Богатырская застава в Елембаево

Отъехав на несколько километров к западу от Нового Торъяла можно переместиться во времени: в селе Елембаево при местной церкви функционирует настоящая древнерусская богатырская застава.
Впрочем, отбросив все эпитеты и художественные приемы, поясню, что это - инициатива настоятеля расположенного тут Храма Андрея Критского отца Сергия Бажанова. Идея о строительстве места, где бы молодежь могла, что называется, отбросив всякое нехорошее, приобщаться к святому и истории, возникла достаточно давно. 
 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Богатырская застава в Елембаево

В качестве примера для подражания был взят проект, реализованный в Самарской области, где под Тольятти уже давно функционирует Богатырская застава. Почему бы не реализовать подобное в Марий Эл - подумал батюшка, обсудил идею с семьей и прихожанами, сделал наброски и пришел с предложением в местную администрацию.
- Мы хотим сделать своеобразную машину времени! Чтобы человек, который посетит нашу заставу, очутился на территории древности, где бы он увидел былинных богатырей, смог, надев на себя кольчугу, ощутить себя наследником древней былинной святой Руси, - рассказал отец Сергий.
 

Богатырская застава в Елембаево

Идею священнослужители в администрации Пектубаевского сельского поселения, к которому относится село, поддержали, помогли юридически грамотно составить все документы и посоветовали направить их на конкурс по поддержке проектов местных инициатив. 
В итоге проект строительства Шукшанской богатырской заставы получил поддержку властей, были выделены деньги, начались работы, и первый этап строительства был завершен к новому году. В итоге, на месте пустыря, где годами складывался мусор, появилась настоящая деревянная крепость, построенная по всем канонам древнерусского строительства. 
 

Богатырская застава в Елембаево

- У нас уже есть крепость, и на День Победы мы провели первый масштабный праздник, куда приехали гости из Йошкар-Олы, Нового Торъяла, других поселков. Мы провели молебен, постановочные бои, знакомые реконструкторы провели турнир, работала ярмарка. В общем, получился хороший праздник для всех жителей района и гостей, - рассказал Сергей Бажанов.
Впрочем, говорить о том, что работы на заставе завершены, очень преждевременно. Планов у настоятеля Храма великое множество - это завершить летнюю кухню, горницу, сделать полосу препятствий для проведения соревнований, окончательно все благоустроить.

- Наш проект направлен на то, чтобы молодых людей обратить к свету, правде, истине, правильным ценностям. Ну и, конечно, правильно будет сказать, что мы готовы работать не только с молодежью, но и людьми всех поколений, всех тех, кто готов тянутся к свету, — пояснил отец Сергий.
  

Александр Евстифеев на осмотре богатырской заставы.

Богатырская застава в Елембаево

 

Недавно село Елембаево посетил Глава Марий Эл Александр Евстифеев, чтобы посмотреть на Шукшанскую богатырскую заставу. Руководитель региона, прежде всего, осмотрел в храм, а потом осмотрел объекты заставы, высоко оценив проделанную работу.
— Это объект — ярчайший пример реализации проекта по поддержке местных инициатив, очень хорошая идейная подоплека Сегодня с отцом Сергием мы говорили о дальнейшем развитии заставы - обустройства территории, достройки тех объектов, которые уже частично используются. Пасторская служба в церкви умело сочетается с вопросами воспитания и физической подготовки нашей молодежи. Это еще один пример, который вполне может быть продемонстрирован республикой в дни 100-летия марийской автономии, - поделился впечатлениями Александр Евстифеев.
 
  На Шукшанской богатырской заставе, которая, прежде всего, нацелена на работу с сельчанами, а также проживающими в округе, ждут в гости всех желающих, со всех уголков республике. Всем кому интересна история нашей страны, кто не чужд православию, кто хочет совершить путешествие во времени, стать богатырем.
- Что такое богатырь? Если перевести это слово на современный язык, то это - богоносец, тот, кто носит Бога в своем сердце. Мы говорим, что можем быть победителями в том случае, если Бог с нами. Как говорил великий князь Александр Невский, не в силе Бог, а в правде. То есть, на чьей стороне господь Бог, а он на стороне правды, добра и света, за тем и будет победа, - сказал на прощание настоятель Храма Андрея Критского.
  


 
ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ В ЕЛЕМБАЕВО
После традиционного молодежного крестного хода в Йошкар-Оле молодые православные верующие из разных уголков Марийской митрополии направились в село Елембаево, чтобы поучаствовать в традиционном поселении «Трудовой десант». Там их ожидала не только работа, но и насыщенная развлекательная программа.
Первой задачей для прибывших стала покраска деревянной крепости на Шукшанской богатырской заставе, с которой 50 пар рук легко справились за неделю. Затем продолжились отделочные и утеплительные работы в здании воскресной школы (тереме).

13 августа в Елембаево приехал епископ Волжского и Сернурский Феофан. После молебна состоялась беседа с Владыкой о монастыре, в котором он служил, святынях и подвижниках, с которыми он общался.
За время нахождения ребят в традиционном молодежном поселении «Трудовой десант», был проведен турнир по современному мечевому бою, вызвавший восторг у «десантников».  Радость принесли и игры с мячом, богатырские бои, пение песен под гитару. Приехавшие гости из Йошкар-Олы – участники Молодежного форума кадрового резерва Марий Эл – были приглашены на шапочный бой.
Также ребята изучали гончарное дело с мастером Александром Николаевым, посмотрели коллекцию ретро-машин Андрея Куклина, съездили на источник святого великомученика Пантелеймона в село Масканур, искупались в реке Шукшан. Кроме того, «десантники» организовали концерт для всех гостей и жителей села.
Такой «Трудовой десант» проводится каждый год и не оставляет никого равнодушным, сообщает пресс-служба Марийской митрополии.
 


 
 Село ЕЛЕМБАЕВО
Находится на северо-востоке Новоторъяльского района по течению реки Самоерка (Шукшан), в 10 км от поселка Новый Торъял. Село является центром Елембаевской сельской администрации. По легенде, название возникло от имени первопоселенца Елембая, который пришел в эти края с братом Маркелом.
В 1770 году в селении числилось 6 хозяйств. В 1859 году в казенном починке Елембаево при реке Шукшан насчитывался 41 двор, 160 мужчин и 193 женщины. Все русские, православные или раскольники. Имелись свой маслозавод и православная часовня. В 1877 году деревня Елембаево числилась в составе Ексейской волости Уржумского уезда в приходе Новоторъяльской церкви Вознесения Господня. Работали водяная мельница и кузница. В 1888 году открылось Елембаевское одноклассное училище, в 1900 году — церковноприходская школа, размещавшаяся в избе Н.П. Бастракова.

В 1905 году в деревне Елембаево насчитывался 41 двор, 113 мужчин и 131 женщина. В 1912 году в селе Елембаево Уржумского уезда Вятской епархии была построена церковь на средства почетного гражданина, I гильдии купца города Нолинска И.В. Маландина. Первым священником был Д. Новоселов. В 1917 году Б.Е. Федоров имел кузницу, К.Г. Пасынков — красильню, П.М. Бастраков — кузницу. Многие ездили на заработки в Сибирь. Священником в церкви служил Д.А. Андреевский, дьяконом — В.Н. Старыгин. Распространенные фамилии — Бастраковы, Лаптевы и Отмаховы. В 1918 году в деревне открыли избу-читальню, заведующим работал П.А. Лаптев. Начала работать водяная мельница, ее владельцами были Я.Ф. Бастраков и Г.Ф. Стрельников (деревня Долбачи).

 


В 1920 году с образованием МАО селение вошло в состав Сернурского кантона, в нем насчитывалось 44 двора, 288 жителей, все русские. В 1923 году начало работать потребительское общество. В школе I ступени обучался 61 ученик, из них 31 мальчик и 30 девочек, все русские. В 1924 году открыли пункт ликвидации безграмотности. Учителем работал Ф.Ф. Бахтин.

В 1931 году образован колхоз "Новая жизнь". В 1939 году в селе Елембаево насчитывалось 112 мужчин и 118 женщин, в колхозе — 34 хозяйства.
С началом Великой Отечественной войны почти всех мужчин призвали на фронт. В октябре 1941 года в деревню прибыли 32 эвакуированных из Москвы.
В 1950 году колхоз объединился с колхозами "Крестьянский подъем" и имени Крупской. В 1954 году село Елембаево стало центральной усадьбой колхоза "Новая жизнь", в его состав вошло 7 деревень. В 1961 году здесь действовала восьмилетняя школа, в ней обучались 176 учащихся. В 1965 году в селе имелись школа, сельский совет, библиотека, медпункт, почтовое отделение, клуб и магазин. В 1969 году колхоз "Новая жизнь" реорганизовали в совхоз "Новая жизнь".
В 1970 году в селе Елембаево преобладало русское население, 66 мужчин и 96 женщин. В 1975 году построили здание восьмилетней школы. В 1975 году открыли магазин на 5 рабочих мест, в 1980 году — детский сад на 90 мест, в 1987 году — дом культуры на 300 мест, в 1989 году — баню на 26 мест с прачечной. В 1990 году закрыто здание пришкольного интерната при Елембаевской средней школе.
В 1999 году в селе было 200 дворов, 238 мужчин и 289 женщин, 420 русских и 145 мари. Имелись 172 радиоточки, 56 телефонов, 154 телевизора. Жители пользовались привозным газом, водопроводом, канализацией. Работали медпункт, клуб, школа, магазин, Сбербанк. В 2002 году числилось 182 двора, 528 человек.

 

   
________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Статья и фото Константина Терехова.
https://www.marpravda.ru/
Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 217. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
Достопримечательности Марий Эл
http://www.12rus.ru/List/29/1844/
Богатырская застава Вконтакте.

 

ВложениеРазмер
Богатырская застава в Елембаево185.93 КБ
Богатырская застава в Елембаево315.36 КБ
Богатырская застава в Елембаево368.53 КБ
Богатырская застава в Елембаево385.99 КБ
V_Elembaevo (5).jpg415.54 КБ
V_Elembaevo (6).jpg139.19 КБ
V_Elembaevo (7).jpg540.5 КБ
V_Elembaevo (8).jpg539.01 КБ

Комментарии

посещение?

можно ли посетить эту заставу? там кто нибудь бывает по выходным?
или к кому можно обратиться, чтобы посмотреть?

Контакты

Думаю, нужно связаться с тем церковный приходом, который курирует деятельность этой заставы, и там уже у них все узнать. 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.