Всемарийское моление – 2015 год
В Советском районе Республики Марий Эл в священной роще Пӱнчеран ото, рядом с деревней Яҥгранур 18 октября состоялось Всемарийское моление приверженцев Марийской Традиционной Религии. На нем собралось около двух тысяч человек. В Пӱнчеран ото приехали паломники как из разных районов Марий Эл, так и из Башкортостана, Татарстана, Кировской и Костромской областей, из Москвы. Это подтверждает слова марийских картов о том, что всемирные моления объединяют весь народ мари, который собирается со всех уголков необъятной России.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Это, без преувеличения, один из самых значимых в религии марийцев обряд – всемирные моления. Собрать в одном месте свой народ со всех уголков России удаётся не так часто. Большие моления, на которые попали и мы, проходят лишь раз в 5 лет
На «березовом столе» свежий хлеб, блины, квас, пироги и мёд. Каждый приносит что-то своё, в том числе птиц и животных: гусей, уток, овец, телят или коня. Они нужны для жертвоприношения. Ранним утром в священное роще животное или птицу закалывают и отделяют специальные части. После мясо варят в больших котлах на костре.
Самый впечатляющий этап - молитва божеству. У богов марийцы чаще всего просят здоровья себе и своим близким, но не забывают и обо всём народе. Молятся о благополучии и процветании родной земли.
Уже после участники молений приступают к трапезе. Каждый обязательно должен попробовать приготовленную еду, но при этом вновь не забыть поблагодарить богов за милость. На таких больших молениях, признаются участники, весь марийский народ словно чувствует себя единым целым.
Всего на государственной охране в Марий Эл сегодня находятся 328 священных рощ. Все они считаются объектами культурного наследия. Но лишь в 35 рощах проходят моления. В рамках республиканской целевой программы «Культурное наследие Марий Эл» рощи сейчас активно благоустраивают. Как отмечают карты, так называют марийских жрецов, с каждым годом всё больше жителей марийских деревень проявляют инициативу по проведению молений в священных рощах. Издревле считается, что, если жители деревни перестают проводить моления и забывают свою священную рощу, то деревня начинает вымирать и народ из нее уезжает.
Конечно, для неосведомлённых эти рощи могут показаться совершенно обычными. Для марийцев же это не только красивые места, где можно помолиться, но это ещё и природные языческие храмы. А храмы, как известно, нужно беречь. В рощах нельзя ругаться, употреблять спиртное, ломать деревья. Все (и женщины, и мужчины) обязательно должны быть в головных уборах. Многие этнографы признают: несмотря на переломные моменты в эпохах, марийцам удалось сохранить свои корни, быт, культуру и религию. И какими бы разными все мы не были, есть традиция одна на всех - жить в мире и согласии.
Васли Тумаев, участник моления:
«На входе висит табличка – Святая роща – Кӱсото. Это значит, что в этом таинственном для всякого городского человека пространстве есть запреты и надо уметь себя вести:
Сюда нельзя просто так заходить, праздно отдыхать, ломать ветки и рубить деревья, жечь костры, приходить с животными. Молебные рощи посещаются приверженцами Марий йӱла - марийской религии в определенные праздники и дни. Но и в эти дни существуют определенные табу. Например, сюда нельзя заходить женщинам в известный период. Табу здесь, конечно же, и алкоголь, и мусор - и все гости отмечают, в Кӱсото действительно всегда поразительная чистота».
Мамаев Вячеслав Михайлович, главный онаеҥ Сернурского района возглавляющий ежегодные моления на Чумбылате:
«Бывают родовые или семейные моления, бывают моления жителей того или иного села или сельской общины, а бывают моления республиканского масштаба, всемарийские. Сегодня именно такое моление – Тӱня Кумалтыш. Это моление всех марийцев, куда приезжают люди не только из Марий Эл, но и из Татарстана, Башкирии, Кировской области. На Тӱня Кумалтыш в роще выбрано 5 онапу рядом с которыми оборудовано 5 кострищ.
Всё по солнцу, основной - Тӱҥ Юмо - Бог-творец, далее - Мланде Ава - Земля-мать, дух земли. Шочын Ава - дух, покровительствующий рождению жизни, защищающий её. Мер Юмо - дух, регулирующий общественную жизнь, покровитель общины, Курык Кугыза - дух, судья, распорядитель справедливости».
«Что такое онапу? Это Душа Кӱсото – священное дерево, ну то есть дерево-алтарь, дерево-как антенна, через которое проходит мостик-связь между нами и Богами.
Наши карты-жрецы центром моления выбирают именно его. На разных молениях и в разных Кӱсото бывает разное количество онапу».
Иван Богомолов, художник. Йошкар Ола:
«Мы семьей каждый год на моление ездим. Традиция почитания предков в нашей семье привита сызмальства, свято чтили завет и оберегали рощи. У меня в памяти сохранилось семейное моление в кӱсото Пактек корем в 1970 году. Обряд с жертвенным даром вёл карт, наш сосед Элыксандр Кочай. В то время традиционная религия была под запретом, только родовые, семейные моления проходили.
Всемарийские осенние моления проводятся поблизости от нашей родной деревни Кукмарий каждый год, в рощах: Чокмото, Тумньымучаш ото, Нурсола Ош Куэр ото. Здесь берут начало истоки рек: Кундыш, Ӱшӱт, Шуй, Немда.
Утренние напутственные слова нашей мамы о благостном проведении молении всегда в радость и придаёт бодрость духа нашей большой семье».
Работницы мастерской одежды «Сайвер». Йошкар Ола:
«Мы привезли на моление льняную одежду с традиционной марийской вышивкой. Это все наша мастерская «Сайвер» делает. А рядом, при входе в Кӱсото, деревянное строение издалека напоминающее часовню. Про него все новички нас спрашивают. В нем находится Казначей – которому каждый желающий может принести пожертвования. Как и всякая традиционная религия наша Марий йӱла имеет свою кассу.
Деньги как всегда идут на благостные цели - для покупок инвентаря. Наверняка котлы чугунные в Чебоксарах покупают, на транспортные расходы нужны деньги и на другие нужды. Для организации следующих всемарийских осенних молений.
Будете в Йошкар Оле, заходите в нашу мастерскую на Подольских курсантов д.14А!»
«Узнав, что в нашей священной роще, рядом с деревней, будет проводиться всемарийское моление, мы отправилась сюда, не раздумывая. Это традиция наших семей, нас родители с детства приучили. Принесли традиционные угощения и жертвенного гуся, благодарить Богов за милость к нашим мольбам».
Бушков Руслан Аркадьевич, историк и этнограф. Казань:
«Я приехал из Казани. По профессии и призванию историк и этнограф. Изучаю финно-угорскую историю Поволжья. Когда сюда проникли древние тюрки, их в принципе было всего несколько тысяч воинов-всадников. Недавно по телевизору смотрел передачу, снятую в Болгарии, кто такие булгары. Все знают, что часть булгар ушла на Дунай, а другая на среднюю Волгу. Они всегда говорили – мы булгары, а вы местные. Известно, что булгары называли наших предков черемисы. В переводе с древнетюркского чира, чирмыш означает «местный». Черемисы это «местные люди». Потом это стало означать ополченец, воин. Эту мысль я буду раскручивать в моих новых книгах по истории марийского народа».
Велемудр, славянский родновер. Киров:
«Я из соседнего Кирова. У нас там славянская община. Заканчиваю исторический факультет ВятГГУ. Думаю, что Марийский край - это настоящая языческая жемчужина. Марийская традиционная религия это уникальное богатство, которое необходимо не просто сохранять, а широко популяризировать. Как для самих марийцев, так и для русских. У нас в Кировской области много обрусевших марийцев. Знаете, что меня больше всего поразило в марийской традиционной религии? Я сразу обратил внимание, что это единственная религия в России, в которой ее адепты молятся за всех своих соседей, и вообще за весь мир. Я думаю, что во время моления происходит общение, диалог молящихся и Богов».
Марийская традиционная религия в 21 веке продолжает играть важную роль в жизни современного общества. Она, будучи национальной верой для всех мари, интегрирует людей из разных регионов, часто напрямую не связанных с центром, ядром – Марий Эл, в единое целое. Участники молений никогда не подразделяются по месту проживания, все они – чи мари, дети Ош Поро Кугу Юмо. Общемарийский аспект здесь главенствует над локальными различиями.
Деревня ЯНГРАНУР (ЯНТРАНУР) – общая информация
Деревня Янгранур находится в 4 км от деревни Кукмарь в юго-восточном направлении. Название произошло от собственного марийского имени Янгра. Старожилы говорят, что селение образовано в 1790 — 1800 годах. Сюда решили переселиться жители деревни Тумьюмучаш, они облюбовали место около 8 ключей, у самого истока реки Шуи. В лесу было много поваленных, полугнилых деревьев, которые по-марийски называют "ангар кашка". Отсюда и пошло название Янгранур.
В 1909 году в Янгрануре проживали 85 мужчин, 77 женщин и 15 детей школьного возраста. Лог к западу от деревни называется Куп корем, он сейчас сухой, а раньше журчал ручеек, который выходил из болота. Затем болото высохло, а кругом выросли пихта и ель. Этот лесочек получил название Куп чодыра. Имеются также Кусото корем, Куп корем, Каза корем и другие. Северо-западнее деревни есть лесок, который по-марийски называется Рошко.
До революции в деревне имелись 4 мельницы — 2 ветряные, 1 на конной тяге и 1 водяная. Владельцами ветряных мельниц были Арсений Медведев и Павел Емельянов. Мельницу на конной тяге имел Николай Кузьмич Медведев. Водяную мельницу содержала вся сельская община. Для водяной мельницы воду накапливали весной в большом и красивом пруду, выкопанном вручную самими жителями. Этой воды хватало на месяц работы.
2 уроженца деревни участвовали в империалистической войне, еще 2 — в гражданской.
В 1927 году в деревне открыли начальную школу.
В 1932 году крестьяне объединились в колхоз под названием "1 Мая", первым председателем был Иван Васильевич Милютин.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 54 человека, из них погибли и пропали без вести 23 человека. Пример мужества и героизма показал танкист, механик-водитель Андрей Николаевич Еменгулов, он участвовал во многих танковых сражениях, дошел до Берлина, награжден четырьмя орденами и многими медалями.
В 1952 году в 42 хозяйствах проживали 178 человек. В начале 2004 года в деревне Янгранур было 25 домов, в которых проживали 87 человек. В деревне 7 кирпичных домов и 18 деревянных. Наиболее распространенные фамилии — Медведевы, Милютины, Еменгуловы, Емельяновы. Население по национальности — мари, разговаривают на родном языке, исповедуют язычество. Дети учатся в Кукмаринской средней школе.
В начале 1990-х годов было создано фермерское хозяйство Вячеслава Петровича Емельянова.
В деревню ведет асфальтированная дорога, проложено твердое покрытие на половине улицы. В центре находится небольшая плотина, в пруду водятся караси и карпы. Жители берут воду из колодцев и ключей, водопровода нет. У населения имеется в личном пользовании 1 легковой автомобиль, 3 грузовые автомашины, 1 гусеничный и 3 колесных трактора, 4 лошади. Сельчане имеют 55 голов крупного рогатого скота, в том числе 24 коровы, 27 свиней, 42 овцы, 2 лошади.
В Янгрануре гордятся своими земляками, которые трудились и сейчас трудятся в различных отраслях народного хозяйства. Участник Великой Отечественной войны Андрей Михайлович Медведев много лет работал учителем истории, директором Кукмаринской средней школы, старшим научным сотрудником отдела истории Марийского НИИ имени В.М. Васильева, является кандидатом исторических наук.
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://12rus.ru/List/33/2724/
https://finugor.ru/news/molenie-v-mariy-el-obedinilo-mariycev-so-vseh-ugolkov-rossii
Марийская правда
Вложение | Размер |
---|---|
Всемарийское моление – 2015 год | 185.48 КБ |
Всемарийское моление – 2015 год | 330.48 КБ |
Всемарийское моление – 2015 год | 384.51 КБ |
958777 (4).jpg | 285.35 КБ |
958777 (5).jpg | 308.73 КБ |
958777 (6).jpg | 272.84 КБ |
958777 (7).jpg | 190.89 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 5735 просмотров
Комментарии
Жалко тебя с нами не было(((
У меня фотографий нет - не стал там фотографировать, только домик казначея, да округа.
Отправить комментарий