Покровский монастырь в Суздале
Покровский монастырь в г. Суздаль лежит на берегу реки Каменка в северной части города.
Обитель была основана во второй половине 14-го века при князе Дмитрии, однако позднее монастырь достраивался и улучшался. Современный вид монастырского комплекса сложился гораздо позднее – в 15-16 веках. У монастыря очень знаменитая история, в первую очередь, тем, что сюда ссылали женщин из знатных семей.
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД СУЗДАЛЬ - ТУТ!
РОДНИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
УНИКАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Покровский монастырь в г. Суздаль в период своего расцвета (16-17 век) был одним из крупнейших монастырей России.
Изначально храмы, пределы, монастырские кельи и ограждения – всё было деревянное. По этой причине обитель часто страдала от пожаров, и от её деревянных построек на нынешний день ничего не осталось.
В своё время князь Василий III (в 16-м веке) пожертвовал монастырю большую сумму денег, которая была направлена на каменное строительство храмов и келий. Тогда и были возведены Покровский собор, его пределы, Святые врата и стены обители.
Потом территория монастыря многократно увеличивалась.
Причина такого богатого вклада известна историкам – первой ссыльной в этот монастырь была одна из жен князя Василия – по имени Соломония (пострижена в монахини в 1525г. с именем София).
Дело в том, что канонами православной церкви развод между венчанными супругами был строжайше запрещен. Поэтому среди знатных родов, чтобы избежать скандального развода, практиковалось насильственное пострижение в монашеский чин. К тому же у Соломонии якобы было бесплодие – она не могла родить ребенка князю, что тоже могло быть причиной ссылки в монастырь и вечного заточения в нем (уже при царе Феодоре старицу Софию почитали как святую и праведную, в 17-м веке она была канонизирована православной церковью).
Существовало даже предание, что Соломония во время пострижения в монахини уже была беременна, а потом тайно в Покровском монастыре родила князя Георгия. Через верных людей мальчика удалось вывезти из монастыря, и его якобы воспитывали в дальнем селении и под чужим именем. Впоследствии по легенде из юноши вырос легендарный разбойник Кудеяр, который промышлял на Волге и на Дону со своей ватагой. До сих пор на волжских берегах ходят легенды о кудеяровых кладах.
Легенды только усилились, когда прошли слухи о том, что в 1934 году при осмотре монастыря реставратором А. Д. Варгановым была вскрыта гробница предполагаемого сына Соломонии, в которой, он, по его словам, обнаружил лишь детскую рубашку. Однако многие историки на основании архивных данных считают, что никакой гробницы сына княгини в обители быть не могло, так как фундамент монастыря представляет сплошной монолит, где не могли никого похоронить. Обычно монахинь, послушников и трудников всегда хоронили на монастырском кладбище.
По другим легендам Соломония специально инициировала смерть ребенка, чтобы приезжие из столицы дьяки не смогли доложить о родившемся наследнике.
В настоящее время имена и фамилии знаменитых узниц монастыря существуют в большой усыпальнице под Покровским собором. В частности, это дочь Ивана III княгиня Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого – княгиня Евдокия Нагая, княгиня Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же была заключена вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская. Скорее всего, все они были насильно пострижены в монахини, и всю жизнь должны были провести в посте и молитве.
Следует указать, что по канонам православной церкви, как насильственное крещение, так и насильственный постриг – не являются совершенными таинствами, то есть они не имеют силы перед Богом. Только по добровольному согласию самого человека эти святые таинства имеют силу и совершаются. В настоящее время неизвестно, кто из этих знаменитых насельниц добровольно приняли монашество.
Жаловал эту обитель и сам царь Иван Грозный, так в 1551 году он пожаловал средства на строительство Зачатьевской трапезной церкви (после смерти дочери), потом здесь была пристроена апсида и поварня. Примерно в 16-м веке было окончено строительство каменной ограды вокруг монастыря.
В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня, и было продолжено строительство большой каменной ограды, начатое в XVI веке.
В годы царствования Петра Великого и династии Романовых былая слава монастыря уменьшилась, здесь уже не было именитых гостей и паломников, и не было известных ссыльных женщин. Однако монастырь все равно использовался для заточения менее известных людей.
Огненным вихрем пронесся над монастырем годы революции и лихолетья, в начале 20-х годов прошлого века монастырь был закрыт, многие священники были арестованы, монахинь разогнали по селам и весям. Потом монастырь был разорен и перестроен в военную биологическую лабораторию особого отдела ОГПУ (НКВД). Фактически это была закрытая шарашка, где осужденные ученые занимались исследованием в области биологического оружия.
Понятно, что молодому Советскому государству было нужно как биологическое, так и химическое оружие (и противоядие к ним), ведь великая война стояла у порога, но насколько было оправдано использование монастыря под эти цели – тут уже пусть рассудит история.
В середине 30-х годов монастырский комплекс из ОГПУ (НКВД) был передан в ведение РККА (Биохимический институт), и уже в 1935 году ученые Николай Гайский и Борис Эльберт впервые в мире создали тут вакцину против туляремии. Биологическая лаборатория работала в святой обители почти до начала Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы лаборатория уже не работала в стенах монастыря, и уже в 50-х годах тут стали реставрировать помещения для размещения музея, уже в те годы Суздаль стал привлекательным для туристов (и тайных паломников).
В разгар туристического бума в советское время тут находился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе также был концертный зал.
История преподносит нам одни и те же уроки, что забвение духовных истин и веры в Бога – ведет к крушению империй, причем как царской России, так и Советского Союза.
В начале 90-х годов прошлого века монастырь стал возрождаться, в 1992 году тут появились первые монахини, назначили игуменью, Владимирская епархия выделила средства на восстановление храмов и келий.
Были восстановлены Покровский собор, здание и комнаты богадельни, различные хозяйственные постройки, монашеские кельи.
22 апреля 2020 года в безвозмездное пользование Владимирской епархии (для нужд монастыря) передана приказная изба — последнее до того времени не переданное здание на территории монастыря.
Покровский монастырь в г. Суздаль в настоящее время – настоящая визитная карточка Суздаля и храмов Золотого кольца России, приезжающие сюда паломники и туристы спешат посмотреть творения зодчих древней Руси.
Достопримечательности Покровского монастыря
1. Главной архитектурной доминантой монастыря является трёхглавый Покровский собор (1518г.), возведенный на месте древнего деревянного храма. Храм является четырехстолпным огромным сооружением с открытой галереей, и с двумя крытыми лестницами.
Стены собора, декорированные аркатурно-колончатым поясом и перспективными порталами с дыньками, разделены лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами. Под зданием этого знаменитого храма расположена усыпальница, где похоронены многие известные на Руси представительницы царских и княжеских родов, существует много легенд и преданий, как про легендарных монахинь, так и про их незаконнорожденных детей.
2. Рядом с Покровским собором находится высокая шатровая колокольня. В основании колокольни расположен малый храм Происхождения честных древ креста (1515г.).
Собор и колокольня связаны искусно украшенной галереей.
3. Как только посетители подходят к обители – сразу в глаза бросаются Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1515г.) – это памятник древнерусского зодчества. Эти ворота в разные годы выполняли роль храма и служили защитой монастыря.
Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула памятнику первоначальный вид.
4. С севера от Собора находится Трапезная палата с Зачатьевской церковью (1551 год), характерная более для польской, чем для русской архитектуры. К этой палате пристроена часовая звонница, которая также была отреставрирована. В подвалах Трапезной палаты были склады с продуктами, и также была пристроена Поварня (в конце 17 века).
5. Последним зданием, который передали обители, была Приказная изба с воссозданным в 1973 году интерьером начала XVIII века. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.
6. Интересна и каменная ограда монастырского комплекса, которая строилась в 16-17 веках, и уже в недавнем прошлом была отреставрирована. Кое-где на стенах монастыря сохранились элементы каменного декора, шатровые башни и крепостные переходы. По местным преданиям, некоторые ссыльные монахини содержались в отдельных подвалах под крепостными стенами.
Первая каменная ограда появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована А. Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.
Знаменитые насельницы Покровского монастыря
Инокиня Александра (ум. 1525) — московская княжна, дочь Ивана III от 1-го брака.
Инокиня Александра (княгиня Мария Волоцкая) — вдова последнего волоколамского князя Фёдора Борисовича, сына князя Бориса Васильевича (брата Ивана III).
Княгиня Евфимия Щемятичева и её дочери Евфросинья и Марфа — жена и дети князя Новгород-Северского Василия Ивановича Шемячича (внука Дмитрия Шемяки), скончавшегося в заточении в Москве. Погребены в усыпальнице под собором.
Корона Инокиня Софья (великая княгиня московская Соломония Сабурова) — жена Василия III, сосланная в монастырь за бездетность ради заключения второго брака с Еленой Глинской. Святая, мощи с конца XX века покоятся в соборе.
Инокиня Александра (Анна Васильевна Бельская) — двоюродная сестра Василия III, рязанская княжна, дочь рязанской княгини, московской княжны Анны Васильевны и Василия Ивановича. Вдова литовского князя Фёдора Бельского.
Инокиня Евпраксия (Евдокия Александровна Старицкая-Нагая), первая жена князя Владимира Старицкого, двоюродного брата царя Ивана IV. Оказалась в монастыре после 4 лет брака и рождения 2 детей, после чего её муж быстро женился вновь.
Ирина Михайловна Нагая, её племянница, дочь князя Михаила Александровича Нагого. Могилы их находятся в усыпальнице под соборным зданием.
Инокиня Александра (царевна Евдокия Сабурова) — первая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана IV. Сослана в монастырь, вероятно, за бесплодие. Могила находится в усыпальнице Покровского собора.
Корона Царица Анна Васильчикова — очередная жена Ивана Грозного, отставленная через год после свадьбы. Как царица, погребена в усыпальнице под Покровским собором в Суздале.
Царевна Анастасия Васильевна (1610) — дочь Василия Шуйского. Младенец, умерший во время пребывания своей сосланной матери в монастыре.
Кроме членов царских и великокняжеских династий в этом монастыре томились представительницы таких известных аристократических родов: Шуйские, Голицыны, Сабуровы, Долгорукие, Скопины, Татеевы, Ногтевы, Вяземские, Хованские и другие.
Многие знатные насельницы и при заточении в монастыре сохраняли часть своих прав – имели служанок и горничных, питались отдельно от всех сестер, могли одеваться по своему усмотрению, но уже никогда не покидали пределы обители.
Других несчастных ссыльных держали по особому указанию в «черном теле» - в подвалах, в каменных мешках и прикованных цепями к крепостным стенам. Так по преданию была заточена польская шпионка Ядвига Даниловна Ченстоховская.
Также во все времена были знатные женщины, которые по доброй воле уходили в монастырь, по велению души принимали монашество и проводили остатки своих дней в молитве и рукоделии, спасая свои души для Царствия Небесного.
Известные святыни Покровского монастыря:
Мощи преподобной старицы Софии Суздальской (Соломония).
Иконы великомученика и целителя Пантелеимона, святых праведных князя Петра и княгини Февронии (муромские), святителя Луки Крымского, святителя Николая Чудотворца Мирликийского, святой блаженной Матроны Московской с частицами их святых мощей (мощевик).
Где находится, как добраться:
Россия, Владимирская область, город Суздаль, улица Покровская, 76.
Из Москвы в сторону Суздаля есть прямой автобусный рейс, также периодически ездят экскурсионные туры по Золотому кольцу. Можно доехать также через Иваново – с пересадкой.
От автовокзала до монастыря можно добраться либо на такси, либо на городском автобусе до остановки – «Поселок Сельцо», от остановки можно дойти пешком – курсом на церковные купола.
На автомобиле: нужно ехать по дороге М-7 на город Владимира, потом повернуть на Иваново, а через 12 километров повернуть налево к Суздалю.
На поезде: с Курского вокзала (Москва) отправляются поезда до Владимира, с вокзала которого до Суздаля каждые полчаса отходят автобусы.
Следует отметить, что вход в монастырь бесплатный. Экскурсии проводятся за пожертвования на восстановление и содержание монастырского комплекса. Если планируется большая экскурсионная группа, то лучше сообщить на сайт монастыря или позвонить в администрацию.
Посещать монастырь можно с утренней службы до окончания вечерней службы (кроме праздников Пасхи, Крещения и Рождества), оставаться на ночь посторонним лицам запрещено (паломники должны заранее позаботиться о ночлеге или гостиницы).
Монастырь открыт все дни недели кроме среды и четверга, для экскурсий открыты все помещения кроме монашеских келий и некоторых зданий.
По воскресеньям после литургии трапезная монастыря открыта для всех приезжих паломников и посетителей, в лавке монастыря можно заказать молебны и сорокоусты, а также пожертвовать средства для нужд святой обители.
____________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Покровский монастырь в г. Суздаль // журнал «Монастырский вестник».
Издание и сайт: «Посох»: Опора святых и монархов.
Покровский монастырь в г. Суздаль // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 465-471. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
Святые места Владимирской области.
По святым местам России. Энциклопедия. Москва 2009г.
С.И. Фудель. «Воспоминания» // издательство «Новый мир», 1996г., № 5, стр. 123-149.
Архив Владимирской Епархии. Фонд еп. Афанасия (Сахарова): письмо еп. Афанасия к прот. И.А. Потапову от 24.06.1995. – оп. V/1, д. 3, № 33.
Вложение | Размер |
---|---|
Покровский монастырь в Суздале | 195.6 КБ |
Покровский монастырь в Суздале | 122.46 КБ |
Покровский монастырь в Суздале | 247.59 КБ |
- 1843 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий