Река Прут (география, сплав, отчет)

Команда Кочующие - река Прут

 

Прут — река на Украине, в Молдавии и Румынии, левый приток Дуная длиной в 953 км.

 Исток Прута находится в Ивано-Франковской области в восточных Карпатах.

Из гор недалеко от Говерлы Прут течёт на восток в сторону Яремче и Черновцов. 100 км ниже по течению река сворачивает на юг и образует естественную границу между Молдавией и Румынией. Начиная с города Яссы, Прут становится судоходным и впадает у Галаца в Дунай, недалеко от места впадения самого Дуная в Чёрное море.

 

                      СКЛОНЫ  КАРПАТСКИХ ГОР, ГДЕ БЕРЕТ НАЧАЛО ПРУТ И ДРУГИЕ РЕКИ          

 

 

Прут является второй по величине рекой Молдавии. Его бассейн занимает более 24 % площади страны. Если в своём верхнем течении Прут — типичная горная река, то в пределах Республики Молдова её течение становится спокойным, долина сильно расширяется, её берега невысокие, террасы хорошо выражены. Река меандрирует, а её извилистое русло местами делится на рукава. Пойма сильно заболочена в нижней части. При повышении уровня воды в Дунае течение Прута замедляется, и река разливается, покрывая широкую (до 8—10 км) пойму. В 1976 году у посёлка Костешты Рышканского района МССР совместно с Румынией были построены плотина, водохранилище и ГЭС, что дало возможность урегулировать сток реки и оросить большие площади.

 

 

Притоки Прута в Молдавии

(с левой стороны):

Медведка, Ларга, Вилия, Лопатинка, Драдиште, Чугур, Каменка, Гырла-Микэ, Гырла-Маре, Делия, Братулянка, Нырнова, Лапушница, Сырма, Сэрата, Тигеч, Ларга.

 

Притоки прута в Румынии (с правой стороны):

 Гирени, Башеу, Жижия, Бахлуй, Мошна, Руджинос, Гырла-Боул-Бэтрын, Елан, Харинча.

 

Многие небольшие притоки Прута летом совершенно пересыхают.

 

На Пруте расположены города

Ворохта, Яремча, Коломыя, Черновцы, Новоселица, Унгены, Леово.

 

 

 

История

Река Прут была известна грекам под именем Пиретос [Πυρετος].Скорее всего сегодняшнее имя восходит к греческому. В дальнейшем была известна римлянам под именем (лат. Hierasus, Poras) . В XII веке в бассейне Прута существовали галицко-русские города — Берладь, Текуч и Малый Галич (нынешний Галац). В XIII веке по Прут лежала страна «бродников», а при впадении Бахлуя в Прут на древних картах значится город Брады или Бруды (впоследствии Цецора). В конце XIV века на Пруте существовал русский город Романов Торг (ныне Роман). В славяно-молдавской летописи под 1470 годом упоминается победа воеводы Стефана Великого над татарами у Липника (в верховьях реки Чугора). На картах XVI века в бассейне Прута отмечено несколько молдавских городов — Сучава, Немец, Прут, Хролов (позже Гирлеу), Брады (позже Цецора), Бахлуй и др., на реке Лопушне — Нуш, Лопушна и Ласты, Луканья (ныне Леово), Щелеч (позже село Хотешты), Видвица или Видяча (позже Вадуца) на реке Ларге. В 1513 году через Прут перешли татары, в 1518 году — перекопский султан Албул, войско которого было разбито и частью потоплено в Пруте и Чугуре Стефаном IV Штефаницей. В 1581 году сюда вновь вторглись перекопские татары. В 1563 году через Прут перешёл с казаками князь Дмитрий Вишневецкий, в 1594 году — Наливайко и Лобода, в 1621 год — султан Осман, потерпевший поражение под Хотином. В 1653 году на берегах Прута в битве с молдаванами был смертельно ранен сын Хмельницкого Тимош.

 

 

 

В 1711 году произошел знаменитый Прутский поход Петра Великого против турок. Историческое значение имеет невыгодный для России Прутский мир, который вынужден был заключить Пётр Великий с турками 23 июля 1711, после того, как его армия оказалась окружена у посёлка Гуш.

 

Во всех войнах русских с турками русские войска переходили через Прут. По Бухарестскому миру 16 мая 1812 году река Прут была установлена границей русской Бессарабии. В 1821 году на правом берегу, у местечка Скулены, и на виду у приграничных российских частей получивших приказ не вмешиватся, 400 греческих гетеристов под командованием Афанасиос Карпенисиотис героически пали до единого в неравном бою с турками (см. Битва при Скулень). По парижскому трактату 1856 года низовья Прута отошли к Молдавии, но в 1878 году по Берлинскому трактату возвращены России.

 

В начале Великой Отечественной войны советские войска упорно оборонялись на рубеже реки Прут, по которой с 1940 года проходила советско-румынская граница, в ходе оборонительной операции в Молдавии.

 

 

 

 

ОТЧЕТ-РАССКАЗ ПРО СПЛАВ НА РЕКЕ ПРУТ ОТ СЕРГЕЯ ШИШКИНА (И ФОТО!)

На майские ходили небольшой компанией на Прут, и во Львов по пути заехали.

Вот теперь по просьбе кочующего капитана маленькое воспоминание для Кочевалы.

Москали решительно отказались ехать к хохлам на машине. И правильно сделали. Там на Прут заброска по железной дороге практически колёсами в воду.

 

В Ивано-Франковске пересели с софийского поезда на дизель и через 3 часа были в Татарiве, оно же Кременцы. Можно было доехать и повыше до Ворохты, но погода жаркая, с водой проблемно. Можно и пониже выйти в Микуличине, но тогда по реке совсем уж мало идти. А если собрались на Черемош, то от Москвы поездом надо до Коломыи, а там уж искать машину.

Самые бандеровские края.

Однако первые же контакты с местным населением проявляют его абсолютную лояльность и доброжелательность, всё-то вам расскажут и объяснят. Вот только с языком прикольно, чтобы понять надо включить фантазию и стать ближе к славянским корням.

В дизеле познакомились с настоящим бандеровцем машинистом Юрой, колоритный 40-летний мужик. В армии сказал что бандеровец – отправили служить под Красноярск, чтобы не выкобенивался. Показал нам Прут из лобового дизельного окна и накормил пирожками.

От станции до воды метров 300. Вполне можно найти место для стапеля. Но неуютно как-то. А напротив на другом берегу отличная полянка.

Что ж – брод, нам не привыкать. А мимо бедолаги забравшиеся выше ведут под уздцы катамараны, мало воды, сплошные камушки. Стапель прошёл быстро и успешно. И вот тут началась дискуссия – идти или не идти. Уж больно полянка хороша. А вдоль реки населёнка сплошная, где там ещё такую найдёшь.

Лень возобладала.

Погода замечательная – искупались, приняли концептуальных напитков и разомлели.

Ненапряжного ходу по реке до Яремче, а дальше мы не планировали, оказалось на два дня. Как раз посредине вытянулся Микуличин. Он такой длинный, что эта посредина наверняка где-то в нём.

 

Как следует выспались, шустро собрались и айда скрести камни. Где-то пешком пришлось, но всё-таки ловим подходящие струйки. Основная опасность – порезаться, мало кого участь сия минует. И камни острые, и железа в русле полно – антропогенное влияние –  мосты, укреплённые берега, да и просто населёнка, значит держи ухо востро. Справедливости ради скажу, что при такой населёнке река вполне чистая. От нашей лоции (и вашей, её же все с одного источника скопировали) проку мало, ибо подобна она туристской схеме типа “сломанная ветка справа по берегу”, идентифицировать все эти мосты и прижимы не представляется возможным.

Тем не менее первый порог который стоило посмотреть мы определили, Водопадный.

 

 

 

По большой воде на катамаране только обрызгает, но по нашей потребовался аккуратнейший манёвр, дабы не зацепить какую дуру. Надо сказать, что под опытным руководством прошли чисто все эти шкуродёры, ни царапинки. Пару раз, правда, пришлось разгружаться и скидывать пустой катамаран с плит, иначе светил обнос, дык лень опять же.

 

 

После полудня захотелось поесть и принять.

Видим – лесенка, вышли, поднялись и попали как раз к застолью. Население здесь живёт туристами, сплошь гостиницы.

Зимой Буковель рядом, горнолыжный курорт европейских стандартов, где проживать невозможно дорого, все вдоль Прута заселяются. А летом публика просто по Карпатам шляется, наслаждается красой и воздухом. И пустить эту публику в любую хату готовы.

Ну в общем попали мы к обеду, сало, лучок, огурчики, помидорчики, соляночка, грибочки, яичница, котлетки, чё то там ещё не упомнить, ну и самогончик конечно. Вот это самогончик! Не удалось про запас унести, всё на месте побороли.

Слава хозяевам! Рекомендую. – Спасибо. – Нема за шо.

Это где-то в верхней части Микуличина. А дальше то как? Лень совсем одолела, и песни так и тянутся из нутра. Ну и начали смотреть стоянку минут через 10. Не так-то просто на привередливый вкус. Нашлось что-то посередь Микуличина, да нашлись и привереды. Но как водится – “лучшая стоянка в 200 метрах ниже по течению”, и мы нашли её, этот чудный лужок на краю деревни. Вдали гроза разрывается, а у нас только радуга как рамка картины.

На следующий день воды в реке немного прибавилось, и помутнела она – всю ночь со склонов стекала.

 

Не успели выйти за пределы Микуличина как уже Яремче начинается. И самое интересное. Заранее мне сказывали, что единственный порог который обязательно смотреть – Прикарпатский. И мы к нему неотвратимо приближаемся. По лоции кладбище справа по берегу, мост перед носом, и железнодорожный тоннель слева. Всё сходится. Правый поворот, что-то типа лагеря Артек, и вот за следующим левым Прикарпатский. Дык как смотреть то? У него  4 ступени описаны, а реально аж шесть растянулись на пару километров. Так кусочками и пошли.

 

Минскую группу тут встретили, они порезались накануне и айда в астрал. А капитан у них водопад прыгать хочет, а не с кем, и мы ему как манна небесная. Он здесь уже второй день всё смотрит, и нам вовремя подсказал куда не надо попасть, а то чего доброго с ходу форсировали бы нечто подобное непроходимому Бойцу на прошлогоднем Казыре.

Лоция здесь конечно подсказка, но свои глаза важнее, и аккуратность. Нормально прошли. И остался нам только Пробiй, яремчинский водопад.            (водопад Пробий)              

 

Зачалиться можно прямо перед ним. По нашей воде не влетишь. Поперёк реки мостик для зевак, наверху кафе, магазины, гостиничка, шашлык, зеваки опять же тучей, не проскочишь. Хороший водопад, красивый. Метров 7 от уреза до уреза. Идти совсем не хочется. Но идём, из солидарного уважения к Минску, они нас так ждали. Успешно. Изюм в том, что как туда прыгнул, попадаешь в каменный мешок, не выбраться, надо идти вниз ещё полкилометра. Но у минчан колёса – встретили, довезли обратно, антистапель. Водочка, огурчики, помидорчики.

 

 

Вечером пиво, знакомства с коллегами по неусидчивому образу жизни. Вот тут и поняли, что по Карпатам пешком надо ходить, типа как по Крыму. Многие тропы маркированы, места роскошные, любой каприз на день, на два, на три, на неделю, включая подъём на Говерлу. Великолепные виды заснеженного ещё хребта. Это мы на чужие фото глядели. Думали может денёк успеем прогуляться. Сил не хватило. Много зла вечером побороть пришлось. И в середине следующего дня отбыли в город Львiв. Но это уже другая история.

 

 

 

 

 

ЛЕГЕНДА ПРО РЕКУ ПРУТ И ГОРУ ГОВЕРЛА

 

В одном селе жил парень, которого прозвали Прут. Как-то заработался он в горах и решил не идти домой, а заночевать прямо в лесу. Нашел он себе высокую стройную ель и расположился под ней. И приснился ему странный сон - будто пришла к нему красивая девушка, вся в зеленом. Девушка гладила его по волосам и пела песню. Но только парень протянул к ней руку, она тут же исчезла. Проснулся он, а вокруг никого. Заметил только на ветке зеленую ленту. Запала девушка ему в душу, и решил он ее найти. Следующим вечером он опять устроился под той же елью, но не спал. Уже стемнело, и он увидел, как из-под земли появилась та девушка и пошла прямо к тому месту, где спрятался Прут. Только подошла она к дереву, как парень выскочил и обнял ее. Он спросил, как ее зовут. Она сначала испуганно смотрела на него, но потом улыбнулась и сказала: - Говерла.
После той ночи Прут уже почти не появлялся дома. Все время он проводил в горах. Они полюбили друг друга. Однако Говерла была дочерью горного царя, поэтому она не могла спуститься с гор к людям.
Как только отец узнал о ее любви, он проклял ее. Не смогла она дальше жить без него и прыгнула вниз с высокого обрыва. Сразу поднялся страшный ветер, который разрушал все на своем пути. Утром снова засияло солнце, и люди увидели, что на месте долины теперь стоит огромная гора. Долго искал Прут Говерлу. Побежал он на гору и услышал ее голос. Не вернулся он больше к людям.
И с того времени потекла вниз горная речка, прокладывая себе путь между скалами. И прозвали люди речку Прутом, а гору Говерлой.

 

А вот другое продолжение этой легенды
…Полюбил Прут Говерлу. Эта любовь была искренней, радостной для обоих. Но Говерла была Дочкой Царя Гор и не могла, просто не имела права любить простого парня. Но любовь нельзя спрятать от людских глаз. Узнал про это Царь. Запретил Говерле выходить на свидание к Пруту. Но сила любви была выше запрета отца и Говерла тайком убежала в горы к Пруту. Но узнал об этом Царь, разгневался и спрятал Говерлу. Утром проснулись люди и увидели среди гор новую вершину, покрытую снегом, будто белой шапкой. Это была Говерла, которую отец, благодаря чарам, превратил в горную вершину. Долго искал Прут Говерлу, встретил в горах старого деда. Тот сказал ему: "Если хочешь видеться с Говерлой, то нужно идти на восток на вершину горы и горная вершина снова станет твоей любимой". И пошел Прут. Продирался сквозь чащу, мочил ноги в горных потоках. Вот и солнце восходит, а Прут не успевает взойти на вершину. Сел он под ель и горько заплакал. Вот с этого места, где он плакал, потекла вниз речка, которая веками обнимает гору. Гору назвали Говерла, а реку - Прут.

 

 

 

 

Отчет о водном туристском походе 3 к.с. по реке Прут, совершенному с 29.04 по 10 мая 2004 года  (Автор: Биткин К.О. (Москва))

Турклуб "Ветер" МСХА им. К. А. Тимирязева

 

1. Справочные сведения о маршруте

Район путешествия: Прикарпатье.

Вид путешествия: водное.

Средства сплава: катамаран.

Категория сложности по классификатору: третья усложненная.

Состав группы: 9 человек.

Длина активной части маршрута - 178 км, из них с преодолением естественных препятствий - 57 км.

Продолжительность активной части маршрута - 7 дней.

 

1.1. Подъезды к началу маршрута

К началу маршрута можно добираться поездом до г. Ивано-Франковск, откуда электричкой до п. Ворохта. Т.к. поездов иногда не хватает, особенно весной, возможны варианты заброски через Киев или Львов с пересадкой на местные поезда, что получится не на много дороже (транспорт на Украине гораздо дешевле нашего). Что удобно из Москвы надо выезжать вечером.

 

1.2. Отъезды из конечного пункта маршрута

Отъезд с конца маршрута можно осуществить из г. Черновцы последняя ночёвка на реке - на окраине городского парка, на правом берегу; до автобуса и троллейбуса - около 500 м/, откуда до Москвы идет много поездов, а также через день летают самолеты.. Если группа располагает достаточным количеством времени, можно после окончания водной части съездить в Ивано-Франковск или Львов для осмотра этих старинных красивых городов, после чего уехать оттуда поездом, а из Львова можно и улететь самолетом. Переезд займет 12 ~ 15часов.

 

1.3. Запасные и аварийные варианты маршрутов

Аварийный сход с маршрута можно осуществить практически в любом месте, т.к. вдоль реки идут железная и шоссейная дороги. Наиболее близко к реке находятся ж/д станции Ворохта, с. Кременцы, .Микуличин, Яремча, Делятин, Ланчин, Коломыя, Заболотов /ок. 4-х км/, Снятын.

В качестве запасного маршрута можно выбрать маршруты по Чёрному - Черемошу и Черемошу от п. Зелёная или по Чёрной Тиссе от Ясиня, куда легко добраться из Ворохты.

 

 

3. Сведения о районе путешествия

Карпаты - горная цепь, расположенная на востоке Европы на территории Польши, Украины, Венгрии, и Румынии.

Это сложная система горных массивов и хребтов, разделённых долинами. Прикарпатье расположено на юго-западе Украины, к нему относят предгорную и горную часть северо-восточных склонов Восточных Карпат а также долину верхнего течения Днестра. Оно объединяет большую честь Ивано-Франковской, часть Львовской и Черновицкой областей.

Рельеф края самый разнообразный: горы, предгорья, низменности и речные долины. Близ вершин гор раскинулись субальпийские луга - полонины. Особенно живописна природа массива Черногора- наивысшей точки Восточных Карпат. Западная часть горных хребтов известна под названием Бескиды и Горганы. Юго-восточную часть называют Покутско-Буковинскими Карпатами. Здесь находится и известная далеко за её пределами небольшая по плошади историко-этиографическая область горных украинцев-гуцулов - Гуцулыцина. Она занимает территорию Надворнянского, Косовского, районов Ивано-Франковской области, Раховского района Закарпатской области, Путильского к Вижницкого районов Черновицкой области. В центре Гуцулыцины, в горном массиве Черногора находится самая высокая вершина Украинских Карпат - г. Говерла /2061 м/.

Климат Прикарпатья - умеренно континентальный. В связи со значитель ной протяженностью и различными высотами района средняя температура самого холодного месяца - января - колеблется от -15 до -6 град. С, а самого теплого - июля - от +10 до +20 град. С. Наибольшее количество осадков в Карпатах выпадает в июне. Это надо учитывать при организа цин путешествия. Во второй половине лета и в начале осени в Прикарпатье стоит солнечная погода. С августа по октябрь - лучшее время года. Зима мягкая, с большим количеством солнечных дней. Снег держится до апреля, а в горах - до мая месяца.

Карпаты являются одним из главных водоразделов Европы. Большинство рек Карпат относится к бассейну Дуная или Днестра. Питание - смешанное снеговое-дождевое. Для водного режима рек характерны резкие колебания расхода воды в течение года. Наибольшее расходы бывают весной, в период таяния снега. Главная артерия края - Днестр и его правые притоки Стрый, Свича, Ломница, Быстрица, берущие начало в Карпатах и текущие в узких глубоких долинах, напоминающих ущелья.

Вторая по величине река после Днестра - Прут. Начинается она у подножия г. Говерлы узким каскадом водопадов а в нижнем течении, на равнине, разливается до 100 м в ширину. Прут, левый приток Дуная, в верхнем течении протекает по Гуцулыцине. Ниже г. Черновцы по Пруту проходит государственная граница между Украиной и Румынией.

Длина реки - 982 км, площадь бассейна - 27,5 тыс. кв. км, русло извилистое, в верховьях - порожистое. Питание - дождевое и снеговое. Освобождается ото льда в первой половине марта. Средний расход воды около 80 куб. м/сек.; максимальный - до 300 куб. м/сек.; минимальный - около 15-20 куб. м/сек. /цифры взяты для района г. Черновцов/. Основные притоки: справа - Черемош, Жижия, слева - Раковец, Основные населенные пункты вдоль реки - п. Ворохта, г. Яремча, п. Делятин, г. Коломыя, г. Снятын, г. Черновцы.

Богато Прикарпатье историческими и революционными памятниками -свидетельствами многовековой борьбы за свое социальное и на национальное освобождение. Местные жители - потомственные лесорубы сплавщики леса, немало среди них и искусных умельцев - резчиков по дереву, чеканщиков,ковровщиц, гончаров, вышивальщиц.

 

                                         ГОРЫ  КАРПАТЫ  В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ            

 

Живописная природа мягкий климат, удивительные творения народных мастеров, памятники деревянной архитектуры привривлекают в Карпаты многочисленных туристов во все времена года.

Много интересного можно увидеть в населённых пунктах, лежащих на нашем маршруте. Так, в Ворохте, Кременцах, Делягине и Микуличине сохранились деревянные храмы, хорошо иллюстрирующие развитие архи тектуры Гуцулыцины в 17-19 вв. В Яремче обязательно стоит посетить музей партизанской славы, рассказывающий о героическое рейде партизанских соединений ковпаковцев в 1943-1944гг. В окрестностях города сохранились скала и пещера, которые связаны народными преданиями с именем легендарного предводителя карпатских опришков - Олексы Довбуша. В п.Делятин находится литературный музей украинского писателя и общественного деятеля М. Черемшины в доме где он жил в 1906-1912 гг. На нашем пути лежит один из древних городов Украины - Коломыя /известен с 1240 г./ Здесь можно посетить Государственный музей на родного искусства Гуцулыцины, осмотреть деревянный храм 16в., побродить по узеньким, чистым и удивительно уютным улицам города.

В Лужанах и Дубовцах, лежащих на левобережье, сохранились архитек турные памятники 15 и 18 веков. Многочисленные достопримечательности ждут любознательных и в Черновцах. При наличии свободного времени после окончания спортивной части маршрута/ или даже во время его прохождения / можно сделать радиальные выходы в такие центры гуцульского народного промысла как Верховина, Косое и др.

 

 

 

5. Техническое описание маршрута

Наша группа начала сплав у правого берега в п. Ворохта после ж/д моста. Места хватает для сборки 1-2 судов, дрова только плавник. Можно начинать сплав выше п. Ворохта с левого берега за шоссейньым мостом, где есть неплохая стоянка, однако для нас это было невозможно из-за очень низкого уровня воды в реке сплав на этом участке превратился бы в сплошную проводку. Отсчёт препятствий ведётся с порога "Трехкаскадный". До него плёсовый участок с быстротоком, отдельными камнями. На территории п. Ворохта русло сильно захламлено бытовым мусором, что может привести к прорезанию шкуры. Перед мостом на правом повороте плита через всю реку.

 

Препятствие №1 - пор. "Трехкаскадный".

s На правом берегу лыжные трамплины, ниже деревянный мост, после него левый поворот - начинается шивера. Левый берег бетонированная стенка -далее ж.д. насыпь. На правом невысокая скала. Плохо обработанные водой выходы коренных пород образуют 3-х каскадный слив с крутым зигзагообразным проходом. Длина порога - 50 м: Просмотр с любого берега. Из-за низкого уровня воды прохождение было невозможно -слой воды над камнями был 7-10 см в ключевых местах. Суда пришлось проводить. В среднюю и большую воду прохождение порога, очевидно, возможно. Вход - по центру, затем смещение сначала влево, потом вправо. На выходе из порога слабая шивера.

 

 

 

Препятствие №2 - порог "Каменистый".

Начинается после небольшого плёса за выходной шиверой п. №1. Концентрация камней в русле резко увеличивается, достигая максимума напротив скалы у правого берега. Перед этим местом с левого берега водоотток из-под ж/д насыпи. В конце порога - прямой участок реки с шиверой, переходящей в порог "Труба" Приставать к правому берегу сразу же за п. №1,. Страховка тандемом и чулком с правого берега.

В большую и среднюю воду по нашему мнению порог не представляет трудности, но поскольку почти сразу за ним начинается сложный порог "Труба", п. №2 следует осмотреть о правого берега вместе с п. 1.

 

Препятствие №3 - порог "Труба".

Начинается через 70-100 м после п. №2, кончается за автомобильным мостом. Порог шиверного типа, со множеством косых плит и гряд камней. Уклон реки на этом участке увеличивается. Порог кончается длинной выходной шиверой. За мостом на левом берегу можно стоять.

Очевидно, в среднюю и большую воду после большинства сливов образуются стоячие валы с обратным гребнем, что сделает порог очень интересным, сложным, но и проходимым полностью. Наиболее эффективная страховка - с воды справа ниже моста.

 

Препятствие №4 - порог "Левый".

Расположен под деревянным мостом. Левый берег около моста у креплён брёвнами. Сразу же за мостом - впадение правого притока р. Пихты. Перед мостом река делится на две протоки невысоким галечным островом. Правая - мелкая, каменистая. В левой торчат валуны но есть проходы. За мостом река перегорожена 2-мя плитами высотой около 30-40 см с острыми краями. Ближе к центру есть маленький разрыв в 1-й плите, а левее - во второй. Расстояние между плитами 10-15 м. При нашей воде катамаран свалился с плит, сильно чиркнув днищем Катамаран №2 получил разрыв оболочки 0,8м За мостом на левом берегу можно стоять, где мы шились.

Очевидно, с увеличением уровня воды порог упростится, поскольку величина ступенек недостаточна для образования мощных бочек, а стоячие валы легко будут преодолены любым судном.

 

Препятствие №5 порог - "Крутые виражи".

начинается на крутом 90 гр. правом повороте. Берега - высокие, лесистые. Длина порога около 800 м.

Конец - за новым, деревянным мостом в п. Кременцы, у впадения левого притока - р. Прутец. На входе - участок крутого падения воды, много камней. Затем, на левом повороте плиты и камни.

Последняя часть порога перед мостом и сразу за ним состоит из 2-х косых высоких плит через всю реку с узкими извилистыми проходами... Затем еще несколько сливов на быстротоке!

При точном заходе возможно удачное прохождение, что и было сделано обоими судами группы!

 

Препятствие №6 порог - "Кременцы".

После п. №5 следует небольшой плёс, постепенно переходящий в I шиверу. Шивера кончается несколькими- отдельными плитами в русле, после которых на плавном левом повороте довольно мощный чистый слив /падение около 1,6 м на 15-20 м/. Правый берег - вертикальная скальная стенка, левый - пологая галечная отмель. Даже в малую воду здесь стоит вал больше метра. После порога плёс со слабым течением

Порог несложный, хорошо читается с воды, и был легко преодолен судами нашей группы. По имеющейся у нас информации в среднюю воду увеличивается высота вала после плит на входе стоят небольшие бочки, но струя становится yже и вал можно обойти с любой стороны. В большую воду порог заливается и начинается даже свал воды влево через галечную отмель.

 

Препятствие №7 - пopoг "Островной".

Ориентиры: с правого крутого берега каскадами падают 2 ручья на левом - строения / дом отдыха/. Порог начинается после небольшого плёса после п. №6. Здесь река, не меняя общего направления, делает Z - образный поворот сначала влево, затем вправо, одновременно разбиваясь на протоки между галечными островками. Вдобавок в русле камни всех сортов и размеров.

Осмотр порога в малую воду с любого берега, при повышении воды - с левого. Вход - в центральную или правую протоки, слева - мель.

В нашу малую воде порог был мелкий, струя довольно сильная и все маневры требуют сильной и точной работы.

Порог в любую воду опасен навалом на камни или берег.

 

 

Препятствие №8 - пopoг "Зигзаг".

Порог расположен под эстакадой с перекинутыми по ней через реку трубами, после крутого левого поворота, следующего за плесом после п. №7. На правом берегу расположен дом отдыха. Над самой эстакадой - деревянная беседка. Порог представляет из себя две громадных обливных плиты - ступени, протянувшихся поперек реки, высотой около 0,5 м каждая. Через них есть неширокий зигзагообразный проход у правого берега. на выходе струя бьёт прямо в галечную косу у правого берега. Правая протока мелководна, а чтобы попасть в левую надо выписать еще один крутой зигзаг. Струя мощная, Просмотр слева.

Просмотрев порог, решили выставить сигнальщика, поскольку нужен точный заход и резкий маневр на быстрой струе в ограниченном пространстве. Однако экипаж катамарана №1 не смог выполнить обговоренный манёвр и катамаран свалился прямо в галечную косу. Т.к. порог очень мелкий решили не рисковать свежей заплаткой, и катамаран №2 обнесли по левому берегу.

Зигзаг - один из самых интересных и красивых порогов на реке. В большую воду, наверно можно прыгать с плиты в любом месте реки, но технически, в малую воду прохождение сложнее. Береговую страховку лучше выставлять на правом берегу на выступе берега. А в улове страховку с воды.

 

Препятствие №9 - пopoг "Стенка".

Он отделён от п. №8 100-150 м плёсовым участком. Расположен на крутом правом повороте. Левый высоким крутой берег укреплён каменной стенкой, защищающей проходящее сверху шоссе. На правом берегу тянется ограда дома отдыха. Порог начинается с разделения реки на две протоки: правая - узкая, крутая, сплошь забитая камнями, в левую же идёт основной свал воды. Она перегорожена 2-мя плитами высотой примерно по 0,4 м с интервалом около 30 м. Затем уклон реки постепенно увеличивается, в русле появляется всё больше и больше камней и плит. Поток суживается и бьёт в стенку у левого берега. После отражения от стенки струя падает с плиты, образуя бочку в правой половине потока и тут же наваливается на обливной камень, за которым есть плотная длинная тень. Чуть ниже протоки соединяются. Здесь над рекой стоит мост. Под мостом перекат. Общая длина порога около 150 м. Просмотр - слева, с правого берега видно очень плохо.

 

Препятствие №10 порог "Скат".

Расположен после нескольких слабеньких шивер, следующих за п. № 9.

после крутой левой дуги реки. Небольшой слив с валами до 0,4 м, плавный прижим к левому берегу. Порог можно идти без просмотра.

 

Препятствие №11 - пopoг "Слив".

Начинается за шоссейным мостом. Сначала идёт входная шивера затем часть русла от левого берега перегораживает каменистая отмель. У правого берега - слив через обливные камни, в центре есть чистый проход. Порог можно идти без просмотра.

 

Препятствие №12 - порог "Водопадный".

Расположен за правым поворотом после порога "Слив". Ориентиры: по левому берегу, шоссе подходит к реке, левый берег укреплен каменной стенкой.

Перед порогом прямой участок реки, сначала почти без течения, затем скорость потока постепенно возрастает слышен шум воды.

После короткой входной шиверы реку перегораживают две плиты, создавая общий перепад воды больше 1,5 м. Справа у берега слив загроможден камнями, под сливом торчит зуб, за ним сливы с небольших плит. В центре большой зуб под первой плитой, между плитами образуется "промежуточная" бочка. Проход есть слева. Длина порога около 100 м. Просмотр - по правому берегу. Возможна проводка судов у правого берега, в обход водопадной ступени.

Ниже впадения левого притока Женеш ещё одна плита со сливом - 0,5 м - проход у самого левого берега.

Лучшее место для страховки /как с берега так и с воды/ - у левого берега за водопадным сливом.

 

Препятствие №13 - порог "Косой".

Расположен на Z - образном повороте реки, где длинный остров разделяет реку на две протоки. Состоит из двух ступеней. Первая расположена в левой протоке/правая- мелководна и камениста /. Состоят из коротенькой входной шиверы, слива с плиты, образующего бочкообразный вал и мелководного выхода из протоки. Через 40-50 м после конца острова - 2-я ступень порога. Она образована косой плитой, в плане напоминающей распрямлённую ладонь правой руки со сжатыми 4-мя пальцами и отведённым в сторону большим, положенную в реку ладонью вниз. Ниже напротив ложбинки между "большим и указательным пальцами" прямо в струе "зуб". Высота слива около полуметра.

Порог просматривался нами: 1-я ступень о острова, 2-я с левого берега. Так же поочерёдно проходился. Во второй ступени выбранная линия движения проходила через вершину угла, образованного двумя косыми плитами. Здесь стоял узкий, слегка пульсирующий вал. Порог был успешно пройден.

 

Препятствия №14, 15, шиверы.

Расположены за поворотами реки после п. № 13. Шиверы несложные, легко "читаются" с воды, но камни в них достаточно острые, чтобы вызвать у экипажа любого судна желание держаться от них подальше. В высокую воду скорее всего будут залиты.

 

Препятствие №16 - порог  Судьба .

Шивера п. № 16 начинается в 100 м перед шоссейным мостом на высоких каменных опорах перед правым поворотом реки. Берега высокие поросшие кустарником. На правом берегу- галечный пляж, в конце которого сквозь кусты поднимается к мосту тропа. Для просмотра - приставать к пляжу на правом берегу.

Входная шивера очень мелкая, в русле много валунов, лежат брёвна и другой "искусственный" мусор Несильный навал на бык ниже моста . На протяжении 250-300 м река делится длинными галечными островами на протоки. Левые маловодны, имеют забитые камнями входы или выходы. В правой - небольшие сливы с плит, валы.

На выходе из порога правая часть реки перегорожена плитой, после которой - мощная бочка.

Внимание! У конца порога обрывистый правый берег опасен возможными оползнями и камнепадами. Требуется особая осторожность, как при просмотре, так и при прохождении.

Порог был тщательно просмотрен с правого берега и пройден. В налгу невысокую воду сложен был участок перед мостом из-за мелководья и обилия камней.

В малую воду порог несложен и опытные группы могут себе позволить идти его без просмотра. При повышении уровня воды по имеющейся у нас информации сложность порога увеличивается.

Расположен на плавном S-образном повороте. Низкий галечный остров делит реку на две протоки. Левая - широкая но забита камнями, правая мелководна, но у правого берега есть проход. Чуть ниже низкая небольшая плита в русле. Порог несложен и не требует просмотра.

 

                                                   КАРПАТСКИЕ  ГОРЫ - КАРПАТЫ      

 

Препятствие №18 - порог "Заготовительный".

За левым поворотом - плёс почти без течения. Левый берег ровный, травянистый, затем понижается, видны галечные выходы. Далее река делится галечными островами на несколько мелководных проток с крутым падением. По нашему мнению тип этого препятствия в предыдущих отчётах определён неправильно и это препятствие следует считать не порогом а перекатом. П. №18 проходилось в низкую воду, когда хорошо видна структура дна реки, однако характерного для порога размыва коренных пород нами не наблюдалось, а сливы и ступени образованы в результате наноса гальки /возможно частично- искусственного, т.к. судя по предыдущим отчетам ранее здесь производилась заготовка щебня прямо из русла/. П. № 18 не требует просмотра. Далее на протяжении 1-1,5 км следуют две слабые мелководные шиверы.

 

Препятствие №19.

После длинного левого поворота на правом берегу стоят теплицы. В этом месте в реке железо. Надо идти осторожно. Далее - шоссейный мост, справа на берегу видна автобусная станция.

 

Препятствие №20 порог "Т-образный".

После шоссейного моста над рекой тянутся провода ЛЭП. Ниже река делится низким галечным островом на две протоки. Это ориентиры. Правая протока- мелкая, в левой несколько коротких плит и камни. Осмотр с острова. В малую воду, прохождение требует сложного маневра.

 

Препятствие №21 - порог "Рыжий".

Расположен под мостом на каменных опорах, после впадения справа притока - р. Прутец Чемеговский. Просмотр возможен по любому берегу, но предпочтительнее левый. Порог- классического типа, образован размывом коренных пород. На входе короткая мощная шивера, затем уклон резко увеличивается и река в корытообразном сужении сливается через две гряды плит. Идет мощный свал воды вправо, а затем навал на опоры моста. После плит образуются мощные бочки, плохо видные с правого берега. В центральном пролёте моста, занимая его основную ширину, стоит вал высотой около метра странной прямоугольной формы. После выхода из-под моста еще одна плита и очень мощная бочка после неё плохо видимая с воды.

Порог был просмотрен с правого берега и пройден катамараноми. Заход из-под самого левого берега через плиты, затем - в центральный пролёт моста и в улово к левому берегу.. Вал под мостом был обойдён обоими судами, поскольку его странная форма дает основание считать что под водой находится препятствие, возможно искусственного типа. При прохождении рядом ничего замечено не было. После п. №21 долина сужается, берега крутые, высокие, поросшие лесом и кустарником. За правым поворотом мост. Далее река начинает описывать длинную левую дугу, в конце которой находится порог №22.

 

Препятствие №22 - порог "Тоннельный".

Его ориентиры - тоннель ж. д. дороги на левом берегу, высокий правый берег укреплён каменной стенкой, в которой есть трубы для пропуска впадающего в реку ручья, на шоссе стоит деревянная беседка Перед порогом длинная шивера на плавной левой дуге реки. На левом берегу- запретная зона, но просмотреть по берегу можно. Виден он и с шоссе правого берега. В русле много валунов, небольших плит, в конце у левого берега перед правим поворотом навал на жандарм. Порог, сложен в малую воду обилием камней и извилистой линией движения. При повышенном уровне воды его можно идти без просмотра.

После порога тянется длинная слабая шивера, долина реки расширяется. Через реку протянуто несколько различных мостов. После шоссейного моста и правого поворота со светлой галечной осыпью на правом берегу следует остановиться чтобы просмотреть п. №23.

 

Препятствие №23 - шивера "Слон".

На правом берегу складки скальных выходов образуют фигуру, напоминающую издали слона. В этом месте несколько очень низких галечных островов делят реку на протоки. Шивера длинная, с извилистой линией движения. Кончается за плавным правым поворотом, где необходимо пристать к правому берегу перед п. №24.

 

Препятствие №24 - порог "Прикарпатский".

Ориентиры места причаливания перед порогом: на левом берегу за шоссейным мостом через реку ж. дорога уходит в тоннель. На правом - сначала кладбище, затем дачи и ларек недалеко от берега, затем а местным повышением берега начинается территория и/я "Прикарпатский Артек". Здесь у правого поворота и надо причаливать к правому берегу чтобы не попасть сходу в одно из самых сложных препятствий на реке.

Порог начинается на территории п/л и состоит из 4-х ступеней, разделённых небольшими (20-30 м) участками быстротока. Общая длина порога - около 800 м. В этом месте река течёт в ущелье высотой до 50-70 м. Берега поросли - лесом.

1-я ступень имеет длину до 400 м. Начинается входной шиверой со сложной линией движения. На входе несильный прижим к правому берегу, далее плиты с бочками после них, камни. На выходе в начале левого поворота сужение русла до 10-13 м, мощный слив через ступеньку, за ним хорошая бочка, косые валы. В конце левого поворота начинается 2-я ступень длиной около 100 м. На входе два мощных слива между жандармами, за ними косая бочка (весьма мощная), далее валы более метра, короткие кручёные струи. Далее ряд невысоких плит с бочками после них и сильный прижим к правому скалистому берегу. Под скалой очень неприятный карман с подсосом. Ниже прижима у отмели левого берега мощное улово. Через 20-30 м начинается 3-я ступень длиной также около 100 м. Русло здесь суживается и по узкому каменному желобу с большим падением вода сливается через плиты ступеньки и камни (надводные и обливные). Ключевое место этой ступени- двойная плита с бочками и навалом воды сразу после неё на гребёнку острых камней. Сливы - крутые, валы чаще с обратным гребнем.

4-я ступень представляет собой мощную выходную шиверу длинной около 200 м, в конце которой правый берег понижается и река несколько успокаивается.

 

Препятствие № 25 - порог "Довбуша".

Начинается под ж/д мостом, где проход перегорожен длинной плитой! Далее остров (постоянно размываемый), делящий реку на две протоки. Левая сильно забита камнями, правая -каменная лестница с большим падением воды,но очень мелкая, прошли по левой.

 

Препятствие № 26 - порог "Водопад".

Порог "Водопад" состоит из трех мощных сливов водопадного типа разделенных между собой 150 м плесами. Первый водопад под мостом, правильный заход осложнен шиверой, проходим по центру ближе к правому берегу. Вторую ступень проходим по центру ближе к левому берегу. Чалимся у правого берега и обносим третью ступень - сам водопад, он расположен под пешеходным мостом. Справа на нависающей над рекой скале расположено здание ресторана "Гуцулыщина". Непосредственно у моста - прилавки сувенирного базара. Здесь река сужается до 6-8 м и пенящийся поток врывается с 6-7 метровой ступени, ударяя правым крылом в выступ скалы.

Под выступом - карман. В центре олива пенный котёл, занимающий 2/3 ширины слива. После водопада небольшой плес, далее - шивера.

 

Препятствие №27 - порог "Сомнение".

Расположен ниже т/б "Гуцулыцина". На левом берегу - небольшая галечная отмель, правый обрывистый. В русле на 1 00 м длины большое скопление коротких плит и камней. Валы около 1 м. Своё название порог видимо получил при просмотре в малую и среднюю воду.

 

Препятствие №28 - порог "Мостовой".

Начинается перед шоссейным мостом. Просмотр, с моста и по левому берегу. И без того неширокое русло загромождено скоплением камней. Перед мостом - прижим к левому берегу. У правого берега - мелко. Страховка - в улове у левого берега ниже моста.

Участок от п. №29 до п. Делятин наша группа проходила без просмотра поскольку вода была высокой и на всех порогах достаточные чистые проходы, читаемые с воды.

Препятствие №29 - порог "Чёрный крокодил".

Расположен в 200-м ниже шоссейного моста. Просмотр с левого берега у начала низкого галечного острова. 1 Правая половина реки занята отмелью, проход у левого берега. На выходе - навал на большой полуобливной камень - "Чёрный крокодил". Наша группа прошла нормально.

 

Препятствие №30 - порог "Спорный".

Расположен за небольшим плёсом после п. №29. Русло делится островом на две протоки. В левой - длинная коса, своего рода "подводный остров" много камней. В правой - на входе навал на обливной камень, затем слив между плитами, через 20-30 м ещё один слив. В конце протоки по центру - открытый зуб. Страховка с воды возможна у левого берега ниже острова, возможна и страховка при прохождении тандемом.

При прохождении нельзя идти близко к правому берегу из-за опасности камнепада.

 

Препятствие №31 - nopoг "Яремча".

После слабой шиверы за п. №30 в русле возрастает концентрация камней, через скопление которых идёт слив воды. Валы до I м. Проходится без просмотра.

 

Препятствие №32 - шивера "Парадная".

Русло делится островом на две протоки. Левая труднопроходимая из-за мелководья и камней. Правая - с крутым падением. На выходе у левого берега прижим закоторым мощное улово. Мы проходили шиверу по центру правой протоки.

 

Препятствие №33 - порог "Тушинский".

После небольшого левого поворота на высоком правом берегу- каменистая осыпь (возможен камнепад!). Левый берег- галечный пляж с небольшими валунами. Порог начинается мощной входной шиверой. Затем - прижим к правому берегу, после которого мощный П-образный слив. Правая часть струи, сваливаясь с камня, уходит вертикально вниз в улово. Длина порога около 400 м, просмотр по левому берегу.

 

Препятствие №34 - шивера "Эстакада".

Расположена под мостом-эстакадой о трубами. Участок с крутым падением. Много камней.

 

Препятствие №35 - порог "Плиточныи".

Расположен за правым поворотом после п. №34 Ориентир - каменная будка на правом берегу. На правом повороте две косые плиты у левого берега, затем одна у правого. Далее галечный остров. Левая протока узкая и мелкая. Валы до 1 м. На выходе- прижим к косой плите от правого берега. Далее идёт быстроток и два подвесных моста над рекой. Через 50-70 м после второго моста - п. №36.

 

Препятствие №36 порог "Длинный остров".

На правом повороте реки виден остров. Для просмотра надо приставать к верхней части острова. В левой протоке- камни на входе. На выходе крутое падение с плиты от левого берега, узкий проход. В русле у левого берега торчит арматура. Правая протока начинается узкими воротами между полуобливными камнями у берега острова и обливными у правого обрывистого берега. На выходе- слив с плиты, небольшой прижим к скале правого берега, затем сбой струй ниже острова. Поскольку мы шли без просмотра была выбрана левая протока т.к. она просматривалась с воды насквозь. В нашу воду в конце левой протоки стояли валы до 1,2 м, а в правой около выхода была мощная бочка После порога на расстоянии около километра идут несколько шивер, локальные сливы с плит. Через реку натянуты три пешеходных подвесных моста.

 

Препятствие №37 - порог "Учебный".

По правому берегу тянется осыпь (высотой около 5 м), слева- скала Река делает плавный левый поворот, за которым начинается порог. За осыпью на правом берегу в реку впадает ручей. Для просмотра надо причаливать напротив ручья к левому берегу. В этом месте река разогнана небольшой горке, на сливе два мощных бочкообразных вала выше 1 м. При малой воде заход осложняется камнями в русле. На выходе - прижим к левому берегу и зуб в центре. С левого берега возможен камнепад. На левом берегу в центре порога- хорошее место для стоянки (по предыдущим отчётам). Страховка - с воды, из улова у правого берега.

 

Препятствие №38 - порог "Трековый".

Расположен через 200-250 м после п. №37. Река делится островом на протоки. Правая забита камнями. Проход по левой протоке вдоль острова. Просмотр не обязателен.

 

Препятствие №39 - порог "Космачик".

Расположен за левым поворотом после подвесного моста. Остров делит реку на протоки. Для просмотра надо приставать к верху острова.В левой протоке - мель на входе и сливы с плит ближе к выходу. На левом берегу - свалка мусора и в русле возможны острые предметы. Правая протока сначала гладкая, затем на повороте- прижим к правому берегу, затем слив с плиты у правого берега и бочка за ним. На выходе из протоки - камни, сбой струй, косой вал. Нам порог чем-то напомнил порог "Длинный остров". После этого порога до п. Делятин препятствий на реке нет.

 

Препятствие №40 - порог-шивера "Делятин".

Расположен на территории поселка в 50 м ниже подвесного пешеходного моста. Река делает небольшой зигзаг. На правом берегу глинистый невысокий обрыв сменяется скальной стенкой. Левый берег из крупной гальки укреплён сеткой от размыва. На входе - отмель у правого берега затем слив и бой в скалу. У левого берега мощное улово. В центре обливной камень (или небольшая плита), от которой образуется винтовой вал высотой около 0,5 м. Для группы прошедшей верхний участок реки порог не представляет сложности и идется без просмотра. Вид порога очень сильно меняется в зависимости от уровня воды.

Ниже п. Делятин до порога у поселка Ланчин ничего серьезного нет, порог расположен перед навесным мостом, шли без просмотра. Следующее препятствие - техногенный порог на подходах к г. Коломыя - разрушенный мост, слив около 1 м. Проходится без просмотра. Ниже до г. Черновцы препятствий нет.

 

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

ФОТО СЕРГЕЯ  ШИШКИНА

ОТЧЕТ: Биткин К.О. (Турклуб "Ветер" МСХА им. К. А. Тимирязева)

САЙТ ВИКИПЕДИЯ.

 _

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.