Река Мста, Боровичские пороги
Мста — река в Тверской и Новгородской областях России.
Длина — 445 км, площадь бассейна — 23 300 км². Среднегодовой расход воды — в 40 километрах от устья — 202 м³/сек.
Название (др.-рус. Мъста) происходит от приб.-фин. musta «чёрная».
На Мсте расположено множество населённых пунктов. Наиболее крупные из них: город Боровичи и пгт. Любытино, а также Мста, Опеченский Посад, Топорок, Новоселицы, Бронница и Божонка.
СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
река Мста, Боровичские пороги
Расположенное в Бологовском районе Тверской области озеро Долгое — старица Мсты.
Мста берёт начало из озера Мстино, вытекая из-под Мстинской плотины (к северу от Вышнего Волочка), впадает в озеро Ильмень с северной стороны озера, недалеко от истока Волхова, образуя на Приильменской низменности обширную заболоченную дельту.
Крупные притоки: Березайка, Шегринка, Перетна, Льняная, Холова (левые); Уверь, Белая, Мда, Хуба (правые).
В верховьях Мста довольно извилистая река, ширина 40 — 50 метров, после впадения крупных притоков Березайки и Увери ширина увеличивается до 70 — 80 метров. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает весьма серьёзные для средней полосы России Боровичские пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На тридцатикилометровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что составляет больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский.
В нижнем течении река выходит на равнину и успокаивается. Ширина составляет около 100 метров, на протяжении последних 50 километров Мста ещё расширяется и становится судоходна. Весной судоходство возможно до с. Подгорное (160 км), после спада воды до Мстинского Моста (146 км). Ранее работала пассажирская линия Новгород — Мстинский Мост, обслуживаемая т/х типа «Заря». Километраж судоходной части Мсты принято отсчитывать от начала Сиверсова канала (от реки Волхов). Нижнее течение Мсты соединено с Волховом Сиверсовым каналом и с Вишерой — Вишерским каналом.
Река Мста, Боровичские пороги
Исторические сведения
В прошлом река служила границей между Деревской (левый берег), Бежецкой (правый берег, верховья) и Обонежской (правый берег, низовья) пятинами Новгородской земли.
С древних времён Мста на всём своем протяжении была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург. Боровичские пороги преодолевались либо проводкой, либо с помощью обходного пути, позволявшего их избежать — Уверь, Удина, цепочка озёр к северу от Боровичей и волок назад во Мсту (называвшийся Нижним волоком, в отличие от Верхнего волока из Тверцы в Цну возле Вышнего Волочка). Волок заканчивался возле села ниже Боровичей, которое так и называется — Волок.
В середине XIX века со дна Мсты и отчасти по берегам рек Крупы, Вельгии и Быстрицы добывался серный колчедан. На заводах из колчедана получали серную кислоту для местных бумажных фабрик, а также для химических заводов Москвы и Петербурга.
В 1884 году на живописном берегу у истока Мсты был открыт Владимиро-Мариинский приют, ставший местом летней практики студентов Императорской Академии художеств. В последующем известен как «Академическая дача». Берега Мсты и озера Мстино были запечатлены в многочисленных картинах и этюдах русских художников конца XIX и ХХ века.
В 1963—1964 годах на реке Мста проходили ходовые испытания первого прототипа мелкосидящего быстроходного глиссирующего теплохода «Заря».
Памятники природы
В 6 км ниже Опеченского Посада (в 20 км выше Боровичей) во Мсту впадает подземная река Понеретка.
Река Мста, Боровичские пороги
Притоки (км от устья]
18 км: река Мшашка (пр)
43 км: ручей Мельничный (пр)
53 км: ручей Скроботский (лв)
56 км: ручей Чуриловский (лв)
81 км: река Серегижка (лв)
83 км: река Хубка (пр)
92 км: река Холова (лв)
114 км: река Волма (лв)
147 км: ручей Паницкий (пр)
153 км: река Дубровка (Елемка) (лв)
163 км: ручей Малышевский (лв)
173 км: река Каширка (пр)
179 км: река Мда (Мдичка) (пр)
182 км: ручей Чёрный (лв)
186 км: река Каменка (лв)
214 км: река Отня (пр)
220 км: река Забитица (пр)
221 км: река Белая (пр)
228 км: река Охомля (пр)
230 км: река Городня (пр)
231 км: река Полона (лв)
240 км: река Низовка (лв)
261 км: река Льняная (лв)
262 км: река Перетна (Перетенка)Низовка (приток Мсты)
276 км: река Шегринка (Щегринка, Щегрина) (пр)
279 км: река Шилоката (пр)
280 км: река Выдринка (пр)
283 км: река Щука (пр)
300 км: река Сивельба (лв)
304 км: река Юринка (пр)
311 км: река Вельгия (пр)
321 км: река Круппа (лв)
343 км: река Жадинка (пр)
370 км: река Уверь (пр)
389 км: река Березайка (Верх. Березайка, Ниж. Березайка) (лв)
417 км: река Порфенка (лв)
423 км: река Дубовка (Дубковка) (пр)
436 км: река Володня (Тубосская, Тубаска) (лв)
порог Лестница
ЛОЦИЯ РЕКИ МСТА
Березайка - Мста (330 км).
Ст. Нарачино - ст. Березайка (20 км) - Рютино (22 км) - Мста (45 км) - Опеченский Посад (46 км) - Боровичи (30 км) - Топорок (53 км) - Любытино (44 км) - Мстинский Мост (70 км).
Май - июнь, категория сложности II, 8,0 баллов.
По-видимому, наиболее популярным водным бассейном среди байдарочников центра страны, Москвы и Петербурга являются Мста и ее притоки - Березайка, Валдайка, Уверь, Шегринка, Мда и Холова. Многочисленных путешественников и отдыхающих привлекают эти быстрые, порожистые лесные реки, практически недоступные для моторных судов.
Путешествие по Мсте можно начать на ее притоках Цне (1,5 км от ст.Вышний Волочек), Березайке (0,5 км от ст.Березайка железной дороги Бологое - Петербург, 2 км от ст.Нарачино дороги Бологое - Дно), Валдайке (г.Валдай, ст.Лыкошино дороги Бологое - Петербург), Кемке (приток Березайки, ст.Кафтино железной дороги Бологое - Сонково), наконец, непосредственно на Мсте (ст.Мста дороги Бологое - Сонково). Кроме того, железная дорога подходит ко Мсте или пересекает ее у Боровичей, Топорка, Любытина, Мстинского Моста, что позволяет планировать путешествия на любой вкус и разной продолжительности.
Здесь рекомендуется маршрут по Березайке и Мсте, как основной; отдельно дано описание Валдайки. От В.Волочка до ст.Мста 42 км, а до Березовского Рядка, где впадает Березайка, - 71 км.
Река Мста, Боровичские пороги
До ст.Нарачино можно доехать без пересадки из Москвы прицепными старорусскими вагонами боровичского поезда. Березайка у Нарачино - быстрая, чистая речка шириной 15 - 20м, в русле - отдельные валуны и водоросли, берега невысокие, луговые, за лугами сосновый лес, который иногда подходит к воде.
За 5 - 7 км до ст.Березайка лес от берегов отходит, а их населенность увеличивается. Далее, до оз.Пирос, Березайка петляет в низких луговых берегах, лишь в одном месте она подходит (правым берегом) к сосновой роще. К выходу из озера (плотина) нужно идти на северо-запад, правее виднеющегося на левом берегу села Рютина.
Ниже плотины (обнос справа) Березайка вновь становится привлекательной и быстро бежит по перекатам в высоких лесистых берегах; особенно хороша она на ненаселенном участке от Кемки до Мcты. Перед впадением во Мcту у Березовского Рядка Березайка, уже довольно полноводная река шириной 25-30 м, преодолевает каменистую гряду, образуя порожки и шиверу. Мста, по полноводности ненамного превосходящая Березайку, после слияния с ней успокаивается и расширяется до 50-60 м.
На участке до впадения Увери река спокойна, невысокие берега поросли лугами или перелесками; ниже Мста покидает ледниковую долину и на пути до Боровичей пропиливает русло в коренных известняковых породах. Берега здесь становятся выше и круче, течение возрастает, и у Жадино (опознаваемого по трубе льнозавода на правом берегу)в русле появляются первые заслуживающие упоминания пороги. Однако основные пороги Мсты сосредоточены несколько ниже, на 31-километровом участке Опеченский Посад - Боровичи, где общее падение реки составляет почти 70 м. Поэтому байдарочникам, не имеющим опыта прохождения порогов, здесь лучше закончить путешествие (тем более, что на правом берегу вблизи воды есть автобусная остановка).
Пороги между Опеченским Посадом и Боровичами (основные из них - Малый и Большой, Лестница и Угла) представляют собой ряд поперечных плит и их осколков, через которые прорывается река. При высокой воде главную опасность представляют валы основной струи, при низкой - подводные камни, требующие постоянного внимания и своевременного маневра.
Перед Боровичами берега реки безлесны и поднимаются над водой на 50 - 70 м. Вокзал расположен на левом берегу, в 0 5 км от пешеходного подвесного моста (1 км ниже автодорожного).
После Боровичей Мста выходит на равнину и вновь успокаивается. Ширина реки увеличивается до -100 м, берега невысокие, лесов мало, у воды - каемка ивняка. Постепенно берега повышаются, одеваются лесом, и на участке Топорок - Б.Светицы Мста преодолевает еще несколько порогов, которые, однако, не так сложны, как Опеченско - Боровичские.
Далее, от Любытина до Мстинского Моста, участок реки в общих чертах повторяет предыдущий (от Боровичей) - после Любытинской котловины, гда Мста медленно течет в низких безлесных берегах, долина вновь сужается, берега повышаются и одеваются лесом. У Мстинского Моста, где целесообразно закончить путешествие, река опять быстро течет в берегах высотой до 60 - 80 м. Станция расположена справа по ходу, у моста, в 200 м от воды.
В межень пороги Мсты становятся менее интересными; кроме того, ее глинисто-каменистые берега бедны пляжами. Поэтому в июле - августе Мста не так привлекательна.
порог Великий
БОРОВИЧСКИЕ ПОРОГИ
Борови́чские пороги — пороги на реке Мсте, расположенные между селом Опеченский Посад и деревней Шиботово вблизи города Боровичи в Новгородской области.
Боровичские пороги расположены в природоохранной зоне «Горная Мста».
Длина порожистого участка — 30 км, суммарное падение реки — 70 м, что составляет больше половины общего падения 445-километровой Мсты. Ширина реки на порогах около 100 м, скорость течения в половодье около 20 км/час. Всего же на Мсте насчитывается более 50 порогов и сливов, из которых около 30 приходится на участок Опеченский Посад—Боровичи. Все они образованы на выходах плотных известняков. Самый порожистым участком является отрезок реки между Опеченским Посадом и Потерпелицкой пристанью. Крупнейшие водоскаты — Витцы (2,1 м) и Шиботовский (2,2 м).
Мстинские пороги — одно из самых популярных мест водного туризма в средней полосе России.
Во времена, когда Мста была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург, боровичские пороги преодолевались либо проводкой, либо с помощью обходного пути, позволявшего их избежать — Уверь, Удина, цепочка озёр к северу от Боровичей и волок назад во Мсту (называвшийся Нижним волоком, в отличие от Верхнего волока из Тверцы в Цну возле Вышнего Волочка). Волок заканчивался возле села ниже Боровичей, которое так и называется — Волок.
Большую часть населения Опеченского Посада и Боровичей составляли лоцманы, проводившие суда через пороги.
Описание порогов
Малый порог
Порог начинается в 3 км от Опеченского Посада. Осматривать лучше с правого берега. Длина порога около 500 м. Главная струя идёт посередине русла, у левого берега расположена плита со сливом и валом высотой 1—1,5 метра за ним. Несколько плит есть и у правого берега. Высота волн на пороге 0,5—1 метр.
Большой порог на реке Мста
Начинается почти сразу за Малым. Длина порога около 1,5 километров. Осмотр с правого берега. За плавным поворотом вправо со стоячими валами около 1 метра следует резкий поворот налево, на котором река бьёт в отвесную скалу на правом берегу. В этом месте напротив скалы у левого берега — большая бочка, а валы по всей ширине реки имеют высоту 1,5 — 2 метра. Затем начинается ещё один плавный поворот направо со стоячими валами высотой 0,5 — 1 метр. За порогом на правом берегу — пологая площадка, удобная для зачаливания.
Шивера у Понеретки
Через 2 км после Большого порога начинается длинная шивера со стоячими валами 0,5 — 0,7 метра. На этом участке также находится любопытное природное явление — подземная речка Понеретка, текущая под землёй, низвергается во Мсту из отвесного левого берега в виде водопада.
Порог Лестница
Порог Лестница или Ровненский лежит возле деревни Ровное, хорошо видной с реки. Русло здесь делится на три протоки двумя островами. Порог располагается в левой, самой широкой протоке. Протока на три четверти перекрыта дугообразным полутораметровым сливом с большой бочкой. За ней идут ещё несколько плит и мощные валы. Вдоль левого берега — чистый проход без валов.
Ёгла
Порог расположен за одноимённой деревней Ёгла. В пороге 3 острова: небольшой у левого берега и 2 побольше — ближе к середине. В пороге большие валы высотой до 1,5 метров, ближе к концу порога посредине реки большая бочка, слева от последнего острова — мощный слив и за ним — камни.
Углинский
Углинский порог представляет из себя мощную однородную шиверу длиной около 1 километра с валами высотой около 1 метра.
Углинский порог — последний серьёзный порог на Мсте. Через несколько километров после него ниже по течению находится город Боровичи, последние небольшие перекаты расположены уже в черте города.
ВЕСЕННИЙ ПОХОД ПО РЕКЕ МСТА
Мста - категорийная паводковая река, сложность которой сильно зависит от уровня воды и варируется от 2 до 3 к.с. Рекомендуемый маршрут - обрезанная "классика" Березайка-Мста: 50 км по Мсте; захватываются самые интересными участки Мсты.
Регион - Валдай, Новгородская обл.
Старт - мост через Мсту возле деревни Перелучи (52 км. От. Пос. Боровичи).
Финиш - пос. Боровичи.
Ходовых дней 3.
Описание и рекомендации приводятся для байдарок.
Коротко
Маршрут идеально вписывается в рамки "первых майских" с заброской из Москвы. Река населена, и посещаема туристами, но не загажена, а наоборот, очень симпатична. Сход возможен везде, дорога рядом, но ее неслышно и не видно. Стоянок много и много свободных, если заходить с воды. Проблема с местом может возникнуть у авто-водников, стоянки с подъездами занимаются очень быстро.
Мста - категорийная река. Может рассматриваться как учебно-тренировочный маршрут, нтересна для туристов с опытом 2-3 К.С. Новичкам НЕ рекомендуется без сопровождения и страховки более опытными экипажами. Обязательно наличие водного снаряжения у всех членов группы. Спасжилеты, каски - обязательно. Гидрокостюмы (критически желательно, т.к. вероятность купания для новичков от 50%). Байдарки должны быть непотопляемыми или как минимум с хорошими фартуками, старые штатные байдарки без доводки НЕ рекомендую.
Описание реки
В Первомай Мста - широкая река с сильным течением на всех участках. Первые часы сплава перед вами - полноводная река, течение хорошо несет, не требуя налегания на весла. Река слегка петляет среди живописных берегов. Деревеньки, баньки, коровки - благодать. Встречается несколько навесных мостов, остановиться на красивом лугу можно практически везде. Препятствий нет. Прекрасная возможность вспомнить, с какой стороны браться за весла, или поучиться управлять лодкой.
Минуя остров посередине реки после левого поворота, вокруг которого бурлит и шумит, но не так чтобы серьезно (проход попроще - справа), река ныряет под подвесной мост, и устремляется в лес. Течение ускоряется, места для комфортной чалки и стоянок становится меньше из-за стремительного течения и леса, спустившегося к самой воде, периодически падающего и лезущего в нее ветками. Лес - смешанный и сырой, растет на крутом, высоком и вязком берегу, полянок, и изобилия сухих дров не имеет. Ветер дует преимущественно встречный и сильно. На этом участке приходится вспоминать или учиться, как правильно чалиться в непростых условиях и не теряться с группой т.к. течение не оставляет возможности вернуться или подождать товарищей.
Стоянки есть на правом берегу, попадаются быстротоки, что-то периодически шумит, серьезных валов нет. Очень красивый песчаный обрыв на правом берегу. Где-то в этом районе рекомендуется заночевать, отдохнуть и проверить все снаряжение т.к. дальше Мста становиться значительно злее.
Деревня с каменными набережными, магазином со свежим пивом служит сигналом застегнуть спасжилеты. Река несет под бетонный мост, слышен хороший шум, за мостом слепой поворот направо, начинаются настоящие пороги.
Если не хочется нарываться, в связку Малого и Большого порогов можно сунуться левее, тутже зачалиться и посмотреть, что дальше. Просмотр затруднен и лишен смысла из-за протяженности порогов. Подстраховка осуществима с воды, наиболее опытными экипажами идущими в авангарде. Основное препятствие на порогах - крупные валы, вкупе с мощным течением. Практически всё можно попытаться обойти или наоборот поймать, но в том и другом случае - надо маневрировать по валам и оперативно. Группе лучше идти гуськом, сохраняя дистанцию метров в десять. Крутой обрыв справа, пологий берег слева. Чуть погодя над водой появляются вешки - здесь проходят соревнования. Порог заканчивается плавным поворотом реки направо и обширной стоянкой на правом же берегу, вмещающей полторы сотни народу.
Если вам не повезло в Большом пороге, и вы плывете на спасе, уцепившись за лодку, и вас не успели выловить, стоянка на Большом скорее всего отменяется и на сушу выберетесь на полпути к Леснице.
Почти сразу за порогом нормальные берега сменяются отвесными скальными обрывами с обеих сторон. Слева, вырываясь из грота красивым каскадным водопадиком, в Мсту впадает подземная речка, пробившая себе дорогу в слоистых каменных породах. Приняв пополнение, Мста стремительно и бурно несется по небольшому каньону, заигрывая локальными валами, бочечками и водоворотиками у берегов. Спасработы и чалки затруднены, чалиться можно только выгребая против течения и цепляясь за деревца, торчащие из обрывов. Затем, вы можете применить навыки скало лазания и выбраться к симпатичному лесочку на краю обрыва.
Все это тянется на пару километров и продолжается минут 15. Немного погодя река делает милость в виде полянки на левом берегу с удобными чалками, стоянками и родником. В этом месте из воды вытаскивают последних самосплавщиков с остатками снаряжения, сушат их и греют.
Обрывы по берегам заканчиваются, река вырывается на простор. Если вы пролетели стоянку на Большом рекомендую остановиться здесь, дальше только Лестница с кучей катальщиков и отсутствием дров, и проносной участок реки без нормальных мест для лагеря.
Церковь на правом берегу, видная с полянки может послужить ориентиром - напротив нее - Лестница. Порог осматривается и фотографируется слева. Там же больной лагерь автомобильных водников-катальщиков, здесь бывают бардовские концерты, не бывает тишины и дров, и каждый год на самой дороге вдоль реки лагерем стоят веселые такие хозяева совершенно невеселого ротвейлера, которые находят забавным его не привязывать, ограничиваясь табличкой "не бегать, злая собака". Люди там все равно бегают за унесенными порогом друзьями, лодками и веслами, ротвейлер кусается. Красота!
Лестницу образует стык плит, который тянется поперек всего Валдая. Порог локальный: слив, бочка, выносная струя. Слева - бочка поменьше, дальше небольшой язык, правее бочка злая, а совсем справа - просто серия больших валов. Проходимо везде, мощь бочки в зависимости от уровня воды варируется от просто бочки до бочки кусачей. Каты на свечу ставятся, но при помощи экипажа. Выносная струя мощная, тащит быстро и далеко. Страховку на случай килей надо организовывать силами своей группы, тусующийся вокруг народ не помогает.
На Лестницу рекомендую запланировать 2-3 часа, порог удобен и интересен для катания. Хотя мне лично не понятно что там можно делать 3 дня, на мой взгляд лучше идти дальше, и не пожалеть об этом.
За Лесницей и до самого финиша в Боровичах сплав превращается в сплошное удовольствие. Мста становится шире, берега радуют зеленью, здоровенными песчаными холмами и обрывами. Течение ничуть не ослабевает и несет через непрекращающиеся до самого финиша участки порогов в валами средней и малой тяжести, затихая на несколько минут и снова вскипая. Основные препятсятвия - валы, и если вы удачно прошли Большой, все что за ним и Лестницу, проблем они вам не доставят. Можно получить массу удовольствия, кататься на валах и так и эдак, наслаждаясь скоростью и водой. Этот участок довольно протяженный но на ура проходится за 3 часа. Стоянок не заметил. Населенность присутствует. Финиш - пос. Боровичи, второй капитальный мост.
Заброска
Вариант 1
(дешевле удобнее быстрее)
Поезд Москва-Боровичи. Ленинградский вокзал. Далее такси в Боровичах 50 км. Поезд ходит раз в два дня. Билеты в кассах пропадают за три недели до майских, может не достаться.
Вариант 2
(Дороже, для раздолбаев) Любой поезд Ленинградского направления до ст. Окуловка (стоянка 3 мин.) Далее такси до моста через Мсту возле деревни Перелучи (52 км. от. пос. Боровичи) от Окуловки - 100 км. Билеты на 13 человек до Окуловки в 2004 году были куплены за 2 недели, с трудом и в разные вагоны.
Выброска
Финишировать надо возле ВТОРОГО капитального моста в Боровичах. Слева городской пляж и стоянка такси. За умеренные деньги можно доехать до вокзала в Боровичах (если у вас есть обратные билеты) или до Окуловки (если билетов нет) в Окуловке билеты легко покупаются на один из кучи поездов Ленинград - ВсеЧтоУгодно. В Москву скорее всего попадете с рассветом следующего утра.
_______________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
https://valday.com/img/trakt.jpg
Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.
https://www.skitalets.ru/
сайт Википедия
Лебедев Г. С., Жвиташвили Ю. Б. Дракон «Нево»: На Пути из Варяг в Греки. 2-е изд. СПб., 2000. С. 151-152.
https://www.vodyanoy.net/
https://www.artseven.ru/
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 25475 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий