Деревня Пиштенур

Деревня Пиштенур расположена почти на границе Яранского и Тужинского районов Кировской области.

Селение известно с начала 19-го века, как село Алексеевское на левой стороне Московского почтового тракта в Яранском уезде (Яранский благочинный округ).  

  

СТАТЬИ ПРО ТУЖИНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ! 

СВЯЩЕННАЯ ГОРА ЧЕМБУЛАТ НА НЕМДЕ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  

                                          старинный дом - сейчас здесь деревенская школа                                       

Деревня Пиштенур

Деревня имеет древнее происхождение, считается, что народ мари сюда переселился еще 16-м веке. В те времена Вятский край покрывали дремучие леса – сюда и нынче подходят островки южной тайги с сосняками темными ельниками. 
При падении Казанского ханства пошла череда Черемисских войн на луговой стороне Волги, по этой причине многие мари уходили в сторону Вятки и Пижмы. Сама река Пижма долгое время была как бы границей между финно-уграми и славянами, которые двигались со стороны Вологды и Новгорода. Поэтому именно южные районы нынешней Кировской областью считаются самыми «марийскими» среди Вятских регионов.
 

Деревня Пиштенур

Название деревни Пиштенур переводится с марийского как «липовое поле (место)» - от марийских слов: писте – липа и нур – поле.
Есть второй вариант названия: от марийского глагола пышташ (пыште) – положить, заложить, в значении - основать. Вероятно, от того, что тут был заложен в стародавние времена первый илем марийского рода. 
Во времена Вятской губернии в селе была построена деревянная Филипповская церковь (в ней был предел святителя Алексея) – поэтому село получило второе имя – Алексеевское.
При переписи в 1857 году в селе было 14 дворов и 120 человек обоего пола.

                                                                  Филипповская церковь в Пиштенуре                             

Деревня Пиштенур

В архивном описании Вятской епархии за 1912г. сказано:
«Село Алексеевское – Филипповская церковь, деревянная, построена в 1895 году; расстоянием от г. Вятки в 200 в., от уездного города в 22 в.; от благоч. в 13 в.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные: земли: усад. и под церк. площ. 3 д., пах. 27 д. 960 с., сен. 2 д. 1440 с., неудоб. 960 с.; братский денежный доход: 584 р. 27 к., содержание от казны свящ. 75 р. и пс. 25 р.; руги соб. на весь причт до 40 п. ржи и 60 п. овса; прихожан: прав. рус. 590 м. п., 606 ж. п., крещ. черем. 203 м. п., 188 ж. п.; приход состоит из 11 сел., расст. 2 – 5 в.».
 

                                                           в школе  д. Пиштенур                                            

Деревня Пиштенур

Село было большое, при выделении земельных наделов выделяли Южный, Восточный и Северный Пиштенур – уже в 1926 году они все были собраны в один населенный пункт.
В настоящее время вокруг деревни осталось мало лесов, в основном луга, поля и перелески. Жители занимались сельским хозяйством и отхожими промыслами. В селе работала начальная земская школа для крестьянских детей.
Пиштенур был центром Шалаенского куста деревень, сюда входили н.п. Пиштенур, Ценеки, Югунур, Лазарево, Чумуры, Шалаи, Немдежаны.
В 1933 году в селе открывается семилетняя школа.
В 1942 году в село переводят детский дом для детей беженцев и из блокадного Ленинграда.
В 1961 году в селе открывается восьмилетняя школа.
В настоящее время в Пиштенурском сельском поселении две деревни: Пиштенур и Югунур (Березовое поле).
  


 В древности около села Пиштенур было несколько молельных рощ – юмото (юмоото, кюсото). Сюда приходили молиться также марийцы Югунур и Немдежан. Однако наличие активного Московского тракта и строительство в селе храма постепенно привело к тому, что большинство мари приняло православие, и постепенно перестало ходить в языческие рощи. Однако до начала 20-го века моления в них проводились согласно годовому циклу аграрных работ.
В советское время моления в рощах были заброшены, но многие жит ели деревни могут точно указать – где эти рощи находились. Дело в том, что в районе этих сакральных мест постоянно происходят аномальные явления.

Местный работник библиотеки рассказывал, что некоторые грибники или охотники видели там, в лесу, людей в белых одеждах и шапках, которые как бы молились или совершали ритуальные действия.
Про такие видения рассказывали и русские, и сами мари, при этом загадочные явления сопровождались плохим самочувствием, ощущением тревоги, некоего беспокойства. Однажды (еще в советское время) местные мужики поехали в тот лес за дровами, и там увидели старика в белой одежде и высокого роста. Этот старик грозно смотрел на них и молчал – они в страхе уехали из той рощи, и больше стараются туда не ходить.
Многие говорят о длительных блужданиях в окрестностях этой рощи – хотя рядом нет дремучих лесов и много приметных мест.

                                                                             пруд в Пиштенуре                                            


Около соседней деревни Югунур также было юмото, но меньшего размера.
Жители русских деревень всегда считали, что мари – колдуют там (волхвуют), и всегда избегали заходить в те рощи, особенно в ночное время.
По рассказам одной пожилой старушки из Пиштенура – она сама рано утром видела, как через поле  к священной роще как будто шли несколько человек в белой праздничной одежде, а  потом будто пропали. А в молодости она на лошади собралась по делам, и проезжала недалеко от рощи. Около опушки её лодашь подскочила и быстро побежала в сторону местного кладбища, потом сделала круг, и снова вернулась к роще, как будто кто-то невидимый её гнал в этом направлении. Так повторилась несколько раз, и эта женщина была сильно перепугана.
Местные грибники также часто упоминают о том, что в лесу они ощущают чей-то пристальный взгляд, словно кто-то смотрит на них из-за деревьев, но вокруг не души.
В старину русские называли марийцев в этих краях «пиджаки» - они считали, что пиджаки заколдовали лес с помощью магии. Было много случаев, когда диконька (леший) водил человека по одному кругу долгое время. Также есть рассказы про то, что подростков в чащу заманивал высокий человек в черном при помощи пряников и иных сладостей, но дети в страхе убежали оттуда. В глубине рощи также есть деревья с деформированными и изогнутыми стволами и ветками. Как правило, тут не селятся птицы и животные.
Исследователи полагают, что это место наделено отрицательной энергетикой, есть ощущение какой-то опасности, тревоги – она проходит, как только человек отойдет от этой рощи.
Одна из священных рощ расположена около речки Лесная Шошма (приток реки Ярань – Пижма - Вятка) – прямо на границе Тужинского и Яранского районов КО.
  
   
Где находится, как добраться:
Деревня Пиштенур, Тужинский и Яранский район, Кировская область.
Координаты деревни:
57.489972, 47.842134
 Из г. Йошкар-Ола следует ехать по Яранскому тракту (Р-176) до Яранска – 
Потом продолжать движение по трассе Р-176.
От Яранска около 12-13 километров проехать на север, 
потом у деревни Ныр повернуть влево.
       
  
___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Марийские населенные пункты Кировской области.
Областной центр марийской культуры (д. Мари–Ошаево, Пижанский район)
Составитель Е. П. Афанасьева, директор ОЦМК;
Статья из Энциклопедии Кировской области – автор Н.И. Домрачев.
Автор фото Виктор Унжаков.

 

 

ВложениеРазмер
Деревня Пиштенур106.51 КБ
Деревня Пиштенур66.18 КБ
Деревня Пиштенур45.21 КБ
Деревня Пиштенур84.74 КБ
Деревня Пиштенур69.81 КБ
Деревня Пиштенур44.78 КБ