Марийская деревня Быргында

 Деревня Быргында – Каракулинский район Удмуртии.
Постоянное население деревни 629 чел. (2008), 618 (перепись 2010г), 601 (2012), марийцы (93% в 2002).

Центр сельского поселения Каракулинского района.
Координаты:   
55°54'11"N   53°25'2"E   

   

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!

СВЯЩЕННАЯ РОЩА - СЕЛО МИШКИНО - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УДМУРТИИ - ТУТ!

     КЛАДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!

 Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!

  СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ УДМУРТИИ - ТУТ!

   

У каждого населенного пункта Удмуртии есть свой неповторимый почерк. Главное –  внимательнее вглядываться в его очертания – и обязательно можно уловить то, что в других местах не отыщешь.
 В  Быргынде Каракулинского района нас ждала незабываемая встреча с… трактором. Такого персонажа мы еще не видывали прежде: в кабине рядом с лобовым стеклом примостились вырезанные из пластмассы цветы в горшочках, по контуру крыши –  «дождик» из фольги, на окнах голубые занавески. Но главное – вывеска на капоте спереди «Я – мариец!»
 Марийская деревня Быргында
Не трактор, а дом на колесах… 
Кстати, по поводу дома. В Быргынде жилище строят основательно, на века. «Это в других деревнях могут шикарную машину в гараж поставить, а дом подпорками укрепить, только не в Быргынде», – говорит генеральный директор ООО «Бел-Кам-Агро» Петр Леонидович Коростин.
 
Быргында – поселение древнее. Возможно, раньше оно и называлось иначе, и совсем другие люди здесь жили.
Говорят, поначалу населяли эти места удмурты – в веках этак VI–XII. В 1998 году один из учеников местной школы во время уборки картофеля в своем огороде нашел настоящий клад – железный наконечник стрелы и бронзовую коньковую подвеску с птичьими лапками. 
Такие подвески носили финно-угорские женщины, в основном удмуртки. Они служили оберегом, талисманом, отгоняющим от человека злых духов, дарующим ему свет, здоровье и другие блага. Вероятно, под давлением татаро-монгол они покинули эти края, ушли на север.
Позднее облюбовали прикамские просторы луговые марийцы. Сюда они пришли в поисках нового дома после взятия Казани Иваном Грозным и присоединения Марийского края к Русскому государству. Свободные земли нынешнего Каракулинского района понравились трем братьям – Ныру, Пыру и Саку, здесь они основали деревни Ныргында, Быргында и Усть-Сакла и продолжили свой род. Все три деревни существуют по сей день.
 Марийская деревня Быргында
Есть и другая легенда о создании Быргынды, относится она к временам Отечественной войны 1812 года. Когда во всех уголках России шли принудительные сборы рекрутов для участия в боях с наполеоновской армией, царские чиновники силой забирали людей из деревень и партиями отправляли на фронт. Те, кто не желал повиноваться царской воле, бежали в леса. Среди них были потомки луговых мари Пргынде, Кенчыбай, Камбар, Поняй. Они поселились в здешних местах, а деревню свою назвали по имени Пргынде, который имел наибольший авторитет среди товарищей и был инициатором побега.
Это лишь одна из версий происхождения названия Быргынды. По мнению старожилов, деревня получила свое название от словосочетания «вур кинде» – «кровавый хлеб». Якобы на плодородном поле за рекой Быргындинкой произошло кровавое побоище между быргындинцами и соседями-чегандинцами. Еще одна легенда говорит о том, что кровавый хлеб традиционен для марийцев – при выпечке домашнего хлеба они используют кровь.
 
По другим данным, название Быргында с тюркского языка переводится как «одинокая гора» или «лесная гора». Гора, покрытая лесом, здесь действительно есть.
Все, что касается возникновения поселения и его названия, лишь догадки и предположения. И все же решено, что основана деревня в 1716 году, и в прошлом году она отметила 300-летие.

Марийская деревня Быргында
С хлебом-солью
Сейчас в Быргынде проживают 760 человек, в школе учатся 84 ребенка. В 2013 году здесь открыт современный детский сад на 40 мест. Есть в деревне сельская администрация, ФАП, библиотека. Центром культурной жизни стал местный клуб.

