Село Каймары (усадьба Боратынского)
Как интересный факт следует отметить - что село это раньше было марийское, что следует из названия. Кай мари - это родоплеменное название местных марийцев. При этом - часть этих марийцев переселилась впоследствие в сернурский район РМЭ - это отражено в архивах сел и деревень Марий Эл. Мари переселялись на север, как правило, под давлением татар, и из-за вырубки лесов в этих краях! Ну, и как обычно, бежали от налогов и податей!
СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
РАЙОННЫЙ ЦЕНТР - ВЫСОКАЯ ГОРА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЕКУ КАЗАНКА - ТУТ!
РОДНИКИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
ВПЕРЕДИ КАЙМАРЫ - ВИДНА СТАРАЯ ЦЕРКОВЬ -
Каймары, село в Высокогорском районе, в 9 км. к Северо - Западу от железнодорожной станции Высокая Гора. в 1989 году население составляло 60 человек, все русские. На 1997 год 35 человек.
В 1722 году село посетил Петр I.
Кирилло-Белозерская церковь была выстроена на средства сына Кудрявцева Мефодия уже на следующий год после пребывания ПетраI.
КОЛОКОЛЬНЯ -
"Государь осмотрел не только весь город (г. Казань), но и места загородные, заехав в недавно заведенное им адмиралтейство.Кудрявцева назначил главным над ним смотрителем".
НАДГРОБНЫЙ КАМЕНЬ -
Семейное предание говорит, что старинный крест, находящийся в каймарской церкви, был пожертвован ПетромI.
Трехпрестольный каменный храм построен в 1723 году. Главный престол освящен во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и во имя Священномученика Мефодия Патарского.
Очень крупный храм, яркий образец русского барокко, по композиции напоминает строившийся в эти же годы казанский Петропавловский собор.
Колокольня утрачена.
Храм построен на средства Нефеда Никитича Кудрявцева. Главный престол и правый придел освящены в честь святых покровителей родных братьев Нефеда, умерших молодыми, а левый в честь его собственного святого.
(АЛТАРЬ ХРАМА И ОСТАТКИ ИКОНОСТАСА)
В храме находилась очень почитаемая местными жителями икона Краковской Божьей Матери, найденная в лесу около 1830 года.
Еще Кудрявцев устроил под колокольней храма небольшую богадельню, где жили, в основном престарелые дворяне. Все его наследники, в том числе и купцы Ивановы и Емельяновы, продолжали ее содержать.
(ПЕРВЫЙ ЭТАЖ КОЛОКОЛЬНИ)
Самой чтимой в церкви прихожанами округи была икона Краковской Божией Матери. Ее почитали за чудотворную силу, помогающую от многих болезней.
В дальнейшем село стало поместьем русского поэта Евгения Абрамовича Баратынского.
Между прочим, его внуков и правнуков видел последний батюшка Кирилло-Белозерской церкви Константин Фавстрицкий, у которого они молились.
РАЗВАЛИНЫ БАРСКОЙ УСАДЬБЫ
После разрушения церкви новой, советской властью изгнанный отец Константин служил священником в церкви Ярославских мучеников на Арском кладбище города Казани.
Десятки лет стоит заколоченной и церковь. Считается, что она точно такая же, как в подмосковном Болдино, только меньше.
Совсем недавно по просьбам жителей стали сюда по большим православным праздникам командировать молодых священников.
Народ приободрился, выкосил сорняки вокруг церкви, вымел разбитый пол в храме. Если заглянуть в пыльное окошко, видно самодельный алтарь с иконами, аналой, цветы в вазах...
Однако дальше нескольких служб дело не пошло. Приход-то крохотный!
А сама церковь стояла рядышком с барским домом, вокруг был роскошный сад (вишня в зарослях до сих пор такая сладкая!).
В этом саду еще в 50-е годы была найдена надгробная плита Евгения Боратынского, погибшего юношей в начале гражданской войны. Теперь надгробие утеряно.
В церкви с. Каймары долгие годы была колхозная кузница, в результате погибли фрески, созданные выдающимися художниками Москвы и Петербурга,
да и сама церковь и колокольня, оригинальный памятник русского зодчества, заложенная в честь 50-летия Петра I, посетившего Каймары в 1722 году - находится в очень плачевном состоянии.
ПРО ПОЭТА БОРАТЫНСКОГО:
1800 - в селе Мара Тамбовской губернии родился поэт Евгений Абрамович Боратынский.
Тесными узами был связан с нашим городом, неоднократно посещал Казань, о которой писал: "провинциальный город оживленнее столицы".
Древний род Боратынских восходит к польским корням. Один из предков - Иван Петрович - в конце XVII столетия, оставив Польшу, переселился в Россию.
Перейдя в православие и взяв русское подданство, он получил поместье в Смоленской губернии.
Отец поэта - Абрам Андреевич служил адъютантом царя Павла I, дослужился до генерала и в качестве награды за верную службу получил поместье в Тамбовской губернии.
Сам Евгений Боратынский большую часть своей жизни также посвятил армии.
Поначалу он обучался в Петербурге, в Пажеском Его Императорского Величества корпусе, потом служил рядовым в егерском полку. В 1820 был произведен в унтер-офицеры и направлен в полк, который стоял в Финляндии. Дослужившись до офицерского звания, Боратынский оставил военную службу женился и поселился в Москве.
Поэт был женат на дочери казанского помещика Л.Н.Энгельгардта - Анастасии, несколько раз бывал в Казани и в имении жены - селе Каймары (ныне Высокогорский район РТ).
В 1833 встречался в Казани с А.Пушкиным, который путешествовал по Поволжью и Уралу.
Умер Боратынский в 1844 в Неаполе во время своего путешествия по Европе.
С 1977 в Казани действует музей Е.А.Боратынского.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
материалы с сайта:
https://kaimar.ru/
ФОТО КОЧУЮЩИХ
- Татарстан:
- Тэги:
- 15019 просмотров
Комментарии
велопоход в Каймары
следует указать, что весьма увлекателен велопоход выходного дня в Каймары.
Маршрут проложен из Дербышек -
от ж/д переезда около ул. Липатова.
От ж/д переезда следует ехать вдоль ПО КОМЗ,
а потом тропкой по сосновому бору в сторону трассы М-7.
По трассе М-7 ехать до поворота на Кульсеитово,
потом следует проехать всю деревню Кульсеитово,
и ехать в сторону пос. Дачное, что на реке Казанка.
Оттуда по полевой дороге в сторону села Каймары -
по карте этот маршрут легко читается.
Большая часть дороги проходит в лесу и в лугах, так что путешествие будет интересным.
Отправить комментарий