Сакральный марийский каменный алтарь
Буквально недавно была опубликована статья про почитаемые и сакральные камни Нижегородской области. В том числе мы упомянули, что, как минимум, на территории НГО есть 4 камня, которые имеют марийскую историю. То есть эти камни так или иначе связаны с религиозным культом народа мари, с его историей, с марийскими традициями и верояваниями.
Очень интересен сакральный каменный комплекс Хмелевая роща в Поветлужье, который в древности был населен марийскими племенами.
МЕГАЛИТЫ И ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Кто и для чего создал комплекс валунов в Варнавинском районе – это пока остается тайной
То, что участники ветлужской археологической экспедиции (ВАЭ) обнаружили в 2012 году в варнавинских лесах, пока не укладывается ни в какие рамки. Комплекс тяжелых разноцветных камней явно был сакральным объектом для какого-то народа… Но для какого? Кто собрал, применив недюжинную силу, эти валуны в одно место и расположил их в особом порядке, точно по географическим координатам? И, главное – для чего? Чтобы приносить жертвы неведомым богам, поклоняться здесь духам умерших предков или путешествовать по иным измерениям, используя каменный комплекс как портал?
Случайность
Открытие было сделано случайно. Осенью 2012 года археологи «прочесывали» берега реки Лапшанги и прилегающую к ней территорию на предмет обнаружения остатков древних поселений – в общем, проводили обычную разведку.
Исследователи поветлужья могли пройти мимо, но вдруг взгляд одного из участников ВАЭ — Дмитрия Карабельникова — упал на заросший мхом и травой камень. Ну, казалось бы, камень и камень… Но подозрительно прямоугольным он выглядел. Неужели природа так его «обтесала»?
— Рядом с ним из травы выглядывали и другие валуны, расположенные в относительно правильном порядке, — рассказывает Дмитрий Карабельников. – Мы тут же решили остановиться на этом месте и изучить его.
И решение было верным. Расчистив как следует площадку от растительности и упавших листьев, археологи обнаружили на ней пять камней: четыре вытянулись цепочкой с севера на юг, один – самый большой – расположен точно к востоку от середины этой цепочки. Уже это позволяет сомневаться в чисто природном происхождении комплекса (хотя сотни тысяч лет назад здесь было движение ледника, поэтому разных камешков осталось много, и расположение их порой весьма причудливо).
Сверху самый большой валун довольно плоский и имеет форму прямоугольника. Исследователи тут же окрестили его алтарем. Позже это загадочное место посетил сотрудник кафедры физической географии НГПУ Борис Фридман и установил важный (можно даже сказать, поразительный) факт: стороны этого «алтаря» расположены точно по географическим координатам – так, что отклонения нет ни на градус! Стало быть, люди, которые устанавливали этот камень, или ориентировались по заходу и восходу Солнца в дни равноденствий (тогда светило оказывается точно на западе и точно на востоке), или могли безошибочно указать стороны света по звездам, соорудив каким-то образом астрономические приборы. Предположение, что создатели древнего комплекса пользовались чем-то вроде современного компаса, кажется маловероятным. Но еще менее вероятным кажется то, что камень сориентировался по сторонам света сам по себе, благодаря ледниковым смещениям.
Кстати
Камни данного комплекса отличаются друг от друга по цветовым оттенкам: некоторые валуны бурые, некоторые синеватые… Тот, что самый большой — серый с красным оттенком, почти посередине у него белая прожилка. Доцент кафедры физической географии НГПУ Борис Фридман сообщил нам, что структура камней также неоднородна: в основном это кварцетовидный песчаник, но попадается и такая порода, как шокшинский песчаник. Все это принесено в поветлужье ледником 250 тысяч лет тому назад.
— Этот комплекс явно был создан людьми, — уверен руководитель ВАЭ Евгений Четвертаков.
В ходе детального изучения объекта были обнаружены три насыпи более мелких камней, которые как бы замыкают большие валуны в большой треугольник. В этих насыпях встречается и шлак – отходы более-менее древнего металлургического производства. Дмитрий Карабельников считает, что они могли быть… жертвенными. Его мысль проста: если приносили в жертву пищевые отходы (мясо ели, а рога и жилы – богам), то почему бы кузнецам-язычникам не делать то же самое по отношению к переплавленной руде?
Кто и зачем?..
К востоку от комплекса археологи нашли более конкретные артефакты: часть крышки котла, крюк, гвозди, пробой (металлический стержень с кольцом на конце). Все это было изготовлено и использовалось сравнительно поздно, в XVII-XIX веках. И все это с большой долей вероятности принадлежало марийцам. Именно эта народность до сих пор совершает жертвенные ритуалы, используя котлы и подвешивая их на крючья. Более того, –все это «железо», пришедшее в негодность, современные язычники выбрасывают строго на восток от ритуального места.
Похоже? Очень похоже. Но есть ряд нестыковок.
Во-первых, ни в расположенном рядом селе, ни в окрестных населенных пунктах марийцев нет. Допустим, они тут жили, да ушли 200 лет назад в результате более плотного заселения Варнавинского района русскими. Но если еще в XVII-XVIII веках эти места населяли марийцы, от них должны остаться характерные артефакты: черепки с соответствующим орнаментом, украшения и так далее. Ничего этого археологам обнаружить пока не удалось. «Железки» к востоку от валунов – сильный аргумент, но он пока единственный.
Во-вторых, данная народность использует в своих обрядах длинные и высокие деревянные столы, класть жертвенную еду (мясо и хлеб) на низкие камни – не просто неудобно, это не соответствует традициям. Можно, конечно, допустить, что поскольку в этой местности много «ледниковых» камней, местные язычники решили не утруждать себя созданием столов. А может, просто решили соригинальничать и раскладывать подарки богам на камнях? Но с такой же долей вероятности можно допустить, что это были не марийцы вообще.
Кто тогда?
Татары, мордва и русские этого делать не могли в силу иных религиозных обычаев. Загадочный народ меря, также населявший территорию нашей губернии, в позднее средневековье приказал долго жить. А остатки котла и того, с помощью чего он держался над костром, — все это использовалось явно в позапрошлом столетии. Таким образом, это были или представители какого-то своеобразного и неведомого доселе религиозного направления, канувшие в лету, или, все-таки, марийцы.
Но зачем им понадобилось расставлять большой камень – «алтарь» — точно по сторонам света? Отметим, что поднять любой из пяти валунов, составляющих комплекс, весьма непросто: это под силу только четырем-пяти очень сильным людям, и то с применением рычагов, а то и крупнорогатого скота. Стали бы марийцы напрягаться и расставлять эти камни в особом порядке, если религия этого не предписывает?
Вероятнее всего, представители этого народа стали совершать жертвенные ритуалы со своими котлами, но с «чужими» валунами – то есть они использовали каменное святилище, оборудованное кем-то ранее.
Но кем?
На этот вопрос тоже пока нет ответа, потому что более древние местные культуры (ананьинская, дьяковская и так далее) не оставили после себя ритуальных камней, расставленных и повернутых по географическим координатам. Значит, это была кучка людей, пришедших сюда издалека? Или, наоборот, некая коренная народность, следы которой мы только начали находить в глухих варнавинских лесах?
Исследователь поветлужья и марийской культуры Николай Морохин считает, что комплекс камней могли создать меряне – народность, упоминавшаяся в летописях, но исчезнувшая в средние века. Здесь надо уточнить, что некоторые ученые (в том числе и Николай Владимирович) относят мерян к марийцам, некоторые же выделяют их как самостоятельный этнос.
Невольно приходят на ум лабиринты и «истуканы» на ножках-валунах в Карелии, оставленные древней цивилизацией (то ли местными саамами, то ли еще кем-то). На юге страны хорошо всем известны дольмены – каменные «домики» без дверей и с единственным окошком. Истинное назначение всех этих объектов до сих пор не раскрыто: они могли быть жертвенными алтарями, кенотафами (символическими могилами без тел), предметами поклонения… Загадочен и каменный комплекс, найденный в Варнавинском районе. Только он не похож ни на дольмены, ни на северные лабиринты с «идолами». Судя по всему, с подобными объектами российская научная общественность сталкивается впервые.
Сакральный комплекс «Хмелевая роща» или далёкий марийский след
Открытие
В конце сентября в Варнавинском районе Нижегородской области на реке Лапшанге разведочным отрядом Ветлужской археологической экспедиции музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского было обнаружено уникальное марийское святилище.
Осенние выезды полевого сезона 2012 года разведочного отряда Ветлужской археологической экспедиции были посвящены изучению слабодоступных районов реки Лапшанга, протекающей на территории Варнавинского района Нижегородской области. В состав экспедиции вошли специалисты археологического отдела музея ННГУ, нижегородские краеведы и журналисты, а также студенты и магистранты различных факультетов нашего университета.
В результате проведенных работ по поиску неизвестных ранее памятников был обнаружен необычный археологический комплекс, который можно охарактеризовать как остатки некогда существовавшей священной марийской рощи. На существование сложного по своей структуре сакрального пространства указывают несколько фактов.
Во-первых, наличие алтарного комплекса в центральной части памятника, состоящий из алтарной плиты, валунной вымостки, скрытой под грунтом и мхом и мегалитов, служащих столиками для подношений.
Во-вторых, наличие по периметру сакрального пространства валунных насыпей. Подобные груды камней характерны для святилищ и кладбищ северных финнов (саамов и карел). Их назначение доподлинно неизвестно, однако можно предположить, что подобные «кучи» образовывались в результате ритуального приношения камней. При расчистке некоторых валунных насыпей нами были обнаружены железосодержащие шлаки, фрагмент железного котла.
Кроме того, при обследовании и шурфовке предполагаемого сакрального пространства были обнаружены археологические артефакты, которые можно разделить на четыре основные группы: немногочисленные фрагменты гончарной керамики XVII-XIX вв., фрагменты железных и чугунных котлов, предметы железного крепежа, оставшихся от бывших здесь деревянных конструкций, а также элементы ременной упряжи.
С большой долей вероятности мы имеем дело с «археологическим следом» некогда действующей, вырубленной и частично распаханной в XIX веке русскими поселенцами марийской священной рощи. Дело в том, что марийцы поклонялись своим богам в священных рощах-мольбищах, которые по своему предназначению являлись общественными, родовыми или семейными. Как правило, рощи и поныне располагаются на возвышенных местах и представляют собой небольшой участок леса, где запрещено пасти скот, ломать ветки и рубить деревья, выносить оттуда хворост, собирать грибы, ягоды и цветы, мусорить, ругаться и ссориться, посещать эти места без особой необходимости. Туда приходят только в дни праздников, в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с высшими силами природы.
Традиции
Общественные моления и жертвоприношения в рощах проводились несколько раз в год, обычно весной, летом и осенью. Весной моления проводится в конце апреля — начале мая. В это время обращаются к богам, чтобы те помогли вырастить хороший урожай хлеба и сена, дали хорошую погоду. Осеннее моление проводилось в конце октября — начале ноября, в знак благодарности богам и божествам, давшим хороший урожай хлеба и здоровый скот. Летнее моление требовалось для того чтобы боги послали членам общины мир и спокойствие, здоровье и семейное счастье, удачу и благополучие во всех делах.
Загадочные камниПомимо этого бывали общинные, родовые, бытовые, частные моления и жертвоприношения по какому-либо важному событию (рождение ребенка, свадьба, болезнь, смерть и т. д.). Процесс моления и жертвоприношения проводился в соответствии с общепринятыми традициями. Все участники ритуала накануне должны помыться в бане, одеться во все чистое и белое. В зависимости от значения рощи в обряде могли участвовать только женщины или мужчины или все взрослое население деревни.
Для жертвоприношения старались выбирать белых животных — быка, барана, гуся или жеребёнка. Если таковых не было, то животное заворачивали в белую ткань. Угодна богам такая жертва или нет, определялось по направления дыма от костра, брызганью кровью на очаг и горячей водой на животное. Если боги не принимали жертву, то все повторялось на второй, третий день. Жертвенное животное необходимо было полностью съесть, поэтому люди всегда шли в рощу с таким расчетом. Кости съеденного животного закапывались в роще, каждый раз под новым деревом. Все предметы для обряда жертвоприношения также хранились в роще. В священных рощах проходили не только моления, но и бракосочетания. Венчали жениха и невесту под главной березой, трижды обводя их вокруг дерева.
Загадка
Открытие святилища, сложенного из камней, поставило перед участниками экспедиции множество интересных проблем. Одна из них состоит в том, что до нашего открытия не было известно марийских святилищ или так называемых жертвенников, которые были бы выложены из большого количества камней. Алтарная часть, сложенная из мегалитов, вымостка, остальные элементы святилища – в комплексе такого рода объектов, пожалуй, раньше не находили. Остатки вымостки XVIII-XIX вв. ранее были зафиксированы лишь на территории так называемого Ирмарьского жертвенника.
Известно, что у марийцев при поклонении в ритуалах камни могут использоваться, но нет, к примеру, искусственно сделанного каменного алтаря. Здесь же фактически, мы имеем дело с своеобразным каменным следом вырубленной марийской священной рощи.
До нынешнего дня среди ученых бытовало мнение, что на территории современного Варнавинского района в средние века и в позднее время марийских священных рощ и урочищ не существовало. Бытовали эти культовые языческие комплексы лишь в Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Воскресенском и Воротынском районах Нижегородской области. Для ответа на эти и другие вопросы необходимо продолжать обследование открытого сакрального комплекса, который уже получил свое название – «Хмелевая роща».
Хочу напомнить, «Хмелевая роща» находится на северо-западе Нижегородской области, почти у границы с Ивановской и Костромской областями. И это никак не междуречье Ветлуги и Вятки, то есть не территория формирования марийской нации. Ни в преданиях, ни в народной памяти у местного населения не сохранилось воспоминаний о существовании данного святилища. В XX в. святилище практически не посещалось, за исключением случайно забредших сюда грибников и охотников.
Заключение
Работы, правда не так активно, идут до сих пор. Будет свежая информация – поделюсь. Сейчас же считаю своим профессиональным долгом поставить «Хмелевую рощу» под охрану как памятник археологии. А вот приравняют ли эту удивительную священную рощу к памятникам культурного наследи – неизвестно. Так или иначе, многое в этом вопросе зависит от непосредственной заинтересованности в самой республике Марий Эл. Взаимодействие здесь не помешает.
________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Четвертаков Евгений Валентинович
Руководитель Ветлужской археологической экспедиции
музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Сотрудник археологического отдела музея ННГУ
tank_kuz@mail.ru
«Московский Комсомолец»
https://mariuver.com/2013/02/13/sakral-kamni/
Энциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н. И. Сараева.- Йошкар-Ола, 2009.- С.521-522
Статья «Марийцы» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
Вложение | Размер |
---|---|
Сакральный марийский каменный алтарь | 497.04 КБ |
Сакральный марийский каменный алтарь | 345.78 КБ |
Сакральный марийский каменный алтарь | 332.44 КБ |
kamni1241 (4).jpg | 431.84 КБ |
kamni1241 (5).jpg | 425.91 КБ |
kamni1241 (6).jpg | 490.88 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 4190 просмотров
Комментарии
похожие камни...
кто был в Кожлаере около черных камней - отметит, что эти камни чем-то похожи друг на друга,
во-первых, цветом, точнее темноватым налетом на поверхности,
во-вторых, местные краеведы отмечали, что эти камни марийцы привезли с запада,
когда шло движение марийских племен на левый берег Волги,
очевиден и тот факт, что камни в Кожлаере также использовались в религиозных культах марийских племен, не зря некоторые камни также находятся около священной рощи недалеко от Кожлаера,
аналогичные камни, но в меньшем количестве есть также недалеко от Морков,
думается, что в Марий Эл это не единственное такое место...
Отправить комментарий