Памятники археологии Нижегородской области
Географическое положение и природные особенности края; история археологического изучения Нижегородского Поволжья; каменный век на территории региона: стоянки мезолита и неолита; неолитические культуры и их памятники, поселения пастушеских скотоводов эпохи бронзы; средневековые городища и могильники поволжских финнов на территории края; славяно-русская колонизация Нижегородского Поволжья; древнерусские города - Городец и Нижний Новгород.
КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
МУРОМА И МУРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ТУТ!
ИСТОРИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ И НАРОДЫ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ВЕТЛУЖСКИЙ КРАЙ - ТОПОНИМИКА, АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ!
СТАТЬЯ ПРО НИЖЕГОРОДСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
СПЛАВ ПО РЕКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Земля Нижегородского Поволжья хранит в себе богатое археологическое наследие. В настоящее время на этом, тяготеющем к устью р. Оки, участке Русской равнины известно около трех тысяч археологических памятников. Определяющей чертой природно-географических особенностей края является его положение на стыке двух природных зон - лесной и лесостепной. Это обстоятельство отразилось на культурном разнообразии местных насельников.
Первые археологические изыскания в Нижегородском Поволжье носили любительский характер. К ним относятся раскопки древнерусских курганов в округе города Городца крестьянином Дружкиным П.Д., начатые им в 1877-78 гг. С началом археологического изучения края связана деятельность Нижегородской ученой архивной комиссии (НГУАК), учрежденной в 1887 г. Сотрудники НГУАК проводили исследования на средневековых мордовских могильниках в г. Сергаче и в пос. Гагино, на Сейминском могильнике бронзового века, на Балахнинской неолитической стоянке и на других памятниках, некоторые из которых вошли в золотой фонд отечественной археологии. С изучением археологических древностей края связаны имена многих выдающихся ученых, таких как А.С. Уваров, В.А. Городцов, А.А. Спицын, Б.С. Жуков, М.В. Воеводский, О.Н. Бадер, И.К. Цветкова, А.Е. Алихова. Особое значение имеют изыскания нижегородских исследователей. Среди них выделяются работы В.Ф. Черникова, открывшего более сотни археологических памятников, многие из которых стали эталонными. Изучением культурных напластований Городца и Н-Новгорода с конца 70-х. гг. занимается Т.В. Гусева, с начала 80-х гг. систематические раскопки средневековых мордовских могильников проводит арзамасский археолог В.Н. Мартьянов.
Археологические памятники Нижегородского Поволжья представлены стоянками, селищами, городищами, святилищами, курганными и грунтовыми могильниками и охватывают широкий хронологический диапазон - от эпохи мезолита до позднего средневековья.
Памятников эпохи палеолита в Нижегородской области пока не выявлено. Первая мезолитическая стоянка (Горшиха) на территории г. Балахны была раскопана Жуковым Б.С. еще в 1916 г. Известные мезолитические памятники располагаются в Балахнинской низине, по берегам рек Оки и Волги. Все раскопанные мезолитические стоянки (их более десятка) отнесены к финалу бутовской культуры и датируются, преимущественно, VI тыс. до н.э. Стоянка Новошино находится у с. Новошино Навашинского района на останце первой надпойменной террасы левого берега р. Теши в 8 км от ее устья в 5 м над уровнем воды. Открыта Черниковым В.Ф. в 1961 г., в 1984 г. раскопана Жилиным М.Г. (104 кв. м). Основой хозяйства местных насельников была охота, с которой прямо или косвенно связана большая часть обнаруженного каменного инвентаря (наконечники стрел, вкладыши охотничьего оружия, разделочные ножи, скребки, проколки, орудия для обработки дерева - скобели, резцы, пилки, сверло, тесло, долота).
Первые в крае неолитические каменные орудия и керамика были обнаружены В.В. Докучаевым в 80-х гг. XIX в. у г. Балахна, с. Б.Козино, деревень Монастырское и Нагулино. Памятники этой эпохи оставлены племенами охотников и рыболовов вблизи устьев рек, на озерах, по берегам болот. Неолит в Нижегородской области представлен стоянками и могильниками нескольких археологических культур. Древнейшая из них - верхневолжская (стоянки Утрех-2, Новое Щербинино-5), датируется V тыс. до н.э. В 1935 г. на материалах местных памятников была выделена балахнинская культура (2 половины IV - середины III тыс. до н.э.). Одним из эталонных ее памятников является стоянка Гавриловка-2 (конца III тыс. до н.э.). Она была обнаружена Сафоновым Б.А. в начале 40-х гг., в 1950-51 гг. раскопана Цветковой И.К. (188 кв. м). Стоянка находится на дюне левого берега р. Волосаниха западнее д. Гавриловка вблизи от г. Дзержинска. По ходу раскопок здесь были обнаружены остатки легкого полуземляночного жилища (4х5м) со входом в виде узкого коридора. Керамика представлена фрагментами крупных полуяйцевидных сосудов с приостренным дном. Внешняя поверхность сосудов была покрыта ямочными вдавливаниями и отпечатками гребенчатого штампа. Характерные изделия из камня - листовидные наконечники стрел, ножи, скребки, полированные долота.
Волосовская культура (первая четверть III - первая четверть II тыс. до н.э.), выделена Городцовым В.А. в 1915 г. На территории области находится эталонный памятник этой культуры - Волосовская стоянка (в районе пос. Навашино). С этого времени в крае появляются долговременные поселения с достаточно мощным культурным слоем (50-60 см). Характерной чертой волосовской культуры являются кремневые и костяные фигурки животных, птиц, рыб и людей. На завершающей стадии ее развития появляются редкие предметы из меди.
Распространение производящего хозяйства по территории края началось в начале II тыс. до н.э. вместе с проникновением сюда племен пастушеских скотоводов эпохи бронзы, которые оставили многочисленные стоянки, древнейшие мысовые городища, курганные и грунтовые могильники. Эта эпоха представлена памятниками различных археологических культур (фатьяновской, балановской, поздняковской, чирковской, сейминско-турбинской, культурой текстильной керамики). Мировую известность приобрел Сейминский могильник (второй четверти II тыс. до н.э.) открытый в 1912 г. в Балахнинской низине у одноименной станции железной дороги. Обнаруженные здесь бронзовые кельты, наконечники копий и кинжалы с зооморфными рукоятками (всего 112 изделий из бронзы), являются “визитной карточкой” культурного феномена, с которым связывают кардинальные инновации в металлообработке культур северной Евразии. Могильник раскапывался 18 лет (вскрыто около 50 погребений), материалы исследований обработаны О.Н.Бадером. Все обнаруженные захоронения - грунтовые. Погребальный инвентарь выдает яркий воинственный характер племен, сумевших за 100-150 лет в своих миграциях преодолеть обширные пространства Западной Сибири, Уральской тайги и лесов Восточной Европы.
Памятники раннего железного века представлены селищами и мысовыми городищами городецкой культуры (VII в. до н.э. - II в. н.э.), которые известны преимущественно в Волго-Окском Правобережье. Одно из обследованных укрепленных поселений (городище Рамешки-1 в Кстовском районе на р. Алферовке) помимо земляного вала и рва с напольной стороны было укреплено мощным частоколом, сооруженным вдоль кромки берегового обрыва. Особенностью керамики этих памятников является характерная фактура внешней поверхности, напоминающая отпечатки ткани.
Раннее средневековье представлено в Нижегородской области поселениями и могильниками поволжских финнов. Одним из ключевых памятников, в котором отразился процесс сложения культурных комплексов таких народов как эрзя, мурома, марийцы является грунтовый Безводнинский могильник (конца V - начала VIII вв.), расположенный на склоне левого коренного берега р. Кудьмы вблизи ее устья. Открыл его в 1970 г. В.Ф. Черников, а в 1971-72 гг. он был полностью раскопан экспедицией под руководством Ю.А. Краснова (169 могил, 3500 кв. м). Большинство захоронений - ингумации. Погребальный инвентарь женских могил представлен украшениями - налобными венчиками, накосниками, головными жгутами, бронзовыми проволочными височными кольцами, застежками - сюльгамами, нагрудными бляхами, ожерельями. В мужских погребениях обнаружены железные втульчатые наконечники копий, дротиков, стрел, предметы конского снаряжения (стремена удила, уздечные бляшки). Все трупоположения имеют устойчивую северную ориентировку. Встречены конские захоронения, известные по более поздним комплексам муромских и эрзянских могильников.
Освоение нашего края славяно-русским населением связано со становлением и развитием трех крупнейших городских центров на восточной окраине русских земель - Мурома, Городца и Н-Новгорода. Первые древнерусские поселения на правобережье Оки возникают на рубеже X-XI вв. (одно из них - Коробковское селище в Навашинском районе). Одним из крупнейших центров древнерусской культуры на территории края был г. Городец, основанный в промежутке между 1164 и 1172 гг. В период татаро-монгольского нашествия он был разорен, но вскоре восстановлен, и окончательно запустел только после похода Едигея 1408 г. Археологическое изучение этого города было начато в 1960 г. Медведевым А.Ф., а с 1978 г. продолжено Гусевой Т.В. (раскопано около 3925 кв. м). Памятник находится на левом коренном берегу р. Волги в центральной части современного г. Городца (63,5 га) и хорошо локализуется по сохранившимся земляным укреплениям. В Городце прослежена усадебная застройка, исследованы остатки жилых и производственных построек. Среди находок - многочисленные товарные пломбы, печати, серебряные и медные монеты русских княжеств и чекана городов Золотой Орды, разнообразный бытовой, производственный инвентарь, фрагменты художественной привозной восточной керамики. Среди уникальных находок - железный княжеский шлем. Материалы, обнаруженные на памятнике, характеризуют его как один из крупных городских центров Северо-Восточной Руси.
Русское средневековье среди археологических памятников края представлено и многочисленными селищами. Проводимые на них раскопочные исследования (на селищах Большая Тарка-1, Наговицыно-1, Ближнее Константиново-1 и других) дают представления о сельских поселениях XII-XIV вв., о специфике хозяйственной деятельности, культурных традиций населения “палеохоры” древнейших городов Нижегородского Поволжья.
Чертово городище - Орла нер
Из истории:
Городища и селища были традиционными поселениями II тыс. н. э. Городища располагались на высоких надпойменных террасах рек и занимали мысы, образованные оврагами или изгибами террасы, а также впадениями малых речушек или ручьев в основную водную артерию.
У мари такие места известны под названием курган, орла нер (с марийского - чертов нос или чертов мыс), карман нер (крепость на мысу). Вокруг городищ, как правило, располагались несколько селищ и маленьких городищ, используемых для производственной деятельности, места погребений и молений. (Чёртово городище, Малосундырское городище в устье р. Сундырь). Аналогичная картина расположения памятников развитого средневековья существует в междуречье Ветлуги и Дорогучи. Групповое расселение обусловлено удобствами ведения хозяйства. (Т.Б.Никитина).
В окрестностях г. Васильсурска, Нижегородской губернии некогда бывшего резиденцией черемисских князей, сохранилось несколько городищ и мольбищ, чествуемых черемисами, давними христианами, и в наши дни. Из них самое любопытное – Чертово городище (памятник древнемарийской культуры, конец I тыс.н.э), лежащее в лесных трущобах правого берега Волги.
Городище располагалось на самом узком месте гребня меж двух оврагов. Первое что бросается в глаза при подходе к городищу, это – передовое укрепление, представляющее большую особенность городища и очень умно придуманное для защиты самого слабого пункта в городище. Без передового укрепления это место было бы беззащитно и в темные ночи можно было бы проскользнуть по тропе мимо городища и зайти в тыл его. Передовое укрепление состоит из рва и небольшого валика впереди его. На валике дежурил часовой, а во рву располагалось прикрытие. Согласно преданию, Орла нер был местом стояний войск Степана Разина, что подтверждается археологическими находками в виде боевых топоров. Именно укрепленное и выгодно расположенное городище привлекало сюда Степана Разина.
Городище в то время было укрепленным форпостом, находясь на стратегическом месте, контролируя все движение по воде и по суше. Об этом можно судить, основываясь на исторических документах, в частности «Казанской истории» и «Записок о Московитских делах».
(родник в Чёртовом городище)
Население городка пользовалось водою очень обильного ключа, бьющего из-под горы, к которой обращен склон оврага. Ключ образует бойкий ручей, шумливо бегущий в затон Волги.
Музей Эпох и Русенихинское городище
Музей Эпох и Русенихинское городище — музейный комплекс, включающий в себя Русенихинское городище и марийский могильник (Воскресенский район Нижегородской области).
Непосредственно музей располагается в деревянном доме, близ деревни Русениха. Музей располагается близ реки Ветлуги, которая является старейшей рекой в России, появившейся еще в прошлой эре, свидетельством чего являются факты обнаружения на её берегах поселений древнего человека.
Экспозиция
В экспозицию музея входит «Русенихинское городище», датирующееся VII-V веками до нашей эры и представлявшее собой укреплённое городище, которое обносилось валом и рвом. По данным раскопок, большинство жилищ ананьинских общин, к которым и относится «Русенихинское городище», представляло собой бревенчатый дом полуподземного типа длиной около сорока метров, шириной в четыре метра, с открытыми очагами внутри. Городища по Ветлуге всегда высоко возвышались над местностью, поэтому «Русенихинское городище» располагалось на высоте 34,5 метра над уровнем реки.
Также в экспозицию входит марийский могильник, который не так давно был обнаружен около Русенихи. Могильник датируется X-XI веком. Возведён он был после того, как в этих местах в I-V веках нашей эры стали появляться поселения, относящиеся к городецкой культуре, основанные древнемарийскими племенами (предками современных марийцев), которые и возвели этот могильник.
Кроме марийского могильника и «Русенихинского городища», в музее также представлены экспозиции, посвященные истории ветлужского края[ ], в том числе, некогда обитавшего в этих краях ветлугазавра, а также выставки картин местных художников.
Где находится и как доехать, телефон, время работы
Адрес:
Нижегородская область, Воскресенский район, д. Русениха
Как доехать:
На автомобиле из Нижнего Новгорода в сторону Семенова, далее свернуть на Воскресенское и не доезжая до него несколько километров свернуть на Будилиху и Русениху. Дорожные указатели на музей: между сёлами Владимирское и Воскресенское, свернув налево и проехав 7 км, вы окажетесь на месте.
Телефон: 8-908-7213166, 8-904-9097875.
Время работы:
вторник-пятница с 11 до 17 часов (обед 13-14ч.), воскресенье с 14 до 16 часов. Суббота и понедельник - выходные дни.
древнее городище на Ветлуге
МУЗЕЙ В РУСЕНИХЕ – ВОСКРЕСЕНСКОЕ ПОВЕТЛУЖЬЕ
Территория природного парка «Воскресенское Поветлужье», расположенного на северо-востоке Нижегородской области, хранит множество исторических и природных достопримечательностей. Сердцем первого в области природного парка является река Ветлуга, старейшая река в России, зародившаяся еще в прошлой эре. О древности Ветлуги свидетельствует факты обнаружения на ее берегах поселений древнего человека.
Одно из таких поселений ученые-археологи нашли на правом берегу Ветлуги близ деревни Русениха Воскресенского района. Именно здесь в наши дни расположился уникальный музейный комплекс с красноречивым названием «Музей эпох».
Впрочем, официальное название данного историко-археологического и природного комплекса звучит как «Русенихинское городище» и связано оно непосредственно с поселением древнего человека.Поселения представляли собой укрепленные городища, которые обносились валом и рвом. По данным раскопок, большинство жилищ ананьинских общин представляло собой бревенчатый дом полуподземного типа длиной около сорока метров, шириной в четыре метра, с открытыми очагами внутри.
Городища по Ветлуге высоко возвышались над местностью. Например, Русенихинское городище располагалось на высоте 34,5 метра над уровнем реки. Но этим музей эпох не ограничивается, потому что его «экспозиция» богата разными историческими и культурными пластами. На левом берегу Ветлуги в I-V веках нашей эры селились племена Городецкой культуры, образуя древнемарийские племена, от которых и произошел современный марийский народ.
Однако в недавнем времени археологи из Йошкар-Олы обнаружили древние захоронения марийской культуры Х-ХI веков — могильник черемисов, предков современных марийцев, — на правом берегу Ветлуги, в непосредственной близости к деревне Русениха. По древним языческим верованиям в могилу умершего складывали его личные вещи, вот почему ученым удалось обнаружить орудия труда, фрагменты одежды и даже украшения.
Все это археологи увезли на изучение в Йошкар-Олу, а затем вернули на место обнаружения — в историко-археологический музей. Сам могильник и жертвенный комплекс также будут музеифицированы, так что можно воочию созерцать следы древности, сохранившиеся на берегах Ветлуги.И Русенихинское городище и марийский могильник входят в состав историко-археологического природного музея, созданного в июне 2007 года.
Здание музея, в котором в советское время размещался русенихинский дом культуры, представляет собой крепкий бревенчатый дом, стоящий немного поодаль от самой деревни.Основная экспозиция включает в себя предметы быта древнерусских поселений. Экспонаты — чесалки, прялки, ткацкий станок, одежду, колодки для изготовления валенок и лаптей — собирали по деревням.
Варнавинское городище
Городище находится на месте современного города Варнавино.
В этих местах археологами и сотрудниками музея ННГУ было выявлено несколько археологических памятников древней Руси: древнее городище и несколько селищ.
Говорят, что в археологии многое зависит от удачи. И зачастую она действительно радует поистине уникальными открытиями. Именно так и случилось в конце октября, когда мы - участники Ветлужской археологической экспедиции (ВАЭ) музея ННГУ им. Лобачевского (одним из них являлся автор данной статьи) проводили исследование в Варнавинском районе на берегах реки Лапшанги.
В состав нашей экспедиции входили археолог, этнолог, краевед, а также магистранты кафедры археологии и студенты исторического факультета ННГУ. Объектом исследования стало марийское укрепленное городище, которое более тысячи лет было затеряно в глубине ветлужских лесов.
В какие века заброшено городище?
Ответить на этот вопрос в ходе изучения всех найденных артефактов археологам предстоит уже этой зимой. Однако некоторые первоначальные выводы и тот факт, что это марийское городище перестало существовать в результате военного нападения, известно уже сейчас.
Защита от непрошенных гостей
Исследуемое нами городище занимает высокий мыс, окруженный глубокими оврагами. С юго-западной стороны площадку этого «городка» древние строители огородили линией земляных укреплений - валом и рвом, остатки которых хорошо заметны и по сей день. Чтобы не допустить взятия городища врагами, его первопоселенцы выбрали мыс с крутыми боковыми склонами, невероятно трудными для подъема. К тому же это городище находится достаточно далеко от реки Ветлуги.
Здесь возникает интересный вопрос, почему люди, которые возвели это городище в раннем железном веке (I-V века нашей эры), старались располагать свои поселения не по руслам больших рек, таких, как Ветлуга, а на некотором от них отдалении, в овражных системах более мелких притоков? Некоторые исследователи предполагают, что жители древних поселений пытались спрятаться от посторонних взглядов. Однако еще много лет назад крупный советский археолог Кирилл Смирнов, изучавший памятники раннего железного века - городецкой и дьяковской культур, писал, что опытные следопыты - «воины и охотники того времени по ряду признаков безошибочно определяли близость поселков», даже если они были спрятаны в глухих местах.
В те далекие времена фортификационные укрепления городищ ограничивались не только валами и рвами. На валах, а также на краю более уязвимых участков обрывов зачастую сооружали разнообразные дополнительные укрепления. Например, столбы, пространство между которыми закладывалось землей и кусками обожженой глины, или высокий бревенчатый частокол, пазы между которым забивали глиной, или, наконец, ставили столбы или колья, а на них укрепляли плетень, также обмазывая его глиной.
Впервые изучаемое нами городище было обнаружено во время археологической разведки руководителями Ветлужской археологической экспедиции (ВАЭ) Андреем Пудеевым и Евгением Четвертаковым в 2007 году. Тогда они нашли на поверхности этого древнего «укрепрайона» фрагменты так называемой текстильной и ранней марийской гончарной керамики. Именно по этим маленьким черепкам разбитых глиняных горшков молодые археологи установили - это поселение пережило две эпохи. Первая - когда этот мыс облюбовало одно из племен городецкой археологической культуры (ранний железный век – I -V века нашей эры). Кстати, именно городецкие племена впоследствии приняли значимое участие в создании мордовского этноса и в минимальной степени марийцев. Именно представители этого племени возвели на городище первые укрепления, которые были им необходимы для защиты от различных непрошенных гостей (диких животных, вражеских отрядов кочевников и т.п.). С этой целью люди вырыли с напольной стороны городища ров шириной 2,5 метра, а рядом с ним насыпали вал из песка. Следующая эпоха - когда городище населяло одно из лесных марийских племен воинов-охотников, жившее на нем еще в домонгольское время. Видимо, они оставили городище веке, эдак, в XI.
Промыслы лесных марийцев
С целью приблизительной датировки изучаемого объекта и определения толщины культурного слоя на верхней площадке городища был заложен археологический шурф, раскопки которого осуществлял магистрант кафедры археологии исторического факультета ННГУ Павел Здобников. Хорошо насыщенный хозяйственной деятельностью людей культурный слой на нашем укрепленном поселении свидетельствует о достаточно долгой продолжительности жизни людей на его территории.
Кстати, согласно сообщению известного марийского археолога Татьяны Никитиной, большинство подобных городищ имеет слабонасыщенный культурный слой, что свидетельствует о коротких сроках использования их людьми. Вероятно, причиной частого ухода людей с городищ служило быстрое истощение природных ресурсов в округе, когда охотники истребляли в окрестных лесах всю дичь и уходили искать более благоприятные для жизни охотничьи, рыболовецкие, скотоводческие и другие промысловые угодья. Другая достаточно веская причина оставления людьми городищ и поселков в раннем средневековье - это когда они были вынуждены покидать свое насиженное жилище в связи с угрозой военного столкновения с другими племенами.
Марийское городище Цепель, Васильсурск
Замечательный старинный памятник в Василе это Цепель. На самой вершине довольно высокой горы, нависающей над городом Василем, находится ровная площадка, имеющая в длину 284, а в ширину 207 сажен; прежде она была окружена земляным валом и рвом.
Теперь вал сохранился только в двух местах: одна его часть, длиной около 30 сажен, идет вдоль площадки и соединяется с глубоким и крутым оврагом, простирающимся до самой Волги, другая часть вала – длиной около 75 сажен идет поперек площадки параллельно с венцом горы. Оба вала имеют высоту не более аршина, а ранее, в 1845 году, были в сажень высотой. Несравнимо шире и выше они были в предыдущий период, но от времени сильно опустились. Рвы, как перед уцелевшими остатками вала, так и в других местах сохранились в количестве восьми. Приводимые в публикации размеры рвов, взяты по состоянию на 1845 год.
(Цепель и Васильсурск с высоты)
Общая длина рвов составляет 671 сажень, глубина их колеблется от одной до двух саженей, средняя-же полторы сажени; ширина от двух до шести саженей, в среднем составляет три сажени.
Два рва идут вместе с валом вдоль площадки, а остальные шесть, с некоторыми перерывами, параллельно ей. Само собой разумеется, что эти восемь рвов составляли прежде один, также как и валы.
В настоящее время Цепель трудно узнать: по ней посажены во многих местах городские сады, некоторые рвы засыпаны землей, а валы срыты, и потому размер всех частей этого исторического памятника значительно изменился. Кругом Цепели, по незначительной отлогости места, попадаются кочки и корни деревьев, которые и указывают на болотистую и лесистую местность, которой окружена была в прежнее время Цепель.
В середине площадки заметны неглубокие ямы, по всем признакам засорившиеся от времени; ямы эти расположены в довольно правильном порядке, что и заставляет думать, что они были принадлежностью военных шанцов, в то время, когда здесь была устроена крепость с небольшой артиллерией. Возможно также, что эти ямы были устроены при жилищах, размещенных здесь.
Вся эта площадь, окруженная рвами и валами, с находящимися по середине ямами, в целом похожа на двор, в центре которого, в середине, стоял дом в азиатском вкусе. Аналогичные постройки характерны для черемис, многие из которых и по ныне строят дома в середине двора. По всей вероятности, и до перенесения сюда васильской крепости, Цепель эта со рвами и валами существовала. Иначе зачем переносить крепость на гору, когда жители, нуждающиеся в охране, жили под горой?
Удобство вырытых рвов и сделанных уже валов, вероятно, и способствовало тому, что крепость была поставлена выше города. Кроме того, высота крепости, которая давала вид цитадели, более гарантировала положение крепости.
Брунихин Камень, Каменное Святилище
Сокольский край богат заповедными уголками с удивительной и загадочной историей. Одним из самых загадочных и таинственных из них является «Урочище каменное святилище», где в лесу, посредине заросшей сейчас поляны, находится большой валун, именуемый «Камень с личиной» (на безусловно обработанной верхней поверхности этого камня выбито "лицо").
Камень погружен глубоко в землю. Вокруг камня выложен из камней поменьше большой круг очень похожий на "керексуры" (каменные выкладки), которые часто можно встретить, например, на Алтае и в Монголии (можно сказать, что это Нижегородский кромлех).
Камень погружен глубоко в землю. Вокруг камня выложен большой круг из камней поменьше, очень похожий на "керексуры" (каменные выкладки), которые часто можно встретить, например, на Алтае и в Монголии (можно сказать, что это Нижегородский мегалитический памятник).
"Кто и для чего создал уникальный каменный комплекс, затерянный в глухих лесах Сокольского района Нижегородской области? Ясного ответа нет. Есть предположение, что камни эти использовались в качестве древнего святилища представителями исчезнувшего ныне народа меря.
Но этот сложный артефакт мог возникнуть и в более древние времена, когда мерян ещё и в помине не было на данной территории. А схожесть комплекса с астрономической картой Солнечной системы и довольно строгое расположение по сторонам света говорит о том, что это всё дело рук не обычных первобытных людей, а достаточно высокоразвитой цивилизацией, существовавшей в этих местах."
Осмотр Святилища подтверждает - это действительно древнее святилище / капище.
В дополнении к предыдущим описаниям хочется добавить только следующее - в структуре камня много кварца, свойства кварца в мегалитостроении мы сейчас описывать не будем..
Сакральный марийский каменный алтарь
Буквально недавно была опубликована статья про почитаемые и сакральные камни Нижегородской области. В том числе мы упомянули, что, как минимум, на территории НГО есть 4 камня, которые имеют марийскую историю. То есть эти камни так или иначе связаны с религиозным культом народа мари, с его историей, с марийскими традициями и верояваниями.
Очень интересен сакральный каменный комплекс Хмелевая роща в Поветлужье, который в древности был населен марийскими племенами.
Кто и для чего создал комплекс валунов в Варнавинском районе – это пока остается тайной
То, что участники ветлужской археологической экспедиции (ВАЭ) обнаружили в 2012 году в варнавинских лесах, пока не укладывается ни в какие рамки. Комплекс тяжелых разноцветных камней явно был сакральным объектом для какого-то народа… Но для какого? Кто собрал, применив недюжинную силу, эти валуны в одно место и расположил их в особом порядке, точно по географическим координатам? И, главное – для чего? Чтобы приносить жертвы неведомым богам, поклоняться здесь духам умерших предков или путешествовать по иным измерениям, используя каменный комплекс как портал?
Случайность
Открытие было сделано случайно. Осенью 2012 года археологи «прочесывали» берега реки Лапшанги и прилегающую к ней территорию на предмет обнаружения остатков древних поселений – в общем, проводили обычную разведку.
Исследователи поветлужья могли пройти мимо, но вдруг взгляд одного из участников ВАЭ — Дмитрия Карабельникова — упал на заросший мхом и травой камень. Ну, казалось бы, камень и камень… Но подозрительно прямоугольным он выглядел. Неужели природа так его «обтесала»?
— Рядом с ним из травы выглядывали и другие валуны, расположенные в относительно правильном порядке, — рассказывает Дмитрий Карабельников. – Мы тут же решили остановиться на этом месте и изучить его.
И решение было верным. Расчистив как следует площадку от растительности и упавших листьев, археологи обнаружили на ней пять камней: четыре вытянулись цепочкой с севера на юг, один – самый большой – расположен точно к востоку от середины этой цепочки. Уже это позволяет сомневаться в чисто природном происхождении комплекса (хотя сотни тысяч лет назад здесь было движение ледника, поэтому разных камешков осталось много, и расположение их порой весьма причудливо).
Сверху самый большой валун довольно плоский и имеет форму прямоугольника. Исследователи тут же окрестили его алтарем. Позже это загадочное место посетил сотрудник кафедры физической географии НГПУ Борис Фридман и установил важный (можно даже сказать, поразительный) факт: стороны этого «алтаря» расположены точно по географическим координатам – так, что отклонения нет ни на градус! Стало быть, люди, которые устанавливали этот камень, или ориентировались по заходу и восходу Солнца в дни равноденствий (тогда светило оказывается точно на западе и точно на востоке), или могли безошибочно указать стороны света по звездам, соорудив каким-то образом астрономические приборы. Предположение, что создатели древнего комплекса пользовались чем-то вроде современного компаса, кажется маловероятным. Но еще менее вероятным кажется то, что камень сориентировался по сторонам света сам по себе, благодаря ледниковым смещениям.
Черемисское кладбище
«Черемисское кладбище» — археологический памятник древне-марийской культуры в 3 км к востоку от деревни Валово и в 4 км к юго-востоку от села Макарьевское Ветлужского района Нижегородской области.
Отто Николаевич Бадер отнёс этот памятник к VIII—X вв.
Эту же датировку поддержал А. П. Смирнов. А. Х. Халиков и Г. А. Архипов определили время функционирования могильника в пределах IX—XI вв., делая исключение для одного погребения, которое считали возможным датировать VIII — началом IX вв.
Судя по вещевому комплексу (височные кольца с одним отогнутым концом, головные цепочки, нагрудная бляха с прорезными краями и шумящими подвесками и т. д.), Т. Б. Никитина согласна с О. Н. Бадером и А. П. Смирновым и также датирует «Черемисское кладбище» VIII—X вв.
В 1957 году Марийским НИИ и Горьковским Краеведческим музеем также были подвергнуты раскопкам Веселовский могильник и Черемисское кладбище.
Черемисское кладбище находится на левом берегу речки Луданки, притока Ветлуги недалеко от старинного тракта Ветлуга - Котельнич - Вятка. Оно значительно разрушено предыдущими раскопками В.И.Каменского и местными кладоискателями. Черемисское кладбище археологами отнесено к VIII-X векам.
Земледелие было пашенным и подсечным. Основным орудием подсечного земледелия являлся топор, найденный в семи погребениях. При раскопках в 1929 году в одном захоронении найден мешочек с просом и полбой. Для обработки продуктов земледелия пользовались ручным каменным жерновом. Судя по обнаруженным остаткам шкур и тканей из шерсти скотоводство состояло из коров и овец.
Широко был распространен пушной промысел, меха служили предметами торгового обмена. В могилах найдены орудия рыболовства - остроги, крючки, остатки костей рыб. Во всех могилах попадалась льняная ткань.
Находки Черемисского кладбища красноречиво рассказывают о высокоразвитых ремеслах. Наличие однородных предметов свидетельствует об обособленности ремесел.
Кузнецы занимались изготовлением топоров, тесел, наконечников стрел, ножей и т.д. Они знали приемы ковки, сварки, и клепки. Обработка дерева состояла из изготовления чаш, рукояток, изделий из бересты.
Население было знакомо с обработкой кож и мехов для обуви, одежды, перчаток, различного рода сумок, кошельков, ножен и т.д.; изготовляли льняные и шерстяные ткани, умели окрашивать их; встречались изделия из кости - гребенки, рукояти ножей и шильев. Большие успехи были достигнуты в ювелирном деле, изготовлении украшений из меди, бронзы, латуни, олова, свинца и серебра.
Веселовский могильник
В Шахунском районе есть памятник археологии — Веселовский могильник, который расположен на дюнном всхолмлении левого берега реки Малой Какши близ д. Семеново (Вороваткино) Шахунского р-на.
Назван могильник по фамилии жителя деревни, который при установке столбов для качелей на Пасху в 1929 году обнаружил меховой лоскут и ремень, покрытый множеством подвесок.
Об этом сообщили в Ветлужский краеведческий музей.
В 1929 году сюда из Ветлуги выехали представители музея и произвели первые раскопки могильника. В ходе работ было вскрыто 13 погребений. По данным раскопок установлено, что он принадлежал древним марийцам, жившим по берегам реки Ветлуги и ее притокам с VIII века.
После большого перерыва сроком в 28 лет Веселовский могильник вновь подвергался раскопкам. Во второй раз в июле 1957 года работал отряд археологической экспедиции Казанского филиала Академии наук и научно-исследовательского института языка, литературы и истории Марийской автономной республики. Руководил раскопками к.и.н. Халиков А.Х. Экспедицией было изучено 30 могил и достоверно установлено, что захоронения оставлены в IХ-ХI вв. марийским населением.
В третий раз в 2008 году, по инициативе сотрудников Шахунского фольклорно-этнографического музея, раскопки провели археологи Марийского НИИ Языка, Литературы и Истории под руководством профессора Никитиной Татьяны Багишевны.
В результате троекратных раскопок найдено много интересных и ценных материалов, дающих представление о жизни марийцев на территории Поветлужья в VII-XIII вв.
Сочетание найденных языческих амулетов (человечек из коры дерева, металлическая хищная птица с развернутыми крыльями, многочисленные шумящие подвески с утиными лапками) с христианским крестом XI века рассказывают о сложном восприятии древнемарийским населением внешнего мира.
Для изученного могильника характерно существование двух типов погребального обряда: кремация — трупосожжение и ингумация — трупоположение.
Трупосожжение – обряд, встреченный в 2 случаях захоронений, заключался в следующем: сожжение тела производилось без украшений и одежды вне могильной ямы в специальных местах на территории могильника. В небольшой могильной яме (40-70см), вытянутой на северо-запад, в изголовье находился бронзовый сосуд с сожженными останками человека, иногда кучку праха насыпали в центре. Затем, здесь же раскладывали личные вещи и украшения в порядке их ношения, в конце ямы ставили глиняный сосуд.
Сейминский могильник
Сейминский могильник - могильник бронзового века (2 тыс. до н. э.) близ ст. Сейма ок. г. Нижнего Новгорода, на песчаной дюне Левого берега р. Оки.
Открыт в 1912 году, во время сапёрных работ Екатеринбургского пехотного полка. Дюна, сохранившая археологический памятник, вдаётся в пойму Оки и, возвышаясь над нею, примерно на 18 метров, занимает господствующее положение на местности. С её безлесной верхней площадки просматривается вся округа.
Раскопки Сейминской дюны, продолжавшиеся до 1940 года, открыли здесь стоянку бронзового века, относящуюся к XII—X векам до нашей эры и давшую имя сейминско-турбинской археологической культуре. Сейминская стоянка получила мировую известность, подтвердив, что территория России пережила бронзовый век — до этого считалось, что обитавшие здесь племена перешли от каменного века сразу к эпохе железа. Найденные в могильнике артефакты — искусно выполненные и украшенные топоры-кельты, наконечники копий, боевые ножи с ручками художественного литья, долота, шилья, браслеты украшают многие музеи мира.
Могильник состоял, примерно, из 50 неглубоких могил, в каждой из которых лежал скелет с богатым погребальным инвентарем, состоявшим из бронзовых массивных браслетов, ножей, кинжалов, втульчатых наконечников копий, втульчатых топоров-кельтов, плоских нефритовых полиров, колец и многочисленных совершенного изготовления кремневых стрел, ножей, пластин и других орудий. Имеются остатки янтарных украшений. Характер инвентаря могильника позволяет говорить о его восточном, зауральском происхождении и связывают его, в первую очередь, с Турбинским могильником на Каме.
На той же дюне, на месте Сейминского могильника, в более раннее и в более позднее время располагалось несколько поселений, от которых остался сильно перемешанный культурный слой с остатками жилищ, кострищ и материальной культуры от развитого неолита до эпохи поздней бронзы (от кон. 3-го до кон. 2-го тыс. до н. э.).
В. А. Городцов в 1915г. выдвинул понятие сейминской культуры, включая в нее материалы Сейминского могильника, часть найденной на его площадке керамики из древних поселений и материалы из некоторых окских стоянок. Однако, вопрос о связи данного объекта с определенным типом древних окских поселений до сих пор окончательно не решен.
История и археология Володарского района
Володарск сохранил на своей территории следы пребывания человека, отдалённые от нас тысячелетиями. Самые известные из памятников археологии — Володарская стоянка и Сейминский могильник.
Володарская стоянка открыта в 1946 году директором Дзержинского краеведческого музея Б. А. Сафоновым (по другим, неофициальным сведениям первооткрывателем является учёный-историк Живилов Данила Дмитриевич). Начатые в том же году раскопки продолжались до 1973 года. Рядом с крайними домами Луговой улицы на юго-западной окраине города на лесной поляне были раскрыты человеческие погребения, жилища-землянки, разнообразные кремневые орудия, лепные сосуды, кости животных и птиц. Эти находки позволили руководителю экспедиции И. К. Цветковой (научный сотрудник Государственного исторического музея) отнести стоянку к эпохе неолита, датировать её XVII—XIII веками до нашей эры и определить её принадлежность к волосовской археологической культуре (культура, распространённая в Волго-Окском междуречье в III—II тысячелетиях до н. э.). Ныне бо́льшая часть экспонатов стоянки хранится в фондах Государственного исторического музея.
Старосельский могильник
В нынешнем году в рамках проекта «Дневник археолога» прошла археологическая экспедиция на Старосельский могильник в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области. Ее участники сделали очень значимые и удивительные открытия.
Впервые о языческом могильнике, расположенном недалеко от деревни Староселье, заговорили в 1948 году. Тогда во время распашки вершины одного из мысов, выступающих в пойму реки Озерки, колхозники стали находить железные ножи, топоры, браслеты, кольца и другие средневековые предметы быта и украшения.
В конце XX века об этом месте узнал неравнодушный дальнеконстантиновец Вениамин Иванович Сомов. Как-то раз взошел он на это возвышение и увидел: на холме ямы нарыты, а вокруг них кости человеческие лежат. Рядом в отвалах темного рыже-коричневого грунта нашел он древние железные вещи: поржавевший топор, нож, тесло, кресало да изогнутый кочедык для плетения лаптей – то, что древняя мордва клала в могилы своих сородичей при погребении.
В 1998 году Сомов передал эти находки в районный краеведческий музей, но не забыл он про древний погост. Зная, что какие-то варвары приезжают туда и оскверняют прах похороненных людей, привез Вениамин Иванович на ту возвышенность кусок старого рельса, врыл его в землю, а на приваренной к нему металлической табличке написал: «Здесь в 1700-х гг. было кладбище и церковь, хоронили со всей округи по старому обычаю».
Через 10 лет этот мыс посетил нижегородский археолог Николай Грибов с директором районного краеведческого музея Николаем Грязновым. Здесь они увидели заросшие травой развороченные человеческие могилы, а возле них – кости, обломки медных котлов, ржавые железные пешни и другие древние предметы, брошенные мародерами.
Николай Грибов внимательно осмотрел возвышенность и пришел к выводу, что на ней расположен неизвестный археологам средневековый могильник. По найденному погребальному инвентарю Николай Николаевич предварительно датировал его XIII–XIV веками.
Прошло еще около восьми лет. Варвары ежегодно наносили языческому погосту непоправимый вред. Они продолжали свои грабительские раскопки. Площадь разрушений могильника составила 7000 квадратных метров.
Наконец, нынешним летом началось научное обследование памятника. В результате археологических работ было исследовано два погребальных комплекса. Первый оказался парным захоронением мужчины и женщины, которое руководитель экспедиции Евгений Четвертаков датировал XIII–XIV веками. Интересно, что такие совместные захоронения характерны для погребальной обрядности эрзи Притешья в Арзамасском и Первомайском районах Нижегородской области. Зафиксированы они и в Дальнеконстантиновском районе: пять погребений в знаменитом Сарлейском могильнике, а одно, XI–XII веков, исследовано нашей экспедицией в 2015 году на терюханском могильнике возле села Помра.
Безводнинский могильник
В 1970 году нижегородский археолог Черников открыл интереснейший грунтовый могильник у села Безводное Кстовского района Нижегородской области. В последующие два сезона там работала экспедиция Московского института археологии во главе с Юрием Красновым. Раскопали 169 могил с украшениями, оружием и глиняной посудой. Причем некоторых из погребенных воинов древние люди отправили на тот свет в сопровождении их боевых товарищей — коней в полной упряжи.
Вывод ученых был таков: Безводнинский могильник функционировал с V по VIII века нашей эры.
Но к какому народу относился памятник?
Вот над этим пришлось поломать голову.
Дело в том, что поднятые из земли предметы имели сходство с мордовскими, мерянсхими, муромскими и черемисскими древностями.
ТО ЛИ МЕРЯ, ТО ЛИ МОРДВА
В первую очередь исследователи обратили внимание на височные кольца погребенных в Безводном женщин и девушек. Эта разновидность архаичного украшения в течение многих веков не выходила из моды у предков как славян, так и их финно-угорских соседей. Аксессуары крепились либо к налобному венчику, либо цеплялись к головному убору, либо вплетались в сооруженную из длинных прядей прическу. Поскольку мода и в древности менялась достаточно часто, височные кольца разных племен различных веков заметно отличались друг от друга — данное обстоятельство очень помогает археологам в датировке памятников и идентификации народов, их оставивших. В Безводнинском могильнике было найдено меньше десятка височных колец — украшения, больше свойственного мере, муроме и марийцам, но менее популярного среди доисторической мордвы.
Вместе с тем на костяках погребенных людей археологам попались также и специфические мордовские украшения, менее характерные для муромы и мери, — металлические сюльгамы. Так назывались кольцевидные заколки типа застежек, которыми скрепляли полотнища одежды до изобретения пуговиц.
Среди многих видов браслетов, обнаруженных археологами, особенно любопытны так называемые тонкопроволочные с раскованными в лопасти концами, которые обычно находят в мордовских захоронениях VII— VIII веков.
Судя по всему, в плане материальной культуры Безводнинскии могильник можно увязать с народом, более родственным мордве, чем марийцам или мере. Прямые аналогии их погребальному инвентарю нашлись среди древнемордовских головных венчиков, накосников, шейных гривен, многих типов бус, нагрудных блях, перстней, предметов конского снаряжения.
Исследуя места захоронений, археолог Юрий Краснов выяснил, что столь небольшое кладбище никак не могло принадлежать крупному племени или даже роду. Вероятнее всего, в Безводном мы имеем дело с коллективным некрополем нескольких небольших соседних семей. Погребения мужчин-воинов с оружием, нередко с богато украшенными поясами, располагались отдельно от основной массы захоронений.
И вот, всесторонне изучив материал, Юрий Краснов сделал вывод, что Безводнинскии могильник нам оставила «особая группа поволжского финно-угорского населёния, близкая по этнографическим признакам, с одной стороны, муроме и отчасти мере, а с другой — северным группам мордвы, предкам позднейшей мордвы-эрзи».
СУНДОВИК: РЕКА ИЗ ГЛИНЫ
Таким образом, между марийцами, густо заселявшими в древности Поветлужье, и мордвой, обитавшей в южной части Кстовского и Лысковского, Большемурашкинского, Бутурлинского, Сергачского и южной половине Пильнинского района, в древности жило еще какое-то загадочное племя, имени которого мы не знаем. В настоящей статье мы попробуем обрисовать ареал его расселения и попытаемся доказать, что оно было ближе к марийцам, чем к мордве.
На территории Лысковского района в Волгу впадает достаточно крупная река Сундовик. Из письменных источников известно, что в XIV веке она именовалась Сундовит — так назывался древнебулгарский форпост, располагавшийся на месте нынешнего города Лыскова. Когда в XVI веке эти земли были присоединены к Русскому государству, на другом берегу Сундовика, напротив поверженной вражеской крепости, была возведена древнерусская твердыня Оленья Гора. Марийский топонимист Воронцова и вятский исследователь Арсланов достаточно убедительно доказали, что название этой реки произошло от финно-угорского слова, имевшего в марийском языке форму «шун» и обозначавшего глину. Слово это родственно мордовскому «сёвонь», диалектному коми «сюн», удмуртскому «сюнед» и аналогам из более отдаленных финно-угорских языков.
Есть в заволжской части Воротынского района таежное озеро Шумское — в его названии слово «шун» представлено в стандартном для марийского языка виде. Вторым элементом этого названия, если принять его исходную форму за Сундоват, могло бы явиться финно-угорское название водного потока — «ват».
Эрзянское мольбище у деревни Инютино
Находится: от районного центра г. Богородск на юго-восток 28 км, 1 км к западу от западной окраины д. Инютино (у северо-западной окраины сосновых посадок).
Является природно-историческим памятником природы.
ООПТ организована распоряжением Администрации Нижегородской области от 13 сентября 1996 года №1236-р.
Паспорт на памятник природы утвержден тем же распоряжением.
Площадь памятника природы: 0,01 га
Назначение: историческое; водоохранное; научно-просветительское; культурное (одно из немногих дошедших до нашего времени святилищ мордвы).
Памятник природы представляет собой территорию с группой деревьев и почитаемым источником с оборудованными подходами и срубом.
Родник и урочище были описаны П.И.Мельниковым-Печерским в работе «Очерки мордвы» как одно из важнейших языческих святилищ терюхан, имевшее межобщинное значение.
По местным преданиям, роща была местом языческих поклонений мордвы творческим силам природы, местом проведения языческих праздников летнего цикла, связанных с урожаем, земледельческим трудом и охотой.
Касанихинское мольбище
Эрзянская священная роща Касанихинское мольбище находится: от районного центра г. Богородск на юго-восток 32 км, в 0,5 км к северу от окраины д. Касаниха
Является природно-историческим памятником природы. ООПТ организована распоряжением Администрации Нижегородской области от 13 сентября 1996 года № 1236-р. Паспорт на памятник природы утвержден тем же распоряжением.
Площадь памятника природы: 0,2 га
Назначение: научно-просветительское; водоохранное; эстетическое; культурное (одно из немногих дошедших до нашего времени святилищ мордвы).
Памятник природы представляет собой липовую рощу с небольшим прудом в южной части* и источником на северо-западе. По местным преданиям, роща была местом языческих поклонений мордвы творческим силам природы, местом проведения языческих праздников летнего цикла, связанных с урожаем, земледельческим трудом и охотой.
Здесь растут громадные двухвековые липы и ветлы со стволами в два обхвата*.
Источник считается целебным, на него ходят молиться.
Он оборудован деревянным срубом и носит название Мольбище, как и сама роща. Сток родника образует небольшой пруд.
Курган Кшекуравай
Природный памятник – курган Кшекуровай с родником Кельме Лисьма – был расчищен и облагорожен сотрудниками и волонтерами Эрзянского культурного центра.
С мордовского языка Кшекуравай переводится как «горбушка хлеба» (кстати, курган на этом языке — «маар»). Название курган получил за свою форму: он напоминает хлеб, вынутый из печи.
Высотой Кшекуравай не более двух метров, его диаметр — 28 метров.
Сложенный изначально из привозной черноземной земли, за много веков курган вырос до внушительных размеров.
Он был постоянным местом сбора народа, тем более что недалеко от Кшекуравая в вершине пологого оврага Спорный находится святилище Кереметь и целая система мелких речушек и родников, начало реки Астра.
Путешествие к священным курганам
Осталось посетить последнее святое место Маар (курган) Кшекуравай.
Вернувшись к Лукоянову, мы направились в сторону деревни Березовка - бывшей огромной деревни, в которой совсем недавно отмечалось её 300-летие. Но сейчас в ней жилых не более 5-7 дворов. По имеющимся у нас координатам до кургана было всего около двух км., и мы, оставив машину на автобусной остановке, где кончается асфальт, пройдя по насыпи Березовского пруда, направились по раскисшей полевой дороге в сторону кургана. Свернув с дороги к лесу, мы пошли вдоль него.
К нашему удивлению по имеющимся у нас координатам 55°10.191 N 44°26.606 E мы нашли Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений):
древние идолы, практически разрушенные ворота, столики для подношений, древние дубы.
Все говорило о том, что здесь было когда-то тоже Эрзянское мольбище.
Балахнинская крепость
Балахнинская крепость - Возникновение Балахны связано с развитием солеварения на базе местных соленосных источников. Начало этого промысла, по народному преданию, было положено ссыльными новгородцами. Тем не менее, появление Балахны, правда, не под собственным названием и местных соляных промыслов отмечено источниками значительно ранее.
В 1401—1402 годах уже существует «Соль на Городце» с рядом солеварниц.
Под собственным названием Балахна впервые встречается в русских летописях под 1536 годом, причем о ней говорится уже как о богатом и многолюдном городе.
В этой же летописи пишется о разгроме Балахны крупным татарским отрядом в январе 1536 года.
Грабители подожгли ряд зданий в Балахне и, сломив наспех организованное сопротивление балахнинцев, разграбили город.
Опоздавшая помощь из Нижнего Новгорода нашла в Балахне груды пылающих развалин и немногих уцелевших живых жителей.
Судя по изложению летописей, в Балахне в то время не было ни гарнизона, ни крепости, что и привело к ее разгрому.
Этот печальный урок не прошел бесследно. Вскоре после событий 1536 года в Балахне была построена дерево-земляная крепость.
Строители Балахнинской крепости не ставили себе задачу обеспечить защиту города в целом. Крепость имела относительно небольшие размеры и должна была служить временным укрытием для населения в случае возникновения опасности вражеского нападения. Внутри ее размещались соборная церковь, воеводский двор и губная изба с тремя тюрьмами.
Балахнинская крепость имела форму неправильного пятиугольника. Очертания ее вала нанесены на сохранившемся плане Балахны 1830 года.
Общее протяжение линии стен и башен крепости составляло 1102 м. Всего в крепости имелось 9 башен, из которых четыре были проезжими.
Стены Балахнинской крепости были рублеными, т. е. делались из поставленных в стык друг к другу срубов из массивных сосновых бревен. Толщина стен составляла 2 сажени — 4,4 метра.
Башни Балахнинской крепости были квадратными в плане и имели размер стороны от 6,6 до 12 м. Высота башен без кровли составляла от 9 до 16 м.
Названия башен — Рождественская, Петровская, Воскресенская и Никольская — происходили от расположенных неподалеку церквей. Башни, расположенные по углам крепости, не имели собственных названий, кроме расположенной в северном углу. Последняя носила название «Петух».
Крепость в селе Городищи
Этой крепости хотелось бы уделить немного больше внимания по причине того, что о ней практически нет никаких сохранившихся летописей.
Что и от кого могла защищать эта крепость, коль находилась она на северном берегу реки Волга (противоположной от Нижнего Новгорода)?
Есть и еще одна интересная теория, утверждающая, что именно эта крепость могла стать прообразом легенды о граде Китеже, "скрывшемся" в глубинах озера Светлояр.
Приведу самые интересные выдержки, описания и доводы по поводу этой крепости из книги Кирьянова И.А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. Горький, 1961
--------------------------
До недавних времен было принято считать, что Горьковское (ныне Нижегородское) Заволжье (исключая район Городца) заселено и освоено русскими людьми очень поздно. Считалось также, что история военных столкновений Руси с ее врагами обходила стороной этот малолюдный лесной край. Поэтому трудно было даже предполагать, что здесь могут быть найдены остатки старинного русского крепостного сооружения.
В 1959 году на самом краю огромных керженских болот в верховьях речки Ватомы были найдены и исследованы остатки старинной русской крепости XIII—XIV веков.
Эта безымянная русская крепость находится на южной окраине села Городищи. Она занимает мыс, образованный рекой Ватомой и впадающим в нее ручьем Мосоловым. Среди местного населения доныне бытует предание, что крепость пала после жестокого боя ее защитников с татарами. Сообщая об этом, рассказчики ссылаются на большое количество человеческих костей, которые находят при земляных работах в этом районе. По их объяснению название ручья «Мосоловый» происходит от этих находок (от «мосол» — кость).
описание крепости :
На территории крепости, густо поросшей вековыми березами, раньше существовала часовня, а позднее - Церковь и кладбище. Ныне здесь расположена школа с ее хозяйственными постройками (по состоянию на 1959 г.)
Крепость имеет кольцеобразную форму и один вход. Ее периметр — 350—360 м. Высота вала, который сохранился на всем его протяжении, достигает 2—3 м. Никаких следов бывших башен, кроме проезда, не имеется—линия вала нигде не прерывается и не понижается. С трех сторон крепость окружена естественными косогорами, а четвертая сторона защищена только валом — следов рва здесь не обнаружено.
Проведенным исследованием установлено, что крепостная стена имела форму городни, т. е. состояла из двух параллельных бревенчатых стенок, засыпанных внутри землей. Бревна стены лежали горизонтально и крепились вертикальными стояками - Столбами. Толщина стены составляла около 1,5 м, а высота, судя по отвалам, — до 3,5—4 м.
Доводы Кирьянова И.А, утверждающие связь легенды о граде Китеже и крепости в селе Городищи (Борского района). Исторические предпосылки для строительства этой крепости:
В связи с тем, что крепость в селе Городищи является безымянной, прямых указаний о ее службе в исторических источниках не имеется. Однако факт ее существования находит отражение в народной легенде и документальных источниках.
Широко известна народная легенда о граде Китеже. Она повествует о городе-крепости, существовавшем в глухих заволжских лесах нашего края, разоренном татарами и исчезнувшем с лица земли. Эта легенда изложена в так называемом Заволжском, или Китежском летописце, созданном в конце XVII столетия старообрядцами из секты бегунов.
В летописце указывается, что великий владимирский князь Юрий Всеволодович, посетив ряд городов Руси, приехал в Волжский Городец — Малый Китеж. Оттуда он поехал сухим путем на восток и на берегу озера Светлояр «в месте вельми прекрасном и многолюдном» построил город-крепость Большой Китеж. Впоследствии, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, он скрылся в этом городе. Но татаро-монгольское войско, узнав дорогу от предателя, пришло к городу, взяло его и убило князя.
Крепость в Павлово
Па́влово — город (с 1919) в Нижегородской области России.
Административный центр Павловского района, в составе которого представляет собой административно-территориальное образование (город районного значения) и одноимённое муниципальное образование город Павлово со статусом городского поселения как единственный его населённый пункт.
Неофициальное название — Павлово-на-Оке.
Население — 58 163 чел. (2017).
Город расположен на правом берегу реки Оки на Перемиловских горах, в 79 км от Нижнего Новгорода. Конечная станция однопутной неэлектрифицированной железнодорожной линии Окская — Металлист. Автомобильная дорога Нижний Новгород — Ряжск.
Границами города служат на севере, северо-востоке и востоке — пойма реки Каски, правого притока Оки, на юге и юго-востоке — автомагистраль регионального значения Нижний Новгород — Касимов, на юго-западе — земли Таремского сельского поселения, на западе — река Ока.
Город расположен в северо-западной части Приволжской возвышенности. Её часть, расположенная между реками Окой, Серёжей, Кудьмой и Богородской мёртвой долиной, называется Стародубьем. В пределах Стародубья расположена холмистая гряда Перемиловских гор. Именно на её территории находится город.
Рельеф городской территории Павлова холмистый, с развитой овражно-балочной сетью. Город стоит на семи холмах, называемых «горами»: Троицкой, Семёновой, Спасской, Убогой горах, Каменке, Воскресенской и Дальней кручах. Центральная часть города (так называемый «Низ») расположена в понижении между холмами.
Овраги имеют разветвлённую сеть отвершков. По тальвегам протекают небольшие ручьи. Крупнейшие овраги — Троицкогорский и Стрижов. Последний имеет печальное историческое прошлое: в нём в послереволюционные годы проводились расстрелы людей, не принявших советскую власть или попавших под подозрение.
Крепость в Павлове-на-Оке и возможная ближайшая к ней в Вачском районе у Горы Дины.
Из книги Кирьянова И.А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья (Горький, 1961) можно узнать:
«По-видимому в одно время с ними (Городец и Н. Новгород), если не ранее, возникла дерево-земляная крепость в Павлове-на-Оке. Документ XVI века — «Книга Большого чертежа» — называет Павлово «Павловострог». Никаких старинных описаний Павлова острога и видимых остатков укреплений в Павлове пока не выявлено. По положению этой крепости можно лишь полагать, что она возникла очень давно, как пограничный пункт, охранявший подступы к Мурому и Владимиру».
Павловским краеведам известно, что изначально в Павлове был построен военный острог, населенный стрельцами, который нес функцию оборонительного и военного пункта, наверняка должна была существовать в, этом случае и крепость хотя бы деревянная – иначе это был бы не острог. Конечно, при выборе места для строительства Павловской крепости, которое связывают с именем Ивана Грозного, учитывались многие факторы: рельеф местности, нахождение на транспортных направлениях, наличие каких-то поселений на месте строительства острога или рядом с ним и т.д.
Вполне возможно, что и до Ивана Грозного здесь было какое-то поселение (как русских, так и местных коренных народов), подвергавшееся разбойничьим набегам, и которое пыталось сначала обороняться от них самостоятельно, а затем уже при помощи стрельцов и под контролем царя. Большая вероятность и того, что Муромские и Владимирские князья создали здесь какой-то дальний "блокпост", защищавший их рубежи от набегов ближайших соседей еще и до Батыева нашествия.
В любом случае, о древней крепости на Павловских землях времен строительства города и крепости Городец пока ничего не известно . Не сохранилось ничего и от бывшего здесь стрелецкого острога. Все, что напоминает о стоявшей когда-то здесь крепости - остроге, так это название Острожной горы в современном городе Павлово.
Действительно, глядя на Острожную гору, можно представить, как могла выглядеть стоящая здесь когда-то крепость. Со стороны реки Ока она и сейчас выглядела бы довольно неприступной.
Крепость Курмыш
Крепость Курмыш на реке Суре (Пильнский район) - Основным опорным пунктом на пьянско-сурской границе была крепость Курмыш, основанная в 1372 году на берегу Суры у впадения в нее речки Курмышки, когда князь Борис Константинович «постави город на Суре Курмыш нарече»
С момента своего основания и до середины XVI века Курмышская крепость первой принимала на себя удары восточных соседей Руси и долгое время выполняла роль опорного пункта русской пограничной службы. Другие крепости на реке Сура в Ядрине и Васильсурске были основаны гораздо позже.
Немало отчаянных боев пришлось вести защитникам Курмыша в XIV—XVI веках. Память о них сохранилась в народных преданиях, а позднее была увековечена в гербе уездного города Курмыша. На нем изображались два перекрещенных лука.
Есть некоторые факты, которые связывают крепость-город Курмыш неразрывно со всей историей России. Вот некоторые из них:
За всю историю существования государства российского его правителя держали в плену один-единственный раз. И было это в Курмыше. В 1445 году против казанского хана Улу-Мухаммеда выступил великий князь Василий Темный. Под Ефимьевым монастырём 1500 русских атаковали неприятеля, который был «вдвое многочисленнее», как пишет Карамзин. Князя ранили и взяли в плен. Нижний Новгород, который являлся его, Василия, владением, был разгромлен. «Безбожный царь казанский» повез Василия Темного в Курмыш, где его держали в одной из церквей. Здесь же, в Курмыше, Улу-Мухамед после продолжительных переговоров принял решение освободить Василия Темного за огромный выкуп в «200 000 рублев» (по Новгородской летописи).
Курмыш был значимым для царей и князей. Например, московский князь Василий Дмитриевич и царь Иван Грозный завещали сей город «со всем, что к нему потягло» своим сыновьям.
Бывали в Курмыше и Пугачев (здесь он венчался с бывшей крепостной, а во время восстания Пугачева атаманшей Настасией Хлоповой и лютовал вешая местных дворян и помещиков) Был в Курмыше и Разинский вассал Максим Осипов. О Курмыше упоминает и Пушкин в «Истории Пугачева».
А во время революции белые офицеры в Курмыше создали оппозицию и свергли большевиков. Был убит председатель исполкома Мартьянов и его помощники. Мятежным курмышанам даже удалось захватить склад с оружием. Однако, войска Красной армии взяли город штурмом. После подавления мятежа в Курмышском уезде было расстреляно 109 человек.
Вот такая краткая история этого славного старинного города.
Сведений об устройстве Курмышской крепости в XIV—XVI веках пока не обнаружено. Наиболее раннее подробное описание укреплений Курмыша относится к началу XVII века.:
«Это описание дано в Писцовой книге Курмыша, составленной в 1623—1626 годах. По данным книги, Курмышская крепость находилась на левом коренном берегу реки Суры у выхода в ее пойму реки Курмышки. Стены и башни крепости с двух сторон защищались береговыми скатами, усиленными искусственным препятствием — «тыном вострым, а по тыну рублеными тарасами». С напольной стороны крепость защищалась рвом глубиной и шириной в 5,5 м. По дну рва также проходил остроконечный частокол.
В 1623—1626 годах крепость имела семь башен. Одна из них угловая — «позади воеводского двора и площади»— незадолго до составления Писцовой книги сгорела. Из семи башен шесть были прямоугольными, в том числе две проезжими. Одна башня, называвшаяся «Красной», имела шестигранную форму. Кроме проезжих башен, крепость имела «четверо ворот потайных» в стенах.
Вид на пойму реки Сура от Курмыша (внизу бывшая старица Суры-озеро Курмышка)
Крепостная стена состояла из 93 городней — срубов по три сажени длиной каждый.3 Вал крепости был невысоким.
Внутри крепости находился воеводский двор, склад боеприпасов, тюрьма, 17 амбаров и житниц, 28 жилых дворов, собор Успенья Богородицы и церковное место.
В 1623—1626 годах на вооружении крепости состояло 2 пищали полковых (пушки) и 20 пищалей «затинных»— крепостных ружей. На складе внутри крепости было 2,5 пуда «зелья»— пороха, 355 ядер к полковым пищалям, 278 ядер, «обливаных свинцом скорострельных», и 2584 ядра к затинным пищалям. Кроме того, числились свинец «сеченый» и «дроб свинцовый», сера и селитра».
Проведенное в 1960 году обследование Курмышской крепости показало, что вал ее в настоящее время вообще не существует. От него остались еле заметные следы в виде повышений рельефа под некоторыми зданиями на улицах Советской и Красноармейской. Вал уничтожен раскопкой огородов и планировкой Курмыша в конце XVIII—начале XIX века. Ров крепости сохранился на местах выхода к коренному берегу на улицах Советской и Володарского. Сохранился и ясно выражен также участок рва, отсекающий окончание мыса, на котором расположен центр села. Протяжение этого участка около 70 м, ширина рва достигает 7 м и равна указанной в документах XVII века. Но глубина рва на этом участке составляет всего около 1.2 м (прежде — 7 м), что является результатом его постепенного выравнивания за счет отходов близлежащего жилья.
Крепость Сундовит
Лысково официально основано в 1410 году — именно это год первого письменного упоминания о поселении.
Но еще раньше здесь высилась булгарская крепость Сундовит.
Ров и крепостные валы сохранились на Оленьей горе до сих пор, кое-где они изрезаны оврагами.
Общий периметр валов составляет 2044 м.
До XVII века это был один из форпостов на восточных рубежах русского государства.В 1552 году во время своего похода на Казань здесь останавливался Иван Грозный. Позднее, когда настали относительно мирные времена, жители переселились подальше за реку Сундовик, к подножию Лысой горы. В XVII веке во время восстания Степана Разина Лысково одним из первых поддержало разинцев.
Древнейшая история.
Археологические раскопки на территории Лысковского района подтверждают, что люди здесь селились еще в эпоху неолита.
Стоянка Потопай относится к так называемой Балахнинской культуре и датируется 3 – 1 половиной 2 тысячелетия до нашей эры.
Поселение на Олениной горе возникло в эпоху бронзы — 3-2 тысячелетие до н.э. Баранниковское городище — это середина 1 тысячелетия до н.э и относится к Городецкой культуре.
Первое летописное упоминание о Лыскове относится к 1410 году. В этом году, согласно жалованной грамоты Нижегородского князя Даниила Борисовича, пустынь на Лыскове была подарена Благовещенскому монастырю. Хотя поселение на этом месте существовало задолго до этого времени.
Древнейшее поселение возникло еще в эпоху бронзы. Место для городища было выбрано не случайно — это мыс высотой до 40 метров Олениной горы, омываемой с одной стороны Волгой (Волга протекала тогда непосредственно под горой, ее русло начало меняться около 300 лет назад, и река отошла от Лыскова на 2 – 3 километра), а с двух других – Сундовиком с его труднопроходимыми, заболоченными берегами.
Следы древнейших обитателей Олениной горы были обнаружены на северо-западе на глубине 60-100 см., относящихся к Городецкой культуре. Здесь найдены остатки укреплений — древний ров, а также многочисленные предметы быта (кремниевая стрела, скребки, костяные иглы для сети, фрагменты глиняной посуды с "сетчатым" орнаментом. Все эти материалы относятся к II-IV векам нашей эры. По неизвестным причинам поселение было заброшено и возобновлено русскими только во времена Великого Нижегородско — Суздальского княжества (1341-1392 г.г.). Археологами в северо-восточной части крепости обнаружены остатки русской деревни на глубине 30-40 см. Было найдено четыре сооружения. В первом из них — глинобитная печь для выплавки железа, обломки невыкованного железа, шлака и кусков лимонита - местной болотной руды. Вторая постройка - жилище рыбака. В центре размещался очаг. Здесь были обнаружены глиняные грузила, костяной крючок, гребень, кости осетра, обломки керамики. Третья постройка, вскрытая частично, была под валом крепости, что указывает на то, что поселок существовал ранее крепости и был уничтожен до ее построения.
Наиболее интересную находку исследователи обнаружили в четвертой постройке. Здесь, рядом с остатками глинобитной печи было найдено большое количество обугленных зерен ржи и полбы. Такая находка на территории области была сделана впервые. Поселение просуществовало до середины XIV века, и было уничтожено пожаром. В 1367 году в пределы Нижегородских земель вторгся хан Булат-Темир и опустошил села по берегам Сундовика. Выжженные татарами по Сундовику 6 сел, в том числе Садово, Заряховское, Запрудное, Замухарки, купил у князя купец Тарас Петров, о котором летопись сообщала, что "больши ево из гостей не было", то есть богаче в Нижнем Новгороде. "Откупив своею казною полону множество всяких чинов людей", купец поселил их на свободных плодородных землях. Можно предположить, что именно тогда было заселено и Лысково, а для защиты срубили на Олениной горе крепостицу.
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Авдусин Д.А. Основы археологии. М., изд-во Высшая школа. 1989. 336 с.
Археология. Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. – М.: Издательство Московского университета, 2006. – 608 с.
Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., изд-во Прогресс. 1990. 368 с.
Граков Б.Н. Ранний железный век. М., изд-во МГУ. 1977. 232 с.
Кругликова И.Т. Античная археология. М., изд-во Высшая школа. 1984. 216 с.
Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., изд-во Высшая школа. 1989. 224 с.
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Археология СССР с древнейших времен до средневековья. М., изд-во Наука. 1982. 257 с.
Халиков А.Х., Безухова Е.А. Материалы к древней истории Поветлужья. Горький, издание ГИАМЗ. 1960. 60 с.
Халиков А.Х., Халикова Е.А. Васильсурское поселение эпохи бронзы / Труды Горьковской археологической экспедиции // МИА. М. – Л., изд-во Наука. 1963. С. 239-268.
памятники археологии Нижегородской области.
Сборник путеводитель по интересным местам Нижегородской области.
Авторы: А. В. Семенов, Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
официальный Сайт Правительства Нижегородской области
Достопримечательности Нижегородской области
Формозов А.А. Пещерная стоянка Старосельская и ее место в палеолите. Материалы и исследования по археологии по СССР № 71 М. АН СССР. 1958г.
- Россия:
- Тэги:
- 8960 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий