Река Воря
Во́ря — река в Европейской части России, протекающая по территории Московской области, левый приток Клязьмы.
Длина 99 км. Известна усадьбой Абрамцево, где бывали многие известные люди!
В долине реки много памятников старины, археология - Пирожная гора и Славянское городище!
На реке стоит Николо-Берлюковская пустынь!
Протекает через Хотьково, Красноармейск, в городе Лосино-Петровский впадает в реку Клязьма, кроме городов протекает по сёлам Репихово, Голыгино, Каблуково, Корпуса.
На протяжении всей длины реки, на её дне бьют ключи, не давая воде прогреваться.
Река представляет интерес для сплава на байдарках; по берегам — популярные места массового отдыха.
РОДНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МОСКВА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Река Воря
Притоки (км от устья]
4,8 км: река Жмучка (лв)
11 км: река Любосеевка (пр)
15 км: река Пружёнка (Беленькая) (лв)
19 км: река Гречушка (пр)
29 км: река Лашутка (пр)
40 км: река Талица (пр)
62 км: река Торгоша (лв)
66 км: река Пажа (лв) Река Воря
ОПИСАНИЕ РЕКИ ВОРЯ
В верхнем течении представляет собой теряющийся ручей, русло оформляется лишь после прохождения через озеро Озерецкое и окружающие болота.
На протяжении всей длины реки, на её дне бьют ключи, не давая воде прогреваться.
Река представляет интерес для сплава на байдарках; по берегам — популярные места массового отдыха.
В верхнем течении находится исторический музей-усадьба Абрамцево, в Абрамцево любили бывать многие знаменитые русские писатели и художники.
Около устья находится санаторий «Монино», расположившийся в усадьбе «Глинки», построенной в XVIII в. сподвижником Петра I Брюсом.
В двух километрах выше Красноармейска на излучине реки находится Пирожная гора, здесь находятся остатки древнего городища овальной формы со следами насыпного вала. Культурный слой достигает 2 метров, найдены обломки Дьяковской и Славянской керамики. На левом берегу у д. Громково находится ещё одно — Громковское славянское городище.
На левом берегу в селе Авдотьино, находится действующий православный монастырь — Николо-Берлюковская пустынь.
рисунок Поленова - река Воря (около Абрамцево)
УСАДЬБА АБРАМЦЕВО
Уса́дьба Абра́мцево («Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник „Абрамцево“») — музей-заповедник, расположенный на берегу реки Вори, в 60 км к северо-востоку от Москвы, в Сергиево-Посадском районе Московской области.
Помещичья усадьба Абрамцево получила известность с середины XIX века. Ее владельцами были писатель С. Т. Аксаков (c 1843 г.), промышленник С. И. Мамонтов (с 1870 г.).
У Аксаковых бывали писатели И. С. Тургенев, М. Н. Загоскин, Н. В. Гоголь, поэт Ф. И. Тютчев, актёр М. С. Щепкин, историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин, другие известные современники.
При Мамонтове в усадьбе гостили и работали знаменитые русские художники И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов , В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Т. Матвеев (Мамонтовский художественный кружок), музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин. Были организованы столярная и керамическая мастерские.
После 1917 г. усадьба была национализирована и превращена в музей. Первым хранителем была дочь С. И. Мамонтова Александра Саввична. На площади в 50 га, занимаемой музеем-заповедником в настоящее время, находятся памятники архитектуры XVIII—XIX веков и парк. Собрание музея включает более 25 тысяч экспонатов. Экспозиции посвящены жизни и творчеству владельцев и знаменитых гостей Абрамцева.
12 августа 1977 года Постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба «Абрамцево» была преобразована в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» Министерства культуры РСФСР. Река Воря
Абрамцевский художественный кружок
Абрамцево — артистическое содружество, сложившееся в середине 1870-х годов вокруг С. И. Мамонтова, промышленника, известного мецената, художественно одаренного человека. Поэтому часто кружок называют мамонтовским. На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» оказалось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники — от уже известных до совсем молодых. Среди посетителей были Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Поленова.
Здесь много рисовали, усердно занимались живописью, открывая красоту среднерусской природы и обаяние душевно близких людей, ставили домашние спектакли, осуществляли интересные архитектурные замыслы, работали в специально устроенных кустарных мастерских.
Художественная жизнь Абрамцева — это, с определённой точки зрения, история формирования «неорусского стиля», который оказался существенной гранью модерна в России. Амбрамцевский кружок никогда не имел ни своего устава, ни какой-либо заранее сформулированной программы. Красота пользы и польза красоты — такими двумя взаимосвязанными понятиями можно было бы условно определить ту «домашнюю» эстетику, которая складывалась в духовной атмосфере усадьбы.
Своим желанием отстаивать жизненную связь между красотой и пользой мамонтовский кружок разделял распространенные убеждения эпохи. Об тогда говорили и писали чаще всего как раз в той художественной среде, где складывались принципы модерна. Своеобразие творческой ориентации мамонтовского кружка заключалось в том, что соединение пользы и красоты представлялось членам содружества не только серьёзным общественным долгом художественной интеллигенции, но и живой поэтической традицией, органическим свойством крестьянского искусства, воплощающим в себе важные черты народного идеала.
Следуя своим общественным идеям и творческим интересам, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно-резчицкую (1885) и керамическую (1890). И в том, и в другом случае дело касалось попыток возродить художественные кустарные промыслы, имея перед глазами собранные в деревнях изделия народного искусства. Участники мамонтовской колонии не смотрели на эти изделия крестьянского труда как на «образцы», подлежащие копированию.
Намерения были вернуть декоративно-прикладному искусству его поэтическую сущность и, вместе с нею, его основную жизненную функцию — украшать повседневный быт человека. Художники, чьи стилевые искания шли в этом направлении по-разному осмысливали поэтику и стилистику народного творчества, и, скажем, керамика, созданная Врубелем в абрамцевской мастерской, откликалась на совершенно иные стороны фольклорной художественной традиции, чем резные двери, полки буфеты, исполнявшиеся Е. Поленовой и ее коллегами по столярной мастерской. Более того, здесь можно говорить о различных модификациях «неорусского стиля» — от творческого воссоздания традиционной изобразительной лексики и орнаментальных форм предметов крестьянского быта до их серьёзной трансформации в новую пластическую систему. Тем не менее, об абрамцевском «стиле» как о самостоятельном явлении русского искусства можно говорить лишь условно — он постоянно развивался, обретал новые свойства и качества.
НИКОЛО-БЕРЛЮКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Река Воря
Николо-Берлюковский монастырь — монастырь на окраине села Авдотьино, на реке Воря, в 42 километрах к северо-востоку от Москвы, на территории Ногинского района Московской области.
В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками соседнего Стромынского Успенского монастыря. Название будущей пустыни — Берлюковская — народное предание связывает с именем разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» или «человек с суровым характером»).
Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы — игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнюю икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально срубленной деревянной часовне Николая Чудотворца. Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.
В начале 1701 года храм становится подворьем московского Чудова монастыря. Сразу после этого сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования московского купца Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.
В 1719 года церковь святителя Николая Чудотворца становится главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некоторое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор.
С октября 1731 до апреля 1734 настоятелем обители был иеромонах Иосия, поручителями которого были царевны Мария и Феодосия, сёстры Петра Великого. В апреле 1734 года иеромонах Иосия был выслан на Камчатку, а обитатели монастыря распределены по другим монастырям.
В 1770 году Николо-Берлюковская пустынь была упразднена, а Николаевский храм объявлен приходской церковью. 15 марта 1779 года обитель была восстановлена как заштатная пустынь по указу Московской Духовной Консистории. Настоятелем возрождённого монастыря назначен иеромонах Иоасаф. В декабре 1779 году, согласно указу Синода, Берлюковская пустынь вошла в число восьми заштатных монастырей Московской епархии. В 1786 году на месте старого Троицкого храма заложен новый; план утверждал лично митрополит Платон, он же освящал новый храм и прислал для него из Москвы книги и утварь.
В 1794 году умер настоятель Иоасаф. Его дело продолжил родной брат — иеромонах Николай. В дальнейшем монастырём управляли иеромонахи из Николо-Пешношского монастыря: Пахомий (с 1806 года), Иоанникий (с 1811), Николай (с 1827).
река Воря с плотины - город Красноармейск
ЛОЦИЯ РЕКИ ВОРЯ
Река Воря, левый приток Клязьмы, образуется у деревни Прокшино (остановочный пункт 61 км железнодорожной ветки Москва - Дмитров - Желтиково) и впадает в Клязьму в городе Лосино-Петровский на 613-м км на уровне 128 м. Протекает через озеро Озерецкое, после которого теряется в болоте, и русло оформляется в нескольких километрах от озера.
В верхнем течении до устья левого притока Пажи берега живописны, левый более низкий, пойменный. Длина реки 99 км, средний уклон 0,461 м/км. Долина реки живописна, берега покрыты лесами, лугами и пашнями. Широкая луговая пойма начинается со среднего течения. На берегах много селений. В верхнем течении - музей-усадьба Абрамцево. Река неглубокая, но в половодье уровень может повышаться на 3 м.
От деревни Жучки до деревни Репихово 9 км, далее до села Голыгино 10 км, далее до города Красноармейска 21 км, далее до села Каблуково 16 км, далее до устья 29 км.
Маршрут в половодье можно начинать от деревни Жучки (в 3 км от станции Хотьково Ярославского направления).
В селе Ахтырка, что в 1,5 км выше по течению, от усадьбы 19 века сохранилась церковь (1810 год), выездные ворота, большой пейзажный парк с прудом. Живописные места привлекали сюда многих художников. В 1880 году здесь работал художник В.М.Васнецов. Река здесь узкая, течет среди высоких и крутых лесистых берегов. Вода может весной устремляться через кусты, срезая излучины, возможны завалы.
Быстрая речка замедляет течение у плотины близ музея-усадьбы Абрамцево. Это одна из интереснейших усадеб Подмосковья, упомянутая в 17 веке как хутор Абрамцево. С 1843 года усадьба принадлежит С.Т.Аксакову, а с 1876 года - С.И.Мамонтову. В усадьбе сохранилась церковка (1882 год), построенная по проекту В.М.Васнецова, «избушка на курьих н6ожках», мастерская в псевдорусском стиле и др. Сейчас в усадьбе мемориальный музей.
Ниже Абрамцево до железной дороги течение речки быстрое. Участок пригоден для соревнований и тренировок туристов-водников. Недалеко от реки платформа 55 км и Абрамцево Ярославской ветки. До деревни Репихово берега открытые. В Репихово (на левом берегу) низкие мостки, русло может быть захламленным. От деревни Репихово река живописна: левый берег высокий, местами обрывистый, правый более низкий, пойменный, оба берега лесистые, везде хорошие места для стоянок. Живописные места тянутся почти до города Красноармейск.
Наиболее сложен участок до села Голыгино (на правом берегу) на Ярославском шоссе (М8), проходимый только весной. Река здесь извилистая, быстрая, местами в русле коряги, кусты низко нависают над водой, есть остатки плотины, селения к реке не выходят. Близ Ярославского шоссе у химзавода - низкие мостики, которые могут потребовать обноса.
Сюда можно добраться на автобусе от станции Софрино (10 км) или Сергиев Посад (15 км) Ярославского направления. Ниже моста Ярославского шоссе, где можно плыть и летом, в Ворю слева впадает Пажа и Воря меняет направление на восточное до устья следующего большого притока Торгоши, откуда возможен сплав и в межень.
Река Воря
Река протекает здесь в высоких берегах, покрытых соснами и елями, селений по берегам нет. Ниже устья Пажи остатки плотины, ниже устья Торгоши в русле сваи бывшей мельничной плотины. Река поворачивает на юг, делая петлю на восток у деревни Барково (на правом берегу), а от села Михайловское (на левом берегу) вновь течет на юг. За селом Путилово (на правом берегу), перед которым Воря закладывает большую западную петлю, оканчиваются наиболее живописные места. Река подходит к городу Красноармейск, раскинувшемуся по берегам Вори у двух ее больших излучен. Сюда можно добраться на автобусе со станции Пушкино Ярославского направления (25 км). Местность кругом безлесная.
В городе реку пересекает мост и плотина, требующая обноса. За городом река, ширина которой составляет 10-15 м, течет в суглинистом русле и высоких сухих берегах; левый берег покрыт смешанным лесом. Ниже по река близ города за деревней Лепешки (на правом берегу) впадает большой правый приток Талица. Воря течет здесь в общем направлении на юго-восток, берега реки холмистые, покрытые лесом. До Фряновского шоссе (Р110) течение быстрое, дно песчаное. Долина постепенно расширяется, лес часто отходит от берегов. Проходим левобережные села Алексеевка и Воря Богородское на окружной дороге (А107), после которой лес преимущественно на правом берегу; у воды ивняк, на поворотах песчаные пляжи. В погожие летние дни, особенно выходные, здесь много отдыхающих.
Около села Каблуково (на правом берегу, сюда ходит автобус со станции Щелково, 19 км, или из Москвы, 42 км) в Ворю впадает правый приток Лашутка, река проходит под мостом Фряновского шоссе (Р110) и течет ниже по открытым населенным местам в луговой пойме.
Проходим правобережные селения Сутоки, Сукманиху, Мишнево (здесь обнос полуразрушенной плотины). До села Карамлино (на левом берегу) река сильно петляет, ниже меняет направление на южное и течет в лесистых берегах до устья левого притока Пружонки. Далее до села Авдотьево много удобных мест для стоянки.
Ниже деревень Громково (на левом берегу, сюда ходит автобус со станции Чкаловская железнодорожной ветки Москва - Мытищи - Фрязево, 12 км) и Мизиново (на правом) в конце западной излучины Воря принимает справа Любосеевку и уходит на юго-восток к селу Авдотьево на высоком левом берегу. Здесь есть колокольня монастыря, видная издалека. За 4-5 км до впадения Вори в Клязьму берега реки становятся более заселенными, лес отходит в сторону. Здесь несколько санаториев и домов отдыха. Река течет на юг мимо села Пятково (на левом берегу), деревень Савинки (на правом) и Марьино (на левом), поворачивает на запад к селу Корпуса и впадает в Клязьму против города Лосино-Петровский.
____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://mosriver.narod.ru/
Сайт Википедия.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 10. Верхне-Волжский район/ Под ред. В. П. Шабан. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 528 с.
Воря (река в Московской обл.) — статья из Большой советской энциклопедии
Туристская водная энциклопедия
https://fion.ru/
«Река Воря» — информация об объекте в Государственном водном реестре
Река Воря // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
https://slazav.mccme.ru/
- Тэги:
- 16113 просмотров
Комментарии
типичная малая русская река!
Типичная река средней России - та можно сказать про Ворю!
Многим из нас с дальнего детства знакомы картины таких мастеров как - Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель - они творили именно здесь, на многих их полотнах река Воря и пейзажи на её берегах - и стали той былинной Русью, той уникальной Россией, которую мы видим.
Леса, поля, перелески, часовни и маковки церквей, народные герои - всё это было здесь и оживает в нашей памяти!!!
Отправить комментарий