Однако при строительстве третьего парохода, компаньоны потерпели неудачу, в результате которой Татаринов разорился, и взятый им подряд по доставке водой 150 тыс. кулей муки в Кронштадт не был выполнен.

 

   В 1846 году в Перми было образовано «Пермское пароходное товарищество». Значимым этот факт стал, потому что этим пароходным товариществом был построен пароход «Пермь», и сделано объявление об открытии регулярного сообщения вниз по Каме. В дальнейшем образование пароходств лишь набирало темп.  Не проходило ни одного года, чтобы не возникало на Каме нового пароходства или компании. В конце 40-х гг. XIX века открыли свои пароходства – И.С. Колчин и П.А. Саваж.

   Вскоре, вслед за буксирным пароходством, в 1858 году состоялось открытие и пассажирского сообщения между Пермью и Нижним Новгородом, а в 1860 году  вверх по течению Камы – от Перми до Усолья. Вот только пассажиров найти на эти пароходы было сложно. Существовало убеждение, что грешно плавать на таком «огненном самоходе». Даже бесплатно не соглашались. Одними из первых пассажиров, вернувшихся в Сарапул в 1858 г. из поездки на богомолье в Киев, были сарапульский купец Д.Г. Ижболдин и мещанин В.И. Смагин.  Путешествовали они на пароходе компании «Кавказ и Меркурий».

 

   К слову сказать, первые пассажирские пароходы не отличались особой комфортабельностью. Вплоть до 70-х гг. XIX века пароходы строились без второй палубы. Все каюты и первого, и второго классов располагались в корпусе: одна общая для мужчин и вторая для женщин. Отапливались каюты железными печками, а освещались  свечами. Труднее приходилось пассажирам третьего класса – для них на пароходах не предусматривалось совсем никаких удобств. Пассажиры размещались на открытой палубе  как в летний зной, так и под проливным дождем. Но самым, пожалуй, значительным неудобством были вылетавшие из трубы искры, сажа и мелкие кусочки угля,  прожигавшие шляпы и платья пассажиров. И лишь начиная с навигации 1856 года на пассажирских судах стали применяться железные крыши, а с боков пароходы старались закрывать на первых порах парусиновыми шторами,  позже загораживать рейкой.

   Постоянная конкуренция между владельцами пароходств и судовладельцами приводила к совершенствованию флота, и, следовательно, созданию комфортабельных условий пассажирам. Деревянные корпуса пароходов с течением времени заменялись железными, дрова, используемые в качестве топлива и ранее грузившиеся почти на каждой пристани,  заменил мазут.  Общая вместимость таких судов уже составляла около 80-100 пассажиров.

 

                                           КАМА   -  НИЖНЕКАМСКИЙ - ЧИСТОПОЛЬСКИЙ РАЙОНЫ    

 

   Все больше плавало по Каме больших трехэтажных пароходов, освещавшихся электричеством. Эти гиганты предлагали уже своим пассажирам максимально возможный в то время перечень услуг и необходимого комфорта. Помещения I, II и III классов отапливались в холодное время года паром. Наиболее комфортабельные каюты I и II классов, помимо общих помещений, имели и отдельные одноместные, двухместные и трехместные каюты. IV класс, появившийся на пассажирских пароходах, предполагал размещение рабочих, едущих по артельным билетам. Пассажирам I класса предлагалось в качестве услуг  пианино, которым господа пассажиры могли пользоваться с 10 часов утра до 10 часов вечера.  На новых пароходах имелись уже ванны и душ.

   Буфеты пароходов того времени достойны особого внимания. Обыкновенно пассажирам предлагался обед из 2, 3 и 4 блюд по выбору из семи блюд дневной карты обеда (в том числе: 2 горячих, 1 соус, 2 жарких и 2 пирожных). А меню было способно удивить самого искушенного гурмана.  Не менее интересен и тот факт, что с пассажиров, приносивших в буфет свои напитки,  взималась плата…с каждой пробки. Причем достаточно весомая. Так, за пробку иностранного шампанского пассажиры платили - 2 руб, русского – 1 руб, за бутылку водки – 50 коп. И это при стоимости копмлексного обеда из 4 блюд с чашкой кофе в 1 руб. 10 коп.  Также вносили плату в буфет и за игру в карты своей колодой . Данное удовольствие обходилось в 40 коп.

