Река Майна
Река Майна – красивая речка на границе Татарстана и Ульяновской области, рядом много исторических мест и памятников археологии Древней Булгарии.
Впадает в водохранилище вдхр Куйбышевское в 1669 км от устья., около села Старая Майна Ульяновской области (левый берег Волги), а на правом берегу Волги, что напротив, расположена деревня Пролей-Кашу.
Длина водотока 62 км.
Водосборная площадь 1210 км².
Впадают реки (км от устья):
23 км: река Кандалка
47 км: река Тинарка.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКА ВОЛГА В ТАТАРСТАНЕ И УЛЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДАННЫЕ ВОДНОГО РЕЕСТРА
Код по гидрологической изученности 112100458.
Номер тома по ГИ 12.
Выпуск по ГИ 1.
Код водного объекта 11010000512112100004581
Бассейновый округ Нижневолжский бассейновый округ.
Речной бассейн Волга от верховий Куйбышевского водохр до впадения в Каспий.
Водохозяйственный участок: Куйбышевское в-ще от пгт. Камское устье до Куйбышевского г/у без р. Бол.Черемшан.
Замерзает в середине ноября, вскрывается в середине апреля.
Питание главным образом снеговое и родниковое. Река характеризуется средним половодьем, которое приходится на апрель и начало мая, низкой летней и зимней меженью. Территория водосбора занята в основном сельскохозяйственными угодьями. Вода реки используется для хозяйственных нужд, рыболовства, рекреации и в противопожарных целях.
РЕКА МАЙНА – ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
С невысокой Богульминско-Белебеевской возвышенности, с крохотного ручейка близ деревни Налейкина берет начало река Майна, одна из многочисленных кормилиц Великой Волги.
Много веков петляет Майна среди лесистого Заволжья, собирая многочисленные слабые роднички, ручейки и малые речушки, чтобы своими спокойными водами приумножить могущество знаменитой реки. Много поколений селян купались в ее светлых водах, ходили с удочкой на скромного пескаря, и мало кто обратил внимание на ее название - почему Майна? Даже самые любознательные и памятливые старики как-то неуверенно искали происхождение названия реки от слова маяться, привычно ссылаясь на ссыльных да беглых, что были здесь в старину.
РЕКА ВОЛГА ОКОЛО УСТЬЯ РЕКИ МАЙНА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ
Наши современники, люди начитанные, эрудированные, ассоциируют название с применяемыми в такелажных работах словами майна-вира, логически предполагая, что название связано с низом, низменным местом, ямой и т.д. Листая толстые томики всезнающей энциклопедии, находим подходящие значения: есть птица майна, есть растение майник, но вряд ли они стали основой для образования названия реки. Отметим, что название Майна довольно распространенное - так называется река в Германии, есть река с аналогичным названием в Сибири и даже на Правобережье в той же Ульяновской области, но каждая из них получила свое название в разное время и при разных обстоятельствах. Важно знать, кто же мог дать такое название?
К сожалению, скупые строки истории не могут раскрыть нам, как называли древние жители этих мест свои городища, реки, озера и переняли ли перекочевавшие сюда другие народы эти названия. Возможно, частью измененные или искаженные, как это бывает обычно при перезаселении. Известно, что, путешествуя в 921-22 годах по Волжской Булгарии, арабский путешественник и секретарь посольства Ахмед ибн Фадлан, описывая свой путь по нашему краю, в частности писал: «и мы... переправились через реку Джарамсан (Черемшан), потом через реку Уран (Урень), потом через реку Байнах (Майну), потом через реку Вутыг (Утку)...».
Но после нашествия татар и при присоединении края к российскому государству названия могли измениться. Кто же дал рекам современные названия, приходится только догадываться. Безусловно, в огромном смешанном татаро-монгольском войске было много разных племен: так на кобальском языке майнаж - медвежий угол, а на ягнобском майн - кочевье, жилище. И все-таки предпочтение в авторстве надо отдать русским, даже если это и напоминающее его название перешло от татар.
Майна на русском языке имело свой смысл, хотя и здесь единого мнения нет. Некоторые историки истоки названия связывали от будничного майданного производства (поташа, дегтя и т.д.), что было распространено вдоль реки.
В своей работе по топонимике В.Ф. Барашков считал, правда, без определенной аргументации, простую трансформацию болгарского названия Байнах в русское Майна, с заменой первой буквы Б на М. Исследователи из географической экспедиции в середине 19 века утверждали, что Майна имеет болгарское происхождение, находя сходство со словом майкина - что на дунайско-болгарском языке означает мать (основная река). Убедительно, но нельзя сбрасывать и то, что слово Майна было очень распространено в Древней Руси как название полыньи или промоины в неподвижном льду. Если мы, к примеру, в настоящее время говорим, что кто-то провалился в полынью, то в старые времена говорили - провалился в майну, что было естественно. Вероятно так и было, при заселении края кто-то из первопроходцев провалился в полынью-майну и указав другим на реку, стал объяснять, что искупался в майне. Спутники посчитали, что майной называют реку, что и определило название. Это могло произойти в местах, где били теплые родники, и где лед на реке был обманчив и непрочен. Впрочем, какое бы происхождение названия реки не имелось, русские в то время ассоциировали его непременно с майной-полыньей.
ГЕОГРАФИЯ МАЙНЫ
Надворный советник Т. Г. Масленицкий, давая топографическое описание Симбирского наместничества, в 1785 году писал, что длина реки Майна - 55 верст, но позже ее длину оценивали в 70 верст. Сила реки Майна - в ее многочисленных притоках, ручейках и родничках, впадающих по всей ее длине. Начиная с истоков, в Майну впадает Малая Майна, затем Ильинка, Хмелевка, Кандалка, Красная - все левые притоки.
Правым притоком была Утка - самый большой приток, хотя надо считать правым притоком и Старый Баран. Этот небольшой ключ на дне большого оврага весной преображается в решающую для реки Майна силу. Как только по склонам гор мощными потоками начинает скатываться талая вода с полей, скромный ручеек превращается в быструю стремительную реку, резко поднимавшую уровень воды в Майне, после чего начинается ледоход по всей длине реки.
Кроме основных притоков, Майну пополняло множество ручьев (ключей) - Сомовий, Борковский, Исток, Зумор и другие. Интересно, что правый приток Майны - река Утка по длине не уступала основной реке, многие приверженцы Утки считали ее основной рекой, а Майну притоком. В народе часто употреблялось компромиссное название Майна-Утка. Свое название река Утка получила потому, что на своем пути она несколько раз ныряет, как утка, в землю и как бы пропадает, выбиваясь на поверхность иной раз через несколько километров.
СТАРОМАЙНСКИЙ ЗАЛИВ - РЕКА ВОЛГА
Пойма реки Майна была значительно скромнее волжской, однако разнообразный, меняющийся вдоль русла ландшафт был по-своему привлекателен. Пойма Майны славилась ягодными угодьями. На Майне и ее притоках издавна люди строили водяные мельницы, крупорушки, шерстобойки и маслобойки. Подпор, создаваемый плотинами, увлажнял луга, что обеспечивало высокий урожай трав. Многолетний опыт научил мастеров выбирать напор так, чтобы он не вызывал заболачивания поймы.
На левом берегу Майны, в 8 верстах от ее впадения в Волгу, расположилось село Старая Майна. С созданием Куйбышевского водохранилища длина реки Майны уменьшилась в зависимости от уровня на 15-18 верст, и теперь река против Старой Майны скрылась под водами образовавшегося Старомайнского залива, и нынешнее поколение селян выросло на берегу залива, и уже не может представить реку в ее первозданной красоте.
СТАРОМАЙНСКИЙ ЗАЛИВ
ИСТОРИЯ СТАРОМАЙНСКОЙ ВОЛОСТИ
Центр Старомайнского района расположен в 60 километрах к северо-востоку от Ульяновска. В поселке 26 промышленных предприятий, районный Дом культуры, Богоявленская церковь, райбольница, почта, телеграф, профессиональное училище, сельскохозяйственный техникум, две школы с общим числом учащихся в 1999 году 1184 человека.
В 1999 году в Старой Майне 7088 жителей. Сегодня Старая Майна - с 1967 года рабочий поселок, условно разделяется на две части: старую часть с ее тесными грязноватыми улочками и новостройку, более обихоженную, состоящую частью из заново построенных строений и частью перенесенных сюда из затопляемой зоны старого села при строительстве Куйбышевского водохранилища. Жители привыкли к тому, что есть в поселке - это ржавая надломленная баржа на берегу залива, старая церковь и новые трехэтажные школа, больница, почта и другие, в общем-то, привычные места общения селян, ставшие своеобразными ориентирами. Новое поколение выросло с этими приметными местами и настолько свыклось, что без них поселок им трудно представить. Вот почему трудно вспоминать прошлое Старой Майны, ибо исторический рассказ о селе практически возвращает нас в малоизвестное селение, в котором для каждого поколения были свои, понятные только им ориентиры, уважаемые люди, известные фамилии, добротные примечательные здания и связанные с ними исторические случаи. Однако со временем все меняется и многое уходит в глухое забвение. Чтобы разобраться в прошлом, листаем странички истории старого села.
Сегодня многие считают, что Старая Майна основана в 1670 году, впрочем, об этом говорят и официальные справочники, потому без доли сомнения в 1970 году жители уже рабочего поселка Старая Майна торжественно праздновали его трёхсотлетие. Районная и областная газеты посвятили не одну полосу юбилею, были выпущены по этому случаю сувениры. В общем-то, впервые дань историческому прошлому Старой Майны была торжественно соблюдена. В последующие праздники рабочего посёлка торжество практически было приурочено к той же дате. Впрочем, это понятно: для организаторов праздника нужна конкретная дата. Однако внимание заслуживает другая дата основания села – 1655 год.
Ещё только достраивалась Закамская укреплённая линия, а уже первые миссионеры делают попытки освоить беспокойное Заволжье. По одной из основных версий, село Майну (Богоявленское) основал игумен Костромского Богоявленного монастыря Герасим «со своей братией», который в 1655 году нашёл вдоль Волги «порозжую землю», но отхлопотал ли он именно здешние земли, сказать трудно, ибо конкретных подтверждающих документов найти не удалось. Сложно найти подтверждение и в самом монастыре, ибо монастырь пострадал от большого пожара… Однако то совпадение названий Богоявленского монастыря и образованного селения Богоявленского (Майна) невольно заставляет обратить внимание на эту, в общем-то, привлекательную версию. По другой версии, село Майна (Богоявленское) основал непосредственно сам Московский патриарх Никон, который в том же 1655 году основал несколько селений в наших краях, потому и селение Майна часто называли патриаршим. В любом случае село было образовано в 1655 году. Если учесть, что поселенцы в первую очередь строили себе избы, дворы, распахивали нови, на что ушло 3-4 года, а уже затем, окрепнув, они стали строить здесь церковь Богоявления, которую из-за занятости и малочисленности строили 2-3 года, то к 1661 году село было отстроено. Однако к тому времени влияние патриарха значительно упало, потому нетрудно догадаться, что после окончательного отстранения Никона в 1666 году поселенцы лишившись столь влиятельной опеки, из-за угрозы нападений кочевников покинули село, которое большей частью было растащено и разрушено, но ненадолго….
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ - СТАРАЯ МАЙНА
Московское правительство было обеспокоено тем, что с сооружением Закамской укреплённой линии была достигнута лишь относительная безопасность, так как продолжались нападения башкирцев, калмыков и даже самих «воинских людей», которые и поселены-то были здесь с целью предохранения и защиты края от нападений.
Чтобы обеспечить безопасность поселенцев, царь Алексей Михайлович старается привлечь сюда на охранную службу не только своих ратных людей, но и иностранцев. В 1667 году после Андрусовского мира с Польшей, по которому часть земель с городом Полоцком была возвращена Польше, полоцкая шляхта во главе с полковником Гаврилой Гославским отказалась служить польскому королю, перейдя на сторону России. Шляхтичам отвели земли в Старомайнской стороне, но из 532 шляхтичей сюда переселилась лишь часть.
С самого начала все они были разделены на две группы. К первой, небольшой группе из 31 шляхтича с полковником во главе, относились те из них, которые вместе с землей и угодьями получили и крестьян; вторая группа получила только землю с угодьями. В начале 1668 года (год начинался с 1 сентября) из Казанского приказа, находящегося в Москве, отправлена была грамота в г. Казань, на имя воеводы, с наказом – разобрать всех шляхтичей по статьям и устроить их землями по Закамской черте и на ту землю взять крестьян из Казанского, Свияжского и других уездов из дворцовых сёл Великого Государя. Весной того же года из Казани были отправлены служивые люди в дворцовые села указанных уездов. Они переписывали крестьян, «собирали средней по зажиточности статьи» и заставляли от 20 дворов тянуть жребий – неудачник «с женой, детьми и со всеми их животы и хлебом» становился крепостным польской шляхты.
В апреле того же года в Казань из Москвы был отправлен указ, чтобы послать на реки Утку и Майну дворянина да доброго подъячего из приказной палаты и на тех землях всё переписать и измерить, и положить в четверти и на чертёж. И отмерить землю полоцкой шляхте – полковнику 100 четвертей (50 десятин) в каждом поле, ротмистру – 80 четвертей, поручику – 70, остальным – по 60 четвертей в каждом из трех полей. И на «тою землю Государева жалованья крестьян» полковнику – 12 дворов, ротмистру – 10, остальным – по 6 дворов.
Указано: лишних земель шляхте не давать, не отводить мест, где в старину были укреплённые города, старые городища и валы, потому что в тех местах будут построены по-прежнему города и всякие крепости.
В августе 1668 года из Казани, сюда, на реки Утку и Майну, прибыли с подробным наказом служивый дворянин Михаил Бараков и подъячий Анисим Чередеев. Предполагалось на всю шляхту (532 человека) отмерить по 24675 четвертей в каждом поле, однако не все из них захотели взять землю без крестьян, и к приёму земель прибыло только 66 человек, которым было отведено лишь 4160 четвертей в каждом из трех полей.
Здесь, у реки Майны, у разрушенного села Богоявленное, прежние освоенные земли, сенные покосы и всякие угодья были отмерены шляхтичам. По левой стороне, над рекой, на месте прежнего села, предварительно было отмерено земли под церковь Божию, где и прежде всего была церковь Божия, и попу с причетники под усадьбы. После этого, уже от церковной земли, на низ по Майне реке, отмерена была земля полковнику и некоторым его товарищам (до 18 человек), затем – по другую сторону церковной земли, вверх по Майне, отведены были усадебные земли одному из ротмистров с товарищи.
Всего здесь было поселено 43 шляхтича. В полях рядовым и двум сыновьям Гославского было отведено лишь по 50 четвертей вместо 60, на церковь (попу и причетники) по 40 четвертей в каждом из трёх полей.
Пахотная земля во всех трёх полях отведена была с ряду вверх по Майне к Краснореченским мордовским пашням. Отмерено им по дубравам и по низким непаханым местам и болотам подле Майны на выпуск (выгон) 236 десятин.
Сенные покосы простирались с одной стороны от устья Майны вниз по Волге до конца шляхтецких пахотных земель, а с другой стороны по Майне до грани полей с краснореченской мордвой.
Лесные угодья отведены от Майны в гору в сторону реки Утки на три версты.
Практически вся земля вокруг села оказалась у шляхтичей, а село заселено как шляхтой, так и данными им русскими крестьянами. Село Богоявленное (или Полоцкая слобода) было опоясано рвом, но этого явно не хватало для безопасности поселенцев.
КЛАДЫ И НАХОДКИ У РЕКИ МАЙНЫ
Впрочем, и другие поселения требовали защиты от кочевников и разбойничьих шаек из беглых крестьян, потому правительство было вынуждено принять решение о строительстве дополнительных крепостей, для чего в начале марта 1670 года из Казани на Утку и Майну были посланы служивый человек Андрей Чернов с подъячим Галактионовым, которым поручено было приехать на Майну, взять у полковника Гославского и начальных людей, а на Утке у ротмистра Петра Костенецкого и у шляхты сказки (грамоту, донесение), чтобы знать заранее, где построить на Майне и Утке в крепких местах, описать и измерить, и осмотреть, в котором месте около слободы Полоцкой шляхты построить остроги.
В августе того же года на Майну прибыли спецы: «в смете и по сказке подмастерья Казанских стрельцов Николки Захарьева да Фетки Воженина надобно на Майнское острожное дело и на катки, и на мосты, и на иглы, и на подпоры, на всякую сажень по 20 брёвен, итого на строжное дело 42 тысячи брёвен трёхсаженных, в отрубке по полупята и по пять и шесть вершков, да на проезжие, на шесть башень по 300 брёвен, да по 100 тесин на башню, затем на глухие…»
Всего на строительство Майнского острога требовалось 80 тысяч сосновых брёвен и 1800 тесин…
Вот составление плана и сметы на строительство Майнского острога в августе 1670 года и взято за дату основания острога, хотя у острога не было построено ни одного укрепления, не вбито ни одного столба. Более того, в дальнейшем в официальной справочной литературе эта дата ошибочно взята за время основания села.…
Поскольку название села Богоявленское к острогу явно не подходило, то его назвали по реке Майнским. Острог имел 900 сажен в длину (1800 метров) и 200 сажен в ширину (400 метров). Он был опоясан земляным валом с глубоким рвом. Острог имел 12 глухих и 6 проезжих башен, соединенных частоколом.
В остроге, который называли ещё городком, были построены приказная и съезжая избы. В пахотных полях до озера Яик (Булгак) были построены на трёх дорогах три караульные башни.
Небольшое село Богоявленское (Полоцкая слобода) так и осталось за чертой построенного острога, но новые поселенцы селились уже непосредственно в остроге. Довольно быстро село Богоявленское и Майнский острог слились в один населенный пункт, и оба названия, изначально обозначавшие конкретную его часть, постепенно становятся общими, под названием Майнский городок (Богоявленское тож)… Изначально в остроге несла службу польская шляхта, но гарнизон пополнялся стрельцами из посадских и свободно гулявших людей.
Первым воеводой Майнского острога был назначен Матвей Савельевич Салов.
Значение Майнского острога для большей части нынешнего Старомайнского района было значительно. Острог имел гарнизон, который при надобности мог оказать военную помощь другим селениям, воевода был наделен властью решать текущие вопросы, вершил суд, следил за исполнением повинностей, он же решал раздел земли, её передачу, продажу (потому его иногда называли мэрщиком).
Во время колонизации края вся территория государства административно разделялась на уезды, их число в конце 17 века доходило до 250. Большая территория из нескольких уездов входила в приказы. Село Богоявленское и Майнский острог в то время относились к приказу Казанского дворца Казанского уезда Ногайской дороги Закамской стороны…
В начале 18 века, по мере продвижения русских всё дальше на восток, стратегическое значение Майнского острога как оборонительной крепости упало, потеряли значение ров, вал, деревянные стены, башни которые стали разбираться… к сожалению, ныне от старого острога не осталось следов, к тому же, с образованием Куйбышевского водохранилища значительная часть села попала в зону затопления и была перенесена на новое, более высокое место. И всё же, если посмотреть сегодня на оставшуюся часть сверху, то в плане можно угадать контуры прежнего острога, а подтопленные и огибавшие село овраги с северо-запада и юго-востока – не что иное, как размытые следы бывшего крепостного рва…
С тех пор, как Майнский острог, потеряв военное значение, превратился в обычное село, часть шляхты, в желании продолжить службу, покинуло село. Их земли приобрели другие состоятельные люди - часто, просто из-за престижа, не думая о доходности здешнего владения, переселяя сюда лишь небольшую группу крестьян, начиная с одной или нескольких семей. Переселенцам вменялось больше следить за владением, потому они нередко пользовались землёй без отработки барщины, откупаясь от владельцев хлебосольным гостеприимством и продуктовыми «подарками».
К 1771 году в Майне числилось 28 помещиков, а из знатных вельмож здесь имел владение граф Петр Иванович Панин, у которого значилась 181 душа мужского пола. Здесь же владение генерал-майора Александра Ивановича Миллера, генерал-майора Нефёда Кудрявцева и других. Постепенно владельцы были вынуждены определиться со своими дачами: то ли продолжать их дальнейшее освоение или просто продать их. Неудивительно, что к 1795 году в Майне (Богоявленском) осталось лишь 14 помещичьих общин.
Интересно, что к этому времени общие владения имели в селе известные всей России братья Орловы: Иван и Владимир. Здесь же были владения молодого, на то время лишь надворного советника, Дмитрия Николаевича Блудова; прапорщика Петра Петровича Юдина; Александра Логиновича Лихачёва; статского советника Ивана Николаевича Ретова; девицы Анны Петровны Татищевой; подпоручика Григория Фёдоровича Борисова; подпоручика Николая Михайловича Гославского; Елизаветы Ивановны Гославской; Анны Тимофеевны Барсуковой; Анны Ивановны Страховой; Степана Андреевича Языкова; подпоручицы Аграфены Фёдоровны Тимофеевой, и ещё одна община состояла из казённых крестьян и однодворцев. Всего за селом было 12811 десятин земли, из них 5388 десятин пашни. В селе было три господских одноэтажных дома, 1833 жителя, торг по понедельникам, пристань…
Не трудно заметить, что из 14 помещиков лишь трое жили в Майне, большинство же из них имели свои усадьбы в других местах. В последующие годы многие из этих помещиков продали здесь свои земли и крестьян другим владельцам, вместо них в селе замелькали новые дворянские фамилии: Ховриных, Едашевских, Чураковых, Сахаровых, Варламовых, Немидовых, Черноруцких, Лентовских, Дебу и Половцевых…
Примечательна связь Старой Майны с другими селениями. Например, подполковница Анна Васильевна Черноруцкая имела землю и крестьянские общины в Старой Майне и Жедяевке, штабс-ротмистр Алексей Иванович Сахаров имел землю и крестьян в Старой Майне и Русских Юрткулях, а граф Блудов – в Старой Майне, Жедяеевке и Анненской слободе (Танкеевка).
Если брать во внимание основание села в 1655 году, то к его 200-летию в 1855 году в селе 472 двора и 2681 житель. К сожалению, в этом юбилейном году в селе свирепствовала оспа. В этом году здесь родился 161 младенец, а умерло 179 человек, из них 84 - дети до одного года. Трудным для селян был и 1860 год, когда в селе родилось 152, а умерло 235 человек, из них 166 детей в возрасте до 5 лет.
С 1861 года село Старая Майна становится волостным. В селе намечаются положительные перемены; в том же 1861 году в селе открылись две общественные школы. Этот открытый обнадеживающий родничок просвещения вдохновил передовых людей всех сословий в желании просветить свой народ. В феврале 1862 года в Старой Майне открылось училище для подготовки сельских учительниц. Училище просуществовало сравнительно недолго, да и существовало оно на частные пожертвования, однако мы должны по достоинству оценить те хлопоты и душевные порывы первых учредителей Н.Н. Поповой, генерал-майора В.А. Половцева и других за старание и усердие на благо Отечества.
Послереформенная Россия делала первые, но твердые шаги в просвещении, хотя, безусловно, уровень тех школ трудно сравнить с современными школами. Тогда не хватало средств, не было опыта, учителей. Первые школы были одноклассными, т.е. в одном классе у одного учителя занималось до трёх групп учащихся, т.е. первый, второй и третий классы в одной комнате, что было тесно и неудобно. На каждого учащегося по нашему Ставропольскому уезду Самарской губернии выделялось в год 9,4 рубля. Оклад учителя в то время зависел от количества учеников, так за 20 учеников учитель получал 80 рублей в год, за 25 учеников - 90 рублей, за 30 учеников - 100 рублей и т.д. Много это или мало, можно понять в сравнении: на 80 рублей на сельских базарах можно было купить более 250 килограммов коровьего масла, или 4 тонны ржаной муки, или около 660 килограммов говядины первой категории.
Реформа 1861 года была значительным событием в стране, она коснулась практически каждой деревни, каждого крестьянина. Забегая вперед, отмечу, что до конца двадцатого столетия из всех реформаторов России, пожалуй, наиболее логичен в своих деяниях был Александр II, освободитель и преобразователь. Сам Александр II остался в тени своих реформ, но нет в истории России человека, который сделал бы для крестьян больше, чем он. Сколько мужества, настойчивости надо было проявить ему, чтобы свершить великий в русской истории акт – отмену крепостного права. Александру II было нелегко найти нужные компромиссы между крепостниками и крестьянами, чтобы смягчить накопившиеся противоречия. Демагоги разных поколений любили критиковать его старания, но больше всего ему досталось от революционеров, которые, как всегда, жаждали большой крови, призывая крестьян к топору, к бунту….
Реформа 1861 года практически стала началом бескровного преобразования Отечества, ибо за ней последовали и другие реформы во всех областях государственной и общественной жизни… Александр II проводил реформы не спеша, обдуманно, последовательно, доводя одну, затем берясь за другую, что позволяло проследить их ход и где-то подкорректировать.
За время правления Александра II открылось множество школ, библиотек, читален, число газет возросло от 20 до 700. В 1864 году появилось земство, введен новый суд, равный для всех. В 1870 году города получили самоуправление, были прекращены преследования старообрядцев. В 1874 году была проведена военная реформа, вместо рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность сроком до 6 лет. Были основаны Государственный банк, Сберегательные товарищества, Земельный банк, быстрее стала развиваться промышленность, много строилось железных дорог. Задумывались ли мы всерьёз о том, как бы мы могли жить сегодня, если бы неугомонные революционеры не убили Александра II, как и следующего, значительного реформатора, Столыпина?…
После отмены крепостного права по Ставропольскому уезду, куда входили Старомайнские земли, бывшие помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,9 десятины, что чуть больше, чем по стране. По «Положению 19 февраля» крестьяне должны были выкупать свои наделы, а до выкупа они считались «временно обязанными» и продолжали отбывать барщину или переходили на оброк, и лишь после утверждения выкупной сделки крестьяне переходили в разряд собственников.
Большое значение для жителей Старой Майны имела пристань. Ещё в 1840-х годах от Старомайнской пристани отходило до 30 судов с рожью и мукой на сумму 110 тысяч рублей. В четырёхлетие 1859-62 годы с пристани отправлялось ежегодно в среднем товаров (хлеб, поташ и другие) до 1230794 пудов на сумму 578858 рублей… Надо отметить то, что шефскую помощь над Майнской пристанью взяло товарищество «Самолет», организованное в 1852 году и с навигацией 1854 года открывшее специальное пассажирское дело по Волге.
С каждым годом значение пристани возрастало: сюда свозили хлеб 67 крестьянских обществ. С наступлением навигации безземельные, безлошадные так и жили на пристани, занимаясь набивкой в кули муки и перенося их на баржи, получая за набивку 6-пудового куля овса по 2 копейки, 8-пудового куля крупы - 3 копейки, за набивку муки в 9-пудовый куль - 3,5 копейки, ежедневно зарабатывая 35-40 копеек и до 10 рублей в месяц, на которые свободно можно было купить пару овец. Лошадники за подвоз зарабатывали за день до 1 рубля и более. Для хлебопашца такой заработок – большое подспорье, вот почему крестьяне, закончив полевые работы, охотно стремились на пристань. Так по Старомайнской волости в извозе участвовало более 170 подвод. В иные годы в половодье уровень воды был настолько высоким, что баржи заходили даже до села. В этом случае жители села охотно продавали свои излишки и изделия, чтобы купить нужные в хозяйстве вещи.
Через важный для села водный путь село развивалось, становилось более культурным.
Впрочем, через Старую Майну проходил и сухопутный путь - Симбирский коммерческий тракт, связывающий Симбирск с Казанью, через который поддерживались торговые отношения круглый год.
Из пересказов матери : самый короткий путь в Татарию из села пролегал вдоль края Монастырской горы (ныне Коммунской), по сосновому, вперемежку с берёзой и осиной, лесу, мимо топкого клюквенного болота. Дорога у болота сужалась настолько, что нельзя было разъехаться со встречным возком. Тяжёлый, сырой, прелый воздух топкого болота, полумрак чащи, густой, таящий коварные неожиданности, непролазный кустарник и предупредительно-напряженная, настораживающая тишина, прерывающаяся лишь иногда внезапным криком одинокой вороны или хрустнувшей веткой под ногами дикого зверя - все это необъяснимой тяжестью ложилось на впечатлительные души проезжавших. Здесь, у топкого болота, лихие разбойники поджидали свои жертвы, здесь встречали, грабили и убивали проезжавших, а затем, разогнав испуганных лошадей с повозками и трупами, загоняли их в бездонную топь болота, где в серой жиже скрывали следы своих жестоких преступлений. Даже позже, когда дорога стала проходить в стороне от Клюквенного болота и о разбое стали забывать, грибники старались обходить это глухое, с дурной репутацией место. Старики утверждали, что там, в глуби заросшего болота, если прислушаться, можно было услышать звуки, напоминающие стоны душ загубленных здесь людей. Разбойники были из здешних селений, в том числе и из Старой Майны.
Село привлекало деловых людей со стороны, которые при всяком удобном случае скупали усадебные участки, на которых строили себе добротные каменные дома. Цены на усадебную землю колебались в зависимости от удобств и расположения, хотя, при удобном случае, можно было купить землю почти задаром. Так, например, в 1880 году крестьянин И. Подтипохин продал усадебное место купцу второй гильдии Клеченову за 275 рублей. Вдова Аверьянова из Удельной части продала усадебное место крестьянину Игнатичеву мерою 5х15 сажен за 300 рублей, а крестьянин Е.Елистратов из Блудовской части села продал усадьбу в 160 квадратных сажен и всю надельную землю мещанину Логинову всего за 35 рублей…
Для сравнения: в то время, в среднем рабочая лошадь стоила около 30 рублей, а корова - 20-22 рубля.
Так уж исторически сложилось, что всё село было разделено на части, каждая из них принадлежала какому-то помещику, где жила его община крестьян, каждая община имела своего старосту, стадо и свои традиции. Еще при проведении реформы 1861 года в селе из 15 общин были сформированы за счёт объединения мелких общин одиннадцать обществ, десять из них были расположены по главной – Большой улице (ныне Советская).
Безусловно, историю селения лучше познавать, если пройтись по селу и всё, что достойно интереса, само обратило бы внимание. Но сегодня от Большой улицы сохранилась лишь часть, что затрудняет предметное восприятие прошлого, и всё же тот, кто хочет лучше познать историю Старой Майны, будет вынужден хотя бы мысленно пройти по старому селу с конца на конец, вспоминая историю каждой её части, осмысливая каждую её пядь…
РЫБАЛКА НА РЕКЕ МАЙНА
Отчет о рыбалке: 11 мая, Майна, река
Дата рыбалки: 11 мая 2008г.
Водоем: Майна, река
Место - область/район: Ульяновская обл.
Подробное описание места: Старая Майна.
Погода: +23, ветер северный слабый
Состояние водоема: примерно летний, ниже чем 01-го см на 5
Способ ловли: Спиннинг. Техника и тактика
Моя снасть: мах 7м, nex AX 4,8 м, Sh 1500.
Насадка: червь, опарыш
Какую рыбу ловил: окунь, плотва, подлещик, голавль, ёрш
Активность клева/рыбы: 4
Мой улов: 1-3 килограмма
Самая большая рыба подлещик, 200 гр.
Замечания по технике ловли, лучшие приманки. На дальний заброс с длинной проводкой (редко получалось-клюёт), 15-17 м, спуск от 40 до 70 см.
Как успехи у других рыболовов? краснопёрка, уклейка, ёрш.
Общее резюме:
На червя лучше, на прямом течении лучше. 90% плотвы боьная (чёрные пятна), чистая попадается до 50 гр. или после 150. Комаров мало, мошки нет. После 19.00 приличные выходы кого-то поверху под противоположным берегом.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
https://www.textual.ru/
https://simbir-archeo.narod.ru/
https://www.panoramio.com/
фото Александр Бойко
https://stmayna.ucoz.ru/
https://www.fion.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Река Майна | 94.12 КБ |
Река Майна | 116.59 КБ |
Река Майна | 118.82 КБ |
Река Майна | 154.76 КБ |
Река Майна | 135.76 КБ |
Река Майна | 108.95 КБ |
Река Майна | 95.6 КБ |
Maina11 (7).jpg | 69.4 КБ |
Maina11 (8).jpg | 121.01 КБ |
Maina11 (9).jpg | 48.61 КБ |
Maina11 (10).jpg | 50 КБ |
Maina11 (11).JPG | 267.84 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 13347 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий