Река Сясь
Сясь (фин. Säsjoki, вепс. Säs'jogi) — река в Новгородской и Ленинградской областях России, вытекает из болот на западном склоне Валдайской возвышенности, течёт по Приладожской низменности, впадает в Волховскую губу Ладожского озера.
Длина Сяси 260 км, а площадь бассейна 7330 км². Бассейн Сяси расположен (частично) в Волховском, Тихвинском и Бокситогорском районах Ленинградской области и Любытинском районе Новгородской области.
На западе он отделён от бассейна Волхова, на севере — Свири, на востоке — Волги. С бассейном Волги Сясь связана через крупный правый приток Тихвинку, Тихвинский канал и реки Чагодощу и Мологу.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Река Сясь
Питание смешанное, с преобладанием снегового. Среднегодовой расход воды — в 27 км от устья 53 м³/сек. Замерзает в ноябре, иногда декабре — январе, вскрывается в апреле. Входит в Тихвинскую водную систему.
Из-за того, что дно реки составляет субстрат, богатый оксидом железа, вода в реке Сясь имеет красно-бурый оттенок.
На реке расположен город Сясьстрой. В бассейне реки находятся также города Тихвин, Бокситогорск и Пикалёво, а также посёлки городского типа Алексино и Неболчи.
Притоки
Воложба (правый)
Тихвинка (правый)
Луненка (левый)
Валя (правый)
Кусега (правый)
Опочня (левый)
Сузна (правый)
Лынная (левый)
Река Сясь
Переправы через Сясь
Железнодорожный мост через р. Сясь на 144 км линии Санкт-Петербург — Мурманск Октябрьской железной дороги.
Железнодорожный мост через р. Сясь на 179 км линии Волховстрой — Череповец Октябрьской железной дороги. Длина моста — 93,6 м. Построен в 1984 г.
Автомобильный мост через реку Сясь у села Колчаново. Длина моста 182.3 метра, он был построен в 1961 году.
устье реки Сясь, Ладожское озеро
Данные водного реестра
По данным государственного водного реестра России относится к Балтийскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Сясь, речной подбассейн реки — Нева и реки бассейна Ладожского озера (без подбассейна Свирь и Волхов, российская часть бассейнов). Относится к речному бассейну реки Нева (включая бассейны рек Онежского и Ладожского озера)[2].
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[2]:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 01040300112102000018037
Код по гидрологической изученности (ГИ) — 102001803
Код бассейна — 01.04.03.001
Номер тома по ГИ — 2
Выпуск по ГИ — 0
река Сясь, город Сясьстрой
ИСТОРИЯ РЕКИ СЯСЬ
Духовная жизнь
Поселения Сясьского устья относились к Богоявленскому погосту на Сяси.
Нынешняя каменная церковь построена в 1751 г., так как этот год поставлен на антиминсе придела Петра и Павла. Храм имеет 4 престола и разделен капитальною стеною на восточную и западную половины. В восточной два престола: Успения и Петра и Павла. Антиминс Успенского алтаря освящен митрополитом Гавриилом 10 октября 1780 г.; антиминс придела — Стефаном, архиепископом Новгорода и Великих Лук, и подписан им 28 июля 1751 г.
Западная половина также имела два алтаря. Правый «во имя Алексия Человека Божия», также освятил митрополит Гавриил 10 октября 1780 г. и левый, посвященный Святым праведникам Захарии и Елизавете (его строительство было начато ещё при дочери Петра Елизавете, поэтому, наверное, и был посвящен этой святой).
Освятил этот алтарь митрополит Амвросий 21 января 1817 г.
Храм украшала каменная колокольня, которая была построена в период с 1810—1816 годы. Плиту для колокольни пожертвовал здешний выходец купец Вавилов. Высота колокольни почти 20 сажень (40 метров). Вокруг церкви и кладбища в XIX веке была возведена чугунная ограда в стиле эклектики на каменном основании с каменными воротами.
К церкви были причислены четыре часовни: 1 — Во Имя Воздвижения Креста, в 3 верстах от церкви, на Архангельском тракте. Она была каменная и построена С-Петербургским купцом Михаилом Ертовым, в 1835 году. 2 — Успенская, деревянная, на Успенской стороне села; 3 — Воздвиженья — часовня деревянная, построена петербургским купцом Иваном Кулаковым; потому и называется «Кулаковскою»; 4 — Успения, каменная, на Успенской стороне села, построена в конце XVIII века бывшим здешним крестьянином, а потом С-Петербургским купцом Лонгином Лазаревым.
Из всех сохранилась только последняя.
Храм Успения Пресвятой Богородицы был действующим до 1938 года.
Во время Великой Отечественной войны в храме находился военный госпиталь. После окончания войны церковь не реставрировалась и начала медленно разрушаться.
В одну из ночей 1962 года во время бури упал купол колокольни со шпилем. Но, начиная с 2000 года, в храме начались первые богослужения, сейчас храм восстанавливается.
Река Сясь и Ладожское озеро
Село Сясьские Рядки раскинулось по обеим сторонам реки Сясь. Этимология названия реки не ясна. Хотя оно сходно с вепсским «сяськ» — «комар», но такое сближение маловероятно. Сясь впадает в Волховскую губу Ладожского озера. Река Сясь
Река Сясь имела большое значение, являясь частью двух водных систем: Тихвинской и Мариинской, соединяющих Ладожское озеро с Волжским бассейном. Работы были начаты в 1802, а кончены в 1811 году. Главные пристани находились в Весьегонске, Сомине, Тихвине, Колчанове и Сясьских Рядках. Тяга шла главным образом конная по бечевнику. Навигация начиналась в конце апреля и заканчивалась в октябре, что составляло в среднем 180 дней. По системе проходило до 6 тысяч судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков, в том числе дети.
Мелкие реки заставляли использовать несамоходные маломерные деревянные суда — соминки и тихвинки, имевшие незначительную (до 60 сантиметров) осадку, вполне подходящую для замываемых донным песком фарватеров. Ежегодно их строили около 200. Если соминки использовались только на местных трассах, то тихвинки ходили и по Мариинской водной системе (ныне Волго-Балт), и в малом каботажном плавании по Белому морю. Грузоподъемность этих судов составляла от 1420 до 2400 пудов.
Река Сясь
ЛОЦИЯ РЕКИ СЯСЬ
Река Сясь (от д. Мачеха до ст. Валя)
Краткое техническое описание.
Весь маршрут от д. Мачеха до ст. Валя (156 км, 21 час чистого ходового времени) условно можно поделить на две части. Первая (содержательная) -
от д. Мачеха до устья правого притока Воложбы: интересный сплав, малонаселенные
живописные места, изобилие дичи и непуганных животных (бобры, кабаны, лоси).
Особенно хороши первые 10 км ниже устья Куришны (пограничье Новгородской
и Ленинградской областей) и Костринские пороги, расположенные перед впадением
Воложбы и представляющие собой фактически одну, но длинную (8 км) шиверу
(I-II кат. сл.). Река Сясь
Вторая (малосодержательная) часть - от устья Воложбы до ст. Валя:
монотонный сплав, довольно населенные места (причем, помимо отмеченных
на карте населенных пунктов, появилось много дачных поселков-новостроек).
Тем не менее, попадаются отличные стоянки, да и течение хорошее (4-5 км/ч).
Можно рекомендовать отъезд из пос. Мелегежская Горка (автобус до
Тихвина, 10 км) или от полустанка возле моста линии Тихвин - Будогощь.
ДОРОГА (от Москвы)
(расписания движения транспорта весной 1997 г., если не указано иначе)
Т у д а:
Поезд #198 Москва - СПб (Савеловский вокзал), отпр.20.01
(ср., сб., 1998). Прибытие на ст. Неболчи в 11.07 (1998). Автобус на Бокситогорск
(остановка возле здания станции) отправляется согласованно с прибытием
поезда (ходит 2 раза в день: утром (под поезд) и вечером). Местных пассажиров
- 2-3 человека. Ехать одну остановку (10-15 мин) по шоссе. Остановка расположена
возле моста через Сясь и называется "д. Мачеха". Деревни не видно,
места для сборов - на выбор по обе стороны моста. Можно доехать и на попутном
транспорте.
О б р а т н о:
Поезд сообщением Пикалево - Волховстрой-I прибывет
на ст. Валя в 15.39 и стоит 3 минуты. Прибытие в Волховстрой-I в 17.00,
нужно успеть пересесть в электропоезд сообщением Волховстрой-I - Малая
Вишера, отправляющийся в 17.20. О билетах можно не заботиться, их продают
непосредственно в поезде. Прибытие в Чудово - в 21.30. Ближайший поезд
на Москву - из Новгорода (# 41), приб. 23.30, стоянка 7 мин. Прибытие на
Ленинградский вокзал - в 6.18.
КРАТКАЯ ЛОЦИЯ
(Поздняя весна, активный подъем воды в среднем течении начался 30.04-01.05.1997.
В квадратных скобках указано чистое ходовое время и километраж от начала
маршрута (д. Мачеха))
Авт. мост через р. Сясь (д. Мачеха) - устье р. Дрегля (29 км, 6 х.ч.)
В начале - ширина реки 4-5 м. Хорошее течение, резкие повороты. Авт.
мост, под ним - простой порожек [0 час. 40 мин]. За д. Подберезье [1.20,
7 км] река начинает сильно петлять. Два обноса подряд (завал и бревно поперек)
[1.50]. Проходимый завал, требующий осмотра [2.10]. В д. Жадово [2.30,
12 км] - низкий авт. мост (по более высокой воде возможен обнос).
Река становится шире (10-12 м), продолжает петлять. Встречаются проходимые полузавалы.
Проводка под бревном [3.10]. Берега низковаты, много стариц и болотистых
разливов. Со стоянками (правда, не высшей категории) проблем нет. Справа
впадает крупный приток - р.Дрегля [6.00, 29 км].
Устье р.Дрегля - устье р.Куришна (21 км, 3 ч.15 мин)
Берега становятся выше. Смешанные леса. Хорошая стоянка в соснах (Л)
[7.00]. Река сильно петляет. Ширина 10-15 м. Хорошее течение. Новый низковатый
бревенчатый авт. мост [7.50], д. Смолино (П) [8.00, 42 км], д. Заболотье
(П) [9.00, 48 км]. Справа - устье р. Куришна [9.15, 50 км].
Устье р.Куришна - начало Костринских порогов (24 км, 2 ч. 45 мин)
До Костринских порогов - порядка 3-х десятков препятствий (в основном,
глубокие перекаты-быстротоки и недлинные (по 50-100 м) каменистые шиверки),
среди которых можно выделить четыре шиверы средней мощности (стояки до
0.4-0.5 м): # 1 (100 м) [9.50], # 2 (200-300 м) [9.55] и ## 3, 4 (по 200-300 м, одна за другой) [10.35].
На протяжении первых 10 км участка [9.15-10.20] - живописные глухие лесные (с преобладанием хвойных пород) места. Высокие берега. Есть хорошие стоянки на обоих берегах.
На следующих 14 км [10.20-12.00] - леса меньше, попадаются совсем безлесные
участки. Берега высокие. Ширина реки до 30-40 м. Домики (Л), дорога-брод
[10.20, 60 км]. Брошенный дом (Л) [10.50]. Хорошая стоянка в еловом лесу
(П) [11.05]. Начало Костринских порогов [12.00, 74 км].
Начало Костринских порогов - устье р. Воложба (8 км, 30 мин)
Какие-либо особые приметы, знаменующие начало порогов, отсутствуют.
Надежнее всего ориентироваться по времени. Леса становится снова много,
стоянок - тоже. Река Сясь
1-ый отрезок - 12 шивер разной длины (от 100 до 500 м), разделенных
паузами от 100 до 300 м. # 1 и # 7 - наиболее мощные (стояки 0.8-1.2 м),
# 8 - самая длинная (до 500 м).
Далее следует остров [12.15] и перекат возле него.
Затем - 2-ой отрезок - еще 8 шивер. #3 и #4 - самые мощные (стояки до
1 м) и длинные (по 300-400 м). Остальные шиверы - слабее и короче (по 100-200
м). Паузы между шиверами по 100-200 м.
После последней шиверы через 400-500 м (два переката) - устье Воложбы
(справа) [12.30, 82 км].
Устье р.Воложба - ж.-д. мост линии Тихвин - Будогощь (21 км, 2 ч.45
мин)
Д. Кострино (П и Л) [12.50, 86 км]. Пос. Мелегежская Горка (П), д. Новоандреево
(Л), авт. мост [13.40, 92 км]. На левом берегу - остановка автобуса (50
м) до Тихвина (народу немного). Д. Шибенец [15.05, 102 км]. Ж.-д. мост
линии Тихвин - Будогощь [15.15, 103 км]. Полустанок на левом берегу. На
всем участке - 2-3 переката. В целом - довольно людные места, кое-где дачи-новостройки.
Стоянки найти можно. Хорошее течение.
Ж.-д. мост линии Тихвин - Будогощь - устье р. Тихвинка (39 км, 4 ч.20 мин)
Отличная стоянка (П) [15.35]. Д. Липная Горка (П) [16.40, 115 км]. Авт.
мост [17.20, 121 км], д. Печнева (Л) [17.30], д. Кулатино (П) [18.05, 129
км], д. Дмитрово (П) [18.30-18.40, 135 км]. Ж.-д. мост линии Тихвин - Волховстрой
[19.10, 140 км]. Много дач по левому берегу до и после моста. Много переправ-тросов.
Приметный трехэтажный дом-дача (Л) [19.25]. Правый берег - лесистый, ненаселенный.
Неплохая стоянка [19.30] на правом берегу на окраине невысокого соснового
леса. Ширина реки - 40-50 м. Течение хорошее. Правый крупный приток - р.
Тихвинка [19.35, 142 км].
Устье р.Тихвинка - ст. Валя (14 км, 1 ч. 25 мин)
Д. Чемихино (Л) [19.55, 145 км]. Авт. мост [20.15, 148 км]. На правом
берегу - большая д. Свирь, на левом - д. Устье (поменьше). Окончание д.
Свирь [20.30]. Ширина реки 70-90 м, иногда встречный ветер, течение не
замедляется.
Ст. Валя [21.00, 156 км]. Выход на станцию начинается с приметной ровной
поляны (шириной 50 и длиной 100-150 м) на левом полого-крутом берегу реки.
Перед поляной в Сясь впадает небольшой ручей. Выше и ниже поляны - крутые
лесистые берега, высадка на которые затруднительна.
Грунтовая дорога поднимается от поляны в гору мимо небольшого кладбища
и по полю поворачивает вправо, выводя к ж.-д. переезду (10 минут с грузом).
К станции - вдоль путей в сторону СПб (на СЗ) (еще 5-7 минут).
река у деревни Хамонтово
_______________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.
река Сясь – водный реестр
сайт Википедия
https://www.skitalets.ru/
https://lib.ru/
https://www.travellers.ru/
https://club.foto.ru/
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 15623 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий