Священные марийские родники Кировской области
В отдельной статье на нашем сайте мы уже рассказывали про священные марийские и удмуртские рощи Кировской области, особенно много их было раньше на юге и юго-востоке Вятского края. До сих пор в некоторых деревнях там компактно проживают марийцы.
Самое известное и священное марийское место в Кировской области – это святилище и камень Чембулат на реке Немде.
Также в отдельных статьях мы рассказали и про родники сакральные озера в Кировской области, ниже продолжим рассказ про почитаемые водные объекты.
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
САКРАЛЬНЫЕ ВОДОЁМЫ: ГРАНИЦА ГРЕШНОГО И ПРАВЕДНОГО, ЗЕМНОГО И ПОДЗЕМНОГО У ВЯТСКИХ МАРИЙЦЕВ
Марийцы обращались к воде, как к живому существу, отношение к ней раскрывается через марийскую пословицу: «Земля - наша матушка, вода - наш батюшка», поэтому особое внимание проявлялось к сохранению чистоты воды, каждый год источники чистили и облагораживали, строго следили, чтобы в них никто не выливал грязную или мыльную воду.
Верили, что духи воды за это могут наказать: лишить удачи на рыбалке, «спрятать» воду.
Известны источники Уржумского р-на -Шумиха на реке Буй, в д. Пумарь, ключ Кипун в с. Лопьял, Кугерский ключ, а также источник в деревне Мари-Ушем (Яранский р-н) расположенный в лесу, на берегу речки Лум.
По словам М. Элиаде, общечеловеческая символика Вод предполагает в равной степени как смерть, так и возрождение, ведь за разложением следует новое рождение, погружение удобряет и множит жизненный потенциал. Не случайно в чудодейственную силу ключевой воды верили не только марийцы, но и русские. Водой умывались и пили в надежде на исцеление от болезней, для укрепления здоровья и сил.
Ключ в Мари-Ушем выбивал из земли в вершине овражка, затем сместился вниз, к устью оврага, где была установлена беседка для ритуальной трапезы и устроено укрытие для обливания водой. Несмотря на все запреты и гонения, сюда приходили и в советские годы. Об этом свидетельствует бывшая жительница деревни Евдокия Пимовна Шамаева: в годы ее молодости этот источник марийцы очень почитали, регулярно ходили молиться.
По словам Евдокии Пимовны, священные источники были не только в Яранском, но еще и в Кикнурском районе: марийцы ходили в деревни Дивеево и Беляево, но потом эти места забросили, и сейчас не посещаются, тогда как мари-ушемский источник не забыт. На протяжении XX века к нему сходились люди со всей России, а ученые обнаружили в его воде серебро. И в настоящее время, ежегодно третьего июня в марийский праздник «Оленин день» сюда стекаются сотни паломников из Кировской, Нижегородской областей, республики Марий Эл. Православная церковь в этот день чтит память равноапостольной царицы Елены, а в народе он имел значение земледельческого культа: «Олёны - длинные льны» (Елена Льносейка). С этого дня сеяли лён, что сопровождалось специальными обрядами, направленными на обеспечение богатого урожая. Следует отметить, что вятские марийцы издавна выращивали лён.
Христианизация марийцев, а также их постоянное соседство с русско-православным населением привели к тому, что старинные языческие святилища наделялись христианской семантикой. В настоящее время мари-ушемский источник почитается как Никольский. Образ св. Николая, «русского бога», как нередко называли его иностранцы из-за особого почитания св. Николая в России, оказался близок и марийцам, которые отождествили христианского святого с верховным богом языческого пантеона Кугу Юмо.
Так, моления на Шумском источнике (Уржумский р-н), проходившие на Николу вешнего, посвящались Никол-юмо - «покровителю народа и животных». В культе обнаруживаются языческие обряды поклонения богам, отвечающим за приплод скота, плодородие, а также почитание деревьев: «Несут яйца, лепёшки с творогом, шерсти клок. Это всё оставляется, чтобы овец спасал. Там старая ива растёт под часовней. Недалеко от неё и оставляют»28.
Сакральный статус Никольского источника в Мари-Ушем подчеркивается в современном фольк- 105 лоре: согласно поверьям, всякое «осквернение» святыни грозит исчезновением источника. Так, к примеру, произошло в 2009 г. на праздник Преображения Господня в результате того, что приехавшие к источнику бросили в него собаку29.
Недалеко от источника деревни Мари-Ушем расположено почитавшееся марийцами карстовое озеро Ахмановское. Краеведы записали легенду, сообщающую о том, что озеро образовалось за один день на месте деревни. На территории Кировской области есть несколько карстовых озёр. Являясь памятниками природы, такие «провальные» озёра рождали много легенд, а потому вправе считаться сакральными ландшафтами области, к культе которых наиболее ярко реализовалось восприятие ландшафта как границы земного и потустороннего.
Марийским сакральным объектом стала «жемчужина Кировской области» озеро Лежнинское (Пижанский р-н). Правильной овальной формы, оно располагается на 7-8 метров выше, чем все окрестные реки. Сюда собирались марийцы не только из ближайших сел, но и из далеких южных районов. Озерная вода считалась целебной, марийцы использовали её для лечения глаз от трахомы, при болезнях желудка и кишечника. По рассказам местных жителей, озеро образовалось около 400 лет назад на дне гигантской воронки, внезапно возникшей прямо на окраине деревень Лежнино и Мокрецы.
Предания сообщают, что в воронку провалилась часовня и некоторые строения деревни Лежнино.
Эти воспоминания стали причиной возникновения легенд, в которых, во-первых, воплотился архетипический образ святого озера, на дне которого сокрыт мир праведников. Как утверждают старожилы, если присмотреться, то сквозь необычайно чистую воду на дне озера можно увидеть дома и часовни и даже услышать колокольный звон. В озере живёт монах - хранитель этого места, который каждую ночь выходит из воды и обходит свои владения, показываясь на глаза лишь безгрешным. Во-вторых, в местных преданиях содержится мотив небесной кары с помощью воды: деревни провалились за грехи.
Согласно православному мировоззрению, которое стало частью религии вятских мари, озеро есть граница между миром грешников и праведников, избежавших божественной кары. Тогда как языческие предания населяют дно озера другими существами. Старожили рассказывают, что на Лежнинском и Ахмановском озёрах видели русалок. Ночью они выходят из воды, садятся на берег и расчесывают свои длинные волосы.
В озере Никулятском, расположенном между городом Яранском и селом Пижанка, якобы живёт чудовище, издающее страшный крик. Марийцы здесь совершали жертвоприношения, семантику которых можно связать с архетипичным мотивом жертвы или схватки со злом. Никулятское озеро
В одной из легенд говорится, что Никулятское является одним из множества соединявшихся друг с другом озёр Кировской области и Мари-Эл. Интересно, что по озеру проходит граница двух районов.
Яраничи называют озеро Никулятским, т.к. с их стороны располагалась именно эта деревня, а пижанцы -Лёшкинским, по названию деревни этого района.
Вариант мотива борьбы со злом воплотился также и в преданиях об озере Шайтан, расположенном недалеко от поселка Лебяжье (Уржумский р-н). Природная уникальность этого водоёма в том, что по нему дрейфуют острова, покрытые растительностью, некоторые из них способны выдер- жать человека. Иногда озеро выбрасывает вверх водные столбы различной высоты.
Согласно легенде, озеро появилось на месте битвы марийских воинов с Шайтаном-кереметем. Воины сражались всю ночь, на рассвете Шайтан обнаружил, что бился с самим собой, а все погибшие оказались его бойцами. Жены увидели погибших мужей, принялись плакать. От их слез образовалось озеро, поэтому вода в нем - темная, как кровь, а зачерпнешь - чистая, как слеза. Шайтан скрылся в озере. Как только он начинает сердиться, вода бурлит и пенится, поэтому ни в коем случае нельзя загрязнять воду, иначе Шайтан разозлится и накажет. Марийцы говорят, что шайтану не нравится жить под водой, сердясь, он рождает новые острова. Но происходит это редко - «стар стал Шайтан»31.
