Сплав по реке Лаба
Лаба́ (адыг. и кабард.-черк. Лабэжъ) — река на Северном Кавказе, левый приток реки Кубань.
Одна из наиболее значительных рек Западного Кавказа, левый приток Кубани. Адыги зовут её «Лабэ».
Популярная река у всех водных туристов России!
О происхождении гидронима нет единого суждения. Наиболее популярны два мнения. Одно связывает название с ираноязычным древним термином «алб» («альб») — белый.
Другое — с ираноязычным же топоэлементом «лаб» («лав»), что по-персидски значит — берег.
бассейн рек Кубань и Лаба
Однако могут быть продуктивны и иные сопоставления. Так, один из притоков Малой Лабы берет начало с горы Лоуба (абазинское слово затемнённого смысла), по названию абазинских князей Лоовых (Лоо), а в языке сванов — горно-грузинских соседей абазин — слово «лабна» означает источник.
Эти параллели, как считает. К. X. Меретуков, «может быть, проливают некоторый свет на смысл названия реки».
Сплав по реке Лаба
География
Образуется слиянием Большой Лабы и Малой Лабы, которые берут начало из ледников на северном склоне Главного хребта Большого Кавказа.
Длина (вместе с Большой Лабой) — 347 км, от места слияния с Малой Лабой — 214 км, площадь бассейна 12 500 км². В верхнем течении Лаба и её притоки — бурные горные реки, текущие в глубоких ущельях.
В нижнем течении берега реки пологие, течение спокойное. Питание реки смешанное: снеговое, ледниковое и дождевое. Средний расход близ устья 95,7 м³/сек. Лаба замерзает в конце декабря, но не каждый год, вскрывается в конце февраля — начале марта. Используется для орошения.
На равнинной своей части Лаба принимает множество притоков, большинство из них зарегулировано, их течение представляет вереницы прудов (с краснодарской стороны) или оросительных каналов (с адыгейской стороны).
При этом рисовые чеки, построенные в низовьях Лабы в 70-х годах XX века в настоящее время не используются.
река Лаба около устья, Кубань
Притоки
Главные притоки:
Чамлык (правый); Ходзь, Чохрак, Улька, Гиага, Псенафа, Фарс (левые).
Населённые пункты на реке
По территории Карачаево-Черкессии, до слияния Большой и Малой Лабы, на её берегах расположены посёлки: Пхия, Дамхурц, Загедан, Рожкао, Азиатский; села Псемен, Курджиново, Ершов, Предгорное, Подскальное. Затем Большая Лаба течёт уже по территории Краснодарского края — первый населённый пункт — станица Ахметовская. У станицы Каладжинской реки Большая и Малая Лаба сливаются.
По выходу из горно-лесной зоны Лаба течёт по равнинной территории Краснодарского края. После посёлка городского типа Мостовской по реке проходит граница края с Адыгеей.
На правой (краснодарской) стороне расположены города Лабинск и Курганинск, ряд станиц: Зассовская, Владимирская, Родниковская, Темиргоевская, Воздвиженская, Тенгинская, Новолабинская, Некрасовская.
На адыгейской стороне расположены адыгские аулы, русские сёла и посёлки: Ходзь, Натырбово, Кошехабль, Егерухай, Соколов, Пшизо, Джамбичи, Саратовский, Хатукай.
Напротив места впадения Лабы в Кубань расположен город Усть-Лабинск.
Сплав по реке Лаба
КРАТКАЯ ЛОЦИЯ ПО РЕКЕ Лаба (130 км).
(Отчёт подготовлен Кривоносом А.В. и Крюковым С.В. Данные метеонаблюдений Алексашиа А.Е. В коррекции отчёта принимал участие Серебренников И.И.)
Курганинск - Темиргоевская (50 км) - Темнинская (35 км) - Усть-Лабинск (45 км).
Май, сентябрь - октябрь, 7,5 балла.
Сплав начинается от ст. Курганная железной дороги Армавир - Туапсе.
Здесь до берегов Лабы у автодорожного моста 2,5 км. От станции сюда можно подъехать автобусами, следующими до Кошехабля, расположенного на другом берегу реки; перед мостом удобное место для сборки байдарки и разбивки лагеря.
долина реки Малая Лаба
В начале маршрута ширина Лабы 40 - 50 м, берега невысокие, русло галечное, течение быстрое, вода прозрачная, часты шиверы. Через 5 - 6 км река входит в пойменный лес, который сопровождает ее почти без перерывов до устья. Основные препятствия на Лабе - коряги, упавшие в воду деревья и прибрежные кусты, на которые наваливается вода.
От ст. Темиргоевской, где в Лабу впадает мутный Чамлык, правый берег начинает повышаться и у Воздвиженской представлет собой глинистый обрыв высотой 25 - 30 м. Ниже по течению он становится еще выше, а Лаба начинает выписывать крупные петли и успокаивается. Вблизи устья это уже спокойная равнинная река шириной 60-80 м, текущая в лесистой пойме.
Путешествие заканчивается на правом берегу Кубани (по которой придется пройти около 3 км) у автодорожного моста в Усть-Лабинске. От берега до остановки автобуса, которым можно доехать до автодорожного или железнодорожного вокзала, менее 0,5 км. Усть-Лабинск связан автобусным и железнодорожным сообщением с Краснодаром и Кавказской, которые расположены на магистралях, ведущих в центр страны.
Сплав по реке Лаба
03 мая 2005 года. Вторник. Шестой день пути. Четвёртый день "на природе".
Общий подъём в 6:30.
В 8:20 выехали (машина прибыла с вечера). В станицах Кардоникская и Зеленчукская закупали на базарах продукты в дорогу. Несколько раз делали "технические" остановки по 3 – 5 минут. В 13 часов на 5 минут останавливались для осмотра у порога "Затычка" на реке Большая Лаба. В 14:30 переехали Большую Лабу по мосту у посёлка Свинячий в 3 километрах от посёлка Загедан. Руководствуясь отчётами прошлых лет, дальше не поехали, поскольку там плохие места для стоянок, а препятствий, заслуживающих внимания, нет. Разбили лагерь на правом берегу чуть ниже моста. На фотографии 9 – выгрузка из машины, на заднем плане – мост.
Выдержали визит пьяных лесорубов. Затем подверглись проверке со стороны пограничников. Наряд из трёх вооружённых автоматами военнослужащих попросил предъявить паспорта и пропуска в погранзону. После проверки документов и сверки по радиосвязи с погранзаставой номеров пропусков, пограничники удалились.
Проводили сбор катамаранов, подготовку к сплаву, обсуждение тактики движения на следующий день.
Отбой в 21:30. Сплав по реке Лаба
04 мая 2005 года. Среда.
Седьмой день пути. Четвёртый ходовой день.
Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00. Выход в 10:15. Порядок движения: "Кулик", 2-ка "Рафтмастер", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини, 4-ка "Рафтмастер".
Прошли "бочки", валы, прижимы – "фон" 3 категории трудности. Мощь Большой Лабы в сравнении с Аксаутом сразу чувствуется. В 10:50 зачалились на левый берег напротив опор разрушенного моста на правом берегу. Ориентир очень заметный, мимо пройти невозможно. В некоторых лоциях утверждается, что здесь начало каньона "Сосновый". Приняв это во внимание, произвели просмотр. Выяснили, что чалка у разрушенного моста была преждевременной, поскольку через 700 метров после, за левым поворотом, находится большая поляна на левом берегу. Это верхняя стоянка каньона, на ней был разбит лагерь нескольких групп. В 11:20 перечалили катамараны на эту поляну, начали обнос вещей. Дорога проходит над рекой, но из-за деревьев б о льшую часть каньона не видно.
За каньоном установили лагерь на полочке между дорогой и рекой. Это нижняя стоянка каньона. Здесь много групп, и для того, чтобы "застолбить" место установили палатки.
Взяв фото-видео аппаратуру и аптечку начали движение вверх по каньону с одновременным просмотром. По дороге наметили место установки катамарана для "нижней" страховки – за порогом "Пронеси, Господи!". Большую часть каньона осмотрели снизу, от воды.
Экипаж катамарана "Красное Солнышко"-макси обнёс катамаран и в 14:40 встал на "нижнюю" страховку в намеченном месте. Остальные экипажи перечалили катамараны на песчаный пляж правого берега перед порогом "Прощай, Родина!". Первым готовился проходить порог "Прощай, Родина!" катамаран 4-ка "Рафтмастер". Для страховки катамарана 4-ки одного катамарана 2-ки было недостаточно. Поэтому катамараны 2-ка "Рафтмастер" и "Красное Солнышко"-мини были занесены по правому берегу за порог и установлены для страховки с воды. Экипаж катамарана "Кулик" осуществлял видеосъёмку и страховку спасконцом со скалы над "бочкой" порога "Прощай, Родина!". Кроме того, дополнительная страховка спасконцом была установлена параллельной группой чуть ниже порога, но перед страховкой с воды. Затем эта группа воспользовалась нашей страховкой при прохождении порога. Страхующий со скалы над "бочкой" одновременно выполнял роль сигнальщика, поскольку его видели и стартующие экипажи и остальная страховка.
Катамаран 4-ка "Рафтмастер" успешно прошёл порог, энергично пробив "бочку" у левого берега. На фотографии 10 "Рафтмастер" на заходе в порог. Имеется видеосъёмка прохождения.
порог "Прощай, Родина!"
Произвели перегруппировку. Катамаран 4-ка "Рафтмастер" встал на страховку. Экипаж 2?ки "Рафтмастер" занялся страховкой спасконцом, фото и видеосъёмкой. Пропустили несколько катамаранов других групп. Страховка "отловила" каякера, не сумевшего в очередной раз встать после главного слива.
Катамаран "Кулик" проходил порог "Прощай, Родина!" ближе к скале правого берега. В нашу воду в этом месте "бочка" была не такая "злая".
Затем произошёл переворот в пороге катамарана 2-ки из другой группы. Одного из гребцов вытащили спасконцом, а за другим пошёл в вдогонку катамаран 4-ка "Рафтмастер". Человек был вытащен на катамаран. "Рафтмастер" зачалился на правый берег в середине каньона не доходя до места на левом берегу, откуда стартуют в порог "Пронеси, Господи!".
Все суда успешно прошли каньон и зачалились на левый берег перед порогом "Пронеси, Господи!". Установили страховку спасконцом после порога (страховка с воды ниже порога стояла с начала прохождения каньона), двух сигнальщиков на повороте реки и фотосъёмку. В дальнейшем, страховка спасконцом была заменена на страховку с воды, а в качестве сигнальщиков использовались члены других групп. Съёмка последних экипажей своими фотоаппаратами на производилась.
порог "Прощай, Родина!" Сплав по реке Лаба
У некоторых экипажей сложность вызвало удержание катамарана на ровном курсе в узком скальном коридоре порога: катамараны либо начинало крутить, либо прижимать к стенке. Суда, прошедшие порог, пополняли страховку. "Кулик" помогал чалить перевёрнутый катамаран 2-ку другой группы. Окончили прохождение каньона в 17:20.
Обед. Затем ужин.
Отбой в 22 часа.
05 мая 2005 года. Четверг. Восьмой день пути. Пятый ходовой день.
Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00. Выход в 10:15. Порядок движения: "Кулик", 2-ка "Рафтмастер", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини, 4-ка "Рафтмастер".
В 10:25 зачалились перед каньоном "Малый Блыб". Произвели осмотр каньона. Обнести вещи. Занесли катамаран "Красное Солнышко"-макси и поставили на страховку за каньоном. Над ключевым местом каньона – сливом в скальном сужении с "бочкой" – выставили страховку спасконцом. Здесь же установили фото и видеооператоров. Проходили каньон поочерёдно, меняя страховку и фото-видеооператоров. На фотографиях 13 – 15 запечатлены катамараны при прохождении каньона "Малый Блыб". Сплав по реке Лаба
При прохождении каньона суда делали манёвр от берега к берегу для ухода от надводных и обливных камней, "бочек". В случае невозможности обхода приходилось пробивать "бочки". Каньон был пройден безаварийно. Закончили прохождение в 13:20.
Между каньоном "Малый Блыб" и каньоном "Солёные Скалы" прошли шиверистый участок с валами до 1 метра. В 13:50 встали на стоянку на правом берегу за Верхним Солёновским мостом.
В 16:30 начали осмотр каньона "Солёные Скалы". В пороге "Кирпич" наблюдали, как экипаж спасает остатки разбитого катамарана 4-ки, который попал в пороге под полуобливное бревно. В 19:20 вернулись в лагерь после окончания осмотра каньона.
порог Соленые скалы Сплав по реке Лаба
06 мая 2005 года. Пятница.
Девятый день пути. Шестой ходовой день.
Общий подъём в 6:00. В 8:00 начали обнос вещей. В 9 часов вещи были оставлены на небольшой "полочке" между порогами "Кирпич" и "Затычка" около скалы "Каменный Стог" под присмотром другой группы.
Начали подготовку к прохождению участка от начала каньона до порога "Кирпич". Установили для страховки 4 спасконца. Организовали фото и видеосъёмку. Определили порядок прохождения первой части каньона, порядок смены страховки и фото-видеооператоров. Аптечка была спрятана в конце намеченного к прохождению участка.
Первым проходил начало каньона "Солёные Скалы" катамаран 4-ка "Рафтмастер" (Фото 16). После успешного прохождения "Рафтмастер" встал на страховку. После этого страховка спасконцами была снята. Дальнейшее прохождение участка каньона производилось с десятиминутным интервалом между судами.
река Лаба, порог Солёные скалы
Следующим проходил первую часть "Солёных Скал" катамаран "Кулик". Затем – катамаран "Красное Солнышко"-мини. После этого прохождение производил катамаран 2-ка "Рафтмастер" (Фото 18). Завершал прохождение начала каньона "Солёные Скалы" катамаран "Красное Солнышко"-макси (Фото 19). Прохождение производилось с уходом от "бочек" и надводных камней. "Бочки", которые обойти было невозможно, "пробивались". Все экипажи успешно прошли намеченный участок каньона и зачалились к левому берегу перед порогом "Кирпич".
В 12 часов начали обнос судов за порог "Кирпич". Были обнесены "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини и 2-ка "Рафтмастер". Экипажи катамаранов 4-ка "Рафтмастер" и "Кулик" решали вопрос о возможности прохождения порога.
В это время катамаран 4-ка из другой группы начал прохождение порога "Кирпич". После входа в порог экипаж не смог отработать влево и катамаран затащило под полуобливное бревно. Одного из членов экипажа зажало между бревном и катамараном. Ситуация была осложнена тем, что, как потом выяснилось, ни у кого из команды не было стропорезов и поэтому отсутствовала возможность разрезать баллоны катамарана и упоры чтобы освободить тем самым своего товарища. Человека удалось спасть просто чудом, развязав под напором водяного потока упоры и освободив гребца от спасжилета. Все попытки спасти катамаран ни к чему не привели. В дальнейшем обломки катамарана были вымыты из-под бревна и ушли вниз по течению.
Пронаблюдав эту (вторую за два дня) аварию в пороге "Кирпич" и приняв во внимание, что на левых баллонах катамаранов 4-ка "Рафтмастер" и "Кулик" работают не самые сильные члены экипажей, а именно от работы "левых" в большей степени зависит успех прохождения, было решено обнести и эти катамараны за порог.
Проходить нижнюю часть каньона решил только экипаж катамарана "Кулик". Остальные экипажи отнесли свои суда до стоянки у скалы "Каменный Стог". За этой скалой был установлен катамаран "Красное Солнышко"-мини для страховки с воды. Было оговорено время старта – 13:45. "Кулик" проходил нижнюю часть каньона придерживаясь правого берега. Чтобы не прыгать с большой каменной плиты, занимающей 2/3 русла, была сделана намеченная при осмотре "балеринка" у правого берега. В последнем сливе с "бочкой" около скалы "Каменный Стог" из упоров катамарана выпал матрос. Самосплав был недолог: страхующий катамаран принял пострадавшего на борт. "Кулик" помогли зачалить спасконцом.
После этого катамаран "Красное Солнышко"-мини принимал участие в переправе с противоположного берега экипажа разбитой в "Кирпиче" 4-ки.
Экипаж катамарана 4-ки "Рафтмастер" на этом решил закончить свой маршрут.
В 14:50 обед.
При нашей воде порог "Затычка" был труднопроходим. Вероятность его безаварийного преодоления для экипажей нашей группы была оценена ниже 50%. И хотя за порогом хорошо выставляется страховка, его всё же решили обнести.
До 15:40 обносили катамараны и вещи за порог "Затычка". Пока другие экипажи увязывали вещи, экипаж катамарана "Красное Солнышко"-мини зачалил перевёрнутый катамаран другой группы, идущий без гребцов. Этот "Летучий Голландец" самостоятельно прошёл порог "Затычка". Как потом выяснилось, судно потерпело аварию в "бочке" у скалы "Каменный Стог", гребцов вытащили спасконцами.
Стартовали от "Затычки" в 16:45. Порядок движения: "Кулик", 2-ка "Рафтмастер", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини. Проходили ряд препятствий 2 – 2+ категории трудности: прижимы, поганки. В 17 часов прошли посёлок Рожкао. В 17:20 встали на стоянку на левом берегу не доходя до левого притока – р. Нефтяная.
Отбой в 22 часа.
Сплав по реке Лаба
07 мая 2005 года. Суббота.
Десятый день пути. Седьмой ходовой день.
Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00. Выход в 9:45.
Порядок движения тот же, что и вечером предыдущего дня. Проходили "Четвёртый Каньон", шиверистые участки, "разбои". Всё шли сходу. Делали остановку на 10 минут. В 11:10 окончили маршрут в посёлке Мостовая Поляна на правом берегу. Напротив – на левом берегу – южная оконечность посёлка Курджиново. Раньше их соединял автомобильный мост. Сейчас он разрушен.
Разбирали суда, сушили и переупаковывали вещи.
В Армавир выехали в 17:10 на двух легковых машинах, одна из которых была с прицепом. Машины из Курждиново, договорились с водителями через жителей посёлка Мостовая Поляна. В 19:50 прибыли на железнодорожный вокзал "Армавир Р".
08 мая 2005 года. Воскресенье.
Одиннадцатый день пути.
Отправление поезда № 027 Кисловодск -Москва в 01:35. Поезд идёт через Украину, поэтому не давали скучать таможенники и пограничники.
ЛОЦИЯ РЕКИ ЛАБА
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Кроме естественных препятствий, являющихся определяющими для данной категории сложности, которые описаны в разделе 5 "Определяющие препятствия маршрута" первой части отчёта и в разделе 6 "Техническое описание прохождение группой маршрута" второй части отчёта, опасность в этом географическом районе представляют обвалы, сели и оползни. Так, от большого количества осадков, через несколько дней после того, как группа переехала с Аксаута на Большую Лабу, в ущелье, по которому протекает Аксаут, сошёл селевой поток. Кроме того, в горных реках вообще и на реках данного маршрута в частности, иногда случается резкий подъём уровня воды, достигающий полутора метров. Эти факторы следует учитывать при выборе мест стоянок.
Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
Очень красива природа района, по которому пролегает маршрут. В начале мая горные вершины покрыты снегом, что придаёт пейзажам особый величественный вид. В это время года цветут многие растения, ещё больше украшая окружающие виды.
На правом берегу в районе каньона "Два Моста" на реке Аксаут имеется обелиск –памятник погибшим здесь в боях за оборону Кавказа во время Великой Отечественной войны.
В районе "Четвёртого Каньона" на реке Большая Лаба можно наблюдать левый берег, покрытый налётом "ржавчины". В этом месте раньше находился железный рудник.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Заявленный маршрут, в целом, группой был пройден. Остались не пройденными только самые сложные пороги: "Кирпич" и "Затычка". В момент похода сложность этих порогов превышала, по нашим оценка, средний уровень "пятёрочных" препятствий.
Поход позволил всем участникам оценить свои реальные силы и сделать выводы: к походам каких категорий сложности они готовы.
В момент похода для нахождения на Большой Лабе выше турбазы Дамхурц требовалось оформление пропусков в пограничную зону. Сделать это следует заранее в городе Черкесске.
Нигде на сплавных участках рек Аксаут и Большая Лабы сотовая связь не работает. Единственное место, где появляется хоть какая-то связь – посёлок Курджиново (Мостовая Поляна). Говорят, что можно связаться по сотовой связи, если забраться на гору. Но это представляется весьма трудной и долгой задачей. В регионе работает "Би-Лайн", "Сонет" и "Мегафон". "МТС" – не работает.
______________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.skitalets.ru/water/
Коков Дж. Н. Адыгская (черкесская) топонимия. Нальчик 1974, с. 218—219
Меретуков К- X. Адыгейский топонимический словарь. Майкоп. 1981, с. 69-70
Динник Н. Я., Лаба, приток Кубани // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.
https://club.foto.ru/
https://oleg-brechov.narod.ru/
Сплав по реке Лаба.
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 14290 просмотров
Комментарии
крутая река!!!
одна из популярнейших рек Северного Кавказа!
это уже не весенняя раскатка, а настоящий сплав-экстрим!!!
Отправить комментарий