Клады Ульяновской области
Как внезапно разбогатеть? Выиграть в лотерею и найти клад - вот два самых популярных, но почти фантастических способа. Кто из нас не мечтал о таком счастье? А ведь есть счастливчики, которых действительно озолотила земля, притом в прямом смысле этого слова - взяли и нашли шкатулочку с «золотыми». А сколько их еще таких удачливых будет?
И у нас в области немало схоронено и золота, и серебра, и украшений, спрятанных разбойниками и бежавшими от народного гнева помещиками. Вообще, Россия - настоящий Клондайк для кладоискателей. Ведь особенно много денег и драгоценностей прячется в землю в смутные времена социальных катаклизмов, а их в нашей стране было немало...
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО УЛЬЯНОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
РЕКА ВОЛГА В ТАТАРСТАНЕ И УЛЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Последнее - гражданская война. С одной стороны, она открыто провозгласила лозунг «Грабь награбленное!» и поставила вне закона всех более-менее имущих граждан, которые, в свою очередь (вот странность-то!), не особо хотели отдавать честно нажитое. Вот и зарывали золото в землю в надежде, что большевики пришли ненадолго, и в скором времени все встанет на круги своя.
СЧАСТЛИВЧИКИ
Сколько уже знает Россия историй о том, что заветные шкатулочки находили на окраинах деревень, в хорошо спрятанных захоронках старых домов... Бывали такие случаи и в Ульяновской области!
В октябре 1969 года в Ульяновске при строительстве гостиницы «Венец» была найдена сгнившая от времени деревянная шкатулка с различными золотыми украшениями -кольцами, серьгами, брошами, и среди прочего - внушительный кулон, украшенный 30 бриллиантами. Происхождение клада сомнений не вызывает: на месте, где теперь стоит гостиница «Венец», находилась до революции усадьба богатейших симбирских купцов Чебоксаровых. С вероятностью 99,9% можно предположить, что именно Чебоксаровы и оставили подарок своим «потомкам».
В июле 1981 года некто В. Болотов и А. Шабалкин обнаружили в вырытом под фундамент дома котловане на глубине более двух метров 162 золотые монеты, отчеканенные в конце XIX - начале XX веков, достоинством в 5, 7 с полтиною и 10 рублей. Но в архивных документах адрес дома, в фундаменте которого было найдено богатство, уже не указан. Похвальная предосторожность...
Бывали интересные находки и в новейшей истории. В сентябре 2003 года семья из Ульяновской области нашла у себя дома клад дореволюционных времен. Делая ремонт, жители села Румянцево обнаружили под наличником сверток, в котором было почти 12 с половиной тысяч царских рублей. Один из членов семьи, по рассказам домочадцев, накануне видел вещий сон, в котором умерший дед предупредил о находке. Все купюры хорошо сохранились. Правда, в материальном отношении клад ценности почти не представлял. Если до революции 12 тысяч рублей были целым состоянием, то сегодня стоят копейки.
В апреле 2004 года ученики вешкаймской школы обнаружили на спортивной площадке клад золотых монет XVIII века. Ребята копали яму для столба на спортплощадке и на метровой глубине наткнулись на увесистый предмет, завернутый в полуистлевшую ткань. Развернув ее, школьники обомлели - внутри оказались десятки старинных золотых монет. Дети отнесли находку в районное отделение милиции, а милиционеры показали клад местным краеведам. По словам старожилов, ранее на месте школьной спортплощадки располагалась богатая барская усадьба. Не исключено, что клад зарыл в землю кто-то из ее бывших обитателей.
ГДЕ В УЛЬЯНОВСКЕ ЗОЛОТО ЗАРЫТО?
Можно порадоваться за счастливчиков, которые нашли свои клады, а можно самим попытать удачу и отправиться на поиски «захоронок». Например, в Ульяновске есть до сих пор не найденный клад, хотя о его существовании доподлинно известно...
А дело было так. Утром 16 ноября 1917 года трое неизвестных в военной форме и в масках, вооружённые револьверами, ворвались в ювелирный магазин Моисея Кшиновлогера на Гончаровской, центральной улице Симбирска. Под угрозой расправы хозяин отдал налётчикам около трёх сотен ювелирных изделий и 17 000 рублей в звонкой монете. Перепуганный ювелир смог показать агентам уголовного розыска очень немного: «Что были за лица грабителей, и кто они такие, совершенно не знаю, но акцент у них все-таки не русский»...
25 февраля 1918 года та же троица ограбила Симбирское отделение Русского для внешней торговли Банка, и всё на той же центральной, Гончаровской улице! Они унесли с собой 14 тысяч рублей наличными и ценных бумаг на сумму 1,4 миллиона рублей.
Позже стали известны имена бандитов. Трое гремевших на всё Поволжье налётчиков - Лёнька Ульман, Яков Якубович и некий Мишка - пять месяцев спустя были задержаны в Самаре. А в их квартире в Нижнем Новгороде была найдена часть золота, которое грабители добыли во время симбирских «гастролей».
По показаниям Ульмана, украшения и капиталы, добытые в Симбирске, они оставили своему приятелю Михаилу Кудрявцеву, жившему по Старой Казанской (ныне Красноармейской) улице. Подельник должен был спрятать награбленное понадежней, а потом отдать. Однако исполнить обещание Кудрявцев не смог - его застрелили во время чекистской облавы. А деньги и украшения так и не нашли. Тайну клада Кудрявцев унес с собой в могилу, известно только, что схоронено золотишко где-то неподалеку от его дома...
ТАЙНЫ РАЗБОЙНИЧЬИХ КЛАДОВ
Дворянские клады - это, конечно, хорошо, но разбойничьи -«слаще», ведь именно про них, как правило, говорят: «Несметные сокровища зарыты»...
В селе Кротово Сенгилеевского уезда (Симбирской губернии) бытовала такая легенда. Говорят, есть там где-то под землей обрытый канавами подвал, в котором висят на железных цепях 12 бочек золота. И был один мужик, который брал из этого подвала деньги раз в год и доставлял их в назначенный срок разбойникам, сей клад схоронившим. Что стало с теми бочками? Может, до сих пор качаются на цепях, не опустошённые до конца разбойничьим сторожем?
Немало легенд утверждают, что несметные сокровища разбойников закопаны в Винновской роще (Железнодорожный район Ульяновска). Раньше роща была частью усадьбы помещиков Киндяковых. Одной из представительниц этого рода легенды приписывают совсем нелестные знакомства. В народе поговаривают, что в XVIII веке симбирская помещица водила дружбу со многими разбойничьими атаманами со всего Поволжья. Дружба эта была небескорыстна. Друзей дама принимала по ночам и за энную сумму прятала часть их сокровищ...
Так что, может, ходим мы с вами по сундукам с золотом, да не догадываемся, что богатство от нас на расстоянии вытянутой руки...
3AX0P0HKA СТЕНЬКИ РАЗИНА
Особняком стоит клад легендарного атамана Стеньки Разина. Легенды в народе ходят разные. Например, русское предание гласит, что призрак атамана иногда является людям, чтобы вручить пару-тройку золотых монет. Чувашские же легенды, наоборот, говорят, что он является для того, чтобы отбить у других деньги и имущество. Так, рассказывают, однажды он пришел к пчеловоду и потребовал от него денег и две кадки меду. Когда тот заупрямился, Стенька пригрозил ему саблей. Взяв деньги и две кадки меду, призрак легендарного разбойника посыпал на них какого-то зелья и вдруг провалился с ними под землю...
Но больше доверия вызывает другая легенда – повествующая о кладе в селе Шатрашаны Сурского района Ульяновской области. О закопанных там сокровищах говорится в одном из завещаний Стеньки Разина, оказавшегося у его сообщников после казни атамана.
В нем Разин якобы точно указал, где искать сокровища: «Шел я, Степан Тимофеевич сын Разин, из города Алатыря в верх Суры реки и дошел до речки Транслейки и спрашивал мордвина, где пройти за Суру реку. И перешел реку со всем своим войском. Дошел я до брода в горы и нашел в правой стороне ключ. И тут мы жили полтора года, и это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное.
И шли мы четыре дня и дошли до горы, и в горе ключ, и в полдень течет. В горе верхней две зимницы - на полдень выход. Среди той три яблони посажены в малой стрелке. В полугоре - ломы, шипы, заступки и доска медная; на верхней горе шолом. Тут пенек-дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом. И тут положены стволы и бомбы... и положена братская казна...». И даже указал, что с этими сокровищами делать. Так, сурский клад нельзя употребить на собственную пользу. Его надо раздать по церквям и применить на благо Симбирской губернии - она сможет на спрятанные деньги безбедно жить 40 лет.
Может, поэтому, несмотря на «четкие указания», клад до сих пор не нашли? С одной стороны, корыстному человеку в руки он не дастся, а с другой... Других у нас нет... Ну, скажите, положа руку на сердце: смогли бы вы отдать найденные «бешеные деньги» в бюджет Ульяновской области?
ИСТОРИИ О КЛАДАХ
Истории о кладах в Ульяновской области рассказывают достаточно часто. Конечно, имею в виду тексты не о самих раскопках, а о тех «сверхъестественных» представлениях и поверьях, что с ними связаны.
К примеру, клады часто закапываются на «чью-то голову», то есть тем, кто потревожит скрытое в земле, грозят большие неприятности. Распространены и рассказы о кладах, спрятанных легендарным Стенькой Разиным. Так, об этом до сих пор охотно говорят жители Майнского района.
***
Завещание атамана
Ульяновский регион притягивает внимание искателей легендами о богатых разбойничьих и помещичьих кладах. В области ищут сокровища, закопанные легендарным атаманом Стенькой Разиным, и богатства, спрятанные в усадьбе именитого помещичьего рода Киндяковых.
Ульяновская область славится богатым историческим прошлым. Сам Ульяновск, в прошлом носивший название Симбирск, был центром Симбирской губернии и знаменит коротким, но бурным периодом расцвета ярмарочной торговли. В 1760 году город осаждал знаменитый атаман Степан Разин, спрятанные им клады ищут чуть ли не по всему пути следования его войска. А в годы Октябрьской революции в Ульяновске бесчинствовала банда удачливых грабителей банков и ювелирных магазинов, успевшая до ареста спрятать наворованное.
Клады в Ульяновске находили неоднократно — при сносе старых домов и рытье котлованов. Многие из них были чрезвычайно богаты — состояли из десятков и сотен золотых монет, драгоценных камней и ювелирных украшений. И до сих пор Ульяновская область остается настоящим магнитом, притягивающим как профессиональных поисковиков, так и любителей экстремальных ощущений.
Найти что-то спрятанное кем-то сотни лет назад непросто. Самое первое, с чем придется столкнуться новичку, — это покупка оборудования. Нужны металлоискатель, поисковые магниты, лопата, GPS-навигатор высокой точности и туристическое снаряжение. На приобретение всего этого набора может уйти до 60 тыс. рублей. Но и это не дает никакой гарантии, что вы найдете сокровища. Время для поиска кладов — весна, лето и ранняя осень. Всю зиму кладоискатель проводит в архивах, чтобы определить места предполагаемого поиска.
Николай Грымов, ульяновский кладоискатель
Настоящие кладоискатели, конечно, мечтают найти сокровища всей жизни, но при этом не брезгуют и менее значительными находками. Например, в архивах указано, что на каком-то месте в прошлом-позапрошлом веках, а может быть, и раньше, была ярмарка. Значит, там можно найти много старинных монет, какую-то утварь и даже мелкие украшения тех лет. Конечно, такие находки не глобальны, но их продажа коллекционерам и нумизматам может принести очень неплохой доход.
Есть в окрестностях Ульяновска и такие клады, которые мечтают найти все кладоискатели области и заезжие гости. О таких заветных кладах читателям SmartNews рассказал бывалый кладоискатель Николай Грымов.
Эхо революции
В период с 1917 по 1918 год в Ульяновске гастролировала банда нижегородских налетчиков, которая состояла из трех человек: Лёньки Ульмана, Якова Якубовича и некоего Мишки. За время своих ульяновских гастролей злодеям удалось умыкнуть около 300 ювелирных украшений, 31 тыс. рублей золотом и еще 1,4 млн рублей в виде ценных бумаг. Спустя полгода банда была задержана в Самаре, а в их квартире в Нижнем Новгороде найдена только часть награбленного золота. В ходе допросов один из задержанных признался, что часть золота отдали своему приятелю Мишке Кудрявцеву, который проживал на Старой Казанской улице (сейчас это улица Красноармейская).
Но допросить Кудрявцева не получилось. Во время одной из облав на криминальные элементы, которые в то время проходили очень часто, Кудрявцев был застрелен и тайну о кладе унес с собой в могилу. С тех далеких времен до нас дошел только слух, что Кудрявцев спрятал золото недалеко от дома. Но найти этот клад так никому и не удалось.
Разбойничьи клады
В среде кладоискателей считается, что самая высокая вероятность найти клады разбойников, закопанные в Винновской роще (нынешний Железнодорожный район Ульяновска). Дело в том, что раньше эта роща была частью усадьбы помещиков Киндяковых. Род был древний и знатный. Но вот одна из его прекрасных представительниц, жившая в середине XVIII века, оказалось падкой на брутальных разбойников и постоянно привечала их в своем имении. Те, естественно, к ней с пустыми руками не шли, несли всевозможные подарки.
Существует легенда, что помещица превратила свое имение в аналог банковского сейфа. Многие разбойники отдавали ей награбленное на хранение и давали за это плату. Принимая во внимание, что времена тогда были неспокойные, а разбойников на Волге — великое множество, можно предположить, что территория усадьбы должна быть нашпигована золотом. Но вот только найти его никому до сих пор не удалось.
Легенды очень часто рождались в то время, не было средств массовой информации, и что именно говорил первоисточник, понять невозможно. Передаваясь из уст в уста, легенды украшались новыми подробностями, количество сокровищ постоянно росло и множилось. Не исключено, что к этой даме под покровом ночи приходил какой-нибудь из поклонников, а народ решил сразу, что это разбойник. А раз разбойник — значит, мешки с золотом. Исторически данная легенда никак не подтверждается, но люди продолжают надеяться, что кому-то удастся найти этот клад.
Виктор Краснощеков, краевед, SmartNews
По следам Степана Разина
И третья легенда о кладах в Ульяновской области связана с именем Степана Разина. Это легендарный исторический персонаж. И клады его ищут даже в тех местах, где нога атамана никогда и не ступала. Но поиски кладов в Ульяновской области, по которой прошелся с войском мятежный атаман, выглядят вполне логичными. Наиболее достоверной выглядит легенда о кладе в селе Шатрашаны. Про это сокровище хорошо известно — его местоположение указано в завещании Степана Разина, текст которого легко найти в открытых источниках.
- Шел я, Степан Тимофеевич сын Разин, из города Алатыря в верх Суры реки и дошел до речки Транслейки и спрашивал мордвина, где пройти за Суру реку. И перешел реку со всем своим войском. Дошел я до брода в горы и нашел в правой стороне ключ. И тут мы жили полтора года, и это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное. И шли мы четыре дня и дошли до горы, и в горе ключ, и в полдень течет. В горе верхней две зимницы — на полдень выход. Среди той три яблони посажены в малой стрелке. В полугоре — ломы, шипы, заступки и доска медная; на верхней горе шолом. Тут пенек-дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом. И тут положены стволы и бомбы… и положена братская казна…
Из завещания Степана Разина
- Но даже такое точное описание места, где «положена казна», до сих пор никому не помогло, клад Степана Разина до сих пор не найден. Но кладоискатели не отчаиваются и постоянно предпринимают попытки найти сокровища великого атамана.
Есть такое поверье, что клад дается в руки только достойному. Может, поэтому эти сокровища еще не найдены — не было достойных таких богатств?
Александр Серпухов, житель Ульяновскa, SmartNews
-Я один раз находила клад. Точнее, это был не совсем клад, а одна медная монетка. Что это была за монета, понять невозможно. Все надписи на ней стерлись от времени. Она долгое время лежала у меня дома, а потом после ремонта куда-то пропала.
Лидия Корнева, жительница Ульяновска, SmartNews
Желание спрятать добро, нажитое непосильным трудом или полученное в ходе преступления, было всегда. Люди тогда жили намного меньше, чем сейчас. Так что вероятность того, что человек, знавший о местоположении клада, умирал, так и не рассказав никому про это, высока. А если так, то ненайденных кладов в нашей земле должно быть очень много.
Алексей Шмелев, житель Ульяновска, SmartNews
***
Клады Ульяновской области (Симбирской губернии)
В трех верстах от Ульяновска (Симбирска) есть деревня Киндяковка на берегу Волги. По рассказам местных жителей, здесь в XVIII веке имелась усадьба, в которой помещица принимала по ночам разбойничьих атаманов и их милых детушек, угощала их на славу и прятала в местной роще награбленное добро.
Следы усадьбы действительно сохранились. В местах проживания поволжских народов (чувашей, башкир, мордвы и других) бытует много легенд о местных князьях, богатырях и великанах. Считается, что курганы здесь насыпаны на месте их погребения, но взять сокровища их нельзя. Богатыри просто спят, и горе тому, кто нарушит их покой.
Масса преданий бытовала в Поволжье о пугачевских кладах. Важно, что Пугачев действительно зарывал клады. Вот интересная легенда из села Стемас Алатырского уезда.
В жертву чертям — охранителям разбойничьих кладов, — удачливым добытчикам приходилось приносить самих себя. В селе Кротове Сенгилеевского уезда Ульяновской области (Симбирской губернии) бытовала такая легенда.
Говорят, есть обрытый канавами подвал, в котором висят на железных цепях 12 бочек золота. Один мужик брал из этого подвала деньги раз в год и доставлял их в назначенный срок.
Другой пользовался деньгами даром, то есть, пожалуй, и не даром. Об этом последнем передают такой рассказ: «Был у нас в селе мужичок, темный богач; спросишь, бывало, его: «Откуда у тебя, дядя, что берется, давно ли ты был бедняком?»
Ничего не бает, а ухмыляется только… Ну, а наверняка дознали, что он берет эти деньги прямо из клада в полночь на первый день великого поста. Значит, нечистые дать-то ему дадут, да отомнут ребры. И завсегда уж на прощеный день он налижется страсть как, чтобы то есть в пьяном-то образе было нечувствительно».
Даже при случайном отрытии клада следует соблюдать строго неписаные правила поведения: молчать, не спать, не оглядываться, не ссориться…
В начале XIX века в селе Ялшанке дьячок стал рыть яму, чтобы поставить верею (столб) для ворот. Вырыл не более аршина в глубину и вдруг наткнулся на громадную корчагу, набитую битком серебряной монетой. Это неожиданное явление так поразило его, что он от радости и удивления выпустил неприличное словцо. Оттого корчага вдруг стала опускаться в землю и совсем провалилась.
Если по русским преданиям Стенька Разин, изредка появляясь народу, раздает золотые монеты, то по чувашским — является часто для того, чтобы отбить у других деньги и имущество. Так, рассказывают, однажды он пришел к пчеловоду и потребовал от него денег и две кадки меду. Когда тот заупрямился было, Стенька пригрозил ему саблей. Взяв деньги и две кадки меду, он посыпал на них какого-то зелья и вдруг провалился с ними в землю.
В Поволжье рассказывали и как найти спрын-траву, столь нужную любому кладоискателю. Едучи по лугу, нужно заметить, где спадает колесо с телеги. На это самое место следует прийти в полночь вместе с ворожцом и разостлать любую холстину. Спрын-трава и прорастет сквозь нее. Нет для нее преград.
В сказах особо выделяется роль разбойничьего заговора при зарытии клада. Пересилить его никому не дано. Так, однажды разбойники приготовили в лесу груду золота, чтобы зарыть клад, и не успели еще заклясть его. Мужик, заплутавшись в лесу, набрел на золото и не знал, во что бы ему насыпать его. Не долго думая, он снял с себя порты, нагрузил их золотом, взвалил на плечи и потащил домой. Когда вернулись разбойники и не нашли золота, то один из них пустил стрелу из лука вверх с приговором: «Как высоко, так глубоко». То есть как высоко улетит стрела, так бы глубоко лежал их клад. И что же? С плеча у мужика тотчас сорвалось золото и с громом полетело в землю.
Разбойники склонны, по преданиям, на старости лет возвращаться к своим кладам или пересылать на родину письма, где указано точное местоположение клада. Возле села Кувай Алатырского уезда (ныне Ульянвоская область) в начале XIX века был стан разбойников. Место это стало называться Городок. И сейчас там виден небольшой курган в долине между горами, покрытый лесом. Клад здесь зарыт богатый. Вот
одно из местных преданий середины XIX века. Лет 50 тому назад пришел в Кувай невесть какой человек со степей от Каспийского моря и принес письмо от сотоварищей Степана Разина, где описан клад под тем самым курганом. В письме сказано: «Там зарыто несметное множество золота и серебра. Одних наших братских денег положено в кладу до 10 тыс. золотых, а атамановой казны и не перечесть. Над этим кладом висит на золотой цепи икона Богородицы в золотой ризе». Вскоре несколько удальцов из Кувая и соседней деревни Аркаево вздумали было воспользоваться сокровищем, зарытым в Городке, и начали рыть клад по ночам. Несмотря на всевозможные страхи, представления свирепых медведей, огненных людей, летящих огненных куч сена — бесстрашные ребята продолжали свое дело.
Но к величайшему изумлению, на другой день они приходили и видели на месте клада все зарытым и ровным, как будто не касалась к кургану рука человеческая.
Выбившись из сил в бесполезной работе по ночам, молодцы принуждены были обратиться за помощью к во-рожцу, у которого все клады были наперечет. Послали за ним нарочного в Корсунь. Он пошептал-пошептал над водой, взглянул в дно чашки и говорит: «Весь Кувай стоит на деньгах — кладах». Отправился ворожец и, подъезжая к Куваю, по словам подводчика, так и ахнул: «Смотри-ка, говорит, денег-то, денег-то тьма какая! Видишь: весь Кувай в огнях!
Это как жар горит золото и серебро в кладах». Но подводчик, как ни пялил глаза, не видел ровно ничего. Приехав в Кувай, дока отправился вместе со смельчаками на место клада и заставил их рыть.
Дружно закипела работа. И в первую же ночь достигли того, что заступом можно было постукать в крышку медного котла, и слышно было позвякивание денег. На следующую ночь совсем докопались до котла и начали обрывать его со всех сторон. Ворожец, для большего успеха дела, сам подлез под котел и стал выпирать его спиной. Котел с гулом поднимался, и рабочие ухватились уже за крышки его. Но в это время кладокопатели, стоявшие поодаль, заспорили насчет дележа клада — всем ли класть поровну или уделить кому больше. Котел, вышедший уже до половины, вдруг начал с шумом уходить в землю все дальше и
дальше. Одни оцепенели от страха. Другие уцепились было за крышку, но в их руках осталась одна земля. Котел совсем исчез. Вылез из земли ворожец и осыпал ругательствами поссорившихся молодцов. На следующую ночь кладу сделана была тризна. Принесли ему чашку меду и три калача. Отправляясь восвояси, ворожец сказал, что клад этот выйдет наружу через пять или через десять лет7.
Характерно в этом рассказе отношение к кладу как к живому человеку и поминки по нему как по покойнику. Народная молва о кладах — это, конечно, фольклор. Но какие-то странные и непонятные реалии кладоискатель-ства здесь отражены, хотя и в искаженном виде.
Немало разбойничьих сказок собрал и пересказал поэт В.Цыбин. Украшая реалии сверх меры, он, тем не менее, все основные особенности преданий и легенд про разбойничьи клады сохранил. Вот одна из таких легенд.
«Говорят старые люди, что много кладов схоронил Ку-деяр. Один из них — возле Хренниковой мельницы, по Ксизовскому большаку сорок бочек золота высшей пробы зарыто под площавым корнем в дурном верху под девятью зароками, девятью запретами. Кто тронет — того в землю вгонит, кто увидит — ослепнет.
Еще давно, когда бояре были как татаре, при самом царе Иване Грозном, Кудеяр ограбил царскую почту и все сорок бочек спрятал в подземелье, под корни дуба. То же самое и на Лысой горе, что извечно прозывают Ендо-виной, в Кузьмином лесу — три бочки золота тоже под чародейными запретами и под ворожейный зарок…
В этих местах когда-то жили силачи-богатыри, друг с другом горами перекидывались. А ныне какие пошли люди? Ножки с подкосом, уши со звоном, а сами — с поклоном. Городище было, дома стояли теремные, со светелками. И меж этими богатырями Кудеяр силой своей ухватистой славился, хоть горами и не бросался.
— Жаль, — говорили они о Кудеяре, — очень жаль, что не с нами знается, а человек-то он нашей породы.
И Кудеяр с этими силачами не задирался. У них свое — богатство грабить и пропивать, а у него — своя, мстительная да губительная, страсть. Говорят, что был Кудеяр сыном Ивана Грозного от простой девки, а другие — будто сыном татарского мирзы и что жил он на Хопре.
Одно время Кудеяр был даже у этих силачей атаманом в темных лесах, где гудели сосны и звери жировали, такие леса, что и войти в них страшно. Гукнет сова, а кажется — бес. Под каждым пнем — леший живет, лишайник жует, грибом похрустывает, ягодой закусывает.
Так вот, говорят, умел Кудеяр с ними разговаривать, идет, а лешие у пней стоят, картузы снимут и кланяются.
— Ну как мои клады? — спрашивает их Кудеяр. — Охраняете?
— Охраняем, милостивый человек, все в точности блюдем.
Отсыплет им Кудеяр заговоренной ягоды морошки по горсточке, те лакомятся и опять — под пни видеть поту-светные сны. А силачи же, зная такое уважение к Кудея-ру, чтили его за главного для себя человека.
Эти силачи никому не давали ни проходу, ни проезду. Если одному не под силу справиться с кем, то один разбойник бросал другому топор, а тот уже понимает, что идти надобно на подмогу. Так топорами и перекидывались»8.
И все же до наших дней дошли не только легенды и сказки, но и кое-какие кладовые записи — те самые прелестные письма прошлых веков, коими торговали на базарах и кои собирали всю жизнь упорные любители разбойничьего золота.
дележ награбленных сокровищ
ПРО КЛАДЫ СЕНЬКИ РАЗИНА
БУГОР СТЕНЬКИ РАЗИНА
Недалеко от деревни Банновка у обрыва на Волге, между селом Золотым и устьем реки Большой Еруслан есть так называемый «Бугор Стеньки Разина». Место это, по словам местных жителей, еще в начале века можно было легко углядеть на закате солнца. Говорят, там была атаманова «канцелярия». Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре. Роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, на вершине бугра – кресло-трон с насечками из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы. Клад тут, говорят, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей ничего найти пока не удалось.
ДУРМАННАЯ ГОРА
В десяти-двенадцати километрах от деревни Даниловки Саратовской области есть гора и ущелье, именуемые в народе «Стенькина тюрьма» или «Дурман». Упоминание о них можно найти в путеводителе начала прошлого века. Клад, зарытый на Дурман горе, пытались найти даниловские крестьяне, к которым попала кладовая грамота одного из разинских есаулов. Искать клад решили на Пасху. Недолгие поиски места увенчались успехом. Помолились да начали рыть. И тут началось необъяснимое: сначала крестьян чуть не затоптало стадо бешеных коров, затем налетела буря, из которой выскочили три разбойника, вооруженные дубинами. Испугавшиеся крестьяне, побросали лопаты и дали деру. Вернувшись на следующий день, обнаружили только отпечаток от сундука да следы от повозки немецкого производства.
КЛАДОИСКАТЕЛЬ ЯЩЕРОВ
Свои поиски ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году. Он выбил разрешение на проведение работ по поиску клада у Императорской археологической комиссии в Петербурге. С помощниками он отправился на Волгу поздней осенью, но зима нарушила планы кладоискателей. В это время появились данные о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловка было найдено подземелье, вход в которое преграждали дубовые двери, запертые на засовы и замки. По предположениям подземелье было оборудовано вентиляционной трубой, в которую провалилась лошадь, пахавшая землю. В отверстие размером в колесо спустились два смельчака. Первого вытащили с искаженным от ужаса лицом. Той же ночью он умер. Второй был местным псаломщиком, он продержался в подземелье несколько минут, и, невзирая на ужас, успел-таки разглядеть те самые двери. Новую попытку найти разинские сокровища Ящеров предпринял в 1904 году. За свое упорство он был вознагражден. Им был найден камень с тайным знаком и остатки плотины, рядом с которой якобы находилась затопленная лодка с сокровищами. Вот только снова делам Ящурова помешали – на этот раз русско-японская война, с которой офицер не вернулся.
***
Где в Ульяновске сундуки с золотом зарыты? Легенды о кладах Симбирской губернии и суеверия местных копателей
В детстве все мы мечтали отыскать пиратские сокровища, но со временем поняли, что чудес не бывает, и перестали грезить о несбыточном… Однако есть и такие «подросшие детки», которые считают, что нет ничего невозможного. Став взрослыми, они покупают металлоискатели, просиживают месяцами в архивах, а затем, вооружившись аппаратурой и знаниями, едут на раскопки, которые частенько увенчиваются успехом.
Но главное сокровище Симбирской земли, клад Стеньки Разина, и по сей день - не найден. Хотя, если верить старинным легендам, он спрятан буквально у нас под носом...
Сокровища города на реке
Нет такого кладоискателя, который бы не мечтал откопать схорон казачьего атамана. По легенде, Стенька Разин, которого народная молва давно записала в разбойники, спасаясь от преследователей, спрятал на симбирской земле все награбленное – а это несметные богатства. По преданию, атаман четыре ночи перетаскивал свои ценности, в одну из пещер, а затем обвалил вход в подземный лаз. Говорили, что на его сокровища можно было бы еще один Симбирск построить, якобы одних золотых монет у него было 40 пудов, и это не считая украшений и драгоценных камней!
Многие специалисты сходятся во мнении, что сокровища Стеньки Разина спрятаны в Сурском районе на Белой горе, расположенной неподалеку от села Первомайское. Одна из местных жительниц даже утверждала, что у них в семье существует предание: якобы ее предок не только подглядел, в какой пещере атаман схоронил золото, но и присвоил малую толику от казачьих богатств. Украденного как раз хватило на строительство дома и покупку коровы.
Атаман-гора
Есть также версия, что разбойничий клад может быть зарыт близ села Новочеремшанск, Новомалыклинского района. Рядом с населенным пунктом есть гора, где, якобы, долгое время пряталась шайка Стеньки Разина.
Место это там всегда считалось гиблым. Селяне знали, что в лесах Атаман-горы, окруженной болотами, частенько скрывались от правосудия беглые преступники и старались держаться от нее подальше.
Если же местные жители случайно забредали в разбойничий лес, то нередко находили там следы «долгих стоянок»: землянки, шалаши, кострища... Более того, в селе и по сей день поговаривают о закованном в кандалы скелете, однажды найденном в дупле дерева, в разбойничьем лесу. Видимо, этот беглый каторжник, так и не смог избавиться от цепей, из-за чего и погиб…
«В принципе, данные легенды не противоречат историческим фактам. В документах есть упоминания о том, что Стенька Разин действительно бывал в этих местах. Но я думаю, что здесь легенда «наложилась» на исторические факты. Ведь, по сути, клады, как правило, закапывались во времена политических потрясений государства, допустим, перед революцией. Когда неопределенность вынуждала людей пытаться сохранить свои ценности столь ненадежным способом. Если говорить о Стеньке Разине, то, по сути, нет доказательств того, что он закопал свои сокровища на Симбирской земле, так как если рассуждать логически - деньги и золото были нужны ему для того, чтобы расплачиваться с наемниками.
Тем более он до последнего надеялся на победу, а ведь свои ценности такие люди, как правило, прятали в преддверии поражения. Но тем не менее, атаман мог оказаться куда более предусмотрительным и припрятать хотя бы часть своего богатства. Так что со стопроцентной уверенностью отрицать наличие в недрах земель Симбирской губернии его схорона нельзя. И теоретически, мы не можем исключать вероятность того, что рядом с этими селами и по сей день хранятся несметные богатства», - пояснил ульяновский историк-краевед Иван Сивопляс.
Гоняясь за журавлем, радуются синице в руках
И пусть клад Стенькеи Разина и по сей день не найден, в руки ульяновских кладоискателей тем не менее регулярно попадают весьма интересные предметы.
В социальной сети «Вконтакте» есть несколько сообществ ульяновских копателей, где они выкладывают фотографии с раскопок.
На форумах кладоискатели нередко спрашивают совета у более опытных коллег. Например, узнают стоимость находок.
Также члены сообщества советуются друг с другом, как правильно выбирать место для копа или привести в порядок находки.
Выкладывают здесь и полезную информацию - например, на форуме сообщества опубликован «словарь» старинных мер длины.
Чаще всего ульяновские кладоискатели обнаруживают в недрах земли либо мелкие монетки, прозванные «чешуйками», либо в лучшем случае - серебро.
«У жителей Симбирской губернии просто не было золота в том объеме, чтобы его прятать. А старинные захоронения, представляющие интерес для черных копателей, скорее всего, были разграблены, задолго до нашего появления на свет. Копательство – не новомодное увлечение, и в старину также существовали люди, мечтающие найти ценности, которые им не принадлежат. Хотя кладоискатели, а также случайные люди порой встречают очень интересные находки. Допустим, при строительстве гостиницы «Венец», в 1969 году была обнаружена шкатулка с драгоценностями, среди которых был кулон, украшенный 30 бриллиантами», - рассказал Иван Сивопляс.
Находили клады и ранее. Например, говорят, что в Сенгилеевском районе в селе Игнатовка в 1889 году была обнаружена схоронка с 6 золотыми полуимпериалами и 148 серебряными монетами «нерусской чеканки».
Ходят слухи и о том, что в 1867 году в селе Озимки Карсунского района раскопали клад русских медных монет общей массой около 140 килограмм. А в селе Вязовка того же района, якобы был найден котелок со 152 «татарскими» серебряными монетами.
Поговаривают, что при разборке старых домов на улице Гончарова и Гагарина в 80-х годах 20 века также было найдено много чего интересного.
Клад надо заслужить
Один из кладоискателей, с которым нам в свое время удалось пообщаться, рассказывал о том, что люди, увлекающиеся копательством очень суеверны.
В этой среде частенько рассказывают о тех, кто дорого поплатился за свое хобби и желание поживиться чужим добром. Бывали даже случаи, когда люди возвращались на места раскопок, чтобы вернуть в землю то, что взяли без спроса.
Чаще всего жертвами своего увлечения становятся черные копатели-марадеры, грабящие покойных. На одном из форумов был описан случай, когда ульяновский «крот», поехавший на раскопки в Подмосковье, случайно нашел в поле останки захороненного там солдата. В черепе покойного оставалось несколько золотых коронок, которые мародер выломал, и привез домой, чтобы подарить в качестве сувенира своему другу стоматологу.
И тут началось самое страшное: по возвращении в Ульяновск мужчину стала преследовать ужасная зубная боль, и ему пришлось из-за нагноения, вызванного непонятными причинами, удалить пять передних зубов. Самое жуткое здесь то, что эти «резцы», располагались в тех же местах, где и коронки, которые он вырвал у найденного в поле солдата…
И таких историй, особенно от черных копателей, на специализированных форумах масса:
Именно поэтому большинство копателей очень суеверны. Более того, они считают, что клад надо заслужить, заработать и выстрадать, и только тогда вам не придется дорого платить за то, что вы забрали чужое. Чем больше сил потрачено на поиски клада – тем он «безопаснее». А вот идущую в руку находку они возьмут с опаской – такая «удача» не к добру.
Прежде чем ехать «на коп», кладоискатели долго изучают архивные документы, карты сел: в идеале выясняют, как здесь раньше выглядели сады, где располагались церкви и колодцы…
Допустим, дилетант, пытаясь найти сокровища в заброшенной дворянской усадьбе, будет обыскивать сам дом и его подвал. А опытный кладоискатель попытается выяснить у старожилов, где здесь раньше росла ольха. Почему-то наши предки любили прикапывать ценности именно в корнях этого дерева. Также они нередко прятали свои «схоронки» рядом с колодцами или неподалеку от склепов и церквей.
Не нами положено – не нам забирать
У кладоискателей есть примета – лучше всего отправляться на коп после того, как в их жизни начинается черная полоса. Они уверены - чем больше неприятностей случиться перед раскопками и по дороге к ним, тем больше шансов, что «в поле» им повезет.
При этом почти у каждого копателя есть свой ритуал. Они уверены, нельзя просто так забрать из земли то, что положено туда другими людьми. Именно поэтому большинство кладоискателей берут с собой в экспедиции современные монеты и оставляют их там, где обнаружили старинные предметы быта или деньги.
P.S.. Напоминаем, что в соответствии с действующим российским законодательством вести раскопки без специального разрешения запрещено.
УВЫ, БЫВАЕТ И ТАКОЕ…
Мародёры с лопатами
Ульяновские памятники древности страдают от «чёрных археологов»
«Большая удача, что в местных древних захоронениях, городищах и курганах очень редко встречаются золотые и серебряные украшения. Если бы их было больше, ситуация с сохранностью археологических памятников Ульяновской области была бы столь же катастрофической, как в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе. Там «черные археологи» копают уже не только лопатами, а экскаваторами, сносят курганы бульдозерами…» - такое суждение высказал Радий Губайдуллов, заместитель начальника отдела сохранения и учета памятников Комитета по культурному наследию Ульяновской области.
В цене не только золото
Однако то, что древнего золота в симбирской земле нет, не спасает многие археологические памятники от грабителей.
Уязвимость археологических памятников в последние годы стала одной из наиболее острых и болезненных проблем в деле сохранения историко-культурного наследия Ульяновской области. Последнее десятилетие прошлого века и начало нынешнего стали временем огромных безвозвратных для науки утрат уникальных древностей. Для мародеров следы древних цивилизаций, которые веками хранила земля, - всего лишь средство наживы. А историческая память и интересы науки их совершенно не волнуют…
Ульяновская область богата памятниками археологии: это городища - остатки средневековых городов и крепостей, селища, стоянки древних людей, курганы, древние захоронения, укрепления. Они охватывают период от древнекаменного века до позднего средневековья. Среди них имеются памятники, имеющие огромное значение для науки - многие из них просто уникальны. Одним из таких является палеолитический комплекс «Арбугинские Поля». Здесь обнаружены каменные орудия, изготовленные древнейшими людьми - архантропами, а также неандертальцами и людьми современного вида - кроманьонцами, впервые появившимися в нашем крае около 35 тысяч лет назад.
Особое значение для исторической науки имеют остатки средневековых городов - Староалейкинское (летописный город Ошель), Красносюндюковские, Ундоровские и Кокрятьское городища. Шиловский курган, захоронение военачальника эпохи Хазарского каганата, поистине уникален - здесь найдены великолепные резные изделия из кости и металлические украшения.
Всего к 2008 году на территории Ульяновской области было выявлено и поставлено на государственный учёт более пятисот памятников археологии.
Что не возьмут - то затопчут
Разрушаются памятники археологии по разным причинам: это и распашка земель, и эрозия почвы, и бесконтрольные земляные работы, и размывание берегов Куйбышевского водохранилища. Но самый страшный ущерб археологическим объектам в последние 10-15 лет наносят именно кладоискатели, которые в последние годы резко активизировались. Во время инспекционных поездок сотрудников областного Комитета по культурному наследию обнаруживаются все новые и новые вкопы. Только в этом году обнаружены повреждения культурного слоя Криушинского городища, где было поселение эпохи Булгарского царства, в Старомайнском районе регулярно копают Чёртов городок, Старомайнское и Старорождественское городища, Кокрять. Приходит информация из Москвы: на Измайловском рынке появляются археологические ценности из нашего региона - бронзовые украшения, оружие, монеты. Причем выгода, которую получают «черные археологи» от продажи местных находок, совершенно несопоставима с теми потерями, которые они наносят науке. Но это «чёрных копателей» не останавливает. Более того - есть данные о том, что таким вот варварским поиском кладов занимаются не только местные жители, но и «гастролеры» из соседних регионов.
Покончить с безнаказанностью
Почему кладоискательство вдруг стало таким массовым «увлечением»? Основной причиной этого стало появление в свободной продаже качественных металлоискателей, способных обнаружить металлические предметы на большой глубине и отличить черные металлы от цветных. Кроме того, в руках кладоискателей оказалась «Археологическая карта Ульяновской области», созданная археологами, работавшими в Ульяновской области в 70-е годы прошлого века.
Археологи выступают против черных копателей
Министерством культуры РФ подготовлен законопроект, ужесточающий ответственность за несанкционированные раскопки памятников археологии.
Этот законопроект вызвал массовые протесты копателей - людей, занимающихся поиском артефактов с металлоискателем. В Сети идет настоящая информационная война научного сообщества с копателями. Проблема касается и Ульяновской области.
- Масштабы разрушений памятников огромны. Сложно найти памятник археологии, не тронутый кладоискателями. В нашей области особенно сильно пострадали древние поселения Ульяновского и Старомайнского районов, г.о. Ульяновск. Копатели черпают информацию о местоположении памятников из научных публикаций. Соответственно, от их деятельности страдают наиболее исследованные учеными районы. При нынешнем размахе ограбления памятников уже через 2-3 года мы потеряем 90% дошедшей до нас информации о последних двух тысячах лет нашей истории. К сожалению, действующее законодательство оставляет массу уловок для грабителей культурного достояния, позволяя избежать ответственности, выдавая себя за наивных собирателей металлолома или еще кого-нибудь в этом духе. Принятие законопроекта, подготовленного минкультом, устранит многие из этих недостатков: в проекте прямо прописана серьезная ответственность за несанкционированный поиск артефактов при помощи металлодетектора. Но даже принятие закона - не панацея. Проблема - в организации его исполнения на местах. А это возможно только путем привлечения общественного внимания к этому вопросу, чтобы каждый гражданин хоть как-то противодействовал грабежу, - говорит историк, археолог Леонид Вязов.
В баталиях в Сети участвуют лучшие ораторы со стороны копателей. А в Ульяновске люди тихие, спокойно грабят памятники, в дискуссиях не светятся. Находки из Ульяновской области, правда, представлены в Сети широко - как на псевдокраеведческих сайтах, где они даже снабжены жалкими наукообразными комментариями, так и на интернет-аукционах. По этим ресурсам можно представить себе реальный объем ограбления памятников.
В чем разница подхода профессионального археолога и черного копателя?
- Современная научная методика раскопок намного более трудоемка, чем простой сбор находок из слоя. Археолог, проводя исследование, фиксирует все особенности расположения материала, прослойки в земле, образовавшиеся от деятельности людей в древности, все выявленные конструкции. Грамотно проведенные раскопки позволяют выделить этапы жизни древних поселений и могильников, связать эти этапы с различными этнокультурными группами. Научное исследование не ограничивается полевой работой: необходимо грамотно составить документацию, отражающую все результаты исследования – фотографии, чертежи, описания. Именно эта документация служит основанием для написания книг и статей, посвященных древней истории. Все это – тщательная, кропотливая работа, требующая огромного количества времени. Напротив, пройтись по памятнику с металлодетектором и вырвать из культурного слоя находки – быстро и просто. Естественно, что это принесет намного больше ярких артефактов – за счет того, что археолог в сезон успевает исследовать, допустим, 1000 кв. м, а кладоискатель – ограбить несколько гектаров. Но находки кладоискателя почти ничего не дают для увеличения наших знаний о прошлом, - рассказывает Вязов.
По мнению историка, диалог между археологами и копателями невозможен. У науки и копателей принципиально разные цели. То, что добыто из памятников копателями, потеряно для науки. И наоборот: то, что добыли ученые, потеряно для копателей.
- Важно понять: речь не о вещах как таковых. Нет конкуренции за находки. Как утверждают копари, это ерунда - так ситуацию воспринимают только малограмотные и алчные по характеру люди. Ученому важна не сама вещь, а ее контекст, т.е. ему нужно, чтобы ее никто не трогал. Если контекст находки нарушен, ее научная ценность стремится к нулю. А копателю нужна сама вещь, ему плевать на контекст.
тайна Змеиной горки (клад из Красного Гуляя)
Однажды летом несколько студентов технического университета (совсем не опытных туристов, а так называемых «чайников») путешествовали по краю Ульяновскому пешком. Путь их пролегал из Ульяновска в Сенгилей. Был вечер. Четверо парней и три девушки устали от послеобеденного перехода и, поднявшись с равнины на небольшой покрытый лесом холм, остановились на привал.
Вся горка была буквально испещрена многочисленными ямами и провалами. Пещера на так называемой Змеиной горке в Ульяновской области.
Почва под ногами была тут и там истыкана поднимающимися из земли валунами. Но место было удобное. Ребята решили здесь переночевать. Расставили палатки, развели костер. Один из парней решил осмотреть окрестности. Результат был совершенно неожиданный. Вернулся он с возбужденным криком: «Там пещера!» В глубине огромной «многоярусной» каменной ямы обнаружился приземистый (около полуметра в высоту) лаз. Фонариков у ребят не было, поэтому в качестве осветительного средства было решено использовать подожженные газеты.
И вот трое парней и две девушки решились на покорение «неопознанного объекта». Узкий лаз, в который сунулись ребята, метров через десять сузился настолько, что через него можно было только ползти. Зато метров через десять упорство было вознаграждено — ребята вышли в большой грот, пол которого был устлан крупными кусками породы. Дальше ход раздваивался. Разошлись и ребята. Двое парней и девушка, пройдя через несколько гротов и узких лазов, скоро вышли на поверхность с другого выхода пещеры. Оставшиеся двое (молодожены) не появились ни через десять минут, ни через час. Оставшиеся было подумали, что пропавшие просто решили уединиться в пещере, но… При температуре воздуха на поверхности в 25 °С температура в пещере не превышала 5-10 °С. Тут «не до любви». Когда их кинулись искать, на поверхности уже стемнело. Поиски ограничились криками в «обе двери» пещеры и недолгими походами вглубь — газеты и спички у ребят кончились. Примерно через час пропавшие нашлись — вышли из пещеры страшно замерзшие и испуганные.
По их рассказам выходило, что после отделения от основной группы у ребят почти сразу же погасли их импровизированные факелы. Они попробовали было двигаться назад, покричали, но никто не откликался. Они заблудились. Вам, наверное, трудно представить, что значит заблудиться в кромешной тьме в странных лабиринтах, в большинстве из которых можно двигаться лишь по-пластунски. Когда кроме тьмы, холода и острых осколков камней под коленями на вас давит еще и недостаток пространства для движения и страх, что, с трудом протиснувшись в какой-нибудь лаз, вы выясните, что заканчивается он тупиком. И вам, не разворачиваясь (на это нет места!), нужно двигаться несколько десятков метров в обратном направлении! Плюс к этому ребята совершенно не знали пещеры и понятия не имели, куда вообще можно двигаться!
Так или иначе, наталкиваясь на препятствия и иногда кружа на месте, ребята продолжали двигаться. В какой-то момент девушка, протянув руку вдоль одной из стен в поисках поворота, натолкнулась на продолговатый предмет. Собственно, сначала она занозила руку. То, что перед ними деревянный ящик, ребята поняли при ближайшем рассмотрении. Ящик лежал на боку, крышка его была приоткрыта, и из-под нее выкатилось несколько десятков то ли металлических, то ли каменных предметов, напоминающих гайки.
Поняв, что в ящике больше ничего нет, ребята двинулись дальше. Еще через час блужданий удача им наконец улыбнулась. Всего в каменном плену они пробыли более двух часов. Но суть даже не в испытанном ими шоке. Суть в том, что девушка то ли автоматически, то ли случайно надела на палец одну из найденных «гаек». Только у костра она поняла, что это отнюдь не «гайка». На руке у нее сиял золотой перстень… Дальнейшая история неудавшихся исследователей не столь интересна. Ребята закончили свое путешествие и скоро вернулись в город. Перстень большой исторической ценности не представлял. Его оценили как обычное ювелирное изделие начала века, впрочем, из золота наивысшей пробы. На нынешний момент его уже продали, а вырученные деньги поделили.
___________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
https://ul-folk.livejournal.com/52174.html
Команда Кочующие
https://klad73.ru/
https://ulpressa.ru/2013/06/17/smart-news-zaveshhanie-atamana-smartnews-sostavil-kartu-kladov-ulyanovskoy-oblasti/
https://ulgrad.ru/
https://obzor-novostei.ru/698-za-kladami-po-ulyanovskoj-oblasti.html
https://vk.com/club53353325
Вложение | Размер |
---|---|
Клады Ульяновской области | 177.95 КБ |
Клады Ульяновской области | 96.41 КБ |
Клады Ульяновской области | 62.07 КБ |
Клады Ульяновской области | 80.46 КБ |
Клады Ульяновской области | 171.12 КБ |
Клады Ульяновской области | 115.69 КБ |
y3ZgsM9 (7).jpg | 179.29 КБ |
y3ZgsM9 (8).jpg | 158.62 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 10854 просмотра
Комментарии
обещали....
обещали прислать фотки монеток, разных интересных находок из Ульяновской области -
как придет, то обязательно выставлю.
Отдельно также будет статья про предания и легенды о речных разбойниках на Волге в этих краях!
Отправить комментарий