Самые известные марийцы

Мари́йцы (мар. марий, мары, маре, мӓрӹ; ранее: рус. черемисы, тюрк. Чирмыш, татарский: марилар)  — финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002).
 Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.
 

 
Древняя территория марийцев была очень широкой, в настоящее время основной территорией проживания является междуречья Волги и Ветлуги.
Выделяют три группы марийцев: горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обощённое лугово-восточные марийцы. 
Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Среди многих марийцев, особенно проживающих в Татарстане и Башкирии, распространен татарский язык. Большинство марийцев исповедуют православие, однако сохраняются и некоторые пережитки язычества, которые в сочетании с идеями монотеизма образуют своеобразную марийскую традиционную религию.

Среди марийцев много известных людей: героев войны, писателей, поэтов, актеров, композиторов, художников, спортсменов и т.д.
В нашей статье расскажем о самых интересных представителей марийского народа.
 

 

        ССЫЛКИ НА СТАТЬИ ПРО НАРОД МАРИ И ПРО МАРИЙСКИЙ КРАЙ:

Статья краеведов про народ мари - тут!

Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!

Общественный быт и обряды марийского народа - тут!

Традиции пчеловодства у марийцев - тут!

Родильные приметы и обряды народа мари - тут!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Статья про географию Марий Эл - тут!

Марийский герой и целитель - Акпатыр - тут!

Статья про Сернурский район Марий Эл - тут!

Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!

Статья про татарских мари - с. Починок Кучук - тут!

Центр марийского мира - Сернурский край - Ореховка - тут!

Моление в Дубовой роще - тут!

Путешествие и сплавы по марийским рекам - тут!

Марийский князь Мамич-Бердей - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

Предания и легенды про Овду - тут!

История и археология ветлужских марийцев - тут!

Похоронные обряды народа мари - тут!

Пульсодиагностика и аккупунктура в марийской медицине - тут!

Легенда про марийского князя Болтуша - тут!

Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!

Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!

Марийский национальный костюм - тут!

Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!

Марийский эпос Юпу - Дерево  богов - тут!

 

Известные марийцы
Быков, Вячеслав Аркадьевич — хоккеист, тренер сборной России по хоккею
Васильев, Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор
Ким Васин — писатель
Григорьев, Александр Владимирович — художник
Ефимов, Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер
Ефремов, Тихон Ефремович — просветитель
Ефруш, Георгий Захарович — писатель
Иванов, Михаил Максимович — поэт
Игнатьев, Никон Васильевич — писатель
Искандаров, Алексей Искандарович — композитор, хормейстер
Йыван Кырла — поэт, киноактёр
Казаков, Миклай — поэт
Владислав Максимович Зотин — 1-й Президент Марий Эл
Вячеслав Александрович Кислицын — 2-й Президент Марий Эл
Колумб, Валентин Христофорович — поэт
Конаков, Александр Фёдорович — драматург
Лекайн, Никандр Сергеевич — писатель
Луппов, Анатолий Борисович — композитор
Макарова, Нина Владимировна — советский композитор
Микай, Михаил Степанович — поэт и баснописец
Молотов, Иван Н. — композитор
Мосолов, Василий Петрович — агроном, академик
Мухин, Николай Семёнович — поэт, переводчик
Сергей Николаевич Николаев — драматург
Олык Ипай — поэт
Орай, Дмитрий Фёдорович — писатель
Палантай, Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог
Прохоров, Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
Пет Першут — поэт
Сави, Владимир Алексеевич — писатель
Сапаев, Эрик Никитич — композитор
Смирнов, Иван Николаевич (историк) — историк, этнограф
Тактаров, Олег Николаевич  — актёр, спортсмен
Тойдемар, Павел С. — музыкант
Тыныш Осып — драматург
Шабдар Осып — писатель
Шадт Булат — поэт, прозаик, драматург
Шкетан, Яков Павлович — писатель
Чавайн, Сергей Григорьевич — поэт и драматург
Черемисинова, Анастасия Сергеевна — поэтесса
Элексейн, Яков Алексеевич — прозаик
Элмар, Василий Сергеевич — поэт
Эшкинин, Андрей Карпович — писатель
Эшпай, Андрей Андреевич — кинорежиссёр, сценарист, продюсер
Эшпай, Андрей Яковлевич — советский композитор
Эшпай, Яков Андреевич — этнограф и композитор
Юзыкайн, Александр Михайлович — писатель
Юксерн, Василий Степанович — писатель
Ялкайн, Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф
Ямбердов, Иван Михайлович — художник.

 

МАРИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ ЧАВАЙН

Сергей Григорьевич Чавайн (настоящая его фамилия Григорьев) родился 6 октября 1888 года в деревне Малые Карамасы Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне эта деревня входит в состав Моркинского района Республики Марий Эл.).

                 (рабочее место классика марийской литературы Сергея Чавайна)                                            

  Отец его - Григорий Михайлов - был крестьянином-бедняком, отдавшим всю свою жизнь труду землепашца и смолокура. Мать будущего поэта - Татьяна Анисимовна - была одаренной сказительницей, знавшей множество песен и сказок. С детских лет Сергей приобщился к ее удивительному сказочному миру, переняв от нее дар песнетворцa и сказителя.  

  (верхнее среднее фото - Чавайн с матерью, верхнее левое - с детьми, нижнее левое - с женой)        

     Несмотря на бедность, родители поэта решили ему дать образование. Успешно окончив сельскую школу, Сергей Чавайн в 1904 году поступает учиться в Казанскую учительскую семинарию. Время его учебы совпало с первой русской революцией. События той поры оставили глубокий след в сознании юного семинариста.

     2 декабря 1905 года он написал стихотворение "Роща", проникнутое освободительными идеями. Это стихотворение стало первым оригинальным произведением марийской письменной поэзии.

 

МАРИЙСКИЙ КНЯЗЬ И ЦЕЛИТЕЛЬ АКПАТЫР

 могила марийского героя и целителя Акпатыра.                                                   

По народным преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.
Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.
Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».
Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.
После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.
Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.
В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.
С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

 

МАРИЙСКИЙ КНЯЗЬ БОЛТУШ (ПОЛТЫШ)

Болтушина гора - камень Болтуша (Полтыша)                                                      

Князь Болту́ш  (мар. Полтыш) (ок. 1513—1553) —  это марийский князь, правитель Малмыжского княжества, один из известнейших персонажей марийской истории.
 Этимология имени происходит от марийского «полтыш» — застёжка, бляха.                                            


Возможно, князь получил свое прозвище от какой-нибудь замечательной золотой или серебряной пряжки, украшающей его парадное одеяние.  Есть также версия, что его имя произошло от татарского – балта (топор).
Он был Военачальником луговых мари, возглавлявшим борьбу с войсками Ивана Грозного в середине XVI века в период Черемисских войн. В 1552 основал крепость Шанчара на Большой Кокшаге (нынешний Санчурск). Погиб при защите своей столицы Малмыжа от пушечного ядра и был похоронен в кольчуге и с заколотым конём на вершине т. н. Болтушиной горы в Малмыже под руководством своего брата Токтауша. "Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевой называется; и сим сохранена память имени сего владетеля"

 

МАРИЙСКИЙ ГЕРОЙ И БОГАТРЬ ЧОТКАР

КАМЕНЬ ЧОТКАРА

Чоткар — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в (Волжском районе Республики Марий Эл). Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь. Ежегодно недалеко от деревни Нурмучаш в начале июня проходят праздничные торжественные мероприятия в память Чоткара.

Помимо народных преданий о Чоткаре были созданы литературные произведения: стихотворение-легенда «Богатырь Чоткар» С. Г. Чавайна (1910—1912) и исторический роман «Чоткар» Л. Л. Яндакова (2000). 

Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны  с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника. В частности, есть такая легенда.                                   Камень Чоткара                                                      

 

 

МАРИЙСКИЙ КНЯЗЬ МАМИЧ-БЕРДЕЙ

ПОЧИТАЕМЫЙ КАМЕНЬ КНЯЗЯ МАМИЧ-БЕРДЕЯ

В 1552-1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. С целью воссоздания Казанского ханства пригласил в 1555 из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского царства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев — луговых марийцев, татар, удмуртов.  

Памятник Мамич-Бердею
Находится этот малоизвестный памятник в Оршанском районе республики Марий Эл.
Поворот с трассы Йошкар-Ола — Оршанка на Пуял.
Ближайший населенный пункт деревня Мари-Ернур.

 

ПИСАТЕЛЬ Н.В. ИГНАТЬЕВ

10 июня 1995 года, в честь 100-летнего юбилея писателя-классика, основоположника горномарийской литературы Н.В. Игнатьева, уроженца деревни Чаломкино, торжественно открыт Литературно-художественный музей. Музей открыт с целью сбора, хранения, экспонирования предметов материальной и духовной культуры, пропаганды творчества Н.В. Игнатьева, удовлетворения этнокультурных запросов граждан, сохранения языка, культуры, традиций и обычаев горномарийского народа, осуществления просветительной и образовательной деятельности. В современном меняющемся мире мы возвращаемся к историческому прошлому своего народа, что позволяет нам не утерять связь поколений, сохранить свои корни. У музея сложилась своя история, история создания, становления, развития и деятельности. 
Располагается музей в одноэтажном, бревенчатом, специально построенном деревянном здании. Площадь его составляет 189 м². Имеется два зала – экспозиционный и выставочный, каждый из которых занимает соответственно 58 и 65 м².


Еще с 1993 года началась подготовка к проведению 100-летнего юбилея Н.В. Игнатьева. Был создан оргкомитет как в районе, так и в республике. В архиве музея хранятся Протокола заседаний организационного комитета, первое заседание которого состоялось в марте 1993 года. Членами организационного комитета были: В.Л. Николаев – министр культуры Республики Марий Эл, С.И. Художникова – заместитель главы администрации Горномарийского района, А.И. Хват – начальник отдела культуры района, сотрудники районной газеты, отдела образования, краеведы, учителя школ района и другие. Республиканским оргкомитетом была разработана программа, куда вошло строительство дороги к деревне Чаломкино, создание музея, бюста Н.В. Игнатьева. Марийскому книжному издательству поручено выпустить собрание сочинений Н.В. Игнатьева, а Марийскому национальному театру – постановку по произведениям Н.В. Игнатьева. Неоценимую помощь оказал первый президент Республики Марий Эл Владислав Максимович Зотин.

 

ПИСАТЕЛЬ ДМИТРИЙ ОРАЙ                                                                                                                    

Дим. Ора́й (псевдоним, настоящее имя — Богосло́вский Дми́трий Фёдорович, 5 [18] сентября 1901, деревня Мари-Пижай Уржумского уезда Вятской губернии — 22 января 1950, село Косолапово Мари-Турекского района Марийской АССР) — марийский советский писатель, журналист.

Классик марийской художественной литературы.

Родился в деревне Мари-Пижай (ныне — д. Малый Пижай, Сернурский район, Марий Эл) в бедной крестьянской семье. Семья Дмитрия была бедной: отец Федор Алексеевич работал у зажиточных людей, был плотником, впоследствии работал на уральском заводе вблизи п. Богословск (ныне г. Карпинск Свердловской области), а мать Прасковья Васильевна воспитывала детей, трудилась в родной деревне.

В 1913 году Дмитрий, окончив Удельно-Пижайское начальное училище, стал работать переписчиком волостного правления, после 1917 года служил в советских учреждениях секретарём, статистиком.

В детстве будущий писатель носил фамилию отца Иванов, но когда его отец после жизни рядом с поселком на Урале, где он работал на заводе, поменял свою фамилию на фамилию Богословский, мальчик также стал носить фамилию отца.

В 1920 году Дмитрия Богословского призвали в ряды РККА, но в 1921 году он был комиссован по болезни. Затем работал в Сернурском и Мари-Турекском волостном и кантонном земотделах, в Шляпинском сельсовете и кантисполкоме, один год преподавал в начальной школе.

Женился в 1922 году, жена Мария Михайловна Савельева родом из д. Токтамыж (ныне — Сернурский район), в семье было 3 дочери: Зинаида, Ираида, Нина.

 

КОМПОЗИТОР ЯКОВ ЭШПАЙ

Я́ков Андре́евич Эшпа́й (фамилия при рождении — Ишпайкин; 18 [30] октября 1890, деревня Кокшамары — 20 февраля 1963, Москва) — советский и российский композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог.
Родился в 1890 году в деревне Кокшамары (ныне — Звениговский район Республики Марий Эл), расположенной у впадения Кокшаги в Волгу. Мариец. Заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1941). Отец композитора Андрея Яковлевича Эшпая. 

                                      Кокшамары - Родина легендарных композиторов                                    


Супруга — Валентина Константиновна Тогаева (1898—1982), уроженка чувашского села Акулево (Шемшер) Чебоксарского уезда, племянница композитора Анатолия Тогаева, учительница русского языка и литературы, знаток русских, марийских, чувашских, мордовских песен.

Был создателем первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. Записал и обработал более 500 народных мелодий. В 1920 году вместе с двоюродным братом И. С. Палантаем (Ключниковым) и В. М. Васильевым участвовал в экспедиции по сбору и записи песен горных мари. Кандидат искусствоведения (1946).

Награждён орденами Красной Звезды (1946) и Знак Почёта (1951), двумя медалями.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
На родине Эшпая, в селе Кокшамары, установлена мемориальная доска, его имя носит одна из центральных улиц в Йошкар-Оле и дворец культуры в городе Козьмодемьянск.

                      Я.Эшпай с семьёй, сын Андрей на руках отца                                                                       


 

 

 ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МИХАИЛ ЛЕБЕДЕВ

Михаил Васильевич Лебедев (10 октября 1921 — 2 января 1945) — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Родился 7 октября 1921 года в деревне Немда-Обалыш Сернурского кантона Марийской автономной области РСФСР. Мариец по национальности.
Окончил Новоторъяльское педучилище в 1939 году. Работал инспектором РОНО, в 1940 году по комсомольской путёвке уехал в Забайкалье (5-й стройпоезд, работал на территории Монголии).
Призван в РККА в апреле 1941 года Борзянским ГВК Читинской области. Великую Отечественную войну встретил в Шяуляе (Литва). По некоторым данным был в 1-м гвардейском истребительно-противотанковом артиллерийском полку Резерва Главного командования (Западный и Северо-Западный фронты). В конце 1942 года окончил Днепропетровское артиллерийское училище (размещалось в Томске).                             

Командир взвода управления 8-й батареи 158-го гвардейского артиллерийского полка 78-й гвардейской стрелковой дивизии, гвардии лейтенант Михаил Лебедев отличился в боях за Днепр в сентябре 1943 года. 26 сентября в составе штурмовой группы форсировал Днепр в районе с. Домоткань (Верхнеднепровский район, Днепропетровская область). 
В бою за плацдарм находился в боевых порядках пехоты, вёл разведку целей, умело корректировал огонь батареи, чем способствовал удержанию плацдарма и переправе подразделений полка. Получил несколько ранений, но не покинул поле боя.

С боями он прошел Бессарабию, Румынию, Польшу. После тяжелого ранения на Сандомировском плацдарме Михаил Васильевич Лебедев умер от ран в госпитале 2 января 1945 года. Похоронен на центральной площади Мелеца, Польша.
 
Награды
За проявленное мужество, доблесть и героизм М. В. Лебедеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Орден Ленина, орден Отечественной войны 1-й степени, медали.

 

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗОСИМ КРАСНОВ

Зо́сим Алексе́евич Красно́в (1924—1984) — старшина Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
Зосим Краснов родился 2 августа 1924 года в селе Кутюк-Кинер (ныне — Моркинский район Марий Эл). По национальности мариец. После окончания начальной школы работал в колхозе. В августе 1942 года Краснов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. 
  С декабря того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. 
Участвовал в прорыве блокады Ленинграда и её окончательном снятии. 
Два раза был тяжело ранен. Позднее участвовал в освобождении Эстонской ССР и Польши. К январю 1945 года красноармеец Зосим Краснов был снайпером 543-го стрелкового полка 120-й стрелковой дивизии 21-й армии 1-го Украинского фронта.
 Отличился во время освобождения Польши.
 19 января 1945 года в бою Краснов лично уничтожил 3 солдат противника. 
21 января 1945 года, оказавшись вместе со своим взводом в окружении, он уничтожил вражеский пулемётный расчёт и около 14 солдат, что способствовало прорыву окружения. 
В боях за Оппельн Краснов также неоднократно отличался, увлекая за собой бойцов в атаку. В ходе дальнейшего наступления Краснов переправился через Одер и на западном берегу уничтожил ещё 4 солдата противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за «отвагу и мужество, проявленные в Висло-Одерской операции», красноармеец Зосим Краснов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6031.                       
 


