Деревня Пиштенур

Деревня Пиштенур расположена почти на границе Яранского и Тужинского районов Кировской области.

Селение известно с начала 19-го века, как село Алексеевское на левой стороне Московского почтового тракта в Яранском уезде (Яранский благочинный округ).  

  

СТАТЬИ ПРО ТУЖИНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ! 

СВЯЩЕННАЯ ГОРА ЧЕМБУЛАТ НА НЕМДЕ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  

                                          старинный дом - сейчас здесь деревенская школа                                       Деревня Пиштенур
Деревня имеет древнее происхождение, считается, что народ мари сюда переселился еще 16-м веке. В те времена Вятский край покрывали дремучие леса – сюда и нынче подходят островки южной тайги с сосняками темными ельниками. 
При падении Казанского ханства пошла череда Черемисских войн на луговой стороне Волги, по этой причине многие мари уходили в сторону Вятки и Пижмы. Сама река Пижма долгое время была как бы границей между финно-уграми и славянами, которые двигались со стороны Вологды и Новгорода. Поэтому именно южные районы нынешней Кировской областью считаются самыми «марийскими» среди Вятских регионов.
 

Деревня Пиштенур
Название деревни Пиштенур переводится с марийского как «липовое поле (место)» - от марийских слов: писте – липа и нур – поле.
Есть второй вариант названия: от марийского глагола пышташ (пыште) – положить, заложить, в значении - основать. Вероятно, от того, что тут был заложен в стародавние времена первый илем марийского рода. 
Во времена Вятской губернии в селе была построена деревянная Филипповская церковь (в ней был предел святителя Алексея) – поэтому село получило второе имя – Алексеевское.
При переписи в 1857 году в селе было 14 дворов и 120 человек обоего пола.

                                                                  Филипповская церковь в Пиштенуре                             Деревня Пиштенур
В архивном описании Вятской епархии за 1912г. сказано:
«Село Алексеевское – Филипповская церковь, деревянная, построена в 1895 году; расстоянием от г. Вятки в 200 в., от уездного города в 22 в.; от благоч. в 13 в.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные: земли: усад. и под церк. площ. 3 д., пах. 27 д. 960 с., сен. 2 д. 1440 с., неудоб. 960 с.; братский денежный доход: 584 р. 27 к., содержание от казны свящ. 75 р. и пс. 25 р.; руги соб. на весь причт до 40 п. ржи и 60 п. овса; прихожан: прав. рус. 590 м. п., 606 ж. п., крещ. черем. 203 м. п., 188 ж. п.; приход состоит из 11 сел., расст. 2 – 5 в.».
 

                                                           в школе  д. Пиштенур                                            Деревня Пиштенур
Село было большое, при выделении земельных наделов выделяли Южный, Восточный и Северный Пиштенур – уже в 1926 году они все были собраны в один населенный пункт.
В настоящее время вокруг деревни осталось мало лесов, в основном луга, поля и перелески. Жители занимались сельским хозяйством и отхожими промыслами. В селе работала начальная земская школа для крестьянских детей.
Пиштенур был центром Шалаенского куста деревень, сюда входили н.п. Пиштенур, Ценеки, Югунур, Лазарево, Чумуры, Шалаи, Немдежаны.
В 1933 году в селе открывается семилетняя школа.
В 1942 году в село переводят детский дом для детей беженцев и из блокадного Ленинграда.
В 1961 году в селе открывается восьмилетняя школа.
В настоящее время в Пиштенурском сельском поселении две деревни: Пиштенур и Югунур (Березовое поле).
  


 В древности около села Пиштенур было несколько молельных рощ – юмото (юмоото, кюсото). Сюда приходили молиться также марийцы Югунур и Немдежан. Однако наличие активного Московского тракта и строительство в селе храма постепенно привело к тому, что большинство мари приняло православие, и постепенно перестало ходить в языческие рощи. Однако до начала 20-го века моления в них проводились согласно годовому циклу аграрных работ.
В советское время моления в рощах были заброшены, но многие жит ели деревни могут точно указать – где эти рощи находились. Дело в том, что в районе этих сакральных мест постоянно происходят аномальные явления.

Местный работник библиотеки рассказывал, что некоторые грибники или охотники видели там, в лесу, людей в белых одеждах и шапках, которые как бы молились или совершали ритуальные действия.
Про такие видения рассказывали и русские, и сами мари, при этом загадочные явления сопровождались плохим самочувствием, ощущением тревоги, некоего беспокойства. Однажды (еще в советское время) местные мужики поехали в тот лес за дровами, и там увидели старика в белой одежде и высокого роста. Этот старик грозно смотрел на них и молчал – они в страхе уехали из той рощи, и больше стараются туда не ходить.
Многие говорят о длительных блужданиях в окрестностях этой рощи – хотя рядом нет дремучих лесов и много приметных мест.

                                                                             пруд в Пиштенуре                                            
Около соседней деревни Югунур также было юмото, но меньшего размера.
Жители русских деревень всегда считали, что мари – колдуют там (волхвуют), и всегда избегали заходить в те рощи, особенно в ночное время.
По рассказам одной пожилой старушки из Пиштенура – она сама рано утром видела, как через поле  к священной роще как будто шли несколько человек в белой праздничной одежде, а  потом будто пропали. А в молодости она на лошади собралась по делам, и проезжала недалеко от рощи. Около опушки её лодашь подскочила и быстро побежала в сторону местного кладбища, потом сделала круг, и снова вернулась к роще, как будто кто-то невидимый её гнал в этом направлении. Так повторилась несколько раз, и эта женщина была сильно перепугана.
Местные грибники также часто упоминают о том, что в лесу они ощущают чей-то пристальный взгляд, словно кто-то смотрит на них из-за деревьев, но вокруг не души.
В старину русские называли марийцев в этих краях «пиджаки» - они считали, что пиджаки заколдовали лес с помощью магии. Было много случаев, когда диконька (леший) водил человека по одному кругу долгое время. Также есть рассказы про то, что подростков в чащу заманивал высокий человек в черном при помощи пряников и иных сладостей, но дети в страхе убежали оттуда. В глубине рощи также есть деревья с деформированными и изогнутыми стволами и ветками. Как правило, тут не селятся птицы и животные.
Исследователи полагают, что это место наделено отрицательной энергетикой, есть ощущение какой-то опасности, тревоги – она проходит, как только человек отойдет от этой рощи.
Одна из священных рощ расположена около речки Лесная Шошма (приток реки Ярань – Пижма - Вятка) – прямо на границе Тужинского и Яранского районов КО.
  
   
Где находится, как добраться:
Деревня Пиштенур, Тужинский и Яранский район, Кировская область.
Координаты деревни:
57.489972, 47.842134
 Из г. Йошкар-Ола следует ехать по Яранскому тракту (Р-176) до Яранска – 
Потом продолжать движение по трассе Р-176.
От Яранска около 12-13 километров проехать на север, 
потом у деревни Ныр повернуть влево.
       
  
___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Марийские населенные пункты Кировской области.
Областной центр марийской культуры (д. Мари–Ошаево, Пижанский район)
Составитель Е. П. Афанасьева, директор ОЦМК;
Статья из Энциклопедии Кировской области – автор Н.И. Домрачев.
Автор фото Виктор Унжаков.

 

 

ВложениеРазмер
Деревня Пиштенур106.51 КБ
Деревня Пиштенур66.18 КБ
Деревня Пиштенур45.21 КБ
Деревня Пиштенур84.74 КБ
Деревня Пиштенур69.81 КБ
Деревня Пиштенур44.78 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru