Церковь Пресвятой Троицы. Село Троицкий Посад, Горномарийский район Марий Эл
Posted Втр, 05/04/2011 - 07:50
На правом берегу Волги в устье речки Большой Юнги привольно раскинулось село Троицкий Посад (Горномарийский р-н РМЭ). Оно еще в первой половине XIX века было заштатным городом, а основано всего на два года позже Козьмодемьянска — в 1585-м году.
Первая церковь в Посаде была деревянной. На площади села стояла красивая часовня во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. 15 мая 1883 года вместо деревянного был заложен пятиглавый каменный Троицкий храм в ознаменование коронования Государя Императора Александра III. Церковь строилась на средства прихожан.
Вознеслась над крутым волжским берегом церковь-красавица. Сложенная из кирпича, она по своим архитектурным формам относилась к тому типу храмов, в которых по композиции и декоративному внешнему убранству чувствовалось увлечение древней православной строительной традицией. Позакомарное килевидное завершение стен, широкие лопатки, разрезающие стены, окна, обрамленные килевидными колонками — во всем чувствуется рука мастера, знающего свои истоки. Храм перекрыт одним “коробовым” сводом, поэтому все барабаны глухие. Граненые главы на них расставлены широко и свободно. И только круглые ниши в верхней части закомар и широкие окна — элементы более поздние. Из широкой трапезной вырастает восьмигранная удивительно гармонично сложенная ярусная колокольня.
К моменту завершения строительства храм был двухпрестольный: главный — во имя Святой Троицы, второй — придел во имя преподобного Макария Унжинского. Последний в 1897 году начали перестраивать во имя святителя Николая Чудотворца, что было связано с коронованием Императора Николая II.
Уже к началу XX века церковь была украшена иконами и необходимой утварью. Особо чтимых икон в храме было две: во имя Святой Троицы и св. Александра Невского, написанные в память Государя Императора Александра II — царя-освободителя.
С 1906 года священником Троицкого прихода был Александр Иванович Далматов, а псаломщиком — Александр Николаевич Преображенский. Гонения на церковь и ее служителей не обошли Троицкий Посад. В 1920-е годы храм еще действовал. Но с 1929 года решался вопрос о его закрытии, передаче под культурные нужды - окрестные жители, получив нормальное образование и условия жизни попросту отказались содержать за свой счет ненужное им заведение. Во второй половине 30-х годов церковь была закрыта. Государство позаботилось о сохранности здания, отдав его под нужды простого народа - в нем устроили зерносклад, тем самым спасая его от разрушения.
В августе 1989 года была зарегистрирована община верующих, которой передавалось здание церкви. С 1990 году в церкви идут богослужения. Как и в старину, Троицкая церковь встречает и провожает своим чарующим видом плывущих вниз и вверх по великой Волге. Как каменный цветок храм украшает волжский косогор, наполняя округу своим серебряным перезвоном.
7 августа 2010г., в день памяти преподобного Макария Желтоводского, Унженского владыка Иоанн отслужил Божественную литургию в храме Святой Троицы с. Троицкий Посад Горномарийского района.
Сослужил Владыке настоятель храма протоиерей Виктор Соловьев, а также протоиерей Александр Алешев, настоятель Свято-Троицкого храма с. Емелево, протоиерей Геннадий Ромашов, настоятель храма Рождества Христова с. Пайгусово, настоятель храма Рождества Христова с. Еласы иерей Сергий Князев.
После литургии был совершен крестный ход вокруг храма, Владыка всех присутствовавших окропил святой водой.
Село Троицкий Посад является центром одноименной сельской администрации. Расположено в устье р. Большая Юнга, на правом ее берегу, при впадении в р. Волга. Состоит из двух частей: верхней и нижней. С верхней части, раскинувшейся на высоком волжском берегу, открывается великолепная панорама. Напротив, через р. Большая Юнга, размещается с. Покровское. Расстояние до райцентра водным путем по р. Волга составляет 6 км, а шоссейной дорогой - 12 км. Официальное название селения связано с приходским церковным храмом в честь "Святой Троицы" и спецификой типа селения пригородного "посада", приписанного к Козьмодемьянску. Марийское название "Когосола" состоит из слов "кого" - "большое" и "сола" - "деревня" / "село".
Это старинное русское селение появилось в 1585 г. сразу же после основания г. Козьмодемьянска (1583 г.), как стан городовой стражи. Первыми его жителями были русские стрельцы, посадские люди, крестьяне, бобыли, холопы и другие, пришедшие сюда из центральных уездов страны. По данным переписной книги 1646 г., в "селе Троецком на реке Большой Юнге", расположенном в 6 верстах от города, жили "тяглые пахотные посадские люди", приписанные к Козьмодемьянску, как и посадские люди д. Струнина, д. Мумарина, починка Даниловка. В селе насчитывалось всего 63 двора (240 муж. пола), в том числе пахотных посадских людей - 53 двора (208 чел.) и бобыльских (беднейших) - 10 дворов (32 чел.). Среди жителей упоминались фамилии дворовладельцев "Фетьки Офонасьева сына Калуги, Родки Микифорова сына Кочетова, Ивашки Павлова сына Вахты, Ивашки Микиткина сына Бобылова, Онофрея Трифонова сына Кожи, Фадейка Васильева сына Корепова, Малафеева Федорова сына Шмака, Сидорка Шумилова сына Киселева" и др. Любопытно отметить, что среди бобылей этого села приводится состав двора "Фетки Семенова сына Мумарина", у которых было три сына - "Миронко, Гришка и Левка". Известно, что во время разинского движения 1670-1671 гг. названный здесь Мирон Мумарин являлся одним из видных предводителей восставших в Марийском Поволжье.
В конце XVI-XVIII в. жители села относились к категории посадских людей и были приписаны к Козьмодемьянской посадской общине. В 1785 г. переведены в мещанское сословие. В 1795 г. в "селе Троицком, Подгорная тож" было 235 дворов. Пашни, сенокосы и лесные угодья находились в совместном владении с мещанами д. Данилиха и выселка Мумариха.
Ценные сведения из истории этого села в 1852 г. привел известный историк-краевед С. М. Михайлов, который писал: "Троицкий Посад, в 7 верстах от Козьмодемьянска, на правом возвышенном берегу Волги, при устье впадающей в оную реки Большой Юнги. В нем жителей: дворян личных - 1 муж, 3 жен., вообще - 4; священно-церковнослужителей и их семейств - 6 муж, 9 жен., вообще - 15; купцов - 1; мещан - 786 муж., 957 жен., вообще - 1743; отставных солдат и их семейств - 6 муж., 3 жен., вообще - 9; кантонистов на воспитании у родственников - 10 муж. ; солдаток и их дочерей - 5; а всего 810 муж., 977 жен., вообще - 1787.
(Волжский затон рядом с селом)
По преданиям известно, что в прежние времена были высланы сюда из внутренней России люди посадские, коим пожалованы земельные угодья и которые впоследствии присоединены службами и отчетностью к ведению Козьмодемьянского городового магистрата и составляли одно городское общество (в 1830 село преобразовано в посад - А. И.). Впоследствии времени, и именно в 1831 году, учреждена в посаде ратуша на общем основании. По недостатку общественных доходов, деньги на содержание ратуши собираются с самого общества по утверждаемой ежегодно губернским начальством смете. В посаде каменная церковь во имя Живоначальные Троицы построена в 1763 году усердием прихожан, вместо прежней деревянной. Домов деревянных: общественный под ратушею один и обывательских 288.
При ратуше есть две пожарные трубы с необходимыми огнегасительными снарядами, в особо устроенном помещении. Харчевен и трактиров нет; питейный дом 1, торговая лавка 1; базар бывает один раз в неделю и то самый незначительный, где продаются одни съестные припасы. В прежние годы жители посада жили в довольстве, и в числе их было немало купцов, занимавшихся судопромышленностию; но в настоящее время здешние мещане едва в состоянии уплачивать казенные повинности. Теперь числится здесь по 3-й гильдии один только купец, занимающийся торговлею в Кяхте на значительный капитал. Посадские мещане ничем не отличаются от простых крестьян: немногие из них занимаются торговлей коренной астраханской рыбой и мясом, а прочие все вообще уходят по весне в судовую волжскую работу, которою и содержат себя, по малоземельности. Причиною упадка посадских жителей были частые пожары, которым подвергался посад в продолжение нескольких лет сряду. Училища во посаде нет. Наречие жителей имеет особенность в произношении некоторых звуков; таким образом вместо гру произносят они грю, вместо грю - грио, в иных словах смягчают а на л, а у на / о".
(река Волга - вид от Троицкого посада)
В 1859 г. в Троицком Посаде числилось 293 двора с населением в 1134 чел. (536 муж. и 598 жен.). В 1896 г. в нем было 275 дворов, расположенных на 6 улицах: Верхняя, Средняя, Нижняя, Сиротская, Новая, Подгорная и 3 переулках. По данным 1898 г., в Троицком Посаде имелись пятиглавый храм - новой здание каменной церкви во имя святой Троицы, двухпрестольня с приделом Преподобного Макария Уньжинского, построенный на средства прихожан в 1883 г. ; на площади красивая каменная часовня во имя святого Александра Невского в память "о мученической кончине императора Александра II"; упрощенное городское общественное управление; два земских училища (мужское и женское); три торговых мелочных лавки; одно трактирное заведение; квартира пешего стражника; хлебозапасный амбар ("магазин"); три ветряных маслобойных и один горшечный заводов.
В 1909 г. в церковном приходе Троицкого Посада числились жители самого села и деревень Данилиха и Мумариха общей численностью в 339 дворов (876 муж. и 975 жен.), среди которых имелись и немало староверов (раскольников). Священником был Александр Иванович Далматов, а псаломщиком - Александр Николаевич Преображенский. В 1914 г. в Троицко-Посадском земском начальном мужском училище (открыто в 1863 г. как церковноприходская школа) обучался 101 учащийся, а учителями были Александр Васильевич Орлов (работал здесь и в советское время более 40 лет) и Елизавета Николаевна Яковлева. Здесь же в женском училище числилось 70 учащихся, а учителями были Варвара Николаевна Нурминская и Юлия Залесская.
Ценные сведения о хозяйственных занятиях жителей Троицкого Посада имеются в описании 1901 г., согласно которому "главным занятием их, вследствие малоземелья, служат разные речные промыслы: грузка на суда лесных материалов, сплав плотов и дров по Волге в низовые города; судовой промысел и разные работы на пристанях. Между прочим, жители посада занимаются и постройкой судов: в 1897 г. было построено две баржи, с подъемной способностью в 65 тыс. пудов и первоначальной стоимостью в 3800 руб. Торговля в посаде ничтожна и ограничивается продуктами местного потребления; по пятницам бывают незначительные базары. Против посада, на берегу р. Волга находится песчаная присыпь, а ниже затон, называемый "Грязным"; вблизи посада есть старинный курган". Архивные документы конца XIX в. полностью подтверждают вышесказанное. Действительно, у посадских жителей имелось мало пашен, сенокосов и лесных угодий. По данным 1891 г., в Троицком Посаде было 94 лошади, 21 жеребенок, 250 коров, 2 быка, 150 телят, 245 овец, 80 свиней и разной домашней птицы.
Согласно сведениям 1893 г., посадские мещане Нестор Евграфович Пономарев, "лучший столяр в уезде", чьи изделия в 1909 г. были выставлены на Казанской международной ярмарке, Семен Михайлович Щербаков, Филипп Васильевич Шихматов, Иван Алексеевич Шмаков содержали "по столярному заведению", где на продажу производили стулья, двери, доски и т. п. (доход в 50-60 руб. в год). Владельцами 2 кузниц были Иван Васильевич Пономарев и Константин Константинович Пономарев; за произведенные железные изделия и ковку лошадей они ежегодно получали до 400 руб. Мукомольным промыслом занимались Евграф Алексеевич Путилов и Андрей Дмитриевич Бертилов, имевшие по одной водяной мельнице (построены в 1864 и 1875 г.) на р. Малая Юнга. Ежегодно до 100 пудов зерна размалывалось на ветряной мельнице Егора Антиповича Сурьянинова. В 1915 г. мещанину Смирнову Ивану Яковлевичу принадлежали лесопильный завод (10 рабочих), а Ивану Ивановичу Путилову - маслобойный завод. Баржовладельцами были Петр Панфилов и Александр Рыжков, у которых работало немало людей. Среди них имелось немало умелых плотников, мастеров своего дела, которым платили гроши. Целые династии мещан занимались исключительно рыбной ловлей. Не случайно и в советское время здесь были организованы рыболовецкие артели.
В 1919 г. в с. Троицкий Посад было 298 дворов с населением в 1599 чел. (782 муж. и 817 жен.), а в 1925 г. - 1433 чел. С 1921 г. село являлось центром одноименного с/с и района Козьм. кантона (с 1931 г. Горномар. района). В 1921 г. в нем имелись церковь (закрыта по распоряжению властей в 1940 г. и вновь открыта по ходатайству верующих в 1989 г.), 4-классная школа первой ступени (с 1931 г. - школа-семилетка, с 1940 г. - средняя), изба-читальня, библиотека (открыта в 1917 г. инспектором народных училищ Петром Николаевичем Троицким; в ней в 1924 г. был 1 библиотекарь, 1730 книг и 4985 читателей). В 1923 г. при библиотеке был организован драматический кружок, где ставились спектакли. В 1924 г. открылось торговое кооперативное общество потребителей, торгующее хлебо-бакалейными и мануфактурными товарами. В 1925 г. раб тали ликпункт, медицинский пункт, почтовое агентство, клуб трудартели. В 1929 г. в селе насчитывалось 337 дворов (366 хозяйств) с русским населением в 1550 чел. {721 муж. и 829 жен.).
Накануне коллективизации в 1929 г. здесь было организовано проведение с / х курсов. Тогда же запретили продажу спиртных напитков (за исключением виноградных вин) на время лесного сплава. С разрешения Кантонного исполкома в июле 1930 г. на общем собрании граждан с. Троицкий Посад было решено собрать со всех на общественные нужды 2700 руб., в том числе на пожарное дело - 900 руб., приобретение и ремонт пожарного инвентаря - 100 руб., устройство колодцев - 270 руб., землеустройство - 300 руб., охрану полей - 160 руб., охрану лесного участка - 400 руб., на подводы по общественным делам - 40 руб., рассыльному по общественным делам - 96 руб., устройство окольной городьбы - 434 руб. В селе имелись ветряная мельница (в 1922 г. владел Иван Дементъевич Семенников) и кузница (в 1922 г. владел Николай Федорович Пертюков).
В годы коллективизации в с. Троицкий Посад был организован колхоз "Пионер", в котором числилось 215 дворов с населением в 858 чел. (трудоспособных - 468 чел.); имелись 52 рабочие лошади, 72 дойные коровы; площадь колхозных полей равнялась 755 га, сенокосов - 132 га. В 1937 г. колхоз получил новое название - им. Михайлова в честь начальника политотдела Горномарийской МТС, безвременно скончавшегося в расцвете сил. Как писалось в районной газете "Ленинский путь" от 7 ноября 1937 г., колхоз им. Михайлова объединял 326 крестьянских хозяйств, имел мельницу, племенную молочно-товарную ферму, большую пасеку, фруктовый сад; в центре села высилось огромное здание колхозного клуба-театра с зрительным залом на 600 мест, хорошо оборудованной сценой, комнатами для кружковых занятий (работало 11 кружков, в том числе ячейка Асоавиахима в 90 чел., физкультурный кружок в 46 чел., санитарный кружок в 27 чел. и др.), правление колхоза; рядом с церковью разместилось новой здание школы; в доме бывшего кулака Панфилова устроены детские ясли. Колхозный самодеятельный театр гастролировал не только по республике, но и в Москве и других городах. Благодаря собственным радиоустановкам 40 колхозников слушали местное и московское радио; 5 колхозников завели велосипеды, 3 чел. - патефоны. Десятки колхозной молодежи учились в средних школах и вузах.
В годы войны, по состоянию на 1 января 1944 г., в колхозе им. Михайлова числилось 335 дворов с населением в 983 чел. Из них трудоспособных мужчин старше 16 лет было 94 чел., женщин - 399 чел., подростков 12-16 лет - 161 чел. В колхозе имелись 177 голов КРС, 121 свинья, 130 овец, 1 коза, 28 кроликоматок, 50 кур, 18 рабочих лошадей, 2 двигателя, 32 конных плуга, 14 борон, 6 сеялок, 4 сенокосилки, 5 конных граблей, 1 жатка, 5 веялок, 1 сортировка, 1 льномялка, 1 соломорезка, 1 жмыходробилка. На 1 трудодень деньгами выдавали по 2 руб. 70 коп., зерном - 0, 9 кг, картофелем - 2, 5 кг, овощами - 0, 5 кг, сеном - 1 кг, соломой - 0, 5 кг. Председателем был Константин Иванович Редькин. Кроме колхозных работ, колхозники привлекались на лесосплавные и другие работы.
На фронтах войны из с. Троицкий Посад сражались 376 чел., из них 125 чел. погибли, а 231 чел. вернулись домой. Среди них рядовой Иван Дмитриевич Глебов, сержант Федор Иванович Грачев, лейтенант Василий Александрович Кочетов, капитан Михаил Алексеевич Калугин, майор Александр Иванович Шмаков и др.
После войны колхозники этого села трудились в колхозе им. Михайлова, позднее - совхоза "Волга". По данным 1951 г. в колхозе имелась большая племенная ферма (более 100 коров "юринской породы"), овцеферма, свиноферма и птицеферма. В средней и начальной школах обучалось более 600 учащихся, детей колхозников. В селе размещались клуб, библиотека, изба-читальня, кинотеатр, 2 магазина. Намечались электрификация и радиофикация. Электричество появилось в 1954 г., радио - в 1957 г., имелись водопровод, медпункт, клуб, почта, школа; действовала церковь. Налажено автобусное и водное сообщение.
В этом селе родилось немало знатных людей, инженеров, судостроителей, морских капитанов, учителей, военных, мастеров высоких урожаев и животноводства, представителей самых различных профессий. Уроженец с. Троицкий Посад Н. А. Редькин, в 1918 г. добровольцем вступил в ряды Красной Армии; в 1919 г. был комиссаром бронепоезда "Советская Украина", погиб в июне 1920 г. в бою с белополяками. Родившийся здесь в 1920 г. Георгий Александрович Пономарев стал генерал-майором, участвовал в военных действиях против немцев и японских самураев. Закончил Военно-медицинскую академию им. Кирова. Был начальником военного госпиталя в Горьком. Служил в Центральном военно-медицинском управлении Вооруженных Сил СССР начальником Военно-клинического госпиталя им. Бурденко; возглавлял Медицинскую службу Ракетных войск стратегического назначения. По данным 1951 г., уроженка этого села Екатерина Михайловна Баженова, звеньевая колхоза им. Михайлова, в 1949 г. была награждена орденом Трудового Красного Знамени, являлась депутатом Верховного Совета РСФСР; Александра Николаевна Суслова проработала более четверти века учительницей местной школы, стала заслуженной учительницей МАССР; Федор Иванович Глебов был директором средней школы; Мария Филипповна Завьялова работала преподавателем Марийского государственного педагогического института, Александр Михайлович Баженов служил полковником в Советской Армии. Здесь родился Александр Иванович Сурьянинов, работавший заместителем председателя Совета Министров МАССР.
По состоянию на 01.01.2001 г., в с. Троицком Посаде числилось 343 двора, в том числе 73 двора пустующих, с населением в 634 чел. (275 муж. и 359 жен.); из них русских - 520 чел., мари - 110 чел., татар - 1 чел., чуваш - 1 чел., удмурт - 1 чел., белорус - 1 чел. В СПК "Волга" работали 16 чел., других организациях и хозяйствах - 90 чел., в личном подворье - 67 чел., на сезонных работах - 7 чел. Жители содержали 600 коров, 3 овец, 200 свиней и 602 головы домашней птицы.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://mari.eparhia.ru/
https://www.12rus.ru/
https://temples.ru/
https://www.eparhia.ru/
https://bacilla-g.ya.ru/
фото: Анны Михеевой, Галины Ведерниковой, Евгения Хлебникова.
Этим летом посетила село Троицкий - Посад, село очень красивое, вид на Матушку-Волгу с берега не забываемый. В селе встречаются очень старинные дома с крытыми железом крышами, а какие красивые резные убранства окон, это только надо самому посмотреть.Прогуливаясь по улицам села с сожалением смотрела на заброшенные дома, ведь когда то у них были хозяева, своим чередом протекала жизнь, рождались, росли дети, дети детей. А теперь дома умирают вслед за своими хозяевами. Жаль что мы променяли на "городские каменные джунгли" родные деревеньки. Посетила действующую Троицкую церковь, она смогла пережить разруху, "советское безбожие", другие трудности и теперь гордо, величественно возвышается на берегу Волги.
Комментарии
это моя деревня...))
это моя деревня...))
откуда ты??
откуда ты??
предпоследний
предпоследний снимок-козьмодемьянск вид с колокольни храма-видна коротенская церковь и переправа.
фото
спасибо за подсказку - фото убрали...
Этим летом посетила село
Этим летом посетила село Троицкий - Посад, село очень красивое, вид на Матушку-Волгу с берега не забываемый. В селе встречаются очень старинные дома с крытыми железом крышами, а какие красивые резные убранства окон, это только надо самому посмотреть.Прогуливаясь по улицам села с сожалением смотрела на заброшенные дома, ведь когда то у них были хозяева, своим чередом протекала жизнь, рождались, росли дети, дети детей. А теперь дома умирают вслед за своими хозяевами. Жаль что мы променяли на "городские каменные джунгли" родные деревеньки. Посетила действующую Троицкую церковь, она смогла пережить разруху, "советское безбожие", другие трудности и теперь гордо, величественно возвышается на берегу Волги.
верно!
вся Горномарийская сторона красивая!
особенно по Волге!
не получилось нынче туда выбраться... к сожалению...
Отправить комментарий