  

 

ПОЭТ ВАСИЛИЙ ЭЛМАР

Васи́лий Элмáр (Кóзырев Василий Сергéевич) (22 января 1910 года, д. Кожласола, ныне Звениговский район, Марий Эл — 22 августа 1943 года, д. Алфёрово, Спас-Деменский район, Смоленская область) — марийский советский поэт, переводчик, журналист, член ВКП(б) с 1939 года.
Родился 22 января 1910 года в д. Кожласола ныне Звениговского района Республики Марий Эл в крестьянской семье. Родители Василия Сергей и Александра прожили недолгую жизнь, у него были три брата (Никон, Егор, Иван) и сестра Евдокия.

В 1925 году окончил Большегиаковскую школу I ступени, Помарскую школу крестьянской молодежи.

С 1928 по 1932 годы учился на госрабфаке при Казанском государственном университете.

Приехав в Йошкар-Олу, стал преподавателем в школе фабрично-заводского обучения. Одновременно работал корректором газеты «Марий коммуна».

В 1933—1935 годах служил в рядах РККА: в связном батальоне Ленинградского военного округа был сначала красноармейцем, потом командиром отделения, ушёл в запас в звании младшего лейтенанта.

По возвращении домой работал журналистом в газете «Марий коммуна» (ответственный секретарь, заведующий отделом сельского хозяйства). В довоенные годы работу в газете «Марий коммуна» совмещал с должностью редактора марийского альманаха «Пиалан илыш».

С 11 сентября по 22 ноября 1938 года проходил военную подготовку.

 

ПИСАТЕЛЬ МАЙОРОВ-ШКЕТАН

М. Шкета́н (от луговомар. шкет — одинокий; настоящее имя Яков Павлович Майоров, 29 октября 1898, д. Старое Крещено, Ернурская волость Яранского уезда Вятской губернии — 16 мая 1937, Оршанка) — марийский журналист, писатель и общественный деятель. Основоположник марийской драматургии.

Родился в д. Старое Крещено Ернурской волости Яранского уезда Вятской губернии. Из крестьянской семьи. Учился в Ернурском 2-классном училище (1910—1912 годы), работал в хозяйстве отца. Свободное время отдавал чтению, увлекался русской классикой.
С 1917 года в царской армии, участник Первой мировой войны.

С 1918 года работник советских учреждений, заведовал отделом Ернурского волисполкома, активный проводник политики Советской власти в Оршанском районе, за что в 1920 году во время бунта в с. Ернур был избит кулаками. С 1920 года М. Шкетан — секретарь, заведующий Яранским уездным отделом национальностей.

С 1921 года в Краснококшайске: сотрудник областного земельного отдела; литературный работник, секретарь, и. о. редактора газеты «Йошкар кече». Один из организаторов и постоянный автор сатирического журнала «Арлан ден Кестен», литературного журнала «Ончыко».
Актёр, драматург и режиссёр Марийского государственного театра. С 1922 года на сцене передвижного театра были поставлены спектакли по его пьесам «Сардай», «Ачийжат-авийжат» («Эх, родители», 1923), «Шошым сеҥен» («Весна победила», 1924), «Шурно» («Урожай», 1933) и др., в своих постановках зачастую сам исполнял главные роли.

В 1929 году вернулся в Оршанский район, один из организаторов колхоза (в настоящее время носит его имя), в нём же председатель ревизионной комиссии, руководитель сельского драматического кружка.

В ходе кампании против т. н. «троцкистов» и «буржуазных националистов» заочно подвергнут оскорблениям, назван «политическим хулиганом» (06.05.1937), что подорвало и без того слабое здоровье. Скончался в Оршанской больнице 16 мая 1937 года, похоронен в парке, ныне носящем его имя.

 

МАРИЙСКИЙ ПОЭТ НИКОЛАЙ МУХИН

Родился 25 ноября 1890 г. в д. Олыкъял  - ныне Моркинского района Республики Марий Эл в семье сельского учителя.

Окончив в 1907 г. Уньжинскую школу, Н. Мухин начал работать учителем.

Участвовал в Первой мировой войне.

В 1918 г. возвратился к педагогической деятельности, работал в ряде марийских школ. В 1931 г. поступил учиться в педагогический институт, который окончил с отличием.

Работал в Моркин-ском педагогическом училище, преподавал язык и литературу, был завучем. В этот период им были составлены учебники по языку для семилетних школ, переведены на марийский язык книги для внеклассного чтения по географии, естествознанию, обществоведению.

 В 1931 г. Н.С.Мухин принял участие в семинаре-совещании авторов национальных учебников в Москве.
Писать начал в 1906 г., впервые несколько стихотворений были опубликованы в 1917 г. на страницах газеты «Ӱжара».

В 1919 г. в Казани вышла его первая книга - поэма «Илышын ойыртышыжо» («Признаки жизни»).

Затем появились другие его сборники: «Почеламут» («Стихи»), «Эрык саска» («Плоды свободы»). Им создано свыше десятка пьес: «Ушан дурак» («Умный дурак»), «Кок тул коклаште» («Меж двух огней»), «Ивук» и другие.

 

 

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МИХАИЛ ЗАРЕЦКИХ

Михаил Александрович Зарецких (1920—2004) — майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
 Родился 7 ноября 1920 года в деревне Таутово (ныне — Кильмезский район Кировской области). С раннего возраста работал на лесосплаве. 
Окончил семь классов школы, Кировский медицинский техникум и аэроклуб. 
Летом 1940 года Зарецких добровольно пошёл на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1943 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. 
С октября того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в освобождении Украинской ССР, Польши, Чехословакии, боях в Германии.

К апрелю 1945 года лейтенант Михаил Зарецких был лётчиком 525-го штурмового авиаполка 227-й штурмовой авиадивизии 8-го штурмового авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта. 
К тому времени он совершил 150 боевых вылетов на штурмовку и разведку скоплений боевой техники и живой силы противника. Всего же за время войны Зарецких совершил 182 боевых вылета, нанеся войскам противника большие потери.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» лейтенант Михаил Зарецких был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6306.

 

 КОМПОЗИТОР КЛЮЧНИКОВ-ПАЛАНТАЙ

Иван Степанович Палантай (Ключников)
(11 апреля 1886 г.— 11 июля 1926 г.) – первый марийский композитор.

Иван Степанович Ключников родился в д. Кокшамары Посадско-Сотниковой волости Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне д.Кокшамары Звениговского района РМЭ) в большой крестьянской семье. 
В семье было пятеро детей – два брата и три сестры. Отец, Степан Петрович, был хлебопашцем. Мать, Анастасия Яковлевна, отличалась неплохими музыкальными способностями, хорошо играла на гуслях, пела и прививала любовь к музыке детям.

 

                                                         В музее села Кокшамары                                     


 Особенно отличался пристрастием к музыке Иван. Будучи музыкально одаренным, он очень скоро научился играть на гармошке и уже в девятилетнем возрасте участвовал на девичьих вечеринках, называемых «Ӱдыр сыра» (« Девичья брага»), где играл марийские песни и пляски.
 
Учеба
В семь лет Ваня поступил в школу и был круглым отличником.

Его детство проходило в суровых условиях – из-за материального недостатка в столь большой семье десятилетнему Ивану приходилось работать на лесосплаве.

Окончив школу, Иван поступил в Уфимское двухклассное училище, где он научился играть на скрипке.

По окончании училища в 1904 году он сделал попытку поступить в Бирскую учительскую школу, однако по состоянию здоровья не был принят, и ему пришлось вернуться на родину. Там он под руководством учительницы А. Б. Бобровой готовится к экзаменам на звание учителя начальной школы (псевдоним «Палантай» был взят Иваном в честь уважаемой учительницы – это было имя ее деда). Параллельно с подготовкой он организовал хор из учителей и учеников соседнего села Кокшайска.

Наконец, весной 1905 г. Иван на отлично сдал экзамен на звание учителя начальной школы, однако учителем впоследствии он не стал. Вместо этого осенью 1905 г. он поступил на регентские курсы при Казанском музыкальном училище русского музыкального общества на первый курс по специальности «хоровое дирижирование».

 

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСЕЙ ГРОМОВ

Громов Алексей Николаевич (15 августа 1911 года — 28 июня 1987 года) — участник Великой Отечественной войны, младший лейтенант, Герой Советского Союза.

 Родился 15 августа 1911 года в деревне Нижняя Кукмарь Конганурской волости Уржумского уезда Вятской губернии в крестьянской семье. Мариец по национальности. 
После окончания семилетки работал в колхозе.

Призван в Красную Армию в декабре 1941 года.
 
Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года. 
В 1943 году закончил курсы младших лейтенантов.

Командир взвода 1185-го стрелкового полка (356-я стрелковая дивизия, 61-я армия, Центральный фронт), младший лейтенант Громов А. Н. отличился при форсировании Днепра. 28 сентября 1943 года в районе с. Новосёлки (Репкинский р-н Черниговской области) взвод под командованием Громова одним из первых достиг правого берега, вышел к реке Брагинка, переправился через неё и вступил в бой. Когда погиб командир роты, Громов принял командование на себя. Наступая, рота оттеснила противника от реки. В ходе боя Громов А. Н. получил тяжёлые ранения, но продолжал командовать ротой.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года, за образцовое выполнение заданий командования при форсировании Днепра и проявленные при этом отвагу и героизм, младшему лейтенанту Громову Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3586).

Комиссован в 1944 году. Вернулся в родную деревню, работал председателем колхоза, затем — сельсовета.

Умер 28 июня 1987 года в п. Советский, Советский р-н Марийской АССР.

 

МАРИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ВАЛЕНТИН КОЛУМБ

Валентин Колумб – талантливый марийский поэт и гражданин, чья судьба овеяна десятками легенд. Он прожил недолгую, но стремительную жизнь – словно спешил успеть исполнить свое земное предназначение. Без его творчества немыслима сегодня марийская литература.

Родился Валентин Христофорович Колумб в Моркинском районе, в деревне Мызинер, 3 мая 1935 года. Деревня Пумор, где прошли детство и юность поэта, оставила неизгладимый след в его творчестве. Вокруг деревни были расположены красивейшие леса, родники и луга. Все это окружение воспитало Валентина Колумба любознательным, наблюдательным, умеющим тонко воспринимать красоту. Фамилия поэта всегда вызывала интерес у его современников. В письме поэту Николаю Старшинову Валентин Колумб писал: «Загадка с фамилией. Отца в честь какого-то святого назвали Христофором. Учился он хорошо. В придачу от учителя за свои успехи получил и фамилию Колумб, вместо Декина».

     Семья поэта была самой обыкновенной. Отец его работал секретарем волостного исполнительного комитета. Мать, Прасковья Николаевна, работала в колхозе. В деревне она славилась как искусная рассказчица. Благодаря ей  - маленький Валентин с детства полюбил родное слово.

Со слов поэта:

«Очень любил книги. Однажды мать послала меня на базар за десять километров купить горшок-подойник. Я остановился у первого же книжного киоска и набрал целую охапку книг. Помню, там был томик Лермонтова и «Записки охотника» Тургенева. А когда вспомнил о горшке, побежал на базар, народу почти не было, да и денег осталось мало. Купил горшочек, в который взрослый не просунул бы и кулак. Пошёл домой. Брат меня очень ругал, а мать прятала от него книги».

 

Когда началась Великая Отечественная война Колумбу было 6 лет. Отец и двоюродный брат Володя ушли на фронт и не вернулись - погибли, защищая Родину.

Душа поэта была навечно опалена огнем памяти о минувшей войне. Мальчишки того поколения взрослели рано и жизнь познавали в тяжелом деревенском труде. Живя в постоянной тревоге за ушедших на фронт отцов и братьев, из последних сил старались заменить их в работе. 

 

 

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕОРГИЙ БАСТРАКОВ

Гео́ргий Фёдорович Бастрако́в (18 апреля 1917 — 27 января 1944) — участник Великой Отечественной Войны, гвардии старший лейтенант, Герой Советского Союза.

«Командир бессмертной роты» — так называли Бастракова его однополчане. На фронте о нём ходили легенды. «Друзья называли его везучим, бойцы — бессмертным», — пишет Гончаров — однополчанин героя.
Родился 18 апреля 1917 года  в деревне Памаши ныне Новоторъяльского района Марийской АССР в семье крестьянина. По национальности мари.

Учился в средней школе, работал в колхозе, зимой — на химическом заводе в Горьковской области.

С 1938 — в Красной Армию. Окончил школу младших командиров.                                                              


Участие в ВОВ 
С первых часов войны Г. Ф. Бастраков в составе 99-й стрелковой дивизии участвовал в боях с фашистскими войсками на Юго-Западном фронте. На второй день войны был назначен командиром пулемётного взвода.

После ранения с ноября 1941 г. сержант Бастраков оформлен в воздушно-десантные войска. Командовал взводом разведчиков. 
В начале 1942 г. ему присвоено звание младшего лейтенанта.

В феврале 1943 г. Г. Ф. Бастраков — командир роты автоматчиков. В октябре 1943 г. рота первой ворвалась в с. Губин Чернобыльского района Киевской области, а затем отразила 7 контратак противника и удержала занимаемые посты.

 

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЕВСЕЙ АЛЕКСЕЕВ

Евсей Алексеевич Алексеев (21 декабря 1921 — 10 ноября 1979) — советский артиллерист, в годы Великой Отечественной войны гвардии младший сержант, наводчик орудия 5-й батареи 154-го гвардейского артиллерийского полка 76-й гвардейской стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта. Герой Советского Союза (15.01.1944), младший лейтенант.
Родился в семье крестьянина. По национальности мари.

Окончил 4 класса, работал в колхозе. В 1940 году призван в Красную армию.                                              


Великая Отечественная война 
Участник войны с 22 июня 1941 года. Воевал под Одессой, в Сталинграде (в боях за который получил Медаль «За отвагу»), на Курской дуге, участвовал в освобождении Левобережной Украины. Прошёл с боями до Победы. Дослужился до звания младшего сержанта.

В боях с 17 по 21 сентября 1943 года Алексеев уничтожил три вражеских миномета, противотанковое орудие, четыре пулемета и наблюдательный пункт противника. У села Толстолес (Черниговский район Черниговской области) отразил несколько вражеских контратак. 29 сентября огнём прикрывал переправу подразделения через Днепр в районе села Мысы (Репкинский район Черниговской области), участвовал в бою за плацдарм.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за образцовое выполнение заданий Командования по форсированию реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии младшему сержанту Алексееву Евсею Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Вступил в ВКП(б) в июле 1944 года, в 1945 окончил курсы младших лейтенантов 1-го Белорусского фронта.

 

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗИНОН ПРОХОРОВ

Есть в глубинке необъятной России неприметная на первый взгляд деревушка с истинным марийским названием Олыкъял. Дословный перевод на русский — Луговая деревня (олык — луг, ял — деревня). 
Она расположена в Волжском районе, на стыке двух республик: Марий Эл и Татарстан. Деревня известна тем, что здесь родились и выросли два Героя: Герой Советского Союза Зинон Филиппович Прохоров и Герой России Валерий Вячеславович Иванов.
Я очень горжусь этими двумя мужественными людьми и почитаю их не только потому, что они приходятся мне родственниками, но главное потому, что они в жизни были настоящими людьми! Я горжусь тем, что могу испить воды из того же родника, из которого пили они. Я горжусь тем, что хожу по той же земле, по которой босоногими мальчишками бегали теперешние два Героя! Я горжусь тем, что могу подышать ароматом мягкой муравы бескрайних лугов, где когда-то в разное время косили траву эти два молодца! И не думали, что оставят на земле неизгладимый след.

 

 

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНДРЕЙ ЯНАЛОВ
6 августа уроженцу деревни Лапка Памаш Сернурского района Марий Эл Герою Советского Союза Андрею Яналову исполнилось бы 96 лет, в этот день земляки торжественно открыли памятный камень герою и назвали его именем деревенскую улицу.

Мы стоим на залитой солнцем улице деревни Тимино рядом с аккуратно выкошенным пустырем. Старики говорят, что именно здесь стояла худая избенка, в которой родился и вырос Андрей Яналов. Марийский мальчишка, окончивший всего два класса школы колхозной молодежи из крохотной деревеньки Лапка Памаш, стал Героем Советского Союза, его именем названы улицы в Калининграде, в Йошкар-Оле и в Сернуре. 

                         бюст героя в поселке Сернур                                                                       


  
Чолга Ондре
Семья Яналовых жила очень бедно, в школьных журналах в графе «материальное положение» у Андрея Яналова стоит запись «бед.кол.», что означает бедный колхозник. Напасти в семье шли одна за другой, сначала от воспаления легких умерла мама, потом, обвинив в контрреволюционной агитации, арестовали отца. Михаил Матвеевич плотничал и одновременно был председателем церковного совета Сернурской церкви, что ему и аукнулось в 1939 году. Человеку дали шесть лет, так и сгинула безвинная душа в лагерях. Ни даты смерти, ни места захоронения раба Божьего.
 Андрей запомнился землякам как способный, творческий мальчишка, который был душой компании и школьного драмкружка, прекрасно играл на гармошке и марийской волынке, с ней он, казалось, не расставался никогда. Парень и сам собой был видный: высокий, широкоплечий, сильный. В деревне его так и звали «Чолга Ондре», что означает «яркий Андрей». Но вот получить образование ему не довелось. Начальная школа и два года в школе колхозной молодежи - вот и все его «университеты». Кстати, парта, за которой он сидел, впоследствии стала своего рода знаком отличия - сидеть за ней разрешалось только самым лучшим ученикам. 
 А вот работать пришлось сызмальства: пастушил, был прицепщиком, потом сам выучился на тракториста. А в 1940 году 20-летнего парня призвали в ряды Красной Армии. Рассказывают, что провожать его вышла вся деревня, а он медленно шел по улице и играл для соседей прощальную мелодию. Так и ушел на службу с марийской волынкой. А напоследок посадил возле дома березку, не она ли – мощная, степенная - и сейчас стоит возле родительской усадьбы. 

 

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА - СЕРГЕЙ СУВОРОВ

С.Р.Суворов родился в 1922 г. в дер. Большая Вочерма Мари-Турекского района Марийской АССР. Эта деревенька, затерявшаяся в марийской глубинке, стала для Сергея самым дорогим местом на планете. И не только потому, что он здесь родился, ещё потому, что он здесь делал первые шаги по земле, здесь он знал каждую тропинку, здесь были его корни.
Отец, Роман Павлович Суворов, воевал на фронтах Первой мировой войны. Трудно, тяжело жилось после войны. Много было хлопот у матери, Аграфены Федоровны, ведь в семье росли двое сыновей и три дочери. Дети росли справные, работящие. Сергей был старший.
В марте 1930 года, когда Серёже Суворову шел уже восьмой год,  Роман Павлович Суворов да ещё несколько смелых крестьян из самой бедноты организовали в родной деревне колхоз и назвали его «Саска», что означает плоды. Присоединились и другие, разрастался колхоз, работали не покладая рук. Дела пошли в гору.
Отец хотел, чтобы его сын учился. Осенью 1930 года Серёжу привели в школу. «Учись, сынок, – сказал отец, – знания – они, брат, всему основа», и Сергей учился. Сначала в начальной школе в деревне Вочерма, затем закончил Большеруяльскую семилетку и Мари-Биляморское педучилище.

И вот он учитель Пумаринской начальной школы, активный общественник.

Сергей Романович Суворов - Герой Советского Союза

Однофамилец великого русского полководца
В лютую зиму 1942 года, когда шли жаркие бои под Москвой, прибыла к столице 222 стрелковая дивизия, в роте автоматчиков которой защищал Родину молодой боец Сергей Суворов.
22 июня 1941 года страшная весть пришла и на марийскую землю. Сергей не раздумывая пошел на фронт. И было тогда ему всего 19 лет.

 

ЗИНАИДА ВОРОНИНА

Зинаида Борисовна Воронина (Дружинина; 10 декабря 1947, г. Йошкар-Ола, Марийская АССР, СССР — 17 марта 2001, г. Балашиха, Московская область, СССР) — советская гимнастка, олимпийская чемпионка 1968, чемпионка мира, заслуженный мастер спорта СССР.

Родилась в Йошкар-Оле. Училась в школе № 1. Там её и заметила Антонина Михайловна Левшевич, ставшая первым тренером Зины по гимнастике. В 1965 году Зинаида переехала в Москву, где вошла в состав «Динамо».

После этого с ней стал работать тренер Владимир Шелковников.

На Олимпиаде 1968 года в Мехико завоевала четыре медали, в том числе золото в командном первенстве.

Зинаида Воронина являлась супругой олимпийского чемпиона Михаила Воронина. От него в 1969 году родила сына Дмитрия. Спустя всего 2 года супруги развелись.

С тех пор Воронину всё чаще замечали в пристрастии к алкоголю.

Она совсем забросила тренировки. Двухлетний сын остался жить с отцом. С 1986 по 1992 год Воронина работала на Балашихинском литейно-механическом заводе земледелом. Жила на «13 линии», недалеко от Салтыковки.

Похоронена на Туруновском кладбище в Йошкар-Оле.

Именем Зинаиды Ворониной названа Специализированная детско-юношеская гимнастическая школа олимпийского резерва города Йошкар-Ола.

  

ЧУМБЫЛАТ
Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII — XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немца и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом — Кукарка). Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель. Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбалат же утешал их «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Пришёл враг!..». Я встану оборонять вас». Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские — Чимбулатов Камень. Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля. Однажды, дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь совсем марийцев без покровительства, и чтущим его он придаёт сил и хранит от зла.

 

БАЙ-БОРОДА НИКИТА ИВАНОВИЧ (ОШ-ПОНДАШ)
Кугуз (князь) марийских земель в верховьях реки Ветлути в XIV веке. Ветлужское кугузство (княжество) существовало с XII по начало XIV века и во время правления Бай-Бороды его столицей являлось Шангское городище (Ветля-Шангон. Шанга-Ала). Княжество находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды и платило одновременно дань Галичскому княжеству. Бай-Борода, ставший кугузом в середине XIV века, повёл политику, направленную на избавление от ставшей обременительной опеки галичских князей. Бай-Борода принял христианство. хотя и не забыл при этом веру предков, крестил свою дочь под именем Мария и в 1345 году выдал её замуж за галичского князя Андрея Семёновича. На свадьбу прибыло много знатных гостей, в том числе великий князь московский Симеон Гордый с женой Евпраксией. В 1346 году галичским князем стал Андрей Федорович Ростовский, с которым кугуз не нашел взаимопонимания, и повёл против него долгую войну с 1350 по 1372 год. С помощью золотоордынских войск кугуз одержал победу и прекратил выплачивать дань Галичскому княжеству. Умер Бай-Борода в 1385 году от чумы. Впоследствии ветлужские марийцы стали воспринимать Бай-Бороду (Ош-Пондаша) как своего покровителя.

 

КАМАЙ
Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной пасти нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь Одо», — сказал Камай. — то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласится Одо. В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославится как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Ещё в XIX — начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень» раз в год приносили Камай-Юм о (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.

  

ПАШКАН
Легендарный богатырь, живший в XVI веке в деревне Юлъял (ныне село Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл). Он отличался высоким ростом и огромной силой. Как говорит предание, у него была лошадь, настолько быстрая, что за два часа могла проскакать от Юлъяла до Казани и обратно. Пашкан не раз ходил на Казань вместе с московскими войсками. Согласно легенде, он самонадеянно вознамерился верхом на лошади взобраться на крепостные стены Казани. Опешившие от такой наглости татары решили наказать его и выставили против него пятьдесят всадников. Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони. Думая, что оторвался от преследователей, он спешился передохнуть. Однако татарские всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая немного до Юлъяла, его лошадь завязла в озере, а погоня приближалась. Пашкан успел сказать землякам, что пришёл его последний час и просил своих сородичей помнить о нём. Только он сказал это, как налетели преследователи и в ожесточённой, но неравной схватке богатырь пал. Узнав о гибели своего богатыря, марийцы решили отомстить. Татары, расположившиеся после погони и схватки на отдых, были все перебиты. Марийцы не забыли о Пашкане и почитали его как духа-покровителя — Керемета. Место, где он погиб, до сих пор называется Пашкан-керемет.

   

ИРГА
Героиня преданий тоншаевских марийцев Нижегородской области. Рассказывают, что жила здесь когда-то девушка Ирга, статная, красивая, сильная, весёлая. Искусная охотница, она кормилась лесом, метко стреляя из лука, ловко орудуя топором и острогой. Жила с дедом, помогала ему по хозяйству, ухаживала за ним. Однажды с Ветлуги в их деревню направился отряд разбойников. Таясь и скрываясь, шли грабители, чтобы врасплох застать марийцев, но выследила их Ирга и предупредила о беде односельчан. Собрав свое имущество, спрятались они в глухом лесу, а вот Ирга, помогая им, не успела укрыться. Поймали её разбойники и, обозлённые, что нечем им поживится в деревне, издевались над ней, выпытывая, где находятся её односельчане. Однако отважная девушка ничего им не сказала, и тогда ее повесили на высокой сосне. Когда миновала беда, вернулись в деревню её жители и увидели, что сотворили с Иргой бандиты. Бережно сняли её с дерева и похоронили под сосной. Та сосна стояла ещё в прошлом веке, и марийцы приходили к ней помянуть храбрую девушку. Говорят, что мужчины поклялись отомстить разбойникам. Они настигли их и всех перебили. Предание об отважной девушке пережило века и, как сказал один сказитель: «Нет никакого права не верить ему: ведь мужество и верность шли бок о бок с верными людьми».

 

 

___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Книга: Марийцы. Историко-этнографические очерки/Коллективная монография - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005./ Традиционная культура.
Музеи Марий Эл.
Марийцы / Марийцы восточные / Марийцы горные / Марийцы луговые / Марийцы северо-западные / // Энциклопедия Республики Марий Эл / Гл. редкол.: М. З. Васютин, Л. А. Гаранин и др.; Отв. лит. ред. Н. И. Сараева; МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева. — М.: Галерия, 2009. — С. 519—524. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
Марийцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
М. В. Пенькова, Д. Ю. Ефремова, А. П. Конкка. Материалы по духовной культуре марийцев // Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. C. 376—415.
С. В. Стариков. Марийцы (черемисы) Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже XIX—XX веков. — Филокартия, 2009, № 4(14) — с. 2—6.

 

Комментарии

Забыли Зинаиду

Забыли Зинаиду Воронину(Дружинину)-олимпийскую чемпионку по спортивной гимнастике(Йошкар олинскую принцессу).

Никто не забыт

Никто не забыт и ничто не забыто

Обязательно напишем про неё. 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.