В священных рощах, расположенных на берегу озера, молились, просили Шайтана о милости, приносили ему жертвы - самые богатые трофеи, добытые на охоте. По одной из легенд, однажды над поселением началась гроза, которая свалила в священной роще огромный дуб. Марийцы, решив, что бурю наслал Шайтан, разозлились и с оружием пошли с ним сражаться. Почти никто из мужчин не вернулся домой. После этого дух шайтана разозлился еще сильнее.
Человек, вырубивший дерево у воды этого озера, должен был посадить в десять раз больше, чтобы дух Шайтана не прогневался и не выгнал его из деревни. Марийцы жили недалеко от Шайтан-озера, но опасались близко к нему подходить, купание в озере считалось страшным наказанием. Верили, что дух Шайтана наводит на людей тоску, несчастья, ненависть, вражду и болезни.
Таким же опасным местом в марийских представлениях считалась река Уртма - левый приток Ярани. Марийцы называют ее «рекой духов» или «рекой призраков». На дне этой реки бьют ключи, и иногда вода выплескивается фонтанами, поэтому страх людей перед рекой, где живут злые духи, сочетался с почитанием. На берегу реки совершались обрядовые действия, считалось, что река Уртма обладает целительными свойствами, марийцы приходили, чтобы вылечить суставы или промыть раны.
Таким образом, в ландшафте вятско-марийских поселений устанавливается два вида границ. Первая, видимая граница, отделяет деревню, свой, населённый мир от мира, расположенного за его границей, чужого. Если деревня - мирской мир, то роща - особо отделённый от него, но свой «чужой» мир. Во-вторых, граница - разрыв между профанным и священным, внешним и внутренним. Двойственность семантики священных рощ и водоёмов раскрывается в восприятии их как священного Центра мира и одновременно страшного места.
В этнокультурном ландшафте вятских мари отчётливо просматриваются черты народного православия, элементы двоеверия. Если быстро текущая вода родника, как правило, рассматривается носителем целительных сил, то поверья, связанные с рощами и карстовыми озёрами Вятского края противоречивы. С одной стороны, в них воплотился традиционные христианские мотивы: в результате затопления конкретное место ландшафта становится границей, разделяющей мир праведников и грешников. Священную рощу марийцы рассматривали местом временного обитания богов, это сакральная территория, в пределах которой возможен контакт человека с языческими духами.
С другой стороны, - языческие верования, объясняющие непонятные, особенно удивляющие, пугающие людей явления природы, наделяют их статусом опасных, страшных мест на границе человеческого и нечеловеческого, чужого. Для непосвящённых это опасные места, тогда как обладающие сокровенными знаниями способны активизировать космические энергии в «местах силы». Там, где пересекаются миры, посвящённые, исполняя ритуал пересечения границы, в то же время восстанавливают, укрепляют границу для поддержания космического баланса. В представлениях о священных местах отразилось не только восприятие ландшафта как границы миров, но и пограничного существования самого человека.
Шумский источник
Родник, святой источник Николая Чудотворца местечко «Шумская мельница» село Рождественское
Где находится, как доехать:
Кировская область » Уржумский район » село Рождественское.
Координаты: 57°14′24″N 49°56′17″E
Родник освященный во имя святителя Николая чудотворца расположен в 4 км юго-западнее села Рождественское в местечке под названием «Шумская мельница» или как зовут местные "Шумиха" и в 3 км западнее деревни Табеково.
Святой источник недавно благоустроен. Над местом набора воды построена деревянная сень. Вкусная ключевая, хрустально чистая вода по желобу стекает в колоду.
Вблизи источника установлен поклонный крест с ликом святого Божиего угодника. Сюда за водой постоянно приезжают люди.
Из истории: при Шумской мельнице в приходе церкви с. Рождественского, у д. Сарды, в 1884 г. по указу Вятской Духовной Консистории от 13 октября 1882 г. за № 7983, была построена часовня. По местной легенде по р. Буй плыла икона, ее достали двое нищих, после чего и была построена часовня.
Часовня стояла на реке, каменная, квадратная, с усеченными углами в диаметре 5 саженей, с деревянной главою, покрыта железом, снаружи выбелена и внутри оштукатурена. Внутри находился резной вызолоченный иконостас с 10 иконами.
Проводилось празднество 7, 8 и 9 мая (ст. ст.) в честь иконы Николая Чудотворца, которая приплыла по реке и хранилась в храме с. Рождественского. К этим числам собирались на поклонение перед этой иконой богомольцы из Уржумского, Яранского и Малмыжского уездов.
Со слов старожилки тех мест: «на берегу Буя на возвышенном месте стояла часовня. Там каждый год в Николин день праздновалась Шумиха. Торговцы, главным образом из мари, окружали часовню своими товарами. Праздник был очень торжественным, площадь очень красивой. Вокруг деревья росли, а берега заросли ивняком. Вода здесь была целебная, которая исцеляла от болезней. Сюда привозили детей и больных, оставляли в дар деньги, шерсть, еду».
Часовня была разрушена в начале 1930-х годов.
Никольский источник у деревни Мари-Ушем
Святой источник у деревни Мари-Ушем Яранского района Кировской области (буквально на границе с Марий Эл) расположен в трех-четырех километрах от деревни, в лесу, на берегу речки Лум. С незапамятных времен родник почитается марийцами как священный, его водой умывались, пили в надежде на исцеление от болезни или укрепления здоровья и сил. Несмотря на запреты и гонения, в годы богоборчества, верующие никогда не забывали дорогу в колодцу и по большим праздникам приходили сюда. Раньше ключ выбивал из земли в вершине овражка, но потом он сместился вниз к устью оврага, и здесь была установлена беседка для ритуальной трапезы и устроено укрытие для обливания водой. Ежегодно 3 июня в марийский праздник «Оленин день» к святому источнику стекаются сотни паломников из Кировской и Нижегородской области, республики Марий Эл. Недавно силам верующих и благодаря средствам благодетелей у источника построены деревянные красивая часовня и купальня для братьев и сестер. Несколько раз вода уходила из источника, вот один из таких случаев: "19 августа 2009 года на праздник Преображения Господня ушла вода из источника Николая Чудотворца... Вода появилась так же неожиданно, как и ушла. Разгадка исчезновения её открылась позже. Однажды приехали москвичи на иномарке. Они искупались сами и бросили в купальню собаку, и вода снова ушла на два дня. После этого случая нашлись свидетели, которые рассказали, что и на Преображение Господне произошла такая же история. Святыня была осквернена, и воды не стало...
А тут люди приехали к святыне за благодатью, а поступили так, словно на пруд пришли..."
Священный источник у д.Мари-Ушем каждый год 3 июня в марийский праздник «Оленин день» собирает на лесистый берег речки Лум сотни паломников из Кировской и Нижегородской области, республики Марий Эл. От деревни до «святой воды» четыре с половиной километра. Источник представляет собой небольшой родничок, слабой жилкой сочащийся из земли в эрозионной нише–промоине в устье лесного овражка, впадающего здесь в речное русло.
С незапамятных времен родник почитался марийцами как священный. С надеждой на исцеление и укрепление здоровья родниковую воду пьют и умываются ею. Для обливания построено укрытие, есть беседка для ритуальной трапезы.
Раньше родник вытекал в вершине овражка. С общим понижением уровня подземных вод он сместился вниз к устью оврага, и, если иссушение земли здесь и дальше будет продолжаться, источник может совсем исчезнуть, скрыться в речке. Вселяет надежду, что этого не произойдет, потому что рядом, на р.Лум у д.Мари-Ушем, существует пруд. Но и он не спасет, если дорубят остатки лесов, а новых так и не посадят...
Областной закон «Об особо охраняемых природных территориях», принятый областной Думой в 1995 г., предусматривает охрану природных объектов культового назначения в качестве памятников природы. Такого статуса вполне заслуживает весь прибрежно-лесной ландшафтный комплекс в районе священного источника.
Священные объекты природы — места духовной благодати для людей. Удивительна их притягательность. У славян они назывались «местами силы». Несмотря на запреты и гонения, люди никогда не забывали к ним дорогу. Сменяются идеологии, религиозные и политические, а суть этих мест остается неизменной: духовное родство человека и Природы.
(А.Н.Соловьев, заведующий отделом природы Кировского областного краеведческого музея).
Лежнинское озеро
Лежнинское озеро – одно из самых глубоких озер в Кировской области. При диаметре озера около 300 метров максимальная глубина его составляет 36,6 метра!
Озеро представляет собой почти правильную воронку (как кольдера вулкана), с 15 метров глубина круто возрастает.
Высота берегов - до 10 метров, озеро окаймляют сосновые посадки.
Лежнинское озеро имеет предположительно карстово-суффозионное происхождение, образовалось в результате обрушения свода гигантской подземной полости-пещеры, сформировавшейся в плотных песчаниках и известняках, залегающих на небольшой глубине.
Однако, озеро может иметь и иное происхождение, например, оно могло образоваться в результате падения метеорита, на дне глубокого метеоритного кратера. Уровень воды в озере превышает уровень ближайшего поверхностного водотока (речки Елевки) на 8 м.
Форма зеркала озера – почти правильный овал (большая ось 248 метров, фокальный параметр один 213, фокальный параметр два 190 метров).
На мелководье вода имеет бирюзовый и зеленоватый цвет, дно песчаное, местами с тонким слоем светлого известковистого ила.
При увеличении глубины цвет воды становится зеленовато-синим. Поразительная чистота и прозрачность воды делают озеро привлекательным для дайвинга и подводной охоты.
По рассказам местных жителей озеро образовалось около 400 лет назад на дне гигантской воронки, внезапно возникшей прямо на окраине деревень Лежнино и Мокрецы. По преданию, при образовании воронки, в неё провалилась часовня и некоторые строения деревни Лежнино.
Озеро Шайтан - загадочное озеро
Далеко в глуши лесов дремучих,
Там, где в жаркий полдень спит туман
Положивши голову на сучья,
Есть такое озеро - Шайтан.
В южной части Кировской области, на территории Уржумского района, находится один из наиболее известных Государственных памятников природы Кировской области загадочное озеро Шайтан. Озеро входит в состав природного заказника "Бушковский лес".
Топографическая карта расположения озера Шайтан на кордоне лесников
Координаты озера: 57.095833о с. ш., 49.461944о в. д.
Площадь водного зеркала с годами сокращается. В 1939 году она превышала 3 га, при глубине 14 м. В 1974 году глубина - 12,1 м., площадь - 2,9 га. Сейчас его площадь - 2,5 га. Небольшой водоем привлекает туристов своими тайнами. Ежегодно множество людей, устав от однообразной городской суеты, подчиняясь своему подсознанию, которое требует сменить обстановку, направляются на поиски чего-то необычного. Кто-то ищет новых ощущений и адреналина в крови, кому-то достаточно красочных пейзажей.
Как сообщает Соловьёв А.Н. в Энциклопедии Земли Вятской, озеро Шайтан находится на западном крыле Уржумского поднятия Вятского Увала. Оно расположено в обширной котловине на водоразделе рек Байсы и Буя на юго-западе Уржумского района у границы с Лебяжским.
Своеобразный гидрологический режим озера объясняется геологическим строением территории. Озерная чаша врезается в пачку делювиальных суглинков, покрывающих известняково-мергельную толщу, пронизанную многочисленными карстовыми полостями и трещинами, заполненными водой, образующей верхний водоносный горизонт (до 10 м глубиной).
Ниже, под двухметровым водоупорным слоем, расположен второй водоносный горизонт, содержащий напорные артезианские воды. Между этими двумя горизонтами существует связь через вертикальные карстовые колодцы (поноры). Этим и обусловлено явление сифонной циркуляции подземных вод, приводящее к их фонтанированию. Выбросы воды сопровождаются глухим шумом и эхом в окружающем озеро лесном массиве. Именно последнее обстоятельство и послужило причиной его названия (Шайтан).
РОДНИК СЕМЫК - ЧЕМБУЛАТОВ КЛЮЧ
Свободное вероисповедание для марийцев (и для всех народов СССР) было разрешено товарищем Сталиным в 1943 году, когда каждому народу можно было выражать и исповедовать свою веру так, как это традиционно свойственно ему. По этой причине среди язычников-мари Сталин имел и имеет большое уважение, хотя в довоенные годы репрессии коснулись большого слоя марийской творческой элиты.
Вернемся теперь к Чембулатову роднику, про который сохранилось такое предание. В те стародавние времена многие мари, чтобы поклониться князю Чембулату, шли из далёких мест, чтобы у камня принести свои молитвы и жертвы своему заступнику. Моления проводились, как правило, по ночам, а чтобы не было заметно – марийцы часто в жертву Чембулату приносили деньги (серебро и золото), а не жертвенных животных, как это делалось в обычных рощах. И, действительно, если в данной местности появлялись чужие люди, явно инородцы, которые несли с собой гусей и уток, или бы вели овец и быков – то местные власти сразу бы поняли, что марийцы готовятся к языческим молебнам и жертвоприношениям.
И тогда были бы приняты меры к запрещению таких языческих праздников, а деньги были компактны и незаметны, а при обнаружении не вызывали бы подозрений, так как примерно в начале лета проводились ярмарки и базары, куда могли приходить люди из разных уездов и волостей Вятского края.
Такие тайные моления проводили специальные карты, которые также приходили сюда из дальних марийских селений. Приносимые в жертву деньги зарывали после моления в особом тайнике недалеко от Чембулатова камня, чтобы их не могли найти местные жители. По преданиям дух Чембулата благосклонно принимал эти жертвы и охотно помогал своим единноплеменцам! Поэтому к священному камню каждый год приходили и приходили марийцы со своими проблемами, бедами и болезнями.
За многие годы под камнем накопились большие богатства, но про тайник тот знали очень немногие - карты строго запрещали рассказывать про сокровенное место, нарушившим обет грозились земными и небесными карами! По этой причине о молебнах и зарытых деньгах долго никто не догадывался. Однако рано или поздно всё тайное становится явным! Однажды в базарном кабаке один пьяный мариец проболтался об огромных сокровищах князя Чембулата, что таятся около его могилы. На его беду рассказ подслушал лихой человек, что также под видом хмельного слушателя выведывал в питейном заведении: не похвастает ли какой купец богатой кубышкой, или нет ли у кого удачного прибытка на нынешней торговле!
После этого разбойники долго сторожили у священного камня – не придет ли кто из марийцев к заветному месту, чтобы допытаться у них: где зарыты деньги. И вот однажды ночью к камню на частный молебен пришла марийская семья, их разбойники и схватили. Денег у них было очень мало, поэтому разбойники стали пытать их, чтобы они выдали место, где зарыты жертвенные серебро и золото, обещая оставить их в живых, если они укажут его. Однако марийцы молчали, как немые, возможно, они сами не знали, где таятся чембулатовы дары, а, может, предпочли принять смерть, чем нарушить суровую клятву. Тогда разбойники убили их, а трупы закопали недалеко от горы.
По преданию лихие люди после своего злодеяния долго не прожили: пытались укрыться они всей ватагой от грозы под большим дубом, но тут ударила молния и убила всех огнём нещадным.
(скальный комплекс на реке Немда - скалы Часовой и Чембулат)
А около Чембулатова камня стала происходить всякая чертовщина. То заблудится кто-нибудь из местных жителей в лесу, то в реке ребенок утонет, то скотина пропадёт, то на людей нападет ни с того ни с чего лютая злоба, что начинается драка не на жизнь, а на смерть! Не стало житья людям во всей округе! И тогда догадался местный люд, что это марийский бог Чембулат «воду мутит», мол, разозлил кто-то древнего князя, и теперь никому не будет здесь покоя, пока всё не исправить. Но как поправишь такую беду?
Случилось же вот что: пас как-то один пастушонок-мальчик стадо коров недалеко от леса, где стояла легендарная гора. Потом повел он стадо к реке Немде, чтобы напоить коров, а сам буквально на минутку прикорнул в тени. И тут в тонком сне является ему сам князь Чембулат в сверкающих одеждах и с множеством воинов, а сам указывает на то место, где были закопаны убитые марийцы, мол, следует достать их останки и похоронить так, как положено по древнему обычаю. А родник, мол, следует обустроить в память о тех людях, которые предпочли лютую смерть, но не раскрыли священной тайны!
Побежал тогда тот малой в деревню и рассказал про этот сон взрослым!
(и сегодня в родник бросают монетки в дар-жертву за целебную воду самому Чембулату)
Нашли местные крестьяне останки невинно убиенных людей, и похоронили их согласно древнему обычаю. Обустроили родник, что вытекал из-под камня, а часть костей положили в жёлоб, по которому текла родниковая вода. После этого вода, что истекала из источника и омывала кости невинно убиенных страдальцев, стала целебной. Многие люди исцелялись у родника, а также набирали воду с собой.
С этого времени всякая чертовщина у Чембулатова камня прекратилась, а у марийцев стал почитаться не только сам камень, но и этот родник.
После этого случая местный люд старался не мешать марийцам, которые приходили сюда молиться своим богам, однако, нет-нет, да находился неразумный человек, который хотел непременно завладеть богатством Чембулата. Копал несчастный человек и под камнем, и на самом камне, искали добро и у родника, но даже если кто и находил деньги – то добра они человеку не приносили. Или спивался, несчастный, или самого его грабили на пустынной дороге, или что другое случалось с тем сребролюбцем!
ИСТОЧНИК СЕЛА АДЖИМ
В начале нашего века в селе Аджим, Малмыжского района Кировской области благоустроены две местные святыни: святой ключ и святой родник. Население села интернационально и поэтому святыни почитаются приверженцами разной веры.
В давние времена там жила чудь вятская - вотяки - сейчас удмурты, они почитали родники как живые, но потом ушли на левый берег Вятки, а их земли заняли марийцы.
С давних времен родник почитался местными марийцами, до сих пор в этих краях проживает марийское население, и название села Аджим также имеет финно-угорские корни. Марийцы посещают этот источник в летнее время, кидают монетки в источник и вешают ленточки на стоящие рядом деревья.
И из ближайших деревень - Верхняя, Исаково, Исаево и Малая Кучка - к святым источникам, за водой, приходят и приезжают многочисленные паломники. По преданию у одного ключа была явлена икона святителя Тихона, епископа Амафунтского.
Родников в Аджиме множество и окружают они его со всех сторон света. С юга – Святой ключ, на востоке на левом берегу р. Аджимка – Исаевский родник, на севере – Кучанский родник, на западе – родник, который находится между Аджимом и Верхней деревней.
Проведена экспертиза грунтовых вод родников № 2 (в конце Аджима), № 3 (Кучанский родник), № 5 (Исаевский родник). Исследования от 15.12.2010 показали, что пробы воды соответствуют СанПиН 2.1.4.1074 – 01. Вода в них без запаха, без привкуса, прозрачная, жёсткость ниже допустимого норматива. Согласно протоколу лабораторных испытаний, в воде родников нет бактерий и спор, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02.
Координаты:
56°44′25″N
50°16′36″E
РОДНИК КИПУН В СЕЛЕ ЛОПЪЯЛ
Кировская область » Уржумский район
Родник, ключ Кипун расположен в селе Лопьял.
По преданиям: "Местные марийцы не только к деревьям ходят, они и в церковь и на ключи".
Этот ключ считался обиталищем духа воды - матери воды - вюд ава. Никто не смел раньше мусорить у источника, ругаться там и плохо себя вести.
Раньше была часовня в Лопьяле, около которой бил ключ Кипун со святой водой.
Там даже службу служили в родительские дни. Этот родник в Лопьяле по химическому анализу с малым количеством примесей."
Координаты: 56.954394 49.991526
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
О.В.ДЕСЯТКОВА, «ГРАНИЦА ЗЕМНОГО И ПОТУСТОРОННЕГО В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ ВЯТСКИХ МАРИЙЦЕВ».
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
Геопортал Кировской области
официальный Сайт Правительства Кировской области
Энциклопедия Кировской области / отв. ред. Н. И. Домрачев.- г.Киров, 2005.
Достопримечательности Кировской области
Памятники природы Кировской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Священные марийские родники Кировской области | 407.02 КБ |
Священные марийские родники Кировской области | 81.2 КБ |
Священные марийские родники Кировской области | 115.82 КБ |
Священные марийские родники Кировской области | 60.04 КБ |
- 2488 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий