Медведевский археологический музей

Основа музея заложена в 1989 г. в СОШ № 2, но только в 2003 г. ему был официально присвоен статус и звание «Школьный музей» на базе СОШ № 3 п. Медведево.
 Детям и организатору создания музея выпал уникальный случай: совместно, от идеи, с чистого листа создать музей, подобного которому не было в Республике Марий Эл. Сложность проекта состояла в том, что организатор музея, работая учителем в СОШ № 2, археологический музей создавал в СОШ № 3. 
 

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться руководителю музея, – полное отсутствие финансирования. Ремонт помещения пришлось проводить, используя личные средства. Наконец, самая главная проблема – отсутствие опыта организации подобного музея.
  

Коллекция музея     
В 2003/2004 гг. проведена полная реконструкция и оформление помещения. Общая площадь музея составляет свыше 80 м2. Объем музейных фондов насчитывает более 1200 единиц хранения. Экспозиция музея расположена в семнадцати витринах и поделена на восемь основных раздела (восьмой раздел – выставочный).
Коллекция состоит из археологических, палеонтологических, этнографических и нумизматических экспонатов. Преобладают находки из Марийского края, также имеются находки, обнаруженные в соседних регионах, в античных городах Северного Причерноморья, Великом Новгороде и на Бородинском поле.
Палеонтологические экспонаты включают аммониты, белемниты, экземпляры каменного угля с отпечатками растений и животных, фрагменты окаменевшего дерева, кости и зубы мамонта, рога бизона и носорога. Находки относятся к Палеозойской и Кайнозойской эре.

Эпоха камня представлена орудиями труда из кремня: нуклеусы, скребки, проколки, ножевидные пластины, наконечники стрел, тесла, топоры и т.п. Большим разнообразием отличается коллекция фрагментов керамической посуды эпохи неолита, раннего металла и античности.
В экспозиции имеются уникальные предметы, найденные на раскопках в античной Ольвии: образцы расписной керамики, ручки амфор с клеймами и надписями на древнегреческом языке, монеты (дельфинчики, борисфены), бронзовые и костяные наконечники стрел, железные ножи, гвозди, украшения из стекла.
Большой интерес по эпохе средневековья вызывает русская свинцовая печать XII в. (булла) из Великого Новгорода и железный меч раннего средневековья. Разнообразны предметы массового пользования: железные ножи, наконечники стрел, копий, дротиков, топоры и ручной каменный жернов.

Богатейший материал состоит из комплекса украшений и предметов женского костюма: серьги, височное кольцо, подвески, украшения на поясницу и фрагмент пояса.

Интересен и нумизматический материал, который широко использовался марийцами в качестве украшений – московские копейки XVI – XVII вв. и монеты эпохи Золотой Орды. Экспонаты более позднего времени: колокольчик, икона – складень, ключ, замок, чарки, самовары и монеты – отражают культуру и быт XVIII – XIX вв.
В разделе экспозиции «Бородино (1812, 1941)» демонстрируются экспонаты, напрямую связанные с событиями героического Бородинского сражения: пули, ядра, осколки от бомб, подкова, предметы конской утвари. Другая часть предметов имеет бытовое предназначение: фрагменты фарфоровой и стеклянной посуды, ключ, монеты. О героических событиях 1941 г. свидетельствуют экспонаты: немецкая и советская каски, пистолеты (браунинг, револьвер), солдатский ремень, гильзы снарядов и патроны. Важное место в экспозиции занимают медали и ордена Великой Отечественной войны.
Один из разделов экспозиции «Летопись школьной археологии Республики Марий Эл» посвящен юным археологам разных поколений. Через газетные публикации, фотоматериалы, исследовательские проекты, научно-тематические серийные сборники, дипломы и грамоты отражена история школьной археологии Республики Марий Эл и деятельность археологических кружков в Медведевском районе. Начало раздела представлено стендом «Гордость Медведевской школьной археологии» с фотографиями лучших кружковцев разных поколений. Дети, которые много лет изучали историю, «копали» её, сами стали объектом изучения, частью истории.
Выставочная экспозиция Боевой славы находится в помещении школьного археологического музея и является одним из его разделов. Выставка расположена в семи витринах и витражах; общая площадь составляет свыше 25м2. Объем материалов, посвященных военной истории, насчитывает около 100 единиц хранения. Коллекция состоит из подлинных военных экспонатов, предметов быта военного времени, орденов, медалей, значков, архивных и наглядных материалов, отражающих Великую Отечественную войну.
Наглядность экспозиции обеспечивают сделанные руками школьников макеты археологических памятников. Наибольший интерес у посетителей вызывает диорама и реконструкция жилища первобытных людей: чучела и шкуры животных (рыси, медведя, овцы, кабана) придают особый колорит музею. Мерцающий свет внутри шалаша создает иллюзию костра, освещая при этом фигуры первобытных людей. Особенностью музея является большое разнообразие исторической росписи.
   


 Создание археологического музея     
Третье направление деятельности археологического объединения – создание школьного археологического музея. Большую помощь в создании и оформлении музея оказывали и оказывают школьники.
Идея создания археологического музея возникла у Игоря Ивановича Панова еще в начале 80–х гг., в студентческие годы. Участвуя в многочисленных экспедициях по стране, посещая разнообразные музеи, пришло понимание, каким должен быть школьный музей.
В личную коллекцию, с разрешения руководителей экспедиций, попали некоторые интересные находки, встречающиеся в массовом количестве, представляющие наглядный интерес. Часть археологических материалов передана школе на временное хранение археологами национального музея им. Т. Евсеева и МарНИИЯЛИ, другая – кафедрой истории МГПИ и краеведческим отделом городского Дворца творчества юных. Но большая часть экспонатов собрана самими кружковцами как подъемный материал и подарена посетителями музея.
Основа музея заложена в 1989 г. в СОШ № 2, но только в 2003 г. ему был официально присвоен статус и звание «Школьный музей» на базе СОШ № 3 п. Медведево. Детям и организатору создания музея выпал уникальный случай: совместно, от идеи, с чистого листа создать музей, подобного которому не было в Республике Марий Эл. Сложность проекта состояла в том, что организатор музея, работая учителем в СОШ № 2, археологический музей создавал в СОШ № 3. Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться руководителю музея, – полное отсутствие финансирования. Ремонт помещения пришлось проводить, используя личные средства. Наконец, самая главная проблема – отсутствие опыта организации подобного музея.
Организация музея является результатом 25–летней деятельности археологического кружка, участия школьников в археологических экспедициях, слетах, конференциях и олимпиадах. Создание и оформление музея стало итогом совместного творчества учеников, их родителей, бывших кружковцев, учителей, ученых, спонсоров, администрации школы и района. Большую поддержку оказывает глава администрации Медведевского района Даиль Габдуллович Шагиахметов.
В реализации музейного проекта принимали участие учащиеся СОШ № 2 и СОШ №3 п. Медведево разного возраста, с 5 по 11 классы. В проекте оформления экспозиций, концепции дизайна, размещения витрин, создании макетов-реконструкций музея активно помогали юные помощники. Многие идеи сегодня реализованы. Наверное, поэтому музей притягивает посетителей, особенно детей.
Наглядность экспозиции обеспечивают сделанные руками школьников макеты археологических памятников. Наибольший интерес у посетителей вызывает диорама и реконструкция жилища первобытных людей: чучела и шкуры животных (рыси, медведя, овцы, кабана) придают особый колорит музею. Мерцающий свет внутри шалаша создает иллюзию костра, освещая при этом фигуры первобытных людей. Особенностью музея является большое разнообразие исторической росписи.


Объем музейных фондов насчитывает более 1000 единиц хранения. Коллекция состоит из подлинных археологических, палеонтологических, этнографических и нумизматических экспонатов. Преобладают находки из Марийского края, также имеются находки, обнаруженные в соседних регионах: в античных городах Северного Причерноморья, Великом Новгороде и на Бородинском поле.
Экспозиция музея расположена в семнадцати витринах и поделена на восемь разделов. В нем находятся уникальные подлинные экспонаты по всем историческим эпохам. Средствами музейной экспозиции показывается ход исторического развития, начиная от каменного века и заканчивая ХХ столетием, включая палеонтологию, эпоху раннего металла, античность, средневековье, Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. Витрины размещены так, что каждый раздел посвящен определенной эпохе или исторической теме.
В музее проходят обзорные и тематические экскурсии для всех категорий населения республики, а также уроки истории, лекции, семинары, конференции, встречи с интересными людьми, занятия археологического объединения. Использование современных компьютерных технологий позволяет сделать музейную работу более интересной и увлекательной.
Музей сотрудничает с научными, культурными и образовательными учреждениями РМЭ и РФ. Музей дважды становился лауреатом республиканского смотра-конкурса музеев образовательных учреждений и был признан одним из лучших школьных музеев республики (2005, 2008). В журнале посетителей насчитывается более 600 проведенных экскурсий, количество посетителей составляет свыше 10 тыс. человек.
Читая книгу отзывов, находим наиболее точные слова, характеризующие наш музей, оставленные Еленой Николаевной Лазаревой, кандидатом педагогических наук, доцентом МГПИ, 01.03.2006 г.: «Была приятно шокирована глубокой, плодотворной деятельностью музея, на мой взгляд, далеко уже не школьного уровня, системностью деятельности руководителя, научностью представления экспозиций. Считаю, что музей служит тем уникальным средством формирования и развития личности, тем механизмом социализации школьников и воспитанием патриотических чувств наших детей, реальных, а не мистических».
 
 
Из истории объединения     
Медведевское объединение «Юный археолог» 2011 г. отмечало 25–летний юбилей. История объединения начинается осенью 1986 г. с создания археологического кружка в Шеклянурской восьмилетней школе Медведевского района Республики Марий Эл. Как же это было?
Два молодых специалиста, выпускники Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской (МГПИ) и Марийского государственного университета (МарГУ) Игорь Иванович Панов и Александр Геннадьевич Бахтин, работая по распределению в сельских школах в Шеклянуре и Цибикнуре, организовали школьные археологические кружки. В связи с переходом на преподавательскую работу Александра Геннадьевича Бахтина в МГПИ в 1989 г. Цибикнурский кружок прекратил свою деятельность. Перейдя на работу в п. Медведево, Игорь Иванович Панов в 1987 г. создал кружок сначала в СОШ №1, а затем в СОШ №2 на базе районного Дома детского творчества. С 2003 г. дополнительно открыт кружок в СОШ № 3».
Деятельность кружка начиналась не на пустом месте, еще в 60–е гг. XX века началось привлечение школьников к археологическим исследованиям в Республике Марий Эл. Одними из первых были учащиеся школ г. Козьмодемьянска. В 70–е гг. в МарГУ на историческом факультете сложилась группа активных студентов, которые занимались археологией. По их инициативе был образован школьный археологический кружок. Работа районных кружков была скоординирована с работой Дворца пионеров г. Йошкар-Олы, где проводились республиканские конференции и слеты археологов. Вначале базой для школьных кружков была Марийская археологическая экспедиция, а позже экспедиция Марийского республиканского краеведческого музея. Но вскоре большинство из них были закрыты из-за отсутствия финансирования. Медведевское объединение «Юный археолог», несмотря на материальные трудности, сохранилось и продолжает успешно существовать.
История объединения, условно подразделяется на три этапа, для каждого из них характерны свои особенности. I этап 1986–1996 гг. Особенностями первого этапа объединения являются:
формирование школьного археологического кружка;
широкое участие детей в экспедициях;
установление традиций в экспедициях;
участие актива кружка в республиканских, всероссийских археологических и краеведческих слетах;
создание археологического кабинета (экспозиции) в Медведевской СОШ № 2.
II этап – 1997–2002 гг. Возникают качественно новые явления. Они, с одной стороны, явились результатом внутреннего, логического развития кружка, с другой, были связаны с изменениями, которые проходили в российском обществе. К новым явлениям в работе объединения можно отнести:
поиск и рождение новых форм деятельности кружка;
подготовку и участие во всероссийских, открытых региональных и республиканских олимпиадах, конкурсах и конференциях;
организацию и проведение археологических экспедиций, основной состав которых составили ученики СОШ № 2.
III этап – 2003–2012 гг. – стал для объединения новым шагом вперед. Что характерно для третьего этапа:
преобразование археологического кружка в объединение «Юный археолог» (с 2007 года);
участие в экспедициях учеников СОШ № 2 и СОШ № 3 п. Медведево;
помощь детей и взрослых в создании и оформлении единственного в Марий Эл археологического музея в СОШ № 3, ставшего одним из центров воспитательной и научно-исследовательской работы обучающихся;
активная деятельность юных археологов в работе школьного научного общества (ШНО), участие юных исследователей во всероссийских, республиканских, конкурсах и конференциях;
затруднения с выездом в экспедиции в связи с ограничениями и запретами Роспотребнадзора.
Важнейшим побудительным мотивом в организации кружковой работы было увлечение руководителя объединения археологией во время обучения в вузе. Уже тогда происходил сбор археологического материала, представляющего интерес и не имеющего значительной научной ценности. Желание детей знать историю больше и глубже, возможность вывести их в летнее время из поселка не только для того, чтобы они отдохнули и набрались сил, но и вырвать их из криминогенной среды, привело к созданию археологического кружка. На первых занятиях была поставлена общая цель: знать хорошо историю, участвовать в археологических раскопках, заниматься поисковой работой, помочь в создании археологического музея.
Один из разделов экспозиции музея «Летопись школьной археологии Республики Марий Эл» посвящен юным археологам разных поколений. Начало раздела представлено стендом «Гордость Медведевской школьной археологии» с фотографиями лучших кружковцев разных поколений. Среди первых кружковцев были ребята разных школ, классов: Лилия Петухова, Виктор Машков, Сергей Гладышев, Ринат Назмутдинов, Дмитрий Кокушкин, Антон Симонов, Дмитрий Шобанов, Дмитрий Ушаков, Александр Ишпаев, Максим Манылов, Игорь Михеев, Наталья Степанова, Наталья Чернякова, Анна Домрачева, Лариса Астахова, Светлана Кузнецова, Светлана Гордеева, Ольга Лежнина, Дамир Гайфулин, Сергей Киреев, Антон Лачков, Кирилл Москвичев, Сергей Бандин, а также Сергей Архипов, Светлана Инягина и Алексей Воробьев, впоследствии закончившие исторический факультет МарГУ. Интересно, что дети, которые много лет изучали историю, «копали» ее, сами стали объектом изучения, частью истории.
Через газетные публикации, фотоматериалы, исследовательские проекты, научно-тематические серийные сборники отражена история школьной археологии Республики Марий Эл и деятельность археологических кружков в Медведевском районе.
Можно предположить, что большинство новых археологических открытий в Марийском крае за последние 26 лет связано с активным участием медведевских школьников. Благодаря поддержке ГБОУДОД Республики Марий Эл «Детско-юношеский центр «Роза ветров» и Медведевского Дома детского творчества, под научным руководством сотрудников сектора археологии МАРНИИЯЛИ кружковцы приняли участие в 33 экспедициях и слетах. «Копали» все эпохи от каменного века до позднего средневековья. Общее количество участников экспедиций составляет около 300 человек.
    
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
Палеонтология отражает начало жизни на Земле. Окаменелости представляют собой останки и отпечатки растений, живших в давно минувшие эпохи. Обратите внимание на верхнюю часть витрины, на планшете спиралевидное геохронологическое изображение развития жизни на планете. Здесь показано четыре периода (эры) развития нашей планеты от начала формирования жизни на Земле до наших дней: Архей, Палеозой, Мезозой, Кайнозой.
Наиболее древними экспонатами являются три предмета: зубчатая раковина (аммонит), уголь с отпечатками растений и галька – экспонаты относятся к Палеозойской эре (периода Карбона – 285–300 млн. лет).
Заслуживает внимания фрагмент окаменевшего дерева Пермского периода (Палеозойской эры – 230–285 млн. лет). Несомненный интерес вызывает заостренная коническая раковина белемнит Мезозойской эры (Юрского периода – 135–145 млн. лет). Стекловидные раковины белемнитов крестьяне совсем недавно называли «громовыми стрелами», иногда боялись брать в руки.


В Кайнозойскую эру, в Четвертичном периоде, во времена похолодания на Земле, когда происходила эволюция человека, жили самые огромные животные того времени – мамонты, которые были любимым блюдом людей позднего палеолита (рост до 3,5 м, вес до 5 тонн, длина бивней до 4,5 м). Зуб мамонта можно увидеть в центральной части витрины.
В этот же ледниковый период обитали такие крупные животные как бизон и носорог. Кости и рога этих древнейших животных находятся в нижней части витрины. Эта эпоха в истории человеческого общества получила название «палеолит».
  
Эпоха раннего металла (5–3–1 тыс. до н.э.) привела к распаду первобытной общины и зарождению древнейших цивилизаций.
В витрине 5 размещены материалы эпохи раннего металла. Около 5–6 тыс. лет назад человечество вступило в новую историческую эпоху: люди научились добывать и обрабатывать металл, ставший основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей. Эта эпоха делится на три крупных периода – энеолит, бронзовый и железный век.
Центральная часть витрины знакомит с древностями энеолита, раннего и позднего бронзового века, представленного поздневолосовской, балановской, приказанской и поздняковской культурой. Абашевская и сейминско-турбинская культура отражена фотоматериалами.
Балановская керамика выделяется оригинальным орнаментом и внешней привлекательностью. Балановская культура занимала практически всю территорию Марийского Поволжья, но чисто балановские поселения, особенно ранние, изучены слабо. В настоящее время они в основном представлены местонахождениями керамики, часто без следов культурного слоя, хотя большинство из них, по мнению ученых, является остатками разрушенных стоянок и долговременных поселков.


С 1987 по 1991 гг. на территории Горномарийского (с. Виловатово) и Медведевского (д. Кюшнур) районов исследовались Абашевские курганы эпохи бронзы. Было изучено свыше 50 курганов, которые дали замечательные результаты. Орнамент на одном из сосудов оказался лунным календарём.
В верхней части витрины на макете-реконструкции изображены последствия жестокой схватки кочевников с местными жителями. Следы страшных событий обнаружены во время раскопок Пепкинского кургана в Горномарийском районе. Одинокий курган справа от дороги Козьмодемьянск – Виловатово оказался земляной насыпью над братской могилой абашевских воинов. В кургане 28 костяков лежали друг к другу по абашевскому погребальному обряду – на спине с подогнутыми ногами, рядом с ними находились сосуды и остатки украшений. Несколько костяков – без черепов. Черепа других расположены рядом. Исследователь кургана А.Х.Халиков считает, что передовой отряд абашевцев был перебит местными воинами. Победители успели у некоторых убитых врагов отрезать головы. Но вот вдали появились основные силы пришельцев. Им удалось отбить головы некоторых своих сородичей. Всех убитых в этом сражении похоронили в одной яме и над ними насыпали курган. О том, что эти мужчины были убиты во время вооруженного столкновения, говорят застрявшие в их костях кремневые наконечники стрел местных типов.
С 2001 – 2006 г. ведущим археологом МарНИИ Б.С.Соловьевым произведены раскопки в Юринском районе, подтвердившие наличие в устье Ветлуги сейминско-турбинского могильника. Ученым с помощью школьников удалось обнаружить несколько погребений. Наибольший интерес представляет обнаруженное в 2004 г. предположительно погребение вождя. Об этом свидетельствует разнообразие и многочисленность редких находок: бронзовое копье, орнаментированный кельт, пластинчатый нож. Уникальность захоронения состоит в том, что его оставили на Волге загадочные племена кочевников, прошедшие в глубокой древности огромный путь от Алтая до Оки. Они до сих пор составляют загадку для ученых: на всем протяжении не найдено ни одного поселения – только могильники.


На отдельном планшете представлены предметы из камня: тёрочник, наконечник стрелы и каменные топоры – даже в эпоху бронзы каменные изделия продолжали существовать, и именно в это время техника обработки камня достигла своего наивысшего развития.
Вещи Ананьинской культуры,раннего железного века, находятся в нижней части витрине 5. Это керамика, осёлок, оружие – топор-кельт, а также женское украшение – шейная гривна. Кельт и гривна изготовлены из бронзы. В это время в ананьинской культуре наблюдается невиданный расцвет металлургии бронзы, но уже появляются и биметаллические предметы, изготовленные из бронзы и железа. Способы обработки металлов отражены на планшете справа от витрине 5.
Эпоха раннего металла привела к распаду первобытной общины и зарождению древнейших цивилизаций.
  
В витрине 9 и витрине 10 размещены экспонаты средневековья Марийского края. Во второй половине первого тысячелетия н.э. в Волго-Вятском междуречье шло формирование древнемарийской народности.
Первое упоминание о марийцах сделано в письме хазарского Кагана Иосифа в 960 г. к кордовскому визирю. При перечислении подчиненных ему народов он называет «ц-р-мис» (черемис). В русской летописи XII в. «Повесть временных лет» отмечается, что по соседству со славянами, на севере и северо-востоке, жили финно-угорские племена – в том числе черемисы (марийцы), мордва, меря, мурома. Они платили дань Руси. Марийские племена жили на луговом (левом) и горном (правом) берегах Волги.
В настоящее время на территории Марийского края известно 48 городищ (общий вид, сторожевая башня) и 59 селищ второй половины VI – начала XV вв. При выборе мест для устройства, как городищ, так и селищ большое значение имел характер ландшафта, рельеф и направление основных путей сообщения, поэтому все памятники эпохи средневековья связаны с открытыми водоемами.
Благодаря раскопкам, причем с 2000 – 2003 гг. при участии медведевских школьников, изучены объекты хозяйственного назначения и вал городища. Что же было обнаружено? Это и фрагменты сосудов, жернова, ножи, топоры, пряслица, наконечники стрел, замки, ключи, монеты и т. д.
В витрине 9 находится археологический материал из раскопок могильников среднего и позднего средневековья.
В настоящее время известно 102 могильника VI – XVII вв., содержащие 1809 погребальных комплексов. В верхней части экспозиции выставлен медный котел XVI – XVII вв. Богатейший материал, состоящий из комплекса украшений и предметов женского костюма, находится в центральной части витрины: серьга, височное кольцо (легкая подвеска, прикрепляемая к головному убору у виска), подвеска, браслет, шейная гривна, перстень, кольца и бусы.
На небольшом планшете слева – интересный нумизматический материал, который широко использовался марийцами в качестве украшений, московские копейки, которые относятся к XVI – XVII вв., и две монеты эпохи Золотой Орды. Интерес представляют элементы женского костюма: фибулы, украшение на поясницу и фрагмент пояса.
В нижней части витрины представлена средневековая керамика, пряслица (кольца, которые насаживались на веретено), шлак и грузила.
Все эти предметы свидетельствуют о развитии ремесел, которые обеспечивали бытовые потребности деревенских общин, а также о господстве натурального хозяйства.
Витрина 10 знакомит с наиболее распространенными вещами, изготовленными мастерами кузнечного и оружейного дела, предметами домашнего обихода и оружием. Центральная и нижняя часть представлена предметами массового пользования: железными ножами, наконечниками стрел, копий, дротиками и топорами.
В этой же витрине можно увидеть еще один интересный и редкий экспонат: меч-клинок эпохи среднего средневековья. Достаточно хорошая сохранность позволяет судить о высоком уровне мастерства оружейников.
Наибольший интерес для ученых в изучении селищ представляет средневековое марийское селище XIII – XIV вв., расположенное в центре д. Красное Селище близ реки Суры Горномарийского района. В сезон 1995 г. кружковцам довелось участвовать в раскопках этого уникального памятника. Раскопки подобных поселений в нашем крае ранее не проводились.
История марийского народа всегда была неразрывно связана с историей Руси, России. После вхождения в состав Российского государства на его территории стали строить православные храмы. Одним из них был Собор Воскресения Христова в Царевококшайске, построенный во времена императрицы Елизаветы Петровны в 1759 г., являвшийся главным храмом города и уезда. К сожалению, до нашего времени храм не сохранился. Он был разрушен в 60-е годы XX века. Изображение собора можно увидеть на планшете. Место, где он находился, является исторической частью города и в последние годы исследуется археологами. В 2009 г. храм был воссоздан.
  
 
УЧАСТИЕ В ЭКСПЕДИЦИЯХ
Участие в археологических экспедициях     
Важнейшим направлением работы кружка стало участие школьников в археологических экспедициях, разведках и слетах. Первые экспедиции были очень сложны и по характеру раскопок, условиям быта, отсутствию опыта и возрастному составу детей от 11 до 13 лет. Они выявили костяк будущих экспедиционных «фанатов», многие из которых до сих пор поддерживают связь с кружком.
На первом этапе становления коллектива в экспедиции произошло установление традиций, которые в дальнейшем передавались из поколения в поколение: посвящение в археологи, посещение культурных достопримечательностей, взаимопомощь, высокая дисциплина.
С 1987 по 1990 гг. в Среднем Поволжье на территории Горномарийского и Медведевского районов исследовались Абашевские курганы эпохи бронзы. Были раскопаны десятки погребений, найдено много сосудов хорошей сохранности. В орнаменте одного из них оказалась заложена календарная система.
На левобережье Волги в устье р. Илеть Звениговского района в 1991 г. проходили раскопки интереснейшего комплекса – Мари-Луговской стоянки. На протяжении нескольких тысячелетий это место привлекало древних людей, здесь представлены археологические культуры разных эпох. Были обнаружены фрагменты древней посуды и кремневые орудия: ножевидные пластины, скребки, тесла и фрагменты украшений.
Большой интерес вызвали у ребят сезоны 1992–1994 гг., когда они принимали участие в раскопках поселений эпохи бронзы в зоне Чебоксарского затопления близ деревень Дубовая (Килемарский район), Починок и Галанкина гора в Юринском районе. Многое из археологических ценностей потеряно безвозвратно в результате затопления, часть памятников старины оказалась под водой, на дне водохранилища, другая часть разрушается в результате обвала берегов».
Сезон 1995 года выделяется тем, что впервые кружковцам довелось участвовать в раскопках средневекового марийского селища XIII–XIV вв., расположенного в центре деревни Красное Селище близ реки Суры Горномарийского района. Раскопки подобных поселений в нашем крае ранее не проводились, участники экспедиции чувствовали себя первооткрывателями.
Культурный слой представлен черным, сильно гуммированным заполнением, интенсивность которого приблизительно одинакова на территории всего раскопа. В раскопе обнаружена хозяйственная постройка с углубленным подполом. Наиболее массовыми находками являются фрагменты керамики, из которых полностью или частично реконструируются лишь несколько сосудов. Керамический материал состоит из лепной и гончарной посуды. На селище найдены изделия из черного (ключи, фрагменты замков, гвозди, ножи, ложка, пряжки, обломки кресала и т.д.) и цветного металлов, несколько костяных поделок и пряслиц.
Кроме экспедиций, актив кружка первого периода успешно участвовал в 6 республиканских и всероссийских археологических и краеведческих слетах.


Второй этап объединения «Юный археолог» охватывает период с 1997 по 2002 гг. Основной категорией детей были школьники одного класса, где классным руководителем являлся Игорь Иванович Панов. Наиболее яркими представителями участниками этого периода были: Вячеслав Кудрявцев, Алексей Головунин, Татьяна Беневоленская, Марина Киреева, Татъяна Скобелева, Светлана Лебедева, Анна Лопарева, Евгений Сушенцов, Дмитрий Леухин, Андрей Туманов, поступивший в 2002 г. на исторический факультет МарГУ (в настоящее время младший научный сотрудник).
В 1998 г. после 7 класса юные археологи копали историческую часть города Козьмодемьянска, помогая установить местонахождение острога, представлявшего собой административное ядро города. В ходе разведки была произведена фиксация археологических находок на раскопе. В это же время были зарисованы и описаны некоторые вещи из археологической коллекции Козьмодемьянского музея.
С 1999 по 2000 гг. актив группы помогал исследовать Юринскую стоянку эпохи бронзы, расположенную на песчаном мысе боровой террасы левого берега реки Волги рядом с замком Шереметева.
Итогом экспедиций 2000–2003 гг. были раскопки широко известного Мало-Сундырского городища XIV–XV веков, расположенного в Марийском правобережье р. Волги на горе Аламнер под руководством док. ист. наук Татьяны Багишевны Никитиной – заместителя директора МарНИИЯЛИ.
«Аламнер (город на горе), Оролы курык (сторожевая гора), Чалымский городок, Сундырская Гора, Мало-Сундырское городище, Важнангерское городище – под такими названиями это место сохранилось в памяти народа и исторических источниках, каждое название имеет свою легенду и связано с конкретными событиями. Начиная, с 1958 года на городище проводились археологические раскопки.
Памятник расположен на высокой правобережной террасе р. Волги на стрелке, образованной правыми берегами р. Волги и р. Малый Сундырь. Площадка имеет неправильную форму. Ее длина с запада на восток 270 м, ширина у вала 270 м, а ближе к мысу 150 м. Северо-восточный склон со стороны Волги возвышается на 78 м над поймой р. Волги, юго-западный склон и мысовая часть имеют высоту 71 м от поймы р. Малый Сундырь. В 2000 году на городище был составлен паспорт и памятник стал одним из девяти объектов федерального значения в Республике Марий Эл.


С 2003 г. начинается новый этап объединения «Юный археолог», связанный со сменой поколений и проведением занятий в археологическом музее Медведевской СОШ №3. Участниками экспедиций стали представители двух школ, Медведевской СОШ№ 2,3. Актив группы: Евгений Тихомиров, Алексанндр Третъяков, Надежда Алманова, Марина Домрачева, Ирина Михайлова, Мария Рыбалко, Алексей Лавлинский, Антон Кобяков, Антон Кавардаков, Регина Зурканаева, Сергей Васьков, Олег Сорокин, Анна Романова, Александра Ненарокова, Алексей Леухин и Екатерина Полянина ныне студентка исторического факультета МарГУ.
В 2004–2006 гг. кружковцы участвовали в раскопках уникального памятника эпохи бронзы Юринского могильника сейминско-турбинской культуры, который расположен в устье реки Ветлуги. Ученым с помощью школьников удалось обнаружить несколько погребений, наибольший интерес представляет найденное погребение предположительно вождя, а в нем уникальные вещи – бронзовые копье, топор и нож».
В 2007 г. экспедиция проводилась в Юринском районе РМЭ в устье Ветлуги. Научное руководство осуществлял док. ист. наук, заведующий сектором археологии МарНИЯЛИ, Валерий Валентинович Никитин. В программе лагеря предусматривались раскопки Сутырского поселения волосовской культуры эпохи неолита. Раскопом изучены отдельные хозяйственные и столбовые ямки, кострища и собрана коллекция кремневых предметов и ранненеолитической посуды с накольчатым орнаментом. Памятник интенсивно разрушается водами Чебоксарской ГЭС.
Экспедиция 2008 г. осуществляла раскопки Писеральского средневекового мольбища в Горномарийском районе, на берегу реки Юнга. Руководителем экспедиции была Диана Юрьевна Ефремова, канд. ист. наук, старший научный сотрудник МарНИИЯЛИ. В экспедиции участвовало 13 учащихся из трех школ п. Медведево. Выявлены три кострища, железные предметы и кости домашних животных.
В 2011 г. были раскопки средневекового Большегорского городища в Сернурском районе РМЭ под руководством канд. ист. наук, старшего научного сотрудника МарНИИЯЛИ Алексея Викторовича Михеева. Были найдены фрагменты керамики, следы кострища и крупный осколок серпа.
В 2012 г. группа объединения «Юный археолог» в составе научных сотрудников МарНИИЯЛИ под руководством д.и.н. Татьяны Багишевны Никитиной приняли участие в экспедиции, которая проходила в Нижегородской области, в Воскресенском районе, близ деревни Русениха. Объектом изучения стали захоронения древних марийцев 9–11 века (Русенихский могильник). Лагерь располагался на лесной возвышенности, на берегу реки Ветлуги.Всего в ходе раскопок было найдено 3 погребальных и 3 жертвенных комплексов.
В том числе были найдены женские браслеты, перстни, наконечники стрел и орудия труда: тёсла, долота и топоры.
Экспедиция 2013 г. недавно вернулась с раскопок Ардинского городища в Килемарском районе под руководством сотрудника МарНИИЯЛИ Михеева А.В. Площадка расположена на мысе в устье реки Арда длиной 58 и шириной до 30 м, выступающий от коренной террасы р. Арда с востока на запад. Первые свидетельства долговременногоо жилья на этой площадке относятся к эпохе раннего железного века (VII-VI вв. до н.э.). Вторично мыс, удобным для основания поселения находят древнемарийские племена. В третий раз долговременное поселение (селище) было основано уже в XIV-XV вв. н.э. и связано также с марийскими племенами. Экспедиция длилась 8 дней и за это время ребята сделали большую работу. Было найдено большое количество интересный фрагментов керамики и костей животных.
 
 
КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЯ
Организация музея – итог 28-летней внеурочной деятельности объединения «Юный археолог». Особенностью объединения является то, что за прошедшие годы краеведческая деятельность учащихся переросла из познавательной в общественно - полезную. Оно стало школьным научным обществом с работой по трем основным направлениям: экспедиционной работе, исследовательской и музейной деятельности.
Результатом деятельности объединения «Юный археолог» стало основание и дальнейшее развитие школьного археологического музея, ставшего фактически межшкольным, располагающего подлинными археологическими, палеонтологическими, этнографическими и нумизматическими экспонатами. Построить альтернативную школьным урокам культурно-образовательную среду, придать исследованию прошлого дух романтики, «окунуться в историю», создать с «чистого листа» нестандартное музейное пространство – вот те причины, которые привели к идее создания школьного археологического музея.
Основа музея заложена в 1989 г. в Медведевской школе № 2, но только в 2003 г. ему был официально присвоен статус и звание «Школьный музей» на базе Медведевской школы № 3. 10 декабря 2004 г. состоялось его официальное открытие.
Формирование музея стало итогом совместной деятельности детей и взрослых: «продуктом» коллективного творчества детского краеведческого объединения «Юный археолог», их родителей, учителей, ученых, спонсоров, администраций школы и района. Роль юных археологов в создании музея стала определяющей. Детям и мне, как организатору создания музея выпал уникальный случай – с «чистого листа» основать музей, подобного которому не было в Республике Марий Эл.
В процессе многолетней внеурочной деятельности, сложилась своя методическая система, свое видение деятельности археологического объединения и работы школьного музея. Приоритетным направлением во внеурочной деятельности стал школьный музей, позволяющий интегрировать общее, дополнительное и высшее образование. Ниже представлена логическая взаимосвязь компонентов методической системы.

Музей фактически включает все общепринятые хронологические эпохи: первобытный период, Древний (античный) мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Школе и музею, удалось создать единое образовательное пространство, выходящее за рамки одной школы и эффективно его использовать в образовательно-воспитательном процессе.
Музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
С появлением музея значительно возрос интерес обучающихся к истории. Вначале создание музея являлось целью и результатом совместной деятельности детей и взрослых, теперь же он является образовательной средой для развития творческого потенциала, как учащихся, так и самого организатора и руководителя музея. По разделам экспозиций создана концепция музея с оригинальной интерпретацией по всем эпохам.


Продолжением развития музея стало создание и размещение в интернет-пространстве сайта «Виртуальный музей» (www.arhmuzey.ru). Содержание проекта направлено на иллюстрацию ключевых этапов истории марийского края, российской истории в контексте изучения мировой истории. Вместе с командой объединения «Юный археолог» трех медведевских школ и руководителем проекта удалось отобразить уникальность музея в текстовом и мультимедийном варианте. Проект выполнен вручную – без готовых шаблонов и конструкторов. Сайт имеет инновационный характер, он актуален, современен, оригинален и по-новому раскрывает потенциал школьного музея. Новизна Проекта состоит в том, что по содержанию, структуре и техническим задумкам, подобные школьные сайты по музеям, созданные школьниками, в интернете не встречаются. Это указывает на творческий характер исследовательской работы. Нестандартное и творческое отображение виртуальной версии музея позволяет решать целый комплекс общественно-значимых, социокультурных, образовательных проблем и задач. 
Образовательная программа развития школьного музея определяет основные направления деятельности археологического школьного музея, ставшего в районе одним из центров основного и дополнительного образования школьников.

Она может быть использована в урочной и во внеурочной деятельности, в работе объединения «Юный археолог», в мероприятиях, посвящённых памятным датам истории России и родного края. Программа по содержанию является - социально-образовательной; по функциональному предназначению - общекультурной; по форме организации - музейно-кружковой; по времени реализации - пятигодичной.
За многие годы у музея сложилось тесное и плодотворное сотрудничество с образовательными и научными учреждениями регионального и федерального уровня: Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения (ФГБОУ ДОД ФЦДЮТиК); Институтом всеобщей истории РАН; кафедрой региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ; Союзом краеведов России (СКР); МарНИИЯЛИ им. Васильева; НПЦ Министерства культуры РМЭ; Национальным музеем Республики Марий Эл им. Т. Евсеева; ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»; ГОУ ДПО (ПК) С«Марийский институт образования».
Координацию деятельности музея осуществляет МОБУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества» и ГБОУ ДОД Республики Марий Эл «Детско-юношеский центр «Роза ветров».
Школьный археологический музей является структурным подразделением МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района», пос. Медведево, Республики Марий Эл. Шефство над музеем осуществляет Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, ежегодным планом работы. Действует на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации".
 
  
Деятельность музея     
В музее проходят обзорные и тематические экскурсии для всех категорий населения республики, а также уроки истории, лекции, семинары, конференции, встречи с интересными людьми, занятия археологического объединения. Использование современных компьютерных технологий позволяет сделать музейную работу более интересной и увлекательной.
Разрабатывается и уже частично апробируется интегрированный спецкурс «Музейная педагогика» по гуманитарным предметам и биологии для учащихся 4–11 классов, включающий 30 тем с учетом календарно-тематического планирования предметов. Курс занятий ориентирован на учеников различных школ, он может частично помочь учителям истории реализовать региональный компонент в образовании и формировать систему ценностей. Представляя «живые картины» истории, дети сами погружаются в историю, пропуская через сознание весь многовековой путь развития человечества.
Составлен подробный путеводитель. Разработан цикл обзорных и тематических экскурсий по всем историческим эпохам.
В музее проводятся занятия с юными археологами по авторской Программе объединения «Юный археолог». Программа объединения «Юный археолог», разработанная в 2007 г., призвана познакомить учащихся с теоретическими и практическими знаниями и умениями в области археологии и истории. Она рассчитана на 4 года, ориентирована на учащихся, занимающихся в археологическом объединении, в состав которого входят учащиеся трех медведевских школ.
Для реализации основных направлений на первом этапе создания музея были созданы профильные группы: поисково-исследовательская – все желающие могут принять участие в археологических экспедициях, конкурсах, и группа моделирования музейных предметов. Затем появилась экскурсионная группа – для проведения экскурсий, бесед, встреч с гостями музея, музейных праздников. В настоящее время приоритетной стала информационно-коммуникационная группа, принимающая активное участие в разработке сайта «Медведевский школьный археологический музей». Таким образом, создаются условия для добровольного и творческого участия детей в реализации всех основных направлений музейной деятельности.
Сначала создание музея являлось целью и результатом совместной деятельности детей и взрослых. Теперь же музей стал образовательной средой для творческого саморазвития, как учащихся, так и самого руководителя музея.
 
   
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.arhmuzey.ru/museum/collection
Медведевский археологический музей
Памятники археологии Марий Эл
Газета Марийская правда.

  

ВложениеРазмер
ArheologMuz (1).jpg263.05 КБ
ArheologMuz (2).jpg273.66 КБ
ArheologMuz (3).jpg269.13 КБ
ArheologMuz (4).jpg137.57 КБ
ArheologMuz (5).jpg230.54 КБ
ArheologMuz (6).jpg305.29 КБ
ArheologMuz (7).jpg172.6 КБ
ArheologMuz (8).jpg266.17 КБ
ArheologMuz (9).jpg259.73 КБ
ArheologMuz (10).jpg276.65 КБ
ArheologMuz (11).jpg193.1 КБ
ArheologMuz (12).jpg282.93 КБ
ArheologMuz (13).jpg235.23 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru