Свято-Введенская Островная пустынь
Монастыри для мирского человека во все времена были образцом духовной жизни, примером тому, что праведная жизнь возможна и существует. Иоанн Богослов назвал монастыри «островами Любви к Господу».
В буквальном смысле это сравнение относится к расположенной на лесном озерном острове Свято-Введенской островной пустыни. В 2008 г. обители исполнилось 300 лет. По преданию, островной монастырь на Вятском озере в начале XVIII в. основали монахи Сергий и Тимофей, которые подвизались прежде в Антониевой пустыни – монастырской слободе хорошо известного в XV–XVI вв. мужского Покровского Антониева монастыря.
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ВЛАДИМИРСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
УНИКАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Введенская островная пустынь располагается у западной окраины Владимирской области. Здесь в окружении сосновых лесов, скрытое от людских глаз, лежит живописное Вятское озеро. Поселившись на его острове, иноки Сергий и Тимофей прежде всего искали уединения и большого строительства не затевали, они поставили себе лишь небольшую деревянную часовню и келью. Но вскоре о монахах прошел слух, другие люди стали приходить на берег озера и просить принять их в число насельников.
Сергий и Тимофей не отвергали паломников, братия стала множиться, и тогда решили просить благословение на возведение на острове небольшого храма. В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского преосвященного Стефана Яворского, в которой благословлялось монахам «…на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте… построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а верх на той церкви делать против прочих деревянных церквей, а не шатром, и алтарь круглый, а по левую сторону Царских дверей меж северных поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину».
Спустя год был построен первый монастырский храм. Постепенно за озером закрепилось новое название – Введенское. Сам же монастырь стали называть Введенской островской пустынью. Озеро и окрестные земли в то время принадлежали князьям Голицыным. С образованием Пустыни они безвозмездно передали озеро и остров в собственность монастыря. Вскоре после освящения храма монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем Пустыни. По традиции игумены новообразованного монастыря назывались строителями.
Братия Пустыни тогда была очень немногочисленна (всего около 20 насельников), средств на ее существование постоянно не хватало. В те времена правительство Петра I проводило частичную секуляризацию, то есть обращало часть церковной собственности в светскую. Монастыри были обязаны отдавать долю своих доходов в казну.
В начале 1720-х гг., вероятно, при церковных реформах, появилось предписание бедные и малобратские монастыри приписывать к более богатым. И в 1722 г. Введенская пустынь была приписана к Иоанно-Богословской обители Московского уезда. К тому времени настоятель Введенской пустыни Сергий отошел к Господу, а вместо него из Москвы был прислан новый настоятель – монах Нектарий.
Он продал монастырский храм (который был оценен всего в 17 рублей!) вместе с утварью в соседнее село Покровское, а сам покинул остров. Обитель пришла в совершенное запустение. Оставшиеся на острове четырнадцать монахов терпели крайние лишения, но их дух оставался крепок, они неустанно молились о своей обители, и Господь внял их мольбам.
В 1729 г., после обращения монахов в Святейший Синод, Введенская пустынь вновь получила самостоятельность. К тому времени отношение к малым обителям изменилось. В датированном 10 марта 1729 г. постановлении Синода монахам Введенской пустыни было сказано: «Островецкой пустыни… братство… из приписки Богословской пустыни освободить… а церковь из села Покровского возвратить в ту Островецкую пустынь неотложно и… иеромонаху Александру быть в оной Островецкой пустыни строителем». Однако церковь так и осталась стоять в селе Покровском, а на острове пришлось возводить новый, уже каменный, храм.
Митрополит Сурожский Антоний так сказал о великом двунадесятом празднике: «Этот праздник говорит нам о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Пресвятая Дева вступает в те глубины молитвы, безмолвия, любви и чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых.
И неудивительно, что мы празднуем этот день, как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти в течение всей Ее жизни до момента, когда Она сможет произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и вместе с Духом Святым родить воплощенное Божие Слово. Этим праздником дается нам образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь – во Святое Святых». (конец) При новом игумене-строителе Лаврентии у монастыря появились богатые вкладчики, на месте прежней деревянной церкви возвели каменный пятиглавый храм с главным престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом построили каменную шатровую колокольню с большим колоколом, весившим 30 пудов (около 500 кг), и часами с боем.
В тихие дни колокольный звон отражался от водной глади озера, от этого он становился особенно благозвучен и был слышен даже в очень отдаленных от монастыря деревнях. Рядом с соборным храмом на острове построили небольшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца для служения в зимнее время. Еще одна маленькая деревянная церковь с двухъярусным иконостасом была построена на Святых воротах пустыни и освящена в честь пророка Илии. На Владимирской дороге возвели каменную часовню, за год она собирала около 700 рублей подаяния.
Во второй половине XVIII столетия благодаря стараниям Лаврентия Введенская пустынь превратилась из заброшенного бедного монастыря в благоустроенную обитель. Появились новые кельи для монахов, остров обнесли деревянной оградой, ее стоящие в воде сваи твердели год от года так, что впоследствии стали почти каменными. Со стороны озерных берегов островной земли не было видно, создавалось впечатление, что монастырская ограда и строения поднимаются из воды. Плашка (можно как подпись к фотографии с туманом): В 1768 г. академик П.С. Паллас во время своей экспедиции по России проезжал по Владимирскому тракту и посетил Введенский монастырь. Он оставил в своем дневнике следующую запись: «Недалеко от Покрова… протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете».
Действительно, окруженное лесами озеро, небольшой остров и возвышающиеся над ним главы церквей являли собой такой замечательный вид, что никто не мог остаться равнодушным. А в те дни, когда над озером поднимался туман, это впечатление еще более усиливалось.
После Лаврентия настоятелем Свято-Введенской пустыни стал иеромонах Клеопа. Основу монашеского воспитания он получил в Зографском монастыре Афонской горы. Там Клеопа долгое время жил возле великого старца того времени, богослова и церковного писателя Паисия Величковского, архимандрита нескольких молдавских монастырей, основателя скита Святого Ильи на Афоне. Во Введенской обители старец Клеопа установил общежитийный устав Афонской горы, который требовал от братии усиленного молитвенного подвига.
Известно, что при нем Всенощное бдение длилось не менее семи часов, на протяжении которых настоятель иногда сам поучал братию наставлениями своих любимых святых – Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника. Настоятель Клеопа, очевидно, стремился к тому, чтобы братия этой обители прониклась молитвенным настроением, мысли бы очищались от греховных помыслов, а сердца воспитывались в духе взаимной христианской любви, прощения и снисходительности. Чтобы эта небольшая монашеская община стала церковью Христовой по слову самого Спасителя и чтобы последние слова вечернего правила «Христос посреди нас» были не пустым звуком, а отражением действительности.
Пустынь постепенно обратилась в своего рода школу для иноков, искавших строгого воспитания. Отсюда ученики отца Клеопы распространяли общежитийный устав по другим епархиям России. Настоятельство старца Клеопы продолжалось 18 лет, он почил 9 марта 1778 г. и был погребен у южной стороны алтаря Введенского храма. Память о строителе Клеопе сохранялась во Введенской пустыни во все время ее существования. При перестройке церкви в 1891 г. могила старца оказалась внутри нового строения, в приделе во имя Иоанна Предтечи.
В 1870–1890-е гг. в монастыре началось крупное каменное строительство. В 1876 г. была перестроена и расширена зимняя церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1891–1894 гг. возвели из красного кирпича величественный пятиглавый двухэтажный Введенский собор. Кроме главного, Введенского, в нем были еще четыре престола: в нижнем храме – во имя Иоанна Предтечи и преподобного Никиты-исповедника, а в верхнем храме – во имя Равноапостольных царя Константина и царицы Елены и во имя святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Иконостас соборного храма был посеребрен и местами позолочен, а стены расписаны образами греческого письма.
При храме возвели колокольню. На острове появились кирпичные здания келий и настоятельского корпуса, кирпичная ограда, а рядом с островом на берегу два странноприимных дома для паломников. Со времени Клеопы всякий человек, пришедший в монастырь для богомолья, мог остановиться в одном из домов-гостиниц и жить трое суток на монастырском довольствии без всякой платы. К святыне Пустыни, иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы, прибывало множество богомольцев, особенно в летнее время. В 1918 г. Введенский монастырь разделил участь сотен закрытых православных обителей. Святыни монастыря были варварски разграблены, на острове, сменяя друг друга, размещались дом для престарелых и инвалидов, детский дом, трудовая воспитательная колония.
В 1940 г. вся монастырская собственность была увезена в соседний город Покров, и началась перестройка зданий.
По милости Божией в начале 90-х годов ХХ в. началось духовное возрождение России. С надеждой и упованием люди обратились к Православной Церкви – хранительнице непреходящих духовных и нравственных ценностей. Началось и церковное возрождение во Владимирской епархии. В 1993 г. благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и указом Высокопреосвященного Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, бывшая мужская Введенская пустынь стала женской. В июне 1995 г. по постановлению Священного Синода обители был присвоен статус женского монастыря, и Введенская пустынь обрела самостоятельность; ее настоятельницей и строительницей стала монахиня (игуменья) Феврония.
Из воспоминаний сестер Первый раз мы приехали сюда в августе. Весь остров был усыпан золотой листвой, над ним – бездонное небо. Кругом была такая тишина и умиротворение, что озеро и остров производили совершенно потрясающее впечатление… Господь призывал нас. Невозможно было пройти мимо разрушенного храма.
Мы думали: «В наших ли силах восстановить такой монастырь?» Мы молились, трудились, надеялись на помощь Господа. И Он не оставил нас. (конец)
В то время здания, ранее принадлежавшие монастырю, были заняты колонией для малолетних преступниц и представляли жалкое зрелище. На храмах не было куполов, в братском и игуменском корпусах находилось общежитие заключенных. Введенский собор покрывала уродливая протекающая крыша. В нем устроили школу, затем на втором этаже сделали музей, а на первом – спортзал, мастерские и склад мебели. Никольский храм с заложенными окнами был превращен в клуб. Почти ничто не напоминало о том, что некогда здесь была процветающая обитель, своего рода остров духовной жизни.
Несмотря на осквернение и запустение некогда процветающего знаменитого монастыря, атмосфера острова всегда была пронизана тихой радостью и благодатью. Настоятельница с сестрами прошли нелегкий путь восстановления обители. Искусством золотого шитья они начали зарабатывать первые средства. Постепенно директор колонии для малолетних преступниц передал обители сначала братский корпус, а затем и оба храма. Ветхий мост, соединявший остров с берегом, отремонтировали, и по нему в монастырь стали приходить первые прихожане. Большую духовную помощь в восстановлении обители оказали старцы Троице-Сергиевой лавры и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
Они поддерживали и направляли монахинь в сложный период, помогали мудрыми беседами и советами. Одним из первых священников в монастыре был архимандрит Максим (Москалеонов). Монах, он более 40 лет жил в Троице-Сергиевой лавре, затем служил на патриаршем подворье в Переделкино, потом восстанавливал храм в городе Покрове. Об этом мудром старце с уважением и большой любовью вспоминают сестры обители. Сюжет или подпись к фотографии: Из воспоминаний сестер На нашем острове особый дух, особая благодать. Сестры рассказывали, что ночью во время чтения неусыпаемого псалтыря, в Никольском храме иногда слышно пение, как будто поют монахи бывшего мужского монастыря. Мы верим, что они нам помогают. А когда бывает очень трудно, мы молимся Пречистой Божией Матери, и от Нее обязательно приходит помощь.
Многими трудами и молитвами сестер были привлечены вкладчики-строители новой Свято-Введенской островной пустыни. В 1995 г. восстановлен храм Николая Чудотворца. Его стены были покрыты штукатуркой, которая плохо держалась, два раза в год – к Пасхе и Рождеству – храм белили. Однажды, перед очередной побелкой решили размыть все слои штукатурки и с изумлением увидели под ней удивительной красоты старинные росписи и лики. На сводах храма древняя роспись почти полностью сохранилась, но на боковых стенах была практически утрачена. Росписи решили восстановить: пригласили реставраторов и, следуя древним образцам, под руководством художника В.И. Некрасова, метр за метром восстанавливали, казалось бы, навсегда утраченные святые образы.
Для Никольского храма был изготовлен новый иконостас и заказаны иконы. Изящные деревянные киоты для икон, панихидный столик и многое другое изготовлены замечательными художниками из мастерской резьбы по дереву города Владимира. Со временем стал многочисленным и монастырский хор, поэтому в западной части храма решено было устроить клирос. Так Никольский храм приобрел современный вид. Восстанавливали и Введенский храм, с него сняли протекавшую крышу, установили леса, выложили барабан. С помощью хитроумно придуманного подъемника установили купола, а потом, с Божией помощью, кресты. Теперь с самого отдаленного берега озера как символ возрождающейся обители видны главный купол Введенского собора и золотые кресты.
Под масляной краской, которой были покрыты стены Введенского храма, реставраторы обнаружили несколько чудом сохранившихся росписей, по-видимому, относящихся к концу ХIХ в. Сюжет или подпись к фотографиям: Из воспоминаний сестер Когда я вхожу в Введенский храм и смотрю на его росписи, мне становится тревожно на душе. Я вижу удивительные глаза Святителей, и мне кажется, что они с укором и надеждой смотрят на нас – как будто спрашивают: «Что происходит сейчас?» Не только с монастырем, но и со всеми нами. Они спрашивают нас... (конец) В 2001 г. в древнем городе Романове-Борисоглебске в мастерской братьев Шуваловых, а также на заводе им. М.В. Хруничева были отлиты колокола – неповторимый «голос» обители. Колокола освятили во славу Святой Троицы и в память новомучеников российских, их подняли на вновь построенную звонницу.
В 2008 г. исполнилось 300 лет со дня основания монастыря, 29 ноября состоялся посвященный этому событию торжественный крестный ход из города Покрова (от храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы) к Свято-Введенской островной пустыни. Крестный ход возглавлял архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В нем приняли участие более тысячи верующих, среди них представители духовенства и клира Владимирской епархии. В завершение крестного хода на острове, у стен Никольского храма, состоялся торжественный молебен, посвященный 300-летию основания монастыря. В тот же день была отслужена заупокойная панихида по старцу Клеопе.
В 2009 г. на берегу озера, где в XIX в. размещались дома-гостиницы для паломников, с помощью Андрея Сергеевича Барканова построено двухэтажное здание для проживания и обучения 50 детей. В здании размещены классные комнаты, библиотека, спортивный зал, столовая, благоустроенные спальни. Силами Свято-Введенской обители в этом здании открылся православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних, малообеспеченных, бездомных и беженцев – для всех тех, кто нуждается в социальной защите. 1 сентября 2009 г. в этом здании начался первый учебный год для двенадцати девочек.
С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Сестры монастыря обучают воспитанниц вышивке – ремеслу, которым славится обитель с первых дней основания. Дети участвуют в богослужениях, старшие поют в монастырском хоре. В «Ковчег» приходят всё новые и новые нуждающиеся, пансионат постепенно наполняется.
Милостью Божией от года к году обитель восстанавливается. Впереди предстоит еще большая работа по реставрации Введенского храма, но сестры и игуменья много трудятся и неустанно молятся, надеясь, что Всемилостивый Господь не оставит их, как и прежде. Спасибо всем, кто с именем Господа в сердце и на устах помогает в нелегком деле восстановления монастыря, кто не оставляет своими заботами православный пансионат, кто жертвует, молится и сопереживает!
МОНАСТЫРСКОЕ ПОДВОРЬЕ В СЕЛЕ МАТРЁНИНО
В 1996 г. Свято-Введенской женской островной пустыни были переданы полуразрушенный храм Воскресения Христова в селе Матрёнино и окружающие его земли. С этого времени существует и подворье, где проживают насельницы монастыря. Храм Воскресения Христова построен в 1849 г. по проекту выдающегося архитектора Н.А. Львова и является одним из наиболее значимых архитектурных памятников Владимирской области. Он расположен по соседству с Андреевским –знаменитой и хорошо сохранившейся усадьбой графов Воронцовых и Воронцовых-Дашковых.
История храма, усадьбы и ее владельцев тесно переплетены. В 1956 г. храм Воскресения Христова был закрыт, в нем устроили зернохранилище. Через несколько лет зернохранилище перевели в другое место, а храм разорили. С 1996 г. стараниями монастыря и его благодетелей в храме проведены восстановительные работы. В летнее время в нем совершаются богослужения (за зиму храм промерзает и отогревается только к празднику Святой Троицы). Остальную часть года богослужения совершаются в маленькой домовой церкви во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построенной по благословлению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия.
Настоятель храма Воскресения Христова – иеромонах Меркурий (Двинин). Многое еще предстоит сделать, чтобы полностью восстановить храм Воскресения Христова, чтобы он снова засиял среди бескрайних российских просторов светлым кораблем, плывущим над земной суетой.
Где находится, как доехать:
Адрес Свято-Введенской островной пустыни:
Россия, 601120, Владимирская область, Петушинский район,
город Покров, п/о Введенское.
Телефон: (09243) 6-31-36.
Проезд:
электропоездом с Курского вокзала г. Москвы или автобусом со Щелковского автовокзала г. Москвы до станции «Покров».
Далее – местным автобусом «Покров – поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский».
Богослужения в обители совершаются ежедневно: 8:00 – Божественная литургия, 17:00 – Всенощное бдение.
В обители читается «Неусыпаемая» Псалтырь об упокоении усопших и здравии живых благотворителей и прихожан монастыря.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь (Свято-Введенский Островной монастырь) - в 1708-1918 гг. мужской монастырь, с 1993 г. - женский.
Подворье Владимирской и Суздальской епархии Русской Православной Церкви.
Расположен на острове посреди Вятского (теперь - Введенского) озера, по прямой в 3-х верстах от города Покрова, Петушинского района Владимирской области.
Монастырь основан в самом конце XVII в. иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго - о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пустыни.
Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословлении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.
В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, Митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), в которой монахи благословлялись:
« ... на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте ... построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы ... »
Храм был построен в центре острова, на очищенном от леса месте, и 14 января 1710 г. освящён приехавшим из Москвы иеромонахом Иоакинием. Был тот храм деревянным:
« ... осмерик, а поверх шестерик, крыша тёсом, глава и шея обиты чешуёю деревянной, на главе крест деревянный опаен жестью ... »
Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем «для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы - когда Владимирская дорога сместилась - часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пу?стыни к часовне совершался Крестный ход.
Инок Сергий по постройке храма был рукоположен в иеромонахи и назначен первым настоятелем (строителем) монастыря. Его наставничество длилось недолго - в 1713 г. он почил в Бозе и на его место из Москвы был прислан монах Нектарий.
Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных. С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. - ещё при Сергии - монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу?стыни:
« Лета 1711 июня 11 дня по указу Великого Государя ... отданы по разряду ... рыбные ловли Антониевы пустыни ... озеро Вяцкое ... и большое озеро Беленское ... из него проток в Шитское озеро ... озеро Ланковское ... для того, что прежние обротчики отказали, а вновь никого не нашлось, а оброку платить ему строителю с братией присланного канцелярского три рубли шестнадцать алтын четыре деньги ... »
Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали - с обязательством этот налог платить - только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал - сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, - и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пустыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне - село Богослово на трассе М7). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. - священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу?стыни осталось 14 монахов.
Самостоятельность монастырю вернул своим указом «правительствующий Синод» в 1729 г. На место Нектария приехал иеромонах Александр из Антониево-Любецкого монастыря Черниговской губернии. Колокол возвратили в 1735 г., при новом настоятеле Лаврентии, а церковь так и осталась в Покровском - взамен неё на острове возвели новый, каменный, храм. Храм был пятиглав, при нём была построена шатровая колокольня с колоколом и часами с боем. Рядом поставили каменную же церковь во имя Николая Чудотворца - «тёплую», для служб в зимние времена. На воротах пустыни выстроили деревянную церковку в честь пророка Илии.
Лаврентий оставался настоятелем обители по 1758 г. - до самой своей кончины - с небольшим перерывом в 1752-54 гг. (настоятель - Иоасаф). Затем строителем был игумен Алимпий, а с 1760 по 1778 г. - старец Клеопа, ученик преподобного Паисия Величковского.
Будучи строителем монастыря, иеромонах Клеопа ввел в пустыни строгое общежитие и особый Афонский устав, требовавший от монастырской братии молитвенного подвига. Ища уединённой иноческой жизни, он дважды, в 1765 и в 1770 гг., внезапно покидал обитель, но всякий раз просьбами монахов по возвращении восстанавливался в чине настоятеля. После исчезновения и возвращения 1770 года, некоторое время - до 1773 - пребывал в монастыре рядовым монахом, затем вновь стал его строителем. Почил в Бозе, в полном согласии со своим предсказанием, 9 марта 1778 г., в свой любимый праздник - День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
При Клеопе, в 1768 г., пустынь посетил академик П. С. Паллас со своею экспедицией, предпринятой по Высочайшему указу Екатерины II Великой. Об этом событии в его дневнике имеется запись:
« Недалеко от Покрова ... протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете. »
В XIX столетии монастырь прирастал имуществом и богател. Павел I пожаловал пустыни сенные покосы и мельницу на реке Мелёже при деревне Новой (ныне - деревня Глазуны Фряновского городского поселения). Мельница сдавалась монахами в аренду и приносила доходу 200 руб. в год. В 1831 г. княгиня Татьяна Михайловна Прозоровская, владевшая селом Ивановским в 7-и км от обители, передала монастырю 20 десятин земли на ближайшем берегу озера:
« ... пожертвована в вечное монастырское владение болотная, находящаяся на берегу Вятского озера земля ... »
На этой территории со временем возвели монастырскую гостиницу со двором, где по обычаю, введённому ещё Клеопой, богомольцы могли бесплатно провести три дня - но не более,- и так же бесплатно столоваться в обители. В 1856 г. эти 20 десятин стали предметом спора между монастырём и ротмистром князем К. Ф. Голицыным, который к тому времени стал владельцем Ивановского и пожелал забрать себе «самовластно присвоенную в пользу Пустыни» землю. Тяжба длилась 5 лет и завершилась 28 октября 1861 г. вердиктом Гражданского суда, по которому спорная земля передавалась «в полное и неотъемлемое владение Введенской островной пустыни без права апелляции со стороны князя Голицына».
В 1876-1878 гг., при настоятеле Иосифе, была перестроена и расширена зимняя церковь святителя Николая Чудотворца. В числе жертвователей на реконструкцию значатся промышленники Морозовы. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменён новым - из красного кирпича - также пятиглавым. Иконостас был посеребрён и позлащён, а соборные стены - расписаны образами «греческого письма». Этому храму досталось пережить в следующем, XX-ом, веке разорение, реконструкцию и новое освящение. При храме поставили колокольню (не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и кирпичную же ограду.
К началу 10-х гг. монастырь выглядел вполне благополучным: его запасной капитал в 1910 г. оценивался в 65 тыс. руб., пахотной земли в 1911 г. было 15 десятин 128 саженей, сенокосной - 23 дес. 230 саж., лесу - 227 дес. 936 саж., болота и неугодий - 52 дес. 1152 саж. Из этого числа в аренду сдавалось 34 дес. 1124 саж., обрабатывалось собственными силами 8 дес. 1512 саж. Братии было 30 человек, в обитель тянулись паломники - в том же 1911 г. монастырь отпустил 1500 бесплатных обедов, - при обители работала школа (в 1911 г. учились: 12 мальчиков и 11 девочек).
В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт - имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г., хором руководили покровские монахини Екатерина и Евпраския. Остальные островные здания и сама территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем - под детский дом. В 1932 г. в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, с 1935 г. переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим название на «трудовую воспитательную колонию». В 1940 г. всю оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров и начали перестраивать здания. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви - клуб и кинозал.
16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу - 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь отошли монастырю только через 3 года, в 1994 г. Оба были в «жалком» виде: с протёкшими кровлями, без какого-либо ремонта и без куполов - кресты пришлось устанавливать непосредственно на крышах. К этому времени в Веденском соборе на 2-ом этаже располагался музей, а на первом - спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь оставалась клубом.
6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковно-приходская община островных храмов была закрыта, и на её месте образована община иноческая - как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Ещё в августе 1993 г. из названной обители на остров прибыли первые насельницы, старшей из которых была инокиня Христина. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию присвоен статус «женской обители», а сестра Христина, ставшая к этому времени монахиньей Февроньей, назначена настоятельницей возрождённого монастыря.
В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами.
Почтовый адрес монастыря:
Россия, 601120, Владимирская область, Петушинский район, г. Покров, п/о Введенское.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Свято-Введенская островная пустынь. К 300-летию со дня основания. Под общей редакцией протоиерея Сергия Маратканова
https://ostrov.lutmap.ru/
Священномученик Николай (Восторгов)
Самойлов Н. Историческое описание Введенской островной пустыни. — М: Университетская типография, 1830. — 39 с.
Историческое описание Введенской пустыни / / В. Добронравов. — Владимир : 1909 — 63 с.,- Загл. обл.: Введенская Островская пустынь Владимирской епархии.
Покров. Покровский уезд: (документы, статьи, воспоминания) / Колосова Лидия Борисовна. — Владимир: Калейдоскоп, 2008. — 287 с.
Игумен Аристарх. Летопись монастыря с 1158 по 1770 год. М., 1878, 20 с.
Святые места Владимирской области.
По святым местам России.
Архив Владимирской Епархии. Фонд еп. Афанасия (Сахарова): письмо еп. Афанасия к прот. И.А. Потапову от 24.06.1995. – оп. V/1, д. 3, № 33.
Вложение | Размер |
---|---|
Свято-Введенская Островная пустынь | 73.3 КБ |
Свято-Введенская Островная пустынь | 125.7 КБ |
Свято-Введенская Островная пустынь | 149.69 КБ |
Свято-Введенская Островная пустынь | 123 КБ |
Свято-Введенская Островная пустынь | 76.31 КБ |
Свято-Введенская Островная пустынь | 125.6 КБ |
246546302 (7).jpg | 188.58 КБ |
246546302 (8).jpg | 178.59 КБ |
246546302 (9).jpg | 77.45 КБ |
- Тэги:
- 4762 просмотра
Комментарии
Свято-Введенская пустынь
Доброго здравия, друзья!:)
В один из осенних солнечных деньков желание с пользой отдохнуть на природе вновь позвало в дорогу. Хотелось тихого не слишком раскрученного места, где можно вздохнуть полной грудью, насладившись последними погожими деньками золотой осени...
И мы такое место нашли - посёлок Введенский, женский Свято-Введенский островной монастырь, что во Владимирской области близ города Покров. От Покрова до Введенского (от станции) порядка 6-7 км. Мы предпочли это расстояние преодолеть на такси (хоть туда ходят и автобусы, но интервал рейсов порядка 2-х часов, надо было бы специально подгадывать, а мы не любим строго регламента:)) А вот в обратную сторону планировалось до Покрова прогуляться пешком, благо окрестности этих двух населённых пунктов чудеснейшие, утопающие в густых живописных лесах, что соответствовало нашей задумке слиться с природой:)
Озеро смотрится весьма живописно, покрытое зарослями кувшиночьих плантаций:) Наверное, когда они цветут здесь вообще красота!...
На некотором расстоянии от каменного моста обнаруживаем ещё один -деревянный. К сожалению, для посетителей он был перекрыт, возможно подгнил и находится в аварийном состоянии... либо в связи с ситуацией из за пандемии решили оставить только один вход-выход.
Монастырь на острове начинался с деревянной часовни и кельи, которые возвели для себя два инока -Сергий и Тимофей, желая отгородиться во имя Бога подальше от жизни мирской. И было это в 17 веке. Но вскоре о старцах пошла молва, и на остров потянулись родственные им души. Иноки никому не отказывали в приюте. Братское сообщество разрослось и в первой половине 18-го здесь уже стоял первый храм... Дальнейшую историю, если кому то будет интересно вы сможете изучить самостоятельно. Добавлю лишь, что в новое время, после возрождения из прежних организаций, которые никаким боком не относились к культовым, в 1995 году монастырь становится уже женским.
Когда мы приехали, в середине сентября, оба храма были открыты для свободного посещения и во вне служебное время.
Вообще то состояние всех построек на острове оставляет желать лучшего. Но работы ведутся...
Например, в Никольской церкви в полном порядке интерьеры, чего пока не скажешь об экстерьере. Росписи очень гармоничные, в зеленовато-голубой гамме, приправленной золотом.
У Свято-Введенского храма расставлены реставрационные леса и уже ведётся реставрация, поскольку старая кладка во многих местах выщерблена и осыпается от ветхости.
Резюмируя замечу, что денёк выдался великолепный! Всё сложилось-срослось; и озёрами-лесами надышались, и к истории прикоснулись, ещё и по Покрову время осталось пройти... Рекомендую Свято-Введенский монастырь как уютную необременительную прогулку на один день Всем добра!:)
Отправить комментарий