Священные рощи Горномарийского района

Люди в древние времена поклонялись явлениям природы, обожествляли их. Языческая вера предполагает в себе моления природе, многобожие, особая форма жертвоприношения. Приносили пожертвования деревьям, предпочитая дуб, липу, берёзу. 
В народе считали, что дуб символизирует «мужчину» так как является олицетворением могущества, надёжности, долголетия. Липа символизирует «женщину» так как является олицетворением доброты, покладистости, лояльности, мудрости, любви. Берёза символизирует «девушку» так как является олицетворением нежности, невинности, чистоты и девственности.  

 ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ ПРО СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ РОЩИ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ МЕСТА В ОКРЕСТНОСТЯХ ВАСИЛЬСУРСКА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

Лечились в старину люди с помощью деревьев, трав и кристально чистой воды. 
Марийцы перед посевными работами собирались в священной роще, по обычаю проводили общее моление. Известно, что со времён появления человека на земле при исповедовании любой религии в той или иной форме богам необходимо приносить в жертвы. Жертвоприношения бывают домашние и общественные. Домашние жертвоприношения производятся в избе под «кутником», а общественные в молельных рощах. Последние совершаются в лесу и непременно с участием ворожника, между тем как дома роль жреца исполняет хозяин дома.
 
Огонь языческой веры ранее в народе поддерживали карты (старейшины), ясновидящие, знахари, гадатели и колдуны, которых было множество. Они же являлись хранителями молельных рощ – косото, в которых приносят в жертву животных, совершаются моления, отмечаются языческие праздники.
 
Накануне жертвоприношения всего его участники непременно моются в бане и являются на место в чистом белье, в новой белой верхней одежде, в свежих лаптях и онучах, имея при себе высокие берестяные шапки. В роще они разжигали костёр, к Богу обращались с просьбой: уберечь людей, домашних животных, пчёл от болезней, помочь вырастить урожай.
 При этом жрец (служитель богу, проводящий церемонии) горстями разбрасывал овёс, а её участники ловили зерно полами подолами одежды – кто больше поймает – тот богаче урожая соберёт. Каждая семья приносила с собой в рощу обрядовую пищу: хлеб (лепёшку), блины сырники (тара), яйца, самодельное пиво. 
По случаю праздника устраивались народные гуляния, игрища и скачки на лошадях. Особое внимание отводилась куриному яйцу, как символ плодородия. Яйца катали по Земле, разбрасывали по полю, чтобы зерно уродилось таким же крупным.
 
Мольбища в жизни людей имели большую роль, они были духовными и культурными, иногда и политическими центрами. Горную сторону ниже пос. Васильсурск называют Малыми Жигулями. В своих исследованиях профессор В.В. Докучаев отмечал наличие колчеданов, песчанников и мергелей. Здесь, около с. Хмелёвки ранее добывали алебастр. Он также отмечал наличие в недрах самородков “чёртов палец” (“кесыгусы”), который использовался в народной медицине как кровоостанавливающее или залечивающее рану средство. 


Одно из богатств и достопримечательностей этого райского уголка природы – минерализированные источники, ключи которых выходят на поверхность в нескольких местах от Васильсурска до Емангаш, возле которых находятся мольбища. В народе их почитают за святую воду, которую издревле использовали для излечивания от различных недугов. Как предупреждают верующие, при посещении святых мест необходимо соблюдать свои каноны. С одной стороны, эти требования бережного отношения к растениями источникам, которым они преклоняются. 
С другой стороны, это предостережение от божьей кары за небрежное отношение к чудесным уголкам природы и за проступки, совершённые от незнания особых запретов. Если в дальнейшем вы не собираетесь вступить в связи с языческими богами и продолжить посещение святых мест, то не следует к чему – либо прикасаться и пользоваться святой водой. Если Вы сделали это невзначай, то попросите у Бога прощения. Если даже Вы будете посещать регулярно и по каким – либо причинам вынуждены прервать его, то в последнее посещение об этом надо поставить в известность Бога. В этом случае он Вас простит. Иначе может последовать кара. Говорят, что Бог на р. Арпынгель самый главный и строгий.
 
В начале экспедиции мы направились в д. Сарапаево к Станиславу Лукьянову. Он нас повёл к Могущественной липе, где проходили моления горномарийского народа. Липа на вид и в самом деле выглядела могущественной, добротной и была чрезвычайно ветвиста. К великому сожалению сфотографировать не удалось, т к было сказано этого делать не стоит, мол Богам может это не понравиться. Я рисковать не стала.
 
Широко известны были мольбища и в с. Сумки в д. Пайгусово. Мы решили направиться в источник с. Сумки. У источника древних деревьев не обнаружили, вероятно уже упали, сгнили. А источник новый посетили. После источника д. Сумки мы направились к местному художнику Сергею Алдушкину. 
Его застали за реставрацией «ключа», расположенного между д.Атеево и д. Мороскино. Это благородное дело на тот час уже завершалось и мы неспеша поднялись в дом-музей Сергея Алдушкина. Дом – музей меня приятно порадовал. Для меня там было всё уникально. Особенно порадовали «Карта местности» написанная Сергеем и скульптура «Русалка».

 

После Сергей Сергеевич нас сопровождал в мольбище “Омыклиды”.
Вначале мы попали на удивительную площадку для отдыха, которую организовали местные жители для приезжих гостей. Здесь очень культурный этнографический уголок с небольшим шалашиком, с очагом для приготовления пищи, имеется навес для приёма пищи со скамейками и столом. На столе даже посуда для гостей имеется. 
А так же имеется умывальник и везде клумбы расположены с цветами. Вид на Волгу с возвышенности очаровательный. После мы спустились к источнику, поднялись к мольбищу, где в настоящее время местные жители построили священную часовню и организовали площадку для молений. Дерева для молений мы не обнаружили уже, со временем, вероятно, оно сгнило.


 
В день Преполовения (на 25 день после Пасхи) ходят в мольбище “Омыклиды” Мольбище расположено на берегу р.Волги (вахня лидышты), над луговой трассе и некогда занимало большую площадь, т.к. Волга протекала далеко от нынешнего высокого правого берега. По воспоминаниям верующих, здесь находились 2 языческих храма, в последующем занятые воинствующими христианами, а атеистически настроенные их разрушили окончательно. Кирпичи. Оставшиеся от меньшего храма, сложены в кучу в правом углу дощатого навеса, напоминающего древний жертвенник.  
По воспоминаниям верующих, здесь также был постоялый двор, где можно было остановиться на ночлег. Интересно то, что вероисповедание даже с участием священника в целом напоминает древне языческое моление. Над костром висят котёл и чайник, где кипятят воду и чай. Из жердей сооружены столики и скамейки, где можно присесть самому и положить стряпню, прихваченную с собой для освящения. 
Вместо домашнего пива, приносимого ранее также для освящения, на стол выставляют посуду со святой водой, которую набирают в источнике под горой. Раньше этот источник был мощным, стекаясь по камням издавал гремучий звук, поэтому его называли Гремучим. Все верующие, посещающие мольбище, оставляют жертвоприношения деньгами под навесом и в двух местах над источником около стволов берёз. Свечи ставят на груде кирпичей, стряпню складывают на палочке под навесом. 
Меньшая часть верующих старается посетить мольбище пораньше и спешно покинет его, до прихода священника. Другая же половина усердно дожидается его и не уйдёт, пока священнослужитель не закончит богослужение.


 
После мольбища “Омыклиды”мы направились к мольбищу “Кывагарем”, которое расположено у д. Йактансола. Мольбище “Кывагарем”, расположено на развилке ложбины среди зарослей кустарников и деревьев стоит деревянный столбик с прикреплённой часовенкой, изготовленной из металла. 
Вблизи часовенки размещён стол для жертвоприношений. Пользуются люди мольбищем при необходимости лечения кожных заболеваний: фурункулов, нарывов, опухолей и порчи, при зубной боли. В настоящую молельную рощу на моление верующие ходят после Миколы, в день “Преполовения”. В процессе экспедиции мы убедились, что Языческую веру горные марийцы сохранили по сегодняшний день. Что единицами людей молельные рощи остаются частично посещаемыми и в ХХI веке.
  
 
Проявления марийской традиционной религии в бытовой культуре жителей Горномарийского района в XXI в.
В современной бытовой культуре жителей Горномарийского района можно встретить элементы марийской традиционной религии, сохранившиеся до наших дней. В этой статье представлен материал о почитании марийским населением различных пород деревьев.
Древние марийские культы имеют тесную связь с природой, лесом, деревьями. Считалось, что вся природа населена духами. На территории марийского края до сих пор сохранились священные марийские рощи и деревья. Они являются уникальными памятниками духовной культуры марийского народа. Некоторые из них отмечены специальными знаками и находятся под охраной государства. В сознании верующих марийцев священные рощи выступали посредниками людей в общении с божествами и Богом, символизировали устремленность народа к миру вышнему, играли связующую роль между земными и небесными мирами. В качестве посредника в общении людей с Богом в священных рощах выступали специально выбранные деревья, возле которых совершались моления.
 
В книге Николая Морохина «По реке Ветлуге» в разделе «Священные леса» имеется подтверждение о бережном отношении жителей марийского края к лесу: «Старые деревья лечат марийцев. К этим деревьям люди идут издалека со своими бедами и жалобами. Несут подарки».
В моих детских наблюдениях начала XXI века живет картина одиноко стоящей величественной сосны на краю оврага моей родной деревни. Сильный и крепкий ствол, высоко расположенные мохнатые ветви выглядели и пугающими и притягивающими одновременно, но это не остановило нас, деревенских ребятишек покататься с горки именно с его подножья. Наше воображение было взбудоражено неожиданной находкой: на ствол дерева приблизительно в метре от основания были прикреплены небольшая икона и деревянный крест. Лишь в зрелом возрасте, вспоминая об этом понимаешь, что мы дети, сами не зная того столкнулись с двоеверием: православие, не смотря на долгую эпоху распространения не стерло в сознании местного населения представлений о контакте человека с Богом через природу.

                                           почитаемое дерево у деревни Красная горка Горномарийского района          
Во время беседы с Платовой М.В., 1920 г.р. жительницей Горномарийского района, было выяснено, что стоящая на краю деревни Красная Горка Кузнецовского сельского поселения такое дерево как – сосна, так же почиталась местными жителями. Вершина дерева была далеко видна в округе и служила ориентиром заплутавшим. У основания дерева часто можно было найти деньги, хлеб и другие предметы которые оставляли местные жители для «задабривания» богов. В середине 70-х гг. XX века дерево было срублено местным жителем. По воспоминаниям Матроны Васильевны он сам вскоре после порубки погиб при трагических обстоятельствах, как и двое его товарищей которые помогли уничтожить почитаемое дерево.
 
В одной из деревень Горномарийского района существовала традиция поклонения деревьям в различные жизненные периоды. Предполагается, что во время засухи жители деревни устанавливали на особо почитаемое дерево икону и крест и проводили многолюдные моления для вызова дождя и окончания засухи.
 
В соседних районах республики так же распространено поклонение и почитание деревьев. К примеру, у деревни Яхино Мари-Турекского района есть источник «Черный ключ», воду которого местные жители даже считают целебной. Над этим источником росло дерево хвойной породы, у которого было принято оставлять жертвоприношения. Кроме этого, на сучья деревьев вешали предметы одежды, обувь. Это связано с тем, что местные жители обращались к божествам с просьбой излечить их болезни. В начале XXI века на дереве был обнаружен мужской сапог, что говорит о том, что местные жители сохранили традиции и обряды своих предков.
В дальнейшем планируется изучение сохранившихся традиций марийской национальной веры в современной бытовой культуре населения края в свадебных обрядах.
  
  

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ГОРНЫХ МАРИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Потом мы с ним вместе пришли по тропе в священное урочище (Цепель), куда непременно заходят марийцы во время ночных паломничеств. Юадаров сказал: здесь есть чудесная трава, которой нигде больше нет! Трава, и в самом деле оказалась именно чудесной. Это был занесённый в Красную книгу России лунник оживающий. Свежие острые побеги с широкими, заострёнными на концах листьями тянулись из этого увейного, влажного места - излучины ручья Арпынгель - к небу. А рядом стояли прошлогодние плети с плодами, напоминавшими овальные слюдяные полупрозрачные пластины. От малейшего ветерка лунник словно шептал что-то.

Потом на нашей тропе встретились две старые берёзы. На их ветви были привязаны ленточки, а в траве у корней лежали монетки. И, наконец, на берегу Волги мы увидели огромную одинокую сосну. Возле неё вблизи реки был ещё несколько лет назад священный источник. Сейчас Чебоксарское водохранилище, разлившись, подступило почти что к корням сосны. И источник затоплен. А считали его целебным, и вода в нём - говорилось - была горька как желчь.

Это и были святыни в окрестностях древнего марийского города, не существующего уже четыре с половиной века. Они никуда не исчезли. А старые берёзы тянулись к свету, наверняка, именно там, где была одна из священных рощ.

Памятники природы, имеющие культовое значение в Нижегородском Поволжье

Марийская священная роща Цепельская.

 

 

 

Около Цепельской рощи расположен почитаемый мари Супротивный ключ.

 

Марийская священная роща Арпынгель.

На юго-вост. окраине с. Хмелёвка в излучине р. Арпынгель у водокачки. 0,1 га. Заросли ивы пепельной и бересклета бородавчатого. В травостое встречается лунник оживающий (Красная книга России). Действующая. День праздника 10 сентября. Значение - межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Памятник областного значения.

Участок представляет собою находящиеся на излучине речки Хмелевки заросли ивы пепельной высотой 4-6 м и бересклета бородавчатого высотой 2-4 м.

В ярусе травостоя преобладает сныть обыкновенная. Встречаются крапива двудомная, лопух паутинистый, будра плющевидная, незабудка обыкновенная, морковь дикая, одуванчик обыкновенный, хмель обыкновенный, лапчатка гусиная, дягиль. В западной части урочища находятся заросли охраняемого растения лунника оживающего (занесен в Красную книгу СССР).

Территория разделена пополам проходящей от пешеходного мостика через речку Хмелевку к водокачке тропой, обочины которой захламлены остатками списанного оборудования водокачки.

Урочище является межобщинным местом поклонения горных мари своим верховным божествам и силам природы. Мари приходят сюда на традиционные моления один раз в году 11 сентября с территории республики Марий-Эл. Представляет собою остаток святилища столицы горных мари Цепеля, разрушенного русскими войсками в 1523 году.

Заслуживает охраны как одно из немногих сохранившихся до наших дней священных урочищ горных мари, как место произрастания редкого занесенного в Красную книгу СССР растения - лунника оживающего.

Значение - ботаническое, историческое, культурное, культовое.

 

 

Марийская священная сосна Хмелёвская.

В 20 м. от берега Волги на сев.-зап. окраине с. Хмелёвка. Выс. - 26 м., диаметр ствола - 0,8 м. Место традиционных жертвоприношений, значение межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Памятник областного значения.

Памятник представляет собою одиноко стоящую сосну обыкновенную выс. 26 м, диам. ствола 0,8 м, возр. - около 120 лет, Высота прикрепления кроны - 10 м, диаметр кроны - 10 м. Крона густая, следов угнетения нет.

Является священным деревом, покровителем рода, местом принесения ритуальных жертв и проведения обрядов горных мари. Находится на месте древних святилищ существовавшей до ХVI в. столицы горных мари Цепеля.

Заслуживает охраны как марийское священное дерево.

Имеет эстетическое, научно-просветительное, культурное и культовое значение.                                                  

 

Марийская священная сосна Цепельская.

В р.п. Васильсурск в 20 м. к югу от дороги в с. Хмелёвка. Выс. - 28 м., диаметр ствола - 0,8 м. Место традиционных жертвоприношений, значение межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Памятник областного значения.

Памятник представляет собою одиноко стоящую сосну обыкновенную выс. 28 м, диам. ствола 0,8 м, возр. - около 120 лет, Высота прикрепления кроны - 8 м, диаметр кроны - 10 м. Крона густая, следов угнетения нет.

Является священным деревом, покровителем рода, местом принесения ритуальных жертв и проведения обрядов горных мари. Находится на месте древних святилищ существовавшей до ХVI в. столицы горных мари Цепеля.

Заслуживает охраны как марийское священное дерево.

Имеет эстетическое, научно-просветительное, культурное и культовое значение.                                                    

Марийская священная берёза Цепельская.

В р.п. Васильсурск в 40 м. к югу от дороги в с. Хмелевка. Выс. - 22 м., диаметр ствола - 0,6 м. Место традиционных жертвоприношений, значение межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Памятник областного значения.

Памятник представляет собою одиноко стоящую березу повислую выс. 22 м, диам. ствола 0,6 м, возр. - около 130 лет, Выс. прикрепления кроны - 4 м, диаметр кроны - 10 м, на высоте 5 м ствол раздваивается. Крона густая, следов угнетения нет.

Является священным деревом, покровителем рода, местом принесения ритуальных жертв и проведения обрядов горных мари. Находится на месте древних святилищ существовавшей до ХVI в. столицы горных мари Цепеля.

Заслуживает охраны как марийское священное дерево.

Имеет эстетическое, научно-просветительное, культурное и культовое значение.

 

 *************************

На самой вершине довольно высокой горы, нависающей над Васильсурском, находился марийский город Цепель. Древние предания говорят, что Цепель был богатый и хорошо укреплённый город. До сих пор сохранились следы валов и рвов, а также священная роща марийцев-язычников — Цепельская со священным родником Супротивный ключ, посвященная богу Кугу-Юмо.

 

 

 

 

 
________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
МУ "Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс" старший научный сотрудник отдела учёта и хранения Акцорина А.Я.
http://www.kmkmuzey.ru/
Методист по работе с общественностью МУ КМК Самойлова М.Н.

http://www.vasilsursk.ru/

Н.Морохин «Комбо Корно».

автор  фото Юрий Тарасов

Достопримечательности Марий Эл
Козьмодемьянский Музейный Комплекс Вконтакте.
История сел и деревень Республики Марий Эл. Горномарийский район. 2006 г.

 

ВложениеРазмер
jazych1213 (1).jpg129.86 КБ
jazych1213 (2).jpg136.92 КБ
jazych1213 (3).jpg96.67 КБ
jazych1213 (4).jpg86 КБ
jazych1213 (5).jpg61.45 КБ
jazych1213 (6).jpg66.26 КБ
jazych1213 (7).jpg72.73 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru