Село Каймары (усадьба Боратынского)

Команда Кочующие - Каймары

        Как интересный факт следует отметить - что село это раньше было марийское, что следует из названия. Кай мари - это родоплеменное название местных марийцев. При этом - часть этих марийцев переселилась впоследствие в сернурский район РМЭ - это отражено в архивах сел и деревень Марий Эл. Мари переселялись на север, как правило, под давлением татар, и из-за вырубки лесов в этих краях! Ну, и как обычно, бежали от налогов и податей!

 

СТАТЬИ ПРО ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН - ТУТ! 

РАЙОННЫЙ ЦЕНТР - ВЫСОКАЯ ГОРА - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ КАЗАНКА - ТУТ!

РОДНИКИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ВЫСОКОГОРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

 

 

                              ВПЕРЕДИ КАЙМАРЫ - ВИДНА СТАРАЯ ЦЕРКОВЬ -                    

 []

  

  Каймары, село в Высокогорском районе, в 9 км. к Северо - Западу от железнодорожной станции Высокая Гора. в 1989 году население составляло 60 человек, все русские. На 1997 год 35 человек.  

 []

    

  В 1722 году село посетил Петр I.

    Кирилло-Белозерская церковь была выстроена на средства сына Кудрявцева Мефодия уже на следующий год после пребывания ПетраI.  

  КОЛОКОЛЬНЯ -                                                                                                               

 []

  "Государь осмотрел не только весь город (г. Казань), но и места загородные, заехав в недавно заведенное им адмиралтейство.Кудрявцева назначил главным над ним смотрителем".

   НАДГРОБНЫЙ КАМЕНЬ -                                                                                                      

 []

    Семейное предание говорит, что старинный крест, находящийся в каймарской церкви, был пожертвован ПетромI.

  Трехпрестольный каменный храм построен в 1723 году. Главный престол освящен во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и во имя Священномученика Мефодия Патарского.                                       

 []

  

  Очень крупный храм, яркий образец русского барокко, по композиции напоминает строившийся в эти же годы казанский Петропавловский собор.

    Колокольня утрачена.

    Храм построен на средства Нефеда Никитича Кудрявцева. Главный престол и правый придел освящены в честь святых покровителей родных братьев Нефеда, умерших молодыми, а левый в честь его собственного святого.

  (АЛТАРЬ ХРАМА И ОСТАТКИ ИКОНОСТАСА)                                                                                

 []

  В храме находилась очень почитаемая местными жителями икона Краковской Божьей Матери, найденная в лесу около 1830 года.

    Еще Кудрявцев устроил под колокольней храма небольшую богадельню, где жили, в основном престарелые дворяне. Все его наследники, в том числе и купцы Ивановы и Емельяновы, продолжали ее содержать.

   (ПЕРВЫЙ ЭТАЖ КОЛОКОЛЬНИ)                                                                                                     

 []

  Самой чтимой в церкви прихожанами округи была икона Краковской Божией Матери. Ее почитали за чудотворную силу, помогающую от многих болезней.

    В дальнейшем село стало поместьем русского поэта Евгения Абрамовича Баратынского.

    Между прочим, его внуков и правнуков видел последний батюшка Кирилло-Белозерской церкви Константин Фавстрицкий, у которого они молились.

    РАЗВАЛИНЫ БАРСКОЙ УСАДЬБЫ                                                                                                    

 []

  

  После разрушения церкви новой, советской властью изгнанный отец Константин служил священником в церкви Ярославских мучеников на Арском кладбище города Казани.                                                  

 []

  

  Десятки лет стоит заколоченной и церковь. Считается, что она точно такая же, как в подмосковном Болдино, только меньше.

    Совсем недавно по просьбам жителей стали сюда по большим православным праздникам командировать молодых священников.

    Народ приободрился, выкосил сорняки вокруг церкви, вымел разбитый пол в храме. Если заглянуть в пыльное окошко, видно самодельный алтарь с иконами, аналой, цветы в вазах...                                        

 []

  

  Однако дальше нескольких служб дело не пошло. Приход-то крохотный!

    А сама церковь стояла рядышком с барским домом, вокруг был роскошный сад (вишня в зарослях до сих пор такая сладкая!).

    В этом саду еще в 50-е годы была найдена надгробная плита Евгения Боратынского, погибшего юношей в начале гражданской войны. Теперь надгробие утеряно.                                                                     

 []

  

  В церкви с. Каймары долгие годы была колхозная кузница, в результате погибли фрески, созданные выдающимися художниками Москвы и Петербурга,                                                                               

 []

   

  да и сама церковь и колокольня, оригинальный памятник русского зодчества, заложенная в честь 50-летия Петра I, посетившего Каймары в 1722 году - находится в очень плачевном состоянии.

    

  ПРО ПОЭТА БОРАТЫНСКОГО:

    1800 - в селе Мара Тамбовской губернии родился поэт Евгений Абрамович Боратынский.

  Тесными узами был связан с нашим городом, неоднократно посещал Казань, о которой писал: "провинциальный город оживленнее столицы".

  Древний род Боратынских восходит к польским корням. Один из предков - Иван Петрович - в конце XVII столетия, оставив Польшу, переселился в Россию.

  Перейдя в православие и взяв русское подданство, он получил поместье в Смоленской губернии.

  Отец поэта - Абрам Андреевич служил адъютантом царя Павла I, дослужился до генерала и в качестве награды за верную службу получил поместье в Тамбовской губернии.

  Сам Евгений Боратынский большую часть своей жизни также посвятил армии.

  Поначалу он обучался в Петербурге, в Пажеском Его Императорского Величества корпусе, потом служил рядовым в егерском полку. В 1820 был произведен в унтер-офицеры и направлен в полк, который стоял в Финляндии. Дослужившись до офицерского звания, Боратынский оставил военную службу женился и поселился в Москве.

    Поэт был женат на дочери казанского помещика Л.Н.Энгельгардта - Анастасии, несколько раз бывал в Казани и в имении жены - селе Каймары (ныне Высокогорский район РТ).

  В 1833 встречался в Казани с А.Пушкиным, который путешествовал по Поволжью и Уралу.

  Умер Боратынский в 1844 в Неаполе во время своего путешествия по Европе.

  С 1977 в Казани действует музей Е.А.Боратынского.

  

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  

  материалы с сайта:

  https://kaimar.ru/

   ФОТО КОЧУЮЩИХ

 

 

 

 

Комментарии

велопоход в Каймары

следует указать, что весьма увлекателен велопоход выходного дня в Каймары.

Маршрут проложен из Дербышек - 

от ж/д переезда около ул. Липатова.

От ж/д переезда следует ехать вдоль ПО КОМЗ, 

а потом тропкой по сосновому бору в сторону трассы М-7.

По трассе М-7  ехать до поворота на Кульсеитово,

потом следует проехать всю деревню Кульсеитово,

и ехать в сторону пос. Дачное, что на реке Казанка.

Оттуда по полевой дороге в сторону села Каймары - 

по карте этот маршрут легко читается.

Большая часть дороги проходит в лесу и в лугах, так что путешествие будет интересным.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.