Город Суздаль
Суздаль стал городом-музеем, городом-заповедником, сокровищницей национальной культуры. По обилию архитектурных памятников и целостности своего облика, он не знает себе равных. Автодороги и автотрассы связывают его теперь с Владимиром, Ивановом, Москвой. Экскурсанты и туристы со всех концов страны, а также из зарубежных стран, потоком устремились в этот город.
Суздаль ожил в своей первозданной красоте и прочно занял подобающее ему место среди достопримечательных городов страны.
Туристический бум в древнем Суздале начался в 70-х годах прошлого столетия. И сегодня город-памятник не перестает быть звездой мирового туризма.
КЛАДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
УНИКАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
За прошедшие 10-15 лет стараниями властей, музейщиков и предпринимателей Суздаль обрел еще одно притягательное свойство — стал городом-праздником. На веселые рождественские и масленичные гулянья, гусиные бои, праздник народных ремесел на Троицу, праздники огурца, лаптя, Бабье лето, фестиваль мультфильмов сюда едут люди со всей страны и из-за рубежа.
Город Суздаль — место уникальное в России. Посетив его однажды, люди приезжают сюда снова и снова, чтобы помолиться в суздальских храмах, окунуться в тишину звенящего утра, увидеть бескрайние просторы, принять участие в возрождаемых праздниках, вдохнуть полной грудью чистого воздуха. Здесь всегда рады гостям. Их принимают с особым русским гостеприимством — с медовухой, блинами и, конечно же, со знаменитыми суздальскими огурцами, известными на всю Россию. Так что приезжайте в Суздаль, не пожалеете. Город-музей, город-праздник ждет вас. Город Суздаль
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО СУЗДАЛЬ
Су́здаль — город в России, административный центр Суздальского района Владимирской области. Расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли, в 26 км к северу от Владимира. Суздаль — город-заповедник, входит в Золотое кольцо России.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1974) за сохранение культурного наследия и развитие туризма.
Население — 10 061[1] чел. (2014).
В Повести временных лет упоминается в 1024 году под именем Суждаль, причём название Суждаль было женского рода:
Въсташа волсъви в Суждали
По мнению О. Н. Трубачёва, название города происходит от старославянского глагола съзьдати, одно из значений которого было «слепить из глины».
По мнению В. П. Нерознака, название Суздаль возникло от формы зижду (строю) как существительное, обозначающее результат действия глагола.
Успенская церковь в Суздале
История
В летописи Суздаль впервые упоминается, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году. По мнению А. А. Зализняка, Суздаль упоминается в древнейшей известной русской книге, получившей название Новгородский кодекс.
В так называемых «скрытых текстах» говорится, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъве свѧтаго александра арменина…».
В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.
В начале XII века (при Юрии Долгоруком) Суздаль был центром Ростово-Суздальского княжества.
Суздалец Ходута (Ходутинич) упоминается в новгородской свинцовой грамоте (пластине) №1 (1100 — 1120 годы). Перевод: «От Носка к Местяте.
Заозерского отрока в прошлом году купили. Суздалец Ходутинич пусть возьмёт две гривны в качестве процентов». Суздаль упоминается в берестяной грамоте № 675 (1140 — начало 1160-х годов). Перевод: «От (…) к Миляте. Брат Милята! В Киеве Бог был свидетель между нами: из твоих фофудий девять выговорил я себе. Таким образом, в Луках гривен шесть… Ты утверждаешь, что пришёл в Суздаль, раздав в долг…».
В 1157 году Андрей Боголюбский перенёс столицу из Суздаля во Владимир, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским.
С середины XIII века Суздаль — столица самостоятельного Суздальского княжества.
В начале XIV века — столица Суздальско-Нижегородского княжества.
В 1392 году Суздаль вошёл в состав Великого княжества Московского.
В 1565 году Суздаль попал в число городов, составлявших опальную Земщину, а после уничтожения опричнины стал «царскою отчиною». В Смутное время суздальцы изменили Шуйскому и передали свой город тушинцам и Лисовскому, который укрепил его и продержался в нём около восьми месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда.
В 1608—1610 годах польско-литовские захватчики причинили городу страшный ущерб, так что на его посаде уцелело всего 78 дворов.
В 1612 году поляки осаждали Суздаль, но безуспешно.
Торговые ряды Город Суздаль
В 1634 году на Суздаль совершили грабительский налёт крымские татары.
В 1644 году пожар испепелил смежную с кремлём часть посада.
В 1654—1655 годах моровая язва унесла почти половину населения города, достигавшего тогда всего 2467 человек.
В 1681 году в Суздале насчитывалось 515 дворов, с которых на жалованье для московских стрельцов собиралось 669 рублей 16 алтын и 4 деньги, и 6145 жителей.
В 1708 году город был приписан к Московской губернии в качестве провинциального города. В 1778 году город стал уездным городом Суздалького уезда Владимирского наместничества, в 1796 году — уездным городом Владимирской губернии.
С XVI века в Суздале вели строительство монастырей, расширяли старые, возводили новые. К XVI веку существовало 11 монастырей (к началу XIX века сохранилось 5 монастырских комплексов). Суздаль стал одним из религиозных центров на Руси.
С середины XVII века — период экономического подъёма. Со второй половины XIX века Суздаль стал глухим провинциальным городом (в городе не получила развития промышленность — не в последнюю очередь потому, что Суздаль оказался в стороне от железной дороги).
С начала XVIII века Суздаль был центром и негласной столицей странствующих торговцев «офеней», поэтому жители других областей России называли офеней словом «суздала́», что означало «суздальские».
В Советское время было снесено 15 церквей.
В 1967 году был принят Генеральный план развития Суздаля, согласно которому он становился городом-музеем. Из города вывели исправительные учреждения. На окраине города, в Коровниках был построен Главный туристский комплекс, развёрнуты музейные экспозиции. Проводили работы по реставрации памятников и благоустройству города. В 1992 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия.
В 1982 году Международная федерация журналистов и писателей, пишущих о туризме, вручила Суздалю приз «Золотое яблоко» за заслуги в развитии международного туризма.
В 2008 году город Суздаль преобразован из города областного подчинения в город районного подчинения Суздальского района.
Спасо-Преображенский собор Город Суздаль
Достопримечательности
Архитектурные памятники
Суздаль сохранил большое число архитектурных памятников[]:
Центр Суздаля
Суздальский кремль и относящиеся к Кремлю три церкви у крепостных валов:
Успенская (XVII век)
Никольская (1720—1739)
Рождества Христова (1775)
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырские ансамбли
Спасо-Евфимиев монастырь
Покровский монастырь
Александровский монастырь
Ризоположенский монастырь
Васильевский монастырь
Торговые ряды
Торговые ряды (1806—1811, арх. А.Вершинский)
Церковь Воскресения (1732)
Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1739)
Церковь Константина и Елены (Цареконстантиновская) (1707)
Церковь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость (1750—1787)
Церковь Входа Господня в Иерусалим (1702—1707)
Церковь Параскевы Пятницы (1772)
Памятники Посада
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1720 г.)
Церковь Святого Антипия (1745)
Церковь Святого Лазаря (1667)
Церковь Кресто-Никольская (1770)
Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе (1725)
Церковь Бориса и Глеба
Ризоположенский собор Город Суздаль
Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе
Памятники Заречной стороны
Церковь Знамения на Мжаре (1749)
Церковь Ризоположения на Мжаре (1777)
Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне (1749 г.)
Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе (1744 г.)
Церковь Богоявления в Кожевенной слободе (1781 г.)
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кожевенной слободе (1739 г.)
Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (конец XVII в.)
Церковь Святого Николая у Покровского монастыря (1712)
Церковь Петра и Павла у Покровского монастыря (1699)
Памятники слободы Скучилихи
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1696—1707)
Церковь Симеона Столпника (1749)
Каменный посадский дом (конец XVII в.)
Памятники близлежащих сёл
Крестовоздвиженская церковь в Коровниках (1696 г.)
Церковь Косьмы и Дамиана в Коровниках (XVIII век)
Церковь Флора и Лавра в Михалях (1803)
Церковь Михаила Архангела в Михалях (начало XVIII в.)
Церковь Александра Невского в Михалях (начало XX века)
Церковь Михаила Архангела в Ивановском (середина XVIII в.)
Памятники музея деревянного зодчества
Преображенская церковь из села Козлятьево Кольчугинского района (1756)
Воскресенская церковь из села Патакина Камешковского района (1776)
Изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района (XIX в.)
Изба из д. Каменево Камешковского района
Двухэтажный дом зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района
Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района (вторая половина XIX в.)
Ветряные шатровые мельницы из с. Мошок Судогодского района.(XVIII в.)
Амбар-лабаз из села Мошок (XIX в.)
Колесный колодец из села Кольцова Селивановского района. (XIX в.)
Баня из с. Ново-Александрово Суздальского района (XIX в.)
Два овина (XIX в.)
Музеи
На территории Суздаля находятся музейные объекты Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника
Кремль
Спасо-Евфимиев монастырь
Музей деревянного зодчества
Посадский дом
Приказная изба Покровского монастыря
В Никольской церкви работает иконописная мастерская священника Андрея Давыдова, действует музей восковых фигур
чаовня-усыпальница князя Пожарского Город Суздаль
Известные люди, связанные с Суздалем
Варганов, Алексей Дмитриевич — искусствовед, архитектор, реставратор памятников города.
Виноградов, Дмитрий Иванович — учёный, основоположник производства российского фарфора.
Гастев, Алексей Капитонович — революционер-большевик, профсоюзный деятель, один из теоретиков НОТ.
Лебедев, Алексей Алексеевич — поэт-маринист, офицер-подводник.
Лопухина, Евдокия Фёдоровна — жена Петра I, монахиня Покровского монастыря.
Маклаков, Николай Алексеевич — государственный деятель, с 1894 по 1898 год податной инспектор в Суздале.
Пожарский, Дмитрий Михайлович — князь, полководец, государственный деятель.
Пожарский, Роман Петрович — князь, полководец.
Паулюс, Фридрих Вильгельм Эрнст — немецкий военачальник, в 1943 году заключённый суздальской тюрьмы.
Сабурова, Соломония Юрьевна (София Суздальская) — жена Василия III, монахиня Покровского монастыря, местночтимая святая.
Фирсова, Вера Михайловна — солистка Большого театра СССР (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка РСФСР.
Флоринский, Сергей Фёдорович — священник, расстрелян в 1918 году, в 2002 году причислен Русской православной церковью к лику священномучеников.
Александровский монастырь Город Суздаль
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СУЗДАЛЯ
Суздальский кремль
На том месте, где сейчас находится музей под названием "Суздальский кремль", в XII веке и начал строиться город. Здесь, в излучине Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор. В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю.
Сейчас Суздальский кремль - это музей с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие ее владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора тоже перенесены в музей.
Архирейские палаты в Суздале
Митрополит Иларион управлял суздальскою паствою 26 лет. А до этого почти три десятилетия он провел в монашестве. Был он весьма благочестив и умен. Но главное, жил он во имя Господа, помогал всем нищим, обездоленным, да и просто нуждающимся. Каждый мог обратиться к нему за советом или благословением в любое время.
Став архиепископом Суздальским, служил он службы сам, являя собой пример добродетели и благочестия. Приняв митрополитский сан, Иларион все свои силы приложил, чтобы Суздаль стал своеобразной духовной столицей русских земель. А для этого недостаточно одних молитв. Нужно было заниматься строительством и усовершенствованием уже существовавших церковных построек.
Сам митрополит Иларион жил в старых Архирейских палатах кремля, службы совершал в соборе Рождества Богородицы, а вот высоких гостей, частенько наведывавшихся в Суздаль, принимать на постой толком было негде. Так, в XV веке поблизости от Рождественского собора заново отстроили Архирейские палаты с крестовой залой и Благовещенскую трапезную церковь, а разрозненные кремлевские постройки объеденили множеством галерей, потайных ходов и лестниц. И все это в итоге очень оживило архитектуру древнего кремля!
Планировка новых Архирейских палат весьма сложна и необычна. Строгая геометрия и четкость линий гармонично дополняются роскошью убранства и отделки. А все вместе это оказывается очень практичным и удобным. Дворцовые палаты светлы и просторны - здесь нет ничего лишнего, как нет и ощущения, будто чего-то недостает.
Обширный двор под стать внутреннему убранству палат. Такой же геометрически верный, с прямыми четкими линиями, которые перекликаются с многочисленными полукружиями арок в переходах и галереях, соединяющих Архирейские палаты, Рождественский собор и колокольню.
Рождественский собор Город Суздаль
Крестовая палата - центр не только Архирейских палат, но и всего кремля. Это творение уникально и для суздальской, и для всей древнерусской архитектуры. Ведет в палату огромный пролет парадной лестницы, по которой поднимались многие патриархи, самодержцы и митрополиты. Званые и избранные - все, кто приглашен был на торжественный прием архиепископа, кого рукополагали в сан, кто зачитывал и кто слушал особые государевы указы. Здесь давались праздничные обеды и проводились торжественные церемонии.
Размеры Крестовой палаты впечатляют - 338 кв. м, и всё это единое, не разбитое ничем пространство. Ни одного столпа, поддерживающего своды высотой почти десять метров. Подоконники покрыты алым сукном, как и дубовые скамьи, стоящие вдоль стен. Отопление ее изначально было калориферным, но позднее, уже в начале XVIII века, соорудили здесь большую печь, на голландский манер выложенную изразцовой плиткой с затейливым узором. Она одна способна была отопить все это огромное помещение!
По стенам висят иконы и портреты "духовных и царских персон". А еще здесь есть ландкарты - это с художественной достоверностью выполненные географические карты Средневековья, которым пользовался митрополит. Парадный портрет самого Илариона в архипископском облачении написан в стилистике парсуны. А вот изображения монархов и членов их семей больше напоминают светские портреты.
В самом центре на специальном постаменте стоит кресло митрополита. Оно обтянуто красным сукном. А неподалеку от него ризница - шкаф для хранения облачения, книг и церковной утвари.
Грандиозная палата впечатляет! И действительно, она сочетает ту непревзойденную гармонию лаконичности и роскоши, к которой стремились древнерусские мастера и которой им удалось добиться!
Васильевский монастырь
Суздаль знаменит большим количеством церквей и храмов, но Васильевский монастырь занимает среди них особое место. Он стоит немного в стороне от кремля и торговых рядов, на восточной окраине города. Строили его по приказу Владимира Красное Солнышко в 13 веке как оборонительное сооружение на пути из Суздаля в Кидекшу. Позднее появилась шатровая деревянная церковь, и весь комплекс стал мужским монастырем.
Церковь не сохранилась, но считается, что именно в ней жители древнего города приняли христианство. При крещении Владимира нарекли Василием, поэтому и монастырь назвали Васильевским, в честь его небесного покровителя.
С 1916 г. обитель стала женской и просуществовала до 1923 г. В 60-е гг. собор отреставрировали и устроили в нем склады. В 1995 г. его частично передали церкви, монастырь вновь стал действующим и мужским.
Что посмотреть, где находится, как доехать
Сохранившиеся постройки возводились в 17 веке на месте разрушенных. Это белоснежные Васильевский собор, Сретенская трапезная церковь и ограда со Святыми воротами. Главный собор лаконичен: однокупольный, в виде куба на восьмигранной призме. Задумывался он трехглавым, о чем свидетельствуют два барабана без куполов в верхней части. Декор минимальный, только у входных порталов есть скромные участки лепнины. Колокольня строилась позднее, в 19 веке, поэтому декоративных элементов на ней больше: пилястры, резные карнизы.
На колокольню можно подняться по узкой винтовой лестнице, с нее открываются красивые виды на Суздаль и Кидекшу.
Сретенская церковь небольшая и тоже однокупольная, с восьмискатной голубой крышей, маленькими окнами и полным отсутствием декора. Утраченная часть ограды восстановлена, построены кельи и хозяйственные здания, при этом сохранилась атмосфера старинного монастыря. Монахи очень гостеприимны, с удовольствием проводят экскурсии, рассказывают об иконах и отвечают на вопросы, показывают ухоженный сад с цветами на заднем дворике. При монастыре есть собственная гостиница на 11 человек, в которой останавливаются преимущественно паломники.
Практическая информация
Адрес: Суздаль, ул. Васильевская, 32 б.
Монастырь находится на окраине города, дорога от кремля по Васильевской улице займет 10 минут пешком. Его удобно посещать сразу после прибытия в город на автобусе — от автовокзала всего 700 м. Вход на территорию бесплатный, цена билета на колокольню — 50 RUB. Цены на странице указаны на февраль 2017 г.
Рождественский собор (Собор Рождества Пресвятой Богородицы)
В 1148 г. на месте прежнего собора из тесаного белого камня был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской лавре. Впервые собор упоминается в Лаврентьевской летописи под 1222 г., когда по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание.
Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225 г., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1445 г. во время набега казанского хана собор горел и своды его обрушились. Только в 1530 г. по приказанию царя Василия III собор разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трёх глав сделали пять. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII вв., собор сохранился до наших дней.
Успенская церковь на княжьем дворе
Во второй половине XVII века в восточной части кремля недалеко от проездной Ильинской башни, ныне, к сожалению, уже не существующей, построили Успенскую церковь. С шатровой колокольней и приделом Сергия и Никона Радонежских, с изящно выполненной оградкой и башенками-столбами.
Однако в 1926 году судьба этого небольшого, но очень красивого храма решалась путем простого выбора "или - или".
В то время в Спасо-Эвфимиевом монастыре уже прочно обосновался политизолятор. Политическим преступникам, а точнее, руководству заведения, понадобился кирпич "для строительных нужд", поэтому В.И. Романовскому первому директору суздальского краеведческого музея, предложили выбора, какую церковь не жаль снести - Успенскую или Афанасьевскую. Вполне понятно, что условия не обсуждались, а отказ означал приговор.
Романовский долго колебался и в конце концов выбрал для сноса более простую и незатейливую Афанасьевскую. Однако спустя совсем немного времени спасенная Успенская церковь тоже пострадала: всё для тех же самых нужд - кирпичных - разрушили придел и колокольню, которые до сих пор не восстановлены.
Церковь эта построена в несвойственном суздальской архитектуре стле - нарышкинское, или московское, барокко. Изящный и тонкий декор здания, высокий двухъярусный барабан и небольшая глава на широком куполе - вот отличительные черты этого стиля. В Суздале он так и не прижился, потому что оказался не таким пышным и нарочитым.
Никольская церковь
Привезена в Кремль из села Глостово Юрьев-Польского района. Она поставлена между архирейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII в. С этого началось создание музея деревянного здочества, теперь являющегося одной из главных достопримечательностей Суздаля.
Спасо-Евфимиевский монастырь Город Суздаль
Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. В то время он находился за пределами города и выполнял роль форпоста. В XVII в. монастырь был обнесен новыми крепостными стенами с оборонительными башнями. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
В зданиях размещены экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице несколько раз в день посетители имеют возможность слушать завораживающий перезвон колоколов.
История
В середине XIV века князья суздальские и нижегородские Андрей и Борис Константиновичи задумали основать в Суздале мужскую обитель Святого Спаса. Да такую, которая помимо дел святых выполняла бы еще и вполне мирские, а точнее военные - защищала бы город от захватчиков.
Так в 1352 году настоятель Печерского монастыря, что стоял в Нижнем Новгороде, прислал для постройки и управления Святоспасским монастырем своего ученика Евфимия тридцати шести лет от роду. Основать монастырь решили на крутом берегу реки Каменки. Здесь архиепископ суздальский Иоанн водрузил крест, который символизировал начало строительства. И многие тысячи людей были тому свидетелями. Вскоре здесь уже стояли кельи, ограда и новенький Спасо-Преображенский собор.
Преподобный Евфимий тихо и скромно управлял обителью 52 года до самой своей смерти на восемьдесят первом году жизни в апреле 1404 г. Мирского имени этого настоятеля истории, к сожалению, не сохранила. Мощи игумена Евфимия были открыты в 1507 году, а его самого позднее канонизировали.
Спасский монастырь занимал стратегически выгодное положение на обрывистом берегу реки Каменки, что служило дополнительной защитой и монастырю, и городу. В 1445 году здесь бились войска великого князя московского Василия Темного и татарских полчищ, которыми командовали сыновья казанского царя Якуб и Мануш.
В первой битве победили русские войска и почти изгнали уже татар, но те внезапно повернули обратно и практически полностью разгромили русских дружинников. Князя Василия, получившего множество ран, взяли в плен, и в знак своего торжества сняли в него золотые кресты и отправили их в Москву матери и супруге князя.
На постой и для отдыха остановились Якуб и Мануш в Спасском монастыре, но вели себя подобающе. Построек не жгли и особо не разграбляли.
В XV веке монастырь был богат и силен. Ему принадлежали обширные среднерусские угодья, пожалованные князьями и боярами, слобода Скучилиха вместе со Смоленской и Симеоновской церквями и всем работным людом, который в ней проживал.
В начале XVII века, во времена Смуты, настоятель монастыря принял в свою обитель одного человека, прекрасного рисовальщика и канониста, к тому же по характеру весьма терпеливого и смиренного. Прожил он в монастыре ровно год, а затем исчез так же внезапно, как и появился. Человеком этим был известный самозванец Григорий Отрепьев, который впоследствии тоже разорил монастырь, заставив многих бежать из него.
Польско-литовские войска Лжедмитрия II разгулялись здсь на славу. Во времена Смуты они создали в Суздале свой укрепленный лагерь. В монастырях они устроили настоящий погром - их поджигали и разглябляли, а над монахами, которые имели смелость дерзко противоречить захватичкам, жестко издевались.
Долго еще не могли оправиться монастыри от такого вероломства. Большая 20 лет прошло после победы над самозванцем, прежде чем народ все свои силы смог положить на восстановление монастырей, их храмов и других построек.
Лишь в конце XVII века вокруг Спасского монастыря возвели каменные репостные стенц с двенадцатью башнями с бойницами и абразурами. При возведении стен учитывались все особенности рельефа. Так со стороны реки, где берег обрывистый и высокий, стены башни невысоки. А вот на юге, со стороны равнины, они гораздо выше, мощнее и массивней.
Каменные зубчатые стены, высокая смотровая башня с "верхним боем", массивные пушки и орудия, ограда и башни - все они делают монастырь действительно величественной и неприступной крепостью. Да и вся история монастыря рассказывает об упорных битвах, падения и победоносных сражениях, которые были решающими не только для самого суздальского княжества, но и для всей российской державы.
С началом советской власти монастырь переживал тяжелейшие времена: его разграбляли и разрушали. В его стенах устраивали изолятор для политзаключенных, лагерь специального назначения НКВД, фильтрацонный лагерь для военнопленных. И только в конце 50-х годов XX века он медленно начал восстанавливаться из руин и пепла.
Спасо-Преображенский собор
На протяжении всего своего существования собор неоднократно достраивался и расширялся. Изначально это была маленькая деревянная церковь Спаса Преображения, на месте которой в 1507-1511 годах над могилой преподобного Евфимия Суздальского возвели из камня небольшую придельную Спасскую церковь.
В конце этого же столетия к ней пристроили огромный четырехстолпный собор, в результате небольшая церковь превратилась в Евфимиевский придел. Стены нового храма уже в XVII веке украсили наружной росписью. Расписывала храм артель костромских мастеров во главе с известными тогда Гурием Никитиным и Силой Савиным.
Росписи их напоминают цветистый узорный ковер, где сюжет задают русские самодержавцы: царь-основатель династии Романовых Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович, а также великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо.
В Евфимиевском приделе росписи посвящены житию преподобного Евфимия Суздальского. Здесь видны сцены освящения места для будущего монастыря, где князь Борис Константинович, епископ Иоанн Суздальский и еще молодой Евфимий стоят на горе около реки Каменки, а на горизонте изображен сам Суздаль. Чуть поодаль видны мастера-каменьщики, строящие кирпичные стены, которым Евфимий с чертежами в руке дает указания.
И если снаружи собор поражает своей мощью и величием, то роскошь внутреннего убранства и росписи делают его поистине уникальным. Согласно описи 1600 года здесь находился многоярусный иконостас и царские двери, а также разные деревянные с позолотой стены и столбы. И конечно же, несчетное количество икон в золотых окладах с драгоценными каменьями и изящными паленами, расшитыми золотом и серебром.
Одна из них - древняя Корсунская икона Божей Матери. Ее привез из Греции первый суздальский епископ Федор. По заказу царского казначея Демида Ивановича Черемисинова в 1590 году для иконы сделали серебряную чеканную ризу.
Богатые дары многих князей, и в первую очередь князей Пожарских, хранились в сокровищницах храма. Между прочим, именно здесь в гробнице собора захоронены все представители этого именитого рода, включая и самого "спасителя России" князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В 1885 году по проекту архитектора Горностаева над их могилами построили мавзолей из карраского мрамора.
В 1933 году усыпальницу разобрали. Большую часть мраморных плит привезли в Москву, а иконы и внутреннее убранство мавзолея попросту исчезли. Вполне вероятно, часть их хранится где-то в частных коллекциях, но доподлинно их местонахождение неизвестно.
Посадский дом
Посадский дом Суздаля считается уникальным памятником городского строительства. Казалось бы, дом как дом, что в нем исключительного? Дело в том, что в те времена каменное строительство жилых домов было редкостью. Полагали, что в них неудобно было жить из-за печного жара, который вызывал головную боль. Но реальной причиной, скорее всего, была относительная дешевизна дерева. В период 16-17 веков капитальные каменные дома стали строить все чаще. Посадский дом в Суздале относится именно к этому времени.
Кто построил дом — неизвестно, в 17 веке он принадлежал портному Коське Добрынке, затем семейству Бибановых, что держали в городе харчевню, в 19 веке его приобрел купец М. Болдин. Последней частной владелицей была С. М. Мальцева. С 1970 г. здесь находится музей, в котором восстановлена атмосфера 16-17 столетий.
Сразу при входе гость попадает в холодные сени, имеющие хозяйственное назначение. Рядом находится чулан, где хранились съедобные припасы. Из сеней можно пройти в нижнюю горницу — самое просторное помещение дома. Тут стоят резной стол, расписной шкаф, широкие лавки, на которых можно было спать. Поднявшись по лестнице, посетители оказываются в верхней горнице с кроватью, сундуками для хранения и изразцовой печью. Задняя часть дома была пристроена позже, это видно по меньшей толщине стен. Обе части покрыты двускатными кровлями, оборудованы дымоходами и деревянными водостоками.
Практическая информация
Адрес: Суздаль, ул. Ленина, 148.
Время работы: суббота-вторник — 10:00-17:00, среда и пятница — 10:00-16:00. Четверг — выходной.
Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского
Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому был открыт и освящен 4 ноября 2009г. в присутствии президента России Дмитрия Медведева. Точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни. Сооружена из кирпича, облицованного литовым мрамором, резной декор восстановлен по архивным рисункам. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя.
Воскресенская церковь
Церковь Воскресения стоит прямо на Торговой площади Суздаля, за это к ее названию часто прибавляют уточнение «на Торгу». Она входит в парный храмовый ансамбль вместе с зимней Казанской церковью. Он прекрасно смотрится на фоне Гостиного двора и создает неповторимый колорит центра Суздаля. На этой площади сняли несколько фильмов о прошлом. Закрыв на минуту глаза, можно представить, как здесь все было 100 лет назад — идет торг, звучат голоса, ездят телеги, ржут кони, звонят колокола. И ощутить, как изменился мир всего лишь за столетие.
Воскресенский храм когда-то был деревянным, он сгорел в пожаре в 1719 г. На постройку каменной церкви ушел всего год, но это был летний храм, а прихожанам нужно было молиться и зимой, поэтому в 1739 г. рядом поставили теплую Казанскую церковь. Парные церкви в Суздале стоят повсеместно, такова была мода тех лет. Храм неплохо сохранился, лишь внутреннее убранство 18 века все еще требует реставрации.
Что посмотреть
У Воскресенского храма несколько достоинств, которые стоит оценить. Первое — внешний вид — простой, без изысков и множества декоративных деталей, но очень привлекательный в своей лаконичности. Основа церкви — крупный, массивный четверик, покрытый четырехскатной крышей, на которой стоит ажурный барабан с серебристой маковкой. С востока к зданию примыкает большая полукруглая апсида, в которой находится алтарь, с другой стороны — небольшая паперть, а с третьей — маленький боковой вход, выполненный в старорусском стиле. Из каменных украшений выделяется только арочный фриз по верхнему периметру.
С колокольни открывается чудесный вид на город с его низкими домиками, зеленью и многочисленными маковками церквей.
Второе достоинство — это колокольня, которую многие сравнивают с Петропавловским собором в Санкт-Петербурге. Действительно, шпиль похож, но само здание абсолютно другое — это высокий прямой столб из 8 граней, заканчивающийся наверху ажурной звонницей. Третье — сохранившиеся фрески 18 века. Внутри реставрация только начата, и еще есть возможность увидеть первозданные росписи — библейские истории, сочетающиеся с традиционным для российских храмов растительным орнаментом. Церковь действующая, но открыта не каждый день, чаще в летние месяцы. Чтобы подняться на колокольню, нужно договариваться с работниками церкви, обычно они просят небольшую плату в виде пожертвования.
Практическая информация
Адрес: Суздаль, Торговая пл., 1.
Как добраться: на автомобиле — от Владимира по трассе М7 (она же ул. Ленина) 25 минут, на автобусе из Москвы (метро «Щелковская») до автовокзала Суздаля, далее 20 минут пешком или на такси.
Район Михали: Церкви Михаила Архангела, Флора и Лавра, Александра Невского (3 храма)
Михали - отдельно расположенный район Суздаля, фактически отдельная деревня в черте города. Самая высокая из трех церквей в Михалях - церковь Михаила Архангела (1769 г.), "летний" пятиглавый храм с колокольней, прибавляющей стройности красно-белому зданию. Рядом - более поздняя маленькая церковь Флора и Лавра (1803 г.). За этой парой церквей, ближе к центральной улице Суздаля, стоит невысокая краснокирпичная церковь Александра Невского (начало XX в.) - один из двух в Суздале храмов псевдорусского стиля.
Церковь Александра Невского
Церковь святого Александра Невского — одна из трёх церквей, расположенных в юго-восточном районе Суздаля, называемом Михали или Михайлова сторона. Возведена в начале XX века и является единственной сохранившейся церковью Суздаля в псевдорусском стиле.
Крестообразное в плане, здание церкви выполнено из кирпича. Обилие декора — нарядные кокошники, наличники, кирпичный узор, карнизы и колонны — указывает на стремление строителей приблизить храм к древнерусскому узорочью. Венчает храм небольшой широкий шатёр с маленькой луковичной главкой на расписном барабане.
Тихвинская церковь
Небольшая Тихвинская церковь затерялась среди десятков храмов и монастырей Суздаля, но все же ее простые очертания гордо украшают берег реки Каменки. Сегодня храм уже недействующий, богослужения в нем не проводятся и осмотреть его можно лишь снаружи. Тихвинская церковь расположена на месте старинного Андреевского монастыря, который был разрушен ориентировочно во времена польско-литовского нашествия, то есть в начале 17 века. Храм построили в конце 17-начале 18 веков, точных данных нет. Когда-то у него были аспида в алтарной части и шатровая колокольня, которых он лишился уже в 30-х гг. 20 столетия. Тогда же и прекратились службы.
Тихвинский храм стоит среди невысоких домиков горожан и создает колоритные пейзажи настоящей русской глубинки. С одной его стороны течет речка Каменка, с другой находится широкий Ильинский луг.
Форма Тихвинской церкви — высокий четверик в псевдорусском стиле, украшенный по верхнему периметру рядом кокошников и карнизом с узорной каменной кладкой. С двух противоположных сторон у храма по два окна, а между ними устроен киот, куда устанавливаются иконы. Наличники церкви специалисты считают уникальными — в Суздале таких больше нет. Интерес представляют и ажурные каменные порталы с колоннами. С одной стороны к зданию пристроена полукруглая апсида. Четырехскатную крышу венчает тонкий барабан с главкой, по низу его украшает ряд кокошников.
Когда-то в Тихвинской церкви хранилась одноименная икона Пресвятой Богородицы. В 1513 г. царь Василий Алексеевич возил ее в столицу, откуда она вернулась украшенной золотом, благодаря совершаемым ею чудесам по молитвам верующих.
Практическая информация
Адрес: Суздаль, ул. Шмидта, 29.
Как добраться: от автовокзала Суздаля пешком 2,8 км (33 мин) или на автомобиле 3,3 км (6 мин).
Суздаль. Покровский монастырь
Собор Покрова Пресвятой Богородицы Город Суздаль
Покровский монастырь был заложен в 1364 году на низком берегу Каменки. В XV веке мимо стен небольшого в то время монастыря прошла одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву. В XVI в. князь Василий III жертвует монастырю большие суммы: на эти средства строятся сохранившиеся и поныне Покровский собор, Святые врата с церквью и колокольня. Существующая в наши дни ограда была построена в XVII в. В 1525 году Василий III водворил в монастырь свою жену Соломонию Сабурову и женился на Елене Глинской - будущей матсери Ивана Грозного. Покровский монастырь с этого времени превратился в тюрьму для опальных жен. В юго западном углу монастыря располагается приказная изба, или судный дом (конец XVII в.), в которой сейчас открыт филиал музея. Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО. В монастыре открыта гостиница "Покровская"
Покровский собор в Суздале
Построен в 1510 - 1514 гг. на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным требованиям. При всей скромности внешнего убранства храм не кажется тяжелым - зодочие мелкими деталями смягчили строгость гладких белых стен и придали зданию более живописный вид. Интерьер собора не менее аскетичен, поскольку он изначально использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в подцерковье. При реставрации собора в 1962 г. были обнаружены интересные детали внутренней отделки: пол был вымощен черной плиткой, а стены никогда не были украшены.
Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью.
Своего рода крепостная башня с двумя арками - большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трех-главный четверик - уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галерей с арочными проемами. По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном и южном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками на световых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомпар.
Суздаль. Зачатьевская трапезная церковь
Построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны. За провоз камня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком - в верхней части стены из красного кирпича выложена крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техника кладки стены и сводов - из мелкого кирпича, характерная для польской архитектуры.
Александровский монастырь в Суздале
По преданию, монастырь основан в 1240 году Александром Невским. Им же была построена первая деревянная церковь монастыря. В XIV в. монастырю покровительствовали московские князья, желаовшие ему земли. Вероятно, тогда он и стал называться "Большая лавра". В 1695 г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь - Вознесенская. Средства на нее пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать Петра I.
Вознесенская церковь
Суздаль. Александровский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня
Построена с применением характерных для Суздаля приемов своего времени: высокий четверик с двумя ярусами окон и пятиглавием. Окна украшены резными наличниками, которые в первом ярусе сходны с наличниками Петропавловской церкви, а во втором дополнены фигурными колонками, которые чуть позднее станут очень популярны в декоре суздальских церквей. Фигурные колонки того же стиля украшают и барабаны храма. Барабаны придают храму ощущение устремленности ввысь.
Святые ворота
В XVIII веке вокруг монастыря была сооружена небольшая кирпичная ограда с декоративными башенками, стилизованными под монументальные оборонительные башни. Сейчас от нее сохранились только небольшая часть и Святые ворота.
Торговая площадь
Удалая тройка с яркой повозкой, весело позвякивающая колокольчиками, задорные пляски и старинные обряды народных гуляний, длинные ряды с сувенирами и разносолами — все это формирует неповторимый и атмосферный облик торговой площади Суздаля, сохранившей с середины 12 века свое назначение и уникальный колорит. Она находится в окружении строгих каменных церквей и уже множество столетий исправно выполняет свои главные функции, собирая людей на большой торг и во время общественных праздников.
Это место с уверенностью можно назвать самым «туристическим» в городе, так как через него проходят все популярные экскурсионные маршруты. Ни один путешественник не пройдет мимо без соблазна приобрести мастерски справленное берестяное лукошко или теплые расписные валенки, изготовленные умелыми искусниками.
Что посмотреть
Несмотря на столь долгое существование, современный вид площади сложился только к началу 19 столетия. Причиной стал разрушительный пожар, уничтоживший большее количество старых деревянных зданий. Впоследствии все постройки заменили на каменные.
Прямо перед входом находятся Воскресенская и Казанская церкви, отличающиеся торжественностью и аскетичностью внешнего облика. Главная архитектурная доминанта всего пространства — стройные галереи Гостиного двора, отстроенные более 100 лет назад и принимавшие богатых купцов со всех окрестных земель. При проектировании комплекса торговых рядов архитектор А. Н. Вершинский взял за образец аналогичное сооружение в Санкт-Петербурге.
Сегодня, как и прежде, в Гостином дворе работают магазины, сувенирные лавки и дегустационные залы, где можно отведать здешнюю медовуху отменного качества.
В любое время года на торговой площади Суздаля многолюдно: продавцы предлагают свой товар, туристы неспешно прогуливаются вдоль пестрых прилавков, присматривая себе вещицу поинтереснее, местные жители спешат по делам.
Практическая информация
Адрес: Суздаль, ул. Ленина. Координаты GPS: 56.419941, 40.449565.
Ризоположенский монастырь в Суздале
В 1207 году на перекрестке дорог епископ Иоанн Ростово-Суздальский основал женский монастырь Положения Риз Богородицы или Ризоположенский. История этого монастыря тесно связана с известной суздальской святой, мощам которой ездят поклоняться многие до сих пор - преподобной Евфросиньей Суздальской.
В миру она была дочерью черниговского князя Михаила и носила имя Фодулии (1212-120). В Суздале она должна была венчаться с князем Федором Ярославовичем, родным братом Александра Невского, однако прямо в день свадьбы он скончался, а нареченная невеста осталась в Ризоположенском монастыре, где и приняла вместо венчальной короны постриг.
С самого начала она жила тихой и скромной монашеской жизнью, видных постов не занимала. Но было у нее то, что дается очень редко простым смертным - обладала она даром исцеления. И молитвы ее были столь сильны, что однажды даже спасли монастырь от сожжения войсками хана Батыя, которые спалили весь город. Именно с этого времени в монастыре стали съезжаться паломники, чтобы матушка Евфросинья помолилась за них или исцелила от злых хворей.
Со временем скончался игуменья монастыря и Евфросинья взяла на себя духовное руководство всей обителью. На это время приходится особенная популярность Ризоположенского монастыря среди паломников. В 1250 году Евфросинья скончалась, а ее мощи захоронили в старой соборной церкви.
Суздаль. Ризоположенский собор
Практически все первоначальные постройки монастыря были деревянными. Первый каменный храм - Ризоположенский собор - возвели только в середине XVI века благодаря все тому же великому князю Василию III, точнее - одному из его приближенных бояр, Ивано Шигоне-Поджогину. Этот боярин и был напрямую причастен к заточению в Покровский монастырь Соломонии Бабуровой.
Архитектура собора несколько необычна для Суздаля. Но как и все русские православные храмы, несмотря на неправильную форму, а может быть, и благодаря ей, он выглядит очень симпатично. Одни только порталы с перспективными вставками и изображенными на них животными придают этому довольно крупному собору какую-то легкость.
В 1688 году известные суздальские зодчие Мамин, шмаков и Грязнов спроектировали и пристроили к западной части собора богато и очень пышно украшенную паперть. Поливные изразцы, арочные и ширинки, резные наличники и белокаменные бусины - все эти украшения сделали собор совсем сказочным.
Изначально купола собора имели шлемовидную форму, однако позднее их заменили луковичными, а в 1929 году, несмотря на статус памятника архитектуры, суздальское ОГПУ решило разместить здесь электростанцию. И по этому причине купона снесли. Во времена хозяйственного использования храм очень сильно пострадал, особенно изнутри. Лишь в 1969 году его отреставрировали, барабаны отстроили заново, а куполам придали первоначальную шлемовидную форму.
Правда, советское правительство решило, что здание должно еще немного полсужить на благо общего хозяйства, и в нем разместился склад культтоваров. И только сейчас храм вместе с остальными постройками отдан монастырской общине.
Святые ворота
На южном фасаде монастырской стены стоят Святые ворота, которые в 1688 году спроектировали и отстроили всё те же зодчие - Андрей Шмаков, Иван Мамин и Иван Грязнов.
Духшатровые каменные ворота имеют два широких пролета с металлическими дверными полотнами. Украшениями здесь служат каменная резьба, поливные изразцы, маленькие слуховые окошки и небольшие венчающие всю конструкцию главки.
Арки у ворот разные: правая служит для проезда, поэтому более широкая и высокая, полуциркульная. Левая - пешеходная, здесь рисунок, выложенный изразцами, помельче и попроще.
Суздаль. Музей деревянного зодчества.
Музей деревянного здочества в Суздале - это отдельный, точно сошедший с иллюстраций к русским былинам, городк, выстроенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё: от ложки и лавки в избе крестьянина, до колодца с подъемником и крытой лемехом церковной маковки.
И деревянные мельницы, и церковь, и дома, и абмары, и бани, - все они привезены сюда из разных сёл Владимирской области и поставлены, как встарь, без гвоздей и металлических инструментов. Еще в 60-х годах XX века одному из реставраторов суздальских памятников пришла в голову идея создать подобный музей, дабы не растерять эти уникальные экспонаты.
Все их привезли на место несохранившегося Дмитриевского монастыря, что еще в XI веке был заложен на берегу Каменки. Дома и церкви, мельницы и амбары, бани и колодцы чудесными образом прижились здесь и образовали настоящую деревню. Заходя в любой ее дом, понимаешь, что он жилой.
Кажется, будто вот-вот появится хозяйка с караваем хлеба, еще теплого от печного жара. Выбежит стая голопятых ребятишек, гоняющая обруч или играющая в лапту. А сам хозяин, степенный, несуетливый, знающий себе цену зажиточный крестьянин с окладистой бородой, отправится на мельницу.
Эту деревню легко населять воображаемыми персонажами - они оживают здесь точно реальные люди. Да они и были когда-то реальными, настоящими людьми. С любовью и точностью выпиливали они наличники для окон своих домов. Они поднимали воду из колодца с огромным воротным механизмом. И жены их пекли хлеб и калачи из муки, которую смололи на этих ветряных мельницах.
Это они строили церкви и крыли их купола лемехом. И венчались, и крестили младенцев, и стояли заупокойную службу здесь тоже они. Наши выдуманные герои, воображаемые жители среднерусской деревни, вполне реальные когда-то люди.
В этом уникальном музее мы получаем действительно ценную возможность - прикоснуться к жизни обычного человека, отправиться назад в прошлое и заглянуть одним глазом в приоткрытую дверь истории. И даже почувствовать ее, пропустить через себя, через своё сознание и свою душу.
Праздники в Суздале
Интересно, а кто-нибудь еще помнит, как праздновались на Руси Рождество, Масленница, Троица? А что такое Праздник огурца, кто-нибудь знает? Наверняка - никто. Или те счастличики, кому удалось на нем побывать и откушать, как встарь, разные огуречные и не только яства, выпить настоящей медовухи и уникального суздальского пива, рецепт которого дошел аж до самой Баварии! Стоит только однажды здесь побывать, чтобы потом и в праздники и в будни время от времени стремиться приезжать сюда снова.
Суздальский клад
Один из последних кладов, обнаруженных во Владимирской области, был найден в марте 2010 года во время ремонта аварии на теплотрассе в самом центре Суздаля. В его составе - монеты Екатерины II, Елизаветы Петровны, Павла I и Александра I. Есть среди них и очень редкие - например, перечекан Павла I. Обстоятельства обнаружения клада весьма курьезны - рабочие стали копать землю не в том месте, поэтому вместо аварийной трубы нашли кубышку с медными монетами. Сразу же были вызваны представители милиции и музея-заповедника, которые отнесли клад к разряду редких и весьма загадочных.
Ответы на многие вопросы относительно этой уникальной находки еще не найдены. Клады медных монет находят обычно в сельской местности, между тем Суздаль - бывший уездный город. Какие обстоятельства вынудили владельца клада (по всей вероятности, сельского жителя) зарыть его в центре города? Кроме того, клад был обнаружен между Кресто-Никольской церковью и Торговыми рядами, поэтому, возможно, его спрятал местный житель - купец или священнослужитель. С какой целью? На эти вопросы ученым еще предстоит дать точные и объективные ответы.
ТУРИЗМ И ГОРОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ В СУЗДАЛЕ
При выборе сезона нужно определить цель поездки. Музеи работают круглогодично, и открыты все экспозиции (в том числе росписи в соборах). Примерно с февраля по апрель - май (на период паводка) в Суздале снимают пешеходные мостики через речку Каменку, поэтому добираться до Музея деревянного зодчества и Покровского монастыря придется в обход.
Летом, конечно, красиво, все цветет и зеленеет. Но и зимой Суздаль особенный: на фоне молочного неба его белокаменные соборы приобретают расплывчатые очертания, как бы растворяясь в окружающем мире.
Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова" в Суздале
В любой сезон вы случайно можете стать свидетелем съемок какого-нибудь фильма, многие из которых в будущем, возможно, прославятся. Старинные улочки города и его окрестности стали съемочной площадкой уже 60 кинокартин, среди которых "Женитьба Бальзаминова", "Метель", "Андрей Рублев". В память об экранизации пьесы Островского в Суздале появилось даже кафе "Бальзаминов дворик" (по соседству с запечатленной на ленте старинной улочкой "Старая"). Среди последних киноновостей - съемки в марте 2008 года фильма Павла Лунгина "Царь" об Иване Грозном и митрополите Филиппе с участием Петра Мамонова и Олега Янковского. Некоторые кадры нового фильма были отсняты на территории кремля и на его высоких валах, в кремлевском соборе и напротив Покровского монастыря.
Праздник огурца в Суздале
Наиболее яркие гулянья, ярмарка устраиваются на традиционные праздники Новый год, Рождество, Крещение, медовый и Яблочный Спас. В Музее деревянного зодчества популярны масленичные потехи (в февраля - марте, как правило, с гусиными боями), на Троицу - Праздник народных ремесел, в сентябре - "Мужицкие игрища" (в рамках областного фестиваля "Богатырские забавы"), в конце июля - Международный праздник Огурца. В июне некоторые гостиницы поочередно проводят Русальную неделю. Очень смешные соревнования - бег в лаптях - можно увидеть на "Суздаслькой версте" в июле в гостиничном комплексе "Горячие ключи". Там же в августе проводится историко-культурный фестиваль раннего средневековья "Щуров мост", а в сентябре интересен фольклорный праздник "Бабье лето". В начале октября на Торговой площади города организуется Евфросиньевская ярмарка.
Гостиный двор
Гостиный двор в Суздале был построен по подобию петербургского в начале 19 века. Торговые ряды, располагавшиеся в центре города, были самым оживленным местом в Суздале. До нас Гостиный двор дошел, увы, не целиком, тем не менее здесь есть на что посмотреть. Так, до сих пор над главными воротами торговых рядов гордо возвышается герб древнего Суздаля — так называемый ясный сокол.
В Гостином дворе также работает одноименный ресторан, магазины и развлекательный центр.
Осматривая здание Гостиного двора Суздаля, будьте готовы к встрече с многочисленными продавцами сувениров и медовухи. Столики с популярными среди туристов товарами здесь бывают выставлены буквально на каждом шагу.
Кстати, в Гостином дворе также работает одноименный ресторан, магазины и развлекательный центр. Рядом с торговыми рядами находятся другие не менее известные достопримечательности Суздаля. Это Храм Вознесения, церковь Казанской иконы Божьей Матери, церковь Константина и Елены, храм Входа Господня в Иерусалим.
Посетить Гостиный двор Суздаля и его магазины можно в любой день. Ресторан, бар и развлекательный комплекс работают допоздна.
Адрес: Суздаль, ул. Ленина, 63А
______________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Горбаневский М. В., Дукельский В. Ю. По городам и весям «Золотого кольца». — М., 1983. — С. 130.
Нерознак В. П. Названия древнерусских городов. / Отв. ред. акад. Д. С. Лихачёв; АН СССР; Ин-т языкознания. — М.: Наука, 1983. — С. 164.
Фото Романа Баринова, Анатолия Гордиенко, Александра Смирнова,
Воронин Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. — М., 1965. — С. 151.
Суздаль и его достопамятности // Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Кн. 14. — М., 1912.
Достоевский Милий. Суздаль. — М., 1910
Тургеньев И. С., Стахов Н. Н., Шевырев С. П., Граф Шереметьев С. Д. Русские писатели о святых местах. — М., 1899.
Варганов А. Д. Суздаль. М., 1944. (Серия: Сокровища русского зодчества).
Варганов А. Д. Из ранней истории Суздаля (IX—XIII вв). — Вып. 12. — М.: КСИИМК, 1946. — С. 127—134.
https://book33.ru/suzdal-dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti-suzdalya.html
Варганов А. Д. Суздаль: историко-экономический очерк. — Владимир, 1957.
Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. — М., Искусство, 1958, 1965, 1967, 1974, 1983. (Серия: Архитектурно-художественные памятники городов СССР).
Вагнер Г. К. Суздаль. — М., Искусство, 1969.
Варганов А. Д. Суздаль. Очерки по истории — Ярославль, 1971. 184 с.
Ямщиков С.В. Сокровища Суздаля. Сб.статей / Составитель С. Ямщиков. — М., Изобразительное искусство, 1969. — 196 с., илл.
Ямщиков С.В. Суздаль / Авт.-сост. С.Ямщиков. — М., Планета, 1970. — 89 с., илл.
Суздаль / Текст К. В. Усачёвой; Фото А. Александрова; Художник С. Центомирский; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева. — М.: Планета, 1970. — 64 с. — (Архитектурные памятники древних русских городов). — 120 000 экз. (обл.)
Полторацкий В. В. Дорога в Суздаль. Книга о любимой земле. — М., Сов. Россия, 1971. 208 с.
- 9124 просмотра
Комментарии
со времен СССР...
Суздаль известен как туристский бренд ещё со времен Советского Союза!
Каждый, наверно, помнит диалог в легендарном фильме "Ирония судьбы...", где героине фильма Гале - один из друзей предлагал провести Новый год в городе Суздаль!
Это вполне реально, ибо недалеко от Москвы.
Также с Суздалем связаны места проживания народа меря, чьи археологические памятники есть например в районе Суздальского ополья.
Большенство учёных склоняется к финно-угорским истокам происхождения слова "суздаль".
Логика здесь такова: поскольку город лежит в окружении мощного пласта географических названий финно-угорского происхождения, то и его наименование следуют считать финно-угорским.
"Суздаль" в старинных летописях именуется" Суждаль", а некоторые предполагают, что изначально название произносилось на мерянский лад: "Сужбол". Один из вариантов перевода: волчья деревня, селение среди волков...
Отправить комментарий