Сплав по рекам Подломка – Кожозеро – Кожа – Онега
Маршрут проходит по самому интересному и самому сложному водному маршруту Архангельской области - река Подломка - Кожозеро - река Кожа.
Подломка - дикая лесная река с завалами, плесами и перекатами.
Река Кожа пересекает кряж Ветреный Пояс, образуя многочисленные пороги и перекаты. На протяжении всего маршрута - отличая рыбалка.
Маршрут рекомендуется туристам с опытом водных путешествий.
РЕКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ТУРИЗМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
МЕГАЛИТЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
(Лопозеро на реке Подломка)
Сплав по таежной реке Подломке, которая впадает в Кожозеро. Не широкая, вертлявая речка с шиверами и плесами. Населенные пункты отсутствуют. При малой воде существует вероятность «проводки» через порог «Оленьи рожки».
(речка Подломка)
Кожозеро - самый крупный водоем Ветренного Пояса. Окаймленное скалистыми берегами, Кожозеро протянулось с северо-запада на юго-восток на 27 км. В наиболее узком месте, вблизи Кожпоселка, расстояние между берегами около 2 км, а на более широких плесах до 6 км. В XVI веке на берегу Кожозера возник монастырь. На озере, на песчаных пляжах, в окружении сосновых боров рекомендуется сделать дневку.
Сплав по реке Кожа. Сначала река медленно несет воды к Пежозеру. На выходе из Пежозера начинается первый каскад порогов. По довольно широкому руслу, шумя подводными камнями, как жерновами, идут многочисленные струи. Объединяясь на сливе, они достигают большой скорости. После устья реки Виленги грозно надвигается характерный рокот порога Падун. Река, сжимаемая скалами, поросшими лиственницами, начинает делать резкие и частые повороты, словно пытаясь уклониться от встречи с грозными препятствиями. Обнос порога правым берегом около 300 метров.
После Падуна река успокаивается не сразу. Многокилометровые шивера соединяют каскад безымянных порогов. После непродолжительных плесов снова начинается каскад из 9 порогов. Два из них - Долгий и Дедов Пруд - представляют определенные трудности. Обилие в русле камней, образующих почти сплошные гряды, и большая скорость течения требуют предварительного просмотра препятствий.
Третий каскад из восьми интересных и нелегких порогов, начинается почти непроходимым порогом Щурус. В коридоре между двумя скалами река образует мощный 3-метровый водопад. Обнос порога правым берегом.
Почти сразу же за Щурусом начинается порог Железные Ворота, а километром ниже - порог Сиванга. Они отличаются высокой, скоростью, которую развивает вода на "горках" наклонного русла. После нескольких шивер начинается порог Кямус. Пятьсот метров мчится здесь вода с огромной скоростью, чтобы на гранитной плите с узким сливом прыгнуть вниз с высоты человеческого роста. В этом месте рекомендуется сделать дневку и покататься на пороге. Последний каскад из порогов в нижнем течении перед деревней Петровской и далее река становится спокойной и медленной. Заливные луга перемежаются хвойными лесами.
В районе пос. Усть-Кожа река Кожа впадает в реку Онегу. В нижнем течении р. Онега представляет собой широкую, полноводную, равнинную реку. Берега относительно не высокие.
Окончание маршрута в п. Порог. Возвращение автобусом в Архангельск.
В Архангельске возможна экскурсия в Музей деревянного зодчества «Малые Корелы».
Общие сведения о маршруте.
Маршрут проходит по Северо-западу Архангельской области и Юго-восточной части республики Карелия. Большая часть маршрута проходит через часть Балтийского кристаллического щита – двухсоткилометровый кряж Ветреный пояс, сложенный из древних сланцев. Леса таёжные, практически совсем глухие. Начиная с середины Чусреки, маршрут проходит через территорию национального парка «Водлозёрский».
Длина водной части маршрута ~ 470 километров.
(речка Подломка)
Р. Подломка берёт начало из оз. Шидмозера и впадает в оз. Кожозеро. Это неглубокая быстрая речка с обилием мелких каменистых шивер и перекатов. Проходит через озёра Лопозеро и оз. Жилое, собирает несколько притоков, в том числе и р. Никодимку, тоже пригодную для заброски на оз. Кожозеро.
(озеро Жилое)
По низкой воде самым сложным препятствием на реке является длинная (~15 км.) цепочка перекатов и шивер, включающая в себя порог Оленьи Рожки. Глубина реки здесь порой ниже колена, быстрое течение и ощутимое падение. Большей частью проводка.
Р. Кожа – левый приток р. Онеги, берёт начало из оз. Кожозера. На довольно небольшой длине 96 километров перепад составляет 120 метров. В районе пор. Падун, пор. Щурус и пор. Кямус река прорезает кряж Ветреный пояс.
Все препятствия на Коже образуют четыре каскада:
Цепь перекатов, переходящая в порог «Мельничный»
Цепочка порогов «Кривой» - «Падун» - «Дедов пруд»
Цепочка порогов «Щурус» - «Кямус»
Цепочка порогов «Юг», «Котёл», шиверы и перекаты
Все каскады разделены небольшими (по карельским меркам) плёсами: самый длинный – 2 часа между третьим и четвёртым каскадом. После последнего каскада идёт длинный глубокий плёс до самого впадения в Онегу.
Заброска на маршрут.
Здесь приводится способ заброски на Подломку, который использовали мы. Его я считаю наиболее удобным (хотя и не самым дешёвым).
От Москвы до станции Плесецкая удобнее уезжать скорым поездом №016 ЯА «Москва – Архангельск», который уходит от Ярославского вокзала в 1207и прибывает в Плесецк на следующий день в 0402. О машине до Подломки мы договаривались заранее из Москвы:
8-(81832)-64729 Рудик
или
8-(81832)-64044 Юра
Нас встретили на автобусе ПАЗ. Дорога занимает ~9 часов. Дорога плохая, проходит через несколько колоний-поселений и колоний строгого режима – пос. Янгоры. Юра и Рудик – туристы из Североонежска, бывали на Коже неоднократно, поэтому у них можно получить много полезной информации. На реке мы были уже в 1410.
Насчёт других способов заброски на Подломку можно узнать в лоции М.А. Афанасенкова «Подломка – Кожа, 2001 год».
Техническое описание рек Подломка и Кожа.
р. Подломка
Дорога от посёлка Янгоры упирается тупиком в Подломку. Здесь – удобное место для стапеля, а так же стоянки, хотя разумнее уплывать сразу. Лодки сгружаются к концу мелкого порога-переката, который полностью даёт представление о характере дальнейших препятствий на реке и об уровне воды.
Через пять минут после отплытия на высоком правом берегу могила – обелиск со звездой. Ещё через пять минут начинаются отдельные перекаты с частичной проводкой. По берегам – лиственный лес. Мест для стоянок нет. Иногда в русле встречаются поваленные деревья, но завалов нет. Через три часа после отплытия – островок в крутом правом повороте. Правая протока заросла травой. От него до Лопозера – полчаса сплава. На перемычке с Лопозером (правый берег) – хорошая стоянка: с одной стороны река, с другой – озеро. Всего от места стапеля до озера – 15 километров. Сразу за стоянкой – протока в Лопозеро.
Через полтора километра – озеро Жилое, по нему – около пяти километров. Берега пригодны для стоянок, есть несколько рыбацких изб. Вход в Подломку на противоположном конце озера в левом заливе. Он сильно зарос камышами, мелко.
Через полчаса начинается длинная серия перекатов, разделённых уловами. На протяжении пяти километров почти сплошная проводка. Мест для стоянок мало. После перекатов – короткий плёс, приток слева.
Вскоре опять перекаты. Опять проводка. Появляются стоянки по обоим берегам. Уклон постепенно растёт, с обоих берегов выходят скальные плиты. Перекаты плавно переходят в порог «Оленьи рожки». На некоторых коротких участках можно ехать верхом на байдарке, но большей частью - проводка. Сильное течение, скользкие камни, очень мало воды. Длина порога – 8 километров. За порогом, напротив впадения ручья Белый, – хорошая высокая стоянка (левый берег).
(рыбалка на Подломке)
После порога – двадцатиминутный плёс с отдельными галечными мелями. После него – часовая цепочка перекатов, уже более глубоких, практически без проводки. Перекаты чередуются с плёсами, встречаются разбои с островами. Между островами – мели, самые глубокие протоки – у берегов. От конца перекатов – около десяти километров плёса с отдельными мелями и брёвнами в русле до впадения р. Муромки слева. На стрелке перед впадением – хорошая высокая стоянка.
После притока – плёс с отдельными перекатами. Река становится глубже и шире.
После плёса – разбой с большим количеством островов, за ним – последняя цепочка перекатов: перекат, короткий широкий разлив и ещё один перекат. Более глубокие, чем предыдущие. Через полчаса – мелкий перекат, последний на этой реке. Дальше до самого Кожозера идёт спокойный глубокий плёс. Река становится широкой и спокойной. За час до озера слева впадает р. Никодимка.
(рыбалка в устье Подолмки - Кожозеро)
оз. Кожозеро.
Сразу напротив впадения Подломки на мысу левого берега – большой, хорошо заметный с реки песчаный пляж. На нём – отличная большая оборудованная стоянка, прекрасное место для днёвки. На озере много мест для стоянок.
Утромна озере поднимается высокая волна, утихающая к вечеру.
Огибая мыс, следует пройти мимо небольшого островка, откуда виден вход в залив. В нём так же есть место для стоянки на левом берегу, напротив Кожпосёлка. В Кожпосёлке – развалины монастыря (сейчас он действует и восстанавливается), а также пост егеря. В Кожпосёлок можно не заплывать, оставив его справа. В этом случае экономятся деньги за пребывание на территории Кожозёрского заповедника. Вход в Кожу нужно искать, держась левого берега залива.
р. Кожа.
Через 10 минут после начала Кожи слабовыраженный перекат. Через пять минут после него – оз. Пежозеро. Вход в Кожу напротив выхода, хорошо виден. Практически сразу после Пежозера – пор. «Мельничный».
1 Порог «Мельничный», он же – «Горностай» 2+ Без просмотра.
Длина порога – 1,5 километра. Начинается цепочкой перекатов, мощность которых постепенно нарастает. Уклон растёт. После первой ступени порога на правом берегу – остатки мельницы. Вторая и третья ступень – самые мощные. В пороге много камней, высокие валы. Достаточно жёсткий слалом между каменными грядами. Большую роль играет то, что на маршруте этот порог – первый и отнюдь не самый простой.
Нашей группой порог проходился в первую очередь катамараном, обеспечивающим страховку байдарок с воды, фотосъёмку, а так же, если требовалось, сигнал. Байдарки шли друг за другом, выдерживая дистанцию и перечаливаясь после трудных участков по уловам.
(порог Падун - река Кожа)
После порога за небольшим островком на правом берегу – хорошая стоянка. Через 10 минут после стоянки – два острова, мелко. Ещё через пять минут – порог «Кривой».
2 Порог «Кривой» 1+ Без просмотра
По сути – мелкий перекат. В левом повороте реки – остров, основная струя – в правой протоке. Чище оказалось в левой.
Через пять минут слева впадает р. Виленьга, вскоре ещё один левый приток. Начинается входная шивера «Падуна».
3 Шивера 2 Без просмотра. ВНИМАНИЕ! ОПАСНО!
Сложная линия движения, много камней, постепенно нарастающая мощность. Перед шиверой на правом берегу табличка «ПАДУН - ОБНОС» - поставлена за километр до «Падуна». На всей шивере – ПРЕДЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ!
На правом берегу появляются большие каменные выступы (лбы). Чалиться сразу после довольно заметного правого поворота в небольшом улове правого берега. Мощность шиверы увеличивается, слышен грохот «Падуна», видно, как впереди высокие скалы зажимают реку в узкое ущелье шириной всего несколько метров.
4 Порог «Падун» непроход Обнос по правому берегу.
Для байдарок непроходим. Очень красивый водопад. Описывать не буду, достаточно один раз посмотреть… Обнос по хорошей тропе ~200 метров.
Катамаран порог также обносил.
5 Порог «Малая Падь» 2+ По правому берегу
Выходная шивера «Падуна». Очень мощная. Килевым байдаркам трудно выйти на струю, не вылетев на гряду, что чревато поломкой байдарки. Разумнее обнести вместе с «Падуном».
У нас порог проходил только катамаран и плоскодонный «Вьюн».
За порогом – стоянка.
6 Порог «Лавгутье» 2 Без просмотра.
Мощная каменистая шивера. Отделена уловом от предыдущего порога.
За поворотом после короткого плёса начинается длинная (~40 минут) цепочка шивер.
7 Семикилометровая цепочка шивер 2 .. 2+ Без просмотра.
В шиверах мощная струя, много камней. Непрерывный слалом. Самые сложные шиверы – ближе к концу цепочки
Плёсов практически нет, шиверы разделены уловами. Много хороших стоянок.
На двадцать минут вода успокаивается. После плёса – перекат с островом, за ним – порог «Долгий».
8 Порог «Долгий» 2+ Без просмотра.
Мощная шивера с обилием сухих камней, плит и обливняков. Сложная линия движения.
Далее – длинный плёс с отдельными перекатами, разбоями из островов и мелями.
9 Порог «Дедов пруд» 2 Просмотр с левого берега.
Остров. Основная струя в левой протоке. После первого слива (проход ближе к острову) резкий уход под самый остров. Перед порогом на левом берегу неплохая стоянка.
После порога – длинный плёс с отдельными мелями и перекатами (в том числе порог-перекат «Кобылка»). Через полтора часа после порога – три острова. Видно, что правая протока перегорожена заколом. Идти в самую левую протоку, в ней так же закол. Обнос по острову. На левом берегу – пост рыбнадзора. Перед заколом спрятать удочки!
После закола – длинный глубокий плёс (~ 1 час 10 минут). После плёса начинается входная шивера порога «Щурус».
10 Порог «Щурус» 4 ВНИМАНИЕ! ОПАСНО!
Просмотр (или обнос) по правому берегу обязателен!
Начинается шиверой. Идти по ней сходу мимо таблички «ЩУРУС ОПАСНО» на правом берегу и резко чалиться в улов правого берега за первым выходящим с правого берега каменистым мысом.
Порог находится в высоком скальном сужении. Перепад составляет 4,5 метров на 30 метрах длины. Крутой двухступенчатый слив сложной структуры. Сильная вода, закрученные языки. Может представлять опасность в плане травматизма, а также опасность для жизни.
За порогом на высоком левом берегу – памятник.
У нас порог проходился катамараном. После неудачной попытки прохождения порога «Вьюном», во время которой участник Мужельский получил травму колена, сплав по порогу на байдарках был прекращён.
Страховка обеспечивалась одним метателем «морковки» с берега, и катамараном, вылавливающим вёсла. Струя после порога выносит в большой улов правого берега.
Над порогом удобная стоянка: две избы, одна из которых занята рыбнадзором, стол, скамейки.
Также несколько стоянок есть и на следующих порогах.
11 Порог «Железные ворота» 3 Желателен просмотр по правому берегу. Удобно смотреть вместе с «Щурусом».
Сразу за «Щурусом». Очень мощная шивера с обилием камней в русле. Порог начинается сливом под правым берегом, причём перед сливом байдарку сильно прижимает под правый берег (карман), а после слива буквально набрасывает на каменную гряду слева. Слалом в поисках струи. Оканчивается воротами, образованными выходами пород железняка с обоих берегов, между которыми чистые валы. Бочка слева от струи – грязная (плита, наклонённая к потоку). Желательно просмотреть конец порога, чтобы наметить себе ориентир для чалки к просмотру «Сиваньги» с левого берега.
12 Порог «Сиваньга» 3 Просмотр по левому берегу ОБЯЗАТЕЛЕН!!!
Сразу за «Железными воротами». После несложной входной шиверы – остров, левая протока разбита на две скалой. В каждой протоке слив. За правым сливом – шкуродёрная шивера. За средним – мель, но слив проходим. Идти удобнее в левый слив. Это слив ~ 0.5 м. с плиты, лежащей неглубоко. Вовремя сойти со струи в слив, так как поперечная струя сильно жмёт на скалу, разбивающую протоку. После несильной косой бочки за первым сливом уходить в чистый слив около скалы. В выходной шивере чистые валы. За порогом на правом берегу – памятная доска, на левом – памятник.
После «Сиваньги» - десятиминутный плёс до порога «Чопуй-1»
13 Порог «Чопуй-1» 2 Без просмотра
Первая ступень – чистые валы, в конце – прижим к гряде у левого берега. Вторая ступень –мелкая шивера.
После короткого плёса с отдельными мелями – порог «Чопуй-2»
14 Перекат-порог «Чопуй-2» 1+ Без просмотра
Перекат с небольшим прижимом под левый берег.
Почти сразу за последним порогом – порог «Каменный остров», сливающийся с порогом «Кямус».
15 Порог «Каменный остров» 2- Без просмотра. ВНИМАНИЕ!
Шивера. В правом повороте на левом берегу между двумя скалами зажат песчаный пляжик. Для просмотра «Кямуса» можно чалиться к нему, но удобнее – в улове левого берега к основанию большого каменного мыса (перед мысом!).
16 Порог «Кямус» 3 Просмотр по левому берегу ОБЯЗАТЕЛЕН!
Порог начинается полукруглым сливом 0,5 м. Заход из улова левого берега между двумя сухими камнями, являющимися хорошими ориентирами. Далее – достаточно крутой слив 1,5 метра. Под чётким языком слива неглубоко лежит хребет, идти по языку нельзя. За сливом в обе стороны от хребта – сильные косые бочки. Струя после первого слива вносит байдарку лагом в левую косую бочку. В этом и состоит основная сложность порога.
Выходная шивера – мощная, с обилием камней. Рекомендуем заходить в шиверу ближе к левому берегу. Проход справа возможен при более высокой воде, при нашей был шкуродёр. Вход в шиверу желательно посмотреть.
Нашей группой главный слив проходился неоднократно каждым судном. Один раз произошёл переворот «Тайменя» в левой косой бочке. Страхующего за сливом катамарана оказалось достаточно, чтобы не дать аварийному судну с экипажем уйти в шиверу.
За главным сливом – удобная чалка к тому же мысу левого берега. Над порогом хорошая оборудованная продуваемая стоянка. Для катаний – короткий обнос.
За выходной шиверой «Кямуса» стоянка на левом берегу. После в островах – короткий мощный порог.
17 Порог 2 Без просмотра.
Мощная короткая шивера с ощутимым падением. Много обливняков,манёвр. Шкуродёр.
Далее идёт длинный плёс с отдельными отмелями и перекатами. Через два часа после порога №17 – сарай на правом берегу, исписанный надписями. Ещё через 20 минут – следующий порог.
18 Порог 2 Без просмотра.
Вход по струе, валы. Далее – в правую протоку острова с наваленным плавником.
После порога – новый разбой. В левой протоке – порог «Юг». Для осмотра чалиться к левому берегу. Здесь же – неплохая стоянка.
19 Порог «Юг» 3 Просмотр по левому берегу ОБЯЗАТЕЛЕН!
Начинается шиверой, заход в центре, далее – ближе к острову. Оканчивается мощным сливом с сильным пенным котлом. Опасность представляет зуб, лежащий на струе прямо на гребне слива. Требуется манёвр, чтобы упасть в слив рядом с зубом, так как при сильном сходе со струи влево сильно жмёт на второй зуб, ограничивающий слив.
Рекомендуется сигнальщик. Выходная шивера – мощная, с обилием обливняков.
Сразу за выходной шиверой «Юга» - порог «Котёл».
20 Порог «Котёл» 2+ Без просмотра.
Мощная шивера. Перед резким поворотом струи налево из-под правого берега нужен очень неслабый манёвр.
21 Длинная цепочка шивер 2..1 Без просмотра
Мелкие шиверы. Ближе к концу ослабевают, превращаясь в длинные мелкие перекаты.
На левом берегу – нежилое село Петровское, которое посещается бывшими жителями в период сенокоса и ягодно-грибного сезона.
Через сорок минут после Петровского в Кожу справа впадает р. Сывтуга. Лес отступает от берегов.
До самой Усть-Кожи – спокойный глубокий плёс среди заливных лугов.
Посёлок Усть-Кожа находится на впадении Кожи в р. Онегу, на стрелке, на левом берегу Кожи и Онеги. Удобнее приплывать с утра. Чалиться – на левом берегу Онеги за пристанями. Здесь удобно разобрать байдарки (хотя место для антистапеля – не из лучших). Во время антистапеля следует сходить в посёлок и договориться насчёт катера.
ДАЛЕЕ ВОЗМОЖЕН СПЛАВ ПО РЕКЕ ОНЕГА
В Прионежье можно посетить множество уникальных памятников деревянного зодчества русского севера.
Онега — река относительно небольшая, протяженностью около четырехсот километров. Она берет начало в озере Лаче, течет на север и впадает в Белое море. На реке имеется несколько гряд порогов, препятствующих судоходству от истока до устья.
Западнее Онеги находится ряд озер, связанных с ней притоками. Это Лёкшмозеро, Кенозеро, Кожозеро и другие. Озеро Лаче соединено короткой рекой Свидь с озером Воже.
Новгородцы пришли на Онегу в XI веке с запада по реке Кене. Дальнейшее их продвижение на восток осуществлялось через емецкий волок на Двину. После распада Киевской Руси граница Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества проходила по озеру Лаче. Этот рубеж не был устойчив, и в дальнейшем, после выделения Белозёрского княжества, изменялся.
К XIV веку относятся первые исторические упоминания о Каргополе и Усть-Онеге. Сейчас, практически на всем своем протяжении, Онега довольно плотно населена. По берегам много деревень и поселков.
Поонежье очень богато памятниками архитектуры. Если на Онежском озере значительную часть архитектурного наследия составляют часовни, то на Онеге деревянное зодчество в основном представлено монументальными шатровыми и кубоватыми храмами. Деревянное культовое зодчество Поонежья и Онежской губы Белого моря со второй половины XVII века отличается вполне устойчивыми формами и приемами, характерными только для данного региона.
Своего расцвета поонежская архитектурная школа достигла в последней трети XVII и XVIII веке. Одной из определяющих черт поонежского деревянного зодчества является кубоватое завершение церквей. На культовых постройках верхней и средней Онеги имело распространение покрытие основного сруба бочкой. В XVIII веке завершения двух или трехчастных алтарных прирубов шатровых и кубоватых храмов выполнялись в виде так называемой трехлопастной бочки.
Большинство колоколен XVIII-XIX веков на нижней Онеге и Поморском берегу отличалось основанием, рубленым в виде низкого восьмерика на высоком четверике. Первоначально шатровые верхи онежских колоколен в XIX веке подверглись переделкам. Вместо шатра ставили некое подобие купола со шпилем. Поздние колокольни, вероятно, возводились сразу с таким завершением.
Культурным, экономическим и административным центром всего Поонежья исторически был Каргополь, расположенный у истока Онеги. Как город он упоминается с XV века. К этому же времени относится основание нескольких монастырей в Каргополье.
После присоединения новгородских владений к Москве Онега приобретает важное транспортное значение в связях Белозерских и Вологодских земель с Поморьем. Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту города в XVI веке. Каргополь стал крупным торговым центром Русского Севера.
В то время Каргополь имел земляные и деревянные укрепления. Ядро города составляла рубленая крепость, послужившая надежным укрытием для горожан в годы Смутного времени.
В Каргополе сохранился ряд интересных памятников каменного культового зодчества. Город расположен вдоль левого берега реки в нескольких километрах от озера Лаче.
От древней Каргопольской крепости остались валы, в плане образующие квадрат. Исторические планировочные узлы города -- торговые площади — отмечены сохранившимися ансамблями культовых сооружений.
Достаточно широко известен местный народный промысел — каргопольская игрушка. Ярко раскрашенные глиняные фигурки воспроизводят персонажей крестьянской жизни и русских сказок.
В окрестностях Каргополя сохранилось несколько замечательных памятников деревянного зодчества. Один из них расположен по дороге на Няндому в десяти километрах от города.
Если перед деревней Казаково свернуть направо, вскоре среди островерхих елей покажется покрытый золотистым мхом деревянный шатер. Это церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Деревни или села с таким названием не существует. Большая Шалга — это название бывшей волости, объединявшей ряд деревень.
(Белое море у Архангельска)
В пяти километрах от Каргополя, по дороге на Архангело, в селе Саунино стоит церковь Иоанна Златоуста 1665 года. Места вокруг равнинные, открытые, и памятник видно издалека.
Саунинская церковь — классический образец шатрового храма типа восьмерик на четверике с трапезной. Шатер имеет рубленую конструкцию. Церковь и трапезная построены не одновременно. На южном и северном фасадах основного сруба прочитываются следы от некогда существовавшей галереи.
Трапезная в виде отдельного сруба стоит не строго по продольной оси здания, а со смещением к югу. Живописную асимметрию объемов подчеркивает четверик с главкой, врезанный в кровлю трапезной. Вход в церковь раньше располагался с западной стороны и был оформлен высоким двухвсходным крыльцом.
Александро-Ошевенский монастырь под Каргополем основан в 1453 году. Находится он примерно в сорока пяти километрах от города. Монастырь в свое время был местным центром, вокруг которого сгруппировались несколько деревень.
Комплекс монастырских сооружений стоит отдельно от жилья на берегу реки Чурьюги. В древности монастырь был деревянным. Существующие полуразрушенные каменные монастырские здания построены в ХVIII - ХIХ веках.
Из деревянных построек внимание привлекает покосившаяся надкладезная часовня в виде небольшого четырехгранного шатра с полипами на четырех столбах.
Следующее село после Печниково — Лядины, знаменитое своим культовым ансамблем. Величественная архитектурная композиция состоит из двух церквей и колокольни.
(Архангельск - Белое море)
Село Архангело расположено в пятидесяти шести километрах от Каргополя ниже по Онеге. Здесь на левом берегу реки стоят две деревянные церкви.
Древнейшая из них — церковь Михаила Архангела, построенная в 1715 году. Это единственный сохранившийся кубоватый храм на верхней Онеге, не считая церкви в селе Нокола на озере Лаче, утратившей свое завершение. Четверик церкви Михаила Архангела имеет большой пятигранный алтарный прируб, покрытый бочкой, и притвор. Кубоватое покрытие завершается пятиглавием. Основные объемы здания массивны и приземисты. Такими пропорциями отличались все известные кубоватые церкви верхней и средней Онеги. Возможно, это объясняется влиянием каргопольских каменных храмов, с которыми кубоватые пятиглавые церкви имели некоторое образное сходство.
Вторая церковь в Архангело построена, видимо, в XIX веке.
Деревня Никольская расположена на правом берегу в восемнадцати километрах ниже Архангело. Здесь сохранилась Никольская часовня XVIII века, первоначально бывшая церковью. Основу здания составляет восьмерик на четверике, покрытый шатром. Постройка не отличается крупным масштабом, но поставленная па высоком берегу, выглядит монументально и величественно.
В среднем течении Онеги перед Бирючевскими порогами находится деревня Пустынька. В древности отсюда начинался емецкий волок. От Онеги до верховьев Емцы всего три-четыре километра. Но здесь Емца представляет собой небольшой ручей, и до судоходного русла еще далеко. Тем не менее в прошлом это было самым удобным сообщением между Онегой и Двиной.
Основанная здесь пустынь впервые упоминается в XVI веке. От нее сохранилась Благовещенская церковь 1719 года. К высокому основному четверику примыкают равная ему по ширине трапезная и пятигранный алтарный прируб. Основной сруб завершается крупной бочкой, такое же покрытие имеет алтарный прируб. Единственная глава, венчавшая церковь, ныне утрачена, стены обшиты досками. Отчасти сохранилась старая лемеховая кровля бочек.
На нижней Онеге в ХУП-ХУШ веках был создан ряд великолепных культовых ансамблей, свидетельствующих о былом богатстве и населенности края. Большинство из них сочетали в себе шатровую и пятиглавую кубоватую церкви, что стало местной традицией. Ни один из архитектурных ансамблей полностью не сохранился. На нижней Онеге больше утрат, чем существующих памятников. Тем не менее, оставшиеся объекты относятся к лучшим образцам древнерусского деревянного зодчества.
Село Турчасово (Посад), в древности бывшее городом, впервые упоминается в исторических документах в первой половине XVI века.
Онега здесь делает излучину и далеко просматривается с высокого холма на правом берегу, где когда-то стоял острог. На противоположном левом берегу раскинулось село.
Турчасово и по сей день представляет собой единый архитектурно- планировочный ансамбль. Застройка северной части сформирована вокруг улицы, ведущей от пристани к центру села. Южная половина, называющаяся Васильевский двор, имеет иную планировку. Здесь избы выстроились тремя параллельными рядами фасадами к реке. Центральную часть села занимает площадь с церковью и колокольней.
В Турчасове немало старых домов. В устройстве кровель с чердачными окнами и отдельных деталей на главных фасадах заметно влияние городской архитектуры. Дворовые половины домов сохранили широкие бревенчатые взвозы и кое-где традиционные кровли по потокам и курицам.
Вознесенская церковь в селе Пияла построена в 1651 году. Она относится к достаточно редкому типу шатровых храмов. Основу здания составляет восьмерик на четверике, поставленный на крещатое основание. Выступающие части крещатого сруба покрыты тремя убывающими по высоте бочками. До настоящего времени памятник дошел с некоторыми искажениями. Стены церкви обшиты досками, первоначальные окна расширены, с западной стороны пристроено несколько помещений. Повидимому, раньше церковь имела окружавшую ее с трех сторон галерею. Основной объем храма отличается компактностью в плане и прекрасными пропорциями. Онега здесь медленно течет в низких и ровных берегах. Церковь создает необходимую в окружающем пейзаже вертикаль, господствующую над монотонно растянувшейся застройкой села.
Деревня Сырья занимает вершину высокого холма, возвышающегося над широкой болотистой поймой реки Кодины. Отсюда открывается великолепный вид на окрестности.
В селе Верховье на реке Мудьюге еще совсем недавно существовал архитектурный ансамбль, состоявший из шатровой и кубоватой церквей и колокольни. Он сгорел в 1997 году полностью.
Село имеет интересную планировку, здесь сохранилось немало традиционных жилых домов и других построек. Но с утратой главного организующего элемента село как архитектурно- планировочная композиция перестало существовать. На окраине одиноко стоит ярусная часовня XIX века.
Крупнейший левый приток нижней Онеги — река Кожа, берущая начало в Кожозере. Это очень красивая лесная река, имеющая и верхнем течении ряд сильных порогов, препятствующих судоходству.
На Кожозере был монастырь, основанный в 1552 году. Сохранившиеся каменные монастырские строения относятся к концу XIX – началу XX века, когда отдаленная обитель переживала период своего наивысшего расцвета. Тогда же была проложена дорога длиною свыше шестидесяти километров от монастыря вдоль правого берега реки Кожи до деревни Петровское. Монастырская дорога существует и по сей день. Пересекая болота, она идет по ровным земляным дамбам. Местами дорога сильно разъезжена тракторами. Перед последними онежскими порогами реку пересекает железнодорожная ветка Обозерский—Беломорск. Ближайшая станция Вонгуда расположена недалеко от крупного села Порог, имеющего автобусное сообщение с городом Онега.
После порогов река широко разливается.
На левом берегу в селе Подпорожье возвышается церковь. Место, где она стоит, называется Жеребцова гора. Владимирская церковь построена в 1757 году. По своей объемно-пространственной структуре она близка к Преображенской в Турчасове. Облик храма величествен и торжественен. Главки, венчающие бочки прирубов, подняты на небольшие стройные шатры. Таким образом, здание завершается живописным компактным девятиглавием. Трехчастный алтарь покрыт традиционной трехлопастной бочкой. В настоящее время памятник находится в ветхом состоянии.
Владимирская церковь общепризнанно считается одним из шедевров поонежского деревянного зодчества.
(Белое море - устье реки Онега)
_______________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://kontour.ru/
https://www.veslo.ru/
https://www.abris37.ru/
https://www.jmktour.net/
https://www.photosight.ru/
https://www.kenozerje.17-71.com/
Алексей Качальников
Евгений Засухин
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 23773 просмотра
Комментарии
???
вот ещё отчет для любителей Северов!
есть пороги, рыбалка, арх. памятники, Белое море, ягоды и т.д.
что-то не вижу комментариев по статьям???
!!!
Ваш отчет вложил в закладки. Очень понравилось, особенно фотографии !!!
Скажите пож. какой фотокаменрой делали снимки и какие использовали объективы?
С уважением Андрей.
Снимал половину из этих
Снимал половину из этих походных фоток на мыльницу Олимпус sp-320... Остальные - не мои: мыльница Canon какая-то мелкая - не помню... То, что касается деревянного зотчества - не знаю..
стоит побывать!
места конечно красивые!
стоит сплавиться и пофоткать!!!
Дважды побывал там.
Дважды побывал там. Замечательные места, особенно, когда тепло и воды много :) Приятно, что фотки понравились, но в другой раз, хотя бы обозначайте их источник.. :) Хороших походов!
Фотки
да, спасибо за фото!
Ваше имя и фамилия указаны источниках инфы и в авторах!
сами фото были размещены на фотосайте - он тоже там указан в ссылках!
если укажете Ваш личный ресурс - его тоже поставим сюда!
Коллеги! подскажите,
Коллеги! подскажите, пожалуйста, как можно добраться до р.Подломка от Плесецка? Собираюсь в середине июля, и никак не определюсь с заброской. Пытался найти группы на этот маршрут и вписаться с ними, но....? Может в тех местах есть какой-нибудь общественный транспорт? мой адрес---delt86nn@mail.ru Народ! выручайте. С уважением, Александр.
к сожалению...
извиняемся, но такой инфой на данный момент не обладаем,
вероятно, что где-то есть в сети...
Отправить комментарий