                                                             КАМА  - ПЕРМСКИЙ  КРАЙ   

 

                                                                           Река Кама

 

Но все это отнюдь не означало, что все усилия пароходств отныне были направлены на развитие лишь пассажирского сообщения. По-прежнему важным видом перевозок оставался  и сплав грузов, особенно лесоматериалов. Лес-кругляк стремились сплавлять на плотах, а другие виды лесоматериалов (брус, доски и т.д.) перевозили на судах (белянах, насадах, барках).

   Частью всей судоходной жизни Камы были и пристани. Как и на других реках, они  одновременно предназначались для обслуживания речного транспорта, а подчас становились и центрами торгово-промысловых районов. Были как небольшие пристани, функционировавшие, как правило, весной, так и пристани большие, имевшие многомиллионные обороты. На таких пристанях за долгий зимний период скапливалось значительное количество товаров, предназначенных для отправки с началом навигации в Нижний Новгород, Рыбинск, Екатеринбург и Сибирь.

Такой и была Сарапульская пристань.

   …О ней говорили много,  чаще ругали. Ругали за грязь, необустроенность и невнимание городского общества к нуждам большой судоходной реки, что собственно не выделяло Сарапул из ряда других таких же портовых городов.

 

   Ближе к берегу Камы стояли деревянные лабазы, каменные склады и лавки, брезентовые палатки, харчевни, ряды с рыбой и прочей снедью. Летом шумела ярмарка, сновали лоточники, крутилась карусель с деревянными лошадками, так радовавшая местную детвору. Здесь же, на пристани, матросы и пассажиры запасались черным хлебом сарапульского производства, по праву снискавшего себе славу лучшего в этом крае, и совсем недурно исполненными открытыми письмами с видами города и его окрестностей. Сюда, при приближении парохода, стекалась сарапульская публика.

   План самой пристани был утвержден Казанским Окружным Управлением путей сообщения в 1847 году. Однако, еще в 1816 году, в документах смотрителя дистанции Мунгалова значилось, что пристань в Сарапуле не только существует, но имеет самый большой грузооборот из всех пристаней, входящих в дистанцию. Следовательно, пристань существовала и ранее.

 

 

                                    ЗИМА   НА  РЕКЕ  КАМА     

 

   По утвержденному плану пристань обозначалась выше речки Юрманки, против слободы «Оползино». Прежде на месте слободы стояли жилые избы рыбаков, бурлаков, портовых грузчиков, -  всех тех, чья жизнь была тесно связано с рекой. Здесь же, почти у самой воды разместились и частные пристани (причалы) с конторками судовладельцев и агентами пароходных товариществ. Так, на каждую частную пристань отводилось по сорок сажень берега. Здесь разместили свои представительства пароходство «Братьев Каменских», акционерное общество «Любимов и Ко» и другие. Немного ниже речки Юрманки размещались четыре причала общего пользования и городской перевоз.

   На протяжении всей истории существования пристани тема ее благоустройства была наиважнейшей. В 1872 году сарапульский уездный исправник г. Волкович, обращаясь в Городскую Думу, писал: «Проезд пристани загроможден, засорен, не выровнен и не вымощен, не проходимая грязь по загроможденной дороге и зловоние неприятно поражает всякого пассажира, ступающего на городскую землю Сарапула…»

   И уважаемому читателю будет не сложно представить всю ту грязь и неустроенность, что отличало городскую пристань. Судовладельцы и купцы, получавшие от грузоперевозок значительные капиталы, тем не менее не спешили вкладывать средства в благоустройство той самой пристани, от которой они так зависели. Пока, наконец, в 1878 году Городская Дума не приняла решение «подъезды выровнять и засыпать гравием с песком, для пешеходов устроить тротуары в две доски». С этого момента началось хотя бы относительное ее благоустройство. Уже в 1890-х гг. частично вымостили камнем подъезды к пристани и укрепили сваями берега от речки Юрманки до перевоза.

 

 

___________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК  МАТЕРИАЛА  И ФОТО:

Архивы Кочующих

Сайт Википедия

http://www.geocaching.su/

http://www.uraltravel.com/

http://nordural.ru/article/reka_kama/

http://clubs.ya.ru/

http://www.trip-guide.ru/

http://www.legendy.net/

фото Михаила Плотникова, Владимир Прокошин, Дмитрий Щукин.

http://club.foto.ru/

http://fotki.yandex.ru/

http://mozhga18.ru/

http://www.pronk.ru/photo/

http://images.esosedi.ru/panoramio/

 

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

привет из Нижнекамска!

как не написать про Каму - когда я сам на Каме!!!

аватар: Гость

Тут и про нашу реку Зай тоже

Тут и про нашу реку Зай тоже написано)

аватар: Кэп

река Зай!

отдельная статья про Зай тут -
/Татарстан/река-зай-зәй

Либо можно перейти на Зай по ссылке в данной статье!
Также скоро будут отдельные статьи как про Зай так и про Заинский р-н РТ!

аватар: Игорь М

По водности Волга и Кама

По водности Волга и Кама совсем не равны между собой. Водорасход Камы в месте её слияния с Волгой — 4300 куб. метров в секунду, Волги — только 3100. Хотя я сам живу в Казани рядом с Волгой, но когда побывал на Каме, сразу почувствовал разницу.

аватар: Кэп

в статье про Каму...

в ст. про Каму про это указывается,  что Волга имеет меньший водосброс, 

отчасти это из-за водохранилищ, 

но исторически Волга - есть Волга - это своего рода бренд, 

поэтому в споре с Камой она и выиграла!

аватар: Ирина.

Конечно Кама

В Нижнем построили канатную дорогу через Волгу, но туристы не знают, что на самом деле она проходит через отрезок Горьковского водохранилища. Сама Волга не впечатляет, и она заметно меньше Камы. А вот исторически так сложилось, что заселение Руси началось с Волги, и название Камского русла до Астрахани сохранилось за Волгой.

аватар: Кэп

Волга или Кама?

Волга и есть Волга, Русь не просто заселялась с Волги, можно сказать, что в верховьях Волги, на Валдае и появилась та древняя Русь. Уже давно понятно, что не Киевская Русь - прародина России, Киев - просто один из циклов Русского государства, также как Владимир, Суздаль, Москва, Питер и т.д.

Но там на Севере - Русь уже получила государственность до поднятия Киева, при этом в этногенезе русских участвовали не только славянские, но и финно-угорские и балтийские племена.

И если сейчас украинцы говорят, что мы не братья - то не больно-то и надо, Русь - имеет иное основание, и более древнее происхождение, чем киевское, и именно верховья Волги, Валдай, Север - это примерные места возникновения общих союзов восточно-славянских племен.

аватар: Лоцман

Киевская?

А вот уважаемые историки говорят что нет ни одного документа (иностранного) в котором Русь зовется Киевской.

Подвешу ка я хорошую фильму на эту тему, как напоминание школьного курса истории)))

Укронацистам смотреть категорически)))

Нормальным людям само собой тоже)))

 

Кочующим - в обязательном порядке)))

аватар: Максим Дорофеев

Мост через Каму СОРОЧЬИ ГОРЫ

Здесь написано, что мост возле поселка Сорочьи Горы через Каму самый длинный в Татарстане. Но на самом деле этот мост является самым длинным мостом в России, и второй по длине в Европе (после извилистого моста ВАСКО ДА ГАМА в Лиссабоне).

аватар: Кэп

не отрицает первое...

второе утверждение - не отрицает первое, то есть самый длинный мост в РФ - это и самый длинный мост в Татарстане!

на самом деле, кто там был - знает, а я буду завтра, то имеется в виду длина всего мостового комплекса, а ведь там аж три реки и перегоны между реками, плюс пойма реки, это на самом деле самый длинный мостовой пергон в России! Но если взять именно мост через саму Каму, то он конечно не самый длинный в России - например в Сибире я видел куда больше! Хотя я и патриот Татарстана!

аватар: Сергей-73

На Волге из за обмеления сел теплоход, а на Каме на всех парусах

Еще один аспект нужно упомянуть. Если идти по Волге вниз, то после устья Камы вода очевидно меняет цвет с зелено-голубого (Волга) на зелено-коричневый (Кама). Очень странно при этом слышать, что Кама в Волгу впадает, а не наоборот :)

аватар: Кэп

Волга или Кама?

повторимся, что вопрос риторический...

как ни спорь - понятно, что площадь водосбора Камы больше, чем верховья Волги - 

там ведь почти весь западный Урал (кроме самого севера и юга) - а это огромные территории, 

тем не менее исторически так сложилось что Волга заселена славянами раньше чем Кама, поэтому Волга имела приоритет над Камой, и сохранила своё название после Камского устья!

аватар: Сергей-73

Согласен с вами, название

Согласен с вами, название реки ничего не меняет. Однако, я когда то искренне удивился, услышав, что столица среднего Урала город Пермь относится к приволжскому федеральному округу. А вообще, тысяча лет для таких рек это не срок, и название со временем трансформируется в другое слово. Главное, чтобы люди сохранили все как есть, не строили больше водохранилища и не загрязняли промышленными стоками. Интересно ваше мнение, что будет с главной магистралью России в будущем, когда вырастут наши внуки, что они увидят?

аватар: Кэп

сложно сказать...

сложно сказать, уже сейчас Волга цветет почти с середины лета, 

у Самары так вобще в начале июля,  у Казани вроде бы позднее, 

но если будет потепление климата, то боюсь что Волга летом может стать как болото...

увы, наступивший капитализм не улучшает обстановки...

Но и без водохранилщ нельзя, судоходство заглохнет, воды ведь становится меньше, 

Рыбинское вдхр мелеет...  за ним и все остальные...

За будущее не могу поручиться...

и Волгу конечно жаль...

аватар: Михаил

Писатель Виктор Астафьев

Писатель Виктор Астафьев с горечью писал: «...Я не стал ему рассказывать про его родину, Урал, которому прежде всех и больше всех досталось от человека... Про загубленную красавицу Чусовую, про Камское водохранилище, где более уже четверти века мучается земля, пробуя укрепиться возле воды, и никак не может сделаться берегом, сыплется, сыплется, сыплется...». Также один из рассказов Виктора Астафьева посвящен старому деревенскому кладбищу, ушедшему после постройки плотины ГЭС под воду в поселке Ляды...

аватар: Наталья (Казань)

«Камские статьи»

Журналисту Е.А. Вердеревскому, путешествовавшему по реке в начале XX в. принадлежит следующая сравнительная характеристика Камы: «...Еще мне показалось правдивым замечание о Каме, сообщенное мне сейчас одним из шкиперов: не Волгу, а Каму следовало бы называть кормилицей и матерью рек русских потому, что, по общему замечанию, только камские воды поддерживают и наполня­ют собой пересыхающий и мелеющий в конце июня волжский бассейн. Кама несет их в отощавшую Волгу, не переставая сама черпать их в неистощимых и огромных своих притока».

А вот еще мнение, которое записал в своем дневнике знаменитый мемуарист Ф. Вигель, близко знавший Крылова, Жуковского, Пушкина, писавший об этом свои воспоминания. Проезжая по реке в 1864 г. в составе посольства Головкина в Китай он писал: «Всем она взяла, сия величественная Кама, - и шириной, и быстротой, и я не могу понять, почему полагают, что она в Волгу, а не Волга в нее впадает». С древнейших времен высоко оценивались судоходные возмож­ности Камы. Считалось, что "по своим судоходным условиям Кама может считаться лучшей рекой Европейской России".

П.Н. Рычков писал: «Многие знающие люди уверяли меня, что река Кама для ходу огромных судов гораздо способнее Волги, ибо на ней нет таких ме­лей, какие находят в Волжских водах».

аватар: Кэп

Волга или Кама???

вопрос конечно дискуссионный!

понятно, что водосток Камы - это множество рек западного склона Южного, Среднего и Северного Урала, 

а это огромная масса воды, и когда летом Волга мелеет, то водосток Камы не теряет силу!

Но и сама Кама уступает в водоносности некоторым рекам например Белой (Агидель), 

а также говорят что Вишере.

То есть Кама по названию тоже не Кама, а Белая, а Волга тоже Идель, только Большая, 

То есть исторически Идель - Волга - Кама - Агидель - это и есть огромная речная система!

то есть татарское название реки верно!

аватар: Виктор Т.

В принципе верно, все это одна большая речная система

Белая (Агидель) - очень красивая и полноводная река. Агидель, и ее притоки, обожают любители сплавов и рафтинга.
Водный поток в устье реки Белой приблизительно сопоставим с Волгой у Нижнего Новгорода (до впадения Оки).

Народы, которые исследовали местность от Каспийского моря вверх по Волге, шли по основному руслу, пропуская более мелкие притоки.
На сохранившихся средневековых картах, река Ра (идентифицированная ныне как Волга), это и есть Кама.
В районе города Болгар обозначен приток, начинавшийся от Нижнего Новгорода. К нашему времени, как нетрудно догадаться, это участок течения современной Волги.

А северные племена (весь и меряне, а потом мурома и славяне) исследовали бассейн Волги сверху вниз,
идя руслом Волги. И всё, что впадало в то русло, которым они шли, они считали притоками (в том числе и более полноводные реки, такие как Ока и Кама).

Отсюда и возникла путаница.

аватар: Андрей Москва.

Отличный сайт!

Здравствуйте. Насчет реки Белая не могу сказать, что она из категории Камы. Раньше мы часто рыбачили там, ну ни как их нельзя сравнивать. Возможно раньше Белая и была близка по размерам к Каме, но сейчас Кама и не замечает когда втречается с Агиделью.
А вот Вишера вполне сопоставима по полноводности с Камой, но они сливаются так далеко, за тысячу километров на север, что название "Вишера" как то не обсуждается. После впадения Вишеры, вода в Каме становится очень холодной, хотя еще за пару километров выше по Каме, можно с удовольствием купаться.
Читал недавно отчеты по компании Татнефть, и с ужасом узнал, что после строительства водозаборных сооружений в Набережных Челнах, большой объем Камской воды перегоняется по водопроводам на нефтяные месторождения Юго-востока Татарстана, для поддержания давления нефтяных пластов и добычи нефти.
Будем надеяться, что с экологией все будет в порядке.
В Татарстане очень красивая природа, и хочется приезжать туда снова и снова!

аватар: Кэп

вполне так...

сейчас это так - Кама - это Кама, а вот Волга исторически стала основной магистралью Европы.

Есть старые фото Камского устья, то есть когда оно не было затоплено водохранилищем - 

Кама там создает большое впечатление!

Попробую эти фото найти и выставить в статью!

К примеру Кама чуть ниже Нижнекамска представляет такой мощный поток, что когда купаешься, то просто сносит как щепку, я даже удивился - на Волге такой мощи конечно уже нет, вода почти стоячая!

Поэтому Кама и чище и полноводнее!

Эти споры постоянные.

А Агидель также стала регулироваться и водосток снизился.

На Вишере мы были - к Красновишерску очень большая река!

Верховья Вишеры просто замечательны!

аватар: Константин

По географии мы проходили:

По географии мы проходили: основной, нерестовый ход каспийских осетровых был на Каму и Белую, так как они любят глубину и течение, которых не хватает Волге.
И еще. В этом году на Волге сильное обмеление, а вот Кама наоборот вышла из берегов, в связи с испытанием водосливной плотины Воткинской ГЭС. Проще говоря - перекрыли водосброс на Каме, и на Волге началась засуха.

аватар: Кэп

согласен...

только Волга обмелела с верховий, 

то есть до устья Камы, а потом, конечно, Кама отдает свою воду Волге.

в этом году Кама достаточно полноводна, хотя тоже зарегулирована плотинами.

аватар: Дмитрий Д.

Недавно ко мне в Альметьевск

Недавно ко мне в Альметьевск приезжали родственники из Москвы на своем автомобиле, ехали по трассе М7 чтобы посмотреть Волгу. Потом они пересекли по мосту реку Каму в районе Сорочьих гор, и когда добрались до моего города, то закидали меня вопросами. Мол как так, что за большая река, и откуда столько воды)
В общем, еще они решили сходить в круиз по Каме, и я им посоветовал посетить музей в городе Пермь, где им доходчиво и наглядно, объяснят и покажут, кто в кого впадает)

Я хочу сделать поправку к этой статье. Здесь указано, что длина Камы меньше длины Волги. Но это неверная информация:
Длина Волги составляет 1390 км.
А длина Камы составляет 1805 км. Судоходными являются 1600 км.
Если быть точнее, до появления на реке Нижнекамского, Камского и Воткинского водохранилищ и спрямления нескольких излучин протяженность реки Кама равнялась 2032 км. Сейчас Кама впадает в Куйбышевское водохранилище, соответственно площадь ее водосбора уменьшилась с 521700 до 507000 км².

P.S. спасибо за отличный сайт! Много интересной информации для себя нашел.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru