Тумыр, марийский барабан
Тумыр (барабан) – ударный музыкальный инструмент (буква «у» звучит ближе к звуку «ю», похожа на немецкий «у-умляут»). Обычно употребляется для ритмического сопровождения игры на каком- либо мелодическом музыкальном инструменте или самостоятельно для сопровождения песен.
Остов инструмента делают из куска опиленного с двух сторон дуплистого дерева цилиндрической формы или специально выдалбливают сердцевину осины, липы. С обеих сторон остов туго затягивается тонко выделанной собачей или телячей кожей.
СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
Моление восточных (эрвел) мари - тут!
Предания и легенды о вятских марийцах - тут!
Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!
Тумыр - это двухсторонний барабан. Когда-то его корпус изготавливали из стволов липы или осины, выдалбливая сердцевину. Сейчас используют гибкую фанеру.
Диаметр этого музыкального инструмента доходил до 40 см, высота - до 70 см.
Для приготовления мембран брали собачью или телячью кожу. По мембранам надо ударять двумя дубовыми или кленовыми колотушками, достигавших в длину до 25 см.
Музыкант может играть стоя, подвесив барабан на ремне через плечо, или сидя, положив его на колени.
Когда-то тумыр был сольным обрядовым инструментом (через его игру народу повествовали о начале племенных сборов, обрядов или праздников), но сейчас используется и в ансамбле с другими - шувыром (волынкой), гармоникой или с хором.
Некоторые исследователи рассказывают, что тумыр применялся и в некоторой "наказательной" роли: если народ замечал внебрачные отношения между мужчиной и женщиной, то их водили по улицам связанными с друг другом и обвешанными старьём под громкий бой барабанов.
Традиционный марийский инструмент «тўмыр» («барабан»)
Инструментальная музыка у марийцев была тесно связана с обрядами, восприняла все присущие песенным мелодиям интонационно-ладовые, метро-ритмические и структурные закономерности. «Большинство мелодий, исполненных инструментами, не есть действительно инструментальная музыка, а является вариантами того или иного вокального отрывка», - справедливо замечает Л.Викар (Cheremis folksongs. Budapest, 1971, p. 56.).
По наблюдениям марийского фольклориста О.Герасимова, «как музыкальное сопровождение к народным обрядам, танцам, песням, инструментальные наигрыши можно рассматривать в трех группах:
1) мелодии плясовые, в основе которых лежат частушки (вторичное явление);
2) мелодии собственно плясовые;
3) мелодии других песенных жанров (вторичное явление)»
(Герасимов О. Некоторые замечания о музыкальном фольклоре елабужской группы восточных мари. – В кн.: Музыкальное наследие финно-угорских народов. Талин, 1977, с.429.).
Марийский народно-музыкальный инструментарий разнообразен и обширен: тўмыр (барабан), шиялтыш (свирель), сўрем пуч (праздничная труба), шўвыр (волынка), шўшпык (глиняный соловей), кўсле (гусли), ия ковыж (двухструнная скрипка). Самые распространенные музыкальные инструменты – кўсле и шўвыр.
Играющие на них всегда пользовались огромным почетом, приглашались на торжества, обрядовые церемонии и религиозные языческие празднества. Непременный участник народного инструментального ансамбля, его музыкально-ритмическая основа – тўмыр. Исполнительские возможности каждого из названных инструментов ограничены. Приспособленные к ладу народных песен отдельных этнических групп и при общем названии имевшие различные строи, древние по происхождению марийские инструменты не могли применяться для исполнения сложных, многоголосных произведений. Но если учесть, что марийская песня одноголосна, появление даже простейшего многоголосия в пьесах для волынки и гуслей, безусловно, заслуживает внимания.
Синкретическая природа большинства народных музыкальных инструментов, стабильность и многообразие применения была основной предпосылкой их долговечности. Благодаря указанным особенностям многим из них удалось выжить в суровые годы насильственной христианизации мари (XVIII в), в годы атеистического, политического прессинга (XX в).
Однако в результате мощного антиязыческого наступления часть функций некоторых музыкальных инструментов оказалась элиминированной.
Произошло частичное сужение функций этих инструментов: не совсем четко выраженные прежде границы между ритуальным и эстетическим уже приобрели более ощутимые контуры. Из сохранившихся и бытующих ныне инструментов это коснулось прежде всего шўвыра, кўсле и частично тўмыр. Многие инструменты, входящие в группу «активно бытующих», к нашему времени претерпели своего рода функциональную трансформацию.
Небезызвестно также и то, что такие архаичные и, казалось бы, «консервативные» аэрофоны мари, как арама шўшпык, шиялтыш, эфи, олым шўвыр, инструменты семейства рогов и другие, являющиеся реликтами «эпохи пермской общности» (И.Мациевский), не преданы (хотя бы часть из них) забвению.
Следует особо подчеркнуть при этом следующее: ни в имеющихся легендах, преданиях, в воспоминаниях, а также в текстах народных песен не встречаются названия (термины) музыкальных инструментов, которых бы не знала нация. Не свидетельствует ли это, хотя и опосредованно, что народ донес с самых древнейших эпох до наших дней все свои музыкальные инструменты? В вопросах происхождения большинства традиционных музыкальных инструментов мари, их генеалогии, корни национальные (марийские) или родовые (финно-угорские) прослеживаются довольно четко.
Из рассматриваемых в монографии О.Герасимова «Народные музыкальные инструменты мари» «традиционных марийских» 18 инструментов лишь ия-ковыж, умша-ковыж (варган) и марла гармонь (марийская гармонь) имеют основание быть отнесенными в той или иной степени к заимствованным (а марла гармонь – однозначно).
По поводу традиционных общественных функций инструментов инструментальной музыки марийцев в 1920 году Н.В.Никольский писал, что «игра на пузыре, на барабане, на трубе имеет силу большую, чем человеческая, невидимая сила этой игры сказывается на человеке и животных либо в положительную, либо в отрицательную сторону.
В первом случае, человек и все окружающее его получает здоровье, мощь, радость.
Во втором случае, игра может «заворожить», «заколдовать» и человека, и животных, и саму природу. Поэтому музыка должна быть также почтенна, как и всякий другой небесный дар, она должна быть предметом особого уважения и внимания человека». (Никольский Н.В.Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья. – Казань, 1920. – С.6-7.).
Объект культурного явления (историко-этнографическая справка): Тўмыр Тўмыр – барабан.
В марийском инструментарии группа мембранофоны представлена весьма скромно – одним ударным инструментом тўмыр.
Различные модификации конструкции барабанов распространены повсеместно. С большой уверенностью можно утверждать, что барабан мог появиться самостоятельно в любой части света. Связывать его распространение с какими-либо воздействиями и взаимовлияниями народов, думается, вовсе не обязательно.
Появившись у одного народа (племени), барабан становится его инструментом. И, тем не менее, финно-угорский инструментарий не изобилует большим набором ударных. Более того, у многих финно-угорских народов (мордвы, коми, эстонцев, карел, финнов, удмуртов и др.) как национальный музыкальный инструмент барабан вообще не зафиксирован (у эстонцев барабан представлен как весьма позднее заимствованное явление) (Информация эстонского этноорганолога И.Тынуриста).
У мари же «барабан – это уже настоящий ударный музыкальный инструмент» (Эшпай Я.А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Йошкар-Ола, 1940. С.9-10.).
Правда, вызывает сомнение, что он «может употребляться и самостоятельно для сопровождения песен, особенно свадебных, или танцев» (Никифоров П.Н. Марийские народные музыкальные инструменты. Йошкар-Ола, 1959. С.26.).
Но эпизодически, не как правило, это может иметь место (например, при временной остановке игры на шўвыре, этом непременном составляющем дуэта «тўмыр-шўвыр»).
Самостоятельно же тўмыр употреблялся в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников и т.д.). Интересно свидетельство одного из исследователей быта мари прошлого столетия В.Мошкова об употреблении тўмыра в довольно неординарной роли – «в процессах нравственного порядка: так, если замечали внебрачные отношения между вдовой и парнем или женатым, то выводили виновных на улицу, привязав друг к другу, обвешав обоих старыми вениками, лаптями, и вели их по
улице под громкий бой барабана» (Мошков В.А. Труба в народных верованиях // «Живая старина», вып. 3. М., 1893. С.464.).
Надо полагать, что применение тўмыра в подобных ситуациях имело место лишь в отдельных регионах (как в приведенном выше случае – у восточных, уфимских, мари).
Историки и этнографы в описании быта луговых и горных мари не отмечали наличие столь суровых наказаний за отклонение от нравственных норм.
Строго определенных стандартов при изготовлении тўмыра не существует. Имеются инструменты размерами от 20 (как правило, детские, появившиеся, особенно, в последние годы) до 75-80 см как по диаметру, так и высоте корпуса. В народе существует вполне отчетливая дифференциация инструментов, отразившаяся и в терминологии – изи тўмыр (маленький барабан), тўмыр (барабан средних, традиционных размеров – 27-30 см) и кугу тўмыр (большой барабан). Встречаются также инструменты, иемющие неодинаковые величины диаметра и высоты корпуса. Чаще в таких случаях высота корпуса превышает диаметр инструмента на 10-15 см (40х30, 45х30 см). Изготавливается традиционный тўмыр из куска отпиленного дуплистого дерева (чаще липы, осины), который обрабатывается (оттачивается, затем шлифуется) с обеих сторон, оставляя стенку инструмента около 2 см. Затем с обоих концов заготовки натягивается мембрана – заранее заготовленная собачья (возможна и телячья) кожа.
Иногда для достижения более «богатого» набора тембра звука используется разная кожа для двух разных мембран (собачья и телячья). Поверх кожи с обоих торцов инструмента надеваются обручи (в последние годы металлические) и стягиваются меж собой перекрестно натянутыми вокруг остова инструмента бечевками (в традиционном варианте – сыромятным ремешком). Момент необходимой затяжки фиксируется специальными палочками. Чтобы обручи не соскочили с торцов инструмента и не стянулись к середине, концы оставшейся кожи закручиваются, образуя упор для обручей.
В середине корпуса инструмента просверливается отверстие для циркуляции воздуха, возникающей в момент ударов по мембране. Одновременно отверстие является и хорошим резонатором, а также служит местом хранения палочек, которыми играют на тўмыре. Палочки изготовляются из подручного материала (как правило, деревянного).
Концы палочек, набалдашники, из тембровых и иных соображений могут обматываться кожей, резиной и т.д. Ритм, выбиваемый на инструменте, в целом зависит от жанра исполняемого произведения. Но в пределах данного жанра немаловажную роль играет и личность (мастерство) тўмырзє (барабанщика). Среди них, как и среди других инструменталистов, встречаются и свои мастера, корифеи.
Место бытования (село, деревня, район, область, край, республика): марийские деревни Волжского, Звениговского, Куженерского, Мари-
Турекского, Медведевского, Моркинского, Новоторъяльского, Оршанского, Параньгинского, Сернурского, Советского районов, г.Йошкар-Ола Республики Марий Эл, регионы компактного проживания народа мари. Формы бытования, выражения соответствующего явления: в вышеперечисленных местах на данном инструменте играют в традиционных праздниках, обрядах, а также на различных сценических площадках в мероприятиях культурно-досуговых и образовательных учреждений.
На тўмыре в основном играют мужчины разных возрастов, от мала до велика. Ценность культурного явления или формы выражения с исторической, художественной, этнологической, антропологической, лингвистической точек зрения.
История изучения музыкальных инструментов мари начинается довольно поздно. К сожалению, в силу различных обстоятельств традиционному народному инструментарию не уделялось достаточного внимания несмотря на то, что самая первая диссертация по мароведению была посвящена именно народным инструментам (Эшпай Я.А. Марийские народные инструменты.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1946), где определенное место отводится и тўмыру. За годы своего развития марийская музыкальная культура сформировалась как оригинальное и самобытное явление, глубоко отражающее своеобразными средствами традиции народа, окружающий мир, особенности народного характера и мировосприятия, его духовные проявления.
Если в старину тўмыр употреблялся самостоятельно, то в настоящее время этот инструмент является непременным участником инструментальных ансамблей, ритмической основой исполняемых произведений.
Механизмы, способы, формы, средства передачи традиции. Игре на тўмыр (характеру, манере исполнения) передается из поколения в поколение. Также сохранению игры на данном инструменте во многом способствуют любительские коллективы, функционирующие в том или ином учреждении культуры, образования. Обучение игры на данном инструменте проводится в мастер-классах по обучению игре на народных музыкальных инструментах в г.Йошкар-Оле, обмен опытом – в проводимых фестивалях, праздниках народного творчества.
Степень научной разработанности:
Эшпай Я.А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Йошкар-Ола, 1940. Эта книга – первенец марийской этноорганологии – несмотря на имеющиеся издержки, небольшой объем, сконцентрировала огромные фактические данные по национальным инструментам, их
функциям, конструктивным и исполнительским особенностям. Эти сведения ценны тем, что получены они ученым в большинстве своем непосредственно от исполнителей-старожилов, еще знавших в те далекие годы немало бытовых и ритуальных функций инструментов, хорошо знавших (или помнящих) обряды и в недалеком прошлом непосредственно участвовавших в них. Никифоров П.Н. Марийские народные музыкальные инструменты. Йошкар-Ола, 1959.
Данная работа наряду с книгой Я.Эшпая оставалась единственным пособием для изучения национальных музыкальных инструментов мари. Здесь даны описания народных инструментов, технологии их изготовления, приемы исполнения на них и другие данные.
Если основное ядро книги отчасти представляло расширенный пересказ работы Я.Эшпая, то раздел «Возможности усовершенствования и модернизации марийских народных инструментов» был уже полностью плодом деятельности самого П.Никифорова. Его работа заняла достойное место в ряду памятников национальной культуры. Герасимов О.М. Народные музыкальные инструменты мари. Йошкар-Ола, 1996. Данная работа – первое наиболее полное исследование по марийским народным музыкальным инструментам.
Это монография, учитывающая как достижения современной органологии в целом и финно-угорской инструментоведческой науки в частности, так и положений исторического труда Я.А.Эшпая. Органы, учреждения, лица, представляющие кандидатуру – объект культурного явления: название учреждения (организации) - Государственное учреждение культуры Республики Марий Эл «Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности» почтовый адрес – Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Коммунистиеская, д.41 контактные телефоны: (836 2) 42-28-80, 42-54-75 факс – (836 2) 42-28-80
e-mail - cultur@mari-el.ru; cultur.RME@gmail.com
Ф.И.О. руководителя – Дмитриева Тамара Викторовна Носитель традиции (коллектив, отдельный исполнитель): тўмырист (барабанщик) Ф.И.О. руководителя коллектива (исполнителя): Рыбаков Александр Петрович (см. фото).
(А.Рыбаков играет на тўмыре) Дата рождения: 18 января 1928 г. Специальное образование: ПТУ №1, фрезеровщик 6 разряда, токарь.
Жанр: инструментальный Условия исполнения – культурное пространство: музыкальный фольклор, исполняемый аутентично и приспособленный к сценическому восприятию. Костюм (описание): Белая вышитая рубаха, пояс, поверх нее белый вышитый шовыр, черные брюки, заправленные в черные сапоги, шляпа. Инструменты (описание). Тўмыр (барабан) – это ударный музыкальный инструмент, который более употребителен в качестве непременного «партнера» в традиционном дуэте с шўвыр (см. ниже).
ССЫЛКИ НА СТАТЬИ ПРО НАРОД МАРИ И ПРО МАРИЙСКИЙ КРАЙ:
Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!
Общественный быт и обряды марийского народа - тут!
Традиции пчеловодства у марийцев - тут!
Родильные приметы и обряды народа мари - тут!
Моление восточных (эрвел) мари - тут!
Предания и легенды о вятских марийцах - тут!
Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!
Статья про географию Марий Эл - тут!
Марийский герой и целитель - Акпатыр - тут!
Статья про Сернурский район Марий Эл - тут!
Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!
Статья про татарских мари - с. Починок Кучук - тут!
Центр марийского мира - Сернурский край - Ореховка - тут!
Путешествие и сплавы по марийским рекам - тут!
Марийский князь Мамич-Бердей - тут!
Марийские предания и были о древнем змее - тут!
Предания и легенды про Овду - тут!
История и археология ветлужских марийцев - тут!
Похоронные обряды народа мари - тут!
Пульсодиагностика и аккупунктура в марийской медицине - тут!
Легенда про марийского князя Болтуша - тут!
Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!
Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!
Марийский национальный костюм - тут!
Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!
Марийский эпос Юпу - Дерево богов - тут!
_______________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Эшпай Я. А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Йошкар- Ола, 1940
https://www.marpravda.ru/
П. М. Рузский «Лимнологические исследования в Среднем Поволжье»
И. Н. Смирнов "Черемисы” (марийцы).
Мошков В.А. Труба в народных верованиях // «Живая старина», вып. 3. М., 1893. С.464.
Никифоров П., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959;
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 70.
Вложение | Размер |
---|---|
Тумыр, марийский барабан | 160.76 КБ |
Тумыр, марийский барабан | 26.84 КБ |
Тумыр, марийский барабан | 114.37 КБ |
Тумыр, марийский барабан | 103.1 КБ |
tymir1 (5).jpg | 85.61 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 9138 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий