Город Городец

Город Городец

Сейчас сложно представить, но огромные территории Поволжья от устья Камы до Костромской области полторы тысячи лет назад были обжиты финно-угорскими племенами, из которых потом появились современные марийцы.  Свидетельствуют о том многочисленные топонимы и гидронимы, которые до сих пор живы и известны на территории Нижегородской области.
Нижегородские и вятские краеведы часто путаются в этих названиях, пытаются найти происхождение географических названий в славянских, балтийских, тюркских и иных языках, хотя достаточно открыть русско-марийский словарь – и вот оно решение загадочного названия!
А расскажем мы в этой статье про символ древней и нынешней Руси – град Китеж! Точнее, про малый Китеж, ещё точнее, про легендарный Городец на Волге!

 

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

СПЛАВ ПО РЕКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

Нижегородская область

 

Малый Китеж – младший брат легендарному Китежу, что был около озера Светлояр! Как и брата – его разрушили и разорили татары в годы лихолетья (снова отметим, что это не нынешние татары, которые, как и Русь, пострадали от монголов, когда назывались булгарами). Про легендарное озеро Светлояр и его марийские корни мы уже рассказывали в отдельной статье, а вот про Китеж – расскажем сегодня!
А начнем с того, что символ древней Руси – Китеж – получил название от марийского слова, что признают краеведы современного Городца! По древне-марийскому – это слово обозначало: бродягу, пришельца, вероятно, так называли русские дружины и первых поселенцев, кто начал осваивать среднюю Волгу тысячу лет назад.
Так и был основан Малый Китеж или по-современному Городец.
 

                                                     река Волга - вид от города Мастеров                                

Город Городец

Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. За века он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов.
   Городец защищал восточные границы Владимиро-Суздальского княжества. В конце XIII века Городец стал таким же видным политическим центром, как Тверь и Москва. 
   С конца XVIII века Городец являлся довольно богатым торгово-промышленным селом, известным и в губернии, и в Поволжье. Большое развитие получили в селе выделка кож и судостроение.    Расцвет Городца пришёлся на вторую половину XIX и начало XX века - на эпоху бурного развития русского капитализма. Городец быстро разбогател на судоходстве, судостроении, торговле. 
Немало вчерашних крестьян превратились в пароходчиков и купцов. Благодаря зимовке в местном затоне судов, гружёных хлебом, в Городце и его округе процветали мукомольная промышленность и хлебная торговля. Городецкий базар уступал только Нижегородской ярмарке, осенью и зимой здесь шла бойкая торговля хлебом, льном и кустарными изделиями из дерева.
   На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись".
   Расцвет Городца прервала Октябрьская революция. Однако, несмотря на все лихолетья XX века, город смог сохранить своё лицо. В годы Советской власти в Городце были подняты на новый уровень традиционные для него отрасли - судостроение, судоходство, деревообработка, художественные промыслы.
   Восемь с половиной веков - почтенный возраст.

Город Городец

ИСТОРИЯ ГОРОДЦА
Иcтopия Гopoдцa нa Boлгe кaк цeнтpa yдeльнoгo княжecтвa нaчинaeтcя co втopoй пoлoвины XII вeкa. Пoтepпeв в 1152 roдy нeyдaчy в бopьбe зa Kиeвcкий cтoл, князь Юpий (Гeopгий) Bлaдимиpoвич Дoлгopyкий cтaл yкpeплять гpaницы Pocтoвo-Cyздaльcкoгo княжecтвa. Зa кopoткoe вpeмя им былo ocнoвaнo нecкoлькo гopoдoв-кpeпocтeй: Юpьeв-Пoльcкoй, Пepecлaвль- 3aлeccкий, Kocтpoмa, Kидeкшa пoд Cyздaлeм.
  Пepeйдя Boлгy тaм, гдe впaдaeт в нee peкa Унжa, Юpий Дoлгopyкий дoшeл дo выcoт, нa кoтopыx pacпoлaгaлocь ceлищe Maлый Kитeж. Зaдoлгo дo пpиxoдa Юpия Дoлгopyкoгo здecь был мaлeнький мoнacтыpь, вepнee cкит, гдe жили пepвыe pyccкиe пoceлeнцы - мoнaxи. 
Caмo cлoвo 'китeж' пo cвoeмy пpoиcxoждeнию мapийcкoe и oзнaчaeт 'пpишeлeц', 'бpoдягa'. C кpyтoгo oбpывиcтoгo бepeгa дo caмoгo гopизoнтa oткpывaлиcь шиpoкиe пpocтopы, пoчти cплoшь пoкpытыe дeвcтвeнными дpeмyчими лecaми, внизy вeличaвo нecлa cвoи вoды Boлгa. Kнязь зaлoжил здecь гopoд и дaл eмy имя Гopoдeц-Paдилoв, чтo oзнaчaeт Гopoдeц нa Boлгe, или Boлжcкий Гopoдoк (в дpeвнocти peкa Boлгa нaзывaлacь Pa, oтcюдa нaзвaниe гopoдa Paдилoв).

Kaк и бoльшинcтвo дpeвнepyccкиx гopoдoв, Гopoдeц cocтoял из двyx чacтeй: дeтинцa и пocaдa. И в пepвyю oчepeдь был coopyжeн дeтинeц - peзидeнция князя, oбнeceнный дyбoвым чacтoкoлoм, yкpeплeнный зeмляным вaлoм и pвoм. Cтapoжилы дo cиx пop нaзывaют плoщaдкy дeтинцa Kняжьeй гopoй. 
  B нacтoящee вpeмя чacть дeтинцa в peзyльтaтe oпoлзнeй и oбвaлoв бepeгa oкaзaлacь в peкe, и здecь нaxoдят дpeвниe пpeдметы, вымывaeмыe вoлжcкими вoдaми. 
  Pядoм c дeтинцeм выpoc пocaд, кoтopый тaкжe был yкpeплeн мoщным oбopoнитeльным coopyжeниeм. Дaжe ceйчac oнo выглядит внyшитeльнo. Moжнo ceбe пpeдcтaвить, кaкoй нaдeжнoй зaщитoй былo oнo для гopoдчaн в тe дaлeкиe вpeмeнa. Bыcoтa вaлa cocтaвлялa 15 мeтpoв. Зa этoй нeпpиcтyпнoй cтeнoй нaшли ceбe зaщитy дaжe нижeгopoдцы, кoгдa в 1378 гoдy нa Hижний Hoвгopoд нaпaл opдынcкий князь Apaпшa. Гopoд был coжжeн и paзopeн, нo житeли вce дo oднoгo ycпeли yкpытьcя в Гopoдцe-Paдилoвe, гдe и пepeждaли, пoкa князь Apaпшa нe yшeл oбpaтнo. 
  Oбopoнитeльный вaл являeтcя eдинcтвeнным cвязyющим звeнoм дaлeкoгo пpoшлoгo и нacтoящeгo, oн нaпoминaeт нaм o тpyдныx вpeмeнax cтaнoвлeния Pyccкoгo гocyдapcтвa. Baл тянeтcя нa пoлтopa килoмeтpa, выcoтa eгo ceйчac oт пяти дo ceми c пoлoвинoй мeтpoв, глyбинa pвa - oт чeтыpex дo шecти мeтpoв. Mecтaми вaл пopoc cocнaми, дyплиcтыe cтвoлы кoтopыx пoкpыты шpaмaми, a cкpyчeнныe в yзлы вeтви пoддepживaют вeкoвыe кpoны.

ГОРОД ГОРОДЕЦ - ГЕОГРАФИЯ
Городе́ц
— город (с 1152) в Нижегородской области России, административный центр Городецкого муниципального района.
Город расположен на левом берегу Волги (Горьковское водохранилище), в 53 км выше Нижнего Новгорода и в 14 км к востоку от железнодорожной станции Заволжье (конечная станция электрифицированной ветки от Нижнего Новгорода, Нижегородской ГЭС).

Город Городец

Городец — один из древнейших русских городов на Средней Волге, возник во 2-й половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от походов волжских булгар.
В краеведческой литературе утвердилась точка зрения об основании Городца в 1152 году Юрием Долгоруким, принятая и официальными изданиями, хотя ряд авторов относит наиболее вероятное время основание города к годам княжения Андрея Боголюбского. Документальную историю Городца можно вести с 1172 года, когда он был упомянут Лаврентьевской летописью в связи с походом русских князей на Волжскую Булгарию.
В феврале 1238 года Городец был сожжён войсками Батыя, но быстро восстановился и между 1263 и 1282 годами был столицей Городецкого княжества. 14 ноября (ст. стиля) 1263 года на пути из Золотой Орды в Городце умер великий владимирский князь Александр Ярославич Невский. Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в Фёдоровском монастыре.
После смерти Александра Невского его третий сын Андрей Александрович (Андрей Городецкий) получает в удел Городецкое княжество и правит им до своей смерти. Князь Андрей — инициатор жестоких междоусобиц во Владимиро-Суздальской Руси в 1280—1290-е гг. Последние десять лет жизни занимал престол во Владимире. Умер 27 июля 1304 года, похоронен в храме Михаила Архангела Городца (не сохранился).

Во 2-й половине XIV века город входил в Суздальско-Нижегородское великое княжество (основано в 1341 году), был центром удельного княжения. Заметную роль в политической жизни края того времени играл городецкий князь Борис Константинович из династии суздальского-нижегородских великих князей. Известен Городец как родина знаменитого иконописца старца Прохора с Городца — наставника Андрея Рублёва.
В декабре 1408 года город был сожжён Едигеем, после чего сходит с политической карты Руси, долгое время именуясь Пустой Городец.
 

                                                  улица Купеческая,  Городец                               

Город Городец

Городец в новое время
До 1700 года Волга изменила своё русло и отошла от центра Городца. Снова возник как ремесленное село в конце XVI — начале XVII вв. Городец был волостным селом Юрьевецкого, затем — Балахнинского уездов.
С конца XVIII века известен как центр деревянного судостроения, хлебной торговли, выпечки печатных пряников, как пункт сбыта кустарных изделий из дерева — так называемого «щепного товара» (деревянной посуды, прялок и пр.). По отзывам современников, зимою субботний базар в Городце не уступал многим ярмаркам, охватывая своим влиянием несколько близлежащих уездов Нижегородской, Владимирской и Костромской губерний.
Вторая половина XIX и начало XX века — эпоха расцвета Городца. Оставаясь волостным селом, Городец приобрёл черты богатого купеческого города. Здесь было два чугунолитейных и механических завода, верфи по постройке баржей в Затоне и в Нижней Слободе, паровая мельница, кожевенные и лесозаводы, пряничные заведения. На деньги купцов-благотворителей в Городце были устроены детский приют, народные училища, мужская и женская гимназии, всесословный клуб (с аудиторией для театра и библиотекой), добровольная пожарная дружина, общество трезвости и многое другое.
В это время Городец является крупным торговым центром (в 1890 г. в него по Волге прибыло товаров 2258 тыс. пуд., отправлено 525 тыс. пуд.), причём главным предметом торговли являлся хлеб. В селе имелись три православных церкви, а также старообрядческая часовня (Городец являлся одним из главных центров старообрядцев поповского толка).

 

                                                                 музей Добра                                           

Город Городец

 

Новейшая история Городца
В 1921 году центр Балахнинского уезда был перенесён в Городец, а уезд переименован в Городецкий. В 1922 году получил статус уездного города, однако социалистические преобразования сломали его прежний хозяйственный уклад. Первые советские пятилетки не изменили существенно облик Городца. Ввиду отсутствия площадок для больших промышленных предприятий и железнодорожного сообщения с Горьким социально-экономическая жизнь города развивалась медленно.
В послевоенный период (1950—1960-е годы) местечко получило импульс к развитию. Были капитально реконструированы судоверфь, судоремонтно-механический завод, построены обувная, строчевышивальная фабрика и фабрика «Городецкая роспись». Украшением города стал стадион «Спартак» — тогда один из лучших в области. В эти годы началось массовое жилищное строительство, продолжившееся позднее (посёлок судоверфи, посёлок мехзавода, микрорайоны Фурмановский, Северный и др.).
В 1960—1980-е годы в районе Пролетарской площади практически заново был сформирован административный центр города (администрация, учреждения соцкультбыта, школа, детский сад, городской парк, универсальные магазины, автостанция и пр.) В районе деревни Матрёнино, в продолжении улицы Новой и трассы «Городец — Нижний Новгород» был заложен жилой микрорайон Мелиораторов. Вероятно, в этом направлении город будет расти в дальнейшем.

Город Городец

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
    Источник «Никола-ключ»  > 

Этот известный источник находится в 28 км от Городца (в направлении на Ковернино) в деревне Белоглазово. В этом месте, по преданию, когда-то было явление святого Николая Чудотворца. На территории есть часовня. Источник бьет в часовне и в крытом тамбуре между часовней и купальней. Есть две крытых раздельных купальни…

Музей "Городецкий пряник"     
Открыт для посетителей в 2008 г. Музей находится в доме купца С. Ф. Тряпкина (1906 г.) – образец городской усадьбы с элементами модерна, является памятником архитектуры и градостроительства федерального значения. Музей «Городецкий пряник» располагает экспонатами, связанными с ремеслом изготовления пряников…
N56.64410 E43.46828

 

Музейно-туристский комплекс "Город мастеров"  > 
Целый ряд стилизованных под русскую старину домиков приглашает гостей ознакомиться с различными видами народных ремесел и пройти выбранные мастер-классы. Интересно не только детям, но и взрослым: создание собственными руками настоящей городецкой свистульки надолго останется в памяти.   

Город Городец

Городецкий "Город мастеров" представляет собой комплекс деревянных сооружений, посвященный истории деревянного зодчества Нижегородской области периода XVI-XIX веков. В этом комплексе представлены разом и роскошный княжеский терем, и деревянные дома зажиточных купцов, и скромные крестьянские избы. Между собой все эти строения соединены переходами. Город мастеров - это новодел, он был построен несколько лет назад к приезду в Нижегородскую область патриарха Кирилла.
В помещениях Города мастеров разместились экспозиции и мастерские, посвященные народным художественным промыслам Городецкого района: городецкой росписи, золотной вышивке, глиняной игрушке, резьбе по дереву, лозоплетению, пряничному промыслу, гончарному и другим промыслам. Там же - выставка авторских работ, поделок из частных коллекций. Есть очень интересные и уникальные экземпляры, некоторые из них можно купить.
А еще в Городе мастеров есть чайный зал, в который особенно приятно заглянуть после зимней прогулки по городу. Горячий душистый чай на травах с городецким пряником и помадкой обеспечен всем желающим!
Адрес г. Городец, Александровская наб., д. 1
Телефон (83161) 9-40-84
часы работы по будням с 10.00 до 16.30 кроме понедельника, по выходным с 10.00 до 16.00
N56.64198 E43.46387

 

                            памятник святому благоверному князю Александру Невскому                              

Город Городец

Феодоровский монастырь  > 
Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.
В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём. Позже, в какое-то время в монастыре жил будущий святой Павел Обнорский, это произошло в промежуток между 1354 и 1410 годами. Монастырь просуществовал в этом пустынном месте до XV века, или, скорее всего, до XVII века когда в XVI-начале XVII века место было снова заселено и монастырь был упразднён.
Монастырь был учреждён снова грамотой от 20 марта 1700 года по благословению патриарха Московского Адриана. В середине XIX века монастырь находился на том месте, которое занимает сейчас и территория монастыря вошла в черту Городца. Дальнейшая судьба монастыря незавидная — он был закрыт в 1927 году и его помещения занимали почта, школа, колония правонарушителей и больница. Монастырь возрожден в 2009 году. Главный храм монастыря — Феодоровский собор — неоднократно перестраивался в камне. Пятиглавый собор 1765 года постройки был закрыт в 1927 году и снесён несколько лет спустя. Воссоздан в первоначальных формах в 2009 году.
Адрес г. Городец, пл. Пролетарская, 36 «б» (ул. Титова, д 1)
Телефон (83161) 9-50-64, 9-11-08
N56.64665 E43.47862

 

Музей самоваров  > 
Музей самоваров находится в усадьбе Гришаева, которая является памятником архитектуры XIX века. Основу экспозиции музея составила частная коллекция, посетителям предлагается осмотреть более 300 самых разных самоваров, произведенных в разное время.

Город Городец

Самовары трактирные, дорожные, самовары «эгоисты», самовары «тет-а-тет», самовары-кофейники — все это многообразие позволит открыть вам радость приобщения к истокам русской самобытной культуры.
Это частное собрание начальника УФНС по Нижегородской области Николая Полякова. Коллекция Николая Полякова насчитывает около 400 самоваров и считается самой большой в России. В музее самоваров также выставляется весьма внушительная коллекция утюгов.
Адрес г. Городец, ул. Набережная Революции, 11
телефон(83161) 9-22-87
часы работы вторник - пятница с 10.00 до 17.00, суббота и воскресенье с 10.00 до 16.00, выходной - понедельник, последняя пятница месяца - санитарный день
N56.64251 E43.46515

 

 

Городецкий вал  > 
На высокой Княжей горе, круто спускающейся к Волге, сохранились едва заметные участки защищавшего кремль вала. Сейчас-то это выглядит обычной земляной насыпью и не производит особого впечатления. Но если задуматься над его историческим значением (а когда-то он имел высоту 9-15 м и защищал посад от врагов), то невольно проникаешься к нему уважением и симпатией.
Протяженность валов говорит о том, что в свои лучшие годы древний Городец был большим городом. Стоит пройтись по части вала к югу от исторического центра - красивые причудливо изогнутые сосны, панорамы города с силуэтом церкви Михаила Архангела. Вал XII-XIV веков, протяженность - 2100 метров, высота - от 5 до 7,5 метров.
N56.64308 E43.47304

 

Краеведческий музей  > 
Городецкий краеведческий музей находится в усадьбе купца И. П. Облаева-младшего. Памятник эклектики XIX века с чертами модерна. Объект культурного наследия регионального значения.
Экспозиции: Средневековый Городец, Крестьянский быт, Купеческий Городец, Коллекция оружия, Народные промыслы Городецкого края, Современное декоративно-прикладное искусство, Купеческий кабинет, Отдел природы, глухая домовая резьба, пряничные доски, расписные донца, современные изделия мастеров городецкой росписи, резьбы, вышивки, жбанниковской свистульки.

Город Городец

В собрании музея наибольший интерес представляют княжеский шлем XIII века, вислая печать Александра Невского, хоругвь конца XVII века, рукописные книги художника-старообрядца И. Г.Блинова (кон. XIX – нач. XX в.), резной шкаф Токарева-Казарина (кон. XIX в.), глухая домовая резьба, пряничные доски, расписные донца, современные изделия мастеров городецкой росписи, резьбы, вышивки, жбанниковской свистульки.
Преображают музей и работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства (городецкой росписи и резьбы по дереву, вышивки, глиняной Жбанниковской свистульки). Инерес представляет и коллекция археологических находок из раскопок средневекового Городца, в нее входят не только предметы, типичные для средневекового города, но и уникальные находки.
Адрес г. Городец, ул. Ленина, 11
телефон(83161) 9-28-49, 9-27-49
часы работы вторник - пятница с 10.00 до 17.00, суббота и воскресенье с 10.00 до 16.00, выходной - понедельник, последняя пятница месяца - санитарный день
N56.64325 E43.46878 
 
Музей добра  > 
Музей добра открылся в июле 2011 года. В нем представлены предметы быта жителей Городца конца XIX – начала XX века - замки, самовары, посуда, печные крышки, сосуд для глинтвейна, в котором этот напиток может готовиться одновременно из разных вин, а также уникальный кассовый аппарат конца XIX века. Автор музея - частный коллекционер Николай Поляков.
Музей открыт в доме купца Плеханова, построенном в 1906 году. В 2010 году в этом доме был обнаружен клад. Часть этого клада, содержащая деньги и бытовые предметы, представлена в качестве экспонатов.
Адрес г. Городец, Набережная революции, д. 10
часы работы вторник - пятница с 10.00 до 17.00, суббота и воскресенье с 10.00 до 16.00, выходной - понедельник, последняя пятница месяца - санитарный день
N56.64252 E43.46540

 

Спасская церковь  > 
Спасская церковь имеет и другое название - во имя Нерукотворного Спаса и Алексия Человека Божия. Кирпичная церковь в духе московского барокко, построенная в 1752. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной с южным приделом Алексия, человека Божия, и шатровой колокольней. Закрыта в кон. 1930-х. Возвращена верующим в 1989, отреставрирована…
N56.65686 E43.46558

 

Музей "Дом графини Паниной"  > 
Музей «Дом графини Паниной» является художественным отделом краеведческого музея. Постоянно действующая выставка старинной женской одежды, коллекции домашней утвари разных исторических периодов, комната, в которой воссоздана обстановка времен развитого социализма неизменно привлекают множество посетителей…
N56.64281 E43.46527

 

    Старообрядческая церковь Успения Богородицы  > 
На территории бывшего детинца находится храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Небольшая кирпичная церковь, построенная после 1905. Невысокий одноглавый четверик с шатровой колокольней. Первоначально принадлежала старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию. Закрыта в 1930-х. В 1990-х возвращена старообрядцам новозыбковской иерархии (в прошлом беглопоповцам), как наиболее крупной старообрядческой общине города, отремонтирована…
N56.63988 E43.46610 
 
Детский музей на Купеческой  > 
Экспозиция Детского музея на Купеческой состоит из игрушек, которыми играли несколько поколений советских и российских детей. Представлены самодельные и фабричные игрушки. Можно сводить своих детей, удивив их тем, что раньше на Земле существовала жизнь и без компьютеров. В музее есть комната, имитирующая школьный класс советских времен…
N56.64311 E43.46811 
 
Церковь Михаила Архангела  > 
Церковь с шатровой колокольней 1707-1712 гг. - самая старая из сохранившихся в Городце. Первое упоминание об этом соборе относятся к 1304 году. Там умер и был похоронен Сын Александра Невского, Андрей Александрович. К сожалению, попытка найти местонахождение этого древнего храма, а, следовательно, и могилы князя успехом пока не увенчалась, так как ныне существующая церковь Михаила Архангела возникла на территории бывшего позднего кладбища на рубеже XVII и XVIII веков…
N56.63369 E43.47050

 

Памятник Александру Невскому  > 
N56.64153 E43.46475

 

Покровский храм  > 
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Арх. И. Е. Ефимов Храм был закрыт в середине 30-х гг. В здании церкви располагался склад, хранили соль. Богослужения возобновились с 14 октября 1992 г. Храм вновь освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) в 1996 г.
N56.64804 E43.47649

 

Руины Владимирской церкви  > 
N56.62456 E43.47752

 

Выставочный зал  > 
N56.67314 E43.45213

 

Церковь Сошествия Святого Духа  > 
Каждую субботу в 10:00 в храме совершается панихида и молебен.
N56.64729 E43.46943

Крестовоздвиженская церковь

 

                                                 храм Владимирской Божьей Матери                                       

Город Городец

Музей «Городецкий пряник»
Открылся в качестве подразделения МБУК «Городецкий историко-художественный музейный комплекс» 26 июля 2008 г. «Городецкий пряник» расположен в самом начале музейного квартала, у перекрёстка улиц Ленина и Кирова. Музей занимает главный дом бывшего особняка купца С. Ф. Тряпкина, выстроенного в начале XX века с элементами модерна (памятник архитектуры и градостроительства федерального значения). Музей рассказывает об истории пряничного дела в селе Городце XIX столетия, об артели «Красный пряничник» и Городецком пищекомбинате, о современном пряничном производстве. Главные экспонаты музея: печатные доски, пряничная продукция наших дней из Городца и других городов России, портреты мастеров-пряничников и резчиков печатных досок. Музей «Городецкий пряник» — второй (после аналогичного тульского музея), посвящённый истории сладкого промысла.

Архитектура Городца
В городе сохранились целые кварталы с купеческими каменными особняками и деревянными домами, украшенными резьбой. Одна из самых красивых улиц - Набережная Революции. 
Сохранился земляной вал, насыпанный в XII веке. 
Адрес: г. Городец
Вал 12-14 веков, протяженность - 2100 метров, высота - от 5 до 7,5 метров.
Адрес: г. Городец, вокруг исторического центра

Пряники, Городецкие промыслы
Городец издавна славится печатными пряниками. Вопреки распространённому в краеведческой литературе мнению о местном пряничном деле ещё в XVII веке, документальные свидетельства о пряничном промысле в селе Городце Балахнинского уезда относятся к концу XVIII столетия. Судя по отзывам современников, пряничный промысел в то время был уже довольно велик. Последней четвертью XVIII века датируются и самые ранние известные пряничные доски городецких мастеров (хранятся в собрании Государственного Исторического музея). 
Развитию пряничного дела в Городце способствовала большая торговля хлебом на местном базаре, а также близость Нижегородской ярмарки, откуда пряники расходились по всему Поволжью, шли на Урал, Дон, Среднюю Азию. Расцвет «сладкого промысла» Городца пришёлся на конец XIX века. В то время здесь выпекалось более 30 сортов пряников (некоторые достигала веса до полутора пудов), работало 15 пряничных заведений. Большинство пряничников были старообрядцы. Самые известные династии мастеров пряничного дела — Бахаревы, Беляевы, Глазуновы, Лемеховы, Щербаковы.

В годы советской власти пряничный промысел резко сократился. В 1930-м году была создана артель «Красный пряничник», преобразованная позднее в Городецкий пищекомбинат. Сохраняя традиции старых мастеров, пищекомбинат выпекал печатный пряник «Стерлядки» весом 5 кг. Автором печатной доски для него был потомок известной династии пряничных мастеров — резчик Георгий (Егор) Илларионович Бахарев.
В 1970-е годы начался новый этап развития пряничного дела в Городце. В этом была большая заслуга директора пищекомбината Нины Петровны Шишкиной. Под её руководством был создан оригинальный рецепт печатного пряника под названием «Городецкий сувенир», а также заказаны новые печатные доски талантливому мастеру резьбы по дереву Валерию Георгиевичу Зеленину.
В настоящее время основными производителями печатного пряника являются предприятие Анны Григорьевны Ворониной (бывший коллектив Городецкого пищекомбината) и ОАО «Городецкий кондитер» (так же известен под маркой «ЛюВеНа — Любовь, Вера, Надежда»). Печатные доски режут местные мастера Валерий Зеленин, Сергей Соколов, Виктор Галибин. 
Самый большой печатный пряник в Городце выпекается ежегодно для областного фестиваля «Мастеров народных братство». Он весит 20 кг и изготавливается с доски известного городецкого резчика Андрея Колова, предназначавшейся для отливки чугунного панно для украшения музейного квартала. Пряник-великан состоит из четырёх частей, выпекаемых отдельно и скрепляемых сахарной глазурью.

Религия
В годы Советской власти все храмы Городца были закрыты, а некоторые из них полностью разрушены. В 1990-е годы началось восстановление церквей. Ныне в городе действуют православные храмы Михаила Архангела (1712 г.), Спасский (1752 г.), Покровский (1824)[], старообрядческий (древлеправославный) храм Успения Богородицы, восстанавливается единоверческая Крестовоздвиженская церковь. В 2009 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был освящён возобновлённый Городецкий мужской Феодоровский монастырь. В 2012 году Городец стал центром Городецкой и Ветлужской епархии, в которую вошли приходы северных районов Нижегородской области. Глава епархии — епископ Августин (Анисимов), бывший настоятель Феодоровского монастыря.

Обретение святой иконы. Арх.Макарий. 
История русской церкви
     В ЛЕТО 6147 года, во дни великого князя Василия Костромского и Галицкаго, рекомаго Квашни, сия чудотворная Богородицина икона обретена бысть и принесена во град Кострому сице. Месяца Августа в 16-й день преждереченный великий князь Василий пойде вне града на ловитву, яко обычай есте князем веселитися; и егда б вне града поприще едино, начаша пси лаяти протяжно. Василий же князь на то место ускори и приехав сам зрит пречюдную ону икону на соснове древе стоящу и скоро с коня сниде, хотя святую икону взяти; икона же взяться горе и не дадеси ему взяти ее; он же отступи мало и пал поклонение творити со слезами; и паки вторицею покусился, хотя взяти оную божественную икону и не получи желаемаго. И вседи на конь скоро пойде во градъ и поведу протопопу бывшее, и повелел ему со кресты и со освящены собором пойти немедля на место то, идеже явися ему Богородицына икона.
   Сам же князь пойде со множеством народа и пройдоша на место, И молитвовавше довольно и подъяше Пречистыя икону священническими руками с великой честью невозбранно и принесоша во град и поставиша в соборной церкви св. великомученика Феодора Стратилата; и видеши народи честную ону икону и начаша поведати, глаголяще; яко мы вчера видехом сию икону, несому сквозь град наш воином некиим; подобен той воин видением своим великомученику Феодору Стратилату; и тако свидетельствоваху народи. На месте же том идесе обретеся икона Богородици, повелел великий князь церковь возградити во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа его, и монастырь устроити повелел и отчины многи даде на пропитание братии.
   И понекоем времени прийдоша человецы от града, глаголемаго Городца, и вшедше во святую церковь, и видеше святую икону Пречистыя Богородицы и поведаше о ней яко тая икона из их города, глаголюще же егда попущением Божиим Городец град прегордый царь Батый, попленив, пожже, и от того времени не обретесе икона тая у них во град и видевше ю поклонишася ей и поведаша многая чюдеса, бывшая от тая иконы во граде ихъ.
   По сем же быша многая чюдеса и во граде Костроме от иконы тая; дважды бо церковь изгоре, икона же оно невредимо пребывает от огня. Потом же прийдоша погании татары на град Кострому и князь великий Василий пойде противу их; икону же ту Богоматери, пред собою носити. И тогда видеши погании от иконы лучи огненныя и видевше смутишася, и побежаше устрашишася. Князь же великий гнаше во след их и многих побие и живых пойма.
   И потом великий князь повелел устроити церковь Феодоровскую каменную во имя Пресвятой Богородицы честь и славу ея успения. В той бо день принесена бысть икона Богородицина во град Кострому святым великомучеником Феодором Стратилатом. Феодору Стратилату церковь повеле князь устроити впределе у соборныя церкви, и оттоле нача именоватися икона Пречистыя Богородицы Феодоровская и многая чудеса творише с верою приходящим к Пречистому ея образу и до сего дне

История:  Крестовая сосна
  Oднa из coceн нa дpeвнeм вaлy нocила нaзвaниe "кpecтoвoй". Koгдa-тo нa этoм мecтe pocлa дpyгaя cocнa, нeпoдaлeкy oт нee нaxoдилocь Cвятoe oзepo. B нeм кpecтили язычникoв, a нa, "кpecтoвoй" cocнe paзвeшивaлиcь кpecты для пpинимaвшиx кpeщeниe. Пoзднee в пpaздничныe дни нa yжe выcoxшyю "кpecтoвyю" cocнy вeшaли мeдныe кpecты и икoнки мecтныe cтapooбpядцы.
   Житeли Гopoдцa oтнocилиcь к нeй c cyeвepным пoчтeниeм. Mecтo этo издaвнa cчитaлocь cвящeнным. Этo вызывaлo нeдoвoльcтвo влacтeй, и пo вeлeнию цapя Hикoлaя 1 cocнa былa cpyблeнa и coжжeнa. Ho вблизи cpyблeннoй cocны выpocлa дpyгaя c paзвeтвлeниeм, нaпoминaющим пo фopмe кpecт. Teпepь yжe этa cocнa cтaлa нaзывaтьcя "кpecтoвoй" и cлyжить пpeдмeтoм пoклoнeния y cтapooбpядцeв.

ФЕДОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Феодоровский монастырь — мужской монастырь в Городце, с которым связано обретение одноимённой иконы Богоматери. В советское время закрыт и разрушен. Соборный храм воссоздан в первоначальном виде в 2009 году.
Первый монастырь (XIII—XV века)
Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий.[] В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.
Современники событий считали, что главная икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно.[] Современные историки указывают, что до сих пор не подтверждено существование монастыря в XII веке, указывая, что для такого предположения нет прямых доказательств:[]
«Повесть о житии Александра Невского» (1263—1280) указывает, что князь был пострижен в схиму, но не указывает монастырь.
«Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» XVII века указывает, что образ был перенесён из Городца в Кострому, но также не указывает на существование монастыря, из которого отправилась икона.
Археологические раскопки на предполагаемом месте нахождения монастыря не выявили культурного слоя XII-XIV веков.
Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Это обретение является предметом легенд, и нет единого мнения по поводу того, как этого произошло.
Икона в монастырь уже не вернулась, но сюда был помещён чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви Существует легенда о том, что монастырь основал святой князь Георгий Всеволодович в 1220-х годах, хотя, возможно, монастырь был в то время отстроен заново.
В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём.
Позже, в какое-то время в монастыре жил будущий святой Павел Обнорский, это произошло в промежуток между 1354 и 1410 годами.
Монастырь просуществовал в этом пустынном месте до XV века, или, скорее всего, до XVII века когда в XVI-начале XVII века место было снова заселено и монастырь был упразднён.

Второй монастырь (1700—1927
Монастырь был учреждён снова грамотой от 20 марта 1700 года по благословению патриарха Московского Адриана. Инициатором события стали церковные старосты И. Юдин и С. Осокин (прихожане Троицкой церкви Верхней слободы Городца). К тому времени река Волга поменяла своё русло и монастырь стал находится в поле сравнительно далеко от берега.
В том же 1700 году в монастыре был построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в котором был устроен придел во имя святого князя Александра Невского.
На протяжении XVIII века монастырь неоднократно менял свой статус. В 1764 году было принято решение об упразднении монастыря, но местные жители Городца предложили мирской приговор, который поддержал своим ходатайством епископ Нижегородский Феофан (Чарнуцкий). В результате монастырь был отнесён к заштатным, но вскоре, в июне 1870 года Святейший Синод возвёл монастырь во 2-классный общежительный, его настоятель получил сан архимандрита.
В середине XIX века монастырь находился на том месте, которое занимает сейчас и территория монастыря вошла в черту Городца.

Дальнейшая судьба монастыря незавидная — он был закрыт в 1927 году и его помещения занимали почта, школа, колония правонарушителей и больница
Большинство строений монастыря было разрушено, но сохранились здания, в которых были расположены кельи монастыря и Церковь во имя святителя Пантелеимона.

Город Городец

Возрождение монастыря в XXI веке
В монастыре находится чтимый список Феодоровской иконы Божией Матери, одной из наиболее почитаемых богородичных икон в России. 29 августа 2008 года возобновлена традиция проведения в Городце крестного хода существовавшая до 1917 года.

29 января 2009 года благочинный Городецкого и Борского округов иерей Алексей Парфёнов освятил 12 колоколов. Полный комплект для звонницы был передан в декабре 2008 года генеральным управляющим Уральской горно-металлургической компании Андреем Козицыным.[] Колокола были изготовлены на заводах металлургической компании «Холдинг».[] Общий вес колоколов 2,2 тонны.[] В качестве материала использован сплав меди, олова и серебра. Схема размещения на оптимизирована под одного звонаря.[] К 4 февраля на новую колокольню были подняты восемь освящённых колоколов.
27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Наместником монастыря назначен игумен Августин (Анисимов).

3 июля состоялось первое заседание попечительского совета. 9 июля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил молебен святому благоверному князю Александру Невскому в нижнем приделе строящегося Феодоровского собора. 17 июля наместник монастыря игумен Августин (Анисимов) совершил чин благословения и освящения крестов для куполов Феодоровского собора. 20 июля планировалось установить освященные кресты на купола, а 22 июля — поднять купола на храм.
В августе была завершена работа по изготовлению и установке четырехъярусного фаянсового иконостаса для Феодоровского собора. Иконы были написаны сёстрами Тихвинского монастыря Екатеринбурга.] Фаянсовый иконостас Феодоровского собора стал третьим в храмах Нижегородской епархии.

Храмы
Главный храм монастыря — Феодоровский собор — неоднократно перестраивался в камне. Пятиглавый собор 1765 года постройки был закрыт в 1927 году и снесён несколько лет спустя. Воссоздан в первоначальных формах в 2009 году.
По легенде, место, где стояла монастырская церковь Александра Невского 1870-82 гг. постройки, обозначало место явления Феодоровской иконы. Храм был закрыт в 1934 году и достаточно быстро снесён; на этом месте стоят корпуса Городецкой районной больницы.

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.gorodetc.ru
Бахарева Н. Н. Городецкий Феодоровской иконы Божией Матери монастырь // Православная энциклопедия. Том XII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х
Городец, село Нижегородской губернии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
 Пудалов Б. М.  Часть 2. Городецкое княжество в последней трети XIII – первой трети XIV веков // Начальный период истории древнейших русских городов Среднего Поволжья (XII — первая треть XIII в.).. — Н. Новгород, 2003.
 Булгаков C. B.  Феодоровский Городецкий // Хронос. — М.
Народная энциклопедия «Мой город». Городец
 Городецкий благочиннический округ. Благочиннические округа. Нижегородская епархия. Проверено 19 августа 2011. 
Сайт Википедия.
Фото Татьяны Парамоновой, А.Остапенко.

 

Комментарии

вверх по Волге!

одно из увлекательнейших путешествий по исторической Руси - 

это поездка на теплоходе  вверх по Волге,  лучше конечно с заездом в Белое озеро, Онежское и Ладожское озера!

Городец - неприменный атрибут этого плавания!

Замечательный город, где ещё сохранен тот старинный дух русского бытия, 

старые дома, купеческие особняки, храмы и музеи, даже газа в городке не было, у домов и заборов стояли большие поленицы, как это было в наших краях в 70-х и 80-х годах...

Есть возможность прикоснуться к истории Поволжья - тут  татары, мари, мордва, старообрядцы, беглые крепосные и речные разбойники, бунты, клады, войны, святые князья,  победы...

лазурный берег Болгарии тут и рядом не стоит!