Шой-Шудумарь, Долина семи родников

марийцы

Много интересных мест есть в Марий Эл, одно из таких мест расположено на склонах Вятского вала   в  Куженерском районе. Там расположена родниковая долина.
Про это место я слышал, но никогда до последнего времени не бывал. Находится оно всего в трех километрах от деревни Шой-Шудумарь. По пути встречается огромный холм — по местному преданию именно здесь легендарный Онар ступил в топкое место и вытряхнул землю из своего лаптя. 
 

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Шой-Шудумарь, Долина семи родников

Попадаешь в другой мир
Чуть дальше лес, который скрывает от глаз случайных людей эту природную достопримечательность. Немного вниз и перед глазами открывается удивительная, совсем не нашенская панорама со всех сторон спускающихся затяжных поросших лесом склонов. А в долине как в блюдце плещется лесное озеро. Появляется ощущение, будто это место кто-то чудесным образом принес сюда из других далеких краев и вставил, словно мозаику в наш равнинный ландшафт. 
Спускаемся по добротно обустроенной людьми лестнице, вниз-то ладно, а вот подниматься тяжело – круто и высоко. Природа шикарно одарила этот заповедный уголок: прямо здесь средь деревьев можно нарвать брусничного листа, а на лугах дикой мяты и заварить на костре замечательный чай. Под ногами носятся ящерицы (откуда их столько?), из земли на склонах выпирают огромные, древние, почерневшие от времени валуны. С шумом проносится вниз мощный родник - кипун, обустроенный местным жителем Сергеем Родионовым. 
 

Шой-Шудумарь, Долина семи родников

Долина семи родников
Ледяная струя летит по выдолбленному из цельного дерева желобу. В прежние годы люди зимой полоскали здесь белье - возили его на санках из деревни. А всего в этом месте, говорят, бьют семь ключей, которые пробиваются сквозь напичканные камнем склоны и собираются внизу в одну речушку, которая звонко бежит на юго-восток.

Некоторым родникам люди поклоняются, на одном из них, местные зовут его Рожко-Памаш, по преданию, в стародавние времена излечился от тяжелого недуга местный священнослужитель и с тех пор этот родник почитают святым. 
Что-то особенное есть в этом месте.

Но совсем терять голову от природных красот тоже не стоит — в одном месте в траве замечаю пригревшуюся на солнышке гадюку, а неподалеку отсюда, рассказывают местные мужики, квартирует медвежье семейство. Впрочем, мишки мирные, держатся от людей подальше.
 

Шой-Шудумарь, Долина семи родников

Человек подправил природу
Здесь чувствуется и человеческая рука, которая «подкорректировала» матушку-природу. Людьми устроены сходни с крутого склона, на берегу появилась симпатичная беседка, мангал, средь деревьев висит гамак. Да и лесное озеро тоже, оказывается, дело рук человека.

В прежние времена давно исчезнувший местный колхоз имени Чапаева запрудил здесь родниковый ручеек - так появился пруд, в который запустили карпов. Здесь же находилась колхозная пасека с омшаником. Пасеки давно уже нет и в помине, пруд какие-то прохиндеи спустили, чтобы выловить рыбу. 
 

Шой-Шудумарь, Долина семи родников

Мечта детства
Но прошло время и сюда пришли другие люди. Несколько лет назад на озере с ледяной водой началось строительство. Стройку затеяли супруги Светлана и Алексей Петуховы. Светлана местная, ребенком часто бывала в этих местах, именно здесь всегда проводились школьные туристические слеты. 
- Уже тогда у меня были какие-то детские планы обустроить это место, - вспоминает она. Впрочем, реализацию их пришлось отложить: нужно было окончить школу, институт, потом замужество, дети пошли, кочевая жизнь по гарнизонам вместе с мужем - офицером Российской армии. 
 
«Избушка на курьих ножках»
Когда Алексей демобилизовался, Петуховы вернулись в родные места, а Светлана взялась за реализацию своей мечты, которая вылилась в строительство бани - «поплавка» и благоустройство прибрежной территории. У меня были идеи, - рассказывает она, - а спонсором стал муж, он же вместе с дядей Николаем Николаевичем занимался стройкой. Технически поставить на воде «избушку на курьих ножках» не так-то просто, надо десять раз все просчитать, чтобы не ошибиться. Если подведет хотя бы одна опора, баня просто рухнет. Для опор использовали осиновые столбы – это дерево хорошо тем, что не гниет в воде. Проблем вообще хватало - выручила квалификация дяди – профессионального строителя. 
Ввиду малочисленности сил и средств, строительство растянулось на три года и все-таки не так давно Петуховы объект осилили, и плавучая баня стала, пожалуй, главной достопримечательностью этого заповедного места. Банька получилась на славу, все натуральное, так и дышит жаром-паром, просторный предбанник - чтобы чайку попить, с землей ее соединяет мостик с перилами. Электричества здесь нет, выручает генератор, воду черпают прямо из озера – она чистая родниковая. А попарившись от души можно туда и сигануть – глубины хватит. Плотину Петуховы восстановили, уровень воды теперь держится.
 
Агротуризм под вопросом
А что это вас именно на баню потянуло?
-Все мы и я тоже очень любим париться, особенно пихтовым и можжевеловым веником. Да и постройка, согласитесь, оригинальная, вторую такую в республике вряд ли найдете. А место это выбрали, потому что здесь очень здорово отдыхать, такая красота, релаксация. Вроде и пробыл недолго, а уже полон сил и энергии. 
Первоначально были у меня планы заняться сельским туризмом. Даже лошадью, было, обзавелась, но от стройки так устала, что махнула на это дело рукой, тем более что сейчас мы завязались со строительством своего дома. Так что баней пользуемся только мы сами и наши друзья. Хотя, кто знает, может быть к идее агротуризма я еще и вернусь. 
 
 

  

  

Холм Онара

В окрестностях деревни Шойшудумарь Марий Эл можно найти много природных достопримечательностей и одна из них холм Онара. Онары - легендарные древние великаны.                                                                                     

Находится он немного северо-западнее деревни – это высокая насыпь среди поля. Говорят, что в старые времена холм был значительно выше, но в годы активного землепользования при советской власти его распахали.

По преданию древний марийский богатырь Онар присел здесь, вытряхнул землю из своих лаптей, в результате посреди поля образовался холм. Если забраться на вершину, с нее открывается замечательная панорама на окрестности, видны и близлежащие деревни.

    Онар в марийских легендах

В марийских легендах Онар предстает перед нами в сказаниях в двух ипостасях. Как титан – созидатель облика земли марийской и как богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа.

 Онар-великан был юн, но так огромен, что головой едва не доставал до радуги небесной, которую иносказательно так и называют воротами Онара, самые высокие дубы были ему, как трава, по колено, самые обширные и глубокие топи – как лужицы.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.      

Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка, Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Биче, как по-марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок — с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

 

Есть и другой Онар.

Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть Онару этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы.

 

Деревня ШОЙ-ШУДУМАРЬ (ШУДЫМАРИЙ)
 
Деревня Шой-Шудумарь находится в 18 км юго-восточнее районного центра, поселка Куженер, при речке Шудумарка.

Первое упоминание о деревне относится к 1747 году. В 1775 году четыре семьи из Яранского уезда продвигались в поисках удобного места для жилья по речке Шойка. Кругом жили люди, места были заняты. Они нашли низкое, лесистое, болотистое, полное родников свободное место, где и построили дома. Через некоторое время со стороны соседних деревень Чашкаяла и Нуръяла переселились еще несколько семей — Ожыкий, Тойгелде, Янгелде.

Предполагается, основателями деревни Шой-Шудумарь являлись марийцы, проживавшие в Кировской области, Яранском уезде, на реке Шуда, их называли шудомарийцы. Отсюда и название деревни — Шой-Шудумарь. Первые поселенцы занимались вырубкой и корчеванием леса, охотой, бортничеством, затем земледелием и скотоводством.

В 1826 году деревня Шой-Шудумарь состояла из 20 домов, в которых проживало 9 вдов-солдаток, в 1860 году в деревне было уже 59 домов.

В 1874 году в деревне Шой-Шудумарь было 106 дворов, проживало 388 человек. За деревней было закреплено 1075,9 десятины удобной земли. В хозяйствах жителей содержалось 170 лошадей, 309 коров, 429 голов мелкого скота. Деревня входила в состав Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии.

В 1891 году в деревне насчитывалось 59 дворов. Нестер Андреев держал 7 лошадей, Трофим Семенов, Иван Васильев держали по 6 лошадей. Жители придерживались христианской православной и языческой веры. Деревня относилась к приходу Петропавловской церкви села Юледур.

В 1913 году в деревне было открыто одноклассное сельское земское училище. Оно находилось в крестьянской избе. Первой учительницей была А.П. Михеева. Закон Божий вел священник из села Юледур В.Ф. Фадеев. Эту школу затем перевели в соседнюю деревню Нуръял.

В 1929 году в деревне были образованы два колхоза — "Дубрава" ("Тумер") и имени Сталина. Первым председателем был избран Ф.С. Малинин, счетоводом выбрали М.И. Иванова. В колхозе держали 60 лошадей.

В 1932 — 1933 годах в деревне была открыта семилетняя школа. Со дня открытия в ней работали учителями А.Я. Исаев, Ф.Е. Ефремов, И.Н. Фадеев. Многие из их учеников стали инженерами, учеными, врачами и учителями. 29 лет проработал в начальных классах И.А. Савельев.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 90 человек, из них вернулись 41.

В 1950 году колхозы: "Тумер" деревни Шой-Шудумарь, имени Сталина деревни Орловка, "Двигатель революции" деревни Русский Нуръял, "Серп и молот" деревни Ирмарь, "Ужара" деревни Малый Нуръял, "Роза Люксембург" деревни Казаковка, "Сеятель" деревни Дубровка были объединены в колхоз имени Чапаева, с центральной усадьбой в деревне Шой-Шудумарь. В хозяйстве имелось 30 тракторов, 16 комбайнов, 15 машин. На фермах — 400 голов КРС, 10 лошадей, 300 свиней, 400 овец. Хорошо работали Л.С. Афанасьева, З.М. Тойбатрова, Н.И. Светлакова, Е. Семьянова. На полях выращивали урожай А.И. Нагаев, И.П. Варсегов, Г.А. Никитин, А.Д. Матвеев, А.П. Малинин, С.С. Антипин, В.М. Афанасьев, А.П. Иванов. С мая 2001 года колхоз имени Чапаева был преобразован в ОАО "Шойка".

В 1983 — 1984 гг. в деревне Шой-Шудумарь был построен новый микрорайон — улица Молодежная. В 1999 году была построена новая средняя школа, которая в 2005 году переведена в основную. В эти же годы улицы деревни заасфальтированы. С 2004 года при средней школе открыта детская дошкольная группа. В 2005 году был открыт новый фельдшерский пункт.

На 1 января 2005 года в деревне было 147 дворов, в которых проживало 517 человек, В деревне имеются 2 частных магазина, ветучасток, библиотека, сельский Дом культуры.

 

 МУЗЕЙ В ДЕРЕВНЕ

Житель Марий Эл превратил свою усадьбу в настоящий музей.

Каждый приезжающий в деревню Шой-Шудумарь, что Куженерском районе Марий Эл, теперь считает своим долгом сделать селфи возле дома Сергея Родионова, который стоит в середине улицы Николая Малинина. Здесь недавно поселилась целая компания лесных обитателей: спящий в берлоге Топтыгин, затаившаяся среди веток, караулящая добычу сова, вытянувшаяся во весь рост лиса Патрикеевна. Еще один мишка стоит, будто в карауле.

Весь этот зверинец почти в натуральную величину Сергей вырезал из дерева, выставил композицию на улицу, и она сразу же стала главной местной достопримечательностью.

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

Что удивительно, вырезанием, точнее сказать выпиливанием деревянных ростовых фигур Сергей Федорович занялся совсем недавно: года три назад. Увидел в Казани деревянного хозяина леса в натуральную величину, понравилось, и решил сам сделать что-то подобное. Но прежде чем приступить к работе надумал попрактиковаться.

- Я очень удивилась, когда увидела, что муж лепит из пластилина какие-то фигурки, - рассказывает супруга Сергея Валентина Валерьевна - по жизни педагог местной школы. Такой «игрушечный практикум» пошел на пользу, но все равно «проба пера» Сергея не удовлетворила, и первый его полутораметровый мишка был отправлен на дрова для кочегарки, хотя, конечно, было очень жалко.

ЗВЕРЬЕ МОЕ

На второго Топтыгина Сергей потратил чуть не пару недель, зато он избежал судьбы своего предшественника – стоит сейчас этот самый дебютный Михайло Иванович в саду, сторожит урожай.

Сергей Федорович и медвежья семейка
В итоге втянулся Родионов в «звериную эпопею», родственники стали намекать, что они совсем не против получить в подарок на день рождения деревянного лесного жителя. Так зверушки «пошли по рукам». Вслед за медведями, мастер начал вырезать других обитателей наших лесов: сов, орлов, был даже волк, но он теперь украшает усадьбу соседа.

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

В принципе, какой именно представитель фауны появится из рук мастера, по большому счету зависит не только от планов мастера, но и от материала. Если есть длинный и очень толстый кусок бревна, скорее всего, родится медведь - самый любимый сюжет Сергея, если обрубок невелик или часть его «съедена» гнилью, быть зверушке поменьше. Если в наличии всего лишь полено, то, наверное, как в истории с папой Карло, появится Буратино.

Специально заготовками леса Сергей не занимается: что-то интересное попадает вместе с дровами, что-то, узнав о его хобби, «подгоняют» односельчане и знакомые. Вот сейчас в одной усадьбе неподалеку спилили огромные ивы, пустили их на дрова, а толстые комли, которые и колуном не взять, отдали Сергею - твори.

СТАЛА УЛИЦА МАСТЕРСКОЙ

Впрочем, летом ему не до творчества, других забот полон рот, бывший водитель после смерти родного колхоза им. Чапаева, давно уже переквалифицировался в строителя. Берут с земляками объекты в Белокаменной и в Подмосковье. Но даже если он не уедет на заработки, дома тоже дел полно: сенокос, дрова, ремонт, сейчас вот пристраивает новую веранду.

Зато зимой, когда свободного времени гораздо больше, Родионов берется за любимую бензопилу «Штиль». Оказывается, это самый главный инструмент, с помощью которого оживает деревянное бревно. Сергей работает с разными породами деревьев: дуб, сосна, тополь, ива.   Предварительно не сушит, так как «сухарь» тяжело поддается обработке. Поскольку исходный материал у него очень крупногабаритный и тяжелый, в мастерской не поместишься, то работать приходится на улице или во дворе.

НЕПРЕДСКАЗУЕМОЕ БРЕВНО

Никаким особенным инструментом, как профессиональные резчики по дереву, Сергей Федорович не пользуется: все его оснащение бензопила и стамеска. Говорит, этого вполне достаточно, ведь, в конечном счете, творит не инструмент, а руки человека. Хотя планы прикупить кое-какую оснастку у него есть.

Самое же главное – «увидеть» в куске дерева будущую фигуру, для этого приходится учитывать все сучки и трещины. В дереве могут оказаться и другие сюрпризы, например гнилая полость, поэтому, если вдруг «выскочит» такая неожиданность, по ходу дела приходится вносить коррективы. Так было с мишкой в берлоге, Сергей хотел выпилить из пня кабана, но из-за трухлявого низа пришлось менять сюжет.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ГОЛОВЫ

Ну а так работа над скульптурой обычно начинается с головы. Что касается сроков, то если на первые фигуры уходили недели, то сейчас он может выдать зверя за два-три дня, если все пойдет гладко. Но лучше не торопиться, дать вещи «отстояться», свежим взглядом несколько раз критически оценить ее – так легче поймать косяки, недочеты.

Работа интереснейшая, говорит мастер и, когда всё получается, приносит большое удовлетворение. Финишная задача - вырезать на скульптуре ушки, глазки, носик, тут, будь ты хоть каким виртуозом бензопилы, без стамески не обойтись. Ну и самый последний этап – покраска - желательно, чтобы цвет зверя был близок к естественному. По словам Сергея, подбором красок он не заморачивается и использует обычные строительные.

Ну а жилплощадью для «зверинца» Родионовых стала их замечательная усадьба, ощущение такое, что здесь поработал профессиональный ландшафтный дизайнер. Двор разительно отличается от многих деревенских собратьев, где носятся куры, гуси, а то и поросенок, и ходить нужно с большой осторожностью, чтобы не вляпаться в оставленные ими «мины».

А у Родионовых ровно постриженная лужайка, продуманные, отделанные природным камнем цветочные композиции, беседка из природных материалов, украшенная всевозможными предметами старинного крестьянского быта: тележные колеса, конские дуги, старые лампы, плетеные корзины, чугунок и даже … мельничный жернов. Настоящий музей под открытым небом. Скотина тоже есть, но она обитает в отведенных им загонах.

Симпатичная беседка сделана из дерева
Кстати, есть в саду и декоративная мельница, ветер крутит ее легкие лопасти.   Мельницу Сергей мастерил по фотографии из интернета, но, как говорит хозяйка, она получилась очень похожей на их деревенскую, которая стояла когда-то в Шой-Шудумари. 

Мельница
И вот в эту красоту очень гармонично вписались братья наши меньшие: целое семейство медведей, свое место на спиленном стволе антоновки занял грозный орел, крадется по ветке белка, сторожит дом бдительная сова.

  

Палеонтологический каньон с ископаемыми костями

 Большой интерес вызывает огромный овраг, который находится между двумя теперь уже несуществующими деревнями Русский и Мари Нуръял. Разрастаясь, он превращается в настоящее ущелье.

Знаменит многочисленными палеонтологическими находками, которые были сделаны здесь ныне покойным учителем истории Шойшудумарской школы Валерием Михеевым и его учениками.

Каждый год весной Валерий Павлович обследовал каньон, потому как половодье размывает стенки и он открывает свои тайны. Во время походов Михееву вместе с учениками удалось найти куски бивней, кости и шесть штук зубов мамонта - каждый весом от трех килограммов и больше.

Часть находок хранится в школьном музее, часть подарили другим музеям.

Так что, судя по всему, десятки тысяч лет назад здесь было стойбище древних гигантов, а может быть, судя по количеству зубов, их стоматологическая лечебница. Шучу, конечно.

Местные жители продолжают обследование оврага, и, говорят, не безрезультатно.

 

 ________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
Марийская правда – статья Дмитрия Шахтарина
http://www.marpravda.ru/
http://www.12rus.ru/List/25/977/
группа деревни Вконтакте
сайт Википедия

ВложениеРазмер
Шой-Шудумарь, Долина семи родников26.41 КБ
Шой-Шудумарь, Долина семи родников76.5 КБ
Шой-Шудумарь, Долина семи родников54.26 КБ
Шой-Шудумарь, Долина семи родников106.38 КБ
Шой-Шудумарь, Долина семи родников68.06 КБ
Шой-Шудумарь, Долина семи родников110.13 КБ
Шой-Шудумарь, Долина семи родников148.59 КБ
Vot-on-shudumarskiy-kholm-Onara.jpg70.94 КБ
Zuby-mamontov-naydeny-v-tom-samom-ovrage.-o-kotorom-shla-rech.jpg158.34 КБ

Комментарии

холм Онара

Статья доработана и в статью добавлены материалы про холм Онара около д. Шой-Шудумарь, 

также добавлен материал про музей в деревне, и про родниковую долину.

Вся информация из статьи Дмитрия Шахтарина "Марийская правда".

Продолжается сбор материала про Вятский вал.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.