Марийская деревня Быргында
Здесь разработали свой туристический проект «Два дня в гостях у марийцев» и радушно принимают делегации гостей из разных уголков Удмуртии и России. Здесь уже побывали туристы из Татарстана, Башкортостана, Нижнего Новгорода, Москвы, Екатеринбурга. Туристов, что решили посетить прикамскую деревеньку, поприветствуют веселыми гостевыми песнями, обучат национальным играм и танцу «восьмерочка», проведут экскурсию по дому культуры и по деревне, познакомят с национальными костюмами, попотчуют особыми марийскими блюдами – это лепешки-шушуны, котлеты из крови, блины и пироги с калиной, и даже раскроют секреты самогоноварения.
 
Как правило, гостей приводят в один из домов Быргынды, где их ждет щедро накрытый стол. В роли хозяйки выступает уважаемая пожилая жительница деревни, из уст которой можно услышать рассказы о традициях марийцев, например, о свадебном обряде и обряде сватовства. Особенность последнего в том, что девушка, к которой пришел свататься молодой человек, сразу же должна уйти в его дом.
Национальные песни, что хорошо помнят и с удовольствием напевают старики на вечерках, подхватывает молодежь. При клубе уже больше 20 лет существует образцовый фольклорный ансамбль  «Рвезылык» (молодость). Юные артисты поют марийские песни, показывают в игровой форме национальные обряды – демонстрируют свое творчество гостям деревни, а также ездят с концертами по району и республике.
 

Марийская деревня Быргында
Любимые праздники
Быргындинцы любят праздники, при этом некоторые из них отмечают по-марийски. В свое время здесь была языческая территория, но, как говорят сами жители, Иван Грозный всех крестил, именно при нем в этих местах была построена первая церковь. Сегодня местные посещают храм Христа Спасителя в селе Новопоселенном, которое образовалось из двух деревень – Ижболдино и Коростино. Но и языческих обрядов не забывают, правда, исполняют их скорее играючи, чем всерьез.
Например, Рождество по-марийски называется Шоры кион, а переводится как «овечья нога» (баран, овца – священное животное этого народа). Если православные празднуют его 7 января, то у язычников оно не привязано к конкретной дате и выпадает на первый четверг января, в этом году пришлось на 1 января. Отмечается оно три дня с песнями и колядками.
Традиционный любимый праздник в Быргынде – День села – празднуется 12 июля, в Петров день. Жители деревни и их гости, приезжающие из соседних деревень, из Башкирии, Татарстана, Марий Эл, собираются на берегу Камы, общаются, поют национальные песни, играют, танцуют. И в теплый июльский вечер плывут вдоль речного берега марийские напевы, раздаются радостные голоса и веселый смех собравшихся…
 


Трудолюбивые марийцы
Жители Быргынды и работать умеют на славу. Основное предприятие здесь – ООО «Бел-Кам-Агро», а ранее здесь был колхоз «Россия», а еще раньше – большой колхоз «Кама».
Старожилы помнят, что первое название здешнего сельхозпредприятия звучало на марийском языке – «Вьян Мари», в переводе «сильные марийцы». Сохранился альбом эстафеты полезных дел от 1957 года, где говорится, что в деревне насчитывалось «всего 26 комсомольцев, из них двое работают в школе, двое – на тракторе, одна доярка, одна акушерка, остальные являются колхозниками, в том числе со стажем не более одного года».
 
Позднее хозяйство было переименовано в «Урал Мари» (уральские марийцы), а еще позднее – в «Чулпан». В альбоме записано: «Колхоз «Чулпан» собрал высокий урожай смородины. При плане 48 ц собрал 72 ц, план перевыполнен на 24 ц». Действительно, когда-то здесь были большие сады, где выращивались яблоки, смородина, другие фрукты и ягоды. Сегодня на месте садов жилые дома.
Три сотни лет стоит на камском берегу Быргында. Сколько воды утекло за это время, сколько поколений родилось, сколько песен спето… Неизменным остается одно: те, кто вырос в этих местах, навсегда сердцем привязаны к ним. Те же, кто побывал здесь в гостях, навсегда запомнят Быргынду радушной и творческой, ее жителей – добрыми и открытыми.
   
ПРАЗДНИК СЕМЫК
Деревня Быргында Каракулинского района Удмуртии в 2020 году примет 25-й республиканский марийский праздник «Семык». Об этом сообщает пресс-служба главы и правительства региона.
В этом году праздник, который знаменует начало лета, отметили в деревне Соколовка Сарапульского района. Народные гуляния проходили два дня. На мероприятие приехали делегации из районов республики, Татарстана, Башкортостана, Марий Эл и Кировской области. Также почетными гостями стали жрецы из Удмуртии и Татарстана.
Программа праздника открылась 7 июня. В местном доме культуры показали марийский фильм и концертную программу фольклорного ансамбля «Таныптӱр сем» из Краснокамского района Республики Башкортостан.
Основная часть праздника прошла 8 июня на поляне, где раньше находилась марийская деревня Чёрный Ельник. Перед началом концертной программы зрителям представили театрализованную постановку, посвящённую становлению бытовых и семейных ценностей марийцев. Весь день здесь работали тематические площадки. Также состоялись конкурсы частушечников, гармонистов и барабанщиков.
Впервые на празднике «Семык» организовали этно-дефиле в традиционных марийских костюмах разных районов Удмуртии.  
 
 
КРАЙ МАРИЙСКИЙ
9 апреля в деревнях Ныргында и Быргында Каракулинского района Удмуртии пройдет республиканский фестиваль марийской культуры, посвященный 115-летию со дня рождения Ильи Михайловича Токмурзина–Ломберского.
Участниками фестиваля станут самодеятельные марийские коллективы из 12 районов Удмуртии, исполнители и творческие группы из Сарапула, Ижевска и Воткинска.
В рамках фестиваля пройдёт рабочая встреча активистов общественного движения марийцев Удмуртии. Члены Удмуртской республиканской общественной организации марийского народа "Одо Мари Уше", Удмуртской республиканской молодёжной общественной организации "Союз марийской молодёжи "Ужара" (Заря), Общественной организации "Союз марийских женщин "Ава шум" обсудят вопросы популяризации, сохранения и развития традиций и обычаев марийской культуры в Удмуртской Республике.
Для всех желающих будет организовано посещение центра марийской культуры д. Ныргында.
Организаторы фестиваля: Удмуртская республиканская общественная организация марийского народа "Одо Мари Ушем" при поддержке Министерства национальной политики УР и администрации МО "Каракулинский район".
Деревня Ныргында является одним из первых поселений луговых марийцев на территории современной Удмуртии. Сюда они пришли в поисках нового дома после взятия Казани Иваном Грозным и присоединения Марийского края к Русскому государству. Свободные земли нынешнего Каракулинского района понравились трём братьям – Ныру, Пыру и Саку, здесь они основали деревни Ныргында, Быргында и Усть-Сакла и продолжили свой род.
Долгое время деревня Ныргында оставалась никому не известной глубинкой, сегодня она славится как рыболовный край и родина И.М. Токмурзина–Ломберского, члена Союза писателей СССР. Родился Илья Михайлович 20 июня 1896 года, в 1915 году, сдав экстерном экзамены в Казанскую учительскую семинарию, получил диплом учителя. На протяжении 36 лет Илья Михайлович трудился в системе народного просвещения Татарстана, Башкортостана, Марий Эл и Удмуртии. За долгую и безупречную работу он был награждён орденом Ленина и медалью "За трудовое отличие", а также почётным знаком "Отличник народного просвещения".
        
 
НАЗВАНИЕ ДЕРЕВНИ
Сами жители села точных сведений не имеют, но есть предположение, что оно связано со словом «чеган», что в переводе с тюркского означает «клен или кленовая роща». По крайней мере, так утверждал старожил Чеганды Максим Захарович Перескоков, прочитавший об этом когда-то в книге. Я полагаю, что почерпнул он эти сведения в журнале «Вятские епархиальные ведомости», где в двух его номерах за 1889 и 1890 годы вышла большая статья «Село Чеганда Сарапульского уезда», написанная священником Владимиром Феофилактовым, утверждавшим, что название села восходит к татарскому слову «чеган».
На первый взгляд, эта версия вполне объясняет этимологию, если бы не одно «но». По соседству с селом с давних времен расположились еще два марийских населенных пункта с не менее загадочными названиями Быргында и Ныргында. Попытка понять происхождение названий указанного трио предпринималась многими людьми: простыми обывателями и учителями, местными краеведами и мужами наук. Результат исследовательской деятельности оказался довольно-таки пестрым. Так, в происхождении названия Ныргында я насчитал три версии, в названии Быргында — четыре.
 


Как мы видим, в данном вопросе прослеживается ярко выраженная индивидуальность и обособленность. Хотя некоторые ученые считают, что форманты «ганда» и «гында» имеют общие исторические корни. Изучением подобного рода формантов занимался в 60-70-х годах ХХ века известный топонимист М.Э. Мурзаев. Далее на этом поприще работал крупный исследователь удмуртской ономастики, лингвист, доктор филологических наук М.Г. Атаманов. По их мнению, топонимы Чеганда, Быргында, Ныргында входят в ту группу названий, этимология которых не находит удовлетворительного объяснения на материалах местных языков. Они считали, что топоформант «ганда» и «гында» восходят к индоиранскому источнику (например, персидское слово «канда», афганское «канд» — «ров», древне-индийское слово «кантха» означает «стена, город»). Это прослеживается в названиях таких среднеазиатских городов, как Ташкент, Чимкент, Коканд, Самарканд. Другими словами, Чеганда, Быргында и Ныргында означают укрепленное поселение, или городище.
Появление этих топонимов в Каракулинском Прикамье М.Г. Атаманов объясняет следующим: в районе названных трех населенных пунктов выявлено около 30 археологических памятников. Это стоянки, селища, городища, могильники, клады. Хронологические рамки охватывают бронзовый век, ананьинскую, пьяноборскую (чегандинскую), мазунинскую культуры. Жителями этих мест были предки удмуртов, население же Прикамья поддерживало самые тесные связи с иранскими племенами. М.Г. Атаманов допускает, что в результате контактов индоиранское слово попало в язык или в один из диалектов пермян, сохранившись в топонимии в качестве форманта.
Многообразие точек зрения и выбор наиболее достоверной из них приводит в некоторое замешательство, однако стоит помнить одно обстоятельство, что все три названия объединяют не только их созвучие и соседство, но и единое прошлое, общие корни, одна история. И, возможно, тайна еще не раскрыта, но этот факт должен лечь в концепцию дальнейшего изучения вопроса об этимологии названий Чеганда, Быргында, Ныргында.

    
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Списки населенных мест Российской империи. Том X. Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859—1873 годов.
 Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии / Составители: О. М. Безносова, С. Т. Дерендяева, А. А. Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995. — С. 109. — 744 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7659-0425-4.
 Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии / Составители: О. М. Безносова, С. Т. Дерендяева, А. А. Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995. — С. 127. — 744 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7659-0425-4.
 Сектор архивной работы Администрации МО «Каракулинский район». Фонд Р-131. Архивная коллекция видеодокументов (недоступная ссылка). ЦГА УР. 
Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии / сост. Б. Гаврилов. Казань, 1880. С.152.
 Эскизы преданий и быта инородцев. Эскиз I-й. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 26; Эскиз II–й. Идоложертвенный ритуал древних вотяков в рассказах стариков и в современных обрядах / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 6-8.
 Егоров, Е. К. Дневник этнографической экспедиции института в Пермскую и Кировскую области // Научно-отраслевой архив УИИЯЛ УрО РАН. Ф. РФ. Оп. 2-Н. Д. № 437. С. 47.
 Атаманов, М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск, 1997. С. 175.

 

ВложениеРазмер
Марийская деревня Быргында166.26 КБ
Марийская деревня Быргында283.12 КБ
Марийская деревня Быргында168.56 КБ
Марийская деревня Быргында327.71 КБ
Марийская деревня Быргында270.45 КБ
Марийская деревня Быргында191.46 КБ
5677768900 (7).jpg329.11 КБ
5677768900 (8).jpg284.79 КБ
5677768900 (9).jpg309.45 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

День марийского национального героя

22 ноября в Доме дружбы народов планируется проведение отложенного финно-угорского фестиваля с темой "День марийского национального героя". Приглашены марийские коллективы со всех деревень и городов Удмуртии. Ожидается участие удмуртских, мордовских, бесермянских коллективов.

Активисты готовят литературно-музыкальные композиции про своих современных героев. Снова посылаю положение. Сложности есть в связи с короновирусом, но пока дано добро на проведение фестиваля с соблюдением правил, рекомендаций при проведении мероприятия.

В этот же день состоится очередная конференция РОО "Одо Мари Ушем". Обсудим и примем план мероприятий на 2021 год. Сопредседатель Удмуртской республиканской общественной организации марийского народа, проживающего в Удмуртской Республике - «Одо Мари Ушем» Николай Ямаков.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru