Памятники археологии Буинского района РТ

 Памятники археологии Буинского района РТ.
В Буинском районе Республики Татарстан археологические памятники есть в населенных пунктах Большая Карланга, Большое Фролово, Степановка, Черки-Бибкеево, Кайбицы, Нурлаты, Рунга, Старо-Суденецкие выселки, Козловка. 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО БУИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

 
1 Характеристика района
2 Больше-Карлангинское городище
3 Больше-Фроловское городище
4 Степановское городище I
5 Степановское городище II (Шишка)
6 Черки-Бибкеевское городище I
7 Черки-Бибкеевское городище II
8 Кайбицкие курганы
9 Нурлатские курганы
10 Ругвинские курганы
11 Старо-Студенецкие курганы
12 Козловский могильник I, неолит

 
Район входит в южную часть Предволжья и ограничивается на севере Анастовским, на востоке – Тетюшским, на юго-западе – Дрожжановским районами Татарстана. На юге он граничит с Ульяновской областью, а на северо-западе – с Чувашской АССР. Восточную часть района занимает долина реки Свияга, к которой стекаются ряд притоков – Була, Бирля. Входит в зону № 48 – Средне-Свижский возвышенно-равнинный остепненный район и представляет собой остепненную равнину. Характеризуется черноземными почвами.
Благоприятные условия, особенно открытый характер территории обусловили то, чот здесь довольно рано – еще в эпохе бронзы – появляется земледельческо-скотоводческое население срубной культуры, от которого сохранились курганы и остатки поселений. По высокому правому берегу реки Свияга известна большая серия городищ и селищ именьковской культуры I тысячелетия нашей эры. Несколько удивительна редкость поселений, особенно укрепленных, булгарской, как домонгольской, так и золотоордынской поры, также как и памятников Казанского ханства.
 
Больше-Карлангинское городище
Большая Карланга, село, правый берег реки Свияги. Расположено в двух километрах от села на сильно вытянутом мысу коренного берега (мужду ручьем и правым берегом реки). Подпрямоугольная площадка городища (длина 60, ширина около вала 50 метров) с напольной стороны ограждена кокошниковидным валом (длина 65, ширина в основании 14 метров, высота 2,5 метров) и рвом (ширина 10 – 15, глубина 2 метра). Памятник обнаружен АЭ КФАН в 1949 году. Культурный слой имеет мощность 60 сантимеров. Материал – керамика именьковского типа, куски железных шлаков, криц и кости домашних животных.
 
Больше-Фроловское городище
Большое Фролово, село, правый берег реки Чирка, правого притока реки Свияги. Расположено в трех километрах к северо-западу от села на мысу правого коренного берега речки Чирка. Подтреугольная, вытянутая с востока на запад площадка городища (длина ее 58 метров, ширина у вала 33 метра) с напольной стороны укреплена двумя дуговидными валами (высота первого вала со стороны площадки 2,5 метров, шириина в основании – 7 метров) и двумя дуговидными рвами (ширина первого со стороны остряка мыса рва 3 метра, глубина 1 метр, ширина второго 7 метров, глубина 1,5 метров). Между первым рвом и вторым валом имеется небольшая площадка шириной 10 – 12 метров и длиной около 40 метров. Данный памятник известен со второй половины ХIХ века. В 1949 году обследован АЭ КФАН. Выявлен культурный слой мощностью около 30 сантиметров, собран вещевой материал именьковского облика.
 
Степановское городище I
Степановка, село, правый берег Свияги. Расположен в 1 километре к северо-северо-западу от села на мысу коренного берега реки. С юго-востока городище ограничено оврагом, сильно разрушающим памятник, с юго-запада – обрывом к Свияге. Подпрямоугольная площадка городища с напольной стороны отделена кокошниковидным валом (ширина в основном от 10 до 20 метров, высота 2 метра) и дуговидным рвом (ширина 15 – 28 метров, грубина 1,5 – 2 метра). Памятник известен с конца ХIХ века, в 1949 году обследован АЭ КФАН. На валу городища прослежены остатки деревянной бревенчатой стены и выявлен культурный слой поселения мощностью 50 – 60 сантимеров. Вещевой материал представлен фрагментами именьковской керамики, кусками шлаков, костями домашних животных.
 
Степановское городище II (Шишка)
Степановка, село. В 2,5 километрах к юго-востоку от села АЭ КФАН в 1949 году зафиксированы остатки шишкообразного вала городища.
 
Черки-Бибкеевское городище I
Черки-Бибкеево, село, правый берег Свияги. Расположено в трех километрах к северо-востоку от села на мысу коренного берега реки. Трапециевидная, длиной 60 метров и шириной 25 – 30 метров площадка городища с напольной стороны ограждена шишковидным валом (высота вала 7,1 метр, ширина в основании 22 на 35 метров) и дуговидным рвом (ширина 29 метров, глубина 7 метров). Городище известно с 1928 года. В 1949 году обследовано АЭ КФАН. Вещевой материал представлен керамикой именьковского облика.
 
Черки-Бибкеевское городище II
Черки-Бибкеево, село. Располождено в 2,6 километрах к северо-востоку от села и в 800 – 1000 метрах к югу от Черки-Бибкеевского I городища на мысу коренной террасы правого берега реки. Трапециевидная по форме площадка городища (длина ее 100 метров, ширина 70 – 90 метров) с напольной стороны ограждена кокошниковидным валом (длина вала 90 меров, ширина в основании 15 – 20 метров, высота 7 метров) и дуговидным рвом (ширина рва 15 метров, глубина 7 метров). Городище открыто в 1928 году краеведом Л.Тамбовцевым. В 1949 году обследовано АЭ КФАН. Культурный слой беден. Находки представлены керамикой именьковского типа.
 
Кайбицкие курганы
Кайбицы, село, левый берег Свияги.
 
Нурлатские курганы
Нурлаты, село, левый берег свияги. У деревни известны курганы, возможно, бронзового века.
 
Ругвинские курганы
Рунга, село, правый берег реки Карла, левого притока Свияги. В 800 – 900 мера к северу от села по полевой дороге из села в деревню Чураково имеются три расплывшихся и распаханных кургана продолговатой формы (50 на 60 метров), высотой до одного метра. Возможно, бронзового века.
 
Старо-Студенецкие курганы
Старо-Стеденецкие выселки, деревня Старотничалинского сельского совета, левый берег реки Укльча, левого притока Свияги. В 800 метрах к югу от деревни у старой мельницы имеется до десятка оплывших и распаханных низких курганов диаметром 30 – 40 метров и высотой 15 – 30 сантиметров. Возможно, на них указывал В.И.Поливанов.
 
Козловский могильник I, неолит
Козловка, село Киятського сельского совета, правый берег реки Свияги. В 250 метрах к востоку от села на дюнном всхолмлении поймы реки Свияга, известном у местного населения под названием «Курган», раскопками АЭ КФАН в 1957 году вскрыто два погребения, расположенные рядом друг с другом. Погребение № 1 – в могильной яме подчетырехугольной формы (220 на 120 сантиметров) лежал на левом боку с согнутыми ногами костяк подростка, ориентированный головой на восток-юго-восток. В засыпи найдены коричневые отщепы и фрагменты неолитической керамики. С погребением обнаружены: обломок каменного клиновидного топорика, ожерелье из тонкостенных трубчатых костей, глиняный небольшой сосуд с резным орнаментом. Погребение № 2 – в могильной яме (210 на 110 сантиметров) на глубине 85 – 90 сантиметров выявлены разбросанные кости человека, потревоженные грызунами. Возможно, костяк был ориентирован головой на восток. Кроме костей человека, в яме обнаружены: кости бобра, кремневая пластина, медные пронизки, подвеска из медвежьего клыка, глиняный сосуд, медное шило. Оба погребеия датируются началом II тысячелетия до нашей эры и относятся к балановской культуер.
В этой же дюне обнаружены остатки неолитического поселения волго-камской культуры, разбросанные фрагменты керамики срубной культуры и вскрыто три мусульманских захоронения.
        
 
История Буинска и Буинского района
Буинские земли входили в состав Казанского ханства, а после завоеваний Иваном Грозным были присоединены к России.
Здесь появились русские селения, поместья служилых людей. В ХVI веке здесь была сооружена одна из пограничных «засечных черт» для защиты от ногайцев – земляной вал со рвами и насыпями, названными в последствии «Карлинским валом». Он начинался в трех верстах от города за рекой Карлой и простирался вверх по реке на 20 верст. Существует версия о том, что вал существовал еще в ханские времена. В настоящее время вал местами исчез, и только отдельные звенья его сохранились.
Дата основания города абсолютно точна — 15 сентября 1780 году, Екатериной II был издан указ об учреждении города Буинска и Буинского уезда в составе Симбирского наместничества, позднее преобразованного в губернюю.
Это было сделано в рамках проводимой административной реформы. Число городов увеличивалось с целью развития торговли, ремесел, промышленной деятельности.

Буинский уезд располагался в северной части Симбирской. В северо – западной стороне уезда простирались леса, юго – восточная часть была степной, богатой черноземом.
Через Буинск проходил почтовый тракт, соединяющий две губернские столицы – Симбирск (до него 75 верст) и Казань (119). От Москвы более 700 верст. В городе была почтовая станция. Тракт обычно не был оживленным. Сохранилось воспоминания писателя И.А. Гончарова о его проезде через Буинск в Симбирск летом 1834 году (воспоминания «На Родине» опубликованы в первых номерах «Вестника Европы» в 1888 году).
В декабре 1780 году «назначенному» городу был дан герб: «серебряная овца в зеленом поле», что должно было означать «изобилие сего рода скота» в данной местности. Герб уездного города состоял из двух частей: в нижней части щита помещалось изображение своего герба, на верхней – герба губернского. Герб Симбирского наместничества образца 1780 года – «в синем поле на серебряном столбе – золотая корона». В 1878 году были добавлены две голубые орденские Андреевские ленты в украшении короны. Андреевские ленты в гербах обычно обозначали пребывание в них императоров или императриц.
 
Для нового города был разработан и утвержден в 1804 году план регулярной застройки. По нему живописная планировка села заменялась характерной для середины ХV111 – Х1Х века четкой геометрической правильностью с красными линиями улиц, прямыми углами и разбивкой на кварталы.

План снабжения подробной экспликацией, в которой есть некоторые сведения о населении города.
Судя по плану в начале ХIХ века в городе было два каменных сооружения – Троицкая церковь и здание присутственных мест. Оба здания сохранились. Церковь в советскую эпоху пережила трудные времена – была закрыта, разграблена, использовалась как фабричное помещение, но в настоящее время восстановлена, освящена, хотя продолжается восстановление первоначального облика здания с колокольней.
В здание присутственных мест ныне располагается Буинский краеведческий музей.
Присутствия в Буинске были открыты в 1781 году, установленным для уездного города штатами в следующем составе: Управа благочиния (городническое правление), Уездный суд, Нижний земский суд, Дворянская опека, Нижняя расправа, Уездное казначейство, Городовой магистрат, почтовая экспедиция.

 
Через два года по определению Симбирского наместничества правления городовой магистрат был упразднен по причине неимения будто бы в городе купцов и мещан. В последствии жители Буинска ходатайствовали о возвращении им городского самоуправления, число купцов и мещан умножилось.
В 1800 году в Буинске была открыта ратуша и снята опека Симбирского магистрата, магистрат в Буинске был вновь утвержден в 1830 году.
Со временем Буинск стал типичным уездным провинциальным городом с городничими и канцеляристами, питейными домами, еженедельными базарами с торговыми лавками и мелкими промышленными заведениями – кожевенными, кирпичными, суконными и пр. Застройка города в основном была деревянной, одноэтажной. Однако в конце ХIХ – начале ХХ вв. на главных улицах появилось довольно много представительных зданий из красного кирпича – в том числе здания земской управы, уездной аптеки, низшей ремесленной школы, дом купца Бурундуковского и т.д.
Буинск не был богатым городом — что было характерно для большинства подобных городов, затерянных в глуши и от главных дорог, судоходных рек. До оживления городской деятельности и пополнения доходов в 1830 году в Буинске по распоряжению правительства была открыта осенняя, ежегодная Покровская ярмарка, проходившая в конце сентября и начале октября. На ярмарку приезжали купцы из Казани, Симбирска, Алатыря, Тетюш, Цивильска, Чебоксар с ситцами, шерстяными материями, разного рода сукнами русских фабрик и галантерейным товаром. Окрестные крестьяне привозили хлеб, хмель, овчину, кожу, деготь, железные изделия, глиняную и стеклянную посуду, щепные изделия, рабочих лошадей и рогатый скот. Кроме Покровской ярмарки в уезде ярмарки проходили в селе Киять (при помещичьем имении), которая служила местом сбыта местной и даже заволжской шерсти.

В Буинске в начале его биографии проживало чуть более тысячи человек и около шести тысяч к 1917 году. Среди городских обывателей чиновников, купцов, лиц духовного звания, цеховых, мещан и др., но в значительной степени преобладали мещане, которые составляли около двух третей. Большая часть горожан была православного вероисповедания, лишь треть составили мусульмане.
В начале ХХ века в городе было две каменных церкви и часовня, две деревянные мечети, женская прогимназия, 4 – х классное городское училище, мужское начальное училище, прогимназия открыла свои двери в 1911 году, низшая ремесленная школа, основанная в 1889 году, два медресе. В медресе в разные годы учился поэт З.Башири, а историк и общественный деятель — Х.Атласи преподавал в медресе в первом Буинском приходе в 1898 году.
Высший слой Буинского общества представляли дворянские семьи, усадьбы которых находились в уезде ( Ивашевы – Головинские, Теренины)
 
Дворяне Ивашевы владели здесь землями с ХVIII века. Один из представителей этого рода в 1682 году основал сельцо Ивашевка на реке Свияга.
От старинной Ивашевки сохранилось только небольшой ряд домов и остатки усадебного парка – могучие умирающие деревья с обломанными вершинами.
К числу известных дворянских семей в Буинском уезде относилась фамилия Терениных. Их главная усадьба находилась в селеКиять на высоком берегу реки Свияги. В конце ХVIII века эта усадьба принадлежала Порфирию Львовичу Молоствову, известному казанскому помещику. К тому времени относится сохранившаяся каменная Богоявленская церковь, при Терениных в Кияти было благоустроенное, очевидно, прибыльное имение, при нем был конный завод, со второй половины ХIХ века – винокуренный (здание сохранилось).
Конные заводы были распространены в Симбирской губернии еще с ХVIII века.
В 1852 году в Симбирске было учреждено дворянское по составу членов общество охотников конского бега.
Дворяне и городские сословия составляли малую часть населения Буинского уезда. Большинство населения составляли крестьяне – земледельцы. По национальному составу преобладали чуваши и татары. Русских крестьян по сравнению с другими уездами Симбирской губернии было немного, также в уезде находилось несколько мордовских деревень.
В лесной части уезда проживали в основном чуваши, в южной степной стороне находились татарские деревни. Русских было больше в северо – восточной части уезда, на границе с Казанской губернией (Тетюшский уезд), здесь же было несколько больших и благоустроенных помещичьих селений.
 
Уезд был почти чисто земледельческим, промышленность, даже к началу ХХ века была развита слабо. Ремесленные изделия предназначались в основном для семейного пользования или продавались на местных базарах. Из зерновых культур предпочитали рожь и овес. Уезд даже называли овсяным краем. Около Буинска в некоторых селениях сеяли лен. Чуваши также любили разводить хмель, его продавали в верхневолжские губернии.

У чувашей были распространены оседлые промыслы и более всего — лесные, деревообработка и охота. В уезде это были преимущественно чувашские промыслы. Занимались гнутьем ободьев, делали корыта, колоды, лопаты, драли лыко, рубили лес на дрова и срубы, сидели смолу и прочее.
В лесу было много зверья: волков, зайцев, лис, попадались медведи, норки, барсуки, куницы. Чуваши были бесстрашными охотниками. Особо была распространена охота на рябчиков, тетеревов, куропаток. Рябчиков возили в Симбирск и даже в Казань.

Лес питал и поддерживал языческие верования и обряды чуваш; в их официальное и искреннее у большинства – православие вплетался сильный элемент древнего язычества, одухотворения природы.
Небольшое количество чуваш по статистике второй половины ХIХ века даже считались «чистыми» язычниками.
По мнению исследователей местного края того времени в домашнем быту чуваш жили справнее, бережливее русских, дом был их обставлен гораздо проще. Все исследователи отмечали, что влияние «русской цивилизации мало заметно было в домашней жизни местных чуваш по причине того, что чуваши здесь жили компактно, вдали от русских, в окружении татар и мордвы. Влияние татар зачастую оказывалось сильнее. Другой причиной была замкнутость образа жизни, удаленность от судоходных рек и бойких трактов».
Зримыми знаками русского влияния были – самовар почти в каждом доме.
 
Мальчики обучались русской грамоте в народных начальных училищах и церковно – приходских школах. Традиции домашней жизни, одежды, пищи хранили прежде всего женщины. Они по – прежнему носили узкие рубахи и головные уборы, унизанные мелким и крупным серебром (монетами).
Пищу варили в котлах, предпочитали не русские щи, а домашние колбасы и салму.
Татары в отличие от оседлых чуваш — были более склонны к жизни подвижной и активно занимались скупкой и торговлей и отхожими промыслами. Торговали главным образом лесом и лесными изделиями, а также изделиями разного рода сырьем: кожами, тулупами, полушубками, валенными шапками, чулками, веревками и железными изделиями и прочими товарами. Торговля была мелочная и крупная – скупка для купцов различного рода сырья на местных ярмарках и базарах.
 
Среди промыслов очень распространено было шитье русского, татарского и крестьянского платья (и в оседлой, и в отхожей форме, а также и выделка овчин). Портными был известен Буинск.
Из отхожих промыслов встречались еще битье шерсти, плотничество, извоз, пилка леса и т.д.
Промыслами большая часть сельских жителей занимались в зимнее время, затем возвращались к основному делу – труду на земле.
Среди домашних занятий женщины традиционно первенствовали в ткачестве и в вышивке.
В 1913 году в Буинском уезде было 19 волостей, 324 населенных пункта (из них 40 хуторов), в которых проживало более 250 тыс. чел; по национальному составу население было представлено следующим образом: 43,6% чуваш, 36,6% татар, 15,8% русских и 4% мордвы. В уезде насчитывалось 38679 крестьянских хозяйств.
Новая эпоха, разрушившая установленный, размеренный порядок жизни наступила и для Буинского уезда. Буинский уезд считался одним из самых «глухих» в Симбирской губернии.
В Буинске Советская власть была провозглашена 4 марта (19 февраля) 1918 года.
В марте 1918 году был избран уездный исполнительный комитет из 32 человек и образованы 10 народных комиссаров внутренних дел, народного хозяйства, финансов, народного просвещения, юстиции, продовольствия, земледелия, торговли и промышленности, труда и призрения, военный.
В уезде началось распределение между крестьянами земле прежде бывшей в частном владении.
  
  
  __________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Памятники археологии Буинского района.
http://www.zamky.com.ua/
Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995
Список выявленных объектов культурного наследия
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997
Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993
Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru