Церкви и монастыри Марий Эл
Хотя Марий Эл – небольшая республика, но на её территории достаточно новых и старых храмов.
Про них можно написать целую историю, как Марийского края, так и России.
Часть церквей в хорошем состоянии, но, к сожалению, часть храмов до сих пор не восстановлена, и понемногу разрушается. Как мы писали в своих статьях – в крупных сёлах и деревнях (и в городах), как правило, находятся средства для восстановления храмов, а также для строительства часовен и молельных домов.
В глухих местах республики – ремонт и восстановление идут очень сложно, так как экономическое состояние РМЭ достаточно тяжёлое.
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Со времени вхождения Марийского края в состав Российского государства большая часть его территории входила в состав Казанской епархии, север и северо-восток относились к Вятской епархии, а запад – к Нижегородской.
Территории, находившиеся в составе Казанской епархии имели следующее деление:
– большая часть Марийского левобережья Волги была в составе Царевококшайского уезда. Приходы его управлялись Царевококшайским духовным правлением и делились на ряд благочиннических округов;
– территория нынешнего Горномарийского района, находящегося на правом берегу Волги, была частью Козьмодемьянского уезда. Приходы этой территории управлялись, соответственно, Козьмодемьянским духовным правлением и делились также на ряд благочиний;
– восточные и юго-восточные территории нынешней Марийской епархии относились к Казанскому уезду.
К 1917 году на территории Марийского края было примерно 160 храмов и 6 монастырей. Седьмой монастырь, Спасо-Юнгинский, древнейший на нашей территории, был упразднен в 1764 году. Большая часть приходских храмов была построена в XIX веке.
После 1917 года и установления нового административного деления территория МАО, а затем МАССР полностью вошла в состав Казанской епархии.
В 20-30-е годы территория МАССР входила в состав Горьковской епархии. В период с 1926 по 1937 годы в Краснококшайске (Йошкар-Оле), столице МАССР, была кафедра епископа Марийского, викария Горьковской епархии.
В последующее время до 1993 года территория МАССР снова вошла в состав Казанской епархии.
Ко времени Великой Отечественной войны на территории МАССР все храмы и монастыри были закрыты. В 1944-1946 годах Церкви было возвращено 8 храмов.
В 1993 году была образована отдельная Марийская епархия, ставшая сотой православной епархией на территории России.
Многое изменилось в духовной жизни республики после основания новой епархии.
В 1994 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Святейшего Синода Русской Православной Церкви был открыт женский Мироносицкий монастырь.
14 мая 1997 года епархия отмечала 350-летие явления Мироносицкой иконы Божией Матери. К юбилею в Мироносицкой женской обители был отреставрирован двухэтажный храм. На протяжении трех с половиной столетий Мироносицкая пустынь была оплотом Православия в Марийском крае. Отсюда монахи-миссионеры с евангельской проповедью растекались по просторам марийских и вятских земель. Вновь, как и в предреволюционные годы, в обитель собралось множество народа, который пришел на освящение монастырского храма. Паломники со всей республики пришли поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, как это совершали их отцы и деды.
В мае 2002 года решением Правительства Российской Федерации Ежовский Мироносицкий женский монастырь был признан памятником истории и культуры федерального значения и теперь в его восстановлении участвует государство.
В 1998 году в Килемарском районе был открыт мужской монастырь – Богородице-Сергиева Пустынь.
За время существования епархии число приходов возросло с 30 до 70, почти в три раза увеличилось и число священнослужителей, сформировалась административная структура: сейчас на территории епархии действуют пять церковных округов - Йошкар-Олинский, Волжский, Северо-Восточный, Горномарийский, Луговомарийский.
Во всех крупных городах епархии организованы Православные центры, которые несут основную нагрузку в деле просвещения и социального служения. При них работают воскресные школы, библиотеки, благотворительные столовые, кружки, курсы сестер милосердия. Сотрудники центров патронируют многодетные семьи, больницы, дома инвалидов. В епархии действуют два православных братства – Мироносицкое, в Йошкар-Оле, и братство иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Волжске.
Большим событием для жителей республики стало освящение больничного храма в Волжске. В Йошкар-Оле при городской и республиканской больницах имеются молитвенные комнаты, в которых священниками совершается соборование и причащение болящих.
В республике регулярно выходят православные газеты – «Мироносицкий вестник», «Православное обозрение», «Вестник», телепрограмма «Преображение», а также радиопередачи.
С 1998 года в Йошкар-Оле, в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, проходит ежегодная научно-богословская конференция «Христианское просвещение и русская культура», в которой принимают участие профессора, преподаватели и учащиеся высших учебных заведений города, преподаватели воскресных школ, сотрудники миссионерского отдела епархии, а также гости из духовных учебных заведений соседних республик.
Священнослужители и миряне Йошкар-Олинской и Марийской епархии поддерживают тесный контакт с правоохранительными органами республики. В декабре 1995 года указами епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна ко всем тюрьмам и исправительно-трудовым колониям, находящимся на территории республики, были направлены священнослужители для пастырского окормления заключенных. В 1998 году епископом Иоанном был освящен первый в республике тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
ЙОШКАР-ОЛИНСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УПРАВЛЯЮЩИЙ ЕПАРХИЕЙ:
Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский ИОАНН
СЕКРЕТАРЬ ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ:
Протоиерей Сергий ФИЛОНОВ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ:
424000, Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 27,
тел.: (факс) (8362) 42-98-58.
ЦЕРКОВНЫЕ ОКРУГА (Благочиния)
ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ ОКРУГ
Благочинный: настоятель Вознесенского Кафедрального собора г. Йошкар-Олы, протоиерей Евгений КУТЫРЕВ
ВОЛЖСКИЙ ОКРУГ
Благочинный: настоятель храма "Всех скорбящих Радость" г. Волжска, протоиерей Александр МИХАЙЛОВ
ГОРНОМАРИЙСКИЙ ОКРУГ
Благочинный: настоятель Свято-Троицкой церкви г. Козьмодемьянска, иерей Алексий СУЩЕВ
ПРИГОРОДНЫЙ ОКРУГ
Благочинный: настоятель церкви во имя иконы Божией Матери "Казанская" п. Нурма, Александр КОВАЛЬ
ЛУГОВОМАРИЙСКИЙ ОКРУГ
Благочинный: настоятель Свято-Никольской церкви с. Кожла-Сола, протоиерей Алексий НИКИТИН
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ
Благочинный: настоятель храма пророка Илии в п. Килемары, протоиерей Андрей РОМАНОВ
ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ
Благочинный: настоятель Свято-Никольской церкви п. Куженер, иерей Вячеслав МИХАЙЛОВ
СЕВЕРНЫЙ ОКРУГ
Благочинный: настоятель церкви Вознесения Господня п. Новый Торьял, протоиерей Вячеслав ЕРШОВ.
По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей на 15-й версте справа перед путником открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.
Это — Мироносицкая пустынь. Место, как говорили в старину летописцы, “зело красно и украшенное” трудами и молитвой. История этой обители, одной из многих в центральной России, полна очарования. Годы и столетия прошумели над ее седыми стенами. В них уместилось все: явление образа и чудеса исцеления, иноческое служение и расцвет монастыря, годы лихолетья и разорения, возрождение и возвращение.
(общий вид Пустыни)
Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы св. жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона св. жен мироносиц). Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.
(общий вид Пустыни - церковь Жён Мироносиц)
На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.
Множество народа отправилось в день сретения 23 июня (6 июля по нов. стилю) Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 1 мая (14 мая по нов. стилю). При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.
(Часовня Иоанна Предтечи)
Спустя некоторое время образ был перенесен в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве.
(общий вид Пустыни - церковь Жён Мироносиц)
По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни, хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года.
Строительство монастыря велось быстро, уже в 1652 году обитель была готова. Стучали топоры, росли венцы бревен. Деревянная церковь во имя жен мироносиц, кельи, хозяйственные постройки выросли на месте обретения иконы. По некоторым сведениям деревянный храм просуществовал 67 лет, а потом на его месте началось строительство каменного. Строился храм в то время, когда игуменом пустыни был Иоасаф (1712-1723 гг.). Он был освящен около 1719 года, сохранился до нашего времени и венчает весь монастырский ансамбль.
В августе 1998 года в церковной жизни Марийской епархии произошло важное событие. Впервые за 70 лет после 1928 года состоялся крестный ход, возродился древний православный обычай. Этот крестный ход был необычным.
Из Вознесенского собора г. Йошкар-Олы в сопровождении духовенства и мирян была изнесена икона Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, которая была главной святыней, сохранившейся после разорения Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря.
Путь лежал в килемарские леса, где весной 1997 г. на берегу реки Рутки начала строиться Богородице-Сергиева пустынь. В настоящее время в пустыни еще ведутся строительные работы. Богослужения совершаются в еще недостроенной церкви явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, возводящейся в традициях русского деревянного зодчества. Кроме этого храма в монастыре есть маленькая домовая церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Особенностью пустыни является то, что все постройки - храмы, жилые и хозяйственные помещения - деревянные.
Сейчас в пустыни проживают 8 насельников во главе с наместником монастыря архимандритом Давидом.
Михаило-Архангельский монастырь (Горномарийский р-н РМЭ)
На высоком берегу реки Суры близ впадения ее в Волгу в начале XX века находился Михаило-Архангельский мужской черемисский общежительный монастырь. Эта обитель являлась одним из крупнейших в западной части края центров христианского просвещения. Расположенный вдали от крупных административных городов монастырь был светочем православной культуры среди местного марийского и чувашского населения.
Начиналась обитель подвижничеством местных крестьян-марийцев, уединившихся в вековые леса на Суре. Первыми отшельниками, получившими благословение приходских священников, стали крестьянин села Пайгусово Козьмодемьянского уезда Андрей Никитин в начале 50-х годов XIX века и откликнувшийся на его проповедь крестьянин деревни Цыганово Михаил Герасимов. Чтение церковных книг настолько увлекло последнего, что на последние 40 рублей он купил Четьи-Минеи и удалился в скит, из которого постепенно вырос монастырь. Никакие невзгоды и лишения не остановили подвижников. Слава о них пошла по всему горному краю. К уединенным кельям не зарастала тропа. Число отшельников увеличилось до десяти.
Священник Порфирий Руфимский, автор очерка о Михаило-Архангельском монастыре, опубликованного в виде отдельной книги в Казани в 1897 году, писал о них следующее: “Соединенные одной общей целью — спасения души, они начали вести жизнь строго подвижническую; воздержание их простиралось до того, что они не употребляли не только рыбы и вина, но даже и постного масла, питаясь лишь зеленью и овощами. Занимаясь пчеловодством и огородничеством и вообще телесными трудами, все остальное время подвижники посвящали на молитву и чтение духовных книг, а особенно житий святых, которые еще более возбуждали их к подвижнической жизни. В воскресенье и праздничные дни они неукоснительно посещали храм Божий, отправляясь для этого или в г. Василь (Васильсурск - С.С.), или же в соседнее село Пайгусово; а в обычные, будничные дни, местом молитвенных собраний служила для них одна из пещер, вырытых по склону горы”.
Дело Михаила Герасимова продолжал крестьянин Владимирского прихода Иван Захаров. Он подал просьбу Государю-Императору Александру II об организации монастыря в лесах на Суре. Хлопоты увенчались успехом. Через 20 лет после появления первых отшельников было получено разрешение на устройство обители. Весной 1868 года монастырь начал строиться. Постройка обители производилась сначала на средства местных крестьян, а с 1873 года начались благотворительные взносы. Благоустраивалась территория монастыря. К началу XX века монастырь был опоясан каменной стеной с башнями, Святыми вратами. На территории обители к 1904 году имелись каменный двухэтажный корпус с трапезной и келиями, деревянные одно- и двухэтажные дома с келиями для братии, мастерскими, гостиницей, училищем, а также хозяйственные постройки: скотный двор, мельницы, амбары и прочие службы.
Первая монастырская церковь была деревянной во имя Архистратига Михаила, освященная Архиепископом Казанским Антонием в сентябре 1871 года. Одноглавый храм был просторным и светлым, имел великолепный иконостас с позолотой, сделанный самими монахами. Почти 25 лет этот храм украшал обитель, а затем был передан по распоряжению Казанского епархиального начальства во вновь учрежденную Введенскую Вершино-Сумскую женскую обитель.
В 1881-1883 годах была построена и освящена домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца в настоятельском корпусе с замечательным дубовым иконостасом. Иконы и иконостас были даром монастырю княжны Наталии Сергеевны Оболенской и помещика Петра Петровича Зубова.
В 1882-1891 годах в монастыре велось строительство главного храма — Благовещенского собора. В августе 1891 года храм был освящен при стечении 8 тысяч богомольцев. Собор представлял собой пятиглавый трехнефный храм с колокольней и крыльцами с южной и северной сторон. Барабаны малых глав являлись восьмигранными, а большой центральный — 16-гранным. Широко расставленное пятиглавие придавало храму основательность и законченный вид. Четырехъярусная колокольня, увенчанная шестигранной главой, была очень соразмерна основному кубу храма. Колокола размещались в третьем ярусе. Большой колокол весил 62 пуда. Интерьер собора был исполнен в русско-византийском стиле. Четырехъярусный иконостас включал в себя иконы, написанные на вызолоченных чеканных фонах с эмалевыми бортиками и вставками.
Среди икон обращали на себя внимание две в изящных резных киотах: св. великомученика Пантелеимона и Божией Матери “Скоропослушницы”. Образ Пантелеимона в позолоченной ризе с частицей мощей св. угодника, вложенной в золотой ящичек, вделанный в икону около левой руки, был прислан в монастырь по просьбе братии из знаменитого Афонского русского Пантелеимонова монастыря в Греции. Икона Божией Матери также была прислана из Афонского монастыря в 1876 году по просьбе игумена Паисия.
ПЕТЬЯЛЫ - СВЯТОГУРЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Церковь святителя Гурия Казанского (д. Петъял)
Недалеко от дороги, у подножия холма, между деревнями Петъял и Азъял, в тиши деревьев возвышается бело-голубой деревянный храм во имя святителя Гурия, Казанского чудотворца. Он сливается с окружающей природой. Красивое место достойно увенчано храмом Божиим. Столь же красива история появления храма. Казанский архиепископ Владимир, возвращаясь из Царевококшайска, был настолько очарован этими местами, что задумал построить здесь церковь. Но в делах и заботах задумка призабылась.
Шло время. Проезжая по Волге, в Казани остановился отец Иоанн Кронштадтский, теперь почитаемый на Руси чудотворец. Встреча с ним подвигла архиепископа Владимира реализовать давнюю мечту. Благословение отца Иоанна ускорило дело. В 1896 году храм был построен. Судя по надписи, сохранившейся в церкви, строителем церкви был протоиерей Михаил Талантов, могила которого находится в ограде храма. В архитектурном отношении Свято-Гурьевский храм принадлежит к типичным "клетским" храмам, в основе которых лежит сруб - четверик, завершающийся восьмигранным барабаном, перекрытым сферическим граненым куполом. Далее следует еще два малых барабана с главкой. Такая пирамидальная композиция делает все сооружение легким и стройным. С востока к кубу примыкает алтарная апсида, а с запада - трапезная. Над входом - трехъярусная колокольня, имеющая завершение, аналогичное храму. Обшитый тесом и выкрашенный в белый цвет, декорированный голубыми лопатками и фризами, Свято-Гурьевский храм удивительно гармонирует с окружающими березками.
церковь в Петьялах
Интерьер церкви был обустроен в 1900-1910-х годах. В 1913 году сооружен иконостас на средства приходского попечительства. Утварью храм был обеспечен достаточно. Церковная библиотека насчитывала 67 томов книг и ежегодно пополнялась. При храме существовала церковноприходская школа, где в 1916 году обучалось 26 мальчиков и 14 девочек.
Благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского спасло храм от разорения в лихую годину. Свято-Гурьевская церковь была закрыта лишь 10 лет с 1936 по 1946 годы. При этом храм не был ни разграблен, ни обворован. В него со всей округи приносили иконы. Сегодня Свято-Гурьевский храм является хранителем одного из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Ее принесли в храм из Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в 35 км от Петъял. После закрытия монастыря в 20-е годы верующие, стремясь сохранить чудотворный образ, привезли его в Свято-Гурьевскую церковь.
С тех пор чудотворный образ Царицы Небесной находится в Петъялах. Когда икону внесли в церковь и служили над ней молебен, со склона холма начал бить ключ - святой источник.
Собор Вознесения Господня - город Йошкар-Ола
Вознесенская церковь в Царевококшайске была построена в 1756 году во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого (“Дом Пчелина”) находился рядом с храмом. По своим архитектурным формам Вознесенская церковь — типичный памятник русского зодчества XVIII века. Она построена по типу “восьмерик на четверике”, двухэтажная. Восьмерик завершается сферическим куполом, на котором возносится световой барабан с главой. С западной стороны к церкви примыкает трапезная.
(старое фото храма)
Церковь первоначально была трехпрестольной. В верхнем этаже здания располагался храм с главным престолом в честь Вознесения Господня и приделом во имя Казанской иконы Божией Матери, в нижнем действовал храм в честь Воздвижения Креста Господня с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и святителей Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев, которые были упразднены до революции.
В 1915 году на территории прихода действовали высшее начальное училище, женская гимназия, реальное училище, городское мужское приходское училище, городское женское начальное училище, располагавшиеся в Царевококшайске, Вараксинское министерское двухклассное училище, Сенькинское земское начальное училище.
В начале 1920 годов духовенство Вознесенского храма отходило в обновленчество и по требованию прихожан принесло покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому), для чего ездили в Нижний Новгород. В дальнейшем приход входил в состав Краснококшайского православного управления староцерковников и Марийского викариатства Нижегородской епархии, в 1929-1935 годах к церкви были приписаны епископы Марийские, викарии Нижегородской епархии.
В начале XX века облик храма был несколько иным, чем теперь. С севера и запада к трапезной в три окна примыкала двухъярусная открытая галерея-гульбище. С северо-запада к храму подходила 4-ярусная колокольня. На ней висело 7 колоколов от 142 пудов и меньше.
На четвертом ярусе находились городские часы с боем. Завершалась колокольня, также как и церковь, сферическим куполом с барабаном и главой. Храм привлекал своей наружной декоративной отделкой, сохранившейся на основном кубе храма. Радуют глаз карнизы восьмерика и четверика, но особенно роскошны белокаменные резные наличники окон, выполненные в виде кружева гирлянд и колонок с перехватом. Окна обрамлены поребриком и уходящими в толщу нишами. В декоративном убранстве храма применены элементы стиля барокко, получившие развитие в церковной архитектуре с 80-х годов XVII века. До нас не дошли имена зодчих этого храма. Можно лишь предположить, учитывая особенности церкви, что здесь трудились мастера восточно-европейской (Вятка - Пермь - Тюмень) архитектурной традиции русского церковного зодчества XVIII века.
Храм был трехпрестольным: на втором этаже — главный летний храм в честь Вознесения Христова с приделом в левой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери; в нижнем этаже — теплый или зимний храм в честь Воздвижения Креста Господня. Поэтому церковь иногда называли просто “Воздвижение”. Именно под таким названием она фигурирует на старинных открытках.
ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ - НОВЫЙ ТОРЪЯЛ
Новый Торъял находится в 80 км к северо-востоку от города Йошкар-Олы, столицы Республики Марий Эл, на равнинной местности, при слиянии двух рек — Немда и Шукшан. Сначала возникло село Старый Торъял, а затем — Новый Торъял.
И.Г. Иванов обнаружил в старых записях в северо-западном наречии марийского языка слово «тор» со значением «черный, хвойный лес», то есть деревня у чернолесья.
Село Новый Торъял возникло на новом, не заселенном ранее месте. Датой основания села считается время постройки церкви. На возвышенном месте на берегу реки Шукшан стоит храм Вознесения Господня, рядом с ним воскресная школа.
В марте 1815 года епископу Вятскому и Слободскому поступило от священника села Торъял Вознесенской церкви Моисея Попова и выбранного из приходских людей крестьянина И. Царегородцева покорнейшее прошение на строительство каменной церкви.
Новый приход был открыт в 1816 году в 5 км от старой церкви и образовался из прихода села Торъял. Каменную церковь построили и освятили в 1819 году. Престолов в ней устроено три. На 1912 год в приходе насчитывалось 2444 православных русских мужского пола, 2519 православных русских женского пола, 2870 крещеных черемис мужского пола, 2887 крещеных черемис женского пола, 30 черемис-язычников мужского пола, 40 черемис-язычников женского пола, 209 старообрядцев мужского пола, 197 старообрядцев женского пола.
Церкви села Новый Торъял принадлежали четыре часовни: при деревнях Каменный Ключ и Елембаево, Песчанковская часовня. При церкви состояло приходское попечительство, открытое в 1869 году. Председателем попечительства назначили настоятеля церкви протоиерея Стефана Загуляева. В храме Вознесения Господня проводились службы до 1936 года.
В XVIII веке в селе появились торговцы, скупщики, ремесленники. Село за короткий срок стало центром торговли, расположившись на торговом пути Казань — Параньга — Сернур — Яранск.
Каждый воскресный день съезжались купцы и ремесленники на базар. Торговали хлебом, лесоматериалами, скотом и другими товарами. Четыре раза в год проводились ярмарки: Покровская — 14 октября, Крещенская — 19 января, Рождественская и Вознесенская, — а также базары каждую неделю по воскресным дням по одному дню.
В воскресные дни торговали съестным. На ярмарки съезжались купцы из Казани, Вятки, Яранска, Нижнего Новгорода, Кукарки, Царевококшайска и прочих мест. Самыми значительными по товарообороту были Крещенская и Вознесенская ярмарки, поскольку крестьяне в это время были свободны от сельхозработ.
В 1869 году в Новом Торъяле проводились торги 6 января, с 1 по 12 октября, а также по воскресным дням. В 1873 году в селе действовали 3 фруктовых лавки и питейное заведение. В 1877–1878 годах в селе имелись общественный хлебный магазин, 2 бакалейные лавки, водочный склад, питейное заведение. Ежедневно работали 2 лавки.
Церковь Царственных Страстотерпцев в Мари-Туреке
Синонимы названия
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Черемисском Туреке
Обиходные названия
Казанская церковь
Тип постройки церковь
Дата основания ок. 1766
Дата постройки последнего здания 1993-2006 (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православная.
Современная принадлежность РПЦ МП.
Статус действ.
Адрес на 1917 г.
Вятская губ., Уржумский у., с. Черемисский Турек
Современный адрес
респ. Марий Эл, Мари-Турекский р-н, пос. Мари-Турек
Краткое описание Кирпичная однокупольная Казанская церковь была построена в 1834-1838 в стиле классицизма. Трапезная с Петропавловским и Фроло-Лаврским приделами расширена в кон. 1900-х. Закрыта в 1934, перестроена, занята домом культуры. В 1979 выгорела и разобрана. В нач. 1990-х в поселке создана община верующих. Первоначально богослужения проводились в приспособленном здании, в 1993-2006 на месте старой церкви построен новый кирпичный храм типа восьмерик на четверике с колокольней.
Первый храм в селе Черемисский Турек был построен около 1766 г. Он был деревянный во имя святых апостолов Петра и Павла. 28 сентября 1834 г. заложили каменную церковь, строительство которой продолжалось 5 месяцев.
В дальнейшем храм перестраивали, расширяли за счет приделов. В 1907 г. построен левый придел во имя святых мучеников Флора и Лавра. Судя по старым фотографиям, Петропавловский храм представлял собой сооружение в стиле позднего классицизма. С юга и севера к основному кубу храма примыкали четырехколонные портики. Куб завершался барабаном в виде ротонды и сферическим куполом. С запада примыкала галерея. После 1907 г. церковь была значительно расширена с западной стороны, по сути дела сооружена новая трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Интересно была решена верхняя часть трапезной в виде галереи килевидных арок.
До 1934 г. храм действовал. Затем в здании размещались различные организации. Позднее и вплоть до пожара 1979 г. располагался районный дом культуры с библиотекой. Обгоревшее здание было разобрано.
В настоящее время в поселке действует молитвенный дом, неподалеку от которого, на месте старого храма в июне 1993 года был заложен новый. Строящийся храм будет также носить имя святых апостолов Петра и Павла.
При общине храма работает Воскресная школа, а за богослужениями поет хор, созданный из числа прихожан.
Настоятель храма: иерей Николай Полежайкин.
ХРАМ В ДЕРЕВНЕ КУПСОЛА - СЕРНУРСКИЙ РАЙОН
Покровская церковь
Чкарино - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянный храм в селе Чкарино был построен и освящен 24 сентября 1915 г. на средства прихожан. Церковь названа во имя Алексия митрополита Московского, жившего в XIV веке, известного подвижника Русской Православной Церкви, поборника единства Руси, объединения русских земель, отпора иноземным захватчикам.
Освященная в 1915 г., когда шла первая мировая война, церковь в Чкарине снова и снова подтверждала незыблемость идей митрополита Алексия, была призвана объединять людские души накануне Смуты, нести свет и радость христианского просвещения.
Храм в Чкарине — третий из сохранившихся в Марий Эл памятников деревянного зодчества. Исходя из композиции всего сооружения, декоративного убранства, можно предположить, что его строила та же артель зодчих, что и храм в селе Актаюж. Но мастера не повторялись в своих умениях. Чкаринская церковь завершается не шатрами, а шлемовидными восьмигранными куполами. Церковь больше по объему. Восьмерик превратился в большой световой барабан. Наряднее выглядит внешнее декоративное убранство. Щипцовый карниз проходит по всему периметру церкви, барабана, ярусов колокольни.
На этом фоне прекрасно сочетаются выполненные в этом же стиле наличники окон храма. В любую погоду из разных точек села этот цветок деревянной архитектуры смотрится величаво.
Храм в Чкарине был закрыт в мае 1938 г. Длительное время в нем размещался сельский клуб. 14 октября 1994 г. после проведенной реставрации церковь вновь была открыта и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Настоятель храма: протоиерей Валентин Пылаев.
(Адрес: 425414, РМЭ, Советский район, с.Чкарино; тел. 8(83638)9-23-50).
Шулка, храм Вознесения Господня
Храм в селе Шулка
Каменный храм в Шулке во имя Вознесения Господня был построен в 1871 году. Большой по объему он в своей архитектуре сочетал уже ушедшие классические традиции и увлеченность зодчих древнерусскими формами, особенно в декоре. Массивный восьмерик на четверике завершается сферическим граненым куполом.
К четверику примыкает трапезная и трехъярусная колокольня. Обширные окна трапезной, алтаря, восьмерика хорошо освещают интерьер храма.
В позднеклассическом стиле выполнены портики с колоннами у северной и южной стен храма.
По данным на 1912 г., при храме существовала церковноприходская школа. Его приход составляли более 3 тысяч человек.
Закрытый летом 1939 года и разорённый сейчас восстановлен.
поселок Оршанка, храм святой Троицы в центре поселка, Яранский тракт
Церковь Пресвятой Троицы (п. Оршанка)
В центре поселка Оршанка в начале ХХ в. возвышалась Предтеченская церковь, являвшаяся украшением села. Ее строительство началось в 1860 г. и велось на средства прихожан. Холодный (летний) храм был завершен в 1876 г., а теплый (зимний) — в 1904 г. Церковь, судя по старым фотографиям, была очень похожа на церковь в с. Кучке. Храм был пятиглавый. Барабаны завершались шатрами с маленькими главками.
Низкая трапезная и основной куб храма служили своеобразным постаментом для верхних объемов. На западе двухъярусная колокольня завершалась также шатром. Церковь смотрелась очень эффектно.
Предтеченский храм имел пять престолов, богатую утварь, библиотеку из 250 книг. В приходе состояло более 3 тысяч человек.
Гонения на храм начались в начале 20-х годов. В 1922 г. в пользу голодающих из церкви были изъяты ценности: большой потир из серебра, кадило, большой оклад с напрестольного Евангелия, риза с иконы Божией Матери.
В 1932 г. была закрыта холодная (летняя) церковь. Теплый храм пока оставался в пользовании верующих. Но летом 1939 г. и зимняя церковь оказалась закрытой якобы под “культурное учреждение”, хотя здание так и не использовалось. Только в июле 1941 г. в храме расположились разные производственные артели. Все верхние объемы церкви были разобраны.
В 90-е годы часть храма была передана верующим. Открытая церковь освящена в честь Святой Троицы. Теперь небольшая главка с крестом на скате крыши напоминает о предназначении здания. Она даже отдаленно не напоминает Предтеченский храм конца ХIХ в., который радовал всех своей красотой.
Ныне в центре поселка выстроен красивый храм в честь Пресвятой Троицы.
Церковь в селе деревянная, с одним престолом во имя святого пророка Илии.
Строили ее всем миром под руководством крестьянина Андрея Кириллова, открыли в 1885 году. В 5 верстах выше села, на пойменных лугах, есть деревянная часовня, на этом месте одним черемисином найден небольшой медный образ святого пророка Илии, во имя которого и построена в селе церковь. Этот образ несколько раз уносили с лугов в селение, но он сам собою оказывался вновь на месте обретения, впоследствии его перенесли в Троицкий собор города Мариинский Посад, где находился он до построения в Сидельникове церкви.
старая часовня в лесу
Упша, храм Покрова прсв. Богородицы
Никольская церковь в поселке Красногорский
Кумья - храм Покрова прсв. Богородицы
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кумья — один из немногих деревянных храмов марийского края, построенных почти полтора века назад. Это один из самых древних деревянных церквей Марий Эл!
Она была срублена в 1866 году на средства казны и прихожан. Храм был возведен на каменном фундаменте, обшит тесом, покрашен и покрыт железом. В основе композиции находится четверик близкий квадрату, перекрытый четырехскатной крышей, на которой широко расставлены 5 декоративных глав. С востока к кубу примыкает алтарь, а с запада — небольшая трапезная, завершающаяся трехъярусной приземистой колокольней. Незатейливое декоративное внешнее убранство церкви в виде широких лопаток на основном здании, деревянного поребрика и карниза, а также “домообразных” наличников делают храм уютной домашней постройкой.
К церкви были приписаны 2 часовни: в деревне Тойдаково во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в деревне Тогашево во имя Воздвижения животворящего креста Господня. Первый священник — сын псаломщика В.Г. Акашев. Церковь закрыли Указом Президиума Верховного Совета МАССР от 26 июля 1941 года.
В начале ХХ в. интерьер церкви был украшен, а стены и потолок расписаны. Иконостас в три яруса был отделан резьбой и позолотой. Вокруг храма имелась деревянная ограда. При церкви существовала библиотека из 64 книг. С 1900 г. священником Покровской церкви состоял Василий Сергеевич Васюков.
Летом 1920 г. был заключен договор на использование здания общины верующих с Козьмодемьянским кантисполкомом. При описании имущества церкви значились десятки икон. В ризнице церкви имелись Евангелия в бархатных, медно-посеребряных окладах с чеканными изображениями, кресты напрестольные, сосуды, книги. Одним из последних священников храма был Михаил Федорович Карамышев.
В конце 30-х гг. служба в церкви прекратилась, а закрыта она окончательно была в 1941 году.
Кукнур - Церковь Воздвижения Креста
Храм в селе Кукнур в честь Воздвижения Креста Господня (Сернурский район РМЭ) является одним из старейших сельских каменных храмов на территории Марийского края. Он был построен в 1816 году и достаточно хорошо сохранился.
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКОГО ДЕДА МОРОЗА - ТУТ!
В архитектурном отношении церковь интересна тем, что сочетает в себе некоторые детали классического и барочного стилей. Симметричная постановка объемов — от классицизма.
Круглые окна основного храма, декор окон на апсиде и трапезной — от барокко. Большие окна делают интерьер светлым. Стройные пропорции придал зодчий трехъярусной колокольне.
Компоновка объемов очень пропорциональна.
В советские времена храм оставался действующим.
В 30-е годы XX века церковь закрыли и вновь открыли в 1946 году. В 1961 году настоятелем был священник С.А. Светозарский, псаломщиком — К.П. Соболева.
Он был закрыт в 1961 г. во второй период гонения на церковь (то есть при Хрущёве).
В здании церкви разместили зернохранилище. В 1962 г. были сняты кресты и колокола. Иконы увезены в Сернур на растопку печей.
Почти три десятилетия храм оставался оскверненным. В январе 1990 г. в селе была зарегистрирована община верующих и ей передано здание церкви.
Первым был восстановлен правый Никольский придел, в котором и проходило 28 октября архиерейское богослужение.
В 2004 году, 27 октября, был восстановлен и освящен в честь пророка Божия Илии левый придел храма. Для освящения главного престола – в честь Воздвижения Креста Господня – настоятелю с прихожанами храма еще предстоит потрудиться, чтобы восстановить его прежний облик и красоту.
Церковь Владимирской иконы Божьей Матери (с. Владимирское)
Старинное село Владимирское (Горномарийский р-н РМЭ) раскинулось на правом берегу красавицы Волги недалеко от Козьмодемьянска. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери — одна из православных святынь Марийского края.
Обретение образа и строительство храма уходит в глубь столетий.
После взятия города Казани в 1552 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, царские войска двинулись домой, и именно в день, когда Церковь празднует память святых бессребреников Космы и Дамиана, войска вышли на берег Волги, и на том месте отслужили благодарственный молебен Господу Богу, Матери Божией — пред чудотворной иконой Ее Владимирской, которая сопровождала войска в походе, и празднуемым святым Косме и Дамиану. Именами этих святых угодников Божиих и был назван вновь образованный город-крепость. А на месте остановки было повелено построить храм с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
Село Владимирское, наряду с Козьмодемьянском, Троицким Посадом, Покровским, является одним из первых русских поселений на горной стороне. Стрельцы и служилые люди, обосновавшиеся здесь в конце XVI века, отправляясь из Москвы, взяли с собой список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери и вознесли его в выстроенный деревянный храм. В начале XVIII века церковь сгорела. Оказались спасенными только иконы и книга “Служебник”, отпечатанная во времена патриаршества Никона (1652-1666).
В 1713 году в селе Владимирском был построен новый каменный храм на средства чебоксарского купца Михаила Игумнова, который пожертвовал на строительство все приданое своей рано умершей дочери. Колокольня построена в 1835 году. Вокруг храма в 1868 году поставили каменную ограду. На северо-восточном углу ограды была сооружена часовня. Так возник интересный ансамбль Владимирской церкви — одной из древнейших православных святынь нашего края.
Владимирский храм — трехпрестольный: главный летний во имя Владимирской иконы Божией Матери и приделы зимние — с правой стороны во имя Иоанна Предтечи, с левой — во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. В храме имеются две чудотворные Владимирские иконы Божией Матери. Одна из них запрестольная, другая храмовая. Чудотворениями особенно прославилась храмовая икона. Она большого размера (102 x 80 см) составлена из трех досок. На иконе серебряная риза, пожертвованная неизвестным лицом в 1689 году и вызолоченная в 1839 году на средства козьмодемьянского купца Семена Игнатьевича Лаптева. Малая икона находится также в серебряной ризе, вызолоченной на средства купца Матвея Дмитриевича Зубкова. В 1860-е годы на средства церкви устроен иконостас, стены и своды храма были расписаны.
Церковь Пресвятой Троицы (село Емелево)
Каменная Троицкая церковь в селе Емелево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии была построена на средства прихожан в 1876 году. В храме освятили два престола: главный — во имя Святой Троицы и боковой — во имя святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев.
Храм в Емелеве выстроен с использованием форм псевдорусского стиля. Куб церкви решен в древнерусских традициях: стены разделены лопатками на три нефа, завершаются килевидными закомарами. Коробовый (сомкнутый) свод возносит барабан с главой. Широкие окна основного храма, алтаря, трапезной, обрамленные наличниками, хорошо освещают интерьер церкви. Сочетание красного кирпича и белого декора делают церковь нарядной и праздничной. Колокольня из двух ярусов звона кажется несколько тяжеловатой, но вносит во всю композицию необходимую статность и величавость.
Первым священником в приходе стал известный в Казанской губернии Михаил Михайлович Краковский.
С 1908 года священником был Алексей Иванович Шестаков, одновременно - законоучителем при местной школе. В советское время, в 1937 г. церковь закрыли, а вышеназванного священника безвинно репрессировали. В октябре 1945 г. верующие (342 чел.) Елас. района обратились с просьбой к властям об открытии церкви в с. Емелево. С января 1946 г. к церковной службе вновь приступил вернувшийся сюда реабилитированный священник А. И. Шестаков (1885 г. рожд.).
Алексей Иванович Шестаков умер 31 августа 1960 г. (по данным домовой книги архива села Еласы) и похоронен в центре кладбища села Емелево. С марта 1960 г. настоятелем Емелевской церкви стал Николай Андреевич Ясинский.
С 14 декабря 1966 года по 21 июля 1967 года настоятелем Свято-Троицкого храма в селе Емелеве Марийской АССР служил архимандрит Илия (в миру Николай Иванович Бобровников). (ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ).
На сегодняшний момент настоятель — протоиерей Александр Алешев.
Церковь Пресвятой Троицы (село Троицкий Посад)
На правом берегу Волги в устье речки Большой Юнги привольно раскинулось село Троицкий Посад (Горномарийский р-н РМЭ). Оно еще в первой половине XIX века было заштатным городом, а основано всего на два года позжеКозьмодемьянска — в 1585-м году. Первая церковь в Посаде была деревянной. На площади села стояла красивая часовня во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. 15 мая 1883 года вместо деревянного был заложен пятиглавый каменный Троицкий храм в ознаменование коронования Государя Императора Александра III. Церковь строилась на средства прихожан.
Вознеслась над крутым волжским берегом церковь-красавица. Сложенная из кирпича, она по своим архитектурным формам относилась к тому типу храмов, в которых по композиции и декоративному внешнему убранству чувствовалось увлечение древней православной строительной традицией. Позакомарное килевидное завершение стен, широкие лопатки, разрезающие стены, окна, обрамленные килевидными колонками — во всем чувствуется рука мастера, знающего свои истоки. Храм перекрыт одним “коробовым” сводом, поэтому все барабаны глухие. Граненые главы на них расставлены широко и свободно. И только круглые ниши в верхней части закомар и широкие окна — элементы более поздние. Из широкой трапезной вырастает восьмигранная удивительно гармонично сложенная ярусная колокольня.
К моменту завершения строительства храм был двухпрестольный: главный — во имя Святой Троицы, второй — придел во имя преподобного Макария Унжинского. Последний в 1897 году начали перестраивать во имя святителя Николая Чудотворца, что было связано с коронованием Императора Николая II.
Уже к началу XX века церковь была украшена иконами и необходимой утварью. Особо чтимых икон в храме было две: во имя Святой Троицы и св. Александра Невского, написанные в память Государя Императора Александра II — царя-освободителя.
В селе Толмань в 1845 году был открыт приход и построен теплый деревянный храм во имя евангелиста Иоанна Богослова (кстати, автор известного Апокалипсиса, это единственный из апостолов, кто умер своей смертью, двоюродный брат Христа).
В 1851-1859 годах построен каменный храм и освящен в 1859 году.
В 1871 году деревянный храм перестроен и освящен во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Его возводили всем миром из местных материалов. Для разведения раствора использовали ключевую воду. Это довольно большая по объему церковь, традиционная в плане, но весьма оригинальная по своей композиции.
По всему периметру основного куба храма ниже карниза проходит фриз из квадратных углублений, с трех сторон к стенам храма примыкают закрытые портики с большими окнами для освещения церкви. С западной стороны из примыкающей трапезной плавно вырастает трехъярусная шатровая колокольня.
(внутри храма - вроде бы даже в алтаре...)
По "Ведомостям о церкви" за 1915 год в селе числились 6 домов церковнослужителей, в том числе 1 принадлежал церкви, 5 — приходскому попечительству.
Кроме церковных домов, в начале XX века имелись 3 лавки и 1 кабак. При церкви работала школа, на содержание которой отпускались средства церкви и приходского попечительства.
В 1933 году церковь Иоанна Богослова закрыли.
В нем сначала размещался зерно-склад, а затем — мастерская МТС. Возобновили службу в 1947 году.
19 октября 2008г. архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в храме Иоанна Богослова села Масканур.
Сослужил Владыке настоятель игумен Федор Соловьев и благочинный Северо-Восточного округа протоиерей Вячеслав Ершов. Завершилось Богослужение крестным ходом вокруг храма.
После трапезы архиепископ Иоанн посетил местный источник в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, где совершил омовение в его святых водах - д.Бахтино.
Храмы города Козьмодемьянск (Горномарийский район Марий Эл)
Есть в Козьмодемьянске и памятники Православной архитектуры. Вот белокаменная Троицкая церковь на Пугачевой горе, построенная в 1733 году:
Вот собор Смоленской Божьей Матери, заложенный жителями города в память чудесного спасения жизни царя-освободителя Александра Второго при покушении на него, исполненном студентом Каракозовым.
И все равно главное лицо города обращено к Волге, главная его достопримечательность - набережная и пристань, к которой часто швартуются настоящие белые волжские теплоходы.
В городе сохранилась так называемая Стрелецкая башня — часовня, построенная в 1697 году.
Историческая территория Козьмодемьянска занимает 120 га. Здесь расположены 150 памятников, в том числе 12 — федерального значения и 40 — республиканского. В последние десятилетия велось большое строительство в нагорной части города, и теперь Козьмодемьянск предстает в двух ипостасях: древней и современной.
(Смоленский собор)
Село Кучка - Сретенская церковь (Оршанский район)
С ростом деревни и постройкой здесь церкви населенный пункт стал называться село Троицкое. Церковь в селе Троицко-Кучкинском Яранского уезда была построена в 1851 году на средства прихожан и добровольные пожертвования посторонних лиц. Здание церкви было деревянное на каменном фундаменте. Престол в церкви был один, в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Деревянная церковь в селе Троицко-Кучкинское Яранского уезда была простроена в 1850 году. Крестовоздвиженская церковь простояла менее 50 лет. В 1884-1899 гг. был построен ныне действующий каменный храм в честь Сретения Господня. Церковь теплая, однопрестольная.
Сретенская церковь весьма оригинальна в архитектурно-композиционном отношении. В основе ее плана лежит восьмерик, центральные нефы которого широкие, вытянуты и завершаются килевидными закомарами. Коробовый свод венчают пять глав. Барабаны, обрамленные декоративными закомарами и окнами, завершаются не традиционными главами луковичной формы, а шатрами, несущими в своем завершении малые главы. Это придает всей церкви легкость и устремленность ввысь. С запада к храму примыкает небольшая трапезная, из которой вырастает трехъярусная колокольня, увенчанная шатром. Завершение храма и колокольни шатрами, использование в декоре древнерусских мотивов делает всю постройку нарядной и праздничной. Сочетание красного и белого цветов в облике храма еще более подчеркивает ее выразительность.
Известно, что кирпич для строительства храма катали и жгли в оврагах около ближней деревни Норка, потом кирпич возили в село Кучка.
Храм был освящен 28 сентября 1899 г. священником Василием Анисимовым. При церкви имелась церковноприходская школа, основанная в 1881 г. В 1900 г. в ней обучалось 55 учеников: 37 мальчиков и 18 девочек. При храме имелась библиотека из 146 книг: труды отцов церкви, православные журналы, газеты, “Жития святых”.
Село Нежнур – церковь святителя Николая
В 1848 году в деревне Нежнур значилась деревянная часовня размером 3x4 сажени, до ее постройки нежнурские крестьяне посещали Архангельскую церковь села Кувшинское Санчурского района Вятской губернии.
В 1855 году в деревне был открыт отдельный приход, и образовано село Нежнур. Согласно клировым ведомостям Яранского уезда за 1866 год, Нежнурский приход насчитывал 228 дворов и 2631 прихожанина.
В 1856 году было начато строительство деревянной однопрестольной церкви Святого Николая, она была освящена 30 марта 1857 года.
В 1877 году построена кирпичная Свято-Никольская церковь. Ее строительством руководил отец Николай (Н.А. Афанасьев), который и стал первым священником церкви. Приход был самым большим и богатым в округе.
При сборе пожертвований ездили даже до Костромы. Храм расписывали мастера из Нижнего Новгорода, там же были отлиты и церковные колокола, привезенные в Нежнур на лошадях.
При церкви действовала церковноприходская школа.
Строителем церкви был каменных дел мастер Михаил Андреевич Гусев — крестьянин Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В документах о постройке храма он характеризовался как “благонадежный опытный мастер по церковным постройкам” и поэтому прихожане никакому другому мастеру отдать подряд не желали.
(молебен в честь Николая чудотворца)
При завершении постройки церкви епархиальное начальство и прихожане села засвидетельствовали тщательность постройки во всех деталях от кладки кирпича до наружных украшений. Отделка храма была закончена в 1877 году. Главный престол был освящен во имя Николая Чудотворца, правый — в честь пророка Илии, левый — во имя св. мученика Власия. До революции 1917 г. этот храм был самым богатым в округе. В приходе числилось 17 деревень. Большой приход и потребовал сооружения большого храма. Он выстроен в традициях и формах древнерусской архитектуры. Классическое пятиглавие, шатровая колокольня рисунка XVII века, килевидные аркатурные пояски на боковых “глухих” барабанах, наличники основного храма — все это придает церкви древний облик.
СЕЛО АРИНО - АРИЙСКАЯ (ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ) ЦЕРКОВЬ
Следует указать, что первый храм в с. Арино был деревянным, построенным еще в 1752 г. В начале XIX в. начались подготовительные работы к постройке новой каменной церкви. В 1828 г. строительство ее завершилось. Храм в честь Рождества Христова строился на средства прихожан. В нем освятили два престола: главный - Христорождественский и теплый (зимний) в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По данным на 1916 год, приход храма был одним из самых многочисленных - 8517 человек.
При церкви действовали двухклассное училище и женская церковноприходская школа. Храм имел достаточно церковной утвари, в его библиотеке насчитывалось 267 книг.
Служба в храме продолжалась до 1936 г. В дальнейшем здание было признано аварийным и не использовалось.
Только в ноябре 1989 года храм был передан общине верующих.
Храм достаточно хорошо сохранился. В архитектурном отношении он тяготеет к памятникам позднеклассического стиля. Об этом свидетельствуют полукруглые оконные проемы на основном кубе храма и колокольне. Минимум декоративного убранства, простота и ясность композиции придают Аринской церкви особый колорит.
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
автор фото: Анна Михеева - сайт Храмы России
https://eparhia.ter12.ru/popularpages.htm
https://mari-eparhia.ru/library/pravoslavie-mari/eparhii10years/pravosl_mari/
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- Марий эл,
- Юринский район,
- церковь,
- Советский район,
- Сернурский район,
- православие,
- Поволжье,
- Параньгинский район,
- Оршанский район,
- Новоторъяльский район,
- Моркинский район,
- Медведевский район,
- Мари-Турекский район,
- Куженерский район,
- Килемарский район,
- Звениговский район,
- Горномарийский район,
- Волжский район
- 18207 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий