Священная роща Вич Парня, Шуармучаш

 Бывает так, что в какой-то определенный момент, человек начинает осознавать свою значимость, осознанную нереализованность. Так и произошло с нашим сегодняшним гостем, старостой деревни Шуарсола Зиновием Столяровым. 
Около семи лет назад Зиновий Николаевич стал вести здоровый образ жизни: каждый день по утрам обливается ледяной водой и выполняет физические упражнения. А потом в его сердце поселилась Вера вТӱҥ Ош Поро Кугу Юмо (с мар.- Единый Светлый Добрый Великий Бог). Спустя какое-то время он стал придерживаться канонов марийской традиционной религии. 

 

СВЯЩЕННАЯ РОЩА ПЮНЧЕРАН - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО СОВЕТСКИЙ РАЙОН РМЭ - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ РОЩИ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ! 

СВЯЩЕННАЯ РОЩА ЧОКМОТО - ТУТ!

  
Под впечатлением от молений
К марийской традиционной религии Зиновий Николаевич пришел не случайно, хотя раньше изучал марийскую культуру. Примерно 3 года назад он услышал по «Марий Эл Радио» о том, что в Новоторьяльском районе возле деревни Токтарсола будут проводится моления Тӱҥ Ош Поро Кугу Юмо. Ему в первый раз в жизни захотелось принять участие в них. Мужчина позвонил Главному карту Советского района Герману Милютину с целью узнать больше о молениях. Герман Степанович все рассказал Зиновию Николаевичу и пригласил его на них. Он приехал. У входа в священную рощу (кӱсото) его встретили Герман Степанович и Главный карт республики Марий Эл Александр Таныгин. Герман Степанович во время молений попросил ему помогать.
Не просто присутствие, а участие в самой гуще событий во время молений до глубины потрясло Зиновия Николаевича, что в корне изменило его мировосприятие. Он решил придерживаться марийской культуры, разговаривал в основном на родном марийском языке, стал придерживаться правил традиционной религии. А два года назад мужчина на годовом собрании общины марийской религии Советского района «Марий кумалтыш» стал её членом. Зиновий Николаевич может похвастаться, что их община самая многочисленная и основательно подходит к своему делу.
 Священная роща Вич Парня, Шуармучаш
В прошлом году, после участия в молениях Чумбылату, Зиновий Николаевич решил и у себя на малой Родине. Выбирать место не пришлось. Оно уже было. Это священная роща возле деревни Шуармучаш в форме человеческой ладони. Ее даже название дали соответствующее – «Вич Парня», что в переводе с марийского означает «Пять пальцев». Раньше из каждого «пальца» рощи били родники, впадая в местную речку «Шуар».
В последний раз моления в священной роще проводили в 1921 году. И вот по прошествии 94 лет в 2015 году, здесь снова появились сторонники марийской традиционной религии. Для начала Зиновий Николаевич пригласил Александра Таныгина. Главный карт Марий Эл выбрал в роще священное дерево – березу, через которую к Богу будут возноситься молитвы марийского народа. Потом он совершил определенную церемонию и назначили дату моления. Моление проводил Глава Местной Общины МТР «Марий кумалтыш» Советского района, карт Ефим Виногоров.
В этом году Зиновий Николаевич тоже решил провести в священной роще моления. Так как он пока еще не вправе проводить их, еще не «дозрев» до священнослужителя марийской традиционной религии, мужчина позвал провести мероприятие жителя деревни Колокудо, карта Вячеслава Петухова. Моления состоялись 9 октября. Погода на удивление в то воскресение была солнечная. Народу пришло в рощу достаточно.

Священная роща Вич Парня, Шуармучаш

Династия «чимари»
Зиновий Николаевич знает много интересного из своей родословной. Он считает, что эти знания необходимы ему для понимания того, какое мужчина занимает место в жизни. Если его предки были благородными, то соответственно и их данные на генетическом уровне сохранены и в нем.
Династия Зиновия Николаевича «Яндар» переводится на русский как «чистый», или как говорят в деревне «чиста». Она берет начало еще в давние времена, когда люди были проще и добрее к ближнему. В царские времена в деревни Шуармучаш пришла женщина с мальчиком 7 лет. У неё ничего не было кроме котомки с вещами. Женщина попросила сделать у местных жителей для них с сыном небольшой домик. Люди собрались и сделали им большой полноценный дом. Так род «Изергиных» (от мар. «изи эрге» — «маленький сын»), а впоследствии Столяровых рос и ширился, не смешивая свою марийскую кровь ни с каким другим народом. Через несколько поколений на свет появились 2 брата Роман и Иван, которые впоследствии решили жить вместе. Они вместе построили 3 дома рядом друг с другом: в двух жили с семьями, а в третьем общем готовили пищу и ели.
У старшего брата Романа были сын и дочь, а у младшего Ивана четыре сына и дочь. Все работы они выполняли вместе: обрабатывали большие земельные участки, мололи зерно в своей мельнице, держали 13 лошадей, 7 коров и бесчисленное количеством овец. Сын старшего брата Романа любил столярничать и ездил осенью с отцом на заработки. Дети младшего, Ивана, работали на мельнице, мастерили сани и бочки. Жили все дружно и хорошо, потому что были трудолюбивые.
Потом началась коллективизация, и все имущество у Столяровых отобрали. Дед Зиновия Николаевича Иван Иванович успел поработать председателем колхоза. В 1940 году 22 июня у него родился сын Николай. Через год началась Великая Отечественная война, и он вместе со своими братьями отправился на фронт, откуда так и не вернулся.
  
Век живи, век учись
Зиновий Николаевич до того, как он стал приверженцем марийской религии и стал вести здоровый образ жизни, более десяти лет своей жизни потратил на учебу. После получения среднего образования в школе, молодой человек поступил сразу на 2 курс марийского совхоз-техникума в село Ежово на ветеринарного врача. Только начав учёбу, Зиновия Николаевича призвали в армию. Он попал в погранвойска в п.г.т. Приаргунске Забайкальского края. Их часть находилась рядом с российско-китайской границей. 
Отслужив 2 года, Зиновий вернулся в республику и через месяц восстановился в уже переименованный Марийский аграрный колледж. Через 4 года молодой человек отучился в нём и получил диплом младшего ветеринарного врача. После колледжа Зиновий сразу же подал документы в Марийский государственный университет на специальность селекционера-генетика. Там мужчина отучился 5 лет. В качестве дипломного проекта Зиновий выбрал интересную тему – выращивание КРС по канадской технологии. После защиты диплома на отлично, он отдал свой проект Марийскому Племобъединению посёлка Медведево на разработку и внедрение. 
Чтобы закрепить полученные знания на практике, специалист устроился работать в ГУП «Овощевод» село Семёновки. И дальше, как выразился мужчина, ввиду жизненных приоритетов, Зиновий Николаевич поступил заочно в Санкт-Петербургский государственный политехнический университет на специальность «Финансы и кредит». 
Параллельно учась в университете, он в «Овощеводе» занимался различной работой: был бригадиром, заведующий свинофермой, молочно-товарной и откормочной комплексами. Но основная его должность была – ветеринарный врач. Он лечил животных и проводил профилактику различных заболеваний скота, участвовал в конкурсах налучшего по профессии и занимал призовые места.
 
Получив диплом финансиста через 2.5 года, Зиновий начал заниматься предпринимательской деятельностью в сфере IT-технологий. Мужчина создавал рингтоны, картинки, видеоролики и приложений для телефонов. Бизнес на тот момент был очень выгодным. Но связи с появлением новых современных технологий, спрос на этот высокотехнологичный товар упал, и эту деятельность пришлось оставить.
Потом Зиновий с напарником занялся демонтажем старых зданий и сооружений. Они наняли бригаду, состоящую из специалистов строительных профессий. Далее еще и пилораму построили. Казалось, все налаживается, и бизнес идет в гору. Но случилось несчастье. Умер его напарник. Предпринимательская деятельность пошла на спад, дела рушились и вскоре вовсе прекратились.
 
То же самое случилось и с семейным фермерским хозяйством. После смерти отца им некому было заниматься. Пришлось все поголовье свиней распродать. Далее Зиновий полгода работал в птицефабрике. Сейчас мужчина занимается приусадебным хозяйством, родительским домом и готовит различные плодоовощные соки и соленья.
Зиновий планирует в будущем у себя в подвале оборудовать столярный цех, так как любит заниматься деревообработкой. Для своего увлечения он собирает различные интересные коряги, шлифует, морит и наносит лак. Одну из них мужчина планирует подарить другу.
Так как Зиновий любит животных, а в особенности лошадей, хочет для себя приобрести жеребенка, растить его и катать детей.
     

Священная роща Вич Парня, Шуармучаш
Как добраться, где находится:
Деревня Шуармучаш  расположена в Советском районе Марий Эл.
От г. Йошкар-Ола следует ехать по трассе:  88К-001 (Сернурский тракт),
Перед поселком Юбилейный следует повернуть на север – на Шуарсолу,
От Шуарсолы ехать на восток по местной дороге 2-3 км.
  
 


Деревня ШУАРМУЧАШ (КОКШАМАРА, ШУАР-МУЧАТЬ)
 Деревня Шуармучаш
находится в 3 км от Шуарсолы в северном направлении возле реки Шуарка. В архивных документах упоминается второе название деревни — Кокшамара (Шуар-Мучать). Это указывает на первоначальное местожительство основателей деревни — село Кокшамары Звениговского района.
За деревней были овраги Куярнур корем, Куван корем, Руягорем, Пойымашгорем, Шуаргорем. Лугов практически не было. Поля назывались вич парня, прамаш ото.
 
В 1836 году в деревне было 35 хозяйств, проживали 266 человек. В 1859 году — 56 дворов, 353 человека, из них 171 мужчина и 182 женщины. В 1869 году — 49 дворов, 430 человек, в 1877 году — 42 хозяйства, 279 человек, в 1905 году — 61 хозяйство, 431 человек. За деревней у склада находились ветряная мельница (Саван вакш), кузница Игната Семеновича Васильева, между деревнями Люперсо-ла и Шуармучаш были 2 ветряные мельницы, которые принадлежали Ивану Алексеевичу Актанаеву и Ивану Федоровичу Актанаеву.
 Посредине деревни находилось молельное место, в конце улицы, возле реки — священная роща.
 
В 1933 году крестьяне образовали два колхоза — "Красный партизан" и "Совет" (деревню разделили пополам). Председателями стали Михаил Николаевич Армяков и Дмитрий Иосифович Щербаков.
В 1934 году эти колхозы объединились в одно хозяйство "Эр кече", председателем избрали Андрея Герасимовича Баранова. Построили конюшню, коровник, зерносклад, а в 1935 году — колхозный клуб. В деревне стояла пожарная вышка высотой 38 метров. В одной половине клуба находилась колхозная контора. Некоторые крестьяне не хотели вступать в колхоз и остались единоличниками. Среди них были Волковы, Щербаковы, Васильевы.
В 1935 году в районе создали МТС, и здешние женщины Ольга Калинина и Анна Козлова стали трактористками.
В 1937 году в деревне насчитывалось 72 хозяйства, проживали 326 человек, из них 151 мужчина и 175 женщин. В 1938 году в самый разгар сенокоса случился крупный пожар, в котором сгорела почти половина домов.
 
Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли 90 жителей Шуармучаша, из них 38 не вернулись. Из семьи Ивана Максимовича Столярова ушли двое, отец и брат. На отца пришла похоронка, а брат пропал без вести.
Добровольцем ушел на фронт Прокопий Петрович. Васильев, уроженец деревни Шуармучаш. Окончил курсы политсостава и был направлен на должность начальника штаба 376-й стрелковой дивизии. Демобилизовался после тяжелого ранения. Работал секретарем Новоторъяльского, затем Волжского райкомов партии. Дважды избирался депутатом Верховного Совета республики. Награжден орденом Ленина.
В военные годы в деревню было эвакуировано 60 голов крупного рогатого скота из Смоленской области, здесь разместили 34 человека эвакуированных.
В годы войны шуармучашцы участвовали в заготовке и сплаве леса. Особо отличились Анна Васильевна Васильева, Анастасия Яковлевна Петрова. Во время войны в 1942 году Анна Захаровна Васильева была направлена на заготовку леса в город Златоуст, на Урал. Пробыла там до 1946 года, затем четыре года работала в Йошкар-Оле на военном заводе.
 


В деревне были и мастера-изготовители: Изергин Роман (Столяров) делал бочки, его сын Захар — лыжи и телеги.
В деревне имелись почта, начальником которой работала Иванова, медпункт (трахоматозная сестра Раисия Николаевна Гаврилова), начальная школа (учителями работали Виталий Ефремович Ефремов и Валентина Тихоновна Гаврилова).
В июне 1950 года произошло укрупнение хозяйств. Председателем объединенного колхоза имени Молотова избрали Василия Степановича Петрова, главным бухгалтером — Матвея Матвеевича Гаврилова.
Радио в деревне появилось в 1951 году, электричество провели в 1961 году, первый телевизор приобрел Василий Степанович Петров.
В 1954 году колхоз имени Молотова переименовали в "Зарю", председателем стал Григорий Иванович Николаев. В 1955 году урожайность зерновых составила 13,3 ц с га. Лен сеяли на площади 70 га, урожайность льносемян — 3,7 ц, льноволокна — 6,8 ц. Доход составил 559 тысяч рублей, в том числе ото льна — 351 тысяча рублей. На 100 га сельхозугодий производили молока — 60,5 ц, мяса — 23,5 центнеров. За выполнение работы 30 процентов дохода выделили колхозникам. Начали укреплять материальную базу, строить новые хозяйственные объекты.
В 1958 году в Шуармучаше насчитывалось 62 хозяйства, население составляло 301 человек, из них 175 мужчин и 126 женщин. В частном секторе содержали 49 коров. В 1958 году деревня вошла в состав укрупненного колхоза "Большевик". Основной продукцией колхоза был лен. Имелась льноуборочная машина. Только в 1965 году сдали льнотресты номером 2,5-3, с 1 га получили 489 кг семян, длина льнотресты составляла 70-80 см. Цена тонны семян 1 репродукции в то время составляла 2 тысячи рублей, тресты — 900-1056 рублей. В 1972 году во время сильной засухи жара погубила урожай колхоза.
В 1974 году в Шуармучаше в 46 домах проживали 219 человек. На 1 января 2004 года проживали 25 семей, 71 человек, 7 детей школьного возраста и 6 детей дошкольного возраста. Жители содержат на подворьях 32 головы крупного рогатого скота, в том числе 17 коров, 8 свиней.
 
В деревне снесены все хозяйственные постройки, нет никаких социально-культурных учреждений. Дорога от центральной усадьбы наполовину асфальтирована, наполовину грунтовая.
В деревне родилось немало известных в республике и за ее пределами людей. Васильев Прокопий Петрович долгое время работал в партийных и советских органах. Будучи секретарем Марийского обкома партии он добровольцем ушел на фронт. Служил командиром батальона 375 стрелковой дивизии, которая вела ожесточенные бои в районе Чузово Волховского района. Заслуги П.П. Васильева отмечены орденами Ленина и Красной Звезды.

 

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Статья Владимира Виногорова.
Журнал «Кидшер»
https://kidsher.ru/
фото Сергея Таныгина.
История сел и деревень Марий Эл.
Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (справочник). Часть II.  Потапова НА, Назырова РИ, Забелина НМ, Исаева-Петрова ЛС, Коротков ВН, Очагов ДМ.  М.: ВНИИприроды (2006) : 364
Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл (Иллюстрированный сборник).  Типография Правительства Республики Марий Эл (2013) : 76

 

ВложениеРазмер
Священная роща Вич Парня, Шуармучаш88.43 КБ
Священная роща Вич Парня, Шуармучаш39.22 КБ
Священная роща Вич Парня, Шуармучаш116.04 КБ
Священная роща Вич Парня, Шуармучаш150.01 КБ
деревня Шуармучаш49.22 КБ
Шуармучаш86.08 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru