Сейминский могильник

Сейминский могильник - могильник бронзового века (2 тыс. до н. э.) близ ст. Сейма ок. г. Нижнего Новгорода, на песчаной дюне Левого берега р. Оки. 
Открыт в 1912 году, во время сапёрных работ Екатеринбургского пехотного полка. Дюна, сохранившая археологический памятник, вдаётся в пойму Оки и, возвышаясь над нею, при­мерно на 18 метров, занимает господствующее положение на местности. С её безлесной верхней площадки просматривается вся округа.  

 

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ИСТОРИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ И НАРОДЫ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ НГО - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

Раскопки Сейминской дюны, продолжавшиеся до 1940 года, открыли здесь стоянку бронзового века, относящуюся к XII—X векам до нашей эры и давшую имя сейминско-турбинской археологической культуре. Сейминская стоянка получила мировую известность, подтвердив, что территория России пережила бронзовый век — до этого считалось, что обитавшие здесь племена перешли от каменного века сразу к эпохе железа. Найденные в могильнике артефакты — искусно выпол­ненные и украшенные топоры-кельты, наконечники копий, боевые ножи с ручками художественного литья, долота, шилья, браслеты украшают многие музеи мира.

Сейминский могильник

 
Могильник состоял, примерно, из 50 неглубоких могил, в каждой из которых лежал скелет с богатым погребальным инвентарем, состоявшим из бронзовых массивных браслетов, ножей, кинжалов, втульчатых наконечников копий, втульчатых топоров-кельтов, плоских нефритовых полиров, колец и многочисленных совершенного изготовления кремневых стрел, ножей, пластин и других орудий. Имеются остатки янтарных украшений. Характер инвентаря могильника позволяет говорить о его восточном, зауральском происхождении и связывают его, в первую очередь, с Турбинским могильником на Каме.
 
На той же дюне, на месте Сейминского могильника, в более раннее и в более позднее время располагалось несколько поселений, от которых остался сильно перемешанный культурный слой с остатками жилищ, кострищ и материальной культуры от развитого неолита до эпохи поздней бронзы (от кон. 3-го до кон. 2-го тыс. до н. э.).
В. А. Городцов в 1915г. выдвинул понятие сейминской культуры, включая в нее материалы Сейминского могильника, часть найденной на его площадке керамики из древних поселений и материалы из некоторых окских стоянок. Однако, вопрос о связи данного объекта с определенным типом древних окских поселений до сих пор окончательно не решен. 
 
 
Сейминский могильник

История и археология Володарского района
Володарск сохранил на своей территории следы пребывания человека, отдалённые от нас тысячелетиями. Самые известные из памятников археологии — Володарская стоянка и Сейминский могильник.
Володарская стоянка открыта в 1946 году директором Дзержинского краеведческого музея Б. А. Сафоновым (по другим, неофициальным сведениям первооткрывателем является учёный-историк Живилов Данила Дмитриевич). Начатые в том же году раскопки продолжались до 1973 года. Рядом с крайними домами Луговой улицы на юго-западной окраине города на лесной поляне были раскрыты человеческие погребения, жилища-землянки, разнообразные кремневые орудия, лепные сосуды, кости животных и птиц. Эти находки позволили руководителю экспедиции И. К. Цветковой (научный сотрудник Государственного исторического музея) отнести стоянку к эпохе неолита, датировать её XVII—XIII веками до нашей эры и определить её принадлежность к волосовской археологической культуре (культура, распространённая в Волго-Окском междуречье в III—II тысячелетиях до н. э.). Ныне бо́льшая часть экспонатов стоянки хранится в фондах Государственного исторического музея.
 
Сейминский могильник в 1912 году, во время сапёрных работ Екатеринбургского пехотного полка в нескольких верстах на юго-восток от станции Сейма. Дюна, сохранившая археологический памятник, вдаётся в пойму Оки и, возвышаясь над нею примерно на 18 метров, занимает господствующее положение на местности. С её безлесой верхней площадки просматривается вся округа. Раскопки Сейминской дюны, продолжавшиеся до 1940 года, открыли здесь стоянку бронзового века, относящуюся к XII—X векам до нашей эры и давшую имя сейминско-турбинской археологической культуре. Сейминская стоянка получила мировую известность, подтвердив, что территория России пережила бронзовый век — до этого считалось, что обитавшие здесь племена перешли от каменного века сразу к эпохе железа. Найденные в могильнике артефакты — искусно выполненные и украшенные топоры-кельты, наконечники копий, боевые ножи с ручками художественного литья, долота, шилья, браслеты украшают многие музеи мира.
 
В X—XI веках н. э. земли, на которых находится Володарск, стали заселяться восточными славянами. В начале XIII века эта местность входила уже в состав Владимиро-Суздальского княжества, позднее — в состав Суздальско-Нижегородского княжества.
В дореволюционный период на месте нынешнего города располагались село Мысы, пять деревень и выселок Ольгино, который в 1920 г. был переименован в Волода́ры.
 
 
Сейминский могильник

ТАЙНЫ БРОНЗОВЫХ ЛОШАДЕЙ
Год Лошади в самом разгаре. В связи с этим отметим, что коневодство имеет многотысячелетнюю историю. Тем более замечательно, что один из всемирно известных артефактов, свидетельствующий о бытовании в глубокой древности на территории современной России первых всадников, найден более 100 лет назад именно в Нижегородской губернии. А нашли этот предмет близ Сеймы.  
Летом 1912 года недалеко от деревни Решетиха Нижегородской губернии командир роты 37-го Екатеринбургского пехотного полка штабс-капитан Конев и его подчиненный поручик Гринько проводили с солдатами тактические учения по ведению саперных работ. Тогда в песчаных бортах укрепления военнослужащие нашли необычное искусно изготовленное древнее бронзовое оружие: топоры, копья, ножи и кинжалы, украшенные фигурками зверей. Несколько дней солдаты вместо того, чтобы укреплять вырытые ими редуты, искали артефакты. За  лучшие находки им выдавали по чарке водки.
В течение 18 лет Сейминский могильник - памятник археологии, который был назван по имени близлежащей станции Сейма Московско-Нижегородской железной дороги - раскапывали 10 раз. В нем были найдены уникальные, искусно изготовленные бронзовые предметы вооружения, украшения, глиняные сосуды, кремневые наконечники стрел, нефритовые полированные кольца и другие артефакты, оставленные после себя некими загадочными людьми. Однако вследствие раскопок, которые по большей части осуществляли любители или дилетанты, сейминский археологический памятник был уничтожен  полностью, а многие ценнейшие находки разошлись по рукам частных лиц, исчезнув для науки бесследно.
 
В археологической коллекции с Сейминского становища есть ритуальный бронзовый парадный однолезвийный нож с прорезной решетчатой рукоятью и прилитыми к нему фигурками двух лошадей. Сегодня этот замечательный предмет хранится в экспозиции Нижегородского историко-архитектурного музея заповедника (НГИАМЗ) «Усадьба Рукавишниковых». Кобыла и жеребец изображены на этом ноже стоящими на четырех ногах, и для прочности конструкции боевого оружия они упираются хвостами в его бронзовое навершие. Древний мастер литейщик, изготовивший нож по восковой модели, изобразил жеребца с прижатыми ушами и оскалившим зубы. Но более примечательно то, что у кобылы на голове хорошо заметна узда. По мнению археолога Отто Бадера, на сейминском ноже древний металлург изобразил лошадей Пржевальского, жеребцы которых отличались от других пород коней исключительной свирепостью. Видимо, именно поэтому на кобылу узда накинута, а на жеребце ее нет. Так вот о чем свидетельствует нам бронзовый нож, несколько тысячелетий пролежавший в песке Сейминского могильника! Неужели о том, что люди разъезжали верхом на лошадях в Среднем Поволжье и Поочье еще в середине II тыс. до нашей эры -  спросите вы? Не сомневайтесь, все было именно так!
 

Сейминский могильник

Призрачные всадники
Какой же загадочный народ оставил в Сейминском могильнике  уникальное бронзовое оружие? Оказывается, это культурное наследие досталось нам от так называемых сейминско-турбинских племен, сложившихся в бронзовом веке в лесостепных предгорьях рудного Алтая, а в XVI веке до н.э. прибывших к нам на нижнюю Оку.
Это были небольшие воинские отряды, в которые входили мужчины разнообразных уральских и прибайкальских племен, основным занятием которых являлась война. По всей видимости, эти воины-профи (наемники?) промышляли грабежом и подчинением чуждых им народов. Их вооружение, военная организация и средства передвижения оказались в середине II тыс. до н.э. столь совершенными, что эти отважные люди сумели преодолеть в своих миграциях многие тысячи километров западносибирских лесостепей и заболоченной тайги, перешли через Уральские горы и вышли на равнины Восточной Европы.
Стремительно, словно призраки, сейминско-турбинские отряды ворвались в окские прибрежные угодья Нижегородчины. Вооруженные до зубов, верхом на невиданных в Среднем Поволжье в ту эпоху «чудищах» - лошадях и на боевых двухколесных колесницах, эти воины сеяли ужас и панику среди местного населения. Примечательно, что оружие последних в XVI веке до н.э. еще было изготовлено из кремня.  Откуда известно, что небольшие, но мобильные сейминско-турбинские отряды были достаточно агрессивными по отношению к инородцам? Как раз об этом свидетельствует  бронзовое оружие, найденное в больших и малых могильниках на территории северной Евразии.
 
Археологические памятники, оставленные этими военными отрядами, разбросаны по громадной территории – почти в три миллиона квадратных километров. В Нижегородской области найдено два крупнейших из них – упомянутый уже могильник Сейма в Володарском районе и могильник Решное в Выксунском. Остальные три крупных некрополя, оставленных носителями сейминско-турбинской исторической общности: Турбино в Перми, Ростовка в Омской области и Сатыга в глухой тайге Тюменской области. Если же к этому списку добавить около 20 небольших могильников и отдельных погребений, оставшихся после завоевателей на Алтае, в Вологодской области, в Татарии, в Кировской и Вологодской областях, то география распространения военной экспансии окажется внушительной.
Разумеется, что поход этих племен с Урала на нижнюю Оку подразумевал наличие в их кланах достаточно серьезной социальной структуры во главе с кастой вождей и военачальников. Возможно,  на каком-то этапе отряды пришельцев подчинили себе некоторые племена в пределах значительной территории северной Евразии к западу и востоку от Урала. Наверное поэтому покоренные народы их боялись и ненавидели. Об этом свидетельствуют погребения сейминско-турбинских воинов в могильнике Ростовка. Там археологи обнаружили захоронения, разоренные еще в древности. Однако богатое оружие и украшения остались нетронутыми, а тела самих воинов потревожили. Видимо, выкопав трупы врагов из могил, некие люди преднамеренно разворошили тела и разбили черепа в надежде причинить вред душам убитых воинов, лишив их загробного упокоения.    
 
Вслед за конем на лыжах
Хотя информация о загадочных отрядах сейминцев-турбинцев  достаточно скудно известна, свое оружие их металлурги, следовавшие вместе с отрядами, отливали в литейных формах по технологии тонкостенного литья прямо во время стоянок. После отливки лезвийная часть оружия дополнительно отковывалась на наковальне и затачивалась абразивом. Широкое распространение получили большие бронзовые кинжалы и однолезвийные ножи, на рукоятках которых вылиты скульптурные изображения людей, лошадей, лосей, баранов. Однако есть мнения, что эти ножи имели не только боевое, но и ритуальное предназначение: каждый из них отливался мастером в единственном экземпляре. Однозначно, что отрядные жрецы использовали эти ножи в различных обрядах и ритуалах, важнейшими из которых являлись погребальные и жертвоприношения. Видимо, нож со скульптурками лошадей из Сейминского могильника имеет как раз такую ритуальную смысловую нагрузку. Древний мастер изготовил фигурки именно траурных коня и лошади, ожидавших своей участи перед закланием: их вот-вот должны принести в жертву во время похорон.  
Значимое боевое предназначение у сейминцев также имели топоры-кельты и копья. После удара таким копьем выжить человеку было практически невозможно. К тому же некоторые из них были снабжены крюками, предназначенными для того, чтобы зацеплять ими упряжь боевых колесниц или стаскивать с них возничих. Кстати, свое тело вожди и знатные сейминские воины защищали панцирем из костяных пластин. Кроме того, они имели в своем арсенале луки и стрелы с кремневыми наконечниками.
Сейминско-турбинские воины практиковали еще один необычный зимний способ передвижения. И об этом нам поведал опять же бронзовый нож, найденый в некрополе Ростовка. На нем древний мастер-литейщик изобразил лыжника, зацепившегося длинными вожжами за взнузданного коня и скользившего позади него. Такой способ передвижения «на буксире» вслед за скачущим животным, видимо, применялся во время походов по болотистой тайге Западной Сибири.
Что же произошло с сейминско-турбинскими племенами? Ведь история их бытования насчитывает всего около двух столетий. Да примерно то же, что происходило в эпоху бронзового века со многими пришельцами-завоевателями, пытавшимися навязать аборигеннам свое господство. Следуя по неизвестным им районам, видимо, вскоре небольшие отряды сейминцев-турбинцев стали встречать на своем пути подобные им боевые отряды кочевников. В итоге многие из сейминцев были убиты во время боевых столкновений (именно об этом свидетельствуют нижегородские могильники Сейма и Решное), а избежавшие этой участи растворились в среде местных или таких же пришлых воинственных племенах позднего бронзового века.
 
Хотя сейминско-турбинские загадочные племена воинов-литейщиков канули в вечность, заслуга в создании новых типов вооружения в середине II тыс. до н. э. принадлежит именно им. Кстати, уже вскоре на огромных территориях Северной Евразии, от современного Китая на востоке и до территории Финляндии и Молдавии на западе, древние мастера стали изготавливать похожие типы бронзового оружия.

    

__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Авдусин Д.А. Основы археологии. М., изд-во Высшая школа. 1989. 336 с.
Археология. Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. – М.: Издательство Московского университета, 2006. – 608 с.
Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., изд-во Прогресс. 1990. 368 с.
Граков Б.Н. Ранний железный век. М., изд-во МГУ. 1977. 232 с.
Кругликова И.Т. Античная археология. М., изд-во Высшая школа. 1984. 216 с.
Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., изд-во Высшая школа. 1989. 224 с.
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Археология СССР с древнейших времен до средневековья. М., изд-во Наука. 1982. 257 с.
Халиков А.Х., Безухова Е.А. Материалы к древней истории Поветлужья. Горький, издание ГИАМЗ. 1960. 60 с.
Халиков А.Х., Халикова Е.А. Васильсурское поселение эпохи бронзы / Труды Горьковской археологической экспедиции // МИА. М. – Л., изд-во Наука. 1963. С. 239-268.
памятники археологии Нижегородской области.
Сборник путеводитель по интересным местам Нижегородской области.
Авторы: А. В. Семенов, Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 
официальный Сайт Правительства Нижегородской области
Достопримечательности Нижегородской области
Формозов А.А. Пещерная стоянка Старосельская и ее место в палеолите. Материалы и исследования по археологии по СССР № 71 М. АН СССР. 1958г.

 

ВложениеРазмер
Сейминский могильник219.82 КБ
Сейминский могильник209.46 КБ
Сейминский могильник102.46 КБ
Сейминский могильник652.48 КБ

Комментарии

Очень интересно. Может. это

Очень интересно. Может. это одно из скифских племён?

может быть...

Может быть какие-то из племен, довольно близкие к легендарным скифам...

Хотя конечно в статье этим племенам дали конкретное наименование - как "сейминско-турбинская археологическая культура", но это скорее всего название данное из-за места нахождения этих памятников, а вот более общего названия этих племен не указано, написано только что пришли они из Азии из-за Урала - со стороны Сибири или может быть Южной Сибири - на границах леса и степи.

А вот скифы - древний ираноязычный кочующий народ - по периоду времени вполне может быть и по месту перемещений...

так что могут быть и скифы - но что-то очень на Севере???

Хотя по разным справочникам скифы кочевали от Дуная до Дона и от Дона чуть ли не до китайских границ - точнее все эти племена носили название скифское имя...

Я живу на Сейме

Я живу в Володарске, на станции Сейма. Когда я была ребенком, мы часто бегали на раскоп, там были большие песчаные ямы... Это было в начале 70-х. Сейчас там все заросло, все ямы затянуло. Сам курган был на крутом берегу поймы Оки. Сама Ока очень далеко, вблизи остались ее старые русла Старица, Чиртово (как мы их называли) и множество пойменных озер. На берегу такого вытянутого озера и был курган... Мы там играли в археологов. Конечно, там уже никаких предметов не было, все это находится в Дзержинском музее, но все равно было интересно... С откоса действительно все хорошо видно... на юге пойма и очень далеко противоположный берег, с севера и запада - лес, а на востоке город Володарск, он хорошо просматривается, там пойма реки делает небольшую дугу.

Отправить комментарий